© Максимов В.Б., 2011
УДК 94(47+57)«19»:327 ББК 63.3(2)63-6
ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРОДНЕННЫХ ГОРОДОВ И НАЧАЛО ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Б. Максимов
Выполнен анализ отношений советских городов с породненными городами из других государств и выявлена степень зависимости этих отношений от внешней политики советского правительства (на примере города Сталинград). Определены проблемы, с которыми столкнулась Всемирная федерация породненных городов в первые годы после ее создания, и пути их решения.
Ключевые слова: Сталинград, города-побратимы, Всемирная федерация породненных городов, породненные города, международные отношения.
Начало движения породнения
Движение породнения между городами разных стран зародилось еще в годы Второй мировой войны. Основателями его были английский г. Ковентри и советский - Сталинград. Контакты начались в 1941 г. с послания женщин Ковентри женщинам Сталинграда, в котором выражалось сочувствие и поддержка советскому народу, страдавшему от нападения фашистских войск. Сталинград был выбран, так как он был схож по размерам с г. Ковентри и также, как и последний, был промышленным центром. В 1942-1943 гг. во время битвы за Сталинград город был практически полностью разрушен, а до этого в 1940 г. в результате бомбардировки города Ковентри немецкой авиацией последний буквально был сровнен с землей. В этих трагических событиях проявилась еще одна черта сходства между указанными городами, что стало основанием установления братской связи между ними, которая подразумевала взаимопомощь и поддержку. В 1944 г. Чарльз Баррат, член Городского совета г. Ковентри, написал ряд писем Администрации Сталинграда, надеясь установить «дружественную связь» между Ковентри и Сталинградом, которая должна была бы «найти свое проявление во
взаимных визитах дружбы... нахождении друзей по переписке... и обмене литературой и информацией». Нестабильность почтовой системы после войны не позволила сразу установить отношения, но это явилось первыми шагами к крепкой дружбе [13].
В обращении депутатов горсовета Сталинграда к жителям британского города говорилось: «.. .сталинградцы знали, что когда на их город были обрушены сотни бомб, когда огнем и дымом были охвачены не только кварталы, но и Волга, что Ковентри также подвергался воздушным налетам. Когда защитники Сталинграда дрались за каждую улицу, за каждый дом, жители Ковентри видели в них пример мужества и стойкости. Так родилась дружба между нашими городами» [3, л. 1-6]. Жители обоих городов желали поддерживать и укреплять узы дружбы, возникшей и выросшей в годы войны. Были созданы Комитет англо-советского единства и Комитет дружбы между Ковентри и Сталинградом, целью которых являлось содействие развитию отношений между городами в форме обмена делегациями их представителей, установления переписки между соответствующими возрастными и социальными категориями граждан, обмена литературой и информацией. Администрация г. Ковентри была уверена, что подобные меры принесут только положительный результат и помогут устранить сомнение и недопонимание, нараставшие в отношениях между великими державами после окончания
войны [1, л. 10-13]. Члены сталинградского Горсовета заявляли, что верят в разрешение любых проблем посредством международных соглашений и в мирное сосуществование народов независимо от их государственного и общественного устройства [2, л. 43-44].
Отношения между городами-побратима-ми развивались. Они выражались в обмене делегациями, посланиями, поздравлениями, опытом в ведении городского хозяйства и в попытках совместных действий на международной арене. Одним из таких действий в 1954 г. стала совместная резолюция о запрещении испытания и использования водородной бомбы Сталинграда и Ковентри, посланная Комиссии по разоружению ООН. Но эти попытки не приводили к желаемому результату. Поэтому у активистов движения за породне-ние городов в разных странах возникла идея объединиться в крупную организацию, чтобы достичь большего взаимопонимания между людьми в разных уголках земного шара и с разными политическими взглядами посредством культурного обмена. Считалось, что мнение муниципалитетов будет иметь больший вес и значение в мировой политике, если их движение будет единым. Одним из главных участников воплощения этой идеи в жизнь был Жан-Мари Брессан. Еще в 1951 г. он основал организацию <^е Мо^е ВПт§ие», которая объединяла города Франции, США, Великобритании и Канады и выступала за изучение всеми народами мира иностранных языков. Организация своими действиями пыталась ввести во всех входящих в нее городах изучение иностранных языков начиная с начальной школы и проводила обмен учителями для повышения их квалификации, что было поддержано правительствами государств [12].
