Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДИНАМИКА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДИНАМИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / EDUCATIONAL MIGRATION / ACADEMIC MOBILITY / INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / EAEU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Анна Андреевна

Рассматривается образовательная миграция как один из значимых драйверов развития интеграции стран Евразийского экономического союза, обосновывается значимость развития интеграции стран Евразийского экономического союза в сфере образования как одного из важнейших условий и движущей силы экономической интеграции, описываются социальные угрозы интеграции и дается оценка динамики образовательной мобильности в регионе. Приведена статистика по численности обучающихся в школах, колледжах и университетах профессионального образования государственной и негосударственной форм собственности стран - участниц ЕАЭС начиная с 2013 г., указано число образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Особое место занимает описание социальных угроз и рисков интеграционной политики в сфере образования, а также описываются возможные пути развития и перспективы сотрудничества. Проанализирована роль России и русского языка на пространстве Евразийского экономического союза. Описаны формы образовательного сотрудничества и приведены оптимальные организационные способы реализации интеграции ЕАЭС. Большое внимание уделено численности студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, прибывших из стран-членов ЕАЭС, с 2013/14 уч.г. (приведена статистика по каждой стране: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION FROM THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: SOCIAL THREATS, PROSPECTS, DYNAMICS

The article considers educational migration as one of the significant drivers of the integration for Eurasian Economic Union members. The importance of Eurasian Economic Union integration in the field of education as one of the most important conditions and driving forces of economic integration is emphasized. The author describes the social threats to integration and assesses the dynamics of educational mobility in the region. Statistics are given on the number of students at schools, colleges and universities of professional education of state and non-state ownership of the EAEC member states since 2013, and on the number of educational organizations of primary, secondary and higher professional education. Particular attention is given to the description of social threats and risks of integration policy in the field of education, as well as possible ways of development and prospects of cooperation. The role of Russia and the Russian language in the Eurasian Economic Union is analyzed. The forms of educational cooperation and the most optimal organizational ways of implementing the integration of the EAEC member states are described. Much attention is also paid to the number of students of educational institutions of higher professional education who arrived from the EAEC member states since 2013/14 (statistics for each of the following countries are given: Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia).

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДИНАМИКА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 149—157

149

УДК 316.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДИНАМИКА

© 2020 г. А.А. Черникова

Черникова Анна Андреевна, младший научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва

aannyy@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2019 Статья принята к публикации 14.05.2020

Рассматривается образовательная миграция как один из значимых драйверов развития интеграции стран Евразийского экономического союза, обосновывается значимость развития интеграции стран Евразийского экономического союза в сфере образования как одного из важнейших условий и движущей силы экономической интеграции, описываются социальные угрозы интеграции и дается оценка динамики образовательной мобильности в регионе. Приведена статистика по численности обучающихся в школах, колледжах и университетах профессионального образования государственной и негосударственной форм собственности стран-участниц ЕАЭС начиная с 2013 г., указано число образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Особое место занимает описание социальных угроз и рисков интеграционной политики в сфере образования, а также описываются возможные пути развития и перспективы сотрудничества. Проанализирована роль России и русского языка на пространстве Евразийского экономического союза. Описаны формы образовательного сотрудничества и приведены оптимальные организационные способы реализации интеграции ЕАЭС. Большое внимание уделено численности студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, прибывших из стран-членов ЕАЭС, с 2013/14 уч.г. (приведена статистика по каждой стране: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия).

Ключевые слова: образовательная миграция, академическая мобильность, интеграция, ЕАЭС.

Введение

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан в 2014 г. В 2019 году мы праздновали первый юбилей - 5 лет со дня подписания. Этому событию предшествовали сложный и длительный путь дезинтеграции экономических связей на постсоветском пространстве, 2 экономических кризиса: глубокий цивилизационный кризис 90-х гг. и мировой финансовый кризис 2008 г., последствия которых государствами-членами ЕАЭС к 2014 г. так и не были преодолены [1]. Решение об интеграции демонстрировало понимание лидерами государств необходимости поиска новых ресурсов для экономического развития, реализации потенциала хозяйственных связей внутри региона, модернизации национальных экономик и создания условий для выхода на глобальные рынки.

