Научная статья на тему 'Образование – водораздел нового расслоения общества'

Образование – водораздел нового расслоения общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование – водораздел нового расслоения общества»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ - ВОДОРАЗДЕЛ НОВОГО РАССЛОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

А. М. Новиков

Сегодняшнее расслоение российского общества на бедных и богатых - явление, конечно, печальное, но временное. Дальше расслоение общества может пойти и уже фактически идет по другому вектору, гораздо более страшному и опасному. И впервые в истории ответственность за это целиком ложится на систему образования.

Россия активно входит в мировое сообщество и в новую - постиндустриальную - эпоху существования человечества. И в этих условиях с российским образованием складывается весьма опасная ситуация, угрожающая, в том числе, национальной безопасности страны. Суть её заключается в том, что значительная часть государственного аппарата России пытается скопировать для нашей страны западные модели, в том числе и в сфере образования. Но это весьма опасная тенденция.

Рассмотрим, как происходит в современных условиях разделение общества на классы и какова здесь роль системы образования. Существенно меняется положение человека по отношению к материальному и духовному производству. Самой драматической является динамика взлета и падения класса промышленных рабочих. Со времен К. Маркса и Ф. Энгельса доля промышленных рабочих в общей численности занятого населения постоянно возрастала вплоть до 1950-х годов XX в., когда они составляли более 50 % занятого населения; и во всех развитых некоммунистических странах промышленные рабочие превратились в доминирующую политическую силу. Но с начала 1970 гг. промышленные рабочие стали резко сдавать свои позиции и в настоящее время составляют всего около 20 % занятого населения в США и Европе, а, по прогнозам, вскоре их доля вообще упадет до 5-10 % рабочей силы. Аналогичная судьба постигла и сельскохозяйственных работников, которые, к примеру, в США в начале ХХ в. составляли 50 % рабочей силы, а сегодня менее 3 %, а через 15 лет их число сократится еще вдвое.

12

Таким образом, «синие воротнички» из ведущей экономической и политической силы общества в развитых странах Запада стремительно превращаются в низшие слои общества, которые по уровню образования не могут конкурировать с другими людьми и начинают создавать для общества определенные проблемы с обеспечением их работой, средствами социальной защиты и т. д. Причем рабочий класс в последние десятилетия не только сократился количественно, но и распался на две группы: меньшая состоит из высококвалифицированных рабочих, вполне относящихся по доходам и социальному положению к среднему классу; большая представляет собой

«неопролетариат», состоящий либо из людей, занятых на непостоянных работах, либо из тех, чей уровень образования остается невостребованным современной организацией труда в связи с внедрением высоких технологий.

Примерно та же участь постигла и класс «капитал исто в-эксплуататоров». Если в 1890 г. 12 % наиболее состоятельных граждан США имели в собственности 86 % национального богатства, то сегодня всего совокупного богатства тысячи самых состоятельных людей Америки не хватило бы для работы только одной её отрасли экономики в течение 2-3 месяцев. Сегодня быть бизнесменом стало непрестижным; компаниями и фирмами, в основном, управляют наемные менеджеры, а основной капитал экономики составляют сбережения граждан и пенсионные фонды.

В то же время стремительно растет другой, новый класс - класс высокообразованных «интеллектуальных служащих» или, как его иначе называют, «класс людей знания». Этот новый класс в США, Японии, ряде других стран уже составляет более половины занятого населения. Таким образом, возникло общество «интеллектуальных служащих», которых нельзя считать ни эксплуатируемыми, ни

эксплуататорами. Каждый из них в отдельности не является капиталистом, но коллективно они владеют большей частью капитала своих стран через пенсионные, объединенные фонды и свои сбережения. Являясь подчиненными, они в то же время могут быть руководителями. Они и зависимы, и независимы, поскольку прекрасно осведомлены, что знания, которыми они обладают, дают им свободу передвижения; в их услугах, будь то математик, программист, инженер, бухгалтер или секретарь, владеющий навыками работы на компьютере и знающий иностранные языки, нуждаются так или иначе практически все учреждения и предприятия. Для специалиста-

13

компьютерщика, например, безразлично, где он работает - в университете или универмаге, в больнице, в правительственном учреждении или на бирже - лишь бы была хорошая зарплата и интересная работа. И это диаметрально меняет приоритеты: не столько наниматель диктует свои условия интеллектуальному служащему, сколько последний может диктовать условия нанимателю при поступлении на работу. А в целом класс «интеллектуальных служащих» играет все большую роль в экономике и политике.

