Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОФИЦИАЛЬНОМ И ЭКСПЕРТНОМ ДИСКУРСАХ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОФИЦИАЛЬНОМ И ЭКСПЕРТНОМ ДИСКУРСАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна

В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность стран и территорий в значительной степени обусловлена развитием человеческого потенциала и человеческого капитала как активной его составляющей. Республика Татарстан имеет высокие показатели индекса человеческого развития и является одним из регионов-лидеров. Человеческий потенциал, накопление и сохранение человеческого капитала декларируются в качестве одной из осевых стратегических целей ее социально-экономического развития. Базовой компонентой человеческого потенциала выступает образование, в значительной степени влияющее на формирование и наращивание человеческого капитала. Актуальность исследований влияния данной компоненты обусловила цель авторского исследования - выявление конструируемых официальным дискурсом Татарстана семантических особенностей образовательной компоненты и экспертная оценка фактических результатов ее развития в региональном разрезе. В авторском социологическом исследовании использованы методы контент-анализа и экспертного опроса, позволившие выделить семантические особенности изучаемой компоненты человеческого потенциала, конструируемые официальным дискурсом направления его развития и совершенствования, а также экспертные оценки результатов декларируемой региональными властями социальной политики развития образовательной компоненты человеческого потенциала. Проведенное исследование позволило зафиксировать высокий уровень значимости влияния образовательной компоненты в официальном и экспертном дискурсах, а также фактическую нерешенность актуализированных проблем. Достаточно эффективная региональная система образования формирует богатый человеческий потенциал, но он не трансформируется в человеческий капитал, поэтому в современных социально-экономических условиях наиболее остро встает проблема возможностей реализации имеющегося человеческого потенциала, что требует особого внимания со стороны региональных и федеральных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаукарт-Горбачева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL COMPONENT OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN OFFICIAL AND EXPERT DISCOURSES

In modern socio-economic conditions, the competitiveness of countries and territories is largely due to human potential development and human capital as its active component. The Republic of Tatarstan has a high human development index and is one of the leading regions. Human potential, accumulation and preservation of human capital are declared one of the axial strategic goals of its socio-economic development. The basic component of human potential is education, which largely influences on the formation and growth of human capital. The relevance of research into the influence of this component determined the purpose of the author's research to identify the semantic features of the educational component constructed by the official discourse of Tatarstan and to make an expert assessment of the actual results of its development in the regional context. The relevance of research into the influence of this component determined the purpose of the author's research. This research is to identify the semantic features of the educational component constructed by the official discourse of the Republic of Tatarstan and to make an expert assessment of the actual results of its development in the regional context. In the author's sociological study, the methods of content analysis and expert survey were used, which made it possible to highlight the semantic features of the studied component of human potential, constructed by the official discourse of the direction of its development and improvement, as well as expert assessment of the results of the social policy of development of the educational component of human potential declared by the regional authorities. The conducted research made it possible to fix a high level of significance of the influence of the educational component in the official and expert discourses, as well as the factual unresolved issues. A sufficiently effective regional education system forms a rich human potential, but it doesn't transform into human capital, therefore, in modern socioeconomic conditions, the most acute problem is the possibility of realizing the existing human potential, which requires special attention from the regional and federal authorities.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОФИЦИАЛЬНОМ И ЭКСПЕРТНОМ ДИСКУРСАХ»

УДК 316.3

Б01: 10.31660/1993-1824-2022-4-52-66

Образовательная компонента развития человеческого потенциала Республики Татарстан в официальном и экспертном дискурсах

Ольга Викторовна Лаукарт-Горбачева

Отдел этнологических исследований, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань, Россия Кафедра общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Аннотация. В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность стран и территорий в значительной степени обусловлена развитием человеческого потенциала и человеческого капитала как активной его составляющей. Республика Татарстан имеет высокие показатели индекса человеческого развития и является одним из регионов-лидеров. Человеческий потенциал, накопление и сохранение человеческого капитала декларируются в качестве одной из осевых стратегических целей ее социально-экономического развития. Базовой компонентой человеческого потенциала выступает образование, в значительной степени влияющее на формирование и наращивание человеческого капитала. Актуальность исследований влияния данной компоненты обусловила цель авторского исследования — выявление конструируемых официальным дискурсом Татарстана семантических особенностей образовательной компоненты и экспертная оценка фактических результатов ее развития в региональном разрезе. В авторском социологическом исследовании использованы методы контент-анализа и экспертного опроса, позволившие выделить семантические особенности изучаемой компоненты человеческого потенциала, конструируемые официальным дискурсом направления его развития и совершенствования, а также экспертные оценки результатов декларируемой региональными властями социальной политики развития образовательной компоненты человеческого потенциала. Проведенное исследование позволило зафиксировать высокий уровень значимости влияния образовательной компоненты в официальном и экспертном дискурсах, а также фактическую нерешенность актуализированных проблем. Достаточно эффективная региональная система образования формирует богатый человеческий потенциал, но он не трансформируется в человеческий капитал, поэтому в современных социально-экономических условиях наиболее остро встает проблема возможностей реализации имеющегося человеческого потенциала, что требует особого внимания со стороны региональных и федеральных властей.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, образование, экспертная оценка, Республика Татарстан

Для цитирования: Лаукарт-Горбачева, О. В. Образовательная компонента развития человеческого потенциала Республики Татарстан в официальном и экспертном дискурсах / О. В. Лаукарт-Горбачева. -Б01 10.31660/1993-1824-2022-4-52-66 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2022. - № 4. - С. 52-66.