В настоящее время Российская Федерация является одной из стран - лидеров по абсолютной численности иммигрантов на своей территории. В 2015 г. Россия занимала третье место после США и Германии в рейтинге ООН по численности населения, родившегося за рубежом: в США - 46.6 млн человек; в Германии -

12 млн, а в России - 11.6 млн человек. По доле иммигрантов в населении Россия занимала только 102-е место в мире - 8.2% российских жителей были рождены за пределами России. Лидерами по этому показателю являются ОАЭ (88.4%), Катар (75.5%), Кувейт (73.6%), в которых трудовые иммигранты составляют основную часть трудовых ресурсов и занятого населения. Российский показатель пока значительно меньше европейских стран: Швейцария -29.6%, Австрия - 17.4%, Швеция - 16.9%, Ирландия - 15.8%, Германия - 14.5%. Однако темпы роста численности иммигрантов в России (+0.4%) в 2010-2015 гг. уже сопоставимы с некоторыми европейскими странами: в Германии и Болгарии, во Франции (+0.5%), в Бельгии (+0.7%). Более значительными темпами росла численность иммигрантов в Норвегии (+3.6%), Швейцарии (+2.9%), Нидерландах (+2.7%), Австрии (+2.2%), Швеции (+2.1%) [2].

Факторами, по-прежнему обеспечивающими общность евразийского пространства, остаются: совместная история и общая историческая память; использование русского языка в качестве средства межнационального и межгосударственного общения; сходство политических си-

стем. Свободное движение рабочей силы, массовая трудовая миграция также способствуют укреплению интеграционных связей.

При этом важно понимать, какие риски интеграционной политики могут перерасти в угрозы, какие имеют объективный характер, а какие субъективный и что можно предпринять для их минимизации. Если говорить о возникающих в ходе интеграционных процессов проблемах, издержках и рисках, то, как представляется, их можно разделить на риски роста и имманентные риски.

К социальным рискам роста относятся миграционные риски и связанные с ними проблемы интеграции; снижение поддержки интеграции принимающим населением стран-участниц Евразийской интеграции; вопросы поддержания высокого уровня социальной сплоченности и солидарности; необходимость решения проблем, связанных с управлением многообразием; отсутствие необходимой миграционной инфраструктуры; ксенофобия и психологическое неприятие мигрантов.

Важным аспектом, связанным с единым рынком труда ЕАЭС, свободным движением рабочей силы, стало бы формирование не только социального, но и согласованного образовательного, информационно-библиотечного и научно-технологического евразийских пространств.

Одним из условий предотвращения социальных угроз успешной интеграции является развитие общекультурного информационного пространства. Важно не торопиться, решать проблемы на основе научно обоснованной стратегии евразийской интеграции, используя общественно одобряемые подходы и методы социально-экономической политики.

Как показывает опыт, КНР в странах Центральной Азии создает для потенциальных трудовых мигрантов центры обучения китайскому языку и культурной адаптации в Китае. Представляется перспективным направлением расширение возможностей изучения русского языка для потенциальных и реальных мигрантов в странах происхождения.

Важной гуманитарной составляющей политики евразийской интеграции стало бы принятие на вооружение международно признанных концепций человеческого развития (потенциала человеческого развития). Россия остаётся основой процесса евразийской интеграции, и ключевая роль нашей страны в этом процессе определяется исторически и объективно социально-экономическим и политическим доминированием. На её долю приходится 87.6% экономического потенциала, 78.4% населения и 83.9% территории ЕАЭС [3].

Методология

В статье использован следующие методы: системный подход, моделирование, сравнительный анализ, обобщение. Сбор показателей позволят отобрать признаки для получения объективных данных о текущем состоянии образовательной миграции в регионе. Были рассмотрены инструменты для сбора и сравнительного анализа по страновому признаку. Ведущим поставщиком официальной статистики о Европейском Союзе (ЕС) является Евростат, который занимается сбором статистической информации по странам-членам ЕС и гармонизацией статистических методов используемых данными странами, производит и распространяет статистические данные для поддержки стратегии. Так, например, сравнивая статус русского языка в ЕАЭС, я пришла к следующим выводам.

