Научная статья на тему 'БАЙКАЛЬСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1916 И 1925 ГГ. НА НЕГАТИВАХ ИЗ СОБРАНИЯ Г.Ю. ВЕРЕЩАГИНА'

БАЙКАЛЬСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1916 И 1925 ГГ. НА НЕГАТИВАХ ИЗ СОБРАНИЯ Г.Ю. ВЕРЕЩАГИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А Ю. Пономарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЙКАЛЬСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1916 И 1925 ГГ. НА НЕГАТИВАХ ИЗ СОБРАНИЯ Г.Ю. ВЕРЕЩАГИНА»

Пономарева А. Ю. Байкальские академические экспедиции... Б01: 10.24412/с1-34446-2023-4-269-273

БАЙКАЛЬСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1916 И 1925 ГГ.

НА НЕГАТИВАХ ИЗ СОБРАНИЯ Г. Ю. ВЕРЕЩАГИНА

А. Ю. Пономарева

Байкальский музей СО РАН, п. Листвянка bm.archivist@gmail.com

За последний год фонды Байкальского музея пополнились двумя особыми коллекциями из собрания Г. Ю. Верещагина - негативами на стекле 1916 г. 19 и 1925 г. 20. Негативы имеют отношение к первой экспедиции Комиссии по изучению оз. Байкал (КИБ) под руководством В. Ч. Дорогостайского и первого года работы возобновленных в советский период байкальских экспедиций под руководством Г. Ю. Верещагина.

Некоторые фотографии с указанных стеклянных негативов публиковались в разных работах, посвященных истории исследований Байкала, можно найти их на различных интернет-сайтах. Это связано, в частности, с тем, что для фотофиксации объектов авторы могли использовать несколько стекол, т. е. источником фотографий могли стать разные негативы. Работая над стеклянными негативами из собрания Г. Ю. Верещагина, сотрудники Отдела учетно-хранительской и научно-фондовой работы имели возможность их качественно оцифровать, что позволило рассмотреть детали снимков и более полно атрибутировать негативы. В настоящее время данные уникальные негативы являются музейными предметами, зарегистрированными в Госкаталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Комиссия по изучению оз. Байкал была основана 30 марта 1916 г. Основными задачами ее деятельности были: составление программ по исследованию озера, организация научных экспедиций на Байкал, устройство там постоянной станции, публикация результатов исследований. Благодаря пожертвованию 1 6 тыс. руб. купцом Н. А. Второвым, содействию Зоологического музея Академии наук и заинтересованности в экспедиции В. Ч. Дорогостайского стало возможным не только осуществить поездку на Байкал летом 1916 г., но также построить моторно-парусное экспедиционное судно. Руководство экспедицией было поручено В. Ч. Дорогостайскому, в экспедиции принимали участие ботаник, ассистент МГУ К. И. Мейер, студент МГУ М. П. Розанов и младший зоолог Зоологического музея Г. Ю. Верещагин. В. Ч. Доро-гостайский изучал донные организмы байкальской фауны, К. И. Мейер исследовал

19 БМ ОФ КП - 7630-7644

20 БМ ОФ КП - 7655-7719

микрофлору озера, М. П. Розанов проводил сборы наземной фауны побережья, Г. Ю. Верещагин занимался изучением физических свойств озера и проводил сборы планктона и придонной фауны [2]. В работе приняли участие ботаник С. Ф. Нагибин и производивший раскопки в местах стоянок доисторического человека этнограф Б. Э. Петри.

15 негативов 1916 г., находящиеся в музейном собрании БМ СО РАН, отражают второй этап экспедиции, который проходил с 14 июля по 4 августа на катере «Чайка», построенном специально для исследовательских работ в мастерских Байкальской железнодорожной переправы. Экспедиция проходила без уехавшего в связи с окончанием срока командировки Г. Ю. Верещагина и С. Ф. Нагибина. Сначала экспедиция должна была исследовать западную часть Байкала до Малого Моря, затем дойти до Ушканьих островов и при благоприятных условиях идти далее на север Байкала. Участники экспедиции посетили падь Малая Кадильная, бухты Песчаная21 (рис. 1), Анга, бухты Ольхонских ворот (Ха-рин-Ирги, Загли, Куркутская), залив Мухор Малого Моря. Об остановках в некоторых из этих мест свидетельствуют имеющиеся негативы.

Из-за поломки мотора вблизи бухты Анга участникам экспедиции пришлось задержаться в этом весьма интересном с фаунистической точки зрения месте. Далее продвижение по маршруту осуществлялось под парусом. Это обстоятельство несколько изменило план экспедиции: работа закончилась в южной части Малого Моря.

Назад в Лиственичное «Чайка» вернулась на буксире пассажирского судна «Феодосию». Здесь стало известно о призыве в армию К. И. Мейера. До конца августа исследования (глубоководные драгировки) проводились В. Ч. Дорогостайским и М. П. Розановым в районе сел Лиственичное и Большие Коты.