The educational component of human potential development in the Republic of Tatarstan in official and expert discourses

Olga V. Laukart-Gorbacheva

Department of Ethnological Research, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russia

Department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract. In modern socio-economic conditions, the competitiveness of countries and territories is largely due to human potential development and human capital as its active component. The Republic of Tatarstan has a high human development index and is one of the leading regions. Human potential, accumulation and preservation of human capital are declared one of the axial strategic goals of its socio-economic development. The basic component of human potential is education, which largely influences on the formation and growth of human capital. The relevance of research into the influence of this component determined the purpose of the author's research -to identify the semantic features of the educational component constructed by the official discourse of Tatarstan and to make an expert assessment of the actual results of its development in the regional context. The relevance of research into the influence of this component determined the purpose of the author's research. This research is to identify the semantic features of the educational component constructed by the official discourse of the Republic of Tatarstan and to make an expert assessment of the actual results of its development in the regional context. In the author's sociological study, the methods of content analysis and expert survey were used, which made it possible to highlight the semantic features of the studied component of human potential, constructed by the official discourse of the direction of its development and improvement, as well as expert assessments of the results of the social policy of development of the educational component of human potential declared by the regional authorities. The conducted research made it possible to fix a high level of significance of the influence of the educational component in the official and expert discourses, as well as the factual unresolved issues. A sufficiently effective regional education system forms a rich human potential, but it doesn't transform into human capital, therefore, in modern socio-economic conditions, the most acute problem is the possibility of realizing the existing human potential, which requires special attention from the regional and federal authorities.

Keywords: human potential, human capital, education, peer review, the Republic of Tatarstan

For citation: Laukart-Gorbacheva, O. V. (2022). The educational component of human potential development in the Republic of Tatarstan in official and expert discourses. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (4), pp. 52-66. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2022-4-52-66

Введение

Актуальность проблематики человеческого потенциала обусловлена его доминирующим влиянием в современных социально-экономических условиях на развитие территориальных образований разного уровня. Состояние человеческого потенциала, возможности его развития, наращивание человеческого капитала являются важными факторами благосостояния и конкурентоспособности стран и регионов. В рамках Программы развития ООН для оценки уровня благополучия населения разных стран, существующих возможностей реализации его жизненных приоритетов, потребностей применяется Индекс развития человеческого потенциала, который представляет собой комплексный композитный показатель, рассчитываемый на основе трех основных составляющих — демографической (индекс ожидаемой продолжительности жизни), социальной (индекс образования) и экономической (индекс ВВП на душу населения).

Республика Татарстан входит в пятерку регионов-лидеров с высокими показателями индекса человеческого развития: 0,940 — Москва, 0,918 — Санкт-Петербург, 0,914 — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, 0,902 — Ямало-Ненецкий автономный округ, 0,897 — Республика Татарстан [1]. Высокие рейтинги и лидирующее

положение Татарстана по всем составляющим Индекса развития человеческого потенциала среди других российских регионов подтверждено результатами социологического исследования, сопоставившего макроэкономические индикаторы человеческого развития субъектов Российской Федерации с макросоциальными [2].

Человеческий потенциал, воспроизводство, сохранение и накопление человеческого капитала как активной его составляющей являются осевой стратегической целью социально-экономического развития республики. Это нашло отражение в Стратегии развития Татарстана, декларирующей приоритетное значение создания способствующих реализации человека условий и определяющей человеческий капитал в качестве одного из ключевых направлений межрегиональной конкуренции. Нечастотная модель содержания текста Стратегии показывает, что одной из приоритетных стратегий развития Татарстана является Стратегия накопления человеческого капитала, состоящая из таких отраслевых стратегий, как стратегия факторов формирования человеческого потенциала (образование и демографическое развитие) и стратегия улучшения условий накопления и использования человеческого капитала (рынок труда, поддержка занятости, социальная защита, здравоохранение и культура). Нечастотная модель содержания текста Стратегии также выявляет наиболее актуальные для региона тренды развития человеческого потенциала — направления, связанные с блоками «Труд, занятость и доходы» и «Образование» [3].