1. В Армении русский язык не имеет официального статуса, однако распространён, им владеет более половины населения (58.6%). Русский язык в Армении признаётся языком национального меньшинства.

2. В Беларуси в качестве этнических русских себя определяют только 15% населения. Однако более 80% граждан страны практически во всех сферах жизнедеятельности используют русский язык.

3. В Казахстане около 23% населения говорят по-русски как на родном языке. Здесь, подчеркнем, русский язык выступает как второй язык или же (в зависимости от уровня образования и места жительства) первый иностранный язык для всего нерусского населения республики, в первую очередь казахов. Несмотря на закрепление официального статуса русского языка в Конституции Казахстана, он нивелируется другими законодательными актами и реализуемыми государственными программами. В частности, положением о переводе к 2020 г. всего документооборота на казахский язык, внедрением в образовательный процесс концепции трехъязычия, предполагающей использование английского языка в качестве языка преподавания ряда серьезных дисциплин в старших классах, а также переводом казахского языка на латинскую графику. В результате введения таких нормативных актов русский язык постепенно вытесняется из общественно-политической, хозяйственной жизни, системы образования, области культуры и СМИ [4].

4. Для Кыргызстана русский язык выступает не как официальный, но, в отличие от соседей, как язык межнационального общения. В стране все еще существует возможность получения

Таблица 1

Количество обучающихся (на начало учебного года; человек) [5]

Учебный год 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18

Начальное профессиональное образование

Армения 7 448 7 295 6 874 6 251 6 500

Беларусь 74 559 72 823 72 242 70 268 66 892

Казахстан1 Х х Х Х Х

Кыргызстан 29 393 28 515 28 845 30 492 31 738

Россия 774 195 727 289 686 120 562 974 557 006

ЕАЭС 885 595 835 922 794 081 669 985 662 136

Среднее профессиональное образование

Армения 30 534 28 911 24 734 23 584 23 444

Беларусь 138 382 128 975 121 314 117 818 114 051

Казахстан 561 184 532 910 498 965 488 926 489 337

Кыргызстан 91 623 92 550 89 605 90 585 91 877

Россия 1 987 781 2 109 432 2 186 015 2 306 469 2 388 093

ЕАЭС 2 809 504 2 892 778 2 920 633 3 027 382 3 106 802

Высшее профессиональное образование

Армения 104 774 98 028 100 614 96 634 94 709

Беларусь 402 820 371 762 346 600 325 022 299 295

Казахстан 559 176 509 914 489 251 509 967 530 818

Кыргызстан 223 241 214 410 199 505 175 430 162 165

Россия 5 683 375 5 243 359 4 798 822 4 431 653 4 277 034

ЕАЭС 6 973 386 6 437 473 5 934 792 5 538 706 5 364 021

образования на русском языке, хотя с 2019 г. отмечается следующая тенденция: преимущественное право при поступлении в местные вузы дается тем, кто будет учиться на кыргызском языке. За последние несколько лет позиции русского языка в республике ослабли, так как власти республики уделяют внимание более глубокому изучению кыргызского и английского языков. Так, делопроизводство в органах власти в ближайшие годы полностью переведут на киргизский язык, граждане без достаточного знания кыргызского языка уже не могут претендовать на определенные госдолжности. В государственных ведомствах вводится обязательное тестирование на знание кыргызского языка. Однако, исходя из массового участия рабочей силы из Кыргызстана на территории России и Казахстана, востребованность изучения русского языка в республике представляется достаточно высокой.

Каждая из стран-членов ЕАЭС имеет свою историю, традицию и культуру, существенно различаясь по масштабу, экономическому и ресурсному потенциалу, но имея одну общую цель - повышение эффективности социально-экономической политики для обеспечения роста качества жизни и благосостояния своего населения. Одним из значимых драйверов развития интеграции стран Евразийского экономического союза является сфера образования и науки. Общее языковое и научно-образовательное пространство эффективнее всего способствует процессу интеграции союза.

