Научная статья на тему 'Образовательная деятельность студентов-медиков в условиях интеграции технологий аудиторного и электронного обучения'

Образовательная деятельность студентов-медиков в условиях интеграции технологий аудиторного и электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ АУДИТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулиене Л.Н., Ботоева Е.А., Жовтун Л.М., Гомбоева Н.Б., Нечунаева А.Н.

Авторы публикации утверждают, что образование призвано формировать универсальные социальные навыки студентов. Для достижения этой цели образовательный процесс должен отличаться интерактивностью, предполагающей взаимно-активное взаимодействие студентов между собой и с преподавателями, активный диалог с контентом осваиваемого опыта. В качестве методологической основы обсуждаемого педагогического опыта выступает интегративный подход. В статье анализируется опыт внедрения технологий аудиторного и электронного обучения в процессе преподавания дисциплин цикла «Акушерство и гинекология с курсом педиатрии». Показан дидактический потенциал видео-ресурсов, электронных ментальных карт и инфографики как элементов электронного курса. Использование ментальных карт позволяет повысить эффективность восприятия и запоминания учебного материала, схематическое изложение способствует продуктивному воспроизведению образовательной информации. Разработаны требования к инфографике: соответствие научному содержанию учебного материала, полнота отражения учебного материала, эстетичность, лаконичность, логическая последовательность и соразмерность представленной информации. Практика показала, что внедрение в образовательную деятельность игровых форм обучения стимулирует не только познавательную активность студентов, но и повышает их организационную готовность. Обосновано положение о постоянном совершенствовании образовательного процесса за счет использования современных технологий электронного обучения и интерактивных технологий аудиторного обучения на основе интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рулиене Л.Н., Ботоева Е.А., Жовтун Л.М., Гомбоева Н.Б., Нечунаева А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность студентов-медиков в условиях интеграции технологий аудиторного и электронного обучения»

Образовательная деятельность студентов-медиков в условиях интеграции технологий аудиторного и электронного обучения

Рулиене Любовь Нимажаповна,

доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», ruliene@bsu.ru,

Ботоева Елена Аполлоновна,

кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», elenabotoeva@list.ru

Жовтун Людмила Марковна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», zhovtun.lyudmila@mail.ru

Гомбоева Наталья Батовна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», pediatr-rb03@mail.ru

Нечунаева Александра Николаевна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова», alexandra907@mail.ru

Авторы публикации утверждают, что образование призвано формировать универсальные социальные навыки студентов. Для достижения этой цели образовательный процесс должен отличаться интерактивностью, предполагающей взаимно-активное взаимодействие студентов между собой и с преподавателями, активный диалог с контентом осваиваемого опыта. В качестве методологической основы обсуждаемого педагогического опыта выступает интегративный подход. В статье анализируется опыт внедрения технологий аудиторного и электронного обучения в процессе преподавания дисциплин цикла «Акушерство и гинекология с курсом педиатрии». Показан дидактический потенциал видео-ресурсов, электронных ментальных карт и инфографики как элементов электронного курса. Использование ментальных карт позволяет повысить эффективность восприятия и запоминания учебного материала, схематическое изложение способствует продуктивному воспроизведению образовательной информации. Разработаны требования к инфографике: соответствие научному содержанию учебного материала, полнота отражения учебного материала, эстетичность, лаконичность, логическая последовательность и соразмерность представленной информации. Практика показала, что внедрение в образовательную деятельность игровых форм обучения стимулирует не только познавательную активность студентов, но и повышает их организационную готовность. Обосновано положение о постоянном совершенствовании образовательного процесса за счет использования современных технологий электронного обучения и интерактивных технологий аудиторного обучения на основе интегративного подхода.

Ключевые слова: образование, студенты-медики, интерактивное обучение, технологии аудиторного обучения, технологии электронного обучения.

0

м

01 г

Кризис глобализации характеризуется обострением гуманитарных проблем человечества, среди которых отметим необходимость поиска эффективных инструментов непрерывного профессионально-личностного развития, формирования навыков взаимодействия в цифровом мире.

