4. ОРГАНИЗАЦИОННЫМ БЛОК
4.1. Организационная структура 1 2 3 4 5
4.2. Технология процессов по всем функциям 1 2 3 4 5
4.3. Организационная культура 1 2 3 4 5
Итоговая оценка состояния организационных
ресурсов 1 2 3 4 5
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
5.1. Общее, функциональное и проектное руководство 1 2 3 4 5
5.2. Система управления: планирование, организация,
контроль, стимулирование, координация 1 2 3 4 5
5.3. Стиль управления (сочетание централизации и
автономности) 1 2 3 4 5
Итоговая оценка состояния управленческих ресурсов 1 2 3 4 5 ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
1. Состояние продуктового блока 1 2 3 4 5
2. Состояние функционального блока 1 2 3 4 5
3. Состояние ресурсного блока 1 2 3 4 5
4. Состояние организационного блока 1 2 3 4 5
5. Состояние управленческого блока 1 2 3 4 5
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала 1 2 3 4 5
Таким образом, в данной статье предложен подход к оценке инновационного потенциала предприятий гостиничного бизнеса и туризма, апробированный при проведении контрольных работ со студентами, обучающимися в Институте туризма и гостеприимства.
Литература
1. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. М. Март, 2008.
2. Эндрю Джеймс П., Сиркин Гарольд Л. Возврат на инновации. Практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе. М.: Гревцов Паблишер, 2008.
3. www.rbc.ru —Официальный сайт компании РосБизнесКонсалтинг.
ДК 378.046.4
Образование в сфере гостеприимства
А. С. Симонова,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Анализ рынка труда показывает, что в ближайшее десятилетие потребуется адекватное увеличение персонала, работающего в этих гостиничных предприятиях. Подготовленность, качественные характеристики персонала должны соответствовать обеспечению стандартов обслуживания в соответствии с требованиями, которые будут использоваться после вступления России в ВТО.
С учетом нынешнего состояния дел, требуется серьезная и по новому организованная государственная поддержка решения этой проблемы, в том числе, учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства.
Ключевые слова: подготовка кадров, сфера гостеприимства.
К вопросу обоснования необходимости государственной поддержки учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства
Принятая и активно реализуемая при поддержке Правительства Москвы Генеральная схема размещения гостиниц до 2010 года предусматривает увеличение гостиничного фонда более чем в три раза по сравнению с существующим. Планируется построить 248 гостиниц, рассчитанных на 98 тыс. мест [6].
В обеспечение показателей Генерального плана развития Москвы до 2020 года планируется, что в Москве будет функционировать до 730 гостиниц, общей вместимостью до 517 тыс. мест. Это обеспечит достижение признанного международного норматива для крупных мегаполисов с развитым туристским обслуживанием: 1 место в гостинице на 50 человек населения [6].
Таким образом, в ближайшие шесть предстоит, по крайней мере, удвоение, а к 2020 году число гостиниц увеличится в 4 раза, а общая вместимость гостиничного комплекса в 7 раз [6].
Соответственно, потребуется адекватное увеличение персонала, работающего в этих гостиничных предприятиях. Подготовленность, качественные характеристики персонала должны соответствовать обеспечению стандартов обслуживания в соответствии с требованиями, которые будут использоваться после вступления России в ВТО [5].
С учетом нынешнего состояния дел, требуется серьезная и по новому организованная государственная поддержка решения этой проблемы, в том числе учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства.
Проблема быстрого увеличения подготовленного персонала для гостиниц должна решаться совместными усилиями гостиничных предприятий, нынешних и будущих
собственников и менеджмента отелей, учебными центрами подготовки и переподготовки персонала. В ходе решения данной проблемы предстоит углубленное изучение рынка спроса и предложения персонала, структуры вакансий по профессиям. Отдельное внимание должно быть уделено созданию информационных систем, позволяющих использовать потенциальный рынок рабочей силы, вновь получающих специальность специалистов для стимулирования их обращения в учебные центры на соответствующие гостиничные предприятия.
Подготовка персонала для гостиниц, использующих стандарты международных брендов, происходит с учетом требований соответствующих управляющих компаний. По имеющимся сведениям, участие в создании и управлении отелями намереваются принять многие международные гостиничные цепи, представляя известные бренды: Holiday Inn, Intecontinental, Crownie Plaza, Novotel (Accor Group), Four Seasons, Karlton-Ritz, Marriott, Radisson SAS, Sheraton, Hyatt, Kempinski и др.
Отели, не входящие в гостиничные цепи гораздо меньше информированы по проблемам подготовки кадров, не имеют опыта подбора персонала. Имеются примеры, когда отели открываются без учета необходимости своевременного решения этого центрального вопроса.
