Е.С. Воля
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕНИЯ
Мыслительная культура Д.С. Милля, реализовавшаяся, в том числе, и в оформлении автобиографического текста, задала некоторый канон в написании биографии как образовательной.
Д.С. Миллю удалось поставить такие проблемы человека в учении, как принципы содержания воспитания (на пределе возможностей как учащего, так и учащегося), генезиса мыслительного развития, признательности своим учителям за моральное и интеллектуальное развитие.
Некоторые учебные события, ставшие рефлексией Д.С. Милля, воспроизводились в последующей истории образования. В частности, указывается на научное собрание (кружок) как вид научного сообщества, который был в образовательном опыте гимназиста В.В. Розанова, находившегося под влиянием работ Д.С. Милля.
Ключевые слова: автобиография, интерес, Д.С. Милль, научный кружок, образование, образовательная биография, развитие моральное, развитие интеллектуальное, ценности, В.В. Розанов, учение, феномен учения.
Открыто засвидетельствовать насколько я обязан своим моральным и интеллектуальным развитием.
<Д.С. Милль>
Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский мыслитель, автор фундаментальных трудов в области философии, экономики, политики, оказал влияние на становление научной и общественной мысли.
Широко известны такие труды Д.С. Милля, как «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843); «Основы политической экономии» (1848). «Важную роль в развитии идей либерализма сыграл знаменитый трактат Д.С. Милля "О свободе". Его книга "Рассуждения о представительном правлении" была обоснованием
© Воля Е.С., 2015
принципов демократии и парламентаризма и предупреждением относительно возможной тирании большинства и необходимости защиты меньшинства»1, 2.
С. Зингер, автор обстоятельного изложения жизни и трудов Милля, подчеркивает, что «философская школа, учеником и продолжателем которой является Джон Стюарт Милль, ведет свое начало от Франциска Бэкона и Пристли, французских философов Просвещения, примыкающих к Гельвецию, представителей так называемой шотландской философии: Стюарта, Броун, Рида, Фер-гюссона, Смита и доходит до Бентама, отца Джона Стюарта Милля, Джэмса Милля, и отчасти Огюста Конта»3. По его мнению, «через своего отца Джон Стюарт Милль примыкает к английским традициям психологов-ассоциационистов; как национал-экономист -к Рикардо; как формальный логик - к Гоббсу; в том, что касается народного образования и общих гуманитарных идеалов, - к Просвещению 18-го века»4. Слова С. Зингера о «решимости содействовать при помощи средств, приобретенных новыми познаниями осуществлению гуманитарных идеалов, парящих во все времена над человечеством», более всего характеризуют Джона Стюарта Милля, который «всегда оставался сыном 18-го века, сыном своего отца»5.
Уважение к личности и трудам Д.С. Милля лежит в основе интереса к исследованию его текстов, в том числе и автобиографи-ческих6. Выделим работы М.И. Туган-Барановского7 и С. Зенгера (дополнившего биографию подробным изложением принципов и правил индукции)8, а также современные работы В.К. Финна9, 10.
Д.С. Милль как мыслитель был очень интересен В.В. Розанову и своими идеями, и методом изложения. В.В. Розанов указывает на «Утилитаризм» Д.С. Милля как на первую философскую книгу, которая произвела на него большое впечатление в особенности потому, что «сквозь частные и временные интересы, умственные и житейские впервые показала ... область интересов общих и постоянных»11.
«Именно настроение, с которым эта книга была написана», привлекает В.В. Розанова. Из содержания он выносит знание, «что есть взгляд на человека и на жизнь его как на управляемые и долженствующие быть управляемыми идеей счастья - высшей в исто-рии»12.
По мнению В.В. Розанова, «серьезное в жизни» он начинает с обдумывания идеи счастья как верховного начала. Поворотным пунктом в своем развитии писатель считает осознание того, что идея счастья как верховного начала человеческой жизни, «придуманная идея, созданная человеком, но не открытая им, есть только
последнее обобщение целей, какие ставил перед собою человек в истории, но не есть цель, вложенная в него природою». Она «не совпадает, или, точнее, заглушает собою, подавляет некоторые естественные цели, вложенные в человеческую природу, которые, в отличие от искусственных целей, составляют его назначение. Это последнее нельзя изобрести или придумать, но только - открыть, и открыть его можно, раскрывая природу человека»13.