В этой связи мы рассматриваем образование как ценностную основу жизнедеятельности современного человека, средство постоянного совершенствования человеческого потенциала, наращивания и трансформации профессионального опыта в условиях неопределенности и нестабильности. Непрерывность образования сейчас не сводится к механическому соединению этапов дошкольного, общего и профессионального образования, а предполагает расширение поля личностного роста в разных социально-профессиональных сообществах. Образование как процесс образовательной деятельности [5, с. 94-95] осуществляется путём присвоения культуры, социального опыта, знаний в специально организованном педагогическом процессе или самообразовании.

Если образование направлено не только и не столько на обретение узких профессиональных компетенций (так называемых «твёрдых» навыков), но и на формирование социальных («мягких») навыков и личностных качеств, то современный информационно-насыщенный образовательный процесс необходимо направлять на высокую степень интерактивности, развивать у студентов гибкое мышление, умение взаимодействовать и сотрудничать, коммуникативные умения, навыки самообразования и др.

Интерактивность предполагает взаимно-активное взаимодействие студентов и преподавателей с информационно-образовательной средой, активный диалог с контентом осваиваемого опыта. В интерактивном обучении существенно меняется роль преподавателя, т.к. он обеспечивает внешнее управление учебных процессом, организует взаимодействие участников, создает условия для инициативы и творчества в решении конкретных задач и ситуаций, моделирует и стимулирует процесс обратной связи. От студентов требуется высокая степень организационной и познавательной самостоятельности, стремление к внутригрупповой и межгрупповой активности.

Образование призвано развивать личностные качества каждого человека, его знания, компетенции, мировоззрение. У современных студентов важно формировать способность выстраивать ре-

флексивное отношение к собственным качествам и ресурсам, проектировать своё настоящее и будущее.

Развитие человеческого потенциала наиболее эффективно происходит в открытом субъект-субъектном образовательном процессе, развивающем отношение к реально-виртуальному миру, к себе, своей деятельности. Следовательно, образовательный процесс должен быть диалогичным, субъектно-ориентированным.

Одним из актуальных направлений педагогической науки является разработка интегративного подхода к современной образовательной практике (в части использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) [7] как одного из путей решения проблемы гуманизации информационно-насыщенного образовательного процесса и преодоления рисков информатизации образования.

Мы в данной публикации обсудим опыт интеграции технологий аудиторного и электронного обучения в образовательной деятельности студентов Медицинского института Бурятского государственного университета.

В целях обеспечения интерактивного информационно-образовательного взаимодействия со студентами для преподавателей кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии были организованы 72-часовые курсы повышения квалификации «Преподаватель высшей школы: профессиональная деятельность в условиях интеграции образовательных технологий». Очно-дистанционное обучение длилось 3 недели и предполагало проведение интерактивных лекций-презентаций, практических занятий в компьютерном классе, а также выполнение целевых заданий на портале электронного обучения (http://e.bsu.ru/). На итоговом занятии преподаватели представили проекты внедрения технологий аудиторного и электронного обучения в процессе преподавания дисциплин цикла.

Был представлен электронный курс по дисциплине «Акушерство и гинекология», включающий теоретический материал в виде текстовых страниц и презентации со звуковым сопровождением, разработанные c помощью программы Microsoft PowerPoint. Видео-ресурсы для отработки практических навыков, позволяют студентам многократно обращаться к учебному контенту. Задания предполагают не только выполнение теста, но и создание мультимедийной презентаций, кроссвордов. Использование ментальных карт позволяет повысить эффективность восприятия и запоминания учебного материала, схематическое изложение способствует продуктивному воспроизведению образовательной информации. В рамках курса студентам предлагается самостоятельная работа по созданию инфографики в онлайн-режиме (https://www.canva.com). Различные визуальные средства и пособия повышает эффективность обучения студентов медицинских специальностей. Например, трехмерная компьютерная модель сердца позволяет наглядно представить геометрию, анатомические отделы и электрические про-

цессы, протекающие в сердце - таким образом, с помощью визуальной объемной модели сердца можно «заглянуть» внутрь сердца, строить сечения и изучать его внутреннее строение [2].

