Научная статья на тему 'Непрерывное образование в постиндустриальном обществе'

Непрерывное образование в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2075
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в постиндустриальном обществе»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ А. М. Новиков

Среди прогрессивных идей человечества существенное место занимает сегодня идея непрерывного образования. Ее главный смысл — постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это должно повлечь за собой и процветание всего общества.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция развития человека, общества, общественного производства обусловливала относительное постоянство структуры и содержания образования. Имел место тип «конечного» образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жизни — «образование на всю жизнь».

В последние десятилетия стремительная гуманитаризация

общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей. В условиях «конечного» образования во всем мире обострились проблемы функциональной неграмотности, квалификационной безработицы, в мире возник дефицит политических, экономических, правовых, социально-психологических, экономических и других знаний.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь».

Характерно, что понятие «непрерывное образование» впервые прозвучало практически одновременно с зарождением рыночной экономки. Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться — и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается

179

на своем рабочем месте длительное время — к этому его вынуждают постоянные поиски возможностей производства новых товаров или услуг, повышения их качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции.

Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Во многих странах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных формах образования, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в нашей стране.

Говоря о новых проблемах образования, в том числе о непрерывном образовании, необходимо обратиться к тому обстоятельству, что во второй половине XX в. индустриальная революция, наконец, решила глобальную задачу человечества — накормить людей. С достижением материального благополучия, с появлением изобилия продовольствия, одежды, обуви, бытовой техники, как следствие этого, был обусловлен переход человечества в совершенно новую постиндустриальную эпоху своего развития. В последние десятилетия произошла цепь событий, совсем преобразивших мир. Энергетический кризис. Технологическая революция. Электронно-коммуникационная революция. Прекращение гонки вооружений. Интеграция мировой экономики. Гигантские экологические катастрофы. Все эти события говорят о том, что человечество оказалось в совершенно новой эпохе.

Коренным образом изменилась и идеология человечества. Ведь, начиная с XVIII в., с эпохи Просвещения, на протяжении двухсот лет основной идеей во всем мире, доминирующей силой и главным двигателем политики была вера в спасение человечества посредством справедливого общественного устройства. Она принимала различные формы и создала различные политические течения. Общим у всех этих течений была вера в построение такого общества, в котором его совершенство приведет к совершенству отдельного человека, что социальные акции способны создать идеальное общество, что посредством общественного устройства можно кардинально переделать Че-

180

ловека. Но жизнь оказалась куда сложнее. Оказалось, что с ростом благосостояния растут и потребности людей. Таким образом, во всем мире за двести лет истории нового унифицированного «Адама» создать не удалось. То, что приемлемо для всех, то, что приемлемо для большинства, оказалось не прогрессивным и не гуманным. Стало, наконец, понятно, что все люди разные, люди различаются между собой больше, чем различаются общественно-экономические формации. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная

деятельность, его культура, образованность, профессиональная

компетентность.

Переход человечества в новую эпоху существования вовсе не означает, что мир стал проще. Появились новые проблемы. Развиваются мощные национальные движения во многих странах мира. Развивается международный терроризм, религиозные течения. Происходят быстрые изменения условий жизни и труда людей, нарастание стрессовых ситуаций, рост психических заболеваний, суициды, наркомания, и т. п.

В связи с переходом человечества в новую эпоху своего существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за предыдущие триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения школы современного типа. Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом,

предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Необходимо заново осмыслить, что такое учение, воспитание, и что такое обученный и воспитанный человек. В том числе непрерывное образование должно рассматриваться как образование, ориентированное на формирование готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими

181

людьми. Обобщая специфику непрерывного образования, следует выделить его черты: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

В индустриальном обществе система образования является своего рода поточной системой. Массовое образование служит целям индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма и само является или стремится быть хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Система массового образования строится по образу и подобию индустриального производства и делит с ним его достижения и неудачи.

Переход об образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т. д. Сравнение основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществе в нашем понимании приведено в таблице (см. следующую стр.).

Как видим, весь образовательный процесс должен существенно измениться в новых социально-экономических условиях. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личностного общего и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Это касается доступности образования, его целей, содержания образовательных программ, структуры учебных заведений, охвата областей деятельности, типа и продолжительности программ, форм организации учебного процесса, используемых методов, приемов и

182

Смена образовательных парадигм

Таблица

Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Ценности Учение для общественного производства. Учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры.

Мотивы Учение обучающихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга. Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними.

Нормы Ответственность за учение обучающихся несет педагог; авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; авторитет педагога создается за счет его личностных качеств.

Цели Направленность учения на приобретение научных знаний; учение в молодости как «запас на всю жизнь». Направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т. д.); учение в течение всей жизни.

Позиции участников учебного процесса Педагог передает знания; педагог над обучающимися. Педагог создает условия для самостоятельного учения; педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство.

