_ПЕДАГОГИКА_
УДК 378.046.4
И. Ю. Тарханова
https://orcid.org/0000-0002-7166-650X
Образование взрослых как ресурс развития универсальных компетенций личности
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации непрерывного образования взрослых в современных условиях. Переход на компетентностный подход коренным образом трансформирует систему образования, в том числе и систему образования взрослых. Специфической особенностью образовательного результата при организации компетентностно ориентированного образования является демонстрация компетенций в поведенческих действиях, наблюдаемых и соотносимых с определенными критериями учебных целей. Данная статья посвящена проблеме включения универсальных компетенций в целевой контекст образовательных программ для взрослых. Универсальные компетенции являются значимым инструментом унификации образовательных результатов и обеспечения преемственности уровней высшего и постдипломного образования и отражают ожидания современного общества в части социально-личностного позиционирования в нем образованного человека и потенциальной готовности его к самореализации и саморазвитию. Само понятие «универсальные» предполагает, что они присутствуют везде - во всех модулях образовательных программ для взрослых и в различных видах деятельности, составляющих их содержание. Это влечет за собой идею включения в образовательные программы для взрослых видов деятельности, аутентичных для формирования универсальных компетенций. Это позволит значительно увеличить вероятность социализации взрослых средствами образования и расширять их способности внедрять новые технологические решения, управлять процессами изменения профессиональной деятельности в условиях социальной динамики, развиваться как в рамках полученной в вузе профессии, так и за ее пределами.
Ключевые слова: универсальные компетенции, непрерывное образование, образование взрослых
PEDAGOGY
I. Yu. Tarkhanova
Adult education as a resource for the development of universal competences of the individual
Abstract. This article deals with the organization of continuing education of adults in modern conditions. The transition to a competency-based approach radically transforms the education system, including the adult education system. A specific feature of the educational result in the organization of competence-based education is the demonstration of competencies in behavioral actions observed and correlated with certain criteria of educational goals. This article is devoted
© Тарханова И. Ю., 2018
Образование взрослых как ресурс развития универсальных компетенций личности
85
to the problem of inclusion of universal competences in the target context of educational programs for adults.. Universal competencies are an important tool for the unification of educational results and ensuring the continuity of levels of higher and postgraduate education and reflect the expectations of modern society in terms of social and personal positioning of an educated person in it and his potential readiness for self-realization and self-development. The very concept of «universal» assumes that they are present everywhere - in all modules of educational programs for adults and in various activities that make up their content. This entails the idea of including authentic activities in adult education programs to form universal competencies. This will greatly increase the probability of socialization of adults by means of education and to expand their ability to introduce new technological solutions to manage the processes of change of professional activity in the conditions of social dynamics, developed in the framework obtained in the University to the profession and beyond.
Keywords: universal competence, continuing education, adult education
В общей проблематике исследований процесса образования взрослого человека особое место принадлежит его личностно-профессиональному развитию, где профессиональное и личностное саморазвитие может быть понято и описано не только как адаптация, но и как вторичная индивидуализация, результатом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования [8].
В свою очередь, образование в том случае будет способствовать становлению личности не только как профессионала, но и в качестве активного социального субъекта. Поэтому важным представляется анализ компетентност-ного подхода - как основного концепта современной системы непрерывного образования. Логично, что он может стать определяющим и для оценки процесса образования взрослых, поскольку компетентность сегодня рассматривается в качестве одной из значимых характеристик социальной зрелости личности.
Наличие компетентности является необходимым условием успешного выполнения не только профессиональ-
ной деятельности, но и социального функционирования в других сферах жизнедеятельности.
Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, то есть становятся средством социализации личности.
Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников высших учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности» [5].