В таблице 1 приводится статистика по численности обучающихся в школах, колледжах и

университетах профессионального образования государственной и негосударственной форм собственности. В численность обучающихся включены граждане государств - членов ЕАЭС и иностранных государств, а также лица без гражданства, поступившие как на условиях общего приема, так и в соответствии с установленными квотами.

Для сопоставимости на уровне ЕАЭС представлены данные в сумме по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В Армении, Беларуси, Кыргызстане и России эти программы относятся к программам высшего профессионального образования. В Казахстане программы бакалавриата относятся к программам высшего профессионального образования, программы магистратуры - к программам послевузовского образования.

Во всех странах-участницах союза отмечается спад численности обучающихся начального профессионального образования с 2013/14 гг. по 2015/16 гг.

В отношении численности среднего профессионального образования наблюдается спад, за исключением Кыргызстана и России, где динамика плавающая. А по динамике численности студентов по программам высшего профессионального образования прослеживается стабильный спад у всех стран-участниц союза.

На рисунках 1, 2, 3 приведена статистика по числу образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, согласно которой динамика проявляется не в интенсивном росте, а в стабильном умеренном развитии у всех стран-участниц ЕАЭС.

Рис. 1. Число образовательных организаций НПО (на начало учебного года; единиц)2

Среднее профессиональное образование

6 ООО 5 000 4 000 3 000 2 000 1000 о

||

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ЕАЭС

■ 2013/14 99 231 790 131 3 098 4 349

■ 2014/15 99 231 775 129 3 310 4 544

■ 2015/16 97 231 780 130 3 297 4 535

■ 2016/17 93 230 779 139 3 934 5 175

2017/18 93 226 779 145 3 956 5 199

Рис. 2. Число образовательных организаций СПО (на начало учебного года; единиц)

Высшее профессиональное образование

1400 1200 1000 800 600 400 200 О

■ 2013/14

■ 2014/15

■ 2015/16

■ 2016/17

■ 2017/18

Армения Беларусь

63 55

62 55

60 53

63 52

61 52

Казахстан Кыргызстан

128 55

126 53

127 52 125 50

шШ

Россия ЕАЗС

969 1 270

950 1 246

896 1 183

818 1108

122

51

766

1 052

Рис. 3. Число образовательных организаций ВПО (на начало учебного года; единиц)

Развитие академической мобильности отражено в совместных соглашениях ЕАЭС и в нормативно-правовых базах самих стран. Например, в Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. в число приоритетов попали «повышение конкурентоспособности российской системы образования в мировом пространстве», «повышение уровня дохода от экспорта образовательных услуг», «привлечение в страну квалифицированных кадров» [6]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из целевых направлений называется «увеличение доли иностранных студентов в российских образовательных учреждениях до 5% от общего числа студентов» [6].

Численность студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, прибывших из стран-членов ЕАЭС, с 2011/12 по 2015/16 уч.г. выросла в 1.4 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причем динамика по странам разная - в Казахстане данный показатель увеличился в 2.4 раза, а в Белоруссии сократился в 2.1 раза. По Армении и России динамика непостоянная. Высокий уровень академической миграции студентов между странами ЕАЭС обусловлен одинаковыми условиями поступления в вузы для собственных граждан и граждан стран-членов интеграционного объединения - конкурсный отбор.

В обращении Президента Российской Федерации В.В. Путина к главам государств-членов ЕАЭС от 18 января 2018 г. отмечается целесообразность сотрудничества в социально-гуманитарной сфере, в частности, важность оказания содействия высшим учебным заведениям стран ЕАЭС в налаживании межвузовских связей, реализации совместных проектов и программ, расширении студенческих обменов и повышении академической мобильности. Включение в орбиту евразийской интеграции новых направлений, в том числе в гуманитарной и социальной

1400 Обучающиеся, прибывшие в Армению из:

1200 1000

600

200

0 Беларуси Казахстана Кыргызстана России ЕАЭС

■ 2013/14 13 22 0 1 1208 1243

■ 2014/15 2 31 0 5 1050 1033

■ 2015/16 3 24 0 3 1 165 1192

' 2016/17 4 30 0 з 1211 1245

■ 2017/19 4 25 0 1127 1156

Рис. 4. Численность обучающихся, прибывших в Армению (на начало учебного года; человек)

