Крюкова О. С.
д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств Факультета искусств МГУ
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: культура, образование, художественное образование, вузы культуры и искусства.
Keywords: culture, education, arts education, schools of culture and arts.
Образование в сфере культуры и искусства имеет специфические отличия от образования другого типа, скажем, гуманитарного или технического. Прежде всего следует отметить его более чем «вековую историю в виде сложившейся устойчивой системы художественного образования» [6; с. 18], которая предполагает следующие этапы: школа искусств (музыкальная, художественная и т.п.) - училище - высшее учебное заведение (Консерватория, Художественный институт, Академия хореографии и т.п.). Отдельные элементы этой системы сложились в России еще до 1917 г. «Система образования в области культуры включает в себя школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения, широкую сеть разнообразных образовательных структур, связанных с повышением квалификации и переподготовки кадров», - констатируют авторы книги «Цифровая версия культурной деятельности: Регионы России в 2000-2001 гг.», которая содержит итоги работы, выполненной в Государственном институте искусствознания совместно с Главным информационно-вычислительным центром Министерства культуры РФ [9; с. 447].
Особенности российской системы образования в сфере культуры и искусства нашли отражение в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, в которой, как отмечает Е.Л. Кудрина, «подчеркивается значимость и целенаправленность отечественного художественного образования и уникальность подготовки специалистов в области культуры и в области искусства» [6, с. 19]. В указанном документе было обозначено его целеполагание: «Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития РФ, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства» [1, с. 1-2]. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы была также охарактеризована ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, отмечено, в частности, сложившееся в первое десятилетие XXI в. противоречие между спецификой образовательных учреждений культуры и искусства и их ведомственной принадлежностью, а также по сути непонимание специфики образования в сфере культуры и искусства авторами Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В настоящее время далеко не все проблемы, обозначенные в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, нашли свое решение в административно-правовой сфере (например, «отсутствие вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам музыкального образования» [7, с. 3]), но, тем не менее, в 2011 г. в Закон РФ «Об образовании» были «внесены изменения, направленные на сохранение многоуровневого музыкального образования» [7, с. 2]. Ряд проблемных вопросов в образовательной сфере культуры и искусства был учтен в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ 4 сентября 2014 г. № 1726 [2]. Была также разработана, в дополнение и развитие к указанным выше документам, Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации [7].
Наконец, в 2016 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [3], в которой также затронуты вопросы детского образования в области искусства. В этом документе отмечается негативная тенденция в ряде регионов РФ, которая заключается в сокращении «количества детских школ искусств, являющихся первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной 3-уровневой системе подготовки кадров для отрасли культуры», а также тенденция «к реорганизации детских школ искусств путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 году) количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн. детей» [3, с. 14].
В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. обозначены также противоречия между культурной политикой центра и периферии, в результате чего наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах. Надо отметить, что следствием несоответствия запросов рынка труда системе подготовки кадров является не только «перепроизводство» юристов и экономистов. В сфере культуры и искусства это несоответствие потребностей учреждений культуры специальностям и профилям обучения образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Рассмотрим эту проблему на примере Нижегородской области.
В Нижегородской области в 2001 г. функционировало 124 школ искусств, в том числе 62 детских музыкальных школы, 29 детских художественных школ, 33 детских школ искусств. Детские хореографические школы отсутствовали [9; с. 254]. В 2018 г. в Нижнем Новгороде в муниципальном подчинении находятся 23 школы искусств, в муниципальном подчинении города Арзамаса 2 музыкальных школы и одна художественная школа, похожая картина наблюдается и в других районных центрах (в связи с муниципальным подчинением этих учреждений нет статистических данных по всей Нижегородской области). Все эти учебные заведения имеют статус муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования.
В ведении Министерства культуры Нижегородской области находятся Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское художественное училище», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский областной колледж культуры» (г. Бор), Нижегородский хоровой колледж имени Л.К. Сивухина, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева», Дзержинский музыкальный колледж, Арзамасский музыкальный колледж. В числе перечисленных учебных заведений «среднего звена» нет училища (колледжа) хореографического профиля, несмотря на наличие в Нижнем Новгороде двух театров оперы и балета. Только в ряде детских школ искусств имеются хореографические отделения.