За последние десятилетия в условиях создания единого европейского пространства высшего образования, первостепенной стала задача обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности образовательных программ. Для достижения данной цели потребовалось разработка единых подходов к образованию, общего понимания со-
86
И. Ю. Тарханова
держания квалификаций и результатов обучения. Основой выработки общей методологии был призван стать компетентностный подход, который в свою очередь базируется на анализе профессиональных требований, определяющих приоритетность компетенций, необходимых в конкретной сфере профессиональной деятельности [4, 12, 13, 14, 17, 20].
В 1996 г. в Берне в рамках программы Совета Европы был поставлен вопрос о роли «ключевых компетенций» (key competence), которыми должен обладать индивид с тем, чтобы успешно жить и продолжать свое образование. В частности, успех в жизни, профессиональной работе, семейных делах и других социальных сферах требует от выпускника учебных заведений наличия таких ключевых компетентностей, как автономное действие (самостоятельность и индивидуальная инициатива), использование инструментов (физических и социокультурных средств, включая компьютер, естественный язык и т. д.), функционирование в социально неоднородных группах (толерантность, готовность взаимодействовать с людьми, отличными от тебя самого). Кроме того, выделяются политическая и социальная компетентности (разрешение конфликтов ненасильственным путем и участие в поддержании демократических институтов), критическое отношение к информации в средствах массовой коммуникации и рекламе, способность учиться на протяжении всей жизни и т. д. [11].
Идея выделения универсальных компетенций отталкивается также от американской традиции дифференциации профессиональных навыков на soft-skills (мягкие навыки) и hard-skills (жесткие навыки). Долгое время счита-
лось, что hard skills должны доминировать в этой диаде, под их формирование была настроена вся система высшего профессионального образования. Но в начале нынешнего века американские ученые доказали, что от 75 до 85 % профессионального успеха зависит именно от soft skills и только 25-15 % - от hard skills. Иными словами, soft skills представляют собой набор таких личностных характеристик, которые способствовали бы эффективному взаимодействию и сотрудничеству между людьми, участвующими в деловом процессе.
Именно осознание значимости сначала «мягких», а затем и собственно профессиональных компетенций, перевернуло в течение последних 20 лет всю систему западного высшего образования. Что касается российских вузов, большинство из них до сих пор ориентированы, прежде всего, на формирование у будущих специалистов профессиональных (hard) компетенций, несмотря на то, что ведущую роль в индивидуальных и корпоративных профессиональных достижениях в современном постиндустриальном обществе обеспечивается «надстроечными» (soft) умениями.
В российской традиции, под универсальными (общими) компетенциями понимается способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющихся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих [10, с. 26].
В самом общем виде универсальные компетенции можно определить
Образование взрослых как ресурс развития универсальных компетенций личности
87
как неспецифичные для работы в определенной профессии или отрасли, но очень важные для работы, образования и жизни в целом.
В работе 2006 г. «Ключевые компетенции для успешной жизни и развивающегося общества» Д. Райген и Л. Салганик [17] сформулировали требования к отбору ключевых компетенций будущего специалиста.
— Ключевые компетенции должны быть многофункциональны. Ключевые компетенции необходимы для достижения множества важных целей и решения разных проблем в различных контекстах.
— Ключевые компетенции должны быть комплексны, то есть актуальны и применимы в различных областях жизни (личной, семейной, социальной, профессиональной, политической).
— Высокий уровень умственной сложности. Компетенции должны стимулировать развитие более высокого уровня мышления и умственных способностей. Основополагающие компетенции должны помочь в развитии более передовых навыков умственной деятельности, таких как критическое и аналитическое мышление, а также способствовать росту и развитию ценностных ориентиров и суждений.
— Ключевые компетенции должны быть многомерны, отражать наличие образца или способа действия, острый аналитический и критический смысл, коммуникативные возможности и здравый смысл.
— В качестве универсальных компетенций современного высшего образования можно выделить три ключевых группы:
— универсальные компетенции для трудового и мобильного поведения на рынке труда (УК-1 Системное и критическое мышление; УК-2 Разработка и
реализация проектов; УК-3 Командная работа и лидерство; УК-4 Коммуникация; УК-5 Межкультурное взаимодействие);
— универсальные компетенции для жизнеосуществления человека; (УК-6, 7 Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);
— универсальные компетенции для сохранения жизни на Земле - но-осферные компетенции (УК-8 Безопасность жизнедеятельности) [6, 10].
