Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ СО РАН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ СО РАН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ СО РАН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

Б01: 10.24412/с1-34446-2023-4-244-248

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ СО РАН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Е. Н. Кузеванова

Байкальский музей СО РАН, п. Листвянка [email protected]

Байкальский музей СО РАН в соответствии с уставом организации наряду с научными исследованиями эволюции экосистемы оз. Байкал ведет обширную научно-просветительскую и образовательную работу, направленную на формирование экологического мировоззрения.

Экологическое мировоззрение - это система знаний об окружающей среде и взаимодействии ее природной и техногенной частей. В связи с ростом населения Земли и ограниченностью природных ресурсов экологическое мировоззрение становится чрезвычайно важной частью картины мира современного человека.

За время своего существования в Байкальском музее созданы уникальные ресурсы для проведения научно-просветительской и образовательной деятельности по экологии и байкаловедению на примере объекта Всемирного природного наследия оз. Байкал [2]:

1. Аквариумный комплекс. 11 крупных аквариумов проточного типа с байкальскими обитателями - губками, рыбами, крупными ракообразными, нерпой.

2. Экологический образовательный центр - высокотехнологичная аудитория на 21 место с микроскопами и сетью компьютеров.

3. Дендрологический парк - природная территория рядом с музеем площадью 4 га с оборудованными деревянными тропами.

4. Экспозиция «Батискаф» - помещение на 20 человек, в котором имитируется погружение на дно Байкала.

5. Проект «Байкал в режиме реального времени» - дистанционный доступ к подводным и наземным ландшафтам Байкала и Прибайкалья с помощью видеокамер.

6. Научно-исследовательское судно «Профессор А. А. Тресков» с оборудованием для отбора живых проб.

7. Экспозиция «Развитие жизни в процессе абиотических изменений на Земле -основные эпохи развития жизни, формирования поверхности Земли и водоемов, включая оз. Байкал и современными экспозициями биологического разнообразия.

Кузеванова Е. Н. Образовательная и научно-просветительская ...

8. Экспозиция «История подводных исследований Байкала», освещающая подводные исследования на Байкале, начиная с 60-х гг. XX в. до настоящего времени. Научно-просветительская деятельность

Основы научно-просветительской деятельности Байкальского музея закладывались в 60-е гг. XX в., когда он являлся еще структурным подразделением Лимнологического института СО РАН. Одна из первых экскурсоводов Байкальского музея Валентина Ивановна Галкина, проработав в музее всю жизнь, создала школу экскурсо-водов-байкаловедов. За время работы Байкальского музея с 1993 по 2023 г. экскурсоводы приняли около 2,5 млн человек [8].

Наряду с ежедневной просветительской работой экскурсоводов в Байкальском музее выполняются следующие научно-просветительские проекты:

1. Проект «Академия байкаловедения» - тематические лекции и практические занятия по экологии и байкаловедению по заранее заказанной программе. Названия лекций и ответственных лекторов находятся на сайте музея (,^^^Ьтл8СЛгк.гц)._Лек-ции и занятия формируются заказчиком по выбору, для дошкольников, школьников, студентов, руководителей, интересующейся публики. Охват слушателей - до 1 тыс. человек в год.

2. Ежегодные семинары для учителей школьного и дошкольного образования, на основе договоров о сотрудничестве с Иркутским методическим центром развития образования и Институтом развития образования Иркутской области (семинар «Адаптация и интерпретация научных знаний о Байкале для дошкольников: просто о сложном»; ежегодная региональная методическая школа «Особенности преподавания курса «Байкаловедение», Августовские педагогические встречи и др.).

3. Ежегодные школьные олимпиады о Байкале: областная олимпиада по байка-ловедению для школьников (соглашение с Центром дополнительного образования Иркутской области); региональная и Российская олимпиады по байкаловедению (сотрудничество с Ресурсным эколого-биологическим центром Республики Бурятия), школьные олимпиады по Байкалу Слюдянского и Иркутского районов (подготовка олим-пиадных вопросов, лекции для школьников и учителей, участие в работе жюри и др.).