Внедрение в образовательную деятельность игровых форм обучения (тренинг «Утренний врачебный обход в стационаре», разминка «Вспоминаем ключевые термины лекционного курса», деловая игра «Врачебный консилиум») стимулирует не только познавательную активность студентов, но и повышает их организационную готовность.

Для повышения эффективности обучения преподаватели разработали проект интерактивного занятия по теме «Эндометриоз» в рамках дисциплины «Акушерство и гинекология». В образовательном проекте участвовали студенты 5 курса (16 человек). На изучение темы отводится 8 академических часов. Методика проведения интерактивного занятия основывается на принципе активного вовлечения студентов в процесс обучения на всех его этапах. В качестве инструмента планирования и организации занятия был избран метод инфо-графики. Инфографика - разновидность графиков, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности в сочетании графического изображения и текста [4; 10].

Специалисты отмечают принципы создания инфографики: актуальность и востребованность темы; простота и краткость; креативность; образность; точность и организованность информации; эстетическая привлекательность [3].

Благодаря этому расширяется целевой компонент занятий: решаются не только учебно-познавательные задачи, но у студентов формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде («студенческом консилиуме»). В качестве вербального модератора был избран девиз «Прежде чем я смогу что-то сделать, нужно научиться этому, обучая другого с помощью инфо-графики».

Содержательная линия занятия включала освоение следующих образовательных задач: сформировать представление о теориях происхождения эндометриоза, об эпидемиологии; знать регуляцию менструального цикла, патогенез развития нарушения менструального цикла, уметь осуществлять сбор общего и гинекологического анамнеза, знать методы исследования в гинекологии; уметь выявлять факторы возникновения эн-дометриоза, разработать план обследования пациента при подозрении на эндометриоз, составить план лечения при диагнозе «Внутренний эндомет-риоз (аденомиоз)», «Наружный эндометриоз».

Совместно со студентами были разработаны требования к инфографике: соответствие научному содержанию учебного материала, полнота отражения учебного материала, эстетичность, лаконичность, логическая последовательность и соразмерность представленной информации. На итоговом занятии была организована ролевая игра «К вам на приём пришёл пациент с жалобами!». Студенты с помощью разработанных инфографик представили методы и средства оказания каче-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

м

01 г

ственной медицинской помощи с учётом требований (адекватность, эффективность, действенность, безопасность, ориентированность на пациента). В качестве источников клинических ситуаций были использованы медицинские карты стационарных больных гинекологического отделения ГБУЗ «Республиканский перинатальный центр». Организация образовательной деятельности студентов с применением интерактивных методов и визуальных инструментов повысило качество учебного процесса. Подведение итогов после изучения темы «Эндометриоз» подтвердило это утверждение: 87,5% студентов правильно ответили на вопросы теста. При проведении входного тестирования правильные ответы были у 12,5% студентов.

Преподаватели медицинских вузов осознают ответственность за подготовку будущих врачей. Важнейшим аспектом профессиональной компетентности специалистов в сфере здравоохранения является готовность нести ответственность за пациента, в том числе юридическую. Использование традиционных форм обучения (лекций и практических занятий) не позволяет максимально приблизить образовательную ситуацию к реальной врачебной практике. Одним из путей решения данной проблемы рассматривается внедрение инновационных образовательных практик. Преподаватели стали активно создавать электронные курсы, мультимедийные презентации в соответствии с эргономическими требованиями.

Также была разработана видео-лекция «Коклюш у детей», включающая прослушивание спазматического кашля с репризами у ребенка. Как отмечают преподаватели, мультимедийное сопровождение учебного курса позволяет освоить важную профессиональную компетенцию - дифференцировать данный вид кашля при иных заболеваниях респираторного тракта.

Преподаватели кафедры стали использовать различные интерактивные упражнения и разминки. Например, в конце практического занятия для закрепления изученного теоретического материала проводится блиц-опрос «Лови мяч!». Студенты передают мяч друг другу, формулируя вопросы и отвечая с ускорением. Такая разминка показывает преподавателю, в какой мере усвоен материал, какие вопросы вызывают затруднения.