«Вследствие изощренности», которую В.В. Розанов приобрел «постоянным думаньем над идеей счастья», он смог, в частности, определить естественные цели человеческой жизни. В более широком контексте это был уникальный опыт самостоятельного мышления, впоследствии реализованного в сочинении «О понимании»14, в котором «исследована одна, и самая важная, быть может, из естественных целей человеческой природы - умственная деятель-ность»15.
Для Д.С. Милля «нравственное поведение, общественное благо и либеральные свободы ... были не только предметом мысли, но и практикой жизни»16. Что, несомненно, делало его цельную17 личность и творчество интересными для В.В. Розанова18.
В.В. Розанов также высоко ценил «чрезвычайную высоту самих интересов и могущество мысли», которое обнаруживает человек «в своем стремлении удовлетворить этим интересам»19. Точность мысли Д.С. Милля была очень значимой характеристикой для В.В. Розанова. Именно эти позиции сближали двух мыслителей.
Также следует обратить внимание на роль кружка, объединявшего сотоварищей по интересам, в научном становлении Д.С. Мил-ля и В.В. Розанова. Занимаясь гимназическими предметами «настолько, чтобы идти удовлетворительно», В.В. Розанов и его товарищи все остальное время посвящали чтению или опытам», которые делали, «купив в аптеке некоторые препараты и вещества, или разговорам политического и реже литературного содержания»20.
Для «ускорения самообразования» кружок товарищей решил «сделать нечто вроде классификации наук - распределить их между собою, с тем, чтобы каждый, занимаясь тщательнее один, усвоенное излагал в общих собраниях, устраиваемых еженедельно»21. Молодые люди «читали, изучали, составляли рефераты и прочитывали в общем собрании» так называемой В.В. Розановым «нашей маленькой Академии»22.
По мнению В.А. Фатеева, именно эта «маленькая Академия» «благодаря интенсивной самостоятельной подготовке тем» положила начало «энциклопедичности розановских познаний и тому разнообразию его интересов, которые проявятся затем в его творчестве», а также определила главную тему его книги «О понима-
нии» как классификацию всех наук: «Истоки тяготения молодого философа к универсализму - именно в этих юношеских занятиях, а не заимствованиях у Гегеля»23.
Примечательно, что в биографии Паскаля, написанной В.В. Розановым, описываются еженедельные собрания с целью обсуждения текущих вопросов науки. Данный эпизод также характеризует розановскую тональность в отношении интереса к научному становлению: «К этому кружку принадлежали лучшие ученые того времени: Роберваль, Мидорон, Ле-Палье, отец Мерсенн, близкий друг Декарта. Паскаль принимал в этих собраниях самое живое участие и чаще, нежели другие члены, приносил сюда для сообщения что-либо новое в области математики. Общество это, хотя оно носило исключительно частный характер, находилось в соотношениях со многими иностранными учеными и часто получало известия, содержащие новые теоремы, из Италии, Германии и других стран.»24.
Занятия в обществах по интересам были присущи европейской молодежи начала XIX в. Так, общество утилитаристов, созданное Д.С. Миллем в 1822 г., собиралось каждые 14 дней в доме Бентама для обсуждения этических, юридических и политических вопро-сов25. Следует также заметить, что сам Д.С. Милль с детских лет вместе со своим отцом был участником научных собраний и принимал в них самое живое участие.
Эта преемственность была понятна В.В. Розанову, выделявшему Д.С. Милля как мыслителя, оказавшего на него влияние. Формат изложения В.В. Розановым автобиографии26 и написанной им биографии Паскаля27 может быть определен как образовательная биография28.