Образование взрослых имеет возможности для расширения данного перечня. Так к одной из универсальных компетенций взрослого человека можно отнести способность к мобильности, характеризуемой социологами как перемещение, передвижение социальных групп и отдельных людей внутри социальной структуры общества [15]. По мере изучения данного явления с позиции разных наук представления о мобильности дифференцировались, и в настоящее время ведутся исследования мобильности разных видов. Неуклонно возрастающий сегодня интерес к мобильности как со стороны представителей науки, так и со стороны организаторов образования для взрослых вполне закономерен и оправдан. В связи с реализацией Россией Болонских соглашений в данной сфере особое внимание уделяется готовности взрослого человека к академической и профессиональной мобильности [20].
Включение мобильности в список универсальных компетенций современного взрослого человека обусловлена тем, что современное общество нуждается в людях, подготовленных к жизнедеятельности в интенсивно меняющихся условиях. Только такие профессионалы смогут успешно самореализоваться и чувствовать себя ком-
88
И. Ю. Тарханова
фортно в современном обществе, а также обеспечить его устойчивое си-нергийное развитие. Соответственно подготовка социально, культурно, профессионально мобильных специалистов становится одной из главных целей профессионального образования. Кроме того, академическая и профессиональная мобильность взрослого имеют равноположенное значение для формирования его профессиональной компетентности [3].
На наш взгляд, при сложившемся дефинитивном различии данных терминов нет достаточных оснований для определения их иерархии в процессе профессионализации личности. Мобильность, в широком понимании данного феномена, автоматически и зачастую подсознательно развивает в человеке определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к поликультурной коммуникации; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать среду профессиональной деятельности в крос-скультурном аспекте [7, с. 122].
Так, в диссертации Л. A. Ами-ровой профессиональная мобиль-ность трактуется как многоуровневый феномен, который последовательно развивается и проявляет себя в виде допрофессио-нальной мобильности (в которой, на наш взгляд центральное место занимает мобильность академи-ческая), общепрофессиональной мо-бильности, профессиональной мо-бильности в конкретной области дея-тельности [1, с. 12].
Мы согласны с позицией данного автора, что профессионально мобильный специалист способен самостоятельно найти пути самореализации и
самосовершенствования, благополучно миновать периоды профессиональных кризисов, не поддаться маргинализации сознания.
В «Болонской Декларации о европейском пространстве для высшего образования» присутствует требование максимальной активизации академической и научной мобильности [2, с. 23-29], при этом акцент смещен на интернационализацию образования, то есть обеспечение возможности студентам и преподавателям обучаться и стажироваться за рубежом.
В организационном аспекте проблема развития универсальных компетенций рассматривается через призму создания условий для реализации данной возможности. В качестве внутренних (личностных) условий можно говорить о сформированности ценностной сферы, личностных свойств, адекватности реакции на жизненные ситуации, наличии навыков целеполагания и самоорганизации, умения строить и реализовывать жизненные планы, в качество одного из внешних условий мы выдвигаем наличие возможностей включения в систему образования взрослых.
Участники Педагогической Ассамблеи, прошедшей 21-22 января 2010 г. в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, единодушно признали, что обновление качества профессиональной деятельности является важнейшим фактором модернизации и дальнейшего инновационного развития страны и требует решения новых значимых задач. Среди первоочередных задач была названа и задача развития образования взрослых, которое включает не только повышение квалификации и переподготовку взрос-
Образование взрослых как ресурс развития универсальных компетенций личности
89
лых, но и неформальные образовательные практики, и самообразование.
Таким образом, образование взрослых сегодня является одним из наиболее перспективных средств развития
универсальных компетенций личности и создает условия для ценностно-смысловой ориентации взрослого человека на «обучение в течение всей жизни».