В 1956 г. городские власти и общественность Сент-Этьена, Дижона и Ковентри выразили желание расширить связи между городами и их географию на основе этой ассоциации и предлагали свою инициативу ее генеральному секретарю Жану-Мари Бресса-ну. Торжественная церемония подписания Хартии породненных городов планировалась на осень 1956 г. и должна была состояться в городе Сент-Этьен, но у организаторов возникли осложнения из-за предполагаемого участия представителей советских городов, про-
тив чего было правительство Франции. Организаторы церемонии были вынуждены перенести конгресс и бороться за принципиальное для них право принимать в ряды своих членов все без исключения желающие города вне зависимости от их местоположения и политических особенностей.
Одной из причин данной ситуации стал начавшийся летом 1956 г. Суэцкий кризис, в котором СССР активно поддерживал Египет и угрожал решительными мерами по отношению к его противникам, что неизбежно привело бы к ядерной войне с США. Поэтому Соединенные Штаты обратились к своим союзникам с требованием прекратить военные действия [11]. Венгерское восстание 1956 г., которое было названо Советским Союзом контрреволюционным мятежом и жестоким образом подавлено с использованием военной силы, также негативно повлияло на отношение капиталистического мира к СССР. Существовала напряженность в отношениях между двумя блоками, что не могло не сказаться на общественном мнении в западных странах, которое играло важную роль в их политике.
Образование Всемирной федерации породненных городов
28 апреля 1957 г. на конгрессе в городе Экс-ле-Бен (Франция) несмотря на все трудности была основана Всемирная федерация породненных городов (ВФПГ), которая была призвана содействовать развитию сотрудничества и дружбы между городами различных государств и их населением, независимо от расы, языка, религии и политических убеждений, установлению связей между муниципальными властями породненных городов и расширению между ними обмена в области культуры, просвещения, информации, спорта и туризма, экономики и торговли. Одним из основных направлений деятельности ВФПГ стало оказание помощи городам развивающихся стран. ВФПГ выступала в поддержку принципов сохранения и укрепления мира, братской взаимопомощи и мирного сосуществования. Высшим органом организации стала Генеральная ассамблея, состоящая из делегатов городов - членов Федерации, созываемая раз в 2 года и избирающая Исполнительный совет из 42 членов. Федерация проводила
международные конгрессы и конференции породненных городов по различным проблемам и издавала сборник «Cites Unies» 2-3 раза в год, подписка на который являлась обязательной для всех членов, так как одновременно выступала в роли ежегодного взноса в фонд организации. Размер взноса и, соответственно, количество выписываемых экземпляров журнала зависили от численности населения города.
Жан-Мари Брессан, который стал генеральным секретарем организации, в своем письме в городской совет города Сталинграда от 1 мая 1957 г. приглашал муниципалитет пополнить ряды этой новой международной организации [4, л. 25]. Затем он говорил, что в годы, когда образовалась Федерация, велась «ожесточенная борьба, которая была навязана нам теми, кто убежден, что хорошие отношения между Западом и Востоком представляют угрозу для их “маленькой Европы”» [5, л. 55-56]. Он отмечал, что политическая ситуация во Франции очень сильно осложняет эту борьбу, так как она складывается не в пользу Федерации из-за того, что степень недоверия к Советскому Союзу очень высока. «Так события в Венгрии в 1956 году дискредитировали дружественные связи с советским народом, которые завязывались на протяжении многих лет, но впоследствии, благодаря предложениям о разоружении и планам деза-томизации Н.С. Хрущева и культурному сотрудничеству между нашими странами, политическая обстановка улучшилась» [там же]. Учитывая эти факторы и возлагая особые надежды на культурное взаимодействие городов СССР и капиталистических стран, которое оказывало влияние на общественное мнение в западных странах, советское руководство поощряло подобные связи и было готово развивать их. 20 декабря 1957 г. Сталинград официально вошел в состав членов ВФПГ. Председатель исполкома Сталинградского городского совета А.В. Дынкин по этому поводу писал Брессану, что «интернациональное общение между народами есть средство взаимного понимания жизненных особенностей людей и может привести к братскому содружеству между ними и единой воле к миру. К этому мы стремимся и всякое начинание в этом поддерживаем» [4, л. 162]. Суть государствен-
ной политики Советского Союза относительно городов-побратимов проявлялась в том, чтобы через культурное взаимодействие построить хорошие отношения с капиталистическими странами, основанные на доверии жителей западных городов, имевших дружественные связи с советскими, и, используя их, оказывать более сильное воздействие на международные отношения.