Одним из первых и наиболее ярких примеров написания автобиографического текста, образовательной биографии является «Автобиография Дж. Ст. Миля»29, 30. В ней автору удалось описать уникальный опыт обучения отцом, известным мыслителем, решившим реализовать свои идеи ученого и гражданина в образовании собственного сына, и дальнейший свой жизненный путь ученого и общественного деятеля.
Существенно, что автобиографический текст Д.С. Милля является рефлексивным опытом учения с позиции собственных научных теорий и, что не менее важно, развитого критического мышления рационалиста.
Одной из своих задач Д.С. Милль видел необходимость «отметить фазисы, которые переживал ум, стремившийся постоянно вперед и настолько же быстро изучавший, как и забывавший изучаемое под действием своих собственных идей или под влиянием чужих»31.
Повествование Д.С. Милля отличается соотнесением образовательных событий, их содержания, с оценкой их влияния на дальнейшее развитие, как собственное, так и универсально возможное в отношении других лиц.
Некоторые учебные события, ставшие предметом рефлексии автобиографии Д.С. Милля, впоследствии воспроизводились в автобиографических текстах32, 33, 34.
Е. Конради, автору очерка жизни и деятельности Д.С. Милля, опубликованному во втором издании «Автобиографии» в России, удается довольно точно определить характер произведения как историю жизни Д.С. Милля, как «историю внутреннего развития мыслителя; отдельные эпизоды ее производят впечатление философских тезисов, последовательно развивающихся один из другого, а внешние факты, отношения и влияния входят в нее лишь постольку, поскольку они объясняют эти внутренние процессы»35.
Милль оставался тем, что принято называть человеком теории, в противоположение понятию о практичности, действующей путем сделок с существующими предубеждениями и уступок существующим фактам. Неподатливая «теоретичность» его сказывалась не только в том, что он в практической своей деятельности отказывался считаться с требованиями фактов, шедших в разрез с логическим развитием его принципов, и при этом не спрашивал себя, насколько подобная неподатливость отрезывает ему возможность достижения ближайших, частичных результатов, но еще и в том, что даже в теоретической постановке вопросов он большею частью становился именно на ту точку зрения, значение которой наименее сознавалось в данную минуту как приверженцами, так и противниками тех или других ходячих взглядов по этим вопросам36.
Честность мыслителя воспроизводится как следование воспитанию, неслучайно Д.С. Милля называют сыном своего отца. Джеймс Милль, автор «Истории английских владений в Индии», человек способный и честный. Он получил звание проповедника, однако не вступил на духовное поприще, сознавая, что «он не может верить в доктрины Шотландской церкви, равно как и в учения других церквей», и исполнял несколько лет обязанности наставника, до получения места в Ост-Индской компании, а также зарабатывал на жизнь семьи литературной деятельностью. «Ничто не могло заставить его писать против убеждений; напротив, он не пропускал случая проводить свои идеи в сочинениях, насколько это позволяли обстоятельства. Надо также сказать, никогда он не делал ничего небрежно и, взявшись как за литературную, так и за всякую работу, добросовестно исполнял ее»37.
Большую часть дня он посвящал образованию своих детей, особенно «много труда, забот и настойчивости» положил на своего старшего сына Джона Стюарта Милля, чтобы дать ему «согласно своим убеждениям самое высшее умственное образование»38.
Джеймс Милль в воспитании сына исходил из следующих принципов.
1. Не терять времени даром.
К 12 годам Милль получил уже такое основательное образование, которое сделало бы честь многим взрослым юношам. Он прочел по-гречески Гомера, Софокла, Эврипида, Аристофана, Ксенофонта, Фукидида, Демосфена, Платона, Аристотеля и мног. др.; по-латыни - Овидия, Горация, Виргилия, Саллюстия, Тита-Ливия, Цицерона и Лукреция. Он основательно изучил элементарную алгебру и геометрию39.
2. Требовать от учащегося не то, что в его силах, но и то, что превосходит его силы.