Неотъемлемой составной частью роста объемов объектов гостеприимства является развитие системы питания. По прогнозным оценкам Федерации рестораторов и отельеров прирост индустрии питания в только ближайшие два года составит 20—30%. Соответствующее число ресторанных предприятий откроется во вновь создаваемых гостиницах. Отрасли потребуется не менее 10 тыс. квалифицированных менеджеров и специалистов иных профессий ресторанного дела. Пока, за небольшими исключениями, работодатели заполняют этот пробел менеджерами любого уровня, но в течение года порядка 30% подлежат увольнению из-за несоответствия требованиям работодателя [5].
Не смотря на то, что только в Москве более 50 учебных заведений готовят кадры разного уровня для сферы гостеприимства и питания, в отрасли даже в сегодняшних условиях ощущается нехватка квалифицированных кадров.
Причина дефицита кадров в том, что в российском высшем образовании отсутствовал опыт подготовки кадров для этой сферы. Существующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы гостеприимства и питания сложилась спонтанно. Обучение осуществляется в основном по уже имеющимся специальностям в рамках различных специализаций: в основном по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии». Первым опытом создания государственного стандарта для сферы гостеприимства и питания явилось
открытие специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» с рядом специализаций, позволяющих в середине 1990-х годов осуществлять подготовку кадров для этой сферы.
В 2004 году в качестве эксперимента введён в некоторых вузах государственный стандарт высшего образования по специальности 230800 «Туризм». Представители гостиничного и ресторанного бизнеса, рассматривающие содержательную сторону данного стандарта, не смогли дать по нему однозначно положительного заключения [5].
Стандарты и система подготовки кадров имеет ряд существенных недостатков:
• существующие учебные планы подготовки специалистов для сферы гостеприимства и питания направлены в основном на фундаментальную теоретическую подготовку;
• выпускники, закончившие профильный вуз, не обладают достаточными базовыми знаниями по блоку дисциплин специализации, практически не знакомы с организацией и технологией работы различных служб гостиниц, ресторанов, полностью отсутствуют навыки практической деятельности.
• на предметы специализации (предметы, по которым полученные знания и навыки являются основой будущей профессиональной деятельности выпускников) в указанных государственных стандартах высшего образования отводится от 500 до 2000 часов, что составляет примерно 25% от всего учебного плана;
• состав и содержание дисциплин специализации требует пересмотра и увязки с потребностями рынка труда в сфере гостеприимства и питания, с потребностями работодателей;
• объединение под одним направлением подготовки кадров для турфирм и гостиниц (специализация Туризм и гостиничное хозяйство) привело к тому, что большинство дисциплин специализации в учебных планах вузов относятся к туристскому профилю. Услуги, предоставляемые гостиницами по размещению туристов, и услуги предприятий общественного питания рассматриваются только как составная часть туристского продукта, а это, в свою очередь, привело к перекосу в подготовке кадров в основном для туристских фирм: туроператоров и турагентов.
Нынешний этап развития требует акцента не столько на переподготовку, но на подготовку значительного числа специалистов отрасли Государственная поддержка процесса подготовки кадров должна заключаться не в прямом финансировании новых учебных проектов, программ, а в осуществлении следующих мероприятий [2, с. 39]:
■ инициировании и стимулировании вложений инвесторов, коммерческих структур в развитие учебных центров, ведущих подготовку специалистов для индустрии гостеприимства;
■ выработку стандартов (утвержденных государственными органами рекомендаций) подготовки специалистов, контроль за их соблюдением, включая систему сертификации;
■ поддержку систем коммерческого обучения по гостиничным профессиям с отложенным платежом за обучение (рассрочкой, например, на 10 лет), что одновременно будет способствовать стабилизации кадров на предприятиях.
Подготовка кадров для гостиничного и ресторанного на базе высшего образования в настоящее время не позволяет получить специалиста, способного приступить к самостоятельной работе сразу после окончания высшего учебного заведения. По-прежнему остро ощущается недостаток профессиональных навыков и знаний специалистов, пришедших со студенческой скамьи, хотя и имеющих базовое профильное образование.
Подготовка кадров для гостиничной и ресторанной отрасли должна носить самостоятельный характер, иметь свой образовательный стандарт в рамках высшего образования. Объединение в единую специальность подготовку кадров для гостиничной и ресторанной отрасли является более логичным, поскольку схожи бизнес-процессы деятельности этих предприятий.
Новый образовательный стандарт для сферы гостеприимства и питания может разрабатываться совместно с работодателями (Федерацией рестораторов и отельеров) по направлению «Менеджмент», специализация «Менеджмент отельного и ресторанного бизнеса».
