ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 658.5:371(045)
А.М. Макаров, О.Д. Головина
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Проанализирована инновационная активность предприятий региона. Предложена структура образовательной системы в области инновационного менеджмента промышленных предприятий, рассмотрена многоуровневая программа подготовки персонала.
Ключевые слова: инновационная активность предприятий, инновационный менеджмент, многоуровневая образовательная система, программа подготовки персонала.
Повышение уровня социально-экономического развития региона требует совместных усилий и консолидации деятельности предприятий и государства по обеспечению конкурентоспособности предприятий и организаций; при этом важной составной частью являются процессы поиска, разработки и управления инновациями.
По данным Федеральной службы государственной статистики [1] уровень инновационной активности предприятий республики в 2010 г. составлял 11,6% (табл. 1).
Таблица 1
Уровень инновационной активности, %
Инновационная активность предприятий 2009 г. 2010 г.
Совокупный уровень инновационной активности 11,9 11,6
Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные типы инноваций в общем числе обследованных предприятий 11,3 10,4
При этом в 2010 г. маркетинговые инновации осуществляло 3% обследованных предприятий, организационные - 2,3%, технологические - 10,4%. Общую картину технологических инновационных процессов в Удмуртии определяют предприятия обрабатывающих производств. Они составляют 78,4% всех организаций, занимавшихся технологическими инновациями.
В целом сохраняется тенденция более высокой инновационной активности крупных предприятий, располагающих для этих целей большими возможностями.
Одним из основных факторов, сдерживающих инновационную активность промышленных предприятий республики, является недостаток квалифицированного персонала: по данным статистики значительным для 22% предприятий и основным (решающим) - для 7% [1].
Вышесказанное диктует необходимость разработки и реализации региональной образовательной системы в области инновационного менеджмента промышленных предприятий, которая предполагает подготовку руководителей и специалистов предприятий и организаций, органов государственного и муниципального управления в области инноваций.
Основными этапами формирования системы являются:
- изучение региональной инновационной системы;
- определение контингента специалистов и их образовательных потребностей;
- разработка образовательной многоуровневой Программы;
- формирование ее учебно-методического и технико-технологического обеспечения;
- формирование кадрового обеспечения (профессорско-преподавательского состава, консультантов, экспертов, зарубежных ученых и специалистов);
Целью образовательной Программы является формирование компетенций у обучающихся в области инноваций и инновационного менеджмента, что предполагает:
- изучение современных подходов к управлению инновациями;
- развитие и совершенствование практических навыков в области организации инноваций в компаниях и управления инновационными разработками.
Основными задачами Программы является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области
- инновационного менеджмента и практических навыков комплексного решения задач проектного управления от разработки идей до ее коммерческой реализации;
- формирования новых направлений инновационного развития компаний;
- формирования на предприятиях среды, способствующей развитию инноваций.
Процесс формирования региональной образовательной системы в области инновационного менеджмента на базе Удмуртского государственного университета приведена на рисунке.
На разных этапах реализации образовательной Программы у обучающихся формируются знания в области закономерностей и особенностей инновационной деятельности в условиях рыночной экономики; профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам в сфере инноваций; особенностей организации процесса исследований и разработок в зависимости от профиля деятельности и организационных характеристик компании; современных подходов к организации эффективных коммуникаций в инновационной среде; содержания и взаимосвязей инновационного и стратегического менеджмента компании; основные элементы и факторы инновационной среды.
Выпускники образовательной Программы будут уметь обосновывать варианты повышения конкурентоспособности компании в процессе инновационной деятельности; использовать инструменты инновационного развития компании в соответствии с особенностями инновационного развития региона; анализировать и оценивать возможности практической реализации современных концепций инновационного развития применительно к своей компании; оценивать преимущества и недостатки различных организационно- правовых форм предпринимательства и типов организационных структур компаний, занятых инновационной деятельностью; использовать правовые и организационные механизмы создания и развития инновационного бизнеса; осуществлять эффективные коммуникации в проектной группе; обеспечивать эффективное взаимодействие проектной группы с внешней средой; обосновывать управленческие решения в части правового, экономического, финансового и организационного обеспечения управления интеллектуальной собственностью.
