DOI: 10.24412/cl-34446-2023 -4-237-243
ДЕНДРОПАРК БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ
В. Я. Кузеванов1, И. Г. Бухарова2, К. Н. Клименко2, А. В. Лаевская3
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск 2Байкальский музей СО РАН, п. Листвянка 3МБОУ СОШ № 14, г. Иркутск victor. kuzevanov@gmail. com
Дендропарки и дендрарии относятся к категории «ботанических садов» (БС), которые являются особо охраняемыми природными озеленёнными территориями. Управляющие организации поддерживают документированные коллекции живых растений в БС, которые являются ресурсами для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития, публичной демонстрации, туризма и рекреационной деятельности, научных исследований, образовательных и просветительских проектов, создания услуг и продукции на основе растений и знаний о них [3].
В Международной программе БС по охране растений, принятой по инициативе ООН сообществом ботанических садов мира в 1996 г., была предложена новая образовательная стратегия, ядром которой стало экологическое образование для улучшения благосостояния людей и в интересах устойчивого развития [2; 11]. В связи с этим ботанические сады, в том числе дендропарки (или арборетумы), являются уникальными наукоемкими объектами для соединения образования и просвещения с концепцией сохранения биоразнообразия и природных ресурсов.
В связи с этим цель настоящей работы - проанализировать возможности использования Дендропарка Байкальского музея СО РАН (ДБМ) как ресурса, значимого для научной, образовательной и просветительской деятельности БМ, а также для рекреационных целей и туризма.
Многолетний опыт работы в Дендропарке показал, что благодаря надежному ограждению его территория стала, во-первых, зоной экологической безопасности (убежищем, рефугиумом) для растений, а также насекомых, птиц и других животных организмов, во-вторых, обширным природным рекреационным пространством, где, благодаря удобным деревянным настилам и мосткам, проложенным над поверхностью земли (рис. 2), посетители, включая лиц с ограниченными возможностями, могут безопасно и без экологических нарушений среды активно передвигаться по разнообразному разновысотному ландшафту в оздоравливающей природной среде, в-третьих, удобным общедоступным местом, где туристы и учащиеся, могут непосредственно
ознакомиться с основными особенностями биоразнообразия наземной таежной и степной экосистемы побережья оз. Байкал.
Дендропарк как ресурс для научных и научно-познавательных целей
ДБМ на территории около 4 га содержит 254 вида растений из 181 рода и 5B семейств, представляющих 11 % видов и 44 % семейств сосудистых растений Иркутской области, после его обустройства в 2003-200B гг. является самой большой по площади коллекцией задокументированных растений, расположенной на побережье Байкала в п. Листвянка (рис. 1) [16].
В Дендропарке произрастают 1B редких и исчезающих видов Байкальского региона (7 % от общего числа растений в коллекции), включенных в списки Красных Книг России, Республики Бурятия и Иркутской области [1; 13]: Абрикос сибирский Prunus sibirica L., Бересклет священный Euonymus sacrosanctus Koidz., Башмачок крупноцветковый Cypripedium macranthon Sw., Ветреница алтайская Anemone altaica Fisch. ex C. A. Mey., Волчеягодник обыкновенный Daphne mezereum L., Ель сибирская голубая Picea obovata Ledeb., Ильм японский Ulmus japonica (Rehder) Sarg., Калипсо луковичная Calypso bulbosa (L.) Oake, Карагана гривастая Caragana jubata (Pall.) Poir., Кизильник, блестящий Cotoneaster lucidus Schlecht., Лилия карликовая Lilium pumilum Delile, Любка двулистная Platanthera bifolia (L.) Rich, Миндаль черешковый Prunus pedunculata (Pall.) Maxim., Пион уклоняющийся Paeonia anomala L., Paeonia anomala L., Родиола розовая Rhodiola rosea L., Тридактилина Кирилова Tridactylina kirilowii (Turcz.) Sch. Bip., Флокс сибирский Phlox sibirica L. Информационные таблички о растениях сопровождены QR-кодами (рис. 2) для доступа к информационным материалам в Интернете. Разнообразие сосудистых растений [5; 16], лишайников и грибов, а также животных организмов [12]
Рис. 1. Схема зонирования Дендропарка общей площадью около 4 га с проложенными экскурсионными дощатыми тропами над поверхностью земли по разновысотному ландшафту. Обозначения зон: 1 - пойменный комплекс ручья Каменушка; 2 - экспериментальная зона; 3 - остепнённый склон; 4 - кедровый лес; 5 - березово-осиновый лес; 6 - искусственное озеро; 7 - беседка и обзорная площадка с видом на озеро Байкал; 8 - обзорная площадка в кедровом лесу; 9 - обзорная площадка в березово-осиновом лесу; 10 - вход и площадка для отдыха посетителей; 11 - заболоченный участок
показывает достаточно высокую представленность биоразнообразия западного побережья Байкала по таежным, степным и болотным видам, что делает ДБМ ценным ресурсом для междисциплинарных исследовательских задач изучения наземной флоры и фауны, в том числе для сохранения растений из списка Красной книги Иркутской области и Бурятии.