Высшее образование в сфере культуры и искусства в Нижнем Новгороде представлено хорошо известной в России и за ее пределами Консерваторией имени М.И. Глинки, а также факультетом дизайна, изящных искусств и ме-диатехнологий НГПУ имени К. Минина (Мининского университета), где имеются профили графического дизайна, дизайна среды, декоративно-прикладного искусства и дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, изобразительного искусства (готовит учителей ИЗО для общеобразовательных школ), музыки (готовит учителей музыки для общеобразовательных школ).
Качество подготовки кадров по ряду специальностей высшего образования вызывает вполне обоснованные сомнения. Так, направление «Культурология» в ННГУ имени Н.В. Лобачевского не обеспечено специалистами-искусствоведами, хотя в разделе «Поступающим» на сайте университета указано, что выпускники Института международных отношений и мировой истории соответствующей специализации работают в музеях и других учреждениях культуры и искусства. В упомянутой выше Программе развития системы российского музыкального образования справедливо отмечается «невысокий уровень подготовки учителей музыки в вузах педагогической направленности» [7, с. 3], но применительно к Нижнему Новгороду следует отметить, что здесь имеется возможность привлечения к подобной работе специалистов из консерватории.
Гораздо хуже ситуация с театральным и хореографическим образованием. Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, будущему актеру из Нижнего Новгорода необходимо ехать в другой город, и это, как правило, Москва или Петербург. При этом будущие актеры театра и кино имеют возможность получить среднее профессиональное образование в Нижнем Новгороде, а будущие артисты балета - нет. Если же нет возможности получить высшее профессиональное образование вне Нижнего Новгорода, то будущим актерам приходится вынужденно остановиться на образовании «средней ступени», что в случае с актерами драматического театра понижает качество театральных постановок, ибо гуманитарный кругозор для актера, его культурный багаж, который дает только высшее образование, не менее важен, чем владение своим телом. Необходимость сочетания преподавания общекультурных дисциплин с профессиональной подготовкой в сфере культуры и искусства более чем очевидна и отмечается как многими исследователями, так и практиками: «Вузы сферы культуры и искусств отличаются от других вузов тем, что в управлении качеством в силу специфики деятельности выпускников вынуждены сочетать специфику творчества с управлением предметами. Сегодня во всем мире управление качеством общекультурной и профессиональной подготовки является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования» [5; с. 161].
Качество же балетных премьер Нижегородского театра оперы и балета в последние годы обеспечивается преимущественно путем приглашения балетмейстера-постановщика из Москвы.
Таким образом, реализация даже самой совершенной концепции образования в сфере культуры и искусства затрудняется, с одной стороны различным административно-правовым статусом школ искусств и учебных заведений «среднего звена» (училищ и колледжей) и различной ведомственной принадлежностью учебных заведений сферы культуры и искусства - с другой, что означает разницу в финансировании. Система «школа искусств - училище (колледж) - вуз» по некоторым специальностям культуры и искусства в Нижегородской области имеет лакуны, а отсутствие учебных заведений высшего профессионального образования по ряду специальностей создает дефицит кадров в сфере культуры и искусства. Выпускник, уехавший получать образование в другой регион, зачастую не мотивирован возвращаться в родной город. А образовавшийся в результате непродуманной культурной политики культурный вакуум быстро может заполнить низкопробная продукция массовой культуры, для создания которой не требуется высшее образование по творческой специальности.
Список литературы и источников
1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р.
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р.
4. Ковалева Т.С. Поликультурное художественное образование в региональных вузах сферы культуры и искусств: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 8. - С. 185-187.
5. Комарова Л.Б. Качество высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств как объект управления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. - № 5. - С. 157-161.
6. Кудрина Е.Л. Образование в сфере культуры и искусства как приоритетное направление современной культурной политики государства // Kant: Социально-гуманитарные науки. 2013. - № 1 (1). - С. 17-23.
7. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации. - https://www.mkrf.ru/documents/programma-razvitiya-sistemy-rossiyskogo-muzykalnogo-obrazovaniya-na-period-s-2015-po-2020-gody-i-pla/
8. Синецкий С.Б. Высшее профессиональное образование в сфере культуры как фактор культурной политики // Человек и образование. 2011. - № 4. - С. 20-22.
9. Цифровая версия культурной деятельности: Регионы России в 2000-2001 гг. / Отв. ред. А.А. Ушкарев. - СПб.: Алетейя, 2005. -456 с.