В настоящее время Российская Федерация выстраивает процедуру интеграции национального образовательного пространства с европейским [4]. Именно эта внешняя среда во многом будет определять сроки внедрения третьего поколения образовательных стандартов, а также новые специальности и направления подготовки кадров. Основанием для вхождения в Болонский процесс является перестройка учебного процесса на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратура, стыковка содержательной частей программ подготовки кадров для перехода на кредитную систему [4].
В этой связи важно при подготовке нового образовательного стандарта необходимо использовать опыт зарубежных стран в подготовке кадров для сферы гостеприимства и питания.
Цель бакалавриата и магистратуры в РФ — подготовить специалиста к академической карьере. Индустрия гостеприимства и питания нуждается не столько в учёных, сколько в специалистах, свободно владеющих практическими знаниями, навыками и умениями в своей профессии.
Анализ рынка труда индустрии гостеприимства и питания зарубежных стран показывает, что на долю менеджеров начального уровня и менеджеров среднего звена, имеющих степень бакалавра, приходится примерно 70—80% от всех работающих и лишь 10% — продолжают учебу и получают степень магистра, получающих же степень доктора — единицы [6].
В европейских странах степень бакалавра в сфере гостеприимства и питания идёт от изучения основ профессии, технологии производства к более широкому менеджерскому образованию. Степень бакалавра — это высшее специальное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности.
В связи с этим в европейских странах вводят степень бакалавра с квалификацией, т. е. бакалавра — специалиста.
Модель подготовки специалистов сферы гостеприимства и питания в этих странах имеют, как правило, три ступени.
Каждая ступень — соответствующая позиция в гостиничном и ресторанном бизнесе.
По окончании первой ступени можно рассчитывать на работу в департаменте питания отеля или в ресторане (Food & Beverage) или в службе приема и размещения гостей (Front Office). После второго года обучения можно претендовать на место в Room Division (служба номеров). После прохождения обучения по двухлетней программе, студенты получают диплом в сфере управления гостиничными службами — Diploma in Hotel Operational Management.
По окончании второй ступени (третий год обучения ведет к получению высшего диплома в сфере управления гостиницами и туризма (Higher Diploma in Hospitality Management ), его обладатель может выполнять управленческую работу в любой службе отеля или ресторана.
Третья ступень — получение степени магистра в области гостеприимства, позволяющая подняться по служебной лестнице.
Самая сильная сторона данной модели образования — практика. Учебный год делится пополам: 1-ый семестр — теория, 2-ой семестр — практика [1, с. 67].
В основу подготовки кадров для сферы гостеприимства и питания по программам высшего образования должна быть положена двухуровневая система: бакалавриат,
магистратура. Бакалавриат и магистратура базируются на направлении 080500 Менеджмент с введением новой специализации Менеджмент отельного и ресторанного бизнеса. Присваиваемые квалификации по окончании обучения: бакалавр менеджмента в сфере отельного и ресторанного бизнеса, магистр менеджмента в сфере отельного и ресторанного бизнеса.
Нормативный срок освоения программ:
• бакалавр менеджмента в сфере отельного и ресторанного бизнеса — 4 года;
• магистр менеджмента в сфере отельного и ресторанного бизнеса —1.5 —2 года.
В соответствии с действующими стандартами высшего образования программы подготовки бакалавров имеют академическую направленность. При выборе предпочтительного варианта бакалавриата важным представляется учёт мнения работодателей в сфере гостеприимства и питания.
Возможны три варианта организации бакалавриата:
первый вариант: бакалавриат (степень) — научная ориентация бакалавра —4 года; второй вариант: бакалавриат (квалификация) — производственная ориентация бакалавра — 4 года;
третий вариант: (квалификация) — профессионально-ориентированная образовательная программа, общий срок подготовки бакалавра 4 года; первые два года — освоение базовых основ профессии в сфере гостеприимства и питания (неполное высшее образование) с разбиением учебного года на две составляющие —теоретическая и практическая части, и профессиональный бакалавриат, вторые два года —дисциплины общепрофессиональной подготовки, развитие управленческих навыков будущих специалистов отрасли.
Литература
1. Гуртов и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации, М. Техносфера, 2006.
2. Федосеев В. В. М. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. М. Вузовский учебник, 2005.
3. http://labourmarket.ru —Рынок труда. Рынок образовательных услуг, регионы России.
4. www.edu.ru —Федеральный портал «Российское образование».
5. www.tourdom.ru —Профессиональный туристический портал.
6. www.gaomoskva.ru —Официальный сайт ГАО «Москва».