Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ЛИМНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СО АН СССР'

МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ЛИМНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СО АН СССР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ЛИМНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СО АН СССР»

Б01: 10.24412/с1-34446-2023 -4-213-217

Памяти Валентины Ивановны Галкиной

МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ЛИМНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СО АН СССР

И. Г. Бухарова

Байкальский музей СО РАН, п. Листвянка ¡ка_5б@таИ ги

Главным хранителем памяти об истории музея в разные периоды его существования была Валентина Ивановна Галкина (1930-2022), выдающийся экскурсовод и бессменная заведующая музейной экспозицией с 1961 по 2015 г.

Смысл данной публикации - в осознании существования историко-докумен-тальных «лакун» и в анализе имеющихся документальных свидетельств, которые могут помочь создать раздел экспозиции Байкальского музея, посвященный его предыстории. О музее Лимнологического института СО АН СССР известно очень много: есть публикации в СМИ, воспоминания создателей музейной экспозиции, отзывы гостей музея, кинохроника 60-70-х гг. XX в., статьи в сборниках [3; 6]. Но уже на базу экспедиций КИБ в Маритуе приходили заинтересованные гости, которым участники экспедиций рассказывали о Байкале, о своей работе, показывали коллекции байкальской фауны [4]. Можно сказать, что музейной работой руководитель экспедиций КИБ Г. Ю. Верещагин и его соратники занимались, хотя музея как такового не было. Музейная экспозиция появляется после организации БЛС и переезда ее из Маритуя в Лиственичное (рис. 1).

Единственным пока, но очень важным документальным свидетельством музейной деятельности БЛС 30-х гг. является «Книга записей экскурсий и отдельных лиц, посещающих Байкальскую лимнологическую станцию Академии наук СССР»4, начатая 6 августа 1936 г. и оконченная в 1939 г. Заголовок, инструкция по заполнению и первоначальная дата написаны рукой Г. Ю. Верещагина. Известно, что во второй половине 40-х гг. музей находился на 2-м этаже двухэтажного корпуса станции (рис. 2).

Где же он располагался до этого, ведь нехватка помещений для работы - постоянная тема выступлений Г. Ю. Верещагина второй половины 30-х гг. [1]? Специального помещения для музея сначала явно не было, располагались экспонаты в лаборатории гидробиологии. Верещагину все же в конце 30-х гг. удалось добиться строи-

4 БМ ОФ КП-7402

тельства нового двухэтажного лабораторного корпуса, где, по всей видимости, и начали оформлять стационарную музейную экспозицию. Об этом здании, сгоревшем в 90-е гг., до сих пор существуют противоречивые сведения, многие в Листвянке считают, что его строили пленные японцы. При подготовке статьи удалось найти публикацию Г. Ю. Верещагина в журнале «Наука и жизнь» 1940 г., в которой есть фотография этого здания [2]. Таким образом, можно утверждать, что здание уже существовало до войны.

Фотографии музейной экспозиции БЛС конца 40-х - начала 50-х гг. сделаны Е. А. Коряковым. Он и выполнял на общественных началах функции заведующего музеем БЛС. По его сохранившимся фотографиям можно создать довольно полное представление об этом музейном проекте.

Среди интересных документов, имеющих отношение к музейной истории, - «Техническое задание на проектирование аквариума Байкальской лимнологической станции», подписанное Г. И Галазием в мае 1959 г. О назначении аквариума директор БЛС пишет так: «предназначается для постановки экспериментального изучения биологии и экологии байкальских животных и растений, а также для демонстрационных целей». По плану, в кирпичном или железобетонном здании должны быть «размещены собственно аквариумы - резервуары различной емкости и назначения со стеклянными стенками, лабораторное помещение, насосная, резервуары для непрерывного снабжения аквариальных емкостей водой, взятой из Байкала, компрессор для принудительной аэрации воды в аквариумах, а также система трубопроводов для водозабора в озере, подводки воды к месту назначения и отвод отработанной воды». Техническое задание, видимо, готовилось для разработки в МСЭС «Гидропроект». Сохранились планшеты начала 60-х гг. с вариантами архитектурного облика аквариума (авторы В. В. Мусатов, Н. П. Марциновский,

Е. Л. Раскин) (рис. 3). Воплотилась эта идея Г. И. Галазия лишь частично - постройкой так называемой «аквариальной» для экспериментальных работ института. В 2004 г. директор БМ СО РАН В. А. Фиалков с соратниками-энтузиастами воплотил в жизнь идею предшественников, создав в музее аквариумную экспозицию.

Вернемся к истории создания музея байкаловедения при Лимнологическом институте. Научный Совет по выставкам Академии наук СССР рассмотрел «Тематико-экспозиционный план музея Байкаловедения Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР» 5 мая 1960 г., а 12 мая 1960 г. он был утвержден Президентом Академии наук СССР академиком А. Н. Несмеяновым. Началась серьезная работа над проектом. Но экскурсии уже проводились - на временной экспозиции, основанной на материалах старого музея (рис. 4). Об этой временной экспозиции свидетельствует несколько фотографий, на которых видны витринные шкафы, выразительное чучело баклана и других байкальских птиц из экспозиции музея на «старой территории», но здесь же скульптурные портреты Г. Ю. Верещагина, П. А. Кропоткина, Б. И. Дыбовского, созданные специально для нового музея байка-ловедения.