Кроме того, в «верхушку» общества в западных странах попадают менеджеры, врачи и юристы, а также люди творческих профессий, включая профессоров и преподавателей, т. е. люди как минимум с высшим образованием. Кроме того, к среднему классу относятся высококвалифицированные рабочие. В то же время в развитых странах Запада стремительно растет так называемый «низший класс» (англ. underclass), представители которого не могут найти себе адекватного применения из-за низкого уровня образования в условиях экспансии высоких технологий как в материальном, так и в духовном производстве - это работники физического труда, неспособные «вписаться» в высокотехнологичные процессы, представители отмирающих профессий, люди, занятые в примитивных отраслях сферы услуг, временно или постоянно безработные, неквалифицированные иммигранты, матери-одиночки, сироты и выходцы из неполных семей, а также различного рода асоциальные элементы. Особая статья - потомки иммигрантов из развивающихся стран, родившиеся и выросшие в странах Европы. По некоторым оценкам представители этого «низшего класса» составляют сегодня не менее трети трудоспособного населения развитых постиндустриальных стран! Так, свыше 25 млн взрослых американцев относятся к категории функционально неграмотных, 30% имеют навыки чтения ниже уровня пятого класса.

Таким образом, происходит новое небывалое ранее в истории расслоение общества на высокообразованную «элиту» и малообразованный «низший класс».

Если в феодальном обществе «путь наверх» обусловливался сословным происхождением, в капиталистическом обществе - материальным благосостоянием родителей, то в нынешнем постиндустриальном обществе он целиком определяется уровнем образования. Становление интеллектуального класса в качестве элиты постиндустриального общества резко подчеркивает грань, отделяющую его от остального социума. Но интеллектуальная элита не явля-

14

ется паразитической, а обращает себе на пользу результаты своего собственного труда, выступающего одновременно залогом прогрессивного развития экономики и общества. При этом среди этой группы людей подавляющее большинство составляют люди, не унаследовавшие, а сами заработавшие свое состояние. Более 80% миллионеров, живущих сегодня в США, вступили в свою жизнь представителями среднеобеспеченных слоев. Таким образом, новый высший класс постиндустриального общества как никогда прежде является трудящимся классом.

В то же время «низший класс» в современных условиях становится все больше классом эксплуататоров. Факт, казалось бы, парадоксальный! Но действительно, обратимся к словарям:

«эксплуатация - присвоение продуктов чужого труда». Действительно, чтобы избежать социальных потрясений, государство вынуждено все больше выдавать малоимущим слоям населения социальных пособий, пособий по безработице и осуществлять иные выплаты. А откуда эти средства берутся? Они берутся из налогов, уплачиваемых из заработков представителей среднего и высшего классов. Вот это и есть присвоение продуктов труда одних классов другим классом, т. е. эксплуатация. Государствам приходится все больше приходить на помощь своим обездоленным гражданам. На цели социальной поддержки в США ежегодно направляется около 500 млрд долл., или около 17% всех расходов федерального бюджета. А к этому следует еще добавить расходы многочисленных благотворительных обществ, церковных общин и т. д. Даже для занятого населения - если бы заработная плата была единственным источником доходов работающих американских граждан, то и тогда 21 % процент из них жил бы за чертой бедности, а для пожилых людей эта цифра составляла бы более 50 %! Но при этом представители «низшего класса» все острее ощущают себя людьми второго сорта, людьми угнетенными, находящимися «на обочине». Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что все большее количество людей из слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки устремляется в развитые страны Запада (а также, заметим, и в Россию) в поисках благополучной жизни. Но они опять же пополняют «низший класс», усугубляя ситуацию.