Первая книга, проченная мною, была «Басни Эзопа», вторым сочинением было «Анабазис». По латыни я начал учиться только 8 лет. В эти годы я уже прочел под руководством отца некоторых греческих прозаиков; между ними, помнится мне, почти всего Геродота, Киропе-дию, беседы Сократа, несколько жизнеописаний философов у Диогена Лаэрция, часть произведений Лукиана и «Ad Demonicum и Ad №со-с1ет» Изократа <...> шесть первых диалогов Платона (в принятом порядке) от Эфтифрона до Феоктета включительно. Было бы лучше пропустить последний, потому что для меня он был совершенно непонятен, но отец во всем преподавании требовал не только того, что было в моих силах, но и того, что часто превосходило мои силы40.
3. Всегда разъяснять обучаемому, «для какой цели ему сообщаются те или иные сведения».
4. Развивать точность и ясность мышления.
По мнению Д.С. Милля, ничто не содействовало так развитию его мыслительных способностей, как раннее знакомство с формальной логикой.
5. Уметь легко и свободно излагать свои мысли, не стесняясь формой изложения.
Д.С. Милль перелагал в стихи темы из древнегреческой жизни, выбранные отцом.
Существенным в образовательной биографии Д.С. Милля является то, что учение понимается им как нормативный образ жизни, а также то, что он мог воспроизводить свое образование, в частности обучая младших детей в семье и помогая отцу в его интеллектуальных трудах. По рукописям 13-летнего Д.С. Милля, из устных бесед с отцом, преподававшим сыну политическую экономику, был составлен систематический труд Джеймса Милля «Элементы политической экономии».
Отец продолжал оказывать влияние на Д.С. Милля в течение всей жизни, в ее начале как наставник и учитель, а впоследствии как опытный друг, к авторитету которого сын относился с большим уважением.
Существенно, что развитая ученическая позиция Д.С. Милля выражается, прежде всего, в умении быть благодарным своим учителям, среди которых основная роль принадлежит его отцу41.
Образовательная биография Д.С. Милля - яркое свидетельство учительства как воспроизводства знания и личности в другом42.
Примечания
1 Финн В.К. Д.С. Милль и его идеи об индукции и «логике нравственных наук» // Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования: Пер. с англ. / Предисл. и прил. В.К. Финна. 5-е изд., испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2011.
С. 7.
2 Укажем на некоторые книги Джона Стюарта Милля, опубликованные в России: Милль Д.С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1866-1869; Он же. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях. СПб., 1869; Он же. Автобиография. М., 1896; Он же. О подчинении женщины. СПб., 1896; Он же. Представительное правление. СПб., 1897; Он же. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906; Он же. Основания политической экономии. СПб., 1909; Он же. Система логики: В 2 т. М., 1914; Он же. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. 2-е изд. СПб., 1914.
3 Зенгер С. Дж.Ст. Милль, его жизнь и произведения: Пер. с нем. / Под ред. Е. Максимовой; предисл. В.К. Финна. 2-е изд., доп. М.: Либроком, 2009. С. 3.
4 Там же. С. 15.
5 Там же.
6 Чернышевский Н.Г. Очерки из политической экономии (по Миллю) // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 9. М., 1949; Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в. М., 1959; Ивановский В.Н. Джон Стюарт Милль (1806-1873) и его «Система логики» // Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. 2-е изд.; Россель Ю. Д.С. Милль и
его школа // Вестник Европы. 1874. № 5, 6, 7, 10, 12; Рождественский Н.Н. О значении Джона Стюарта Милля в ряду современных экономистов. СПб., 1867; Bain A. John Stuart Mill: A Criticism with Personal Recollections. L., 1882; Becher S. Erkenntnistheoretische Untersuchungen zu J.S. Mills Theorie der Kausalität. Halle, 1909; Jackson R. An Examination of the Deductive Logic of J.S. Mill. L., 1941; Packe M. The Life of John Stuart Mill. L., 1954; Long W.R. de. The Semantics of J.S. Mill. Dordrecht; Boston; L., 1982; Anschutz R.P. The philosophy of J.S. Mill. Oxford, 1953; Britton K. J.S. Mill. L., 1953; Packe M.S. The life ofJ.St. Mill. N. Y., 1954; Ryan A. The philosophy of J.S. Mill, L., 1970; McCloskey H.J. J.S. Mill. N. Y., 1971.