Формы и методы. Иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации учебного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога. Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся.

183

Продолжение таблицы

Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Средства Основным средством обучения является учебная книга. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ.

Контроль и оценка Контроль и оценка производятся преимущественно педагогом Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

кадров, привлекаемых к педагогической работе, способности учебных заведений быстро откликаться на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию.

Непрерывное образование предполагает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знаний и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность.

Особо необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что для устойчивого развития общества государству надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, использовать свои возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Доступность образования становится все более острой проблемой. В настоящее время стремительно растут два новых класса. С одной стороны - класс высокообразованных «интеллектуальных служащих» или, как его иначе называют — «класс людей знания». Этот новый класс в США, Японии и ряде других стран уже составляет более половины занятого населения. Таким образом, воз-

184

никло общество «интеллектуальных служащих», которых нельзя считать ни эксплуатируемыми, ни эксплуататорами. Каждый из них в отдельности не является капиталистом, но коллективно они владеют большей частью средств производства капитала своих стран через свои пенсионные, объединенные фонды и свои сбережения. Являясь подчиненными, они в то же время могут быть руководителями. Они независимы, поскольку прекрасно осведомлены, что знания, которыми они обладают, дают им свободу передвижения, поскольку в их услугах, (будь то математик, программист, инженер, бухгалтер, секретарь, владеющий навыками работы на компьютере и знающий иностранные языки) нуждаются так или иначе практически все учреждения и предприятия. А в целом класс «интеллектуальных служащих» играет все большую роль в экономике и политике. В этот класс попадают также менеджеры, врачи и юристы, люди творческих профессий, включая профессоров и школьных преподавателей. То есть, это люди, как минимум, с высшим образованием. Кроме того, к среднему классу относятся высококвалифицированные рабочие.

В то же время в странах Запада, как и в России, стремительно растет так называемый «низший класс» (англ. «underclass»), представители которого не могут найти себе адекватного применения из-за низкого уровня образования в условиях экспансии высоких технологий как в материальном, так и в духовном производстве - это работники физического труда, неспособные «вписаться» в высокотехнологичные процессы, представители отмирающих профессий, люди, занятые в примитивных отраслях сферы услуг, временно или постоянно безработные, неквалифицированные иммигранты, матери-одиночки, сироты и выходцы из неполных семей, а также различного рода асоциальные элементы. По некоторым оценкам представители этого «низшего класса» составляют сегодня не менее трети трудоспособного населения развитых постиндустриальных стран! Таким образом, происходит новое небывалое ранее в истории расслоение общества на высокообразованную «элиту» и малообразованный «низший класс».

185

Если в феодальном обществе «путь наверх» обусловливался сословным происхождением, в капиталистическом обще-

стве — материальным благосостоянием родителей, то в нынешнем постиндустриальном обществе он целиком определяется уровнем образования. Становление интеллектуального класса

в качестве элиты постиндустриального общества резко подчеркивает грань, отделяющую его от остального социума. Но интеллектуальная элита не является паразитической, а обращает себе на пользу результаты своего собственного труда, выступающего одновременно залогом прогрессивного развития экономики и общества. Лидеры новой экономики, предлагающие

рынку принципиально новые продукты и услуги, обеспечивают себе своим собственным трудом немыслимый ранее уровень

благосостояния. Таким образом, новый высший класс постиндустриального общества как никогда прежде является трудящимся классом.

В то же время «низший класс» в современных условиях становится все больше классом эксплуататоров. Ведь эксплуатация — это присвоение продуктов чужого труда. Действительно, чтобы избежать социальных потрясений, государство вынуждено все больше выдавать малоимущим слоям населения социальных пособий, пособий по безработице и иных выплат. А откуда эти средства берутся? Они берутся из налогов, уплачиваемых из заработков представителей среднего и высшего классов. Вот это и есть присвоение продуктов труда одних классов другим классом, т. е. эксплуатация.

Государствам приходится все больше приходить на помощь своим обездоленным гражданам. Но при всем при этом представители «низшего класса» все более остро ощущают себя людьми второго сорта, людьми угнетенными, находящимися «на обочине». Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что все большее количество людей из слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки устремляется в развитые страны Запада (а также, заметим, и в Россию) в поисках благополучной жизни. Но в этих развитых странах они опять же пополняют «низший класс», усугубляя ситуацию.

186

Новое социальное деление может стать более опасным, чем разделенность капиталистического общества на буржуа и пролетариев. Центральный конфликт индустриального общества возникал вокруг распределения материального богатства. Противостояние, основанное на владении собственностью и отстраненности от нее, имело как потенциальные возможности разрешения через ее перераспределение, так и через механизм смягчения, основанный на повышении благосостояния обездоленных групп населения. В нынешних же условиях знания и способности, составляющие основной ресурс, обеспечивающий рост благосостояния, физически по своей природе не могут быть ни отчуждены, ни перераспределены. При этом совершенно очевидно, что экономическая поддержка незащищенных слоев населения не может быть долгое время эффективной. Поэтому возникающее социальное разделение и сопровождающий его конфликт, очевидно, станут более тяжелыми и сложно изживаемыми, чем социальные проблемы капиталистического общества.