Все преподаватели отмечают, что образовательная деятельность студентов-медиков предполагает заучивание большого объёма учебной информации. Поэтому изучение дисциплин включает компьютерное тестирование - один из инструментов проверки знания эмпирического материала (фактов, референтных величин) [6].

Для закрепления учебного материала необходимо шире практиковать ролевые игры, во время которых один из студентов изображает пациента, а все остальные - врачебный консилиум. Учебная задача студента - «пациента» заключается в том, чтобы тщательно изучить симптомы заболевания, представить «запутанный» анамнез. Студенты -«врачи» должны взвесить все симптомы, выслу-

шать мнение каждого из коллег, поставить диагноз и назначить лечение.

Итак, необходимость в формировании инновационных навыков у студентов-медиков требует постоянного совершенствования образовательного процесса за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий и интерактивных технологий аудиторного обучения. Информационно-образовательный процесс открывает широкий свободный доступ к знаниям, расширяет инструментальные образовательные практики. Поэтому образовательная деятельность студентов немыслима вне электронной информационно-образовательной среды - сложной, многоуровневой системы, охватывающую программно-методические, организационно-дидактические и технические ресурсы, сервисы и инструменты, которые обеспечивают информационно-коммуникационную деятельность студентов и преподавателей.

Образование призвано развивать универсальные жизненные навыки в процессе освоения постоянно обновляющихся технологий, типов и способов профессиональной деятельности. Универсальные жизненные навыки - это метапредмет-ные, «мягкие», «социальные» навыки, которые позволяют адаптироваться в любой жизненной ситуации, успешно взаимодействовать с людьми в разных сферах жизнедеятельности (во время учёбы, на работе). В качестве универсальных компетенций современного высшего образования выделяют три ключевых группы [1]: 1) универсальные компетенции для трудового и мобильного поведения на рынке труда (системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие); 2) универсальные компетенции для жизне-осуществления человека (самоорганизация и саморазвитие, в том числе здоровьесбережение); 3) универсальные компетенции для сохранения жизни на Земле - но-осферные компетенции (безопасность жизнедеятельности).

Универсальные компетенции являются гуманитарными по сути, поэтому могут формироваться только в процессе живого эмоциально-личностного взаимодействия в условиях интерактивного обучения. Поэтому образовательная деятельность в электронной информационно-образовательной среде предполагает контактные аудиторные занятия, организованные с помощью интерактивных методов.

Интерактивные методы аудиторного обучения стимулируют взаимно-активное взаимодействие студентов и преподавателей между собой и активный диалог с контентом осваиваемого опыта. Роль преподавателя в интерактивном обучении состоит в сопровождении информационно-образовательных взаимодействий студентов, стимулировании учебной инициативы и интеллектуального творчества в решении практико-ориентированных задач и профессионально-опосредованных ситуаций, моделировании обратной связи.

Многие годы считалось, что в обучении студентов-медиков следует ориентироваться на традиционные методы обучения. Позже стали широко использоваться компьютерные технологии (тесты-тренажеры). Современные преподаватели медицинских вузов стали придерживаться интегратив-ного подхода в применении инновационных и традиционных методов и инструментов обучения.

Литература

1. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник, № 5, 2018, С. 117-126.

2. Бодин О.Н., Кузьмин А. В., Митрошин А. Н. Разработка визуальной модели сердца для обучения студентов-медиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки, № 2, 2007. - С. 3-10.

3. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт, № 11, 2014, С. 2630.

4. Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления // Научный диалог, № 9 (21), 2013, С. 92-99.

5. Новиков А.М. Основания педагогики. / Пособие для авторов учебников и преподавателей. -М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с. (с. 94-95)

6. Петушок Н.Э., Леднева И.О., Лелевич В.В., Курбат М.Н. Применение компьютерного тестирования для оценки учебных достижений студентов по биологической химии в учреждениях высшего медицинского образования // Журнал Гродненского государственного медицинского университета, Вып. 16, № 2, 2018, С. 232-236.