Участие советского правительства
в отношениях между городами
Стоит отметить, что участие советских городов в международных отношениях очень строго контролировалось со стороны центральных властей, что говорит об их заинтересованности в вопросах развития сотрудничества между муниципальными единицами. Вся переписка, как личная, так и официальная, велась через посольства, партийные органы, МИД СССР и Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами при Совете министров СССР. Сотрудники ведомств читали письма, приходящие из-за границы, и давали четкие рекомендации и инструкции по дальнейшим действиям. Например, по поводу вступления Сталинграда во Всемирную федерацию породненных городов было дано указание со стороны заместителя председателя Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете министров СССР П. Крюкова: «...Решение инстанции о присоединении города к Федерации породненных городов состоялось 4 июня 1957 года и комитет культурных связей писал Вам по этому вопросу 5 июня 1957 года. Нужно срочно оформить присоединение города Сталинграда к ВФПГ и выписать полагающееся по Уставу количество экземпляров журнала Федерации. Министерству внешней торговли СССР дано указание предусматривать в ежегодных лимитах выписки иностранной литературы средства на приобретение журнала Федерации породненных городов для исполкома Сталинградского Горсовета» [4, л. 163]. Посольство СССР в Великобритании проводило работу по развитию отношений между городами. В октябре 1957 г. лорд-мэр г. Ковентри приезжал в посольство, чтобы обсудить вопросы дружбы с г. Сталинградом. Он отмечал, что связь прервалась в
1956 г. и они не получают ответов на письма в городской совет и организации советского города. После этого временный поверенный в делах СССР в Великобритании А. Рощин написал председателю исполкома Сталинградского горсовета, что «посольство считает целесообразным активизировать связи Сталинграда с Ковентри, используя для этого различные формы - обмен письмами, посланиями, материалами о работе горсоветов, фотовитринами, статьями для местной печати, фильмами, организация радиоперекличек и так далее. Посольству следует иметь от Сталинградского горсовета ориентировочный план мероприятий по связям с Ковентри, а также регулярно получать оперативную информацию об обмене письмами и другими материалами» [5, л. 58].
Решения о приглашении иностранных делегаций в Сталинград также принималось только после согласования с вышестоящими партийными и государственными органами. Так, заместитель председателя горсовета А. Землянский писал Министру иностранных дел СССР А.А. Громыко: «Сталинград 2 февраля 1958 года отмечает 15-ю годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. В принятом по этому вопросу постановлении бюро Областного комитета КПСС намечено пригласить на празднование делегации дружественных городов Сталинграду -английского города Ковентри в количестве
5 человек и чехословацкого города Острава в количестве 5 человек. Исполком Горсовета просит Вас выяснить возможность приглашения указанных делегаций» [там же, л. 5]. В письме от заведующего 2-м Европейским отделом В. Ерофеева председателю исполкома говорится: «...Прошу Вас по возможности ускорить рассмотрение вопроса о расширении связей между Сталинградом и Ковентри» [там же, л. 28]. ЦК КПСС, МИД и Комитет по культурным связям с зарубежными странами также указывали, что именно нужно отвечать на личные письма иностранных граждан, направляемые муниципальным властям советских городов: «...Сообщаем по поводу письма англичанки М. Гамильтон, направленного Вам 3 марта 1958 года МИДом СССР, что, по нашему мнению, ей следует ответить дружественным письмом» [там же, л. 51].
Сотрудничество на уровне муниципалитетов являлось важным направлением во внешней политике Советского Союза, посредством которого он пытался вести просоветскую пропаганду. Государственные деятели считали, что влияние на общественное мнение в западных странах может сыграть положительную роль в отношениях между государствами на более высоких уровнях и дать возможность социалистическим странам упрочить свое положение на международной арене. В постановлениях Комитета по культурным связям отмечалось, что «связи между советскими и зарубежными городами являются одной из полезных форм культурного сотрудничества и полезным каналом пропаганды достижений СССР и его борьбы за мир, которые нужно активно использовать и развивать» [9, л. 2-5]. Можно сказать, что советские города не были самостоятельными в своих отношениях с побратимами. Контроль со стороны государственной власти налагал на муниципалитеты определенные обязательства в данном вопросе, что свидетельствует
об особом значении отношений между городами в контексте внешней политики Советского Союза.