Базовой компонентой развития человеческого потенциала и составляющей человеческого капитала, бесспорно, является образование. Для основоположников теории человеческого капитала оно представляет собой ключевой фактор. Так, в концепции Т. Шульца говорится, что именно образование является одной из форм капитала, и его называют человеческим потому, что данная форма является частью человека, а капиталом оно становится потому, что является источником будущих удовлетворений или будущих доходов, либо того и другого вместе [4]. Г. Беккер в структуре человеческого капитала наряду с мотивацией, производственными навыками, капиталом миграции, капиталом здоровья, капиталом владения значимой информацией в экономической сфере особо выделял образовательный капитал [5; 6]. Отечественные ученые, исследуя фундаментальные вопросы развития человеческого потенциала, ввели в научный оборот и методологически обосновали категорию «нравственный капитал», подчеркивая значение образования, науки в общественном прогрессе [7].

Роль образования и анализ влияния на развитие человеческого потенциала инвестиций в него отражены в исследованиях Г. Грейсона, К. Ванга, Н. Герланда, О. Норд-хога, Г. Псахаропулоса, Дж. Минцера, М. Блауга [8; 9]. Как зарубежные, так и российские исследователи единодушны в признании доминирования образовательной компоненты, составляющей в структуре человеческого капитала по разным оценкам 60-80 %. Кроме того, «...из всех компонентов человеческого капитала только образовательная составляющая... отвечает всем свойствам категории «капитал»» [10].

Таким образом, актуальность исследований влияния образовательной компоненты на развитие человеческого потенциала и формирование, наращивание человеческого капитала обусловила цель авторского исследования — выявление конструируемых официальным дискурсом Татарстана семантических особенностей изучаемой компо-

ненты и экспертная оценка фактических результатов развития образовательной компоненты человеческого потенциала региона.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели было осуществлено социологическое исследование, на первом этапе которого проведен количественный контент-анализ текста «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [11].

Осуществленный контент-анализ позволил выявить значимость образовательной компоненты развития человеческого потенциала в официальном региональном дискурсе. Выбор в качестве базового источника среди нормативно-правовых актов Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан обусловлен тем, что данный документ представляет собой информационное пространство проявления официального дискурса актуализации проблем развития человеческого потенциала, тиражируемых ценностей, нормативных установок и приоритетов, определяющих векторы принимаемых на разных властных региональных уровнях управленческих решений.

На втором этапе на основе качественного контент-анализа текстов таких нормативных документов, как «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» и «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года» [12], выделены семантические особенности изучаемой компоненты человеческого потенциала, характеризующие наиболее значимые проблемные зоны и риски республиканского образования, а также конструируемые официальным дискурсом направления его развития и совершенствования.

На третьем этапе для выявления фактических результатов декларируемой региональными властями политики развития образовательной компоненты человеческого потенциала использован метод экспертного опроса (К = 13), проведенного по полуформализованному опроснику в октябре-декабре 2021 г.

В качестве информантов выступили специалисты регионального и муниципального управления образованием, представители администрации крупных казанских вузов (проректоры, заведующие кафедрами).

Результаты и обсуждение

Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан была разработана на основе результатов специальных исследований, интервью с российскими, зарубежными специалистами, экспертами, серии проектных совещаний, семинаров и сессий, а также анализа данных обследований региональных предприятий.

В ее основу легли современные российские, мировые исследования и практики, обсужденные на 13 проектных региональных, отраслевых площадках и на Международном консорциуме консультантов. На основе полученных в ходе подготовительных мероприятий данных выделены стратегические вызовы на уровне мировых глобальных тенденций развития и ключевые системные проблемы на уровне республики, представлен макроэкономический прогноз и оценены конкурентные позиции региона.

Наиболее значимыми системными проблемами развития человеческого потенциала республики обозначены невысокая производительность труда, дифференциация доходов населения республики, ощутимый дефицит инженерных и рабочих трудовых ресурсов, а также квалифицированных кадров, необходимых для развития инновационной экономики, затрудненные возможности карьерной мобильности по меритократиче-ским принципам (деловые качества, уровень профессионализма, компетентности), утечка в другие страны и регионы высококвалифицированных кадров, значимые показатели квалификационного несоответствия работников выполняемой профессиональной деятельности, недостаточный в современных экономических условиях уровень менеджмента. Следует отметить, что значительная доля представленных в Стратегии проблемных зон непосредственно связана с образовательной составляющей развития человеческого потенциала.

На основе количественного контент-анализа текста Стратегии социально-экономического развития Татарстана построен рейтинг значимости составляющих человеческого потенциала и выявлено доминирование образовательной компоненты: 329 упоминаний категорий, связанных с образовательной сферой (рис. 1).

■ Образование

■ Экономика Культура и этничность

■ Демография, здоровье

Рис. 1. Составляющие человеческого потенциала и количество их упоминаний в Стратегии

Согласно полученным данным, на втором месте по количеству упоминаний категории, связанные с экономической составляющей развития человеческого потенциала (228), на третьем — с культурой, этничностью (185), на четвертом — с демографической составляющей и здоровьем (133). Анализ частоты упоминаний категорий, характеризующих образовательную компоненту, представлен на рисунке 2.