7. Рулиене Л.Н. Интеграция технологий электронного и аудиторного обучения как фактор развития современного образовательного процесса // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, № 4, 2017, С. 95-101.

8. Рулиене Л. Н. Электронная информационно-образовательная среда современного университета : монография / Л. Н. Рулиене, Н. Б. Сэкулич, С. Д. Намсараев. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018. — 148 с.

9. Рулиене Л. Н., Сэкулич Н. Б. Научно-методические основы разработки электронных курсов / Л. Н. Рулиене, Н. Б. Семенова // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. - С. 118-120.

10. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт, № 11, 2014, С. 2630.

Educational activity of medical students in conditions integration of technologies of classroom and electronic training

Ruliene L.N., Botoyeva E.A., Zhovtun L.M., Gomboyeva N.B., Nechunayeva A.N.

Buryat State University. D. Banzarov

Authors of the publication claim that education is intended to form universal social skills of students. For achievement of this purpose educational process has to differ in the interactivity assuming mutual and active interaction of students among themselves and with teachers, active dialogue with content of the mastered experience. Integrative approach acts as a methodological basis of the discussed pedagogical experience. In article experience of implementation of technologies of classroom and electronic training in the course of teaching disciplines of the cycle "Obstetrics and Gynecology with a Pediatrics Course" is analyzed. Didactic potential of video resources, electronic mental maps and infographics as elements of an electronic course is shown. Use of mental maps allows to increase efficiency of perception and storing of a training material, schematic statement promotes productive reproduction of educational information. Requirements to infographics are developed: compliance to the scientific maintenance of a training material, completeness of reflection of a training material, esthetics, laconicism, the logical sequence and harmony of the provided information. Practice showed that introduction in educational activity of playful ways of training stimulates not only informative activity of students, but also increases their organizational readiness. The provision on constant improvement of educational process due to use of modern technologies of electronic training and interactive technologies of classroom training at a basis of integrative approach is proved.

Keywords: education, medical students, interactive training, technologies of classroom training, technology of electronic training.

References

1. Belkin V.V., Makeeva T.V. The Concept of Universal Higher

Education Competences // Yaroslavl Pedagogical Bulletin, № 5, 2018, P. 117-126.

2. Bodin ON, Kuzmin A.V., Mitroshin A.N. Development of a visual

model of the heart for teaching medical students // News of higher educational institutions. Volga region. Medical Sciences, № 2, 2007. - p. 3-10.

3. Ermolaeva Zh. E., Lapukhova OV, Gerasimova I.N. Infographics

as a way to visualize educational information // Concept, no. 11, 2014, p. 26-30.

4. Kondratenko O. A. Infographics in schools and universities: on

the way to the development of visual thinking // Scientific dialogue, № 9 (21), 2013, pp. 92-99.

5. Novikov A.M. The foundations of pedagogy. / Handbook for authors of textbooks and teachers. - M .: Egves Publishing House, 2010. - 208 p. (p. 94-95)

6. Petushok N.E., Ledneva I.O., Lelevich V.V., Kurbat M.N. The use

of computer testing to assess the educational achievements of students in biological chemistry in institutions of higher medical education // Journal of Grodno State Medical University, Vol. 16, No. 2, 2018, p. 232-236.

7. Ruliene L.N. Integration of e-learning technologies and classroom education as a factor in the development of the modern educational process. Vestnik Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy, № 4, 2017, p. 95-101.

8. Ruliene L.N. Electronic informational and educational environment of a modern university: monograph / L.N. Ruliene, N. B. Sekulich, S. D. Namsaraev. - Ulan-Ude: Publishing House of the Buryat State University, 2018. - 148 p.

9. Ruliene L.N., Sekulich N. B. Scientifically-methodical bases for

the development of electronic courses / L. N. Ruliene, N. B. Semenova // Alma mater (Higher School Bulletin). 2016. № 9. -P. 118-120.

10. Ermolaeva Zh. E., Lapukhova OV, Gerasimova I.N. Infographics as a way to visualize educational information // Concept, no. 11, 2014, p. 26-30.

о о и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.