Первые годы деятельности ВФПГ
Сотрудничество городов в первые годы деятельности ВФПГ сводилась к расширению побратимских связей с другими городами мира, переписке с ними и руководством организации и конгрессам представителей американских, французских, английских, канадских и советских муниципальных властей, которые уделяли главное внимание изучению иностранных языков, что должно было способствовать лучшему взаимопониманию между народами. Город Сталинград, который имел побратимс-кие связи с г. Ковентри уже на протяжении двух десятилетий начиная с 1944 г., а также дружественные отношения с Остравой (Чехословакия) с 1948 г., Кеми (Финляндия) с 1953 г., Льежем (Бельгия) с 1954 г., Порт-Саидом (Объединенная Арабская Республика) с 1956 г., Дижоном (Франция) с 1959 г., Турином (Италия) с 1961 г., Хиросимой (Япония) с 1961 г., на международных конференциях делился своим опытом организации обменов делегациями, установления переписки между од-
нородными организациями городов, проведения спортивных соревнований и радиоперекличек. Руководителями Федерации отмечалось, что связи Сталинграда с зарубежными городами привели к установлению взаимопонимания по общему вопросу - совместных усилий жителей, направленных на предотвращение новой войны, запрещение атомного и водородного оружия. Властями Сталинграда и Порта-Саида от имени их граждан было предпринято совместное обращение к народам всего мира о немедленном и безусловном запрещении оружия массового уничтожения и прекращении испытаний атомных и водородных бомб [6, л. 52]. Эти мероприятия были отражением и продолжением заявлений советского правительства под руководством
Н.С. Хрущева на международной арене.
Важным этапом в становлении ВФПГ стало породнение между Сталинградом и Дижоном в 1959 году, так как это был первый опыт установления подобных связей между городами Франции и Советского Союза, организованного Жаном-Мари Брессаном, чтобы показать пример другим муниципалитетам и «преодолеть ограничения, установленные французскими властями». Он говорил, что «муниципалитеты французских городов в основном относятся положительно к установлению контактов с городами из СССР, но боятся репрессий и ждут примера. Породнение Сталинграда и Дижона должно стать таким примером» [7, л. 51-53]. 80-летний мэр каноник Феликс Кир поддерживал эту инициативу. Отношения были установлены, налажена переписка, произведен обмен делегациями. Исполком Сталинградского горсовета разработал план практических мероприятий, который был рассмотрен обкомом КПСС и после согласования с Государственным комитетом по культурным связям с зарубежными странами утвержден МИД СССР и ЦК КПСС, -стандартная процедура по контактам с горо-дами-побратимами. Но решение мэра во французских городах не является окончательным -его должен одобрить городской совет, в котором насчитывалось немало противников связей с СССР, поэтому вместо стандартной формы договора о породнении в Дижоне был подписан «договор о дружбе», в котором, по согласованию с муниципальными властями
французского города, изменялись некоторые пункты исходного проекта. Он провозглашал, что города «подтвердили свое решение совершать взаимообмен лингвистический, туристический, экономический и социальный, интересный для их населения. Они выражают желание, чтобы этот союз побудил их обитателей говорить на языках одного и другого города, открывая путь к лучшему взаимопониманию между людьми СССР и Франции и между всеми другими нациями» [7, л. 40-44].
Однако недоверие между социалистической и капиталистической системами во времена «холодной войны» осложняли деятельность организаций, в состав которых входили представители обеих политических систем. С проблемами столкнулась и Всемирная федерация породненных городов. Помимо этой организации, связи между муниципальными единицами разных стран входили в компетенцию других ассоциаций, таких как Совет европейских коммун (ССЕ), Международный союз городов и самоуправления (IULA) и их отделения и партнеры в разных странах, например, Американская муниципальная ассоциация (АМА) в США, Совет Лондонского графства в Великобритании, Национальное движение местных выборных лиц во Франции и другие. В отличие от ВФПГ остальные организации объединяли своих членов на основании политических факторов, выступали как антикоммунистические движения и всячески препятствовали мероприятиям Федерации. «Они стремились ограничить породнение городов рамками Западной Европы, использовать контакты между городами для укрепления атлантической солидарности» [там же, л. 51-53]. Вдохновителем политизации породнения городов в США был некий Марк Бартмен. Этот процесс проходил там несколько этапов:
-установление дружественных связей между американскими и французскими местными властями;
- учреждение в 700 городах США «гражданских комитетов», которые были призваны убедить граждан наладить контакты с заграницей посредством отправления стандартной формы писем, только подписанных ими, в зарубежные города, общественности и частным лицам;
- организация подобных комитетов в других странах, с которыми установилась связь, и ориентация их на более крупные объединения, как АМА.