Обучающиеся, прибывшие в Казахстан из:

3 ООО

2 300

2 ООО _ I

1500

и Армении Беларуси Кыргызстана России ЕАЭС

■ 2013/14 16 8 815 1224 2 063

■ 2014/15 21 11 828 1035 1 895

■ 2015/16 15 12 1 075 887 1 989

■ 2016/17 19 9 1 443 959 2 430

■ 2017/18 24 17 1 042 1146 2 229

Рис. 5. Численность обучающихся, прибывших в Казахстан (на начало учебного года; человек)

Обучающиеся, прибывшие в Кыргызстан из:

7 ООО 6 ООО

I и и и и и

2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 2017/16

Рис. 6. Численность обучающихся, прибывших в Кыргызстан (на начало учебного года; человек)

плоскости, является одним из приоритетов деятельности Правительства Российской Федерации в сфере международной интеграции и экономического сотрудничества [7].

Развитие образовательного сотрудничества на пространстве ЕАЭС призвано содействовать достижению ключевых целей Национального проекта «Образование», включая повышение конкурентоспособности и развитие экспорта российского образования, внедрение новых практик и методов обучения, поддержку талантливой молодежи, развитие профессионального образования и непрерывного обучения.

На рис. 4 прослеживается динамика образовательной миграции в Армению, где лидером по количеству студентов является Россия, которая отправляет более тысячи студентов ежегодно. В

2015/16 академическом году в Армении обучалось 1165 российских студентов, в 2016/17 уч.г. зачислено 1211 студентов. Можно проследить небольшой спад в 2017/18 г., когда приехало 1127 российских обучающихся, что на 0.5% меньше, чем по статистике прошлого года, а вот студентов из Кыргызстана за последние 5 лет в вузах Армении зачислено не было.

Количество иностранцев в казахских вузах активно увеличивалось в 2013-2017 гг., достигнув своего пика в 2016/17 академическом году (рис. 5). Заметное влияние на социально-экономическое положение Казахстана оказала либерализация рынка труда в рамках ЕАЭС. В 20122017 гг. число граждан республики, трудоустроенных в других странах Союза, выросло в 2.5 раза. Почти 90% из них работают в России.

Обучающиеся, прибывшие в Россию из:

Армении Беларуси Казахстана Кыргызстана ЕАЭС

■ 2013/14 3 840 25 055 46862 4 140 79 897

■ 2014/15 3 902 18 427 55969 4 663 82 961

■ 2015/16 3 606 14 964 66821 5 729 91120

п 2016/17 3 245 12 414 67403 6 627 89 689

■ 2017/18 3 049 10 792 65700 7 247 86 788

Рис. 7. Численность обучающихся, прибывших в Россию (на начало учебного года; человек)

Это привело к росту денежных переводов из РФ с 443 млн долл. в 2011 г. до 709 млн - в 2017 г.

Как видим из рис. 6, в Кыргызстане за рассмотренный период обучающихся из Армении и Беларуси не зафиксировано, что говорит об отсутствии спроса на получение диплома данной страны у дружественных государств-партнеров.

Казахстан на протяжении многих лет является бесспорным лидером по числу студентов, обучающихся в российских вузах. В 2015/16 академическом году в России было 66 821 студентов из этой страны, в 2016/17 уч.г. зачислено 67 403 студента. Можно проследить тенденцию роста по количеству казахских студентов, но в 2017/18 г. приехало 65 700 обучающихся, что на 2% меньше, чем по статистике предыдущего года. На втором месте - Беларусь (в 2017/18 уч.г. прошли обучение 10 792 студента), а замыкают тройку лидеров студенты из Кыргызстана, который отправил 7 247 студентов на обучение в российские вузы в 2017/18 учебном году.