Рис. 2. Фотографии отдельных участков экскурсионного маршрута по деревянному настилу, проложенному над поверхностью земли по разновысотному ландшафту Дендропарка. Три нижние фотографии показывают способ обозначения русских и латинских наименований видов растений на табличках с рЯ-кодами для доступа к полному описанию растений в сети Интернет
Дендропарк как ресурс для образовательных целей
Дендропарк используется в музее как уникальный учебный ресурс для закрепления знаний по курсу «Байкаловедение», разработанном и внедренном Байкальским музеем СО РАН совместно с Ассоциацией «Байкал-ЭкоСеть» в большинстве школ г. Иркутска и Иркутской области [6-10].
ДБМ также представляет интерес для проектов, в которых происходит объединение естественнонаучных знаний с гуманитарными дисциплинами. Так, с 2019 г. в разных местах Дендропарка можно познакомиться со стихотворениями отечественных поэтов XIX-XXI вв. - А. Пушкина, Е. Баратынского, В. Жуковского, И. Бунина,
Б. Пастернака, Д. Кедрина, В. Бокова, М. Сергеева, Л. Миллера и др.) [4]. Летом 2021 г. в ДБМ создан школьный проект «Лето с Н. А. Холодковским». На информационном стенде проекта можно познакомиться со стихами ученого из сборника «Гербарий моей дочери» и с биографией этого талантливого человека. К участию в проекте были привлечены дети и подростки, проживающие рядом с Дендропарком. Именно они отбирали тексты и размещали их вдоль экскурсионных маршрутов.
Рис. 3. Схема детского путеводителя по Дендропарку Байкальского музея СО РАН -настольной эколого-ботанической познавательной игры, разработанной сотрудниками Байкальского музея СО РАН для использования в учебной и просветительской работе
Для детей сотрудниками музея создан детский путеводитель по Дендропарку, с помощью которого формируется способность видеть «необычное в обычном (рис. 3) [5; 15]. Небольшие листовки-обращения с QR-кодами ненавязчиво акцентируют внимание посетителей на бережное отношение людей к ресурсам ДБМ, способствуя воспитанию экологических привычек.
В перспективе в Дендропарке можно проводить занятия с элементами садовой терапии. Такие занятия рекомендованы для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), они позволяют улучшить сенсорную интеграцию при нарушениях работы сенсорных систем, снизить агрессию, положительно влияют на формирование характера, способность к концентрации внимания, память, развивают зрительное, тактильное и обонятельное восприятие [14].
Дендропарк как рекреационный ресурс
Посетители имеют возможность свободно проходить в Дендропарк и рассматривать живые древесные и травянистые растения. Сложный складчатый рельеф местности и смешанный таежный, болотный и частично остепнённый ландшафт территории Дендропарка прямо на побережье оз. Байкал является, во многом, все еще недооцененным рекреационным ресурсом для посетителей разного возраста и физического статуса, включая лиц с особыми нуждами.
Рис. 4. Профиль рельефа по двум вариантам экскурсионных маршрутов по ландшафту Дендропарка Байкальского музея СО РАН. 1 - схема экскурсионного длинного маршрута, суммирующего две кольцевых тропы (западная большая и восточная малая кольцевые тропы вместе); 2 - профиль рельефа экскурсионного полного маршрута с длиной тропы ~700 м; 3 - профиль экскурсионного
укороченного маршрута с длиной тропы ~430 м (западная большая кольцевая тропа). На вертикальной оси ординат обозначена шкала высот над уровнем моря. Изображения получены и данные рассчитаны на основе картографических систем «Яндекс Карты» (https://yandex.ru/maps/) и
«Гугл Земля» (https://earth. google. com/web/)
Как видно из рис. 4, именно холмистый рельеф территории Дендропарка с максимальной разницей высот 24-27 м (это эквивалентно по высоте 9-этажному дому) предоставляет различные рекреационные возможности в зависимости от выбранного экскурсионного маршрута. Например, спокойное прохождение человека со средним весом около 65 кг по западному кольцевому маршруту длиной около 430 м в гору и под гору (рис. 4, верхний график) с разными уклонами (максимальная разность высот 24 м; максимальный уклон 30,2-30,9 %, или около угловых 17°; средний уклон 13,414,2 %, или угловых 7,5-8°) может привести к расчетному расходованию не менее 150-250 ккал, или около 6-8 метаболических эквивалентов. А прогулка по полному маршруту около 700 м (рис. 4, нижний график) по всей длине западной и восточной кольцевых троп (максимальная разность высот 27 м; максимальный уклон 30,8-32,1 %, или
угловых 17-18°; средний уклон 12,4-12,5 %, или 7°) может привести к расходованию не менее 200-300 ккал, или до 7-9 метаболических эквивалентов. Такая общая нагрузка примерно соответствует оздоравливающему бегу трусцой по ровной местности на эквивалентное расстояние. При этом в Дендропарке, как и в других аналогичных лесных массивах с хвойными и лиственными породами деревьев, благотворным для посетителей является движение по пересеченной местности в атмосфере таежных деревьев, выделяющих ароматические вещества и фитонциды. Благотворное влияние на здоровье оказывают также отрицательные аэроионы, считающиеся «витаминами воздуха», которые выделяются с водной поверхности Байкала.