Образовательный потенциал | 2 Умения В 3 Профессиональное развитие | 3 Основное (общее) образование Ц 6 Профессиональная подготовка Ц 6 Переподготовка Ц 6 Среднее профессиональное образование ^ 8 Система образования Навыки

Дополнительное образование Квалификация Знания

Профессиональное образование Компетенции Дошкольное образование Высшее образование

Образование 154

О 2D 40 60 80 10D 120 14D 160 180

Рис. 2. Частота упоминаний категорий, характеризующих образовательную компоненту человеческого потенциала

На основе неколичественного контент-анализа текста Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан нами выделены ключевые вызовы и наиболее актуальные проблемные зоны образовательной компоненты развития человеческого потенциала Татарстана:

• дошкольное образование: наличие дефицита мест; слаборазвитая система образовательных учреждений для детей до 3-х лет; неэффективная межведомственная кооперация образовательных, медицинских, социальных организаций, работающих с детьми дошкольного возраста; обусловленная глобализационными процессами угроза размывания национальной культуры;

• школьное образование: несоответствующий современным требованиям уровень информатизации; нехватка помещений и, как следствие, проведение занятий в несколько смен; нехватка педагогических кадров; использование устаревших образовательных технологий, практик обучения; доминирующие в образовательном процессе традиционные педагогические подходы; слабая интегрированность в учебный процесс дополнительного образования; недостаточно активные темпы внедрения инклюзивной образовательной модели; невысокий уровень развития критического мышления, информационной грамотности и навыков применения теоретических знаний на практике у обучающихся;

• среднее профессиональное образование: падение престижа среднего профессионального образования; отсутствие современного программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

• высшее образование: неэффективность значительной доли вузов республики; низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов; дисбаланс между региональными потребностями на рынке труда и структурой вузовских образовательных программ; низкое качество реализуемых платных программ обучения, особенно заочной формы; несогласованность стратегий развития республики и ее высших учебных заведений; неспособность сложившейся системы высшего образования удовлетворять потребности инновационной экономики региона.

Для преодоления проблем образовательной сферы и укрепления позиций региона Стратегия заявляет необходимость достижения таких характеристик и параметров, способствующих повышению конкурентоспособности, как: система образования, отвечающая стандартам мирового уровня, повышение креативности, активности и образованности населения, развитие предпринимательских способностей, минимизация барьеров для развития малого и среднего бизнеса, карьерного роста и инвестиций. Для этого в качестве важных стратегических направлений декларируются повышение качества массового образования, развитие системы управления талантами, поддержка профессиональной мобильности, основанной на компетенциях и профессиональных качествах, совершенствование системы просвещения элит.

Стратегия социально-экономического развития Казани до 2030 г. разработана на основании следующего:

• результатах мониторинга, экспертных дискуссий и социологических исследований горожан: привлечено 13 экспертов, представителей ведущих казанских вузов (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский химико-технологический институт им. С. М. Кирова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет), работавших в рамках экспертных групп по таким направлениям, как «Экономика», «Человеческий капитал» и «Пространство»;

• на базе отраслевых проектных площадок («Экономика», «Малый и средний бизнес», «Образование», «Социальная сфера», «Градостроительство», «Транспортная инфраструктура», «Здоровьесбережение» и др.). Экспертами различных отраслей, представителями бизнеса, компетентными государственными, муниципальными служащими проведено более 80 мероприятий разного формата (коммуникационные площадки, интервью, методологические семинары, обсуждения с подразделениями Казанского Исполнительного комитета, депутатами Казанской городской Думы, заседания Стратегического совета и др.).

Анализ Стратегии развития столицы Татарстана в контексте изучаемой нами проблематики позволил выделить следующие наиболее значимые преимущества и риски ее образовательной сферы:

• Существующий образовательный и научный потенциал города — Казань является ведущим российским образовательным центром с большим количеством образовательных учреждений (дошкольных, школьных, профессиональных) и богатой исто-

рией высшего образования, которое является одной из важных отраслей современной экономики столицы, также наличие крупных научно-исследовательских институтов способствовало созданию прочных научно-производственных связей.

• Существенная доля педагогических кадров муниципальных образовательных учреждений имеет высокие квалификационные категории и большой стаж работы, однако имеются проблемы «старения» и гендерного дисбаланса педагогического состава.

• Наличие высокого платежеспособного спроса населения на качественное образование при медленном росте предложений образовательных услуг частного сектора. В последние годы наметилась активизация развития этого сектора в сфере дошкольного образования (частные детские сады, игровые комнаты в торговых центрах, детские клубы, школы развития).

• Доминирование традиционной классно-урочной формы обучения, обусловливающей ограничение возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий, слабое внедрение проактивных методов обучения, воспитания, недостаток специальных образовательных программ для учащихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные, талантливые дети, дети из неблагополучных семей и т. д.), отсутствие системы образовательных программ, нацеленных на формирование навыков предпринимательства, лидерства.