Результаты

Образование, подготовка кадров, научные исследования, экспертно-аналитическая поддержка, регулярный информационный обмен -важные факторы в развитии всех стран-участниц ЕАЭС. Но образовательное сотрудничество на пространстве ЕАЭС пока не является сферой наднационального регулирования и остается в сфере национальной компетенции стран-членов. Идея общего евразийского образовательного пространства, с которой неоднократно выступала Россия, пока не находит поддержки у всех стран Союза. Вместе с тем сотрудничество в образовательной сфере на пространстве ЕАЭС последовательно эволюционирует и становится все более разнообразным по форматам, включая формирование международных ассоциаций и консорциумов вузов; международное двустороннее образовательное сотрудничество; сетевые образовательные форматы; образовательные программы по евразийской интеграции ри ее отдельным направлениям

на уровне бакалавриата, магистратуры, ДПО; разработку учебных и учебно-методических материалов, публикацию специализированных периодических изданий по евразийской тематике; краткосрочные научно-образовательные мероприятия, в том числе образовательные школы, а также совместную исследовательскую деятельность.

Сотрудничество в сфере образования на пространстве ЕАЭС выходит за рамки формальных политических рамок интеграции. Так, Евразийская ассоциация университетов, которая объединяет более 100 университетов стран СНГ, стремится сохранить единое образовательное пространство и обеспечить эквивалентность университетских степеней, развитие университетского сотрудничества. Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме обладает рядом преимуществ - повышение качества образования, аккумуляция лучших практик международного опыта, актуализация образовательных программ, а также развитие личностных и профессиональных компетенций и мотивации студентов.

Наиболее активное образовательное сотрудничество на евразийском пространстве развивается в двустороннем варианте. Большинство российских университетов считают университеты из соседних стран, в том числе из стран ЕАЭС, приоритетными международными партнерами, и студенты из этих стран доминируют в составе иностранных студентов. Такое двустороннее сотрудничество включает совместные образовательные программы, программы двойных дипломов, организацию совместных центров на базе университетов. Удачным примером двустороннего сотрудничества, которое также «пересекает» политические границы ЕАЭС, можно считать совместные (славянские) университеты, которые создаются на основе двусторонних соглашений в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. Всего около 20 тысяч студентов обучаются по русским образовательным программам и на русском языке.

Сетевые формы образовательного сотрудничества являются оптимальным организационным способом реализации интеграции в образовательной сфере. ЕАЭС не является исключением: Евразийский сетевой университет - это объединение университетов государств-членов, возглавляемое Томским государственным университетом, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом.

Евразийский сетевой финансовый институт -ассоциация, объединяющая шесть учебных заведений государств-членов ЕАЭС, была создана для сотрудничества в области образования и науки в сфере финансов с целью обеспечения кадровой и научной поддержки для эффективного сопряжения национальных финансовых систем в ЕАЭС. Данный консорциум, несомненно, повышает конкурентоспособность стран Союза, предоставляет возможность широкому кругу граждан использовать массовые открытые курсы, налаживает образовательный и культурный обмен не только между странами-участниками, но и с зарубежными странами, дает возможность приглашения высокомотивированных студентов и научно-педагогических кадров.

Включение «евразийского измерения» (по аналогии с «европейским измерением» в рамках Болонского процесса) в образовательные программы высшей школы также стало ярким проявлением эволюции образовательного сотрудничества в ЕАЭС. Разработаны специализированные программы бакалавриата и магистратуры на тему евразийской интеграции. В настоящее время формат дополнительного профессионального образования еще не приобрел достаточную популярность при прогнозируемом высоком спросе на такие программы, поскольку существует объективная необходимость в повышении осведомленности об евразийской интеграции чиновников и представителей бизнеса, академического сообщества и широкой общественности стран-членов ЕАЭС.

Многие образовательные и научные организации проводят исследования процессов в ЕАЭС, тем самым формируя центры компетенции для евразийской интеграции, решая задачи по обучению и популяризации евразийских предметов, информируя профессиональные сообщества, органы власти и общественность об интеграционных процессах, происходящих в ЕАЭС [8].