Библиографический список
1. Амирова, Л. A. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования [Текст] : автореферат дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.08 / Л. А. Амирова. - Уфа, 2009. - 29 с.
2. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет. 2004. - 416 с.
3. Бугайчук, Т. В. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования [Текст] / Т. В. Бугайчук, О. А. Коряков-цева, А. Ю. Куликов, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. -2016. - № 1. - С. 131-135.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Эйдос: Интернет_журнал. - 2006. - URL: http://www.eidos.ru. - (Дата обращения: 19.12.2018).
5. Компетенции и образование: модели, методы, технологии [Текст] // Монография. Часть IV / Научный ред. к. ф. н. Е. В. Шутова. - М. : Перо, 2014. - 152 с.
6. Мишин, И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ [Текст] / И. Н. Мишин // Высшее образование в России. - 2018. -№ 4. - С. 66-75.
7. Нурмухаметова, В. В. Образовательное сопровождение социальной мобильности (социально-философский анализ) [Текст] / В. В. Нурмухаметова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение / Вопросы теории и практики. - 2013. - № 7-2 (33). - С. 122-124.
8. Обоснование Российской концепции непрерывного образования взрослых [Текст] : монография / А. Г. Теслинов, В. В. Безлепкин, В. Л. Петров, С. А. Щен-ников. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2014. - 130 с.
9. Пилипенко, С. А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации [Текст] / С. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 5-15.
10. Пузанков, Д. В. Проблемы оценивания результатов обучения при компе-тентностном задании требований к выпускнику вуза[Текст] / Д. В. Пузанков, Н. Н. Кузьмин, А. А. Шехонин [и др.] // Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». - М., 2006. - С. 25-28.
11. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: док. DECS / SC / Sec. (96) 43. - Берн, 1996.
12. Соснин, Н. В. О проблеме трансляции компетенций в содержание обучения [Текст] / Н. В. Соснин // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. -С. 64-71.
90
И. Ю. Тарханова
13. Спенсер, Л. Компетенции на работе [Текст] / Л. Спенсер, С. Спенсер. -М. : Гиппо, 2010. - 384 с.
14. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования [Текст] / И. Д. Фрумин, М. С. Добря-кова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.
15. Drukker, D. M. Neighborhood effects on social mobility and social welfare / dissertation Ph. D. // The University of Texas at Austin. - 2000. - 180 р.
16. Lifelong Learning and Adults. OECD: Education Today, 2013. - URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-today-2013/lifelong-learning-and-adults_ edu_today-2013-9-en/ (дата обращения 17.10.2017).
17. Rychen, D. S. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society / D. S. Rychen and L. H. Salganik // Gottingen: Hogrefe&Huber Publishers. -2006. - 332 р.
18. Shen, C. Discussion of skill improvement in marine ecosystem dynamic models based on parameter optimization and skill assessment / Shen C., Shi H., Ding D., Liu Y., Li F. // Chinese Journal of Oceanology and Limnology. - 2016. - Т. 34. - № 4. -С. 683-696.
19. The official Bologna Seminar on Employability in context of the Bologna Process, Bled / Slovenia 21-23 October 2004. - p. 32.
20. Wagenaar, R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? Tuning journal for higher education. - 2014. -Vol. 1. - № 2. - P. 279-302. - URL: http://www.tuningjournal. org/article/view/16/157. - (Дата обращения: 10.01.2018).
Bibliograficheskij spisok
1. Amirova, L. A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Tekst] : avtoreferat dis. ... d-ra ped. nauk. 13.00.08 / L. A. Amirova. - Ufa, 2009. - 29 s.
2. Bolonskij process: na puti k Berlinskoj konferencii (evropejskij analiz) [Tekst] / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V I. Bajdenko. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Rossijskij Novyj Universitet. 2004. - 416 s.