• Недостаточное использование передовых практик и современных технологий в образовательном процессе.

• Слабое влияние интересов работодателей на формирование содержания профессионального образования и получаемые обучающимися компетенции.

• Слаборазвитая инфраструктура системы образования, обеспечивающей переобучение, повышение квалификации казанцев на протяжении всей жизни.

• Тенденции снижения качества образования и дифференциации общеобразовательных учреждений в связи с усиливающимся миграционным потоком, ростом количества обучающихся из семей мигрантов, имеющих затруднения в социализации и освоении программ обучения.

• Продолжающаяся тенденция «утечки» высококвалифицированных работников, обусловленная низким уровнем заработных плат на городском рынке труда, сложностью профессиональной карьеры, низкой для мегаполиса развитостью культуры потребления креативных услуг и недостаточностью ассортимента культурных событий, а также слабой структурированностью городского сообщества по интересам и недостаточной развитостью физкультурно-оздоровительной инфраструктуры по месту жительства.

Наряду с общими для республики стратегическими целевыми установками в Стратегии развития Казани декларируется необходимость создания комфортных условий для привлечения и удержания талантливой молодежи, высококвалифицированных специалистов: развитие зеленых общественных пространств и улучшение экосистемы города, активизация вовлеченности горожан в управление городом, обеспечение безопасности, возможностей беспрепятственных международных и межрегиональных связей и коммуникаций. Перспективными функциями выступают создание сетевой модели кооперации вузов («консорциума глобальных вузов») с целью реализации эффективных

образовательных и исследовательских проектов федерального и глобального уровней и создание передового университетского центра, научно-исследовательского центра мирового уровня.

В качестве одной их приоритетных стратегических целей социально-экономического развития Казани названо создание системы образования, отвечающей современным передовым стандартам, способствующей развитию человеческого потенциала, превращению его в высококачественный человеческий капитал, привлечению и наращиванию его объемов. Основные направления совершенствования образовательной компоненты развития человеческого потенциала населения столицы Татарстана зафиксированы в пяти стратегических задачах: 1) создать привлекательные условия для формирования в школьной системе высококвалифицированных и талантливых педагогических кадров; 2) сформировать систему «образование на протяжении всей жизни» посредством развития сети учебных центров профессиональной специализации и переподготовки горожан преимущественно для инновационных секторов экономики; 3) создать на базе муниципальных школ социально-образовательные центры микрорайонов, реализующие программы непрерывного образования; 4) развить систему дополнительного образования; 5) стимулировать взаимодействие властных структур и горожан с целью повышения качества школьного и внешкольного (детского) образования.

В ходе анализа контента проведенного нами интервью с экспертами были выделены «сильные» и «слабые» стороны образовательной компоненты, способствующей развитию человеческого потенциала республики и формированию ее человеческого капитала. Следует подчеркнуть, что все эксперты единодушно высказали мнение, что лидирующие позиции Татарстана в значительной степени обусловлены наличием в республике, в частности в столице, сильной системы высшего образования, сложившейся и развивающейся на протяжении нескольких столетий, а также мощного научного кластера. Мнения экспертов таковы.

- «С момента основания Казанского университета здесь складывались мощнейшие научные школы. ... сюда приехали профессора видные... Были сформированы не только образовательные, но и научные направления» (эксперт 1).

- «В Казани появился один из первых университетов. Это поставило наш город в ряд настоящих столичных городов. .Неизвестно, если бы для строительства университета выбрали не Казань, были ли бы в Казани такие исторические условия. Потом после революции, когда в Советском Союзе для подготовки специалистов для народного хозяйства более практико-ориентированных нужно было создать отраслевые университеты... Здесь были эти условия, были школы, на базе которых можно было создать эти отраслевые вузы. И сегодня в Казани, по существу, по всем отраслям региональной экономики, наиболее значимым, есть высшие учебные заведения и это, конечно, очень важно. » (эксперт 3).

- «Интеллигенция в Казани вызрела, она не является привнесенной. И поэтому, когда апеллируют к казанской научной школе, казанским кадрам научным, это действительно старая, зарекомендовавшая научная школа.» (эксперт 5).

- «Татарстан имеет хорошее историческое наследство — развитую систему высшей школы. Именно были свои — целый ряд научных направлений, особенно

естественных наук, и в химической части, скажем, в медицинской части традиционно» (эксперт 7).

Несмотря на значительные достижения и эффективные практики эксперты выделяют ряд проблем развития региональной системы образования.

- «Возникает уже угроза, что это высокое качество может в дальнейшем начать снижаться, потому что происходит старение преподавательских кадров...» (эксперт 3).

- «Существующая система финансирования образования не обеспечивает механизмы, когда бы на преподавательскую работу, на научно-исследовательскую работу шли талантливые молодые люди. Более того, в последние десятилетия актуализируется проблема дефицита педагогических кадров» (эксперт 4).