4. Выездные научно-популярные лекции и занятия для школьников и учителей (10-12 мероприятий в год).

Образовательная деятельность

В отличие от просветительской деятельности, которая, в широком смысле, обозначает «распространение знаний», образовательная деятельность подразумевает передачу систематизированных знаний и элементов культуры через учебные программы. Байкальский музей разработал и внедряет в систему регионального школьного образования четыре учебные программы:

1. Программа курсов повышения квалификации «Разработка и реализация программы экскурсий по экспозициям Байкальского музея», созданная на основе договора о совместной деятельности с Институтом дополнительного образования Иркутского государственного университета. Освоение программы позволяет внешним гидам и экскурсоводам, приходящим в музей с группами посетителей, самостоятельно и на квалифицированном уровне проводить экскурсии. Программа работает с 2014 г., обучение прошли не менее 1000 человек.

2. Программы и учебные пособия 3-летнего курса «Байкаловедение» для школ Иркутской области: «Введение в байкаловедение, 5 класс», «Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней, 6 класс» и «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал, 7 класс» [3; 5; 6]. Учебники и программы по байкаловедению начали разрабатываться в 2000-х гг. коллективом учителей «Ассоциации Байкальская экологическая сеть», а также ученых, работающих в настоящее время в Байкальском музее. В издании и неоднократном переиздании учебников принимали участие зарубежные коллеги и единомышленники, Министерство образования Иркутской области, бизнесмены, заинтересованные в распространении знаний о Байкале среди молодежи. По данным Минобразования Иркутской области, в 2015 г. байкаловедению обучалось, не менее 23 тыс. школьников [4]. В настоящее время по обновленным в 20192021 гг. программам и пособиям обучаются школьники в 47 школах г. Иркутска (это больше половины средних общеобразовательных учреждений города) и в 38 школах Иркутской области. К пособиям разработаны интерактивные электронные рабочие тетради [1]. Проблема обеспечения школьников г. Иркутска настольными книгами решена с помощью администрации г. Иркутска. К сожалению, Министерство образования Иркутской области не может изыскать средств на издание настольных учебных пособий и предлагает пользоваться электронными книгами-листалками, что крайне неэффективно в учебном процессе, особенно в населенных пунктах на берегу Байкала, где дети должны «вживую» работать с учебниками - с текстами, фотографиями, рисунками и заданиями.

3. Для закрепления знаний курса по байкаловедению, Байкальский музей разработал практикум, который проводится в Байкальском музее. Девиз практикума -«Изучаем - понимаем - охраняем». В течение летнего сезона 2022 г. практикум по байкаловедению был апробирован в Байкальском музее. Обучение прошли более 300 школьников.

4. Выездной практикум по байкаловедению на Малом Море. Выделение этого направления чрезвычайно важно, так как этот проект связал классическую образовательную деятельность с формированием у школьников общественной и гражданской позиции по обозначению экологических проблем на Байкале и поиску их решения с помощью органов законодательной и исполнительной власти.

Кузеванова Е. Н. Образовательная и научно-просветительская

Впервые Байкальский музей провел выездные практикумы по байкаловедению на Куркутском заливе в 2022 г. (пролив Малое Море, детский лагерь «Форт-Росс») и на острове Ольхон (урочище Улан-Хушин, детский эколого-туристский лагерь Иркутской городской общественной организации «Детский Экологический Союз»). На практикуме более 60 школьников Иркутской и Томской областей были ознакомлены с Водным кодексом РФ, понятиями «прибрежная защитная полоса», «водоохранная зона», правилами хозяйственной деятельности в вышеуказанных зонах. Затем школьники зафиксировали нарушения законодательства непосредственно на берегу Байкала и вместе с учителями направили материалы в Байкальскую природоохранную прокуратуру. В настоящее время результат Экологического практикума для школьников на Байкале превратился в инициативный проект, в котором участвуют областная законодательная и исполнительная власти, Прибайкальский национальный парк, местные органы власти, общественность, учителя, школьники. Экологический практикум в летних лагерях на Байкале позволяет школьникам не только получать знания и практические навыки, связанные с экологически ориентированным поведением, но и формировать и проявлять гражданскую ответственность [7].

