УДК 376
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС» КАК ПЕРСПЕКТИВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Петрушина Елена Михайловна
Зам. директора МБОУ «Школа-интернат спортивного профиля г. Челябинска
В статье представлена информация об образовательной модели «Ресурсный класс» для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Ресурсный класс обеспечивает право обучать любого ребенка и позволяет организовать учебный процесс в соответствии с потребностями каждого учащегося в наименее ограниченной среде. Развитие и коррекция психофизических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении позволяет приобщать детей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.
Ключевые слова: ресурсный класс, социализация, адаптация, инклюзивное образование, общеобразовательная школа, коммуникация, тьюторское сопровождение.
EDUCATIONAL MODEL "RESOURCE CLASS" AS A PROSPECT OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH SEVERE AND MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS.
Petrushina Elena Mikhailovna
Deputy Director of the Sports Boarding School, Chelyabinsk
The article presents information about the educational model "Resource Class" for children with severe and multiple developmental disabilities. The resource class provides the right to teach any child and allows you to organize the learning process in accordance with the needs of each student in the least restricted environment. The development and correction of the psychophysical qualities of children with disabilities by means of adaptive physical culture and wellness activities in a general education institution allows children with disabilities to engage in physical culture and sports, a healthy lifestyle, and as a consequence of rehabilitation and social adaptation in society.
Keywords: resource class, socialization, adaptation, inclusive education, secondary school, communication, tutor support.
Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации является инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование представляет собой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) совместно с их нормотипичными сверстниками. Осуществление данного
подхода в общеобразовательных организациях возможно только при условии эффективной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников посвящены работы Н.В. Бабкиной, О.А. Денисовой, Е.А. Екжановой, В.З. Кантора, Л.М. Кобриной, О.И. Кукушкиной, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Т.С.
Овчинниковой, Л.И. Плаксиной, О.Г. Приходько, О.Н. Смолина, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко, И.М. Яковлевой, Е.А. Ямбурга и др.
Козорез А.И. определяет ресурсный класс как образовательную модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Дети под руководством компетентных педагогов могут регулярно восполнять или приобретать ресурс, необходимый им для того, чтобы учиться в школе. Ресурсным классом называют также и кабинет, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе. В этих кабинетах для учащихся есть возможность сочетать инклюзивное и индивидуальное обучение в условиях общеобразовательной школы.
Целью ресурсного класса является организация помощи учащимся с особыми образовательными потребностями в адаптации и социализации к требованиям и среде общеобразовательных школ, социуму, взаимодействию с нормотипичными сверстниками.
Можно отметить, что благодаря опыту работы ресурсных классов в общеобразовательных школах России повысилась эффективность инклюзивного образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Постепенное включение в
общеобразовательные классы, позволяет избегать негативных эмоциональных состояний, нежелательного поведения как обучающихся из общеобразовательного, так и ресурсного классов.
В отличии от коррекционного класса ученики ресурсного класса могут посещать уроки в общеобразовательных классах, что требует большой подготовительной работы. В классах проводятся «Уроки доброты» направленные на формирование толерантной среды среди нормотипичных сверстников. Для педагогического состава проводятся обучающие семинары и тренинги по формированию культуры толерантности с учетом возрастных особенностей школьников. Большое значение имеет работа с пониманием и восприятием инклюзивных проектов педагогами. Необходимы специальная подготовка и повышение квалификации педагогических работников. Для родителей организуются собрания, на которых происходит заочное знакомство с детьми: родители узнают об особенностях каждого ребенка из ресурсного класса, о возможных проявлениях нежелательного поведения, рекомендации по взаимодействию с детьми и совместные запланированные мероприятия.
Для успешной социализации детей с ТМНР, особую роль выполняет психолого-педагогическое сопровождение, которое подразумевает комплексную работу всех специалистов школы: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда,
ресурсного учителя, тьютора и направлено на создание доступной образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие обучающихся.
Все описанные условия и направления работы позволяют создать благоприятные условия для обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе их включения в среду нормотипичных сверстников.
В МБОУ «Школа-интернат спортивного, спортивного-адаптивного и оздоровительного профиля г. Челябинска» стремиться пропагандировать физкультурно-
оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в работе с детьми с ОВЗ. Это улучшает их физическое здоровье и возможности социальной адаптации в среде сверстников и обществе.
Школа является уникальной образовательной организацией сочетающей образовательную, спортивную и лечебную работу. Для детей с ОВЗ организованы как лечебные (занятия лечебной и адаптивной физической культурой, массаж,
парафинолечение, электролечение), так и тренировочные мероприятия (легкая атлетика, бочче, настольный теннис, гольф, горные лыжи).
МБОУ «Школа-интернат спортивного, спортивного-адаптивного и оздоровительного профиля г. Челябинска» видит основную цель в создании условий, обеспечивающих получение качественного и доступного образования детям с РАС и другими ментальными нарушениями в адаптированных спортивных классах.
Обучение в адаптированных спортивных классах позволит открыть резервные возможности организма ребёнка с РАС и другими ментальными нарушениями и поможет им заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Это улучшит показатели здоровья детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Откроет возможности их приобщения к физкультурной и спортивной жизни, реабилитации и социализации не только детей, но и их семей.
Даже если ребенок обучается не по общеобразовательной, а по индивидуально адаптированной для него программе, его нахождение в классе преследует несколько целей - он участвует в работе класса, выполняя отдельное задание, и он обучается соответствующему учебному поведению: отвечать на вопросы учителя (используя
альтернативную коммуникацию, если ребенок невербальный), выходить к доске, поднимать руку и т.п., понимать инструкцию тренера, соблюдать правила техники безопасности при занятиях спортом.
Таким образом, ресурсный класс выступает тем местом, где сосредоточены
максимально возможные для
образовательного учреждения ресурсы, способствующие реабилитации, социализации, инклюзии и овладению ребенком академических навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова С.А. Готовность педагога по физической культуре к здоровьесберегающей деятельности // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 20. - С.185-188.
2. Емельянова Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров // Вектор науки Томского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 420-423
3. Козорез А.И., Беспалова А.Н., Гончаренко М.С. и др. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. -М.: Ресурсный класс, 2016. - 357 с.
4. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 3. С. 55-62.