Программа включает следующие уровни:
Первый уровень - базовое высшее образование по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) (профиль подготовки «Управление проектами»).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом выпускник ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности, связанные с инновационным менеджментом:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- оценка эффективности проектов;
- оценка эффективности управленческих решений, разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.
В процессе обучения выпускник должен овладеть следующими компетенциями:
- способностью оценивать влияние инвестиционных решений на рост ценности (стоимости) компании;
- способностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
- методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
- готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
- умением моделировать бизнес-процессы и знанием методов реорганизации бизнес-процессов;
- умением проводить анализ рыночных и специфических рисков;
- умением проводить оценку инвестиционных проектов;
- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
- умением разрабатывать бизнес-планы.
Органы государственного и муниципального управления в сфере инновационной деятельности
Кафедра управления социальноэкономическими системами (образовательный процесс)
Лаборатория развития экономического образования (совершенствование учебно-методического обеспечения и проведение научных исследований в области инноваций и инновационного менеджмента, консалтинг, международные образовательные программы)
Субъекты инновационной деятельности (предприятия и организации, осуществляющие инновации)
Субъекты инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, вузы и др.)
Модули «Инновации», «Инновационные системы» и «Инновационный менеджмент» в рамках бакалавриата по направлению «Менеджмент»
Магистратура по программе «Управление проектами» / Блок «Управление инновационными проектами»
Аспирантура и докторантура по специальности 08.00.05, направление «Промышленность», на стыке с направлением «Управление инновациями»
Федеральная программа подготовки управленческих кадров «Менеджмент»/
Курс «Инновационный менеджмент» Выпускные проекты
Программы повышения квалификации в области инновационного менеджмента
Рис. Формирование региональной многоуровневой образовательной системы в области инноваций и инновационного менеджмента
на базе Удмуртского государственного университета
Образование в области инновационного менеджмента.
49
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2012. Вып. 4
В соответствии с этим основными профильными дисциплинами являются следующие.
Таблица 2
Основные дисциплины первого уровня образования
Г руппа дисциплин Дисциплины
Общие дисциплины направления Количественные методы в управлении; Инновационный менеджмент; Финансовый менеджмент; Стратегический менеджмент; Корпоративный менеджмент; Антикризисное управление; Финансовые рынки и институты
Дисциплины профиля «Управление проектами» Региональная инновационная политика; Маркетинговые исследования в управлении проектами; Бизнес-планирование; Производственная логистика; Деловые коммуникации; Инвестиционный анализ; Оценка рисков проекта; Финансовая стратегия предприятия; Управление разработкой и реализацией проекта; Оценка и экономическое обоснование проекта; Управление интернет-проектами; Интеллектуальный капитал и нематериальные активы; Информационные технологии в управлении проектами; Мультипроектное управление (управление программами, портфелями, мультипроектами, развитие систем проектного управления)
Второй уровень - обучение в магистратуре по направлению «Менеджмент» (профиль «Управление проектами»).
Магистерская подготовка имеет следующие отличительные черты:
- во-первых, она характеризуется «продвинутостью» курсов, их углубленным изучением;
- во-вторых, она базируется на инновационных технологиях и включает активные методы формирования компетенций в области методов исследования в сфере профессиональной деятельности;
- в-третьих, она предполагает изменение методов обучения: удельный вес проводимых в активных и интерактивных формах занятий должен составлять не менее 50% аудиторных занятий;
- в-четвертых, программа предполагает проведение научно-исследовательских работ, которые являются обязательной частью магистратуры. Научно-исследовательская работа направлена на формирование и закрепление профессиональных компетенций. Результаты НИР, выполняемой обучающимися, проходят апробацию, дополняются и уточняются в процессе прохождения научноисследовательской практики, а полученные результаты обобщаются и служат основой для подготовки магистерской диссертации.
Третий уровень - послевузовское образование. Оно реализуется через программы повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительной квалификации. Объемы подготовки по этим программам варьируются от 72 до 1000 часов.
Приведем примеры таких программ.
