Научная статья на тему 'Образование в Шадринском крае и Зауралье в XVIII-XIX вв'

Образование в Шадринском крае и Зауралье в XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАДРИНСК / SHADRINSK / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗАУРАЛЬЕ / РОССИЯ / RUSSIA / XVIII-XIX ВВ. / TRANS-URALS / XVIII-XIX CENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистяков Роман Андреевич

В статье показаны истоки развития образования в Зауралье в XVIII-XIX вв., прослежены основные шаги на пути становления образования в Шадринске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in Shadrinsk and Transurals in the XVIII-XIX cent

The article describes the origins of the development of education in the Transurals in the XVIII-XIX cent., traced the main steps towards establishing education in Shadrinsk.

Текст научной работы на тему «Образование в Шадринском крае и Зауралье в XVIII-XIX вв»

учителей. В условиях огромной загруженностью рабочей «текучкой», заботами о семье и другими неотложными делами дистанционная форма позволяет им успешно конкурировать с молодыми педагогами в сфере новых образовательных технологий, всегда оставаясь востребованными специалистами.

Таким образом, дистанционные курсы повышения квалификации педагогов - это новое, современное образование, дающее возможность преподавателю в совершенстве овладевать профессией, постоянно идя в ногу со временем.

ЛИТЕРАТУРА

5. Молчанова, О. Успешная карьера - это правильный выбор [Электронный ресурс] / О. Молчанова // Филиал БГУЕП : офиц. сайт / Байкал. гос. унив. экономики и права, филиал. - Якутск, 2008-2015. - Режим доступа: http://www.bguep-yakutsk.ru/index.php?newsid=1864. - 21.02.2015.

6. Сидоров, С.В. Потенциал развития дистанционного образования в России [Текст] / С.В. Сидоров, Д.П. Мокшев // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 9. - С. 94-98.

7. Сидоров, С.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Сидоров, С.В. Введение в педагогическую профессию : учеб.-метод. пособие для бакалавриата (направление подготовки: 050100 - Педагогическое образование). - Режим доступа: http://si-sv.com/load/15-1-0-131. - 21.02.2015.

8. Статистика дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] // Russia. Region. Press : [web-сайт]. - Режим доступа: http://business.russiaregionpress.ru/archives/7384. - 21.02.2015.

УДК 37(091)

Р.А. Чистяков, г. Шадринск

Образование в Шадринском крае и Зауралье в XVIII-XIX вв.

В статье показаны истоки развития образования в Зауралье в XVIII-XIX вв., прослежены основные шаги на пути становления образования в Шадринске.

Шадринск, история образования, образование, Зауралье, Россия, XVIII-XIX вв.

R.A. Chistyakov, Shadrinsk

Education in Shadrinsk and Transurals in the XVIII-XIX cent.

The article describes the origins of the development of education in the Transurals in the XVIII-XIX cent., traced the main steps towards establishing education in Shadrinsk.

Key words: history of education, Shadrinsk, education, Transurals, Russia, XVIII-XIX cent.

Российский император Петр I многое изменил в жизни русского общества. Не обошел он вниманием и вопросы образования. В феврале 1714 года им был издан указ «О создании при монастырях «цифирных школ»» где преподавались математика, духовные и светские науки. В цифирные школы принимали детей церковнослужителей из ближайшей округи. Дети учились поблизости от дома, не содержались за казенный

или монастырский счет и не жили в монастыре [4]. Первыми учителями цифирных школ были грамотные монахи.

В нашем крае такая школа была открыта в 1719 году при Далматовском мужском монастыре. Первым учителем в ней был монах Фалалей Леонтьев. Это была первая школа в Зауралье и единственная до конца 80-х годов XVIII века. На базе цифирной школы в Далматово в 1816 году будет открыто духовное училище.

Крестьянская война (1773-1774 г.) под предводительством Емельяна Пугачева всколыхнула всю жизнь тогдашней России. Причины войны были предметом острого обсуждения в правительстве Екатерины II. Из множества причин императрица выделила следующие:

- русский народ плохо управляем, т.к. в России очень слаб, малограмотен и поражен коррупцией чиновничий аппарат;

- церковно-религиозное воспитание малодейственно, не охватывает молодое поколение своим систематическим влиянием.

Правительство Екатерины II пришло к выводу, что существование в России таких пороков возможно лишь из-за отсутствия в стране стройной системы народного образования.

Екатерина II предприняла ряд мер по созданию системы учебных заведений, которые охватывали бы определенные территории, работали на основе классно-урочной системы, по единому учебному плану с соблюдением принципа преемственности.

В 1782 г. в Петербурге была образована «Комиссия об учреждении училищ». В состав комиссии был приглашен из Австрии Федор Иванович Янкович, серб по национальности, хорошо знавший русский язык и уже имевший опыт организации системы учебных заведений. Ф.И. Янкович разработал план, школьной реформы в России который лег в основу первого в России «устава народных училищ» опубликованного в 1786 году.