Новое социальное деление может стать более опасным, чем разделенность капиталистического общества на буржуа и пролетариев. Центральный конфликт индустриального общества возникал вокруг распределения материального богатства. Противостояние, основан-

15

ное на владении собственностью и отстраненности от нее, имело как потенциальные возможности разрешения через ее перераспределение, так и механизм смягчения, основанный на повышении благосостояния обездоленных групп населения. В нынешних же условиях знания и способности, составляющие основной ресурс, обеспечивающий рост благосостояния, физически по своей природе не могут быть ни отчуждены, ни перераспределены. При этом совершенно очевидно, что экономическая поддержка незащищенных слоев населения не может быть долгое время эффективной. Поэтому возникающее социальное разделение и сопровождающий его конфликт, очевидно, станут более тяжелыми и сложно изживаемыми, чем социальные проблемы капиталистического общества.

Россия повторяет этот путь. Экономика России сегодня стремительно развивается, точнее сказать, восстанавливается. Стремительно растет средний класс, а также интеллектуальная элита, в первую очередь за счет вовлечения сотен тысяч талантливых молодых людей в сферу информационных технологий. Из-за отсутствия достоверной статистики по доходам населения приведем такие факты: по уровню автомобилизации населения (а это один из показателей благосостояния страны) - 33 млн автомобилей на 140 млн населения - Россия подошла к уровню стран Западной Европы, а в Москве - сравнялась. Сравнялась Россия и по наличию мобильных телефонов у населения. По размаху жилищного строительства Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире, что также говорит о благосостоянии населения.

В то же время растет и «низший класс»: масса людей, невостребованных экономикой из-за недостаточного уровня образования, с одной стороны, и не готовых психологически к труду в новых условиях, с другой. Так, например, в Москве заработная плата дворников составляет около 25 тыс. руб. - вполне приличная зарплата. Но эти рабочие места занимаются исключительно мигрантами из-за их «непрестижности» для москвичей. Много взрослых вполне работоспособных людей сидят по домам, считая, что на заводах, на стройках платят мало -лучше вообще не работать. Пополняет «низший класс» и растущее число «профессиональных безработных» (как заявляют работники служб занятости: человек, не работавший на протяжении пяти лет, безнадежен для рынка труда), а также чудовищно разросшаяся милиция и многочисленные охранные структуры. Стремительно пополняют «низший класс» профессиональные нищие, выросшие беспризорники

16

и социальные сироты, мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья и т. д. Всего в России сегодня за чертой бедности живет 31 млн человек - почти четверть населения страны.

И уже сегодня в России налицо признаки роста классового противостояния: озлобленность, агрессивная зависть, наркомания, алкоголизм, особенно среди молодежи; грабежи, разбои, поджоги, немотивированные убийства. Деморализация «низшего класса» усиливается воздействием мафиозных структур, которые, с одной стороны, активно пополняют свои ряды его представителями, с другой -извлекают свои сверхприбыли путем эксплуатации самых низменных инстинктов человека. На представителей «низшего класса» делают свою ставку и темные политические силы точно так же, как в Германии начала 30-х гг. прошлого века.

В перспективе складывается довольно тяжелая и опасная ситуация, которая, в частности, в России осложняется и слабыми экономическими возможностями государства, которое не в состоянии пока выплачивать «низшему классу» существенные социальные пособия.

Обратимся теперь непосредственно к российскому образованию. Мы в точности повторяем путь западных образовательных систем, направленный на интеллектуальное расслоение общества за счет доступности образования. Большинство выпускников 11 классов поступают в вузы, причем в подавляющем большинстве на обучение по «престижным» специальностям: экономистов, юристов, психологов и т. п., образуя впоследствии массу безработных с высшим образованием. Известна общемировая закономерность: лица с высшим образованием, по крайней мере с высшим гуманитарным образованием, на рабочие должности работать не идут. Непрестижные рабочие места на заводах, стройках, рынках все больше у нас занимают китайцы, вьетнамцы, украинцы, молдаване, азербайджанцы, грузины и т. д. Таким образом, и безработные с высшим образованием, и мигранты стремительно пополняют формирующийся «низший класс».

В то же время самым главным фактором является то обстоятельство, что общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет «по дороге» по разным оценкам от 2,5 до 4,7 млн человек (достоверная статистика отсутствует). Из них примерно 700 тыс. человек поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. -среднего профессионального. Но несколько миллионов человек уходят из школы «в никуда», становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов и т. п. Эта цифра не включает тех

17

детей, которые вообще не посещают школу. Как правило, к ним относятся беспризорники, дети мигрантов и вынужденных переселенцев, а также дети из самых малообеспеченных слоев населения, лишенных, в том числе, и жилья. Все они в недалекой перспективе опять же будут пополнять «низший класс». Отказ от школьного всеобуча - «заслуга» наших «демократов» - это не только огромная социальная опасность, но и экономическая «яма», особенно в условиях напряженной демографической ситуации.