7 Туган-Барановский М.И. Дж.Ст. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность. СПб., 1892.
8 Зенгер С. Дж.Ст. Милль, его жизнь и произведения. СПб., 1903.
9 Финн В.К. Д.С. Милль и его идеи об индукции и «логике нравственных наук». С. 7-14.
10 Финн В.К. Индуктивные методы Д.С. Милля в системах искусственного интеллекта // Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. 5-е изд., доп. С. 787-828.
11 Розанов В.В. Автобиография // Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., пре-дисл., коммент. В.Г. Сукача. М.: Московский рабочий, 1990. C. 686.
12 Там же.
13 Там же. C. 690.
14 Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания Вас. Розанова. М.: Тип. Э. Лиснер и Ю. Роман, 1886.
15 Розанов В.В. Автобиография. C. 691.
16 Финн В.К. Предисловие ко второму изданию // Зенгер С. Дж.Ст. Милль, его жизнь и произведения. 2-е изд., доп.
17 Воля Е.С. О понятии человеческой цельности // Вестник РГГУ. 2014. № 20 (142). Серия «Психологические науки». С. 202-208.
18 Воля Е.С. Об интересе в автобиографических текстах В.В. Розанова // Там же. 2015. № 4 (147). Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 146-154.
19 Розанов В.В. Паскаль // Розанов В.В. Соч. [Т. 2] Красота в природе и ее смысл и другие статьи: 1882-1890 / В.В. Розанов; [ред. сост. и коммент. В.Г. Сукач]. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. С. 288.
20 Розанов В.В. Автобиография. C. 688.
21 Там же.
22 Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год. Черный огонь. 1917 год. Апокалипсис нашего времени. М.: Республика, 1994. С. 65.
23 Фатеев В.А. Жизнеописание Василия Розанова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Пушкинский дом, 2013. С. 51.
24 Розанов В.В. Паскаль. С. 304.
25 Зенгер С. Дж.Ст. Милль, его жизнь и произведения. 2-е изд., доп. С. 38.
26 Розанов В.В. Автобиография.
27 Розанов В.В. Паскаль. С. 285-315.
28 Воля Е.С. Образовательная биография. М.: РГГУ, 2014.
29 Орфография написания фамилии соответствует источнику - в последующих русскоязычных изданиях употребляется «Милль» с двумя буквами «л».
30 Автобиография Дж.Ст. Миля: Пер. с англ. / Под ред. Г.Е. Благосветлова. СПб.: Тип. В. Тушнова, 1874.
31 Милль Д.С. Автобиография. С. 2.
32 Воля Е.С. Образовательная биография Ивана Сеченова // 150 лет «Рефлексам головного мозга»: Сб. науч. тр. юбилейного симпозиума, посвящ. изд. ст. И.М. Сеченова (23 ноября 1863 г.) [Текст] / Отв. ред. А.Ю. Алексеев, Ю.Ю. Петрунин, А.В. Савельев, Е.А. Янковская. М.: ИИнтеЛЛ, 2014. С. 71-82.
33 Воля Е.С. Образовательная биография Сергея Гессена // Профессиональное образование и общество. 2012. № 4. С. 65-72.
34 Воля Е.С. Образовательная биография В.В. Зеньковского // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 5 (48). С. 31-36.
35 Конради Е. Джон Стюарт Милль // Милль Д.С. Утилитарианизм. О свободе / Пер. с англ. А.Н. Неведомского. 2-е изд. С приложением очерка жизни и деятельности Милля Е. Конради. СПб.: Тип. (быв.) А.М. Котомина, 1882. С. 1.
36 Там же. С. 3.
37 Милль Д.С. Автобиография. С. 4.
38 Там же. С. 5.
39 Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 19.
40 Милль Д.С. Автобиография. С. 6.
41 Там же. С. 2.
42 Воля Е.С., Чусов А.В. Нормативный подход к воспроизводству учительства в культуре // Профессиональное образование и общество. 2012. № 2. С. 10-17.