И уже сегодня в России налицо признаки роста классового противостояния и некоторые его последствия: наркомания, алкоголизм (особенно среди молодежи), грабежи, разбои, поджоги, немотивированные убийства. Деморализация «низшего класса» усиливается воздействием мафиозных структур, которые, с одной стороны, активно пополняют свои ряды его представителями, с другой стороны, извлекают свои сверхприбыли путем эксплуатации самых низменных инстинктов человека. На представителей «низшего класса» делают свою ставку и темные политические силы. В перспективе складывается довольно тяжелая и опасная ситуация, которая, в частности, в России осложняется и слабыми экономическими возможностями государства, которое не в состоянии пока выплачивать «низшему классу» существенные социальные пособия.

Обратимся теперь непосредственно к российскому образованию. Мы в точности повторяем путь западных образовательных систем, направленный на интеллектуальное расслоение общества за счет дифференциации доступности образования.

187

Приведем такие цифры: в 2000 г. число выпускников 11-х классов составило 1,35 млн. человек, а в ВУЗы поступили 1,2 млн., причем в подавляющем большинстве по «престижным» специальностям: экономистов, юристов, психологов, и т. п., потенциально образуя массу безработных с высшим образованием. Причем, известна общемировая закономерность - лица с высшим образованием, по крайней мере с высшим гуманитарным образованием, на рабочие должности работать не идут. Непрестижные рабочие места все больше у нас занимают китайцы, вьетнамцы, украинцы, молдаване, азербайджанцы, грузины и т. д. — на заводах, на стройках, на рынках. Таким образом, и безработные с высшим образованием, и мигранты стремительно пополняют формирующийся «низший класс».

В то же время, самым главным фактором является то обстоятельство, что общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет «по дороге» по разным оценкам от 2,5 до 4,7 млн. человек (достоверная статистика отсутствует). Из них примерно 700 тыс. чел. поступает в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. чел. — среднего профессионального. Но несколько миллионов человек уходят из школы «в никуда», становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов и т. п. Эта цифра не включает тех детей, которые вообще не посещают школу. Как правило, к ним относятся беспризорники (которых насчитывается несколько миллионов человек, но достоверная статистика также отсутствует), дети мигрантов и вынужденных переселенцев, а также дети из самых малообеспеченных слоев населения, лишенных, в том числе, и жилья. Все они в недалекой перспективе опять же будут пополнять «низший класс». Отказ от школьного всеобуча — заслуга наших «демократов» — это не только огромная социальная опасность, но и экономическая «яма», особенно в условиях напряженной демографической ситуации.

По данным Всемирного банка в России школу посещают 90,8% детей в возрасте от 7 до 14 лет, а в возрастной группе от 15 до 18 лет в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования вместе учится лишь 69,5% молодежи.

188

А разности — это же опять пополнение «низшего класса», поскольку человек без общего и профессионального образования в лучшем случае способен лишь к малоквалифицированному труду

Таким образом, Россия, в том числе и развитием своего образования, «успешно» повторяет путь западных стран, порождая в перспективе и социальную напряженность, и нестабильность экономики, которая к тому же еще и не успела возродиться. А еще у нас «демографическая яма». Очевидно, для России этот путь вряд ли перспективен. Более привлекателен для России, по мнению автора, другой путь — путь глобализации экономики, путь устойчивого развития — путь развития и возвышения в каждом человеке духовного и интеллектуального начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей. Тем более с нашим традиционным российским общинным менталитетом, с его формулой «Один за всех и все за одного» в нынешних условиях для стабильного развития общества больше следует руководствоваться правилом: «Скорость эскадры определяется скоростью самого медленного судна». В отличие от западного менталитета, основанного на индивидуализме: «Каждый для себя, один Бог за всех».

Российской системе народного образования, пока еще не поздно, необходимо срочно и самым серьезным образом ликвидировать беспризорность как социальное явление, повернуться лицом к проблеме доступности образования: возродить

школьный всеобуч, закрепив за каждой школой определенный «микрорайон»; добиться законодательным путем возрождения обязательного полного среднего образования; увеличить количество ученических мест в учреждениях начального и среднего профессионального образования, чтобы сделать их доступными для всех; отладить действительно демократический механизм поступления в ВУЗы; всемерно развивать возможности для продолжения образования молодежи и взрослого населения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в заочной, дистантной, открытой и других прогрессивных формах получения образования без отрыва от работы;

189

и т. д. Ведь сегодня, как никогда, ответственность за будущее общества и страны ложится на школу, на всю систему народного образования!

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.