По данным Всемирного банка, в России школу посещают 90,8 % детей в возрасте от 7 до 14 лет, а в возрастной группе от 15 до 18 лет в образовательных учреждениях всех уровней учится лишь 69,5 % молодежи. А разности - это же опять пополнение «низшего класса»: человек без общего и профессионального образования в лучшем случае способен лишь к малоквалифицированному труду. Кроме того, возникают проблемы и с базовым профессиональным образованием. Как показывают социологические исследования, подавляющее большинство работодателей сегодня предпочитают брать на работу высококвалифицированных рабочих на уровне 5-6 квалификационного разряда, а профессиональные училища и лицеи могут готовить рабочих (имея в виду трехлетний срок обучения) лишь на уровне 3-4 разряда. Опять же возникает проблема «квалификационных ножниц» -определенная часть выпускников ПТУ будет пополнять «низший класс». Поэтому сегодня все острее ставится вопрос об объединении начального и среднего профессионального образования - выпускников техникумов и колледжей работодатели берут на работу более охотно из-за их более высокой теоретической подготовки.

В то же время, очевидно, и прием абитуриентов в вузы должен осуществляться не совсем так прямолинейно, как себе представляют чиновники Минобрнауки РФ - лишь по результатам Единых государственных экзаменов. Казалось бы, такой механизм совершенно демократичен - все вроде бы поставлены в равные условия. Но к чему это приведет? Ведь уровень подготовки московского школьника конечно выше, чем школьника из какого-нибудь сибирского села - во многих сельских школах зачастую по несколько обязательных предметов вообще не преподается из-за отсутствия учителей. И так будет продолжаться еще долгое время. Поэтому московский школьник скорее поступит, к примеру, в сельскохозяйственный вуз, хотя работать в деревню никогда не поедет. Возможности школьника из состоятельной семьи подготовиться к сдаче ЕГЭ конечно выше, хотя бы за счет репе-

18

титорства, чем у его сверстника из бедной семьи. Так что такой «демократический», «равноправный» механизм приема в вузы будет приводить, очевидно, опять же к социальному расслоению населения.

Но беда еще и в том, что, как показывают социологические исследования, проводимые во многих странах мира, в том числе и в России, расслоение общества по уровню образования имеет тенденцию становиться наследственным. Дети из высокообразованных семей чаще всего становятся высокообразованными людьми, а дети из малообразованных семей - малообразованными.

Таким образом, Россия, в том числе и развитием своего образования, «успешно» повторяет путь западных стран, порождая в перспективе и социальную напряженность, и нестабильность экономики, которая к тому же еще и не успела возродиться.

Очевидно, для России этот путь вряд ли перспективен. Более привлекателен для неё другой путь - путь развития и возвышения в каждом человеке духовного и интеллектуального начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей. Тем более с нашим традиционным российским общинным менталитетом, с его формулой «один за всех и все за одного», в нынешних условиях для стабильного развития общества больше следует руководствоваться правилом: «скорость эскадры определяется скоростью самого медленного судна», в отличие от западного менталитета, основанного на индивидуализме: «каждый для себя, один Бог за всех».

Российской системе народного образования, пока еще не поздно, необходимо срочно и самым серьезным образом ликвидировать беспризорность как социальное явление, повернуться лицом к проблеме доступности образования: возродить школьный всеобуч, закрепив за каждой школой определенный «микрорайон»; добиться законодательным путем возрождения обязательного полного среднего образования; увеличить количество ученических мест в учреждениях начального и среднего профессионального образования, чтобы сделать их доступными для всех; отладить действительно демократический механизм поступления в вузы; всемерно развивать возможности для продолжения образования молодежи и взрослого населения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в заочной, дистантной, открытой и других прогрессивных формах получения образования без отрыва от работы и т. д. Ведь сегодня, как никогда, ответственность за будущее общества и страны ложится на школу, на всю систему народного образования!

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.