Несколько ранее, в 1784 году, в губернских городах, в том числе в Перми, были открыты городские школы, которые ставили задачу подготовки будущих учителей. Первым учителем Пермской городской школы, становится выпускник Вятской духовной семинарии Семен Иванович Филимонов, который позднее будет стоять у истоков народного образования в Шадринске. Поэтому все развитие народного образования в Шадринске и уезде на долгое время будет связано с Пермью.

В результате реформы Ф.И. Янковича вся страна была поделена на учебные округа, и во главе каждого округа стоял университет. Урал входил в состав Казанского учебного округа.

Согласно «Уставу народных училищ» учреждалось два типа школ:

1) главные народные училища, с пятилетним сроком обучения создавались в губернских городах;

2) малые народные училища с двухлетним сроком обучения создавались в уездных городах.

В малом народном училище полагалось изучать следующие предметы:

1-й класс - чтение, письмо, знание арабских, римских и церковных чисел, священную историю, первоначальные правила российской грамматики;

2-й класс - арифметику, продолжение священной истории, правила российской

грамматики, чистописание, рисование, чтение книги «О должностях человека и гражданина» это был своеобразный моральный кодекс.

Открытие малых народных училищ предполагалось совершить одновременно в 7 городах Урала в ноябре 1789 года: Верхотурье, Ирбите, Соликамске, Екатеринбурге, Кунгуре, Чердыни и Шадринске. Учителями школ были направлены выпускники Вятской и Тобольской духовных семинарий. Их предварительно в губернский город Пермь для обучения в главном народном училище, чтобы потом они смогли «преподавать науки по новым правилам в уездных городских Пермского наместничества в «Малых народных училищах», среди них были Иван Калачников, Иван Мышкин, Стефан Юдин, Иван Дягилев, Василий Дягилев, Василий Дьяконов, Дионис Попов и Павел Андроников.

30-31 октября 1789 г. в Перми в приказе общественного призрения Пермского наместничества в уездные города, в том числе и Шадринск пришло указание Пермского и Тобольского губернатора Алексея Андреевича Волкова об открытии малых народных училищ. Городской Думе предписывалось найти для училища помещение и приготовить все необходимое для обучения детей, кроме книг. Смотрителем назначался Шадринский комендант премьер-майор Илиус.

17 ноября 1789 г. в Шадринск прибыл выпускник Тобольской духовной семинарии Павел Андроников в качестве учителя Малого народного училища. Жалованье ему назначалось с 24 ноября, «положенное в Уставе... по 150 рублей в год». Прибывший учитель привез с собой подробную инструкцию городской Думе об открытии народного училища. В инструкции предписывалось открыть училище «непременно 24 числа сего месяца». В этот день: «учителю и родителям со своими детьми, собраться в школе откуда под предводительством городского головы следовать в церковь, а выслушав божественную литургию и исполнив моление, возвратиться в школу, где по собрании зрителей и по окроплении святой водой сказать от духовенства краткое наставление ученикам, после чего учитель должен говорить приличное слово по окончании коего, учеников посадить для наук за приготовленные столы».

Своего помещения у училища еще не было, и городская дума выделила в присутственных местах комнату, в которой и разместились первые 19 мальчиков. Попечителем училища по совместительству был назначен уездный судья Александр Сергеевич Назаров, который честно и ревностно относился к исполнению своего долга. На следующий год, когда училище стало двухклассным, потребовался второй учитель. Им становится, уже известный нам, Семен Иванович Филимонов, имея уже солидный учительский опыт. Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил воспитанию и обучению юных шадринцев.

Первое в Шадринске Малое народное училище в 1812 году стало уездным училищем и существовало до 1881 года, т.е. 92 года. Оно получило новое учебное здание - подарок купцов Фетисовых на Михайловской улице.

11 сентября 1817 года в Кургане открыто мужское народное училище, где обучалось 34 мальчика. Учителями работали Евгений Кочурин «из обер-офицерского звания» и К.С. Сосунов - выпускник Тобольской духовной семинарии.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в XVШ-XIX вв. в Зауралье и в Шадринске включительно образованию уделялось значительное внимание. В те времена требовалось больше грамотных людей и задача всех учебных заведений

открываемых в нашем крае, была таковых подготовить. Открытие школ и училищ способствовало росту грамотности населения, а это помогало развитию региона и государства в целом. На территории современной Курганской области сейчас функционирует большое количество школ, несколько организаций высшего и среднего профессионального образования. Но не стоит забывать, что истоки образования в этом регионе лежат в XVIII веке, который по праву можно считать началом развития образования в Зауралье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колмогорцев, М.А. Истоки / М.А. Колмогорцев // Шадринская новь. - 1989. - 7 ноября (№171). -С. 4.

2. Пашков, А.А. Открыть те училища 24 ноября... / А.А. Пашков // Шадринский рабочий. - 1974. -24 нояб. (№ 141). - С. 4.

3. Постовалова, У.И. Очерки по истории народного образования Зауралья: прилож. к журн. «Гармония и здоровье» / У.И. Постовалова. - Курган, 1995. - С. 4-6.

4. Сидоров, С.В. Реализация специфики сельских школ в историческом опыте российского образования / С.В. Сидоров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 2-3. - С. 178-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.