УДК 37
Белова ТатъянаАнатолъевна
Заведующая кафедрой иностранных языков Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, tanjanal@yandex.ru, Чебоксары
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Belova Tatiana Anatolievna
Head of the Foreign Languages Chair of the Branch of Saint-Petersburg State University for Engineering and Economics in Cheboksary, tanjanal@yandex.ru, Cheboksary
EDUCATIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY AS A FACTOR OF FORMING KEY COMPETENCES OF STUDENTS
В современном мире четко прослеживается тенденция, что образование является определяющим фактором достижения успеха, как личного, так и национального, а глобализация всех сфер общественной жизни, развитие информационных технологий, сложные социальные и культурные изменения в жизни общества требуют широко образованных, творчески мыслящих, социально активных специалистов, способных ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Постиндустриальная экономика в условиях становления единого Европейского пространства высшего образования, введение в России двухуровневой образовательной структуры заставляет ученых более глубоко исследовать механизмы формирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, среди которых приоритетными являются «требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурномконтекстах» [1].
Содержание понятия «образование» сегодня также претерпевает значительные изменения. Традиционно образование являлось результатом познавательной деятельности, процессом получения знаний, а теперь специалисты рассматривают его как услуга на рынке образовательных услуг, где ведущую роль играют заказчики: государство, предприятия, сама личность. В этих условиях «переход к компетентностно-ориентированному образованию - адекватная реакция системы образования на социальный заказ» [4].
В условиях реализации Болонского процесса использование компетент-ностного подхода способствует сравнению и подтверждению ученых степеней, способствует развитию инновационных методов подготовки, используется для оценки качества образования при помощи идентификаторов ключевых компетенций. В Федеральном государственном образовательном
стандарте третьего поколения отмечается, что подготовка студентов должна быть ориентирована «не столько на ресурсы и содержание образования, сколько на компетенции выпускников как результаты обучения»[6].
Многие отечественные и зарубежные ученые (Дж. Равен, В. Гутмахер,
В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, М. Г. Милованова, В. И. Байденко, П. В. Беспалов, Ю. Г. Татур и др.) в своих работах достаточно четко определили «концептуальные координаты» компетентностного подхода.
Понятие «компетенция» происходит от латинского сотре1еШа «принадлежность по праву», как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица или как знание и опыт в той или иной области. Так описывает компетенцию Большой энциклопедический словарь.
По мнению С. Е. Шишова, который делает акцент на понятии «компетенция, - это способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированная на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленная на ее успешное включение в трудовую деятельность» [7].
В. А. Мижерикова в педагогическом словаре и В. М. Полонский дают схожее определение компетенции как совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и имеет практический опытработы [5].
В работах А. И. Чучалина компетенция рассматривается как готовность выпускника «проявить способности (знания, умения, опыт) для успешной профессиональной деятельности при наличии возможности (проблемная ситуация и ресурсы» [6].
Проанализировав определения разных ученых, мы делаем вывод, что компетенция - органичное сочетание полученных знаний, приобретенного опыта, алгоритмов действий, которые позволяют студенту как будущему специалисту успешно решать жизненные и профессиональные задачи.
Соответственно, компетенция не может быть определена только как сумма знаний и умений, она не может быть изолирована от сложившихся конкретных обстоятельств, «тесно связывая мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условие конкретной деятельности» [8].
Таким образом, компетенции - это, с одной стороны, учебные цели, которые должны быть достигнуты обучающимися, а с другой стороны, -результаты процесса обучения.
Компетентностный подход в образовании поддерживается в первую очередь государством и вызван вступлением России в Болонский процесс. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым для российской системы образования. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и, более того, обобщенных способов деятельности была основной в работах И. Я. Лернера, В. В. Давыдова,
М. Н. Скаткина, В. В. Краевского и их учеников. В этом направлении были разработаны некоторые учебные технологии и учебные материалы.
Компетентностный подход «позволяет создать новое поколение образовательных стандартов высшего образования, осуществить не просто переработку действующих образовательных программ по подготовке дипломированных специалистов, но спроектировать их в новом, компетентностном русле, отражающем качественные результаты образовательного процесса, что позволит укрепить позиции нашей страны в общеевропейском образовательном пространстве, а самое главное - сделает сдвиг высшего образования в сторону запросов экономики и рынка труда, повысив адаптацию выпускников к жизнедеятельности»[2].
Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии, он был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы, он ориентирует на такую систему обеспечения качества подготовки, которая бы отвечала потребностям современного мирового рынка труда, т. е. это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельности общества, и с другой, потребность общества использовать потенциал каждого человека для обеспечения своего экономического, культурного и политического развития.
Совет Европы на симпозиуме в Берне, который проходил в марте 1996 г., на котором участвовали представители всех стран Европы, обозначил следующие пять групп компетенций, которые являются универсальными, т. к. необходимы для специалистов любого направления:
- социальные и политические компетенции - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. Они особенно важны для работы и социаьной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция, в этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой средствами СМИ и рекламой;
- социокультурные (межкультурные) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
- способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как лично профессиональной, так и социальной жизни» [3].
В перечисленных выше ключевых компетенциях социальные компетенции занимают не меньшее место, чем предметные, а все они в целом, по мнению И. А. Зимней, являются результативно-целевой основой компетен-тностного подходав образовании [4].
Актуальность ключевых компетенций обусловлена и теми функциями, которые они выполняют в жизнедеятельности каждого студента. Это формирование у студентов способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам, будущим специалистам большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.
В заключение следует отметить, что проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают личности в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.
Чтобы способствовать развитию компетенций, в процессе обучения должны применяться разнообразные инновационные методики, и особое внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст] / В. И. Байденко. - М., 2005, -С. 9.
2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] /
B. Байденко // Высшее образование в России. М., 2004. -№ 11.-С. 3-12.
3. Дахин, А. В. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А. В. Дахин//Народное образование.-2004.-№4. - С. 136-144.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
5. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. [Текст]/ В. М. Полонский, М.: Высшая школа, 2004.
6. Чучалин, А. И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников [Текст] / А. И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 72-82.
7. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования в школе [Текст] /
C. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.
8. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2 -
С. 33.