Проект «Байкаловедение для школ Иркутской области» по своей значимости для молодежи вышел на российский уровень: за разработку регионального экологически ориентированного трёхлетнего курса по байкаловедению для учащихся 5-7-х классов автор в 2021 г. стал лауреатом премии российского общества «Знание» «За вклад в просвещение в сфере «Экология».

В историческом аспекте с

точки зрения влияния на развитие Рис. 1. Автор учебника «Основы экологии» Юджин

проекта «Байкаловедение для школ Одум с картой озера Байкал в своем в рабочем кабиште

в Институте экологии в Университете штата Джорджия

Иркутской области» важно уп°мя- (США) 15 февраля 2000 г. Фото Е. Н. Кузевановой нуть знаковую встречу с профессором Юджином Одумом автором первого в мире учебника по экологии в Институте экологии (штат Джорджия, США) в 2000 г. (рис. 1). Говоря об экологических проблемах, в том числе проблемах Байкала, Одум подчеркнул, что, на его взгляд, самое важное - это экологическая осведомленность населения. Осведомленность в широком смысле, просвещенность приводит людей к пониманию необходимости устанавли-

вать сознательные ограничения на непомерно растущие потребности и развивать технологии сбалансированного, а также вторичного использования природных ресурсов, общественного контроля исполнения природоохранного законодательства.

Фактически, эти слова Юджина Одума, являются напутствием и его посланием нам, живущим и работающим на Байкале: «От экологического образования и просвещения - к экологическому мировоззрению». Именно над этой задачей Байкальский музей СО РАН успешно работает уже 30 лет.

Работа выполнена в рамках темы № 121032900077-4 «Экологическая диагностика изменений некоторых элементов биогеоценозов территории Восточной Сибири».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Джожук С. В. Мотовилова Н. В., Рубанова Н. В. Использование цифрового образовательного ресурса курса «Байкаловедение» для формирования функциональной грамотности учащихся // Особенности преподавания курса «Байкаловедение» : материалы регион. метод. шк., 28 марта 2023 г., МБОУ СОШ г. Иркутска № 7. Иркутск : Репроцентр+, 2023 (в печати).

2. Кузеванова Е. Н. Байкальский музей - образовательный центр XXI века // Актуальные вопросы деятельности академических естественно - научных музеев : материалы III Всеросийской научно-практической международной конференции, 25-28 сентября 2016 г., пос. Листвянка, Иркутская область. Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2016. С. 85-90.

3. Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Тип. «На Чехова», 2020. 220 с.

4. Кузеванова Е. Н. Байкаловедение - это предмет, который смогут изучать все школьники Байкальского региона // Педагогический имидж: от идеи к практике. 2021. № 2 (23). С. 78-80.

5. Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Тип. «На Чехова», 2021. 244 с.

6. Кузеванова Е. Н. Введение в байкаловедение. 5 кл. : учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, перераб, и доп. Иркутск : Репроцентр+, 2022. 212 с.

7. Кузеванова Е. Н. Аптекина Л. А., Лаевская А. В., Кузеванов В. Я. Практикум по байкаловеде-нию на Байкале // Особенности преподавания курса «Байкаловедение» : материалы регион. метод. шк., 28 марта 2023 г., МБОУ СОШ г. Иркутска № 7. Иркутск : Репроцентр+, 2023. (в печати).

8. Фиалков В. А., Кузеванова Е. Н., Купчинский А. Б. История реконструкции и развития Байкальского музея: 1993-2023 гг. // Развитие жизни в процессе абиотических изменений на Земле : материалы IV Всерос. науч.-практ. междунар. конф., посвящ. 30-летнему юбилею Байкал. музея СО РАН, 25-29 сент. 2023 г., пос. Листвянка, Иркутская область, 2023 (в печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.