В поддержку данной деятельности в 1956 г. президент США Эйзенхауэр создал «Программу дружбы между народами» (People-to-people program) с целью укрепить контакты на низовом уровне. Также организации сотрудничали с сетью Информационного агентства Соединенных Штатов (USIS), которое давало точные инструкции действий муниципальным администрациям по соответствию программе помощи [10, л. 42-43].
Лидером Совета европейских коммун был французский сенатор Роже Дюше, который со своим помощником Жоржем Альбер-тини писал жалобы министрам иностранных и внутренних дел на ВФПГ. Говорили, что Жан-Мари Брессан ведет советскую пропаганду в городах Франции, а также в Алжире и других бывших колониях, прикрывая свою деятельность породнением городов. Антикоммунисты обращали внимание министра внутренних дел Франции на то, что в состав Генеральной ассамблеи входят 2 мэра советских городов - Сталинграда и Ленинграда, что оказывает влияние на деятельность Всемирной федерации породненных городов и позволяет ей получать финансовую помощь из-за границы за установление дружественных связей между городами [8, л. 11].
Одна из докладных записок называлась «О деятельности прокоммунистической организации “Le Monde Bilingue”, или Федерация породненных городов» и была послана Генеральному канцлеру ФРГ. В ней говорилось, что Федерация ведет просоветскую пропаганду среди населения городов-членов, количество которых активно умножается, так как администрации многих из них не подозревают о ее истинных мотивах. Была выражена просьба защитить города от влияния ВФПГ, которая имеет контакты с коммунистическим лагерем, и проследить, чтобы ее вопросники и письма в муниципальные советы остались без ответа [10, л. 35].
Усилия движения за установление связей с городами Восточной Европы вызвали недовольство и отрицательную реакцию правительства и сторонников сотрудничества только между западноевропейскими странами. В Ми-
нистерстве внутренних дел Франции была учреждена «специальная комиссия по контролю за породнением городов». Документы о том, что ВФПГ ведет советскую пропаганду во Франции, широко распространились в рядах представителей государств-членов Совета Европы, который рекомендовал муниципальным властям воздержаться от контактов с нею, не проверив предоставленную информацию. Вопросы породненных городов не только игнорировались, но и систематически встречали сопротивление со стороны органов власти. Например, осенью 1961 г. в Дижоне должна была участвовать в ежегодном празднике сбора урожая винограда группа художественной самодеятельности из 75 рабочих г. Сталинграда, но им было отказано в выдаче французских виз, и это не единичный случай - каждую неделю кому-нибудь из друзей организации запрещали въезд в страну [10, л. 120-123].
Таким образом, Всемирная федерация породненных городов с самого момента ее учреждения встретила негативное отношение со стороны правительств западных государств. Страны социалистического блока, в свою очередь, пытались использовать культурное сотрудничество между городами в целях пропаганды своих ценностей и достижений и как средство склонения общественного мнения на Западе в свою пользу. Однако руководители ВФПГ делали все, что было в их силах, чтобы исключить политический фактор из ее действий, что не всегда удавалось. Правительство СССР было заинтересовано в такого рода связях и хотело использовать их наиболее эффективно. Особую роль в движении породнения между городами играл Сталинград. Он показывал пример другим городам и был одной из главных опор Федерации в достижении ее цели, которой являлось взаимопонимание между народами разных стран и людьми с разными политическими взглядами посредством сотрудничества в сфере культуры, исключая какие-либо политические аспекты из своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1078а.
2. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1486а.
3. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1533б.
4. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1656б.
5. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1656в.
6. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1711б.
7. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1711в.
8. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1860.
9. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 1874.
10. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 4. - Д. 50.
11. История войн и военных конфликтов. Суэцкий кризис [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://historiwars.narod.ru
/Index/XXv/aiw/aiw1956.htm. - Дата обращения: 04.12.2010.
12. Le Monde Bilingue. Association international pour l’education bilingue et plurlinguisme [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.lemondebilingue.asso.fr/association. html. - Дата обращения: 04.12.2010.
13. Talking Birds project. The tablecloth history [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www. talkingbirds.co.uk/twin60/pages /06_tableclothstory.html. - Дата обращения: 04.12.2010.
ON FOUNDATION OF THE WORLD UNITED TOWNS FEDERATION AND COMMENCEMENT OF ITS FUNCTIONING
V.B. Maksimov
The analysis of relations between Soviet and foreign cities is presented in the article, the dependence between such relations and foreign policy of the Soviet government is elicited (on the example of Stalingrad). The problems faced by the World United Towns Federation in the first years of its functioning and the ways of solving them are identified.
Key words: Stalingrad, twin-cities, The World United Towns Federation, united towns, international relations.