- «Нужно существенно поменять педагогов, которые воспитывают этих педагогов, ... нужно кардинальным образом трансформировать педагогические вузы. Педагогическое образование должно быть не просто современным, оно должно быть опережающим. Курсы повышения квалификации не способны решить эту задачу, они только как поддерживающая терапия. Еще можно переформатировать мозг команды образовательной организации. А для этого нужен хотя бы директор, заведующий садиком и его два-три соратника, и вот в них вложиться, чтобы они начали менять культуру внутри» (эксперт 6).

- «Учительская профессия в силу разных причин у нас была очень консервативной, она таковой и остается» (эксперт 7).

- «У педагогов плюс к их нагрузке сейчас огромные обязанности по методической работе, а у преподавателей вузов еще и огромные обязанности по научной работе. По существу, работа вообще без отдыха получается. Эти условия для молодых людей не привлекательны. Для того чтобы учителями с большой буквы становились, заработные платы должны быть процентов на 50 как минимум больше, чем в сфере практической» (эксперт 10).

- «Требуется изменение ситуации, когда в педвуз идут самые слабые. А для этого нужно повышать статус преподавателя, учителя в обществе» (эксперт 12).

Неоднозначные оценки получили внедрение и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

- «Дистанционная форма обучения и использование только цифровых технологий приводит к ухудшению образования и отношения к нему, к ухудшению отношения к учителям и преподавателям. О каком качестве образования может идти речь, если мама сидит под столом и подсказывает ребенку, что там говорить. Кроме удлинения рабочего дня и ухудшения зрения никакой пользы от такого обучения нет» (эксперт 4).

- «Изменение структуры экономики массовое, и никуда от этого не деться. Поэтому мы резко прокачали цифровую компетентность. .Мотивированные субъекты получили резко доступ, у них, как минимум, открылись глаза на свои возможности. Поэтому тот, кто возьмет этот билет, то его человеческий потенциал резко вырастет. Единственное, что касается когнитивных компетенций, быстро мы не ответим на этот вопрос, то есть, если мы массово ходим в цифру, как это повлияет вообще на наше че-ловекоподобие. В любом случае, точку невозврата мы уже прошли, и образование закрытым уже стать снова не сможет. Качество. пострадало. Причина, прежде всего, неготовность инфраструктуры и участников этого процесса к переходу быстрому. И, безусловно, здесь есть особенности возрастные. То есть, для старшеклассников все

значительно проще, для младшеклассников все посложнее. Если мы говорим про высшее образование, то вынуждена разделить тоже на две части. Пострадали мануальные навыки... Все что касается иных видов высшего образования, я считаю, что абсолютно ничего не пострадало, .вот прямо моя стойкая позиция, а наоборот, все подсветило. Если мы говорим о том, что успеваемость упала, мы просто увидели, что тот, кто не учился в аудитории, он и в дистанте не учится. закономерность, тот, кто плохо преподавал в аудитории, он плохо и в цифровой среде преподает» (эксперт 6).

- «Здесь комплексные проблемы и попытки реформировать образование уже не один десяток лет, но пока я не скажу, что мы нашли эффективную модель, потому что у нас получилось лавинообразное вторжение компьютерных технологий, не как на Западе, там более медленно и длительно шел этот процесс. Учителя не успевают все переваривать, нужно для этого время. Мы не нашли адекватного использования этих технологий, они пока не стали органической частью учебного процесса. Страдают и дети. С одной стороны, говорят о перегрузке, с другой стороны, пустая башка, фигурально выражаясь. Системных знаний нет, есть обрывки телеграфные от цифровых этих технологий... В общем-то это проблема мировая, но для нас она похуже в силу лавинообразно-сти вот всего этого процесса» (эксперт 7).

В ходе интервью экспертами была подчеркнута сохраняющаяся актуальность проблемы оттока высококвалифицированных специалистов.

- «Огромный отток людей за рубеж, вот мы говорим, утечка мозгов, она определяет ситуацию невостребованности этих людей здесь, чего вообще не должно быть. Все страны стремятся привлечь, а из России — уезжают. Вот нам иногда дают другую статистику, кто-то к нам приезжает. Ну, я так думаю, приезжают скорее всего по обмену опытом, которые потом уезжают, не остаются тут жить. Ни одна страна не отпустит от себя специалистов, ученых, которые делают какие-то технологически необходимые разработки, а из России и, в частности, из Татарстана уезжают. Вот поэтому ситуация негативная, хотя повторю, что Россия накопила за десятилетия большой интеллектуальный потенциал. Его надо сберечь, его надо развивать» (эксперт 1).

- «Утечка мозгов по-прежнему актуальна. Хотя с точки зрения комфортности проживания на территории Казани, то здесь относительно других российских городов, причем крупных городов, мы все-таки находимся в приоритете. По большей части мы уступаем Москве и Санкт-Петербургу» (эксперт 6).