Во-первых, одной из современных программ такого уровня являются проектноориентированные образовательные программы, которые предусматривают профессиональную переподготовку специалистов с ориентаций на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством и при консультации преподавателя проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации. Речь идет о Федеральной программе подготовки и переподготовки управленческих кадров для нужд народного хозяйства региона. Наш университет реализует эту Программу более 10 лет.
А.М. Макаров, О.Д. Головина
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Во-вторых, на современном этапе развития экономики и управления на предприятиях большое значение в плане переподготовки персонала имеет программа «Менеджмент в сфере инноваций». Ее основными задачами являются формирование у специалистов:
- понимания особенностей инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, важности решения задач повышения конкурентоспособности предприятий в процессе инновационной деятельности;
- понимания организационного механизма функционирования компании в инновационной
сфере;
- умений выбирать финансовую модель функционирования инновационной компании;
- умений анализировать рынок и рыночную конъюнктуру в инновационной сфере;
- знаний и умений использовать методы маркетинговых исследований инноваций;
- умений применять маркетинговые инструменты продвижения инноваций на рынках;
- знаний и умений применять методы и инструменты инновационного менеджмента;
- умений проектировать инновационные процессы;
- умений разрабатывать механизмы управления инновационными процессами;
- умений выявлять источники и способы финансирования инновационной деятельности;
- умений разрабатывать ценообразование в инновационной сфере;
- умений использовать методы управления затратами;
- навыков использования программных продуктов при проектировании и управлении инновационными процессами;
- знаний инфраструктуры рынка инноваций;
- умений эффективно организовывать взаимодействие с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции в процессе создания и последующего распространения инновационного продукта в хозяйственной сфере, используя институты финансово-кредитной инфраструктуры, государственную поддержку и международные связи;
- умений использовать методы оценки и управления интеллектуальной собственностью, разрабатывать патентную политику инновационного бизнеса;
- умений выявлять риски в инновационной сфере.
В-третьих, повышению инновационного потенциала предприятий региона, на наш взгляд, будут способствовать следующие программы (табл. 3).
Таблица 3
Содержание программ повышения инновационного потенциала предприятий региона
Программа Содержание
Основы инновационного развития Концепция инновационного развития региона; Стратегическое управление инновационным развитием; Управление инновациями как главный фактор экономического роста предприятий и территории; Основы инновационной стратегии промышленности региона; Управление инновационными процессами в региональном промышленном комплексе
Управление инновациями и инвестициями на предприятиях Управление инновационными организациями; Моделирование инновационного процесса как основы обеспечения конкурентоспособности предприятия; Стратегическое управление инновационным развитием коммерческой организации
Экономика инновационного развития региона Повышение эффективности социальных отраслей на основе инновационного развития; Оценка эффективности инновационных и инвестиционных проектов; Экономические основы управления инновациями и инвестициями в регионе; Интегральная оценка инновационного развития региона; Развитие инвестиционных и инновационных процессов в регионе
В процессе подготовки специалистов по программам инновационного менеджмента необходимо использование активных методов обучения, в частности, игровых методов, которые позволяют совершенствовать умения и навыки, приобретать и развивать опыт управленческой работы. К таким методам относятся игровые имитации и ролевые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций, экспертные консультации, мастер-классы.
В-четвертых, особое место в системе послевузовского образования занимает аспирантура и докторантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством - промышленность» для подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций в области инновационного развития предприятий.
* * *
1. Аналитическая записка «Инновационная активность предприятий в Удмуртии». Федеральная служба государственной статистики. Ижевск, 2011.
Поступила в редакцию 26.08.12
O.D. Golovina, A.M. Makarov
Innovative management education for industrial enterprises
The article analyzes innovative activity of regional industrial companies. The authors have devised a new educational system to improve innovative management in industrial enterprises. It is also suggested to implement multi-tier personnel training program.
Keywords: innovative activity of industrial enterprises, innovative management, multi-tier education system, personnel training program.
Г оловина Ольга Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор
Макаров Александр Михайлович, доктор экономических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Golovina O.D., doctor of economics, professor Makarov A.M., doctor of economics, professor
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, ul. Universitetskaya, 1/4