3. Bugajchuk, T. V Koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / T. V. Bugajchuk, O. A. Koryakovceva, A. YU. Kulikov, I. YU. Tarhanova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. -№ 1. - S. 131-135.
4. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] / I. A. Zimnyaya // EHjdos: Internet_zhurnal. - 2006. -URL: http://www.eidos.ru. - (Data obrashcheniya: 19.12.2018).
5. Kompetencii i obrazovanie: modeli, metody, tekhnologii [Tekst] // Monografiya. CHast' IV / Nauchnyj red. k. f. n. E. V SHutova. - M. : Pero, 2014. - 152 s.
6. Mishin, I. N. Kriticheskaya ocenka formirovaniya perechnya kompetencij v FGOS VO 3++ [Tekst] / I. N. Mishin // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 4. -S. 66-75.
Образование взрослых как ресурс развития универсальных компетенций личности
91
7. Nurmuhametova, V V. Obrazovatel'noe soprovozhdenie social'noj mobil'nosti (social'no-filosofskij analiz) [Tekst] / V V. Nurmuhametova // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie / Voprosy teorii i praktiki. - 2013. - № 7-2 (33). - S. 122-124.
8. Obosnovanie Rossijskoj koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh [Tekst] : monografya / A. G. Teslinov, V V Bezlepkin, V. L. Petrov, S. A. SHCHennikov. -ZHukovskij: MIM LINK, 2014. - 130 c.
9. Pilipenko, S. A. Sopryazhenie FGOS i professional'nyh standartov: vyyavlennye problemy, vozmozhnye podhody, rekomendacii po aktualizacii [Tekst] / S. A. Pilipenko, A. A. ZHidkov, E. V. Karavaeva, A. V Serova // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2016. - № 6. - S. 5-15.
10. Puzankov, D. V Problemy ocenivaniya rezul'tatov obucheniya pri kompetent-nostnom zadanii trebovanij k vypuskniku vuza[Tekst] / D. V. Puzankov, N. N. Kuz'min, A. A. SHekhonin [i dr.] // Materialy HI Simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika, praktika». - M., 2006. - S. 25-28.
11. Sovet Evropy: Simpozium po teme «Klyuchevye kompetencii dlya Evropy»: dok. DECS / SC / Sec. (96) 43. - Bern, 1996.
12. Sosnin, N. V O probleme translyacii kompetencij v soderzhanie obucheniya [Tekst] / N. V. Sosnin // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 12. - S. 64-71.
13. Spenser, L. Kompetencii na rabote [Tekst] / L. Spenser, S. Spenser. - M. : Gip-po, 2010. - 384 s.
14. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya [Tekst] / I. D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko // Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. - M. : NIU VSHEH, 2018. - 28 s.
15. Drukker, D. M. Neighborhood effects on social mobility and social welfare / dissertation Ph. D. // The University of Texas at Austin. - 2000. - 180 r.
16. Lifelong Learning and Adults. OECD: Education Today, 2013. - URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-today-2013/lfelong-learning-and-adults_ edu_today-2013-9-en/ (data obrashcheniya 17.10.2017).
17. Rychen, D. S. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society / D. S. Rychen and L. H. Salganik // Gottingen: Hogrefe&Huber Publishers. -2006. - 332 r.
18. Shen, C. Discussion of skill improvement in marine ecosystem dynamic models based on parameter optimization and skill assessment / Shen C., Shi H., Ding D., Liu Y., Li F. // Chinese Journal of Oceanology and Limnology. - 2016. - T. 34. - № 4. -S. 683-696.
19. The official Bologna Seminar on Employability in context of the Bologna Process, Bled / Slovenia 21-23 October 2004. - p. 32.
20. Wagenaar, R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? Tuning journal for higher education. - 2014. -Vol. 1. - № 2. - P. 279-302. - URL: http://www.tuningjournal. org/article/view/16/157. - (Data obrashcheniya: 10.01.2018).
92
M. W. Tapxanoea