Таким образом, Дендропарк Байкальского музея СО РАН сегодня - это единственный дендропарк на побережье Байкала [16], природно-культурная достопримечательность региона и страны [12], который используется для научных, научно-познавательных, образовательных и рекреационных целей [7; 15].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Красная книга Республики Бурятия / Р. Ю. Абашеев [и др.]. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. НЦ СО РАН, 2013. 688 с. https://clck.ru/34uUxX
2. Андреева А. Е. Раппопорт А. В. Коллекции и менеджмент в ботанических садах. К вопросу об аккредитации ботанических садов в Международном совете ботанических садов (BGCI) // Ботанические сады в современном мире. Санкт-Петербург : ЛЭТИ, 2021. Вып. 1. С. 7-11. https://clck.ru/34uhHG
3. Баранова О. Г. Ботанические сады в современном мире : сб. науч. ст. Вып. 1. Санкт-Петербург : ЛЭТИ, 2021. 114 с.
4. Бухарова И. Г. «Эти травы не увидеть - всё равно, что их обидеть...»: опыт использования поэтических текстов в дендропарке Байкальского музея // Эффективные стратегии развития естественно-научного музея : материалы XII Всерос. конф. естественноист. музеев Рос. комитета Между-нар. совета музеев, 10-12 нояб. 2021 г. Москва : ГДМ, 2021. С. 29 -30.
5. Клименко К. Н., Миронова А. В., Кузеванова Е. Н. Разработка наглядных средств для популяризации байкальской флоры и фауны в дендропарке Байкальского музея // Актуальные вопросы деятельности академических естественнонаучных музеев : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Листвянка : Байкал. НЦ, 2016. С. 62-66.
6. Практикум по байкаловедению на Байкале / Е. Н. Кузеванова, Л. А. Аптекина, А. В. Лаевская, В. Я. Кузеванов // Особенности преподавания курса «Байкаловедение» : материалы регион. метод. шк. Иркутск : Репроцентр+, 2023. С. 177-188.
7. Кузеванова Е. Н. Байкальский музей - образовательный центр XXI века // Актуальные вопросы деятельности академических естественно-научных музеев : материалы III Всерос. науч.-практ. междунар. конф., 25-28 сент. 2016 г., пос. Листвянка, Иркутская область. Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2016. С. 85-90.
8. Кузеванова Е. Н. Байкаловедение - это предмет, который смогут изучать все школьники Байкальского региона // Педагогический имидж: от идеи к практике. 2021. № 2 (23). С. 78-80.
9. Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Тип. «На Чехова», 2021. 244 с.
10. Кузеванова Е. Н. Введение в байкаловедение. 5 кл. : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Репро-центр+, 2022. 212 с.
11. Международная программа ботанических садов по охране растений. Москва : BGCI, 2000. 57 а https://clck.ru/34xmZj
12. Дендрологический парк Байкальского музея ИНЦ СО РАН как научный центр по сохранению редких видов растений Прибайкалья и объект природного и культурного наследия / Ю. И. Мельников, Н. Е. Вотякова, Т. Л. Трошкова, К. Н. Клименко // Научные основы экологии, мелиорации и эстетики ландшафтов : материалы конф. Москва, 17-21 мая 2010 г. Москва : Изд-во МГУ, 2010. С. 250256.
13. Трофимова С. М. Красная книга Иркутской области. Улан-Удэ : Респ. тип., 2020. 552 с. https://clck.ru/33mfH3
14. Формирование сети детских ботанических садов России: концепция, методические подходы, воплощение : приказ ФГБОУ ДО ФЦДО № 03-221-21 от 23.11.2021. URL: https://clck.ru/34EGTY
15. Фиалков В. А. Академический музей естественной истории на Байкале // Актуальные вопросы деятельности академических естественнонаучных музеев : материалы Междунар. науч. конф. Новосибирск : Гео, 2010. С. 52-57.
16. Фиалков В. А., Кузеванова Е. Н., Кузеванов В. Я. Миссия дендропарка на озере Байкал: история и перспективы // Вестник ИрГСХА. 2023. № 3 (116). C. 124-136. DOI: 10.51215/1999-3765-2023116-124-136 https://clck.ru/34uUau