Одним из решений в рамках интеграции в сфере образования могло бы стать создание единого евразийского образовательного пространства. Именно Россия неоднократно выдвигала эту идею и обосновывала целесообразность

создания евразийского образовательного пространства, считая его одной из ключевых задач евразийской интеграции [9]. Чаще всего эти идеи подчеркивали интеграцию в сфере высшего образования (наиболее чувствительно, с точки зрения национальных интересов, и наиболее сложно для интеграции из-за различий в образовательных стандартах, подходов к оценке качества), а также были связаны с целями продвижения русских интересов, распространения русского языка. Кроме того, четыре страны ЕАЭС включены в более широкие рамки международной образовательной интеграции, оставаясь при этом участниками Болонского процесса, что также является сдерживающим фактором для формирования единого евразийского пространства высшего образования. Необходимость в едином образовательном пространстве актуальна, ведь существующие требования к специалистам XXI века полностью интегрированы в мировую экономику. Интернационализация образования стран-участниц ЕАЭС предполагает объединение усилий по разработке и реализации определенных мер по созданию общих научных баз.

Среди всех стран ЕАЭС Россия объективно остается наиболее привлекательной для получения образования гражданами соседних стран, что неизбежно определяет асимметрию интеграции образования [10]. Недостаточна гармонизация национального законодательства и практики регулирования в области образования, в том числе в области оценки и взаимного признания результатов обучения, требований к подготовке учителей, а также межстранового неравенства в финансировании образования, развития инфраструктуры образования, уровней образования. «Оцифровка» образования и языковые трудности остаются для образовательной интеграции в строгом смысле этого слова. Кроме того, при обсуждении евразийского сотрудничества в сфере образования меньше внимания уделяется школьному образованию, а также последипломному образованию и образованию взрослых. В то же время именно на этих уровнях образования сотрудничество стран ЕАЭС может быть значительно усилено и могут быть достигнуты важные интеграционные эффекты, поскольку будущее интеграционной ассоциации напрямую зависит от ее людских ресурсов, граждан стран ЕАЭС, их участия в евразийской в разработке конкретных евразийских проектов [11].

Рекомендации по углублению и развитию сотрудничества в сфере образования ЕАЭС включают в себя:

- установление тесных контактов между учебными заведениями союзных стран, включая

связи между педагогическими университетами, расширение обмена студентами, создание специализированных сетевых образовательных структур;

- формирование общих подходов к оценке качества, прежде всего школьного образования и образования для взрослых, а также реализация совместных проектов и инициатив по обеспечению качества образования на основе использования лучшего опыта межстрановых сравнительных исследований результатов обучения;

- формирование единого пространства в области профессионального образования и обучения с целью обеспечения непрерывного образования;

- внедрение системы евразийских грантов для поддержки самых талантливых студентов и ППС;

- расширение линейки программ дополнительного профессионального образования в сфере евразийских интеграционных процессов, ориентированных на представителей власти, бизнеса, научных кругов, широкой общественности;

- развитие исследовательской и информационной инфраструктуры и формирование комфортной среды;

- содействие обеспечению научной, учебной, методической, справочной, духовно-нравственной и художественной литературой, аудио- и видео- материалами;

- формирование во властях союзных стран специализированных структур, отвечающих за гуманитарное и технологическое сотрудничество, научно-образовательную интеграцию, культурную и научно-техническую деятельность в рамках евразийского проекта.

Внутренние ограничения и барьеры: невозможность вхождения в мировые рейтинги, отсутствие практики получения международных грантов и трудности с публикационной деятельностью (проблемы аффилиации), отсутствие базы данных выпускников вузов, малое количество контактов с работодателями, возможные проблемы с выбором языка-посредника, недостаточная лингвистическая грамотность студентов и сотрудников вузов. Необходима постепенная и последовательная гармонизация законодательства и практики регулирования в области образования, науки, инноваций, интеллектуальной собственности, образовательных и профессиональных стандартов во всех странах-партнерах Союза.

Заключение

В силу исторических, социокультурных, экономических факторов Россия пока остается достаточно привлекательной в миграционном отношении страной в евразийском и постсовет-

ском пространстве. Во-первых, еще не до конца исчерпан потенциал этнических русских и желающих переселиться в силу разных причин в Россию из стран бывшего СССР. Во-вторых, в некоторых российских регионах и отраслях российской экономики существует объективная потребность в населении в целом и трудовых ресурсах в частности. В настоящее время отрасли экономики и отдельные предприятия в России нуждаются в некоторых категориях иностранных рабочих и специалистов, система образования - в иностранных студентах, а реализация идеи «инновационного развития» страны невозможна без привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа [12].