21 БМ ОФ КП-7632 270

Рис. 1. Бухта Песчаная с видом на Малый Колокольный мыс. Недалеко от берега находится

«Чайка» и лодка с двумя мужчинами на борту (стоит М. П. Розанов, сидит, предположительно, Б. Э. Петри); на берегу находятся В. Ч. Дорогостайский и его сын Дима. Автор снимка - К. И. Мейер

В связи с политической обстановкой в стране экспедиционные работы были прерваны и возобновились вновь лишь в 1924 г. В декабре 1924 г. по поручению Комиссии Глеб Юрьевич, назначенный руководителем экспедиций КИБ, рассчитанных на несколько лет, приехал в Иркутск и Верхнеудинск (Улан-Удэ) для организации летней экспедиции 1925 г. К этому времени он уже стал известным в мировом лимнологическом сообществе ученым, имевшим опыт организа- Рис. 2. Г. Ю. Верещагин за работой на базе

г экспедиции КИБ в Маритуе

ции подобных озероведческих экспедиций (Олонецкая экспедиция 1918-1924 гг.). В первые месяцы 1925 г. шла активная подготовка к экспедиции: составлялись планы и маршруты, утверждался состав участников, происходила закупка оборудования, велись переговоры о возвращении АН исследовательского катера «Чайка», происходил выбор места для базы экспедиции и т. д. Г. Ю. Верещагин22 (рис. 2) обладал не только организаторскими качествами, но с самого начала стремился задокументировать историю экспедиций, в связи с чем сам занимался фотофиксацией событий и участников и собирал негативы, сделанные другими участниками экспедиций. В результате им было собрано значительное количество стеклянных негативов. Именно поэтому имеющееся в БМ СО РАН собрание негативов представлено как собрание негативов Г. Ю. Верещагина, хотя авторами снимков являются разные участники Байкальских экспедиций.

В 1925 г. на станции Маритуй Байкальской комиссией Академии наук совместно с Иркутской Магнитно-метеорологической обсерваторией была организована база экспедиций КИБ с пунктом постоянных метеорологических и гидрологических наблюдений. Помещения были взяты в аренду в Управлении Забайкальской железной дороги.

Основными участниками экспедиции 1925 г. были Г. Ю. Верещагин, К. И. Мейер, И. П. Сидорычев, Н. П. Предтеченский, О. Б. Форш, С. В. Свиньин, Е. В. Иванов. Они запечатлены на многих негативах 1925 г. В подготовке к работе катера «Чайка» и на первом этапе экспедиции Г. Ю. Верещагину помог В. Ч. Дорогостайский, что подтверждается содержанием и «настроением» некоторых негативов. Снимок момента передачи «Чайки» Дорогостайским Верещагину хорошо известен, но качество перепечатываемых фотографий не давало возможности увидеть подробности. Во время

22 БМ ОФ КП-7659

Рис. 3. В. Ч. Дорогостайский, механик Константин Леонтьев, Е. В. Иванов, Г. Ю. Верещагин и Н. П. Предтеченский на борту «Чайки»

работы над негативом в 2022 г. стала видна фигура младшей дочери Доро-гостайского на руках у отца. Участие в работе экспедиции принял в 1925 г. и прежний моторист «Чайки» Константин, рекомендованный именно Дорогостайским. Представленный ниже снимок включен Верещагиным в Отчет о работах экспедиции КИБ в 1925 г. [1], но только теперь, после работы со стеклянным негативом23, известны все лица (рис. 3).

Негативы 1925 г. знакомят не только с участниками экспедиции, но показывают жизнь рыбацких артел24 (рис. 4), быт коренных народов, населяющих берега Байкала.

Негативы дают конкретное представление о маршруте экспедиции (станция Боярская, район села Дума, Истокский сор, Посольский сор, залив Провал с протоками Ха-рауз, Галутуй, Лобановская, «островок» Сахалин, Нижнеангарск и т. д.).

Работа над негативами продолжается. Уже после постановки на учет была установлена (предположительно) фамилия моториста «Чайки» - Леонтьев. До сих пор загадочными представляются фигуры мужчины и мальчика европейской внешности на снимках, посвященных быту тунгусов.

Собрание негативов имеет исключительную историко-научную, культурную и мемориальную ценность. Они дают новую информацию по истории изучения Байкала и по истории рыболовства на озере. В процессе атрибуции было установлено, что многие старые поселения либо поменяли названия, либо уже перестали существовать, и воспоминаний о них практически не сохранилось. Снимки дают возможность восстановить расположение ныне не существующих рыбоделов, сохранение таких сведений

Рис. 4. Группа крестьян с. Думы

23 БМ ОФ КП-7632

24 БМ ОФ КП-7676

очень важно, ведь добыча рыбы до сих пор является ключевой отраслью в прибайкальском регионе. Негативы могут быть востребованы в качестве иллюстративного материала для изданий по истории байкальской лимнологии или как иллюстративный материал для выставок музея.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Верещагин Г. Ю. Маршруты Байкальской экспедиции Академии Наук СССР 1925-1929 гг. Ч. 1. Летние работы 1925-1926 гг. // Труды Комиссии по изучению озера Байкала. Т. 3. Ленинград, 1930. С. 227-266.

2. Дорогостайский В. Ч. Краткий отчет о работах Байкальской экспедиции Академии Наук в 1916 году // Труды Комиссии по изучению озера Байкала. Т. 1, вып. 2. Петроград, 1922. С. 154-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.