Рис. 3. Проект музея-аквариума (начало 60-х гг.) Рис. 4. Временная экспозиция музея ЛИН

Сохранился тематико-экспозиционный план музея, приемо-сдаточные акты от 21 июня и 26 июля 1961 г., фотографии процесса оформления залов. Лимнологический институт сумел воплотить интересный музейный проект, на который было выделено 300 тысяч рублей, всего лишь за год и два месяца! В публикации «интервью самому себе» Н. П. Ладейщикова [5] подробно и увлекательно рассказано о работе над созданием новой музейной экспозиции. Подтверждением главной роли Ладейщикова в разработке проекта служат правки на черновиках текстов и этикеток, рисунки ученого и свидетельства современников. Вот рисунок Николая Павловича, на котором отражено его видение одного из разделов экспозиции (рис. 5). А вот тот же «уголок» на негативе разработчиков проекта (рис. 6). Есть и фотографии, свидетельствующие о воплощении первоначальной идеи.

Рис. 5. Эскиз Н. П. Ладейщикова

Рис. 6. Эскиз авторов музейного проекта

Авторами уделяется большое внимание самым разнообразным демонстрационным формам: картам, графикам, схемам, в том числе объемным, рисункам, живописным и скульптурным работам, фотографиям, копиям архивных документов, моделям, приборам, «сухим» аквариумам, натурным экспонатам (геологические образцы, почвенные монолиты, гербарные образцы, влажные препараты, чучела, небольшие биогруппы). Подробно прописано, как должен выглядеть и как может быть изготовлен макет водного тела Байкала («как бы застывший и вынутый из котловины», подсвеченный снизу синим светом). Эта идея была технически воплощена несколько иначе -есть фотография сбора модели из прозрачных «пазлов», но вдохновенная мысль Ладейщикова и других авторов музейной концепции находила творческую поддержку непосредственных исполнителей. Исполнителями был коллектив Художественного фонда СССР. Важно подчеркнуть, что некоторые идеи оформления экспозиции были совершенно новаторскими для музейной практики того времени, что, несомненно, связано с предыдущим опытом проектировщиков, до этого выполнявших оформительские работы для павильонов СССР на Брюссельской и Нью-Йоркской выставках [5]. Так, например, при создании поперечного профиля Байкала, отражающего геологическое строение и тектонику котловины, распределение глубин, температуру воды и воздуха, использовались кулисные стекла. Принцип «жалюзи» применили для смены изображений в «электро-динамической макетизированной установке» палеонтологического раздела. Непосредственно на место для окончательного монтажа экспозиции были командированы В. М. Самойлов, В. П. Карпов, Н. В. Рождественский. Работу в будущем музее они выполняли с 15 июня по 26 июля 1961 г. Есть первый акт от 21 июня 1961 г. с указанием конкретных недоделок и окончательный приемно-сда-точный акт, в котором говорится, что работы выполнены «на высоком художествен-

ном уровне» и приняты Комиссией Лимнологического института в составе В. М. Сокольникова, К. К. Вотинцева, Н. П. Ладейщикова, М. Ю. Бекман, Е. А. Корякова,

B. К. Коростелевой с оценкой «отлично».

Таким образом, в «листвянский период» деятельности ЛИНа музей был на Байкале одной из самых интересных точек притяжения гостей со всего мира. Оставался он востребованным и любимым иркутянами и гостями Байкала и в качестве Экологического музея при Иркутском научном центре под руководством Григория Ивановича Галазия. Новый этап развития музея начался в 1993 г., когда Байкальский музей стал самостоятельным научным учреждением.

Данная статья обращает внимание лишь на некоторые интересные детали музейных проектов Байкальской лимнологической станции и Лимнологического института СО АН СССР, зафиксированные в документах эпохи.

Работа выполнена в рамках темы «Экологическая диагностика изменений некоторых элементов биогеоценозов территории Восточной Сибири» (Рег. № НИ-ОКТР 121032900077-4).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Верещагин Г. Ю. Работа лимнологической станции Академии Наук СССР на Байкале // Известия Академии наук. 1937. С. 1081-1091.

2. Верещагин Г. Ю. Загадка фауны и флоры Байкала // Наука и жизнь. 1940. № 11/12. С. 28-30.

3. Галкина В. И. Начало // Григорий Иванович Галазий: рыцарь Байкала. Новосибирск, 2004.

C. 81-91.

4. Галкина В. И. Байкальская лимнологическая станция и посетители ее музея // Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. / Гос. биол. музей им. К. А. Тимирязева. М., 2012. С. 46-48.

5. Дмитриева Н. А., Морева Н. В. Предыстория Байкальского музея через личность Н. П. Ладейщикова // Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных музеев : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. С. 22-27.

6. Байкальский музей / В. А. Фиалков, В. И. Галкина, Н. Е. Воякова, А. В. Глызин, Г. В. Чу-прова, Е. Н. Кузеванова // Музеи научных центров и институтов Сибирского отделения Российской академии наук. Очерки формирования и развития. Новосибирск, 2009. С. 23-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.