- «Сейчас опять возвращаясь к усилению роли государства, мы, пожалуй, добьемся утечки человеческого капитала за рубеж, усиление потока может быть, потому что и так уже значительная часть интеллектуальной части утекла, особенно в точных науках. Там по подсчетам цифры больше миллиона, но качество этого миллиона оно было конкурентоспособным на мировом уровне. Они продолжают работать, только не у нас» (эксперт 7).

- В Казани существует сильная вузовская система, которая «является местом притяжения, скажем так, магнитом» (эксперт 6), но в последнее время она стала «базой перевалочной. У нас обучаются из многих городов и регионов России, мы их подтягиваем до высокого уровня, мы вкладываем в них кучу сил и энергии, а они после получения бакалавриата или магистратуры уезжают» (эксперт 6). Высокий уровень образо-

вания, который обеспечивают казанские вузы, формирует у выпускников запросы на локации с более высокими возможностями и провоцируют их миграцию.

- «Самая основная задача, когда мы говорим про человеческий потенциал территории в целом, чтобы они не мигрировали отсюда, или если они мигрируют, то каким-то образом восполнялись» (эксперт 8).

- Один из способов снижения оттока талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов — это «... создавать избыточные возможности. То есть, не просто, возможности удовлетворить свою потребность в рабочем месте, в высоком уровне качества жизни, а создать комфортную среду для его жизнедеятельности, причем очень важна вариативность и разнообразие. Этот набор услуг должен быть избыточным, потому что должна быть эта вариативная повестка» (эксперт 6). Таким образом, можно констатировать возрастание актуальности проблемы наличия возможностей применения человеческого потенциала и его трансформации в человеческий капитал.

Выводы

Проведенное нами исследование позволяет зафиксировать высокий уровень значимости влияния образовательной компоненты на развитие человеческого потенциала и наращивание человеческого капитала. В официальном дискурсе большое внимание уделяется этой составляющей, подчеркивается ее доминирующее значение и декларируются наиболее важные направления ее развития. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Татарстана на основе детального анализа состояния региональной системы образования на всех ее уровнях, глобальных и федеральных тенденций и рисков конструируются такие семантические особенности изучаемой компоненты: развитие системы образования, отвечающей стандартам мирового уровня, как фактора повышения конкурентоспособности региона; повышение качества массового образования и развитие системы образования в течение всей жизни; развитие эффективной системы работы с одаренными детьми, талантливой молодежью; поддержка профессиональной мобильности, основанной на профессиональных качествах; совершенствование системы просвещения элит.

Официальный дискурс, отраженный в Стратегии социально-экономического развития Казани, актуализирует такие проблемы образовательной сферы, как «старение» и гендерный дисбаланс педагогических кадров, медленный процесс модернизации учебных и воспитательных технологий, слаборазвитая инфраструктура системы переобучения и неэффективная система повышения квалификации казанцев на протяжении всей жизни, снижение качества образования в связи с увеличением обучающихся из семей мигрантов, неразвитые механизмы социального партнерства, продолжающаяся тенденция «утечки» высококвалифицированных работников. В качестве приоритетной стратегической цели декларируется создание системы образования, отвечающей современным передовым стандартам, способствующей развитию человеческого потенциала, превращению его в высококачественный человеческий капитал.

Анализ контента, полученного в ходе экспертного опроса, позволил в обобщенном виде оценить фактические результаты реализации декларируемых официальным

дискурсом стратегических задач развития образовательной компоненты человеческого потенциала региона.

Отметим, что в ходе сравнения не были обнаружены значительные расхождения между транслируемой региональными властями социальной политикой и реальными практиками. Однако многие препятствующие развитию человеческого потенциала связанные с образовательной компонентой факторы, обозначенные в официальных документах, по прошествии нескольких лет не нашли своего разрешения и, согласно экспертным оценкам, не потеряли своей актуальности: не решены кадровые проблемы, сохраняется тенденция оттока высококвалифицированных специалистов и талантливой молодежи, обостряются вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, особого внимания со стороны государства в изменяющихся социально-экономических условиях как Татарстана, так и российского общества в целом, требует проблема возможностей реализации имеющегося человеческого потенциала. Достаточно эффективная региональная система образования формирует богатый человеческий потенциал, но в силу отсутствия возможностей реализации полученных знаний, умений, компетенций, этот потенциал не трансформируется в человеческий капитал, что не только становится затратным для населения, регионального и федерального бюджетов, но также существенно сдерживает экономическое и социальное развитие территорий.

Благодарности

Статья подготовлена по проекту «Этнические особенности развития человеческого потенциала в экономиках национальных республик Российской Федерации» в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» на 2020-2022 гг.

Список источников

[1] Индекс человеческого развития в России : региональные различия. Аналитическая записка (декабрь 2021 г.). - URL: https://ac.gov.ru/uploads/ 2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 21.08.2022). - Текст : электронный.

[2] Валиахметов, Р. М. Человеческий потенциал регионов России : макроэкономические и социологические показатели / Р. М. Валиахметов, Г. Р. Баймурзина. - DOI 10.19181/kongress.2020.21. - Текст : непосредственный // Социология и общество : традиции и инновации в социальном развитии регионов : сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14-16 октября 2020 г. / Отв. ред.