Сейчас у России сохраняется возможность максимально использовать миграционный ресурс для пополнения населения страны за счет близкого в культурном, языковом и ментальном отношении населения. Однако миграционные ресурсы в странах бывшего СССР не бесконечны, за них идет конкурентная борьба, миграционные потоки из стран Центральной Азии, Украины, Молдовы переориентируются на новые направления. В данном контексте миграционная политика России должна быть более адекватной времени, а государство должно активно работать над миграционной привлекательностью страны. ЕАЭС нуждается в поддержке научно-экспертного сообщества. Его мнение представляется крайне значимым для обеспечения полноты информации из разных источников при принятии регуляторами решений. Экспертное сообщество собирает и анализирует факты, которые по разным причинам не обнародуются в официальной среде, обозначает нерешенные вопросы. Велика роль экспертного сообщества и в восприятии населением тех или иных проблем, связанных с миграционно-интеграционными процессами.

Примечание

1. В Казахстане программы бакалавриата относятся к программам высшего профессионального образования, программы магистратуры - к программам послевузовского образования.

2. В Казахстане программы бакалавриата относятся к программам высшего профессионального образования, программы магистратуры - к программам послевузовского образования, а по России данные не представлены в исследовании.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014) (29 мая 2014 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 0264/ (дата обращения: 03.03.2018).

2. International Migration Report 2015: Highlights / United Nations Population Division, Department of Economic and Social Affairs. New York, 2016. 250 p.

3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c.66928f a27e527/ (дата обращения: 05.09.2019).

4. 10 наиболее важных событий в Центральной Азии в 2019 году. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/ centralasia/20190228/10-naibolee-vazhnih-sobitii-v-tse ntralnoi-azii-v-2019-godu (дата обращения: 30.09.2019).

5. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_s tat/econstat/Pages/education.aspx (дата обращения 05.11.2019)

6. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. М., 2019. 199 с.

7. Обращение Президента России к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 56663 (дата обращения: 18.09.2019).

8. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. //

Вестник международных организаций. 2010. № 1 (27). С. 96-106.

9. Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Андреев Э.М. и др. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. 374 c.

10. Бордачев Т.В., Вишневский К.О., Глазатова М.К. и др. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России: Докл. к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Отв. ред. Т.А. Мешкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 123 с.

11. Киреев Е.Ю. Мигранты из государств-членов Евразийского экономического союза в Москве: экономическое поведение и проблемы адаптации на рынке труда // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы. Материалы Международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы-2018». СПб., 2019. С. 241-251.

12. Joint declaration of the European Ministers of Education convened in Bologna on 19 June 1999 (Bologna Declaration). URL: http://www.ehea.info/media. ehea.info /file/Ministerial conferences/02/8/1999_Bolog na_Declaration_English_553028.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

EDUCATIONAL MIGRATION FROM THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: SOCIAL THREATS, PROSPECTS, DYNAMICS

A.A. Chernikova

ISPR FCTAS RAS, Russian State Social University, Moscow

The article considers educational migration as one of the significant drivers of the integration for Eurasian Economic Union members. The importance of Eurasian Economic Union integration in the field of education as one of the most important conditions and driving forces of economic integration is emphasized. The author describes the social threats to integration and assesses the dynamics of educational mobility in the region. Statistics are given on the number of students at schools, colleges and universities of professional education of state and non-state ownership of the EAEC member states since 2013, and on the number of educational organizations of primary, secondary and higher professional education. Particular attention is given to the description of social threats and risks of integration policy in the field of education, as well as possible ways of development and prospects of cooperation. The role of Russia and the Russian language in the Eurasian Economic Union is analyzed. The forms of educational cooperation and the most optimal organizational ways of implementing the integration of the EAEC member states are described. Much attention is also paid to the number of students of educational institutions of higher professional education who arrived from the EAEC member states since 2013/14 (statistics for each of the following countries are given: Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia).

Keywords: educational migration, academic mobility, integration, Eurasian Economic Union, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.