B. А. Мансуров, ред. Е. Ю. Иванова. - Москва : РОС, ФНИСЦ РАН, 2020. -

C. 190-200.

[3] Лаукарт-Горбачева, О. В. Человеческий капитал как концепт стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан / О. В. Лаукарт-Горбачева. - DOI 10.15372/REG20220105. - Текст : непосредственный // Регион : экономика и социология. - 2022. - № 1 (113). - С. 130-152.

[4] Schultz, T. W. Investment in human capital : The role of education and of research / T. W. Schultz. - New York : Free Press, 1971. - 272 р. - Direct text.

[5] Becker, G. S. Investment in human capital : A theoretical analysis / G. S. Becker. -DOI 10.1086/258724. - Direct text // Journal of Political Economy. - 1962. - Vol. 70, Issue 5. - Part 2 : Investment in Human Beings. - P. 9-49.

[6] Becker, G. S. Human capital : A Theoretical and empirical analysis, with special reference

rd

to education / G. S. Becker. - 3 edition. - Chicago and London : The University of Chicago Press, 1993. - 391 р. - Direct text.

[7] Хабибуллина, З. Р. Человеческий капитал креативного работника : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Хабибуллина Зенфира Рафкатовна. - Санкт-Петербург, 2021. - 184 с. - Текст : непосредственный.

[8] Nordhaug, O. Human capital in organizations : competence, training and learning / O. Nordhaug. - Oslo : Scandinavian University Press, 1993. - 278 p. - Direct text.

[9] Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг ; перевод с английского B. C. Автономова ; под ред. B. C. Автономова. -2-е изд. - Москва : Журнал Вопросы экономики, 2004. - 415 с. - Перевод изд.: The methodology of economics or how economists explain / Mark Blaug. Cambridge, 1992. - Текст : непосредственный.

[10] Майбуров, И. А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России / И. А. Майбуров. - Текст : непосредственный // Экономическая наука современной России. - 2003. - № 4. - С. 54-70.

[11] Российская Федерация. Законы. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года : Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ от 17 июня 2015 года : [Принят Государственным Советом Республики Татарстан 10 июня 2015 года]. - Казань, 2015. - URL: https://docs.cntd.ru/document/428570021 - Текст : электронный.

[12] Решение Казанской Городской Думы «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года» № 2-12 от 14 декабря 2016 года. - URL: https://docs.cntd.ru/document/446400472 (дата обращения: 21.08.2022). - Текст : электронный.

References

[1] Indeks chelovecheskogo razvitiya v Rossii: regional'nye razlichiya. Analiticheskaya

zapiska (dekabr' 2021). (In Russian). Available at: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf

[2] Valiakhmetov, R. M., & Baimurzina, G. R. (2020). Human development in the regions of russian federation: macroeconomic and sociological indicators. Sotsiologiya i ob-shchestvo: traditsii i innovatsii v sotsial'nom razvitii regionov: Sbornik dokladov VI Vse-rossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa. Moscow, ROS Publ, FCTAS RAS Publ., рр. 190-200. (In Russian). DOI: 10.19181/kongress.2020.21

[3] Laukart-Gorbacheva, O. V. (2022). Human capital as a concept for the socio-economic development strategy of the republic of Tatarstan. Region: ekonomika i sotsiologiya, (1(113)), pp. 130-152. (In Russian). DOI: 10.15372/REG20220105

[4] Schultz, T. W. (1971). Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York, Free Press, 272 р. (In English).

[5] Becker, G. S. (1962). Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 70(5), Part 2: Investment in Human Beings, pp. 9-49. (In English). DOI: 10.1086/258724

[6] Becker, G. S. (1993). Human capital: A theoretical and empirical analysis with special

rd

reference to education. 3 edition. Chicago and London, The University of Chicago Press, 391 р. (In English).

[7] Khabibullina, Z. R. (2021). Chelovecheskiy kapital kreativnogo rabotnika. Diss. ... kand. econom. nauk. St. Petersburg, 184 p. (In Russian).

[8] Nordhaug, O. (1993). Human capital in organizations: competence, training and learning. Oslo, Scandinavian University Press, 278 p. (In English).

[9] Blaug, M. (1992). The methodology of economics or how economists explain. 2nd edition. Cambridge, Cambridge university press, 177 p. (In English).

[10] Maiburov, I. A. (2003). The contribution of human capital into Russian economic development. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii, (4), pp. 54-69. (In Russian).

[11] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda: Zakon Respubliki Tatarstan № 40-ZRT. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/428570021

[12] Reshenie Kazanskoy Gorodskoy Dumy "O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya g. Kazani do 2030 goda" № 2-12 ot 14 dekabrya 2016 goda. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/446400472

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 09.10.2022;

принята к публикации 14.10.2022.

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 09.10.2022; accepted for

publication 14.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.