Научная статья на тему 'Образование в области инновационного менеджмента для промышленных предприятий'

Образование в области инновационного менеджмента для промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА / INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES / INNOVATIVE MANAGEMENT / MULTI-TIER EDUCATION SYSTEM / PERSONNEL TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна, Макаров Александр Михайлович

Проанализирована инновационная активность предприятий региона. Предложена структура образовательной системы в области инновационного менеджмента промышленных предприятий, рассмотрена многоуровневая программа подготовки персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна, Макаров Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative management education for industrial enterprises

The article analyzes innovative activity of regional industrial companies. The authors have devised a new educational system to improve innovative management in industrial enterprises. It is also suggested to implement multi-tier personnel training program.

Текст научной работы на тему «Образование в области инновационного менеджмента для промышленных предприятий»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 658.5:371(045)

А.М. Макаров, О.Д. Головина

ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Проанализирована инновационная активность предприятий региона. Предложена структура образовательной системы в области инновационного менеджмента промышленных предприятий, рассмотрена многоуровневая программа подготовки персонала.

Ключевые слова: инновационная активность предприятий, инновационный менеджмент, многоуровневая образовательная система, программа подготовки персонала.

Повышение уровня социально-экономического развития региона требует совместных усилий и консолидации деятельности предприятий и государства по обеспечению конкурентоспособности предприятий и организаций; при этом важной составной частью являются процессы поиска, разработки и управления инновациями.

По данным Федеральной службы государственной статистики [1] уровень инновационной активности предприятий республики в 2010 г. составлял 11,6% (табл. 1).

Таблица 1

Уровень инновационной активности, %

Инновационная активность предприятий 2009 г. 2010 г.

Совокупный уровень инновационной активности 11,9 11,6

Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные типы инноваций в общем числе обследованных предприятий 11,3 10,4

При этом в 2010 г. маркетинговые инновации осуществляло 3% обследованных предприятий, организационные - 2,3%, технологические - 10,4%. Общую картину технологических инновационных процессов в Удмуртии определяют предприятия обрабатывающих производств. Они составляют 78,4% всех организаций, занимавшихся технологическими инновациями.

В целом сохраняется тенденция более высокой инновационной активности крупных предприятий, располагающих для этих целей большими возможностями.

Одним из основных факторов, сдерживающих инновационную активность промышленных предприятий республики, является недостаток квалифицированного персонала: по данным статистики значительным для 22% предприятий и основным (решающим) - для 7% [1].

Вышесказанное диктует необходимость разработки и реализации региональной образовательной системы в области инновационного менеджмента промышленных предприятий, которая предполагает подготовку руководителей и специалистов предприятий и организаций, органов государственного и муниципального управления в области инноваций.

Основными этапами формирования системы являются:

- изучение региональной инновационной системы;

- определение контингента специалистов и их образовательных потребностей;

- разработка образовательной многоуровневой Программы;

- формирование ее учебно-методического и технико-технологического обеспечения;

- формирование кадрового обеспечения (профессорско-преподавательского состава, консультантов, экспертов, зарубежных ученых и специалистов);

Целью образовательной Программы является формирование компетенций у обучающихся в области инноваций и инновационного менеджмента, что предполагает:

- изучение современных подходов к управлению инновациями;

- развитие и совершенствование практических навыков в области организации инноваций в компаниях и управления инновационными разработками.

Основными задачами Программы является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области

- инновационного менеджмента и практических навыков комплексного решения задач проектного управления от разработки идей до ее коммерческой реализации;

- формирования новых направлений инновационного развития компаний;

- формирования на предприятиях среды, способствующей развитию инноваций.

Процесс формирования региональной образовательной системы в области инновационного менеджмента на базе Удмуртского государственного университета приведена на рисунке.

На разных этапах реализации образовательной Программы у обучающихся формируются знания в области закономерностей и особенностей инновационной деятельности в условиях рыночной экономики; профессиональные и личностные требования, предъявляемые к менеджерам в сфере инноваций; особенностей организации процесса исследований и разработок в зависимости от профиля деятельности и организационных характеристик компании; современных подходов к организации эффективных коммуникаций в инновационной среде; содержания и взаимосвязей инновационного и стратегического менеджмента компании; основные элементы и факторы инновационной среды.

Выпускники образовательной Программы будут уметь обосновывать варианты повышения конкурентоспособности компании в процессе инновационной деятельности; использовать инструменты инновационного развития компании в соответствии с особенностями инновационного развития региона; анализировать и оценивать возможности практической реализации современных концепций инновационного развития применительно к своей компании; оценивать преимущества и недостатки различных организационно- правовых форм предпринимательства и типов организационных структур компаний, занятых инновационной деятельностью; использовать правовые и организационные механизмы создания и развития инновационного бизнеса; осуществлять эффективные коммуникации в проектной группе; обеспечивать эффективное взаимодействие проектной группы с внешней средой; обосновывать управленческие решения в части правового, экономического, финансового и организационного обеспечения управления интеллектуальной собственностью.

Программа включает следующие уровни:

Первый уровень - базовое высшее образование по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) (профиль подготовки «Управление проектами»).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом выпускник ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности, связанные с инновационным менеджментом:

- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации;

- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

- оценка эффективности проектов;

- оценка эффективности управленческих решений, разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.

В процессе обучения выпускник должен овладеть следующими компетенциями:

- способностью оценивать влияние инвестиционных решений на рост ценности (стоимости) компании;

- способностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

- методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;

- готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;

- умением моделировать бизнес-процессы и знанием методов реорганизации бизнес-процессов;

- умением проводить анализ рыночных и специфических рисков;

- умением проводить оценку инвестиционных проектов;

- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;

- умением разрабатывать бизнес-планы.

Органы государственного и муниципального управления в сфере инновационной деятельности

Кафедра управления социальноэкономическими системами (образовательный процесс)

Лаборатория развития экономического образования (совершенствование учебно-методического обеспечения и проведение научных исследований в области инноваций и инновационного менеджмента, консалтинг, международные образовательные программы)

Субъекты инновационной деятельности (предприятия и организации, осуществляющие инновации)

Субъекты инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, вузы и др.)

Модули «Инновации», «Инновационные системы» и «Инновационный менеджмент» в рамках бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Магистратура по программе «Управление проектами» / Блок «Управление инновационными проектами»

Аспирантура и докторантура по специальности 08.00.05, направление «Промышленность», на стыке с направлением «Управление инновациями»

Федеральная программа подготовки управленческих кадров «Менеджмент»/

Курс «Инновационный менеджмент» Выпускные проекты

Программы повышения квалификации в области инновационного менеджмента

Рис. Формирование региональной многоуровневой образовательной системы в области инноваций и инновационного менеджмента

на базе Удмуртского государственного университета

Образование в области инновационного менеджмента.

49

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2012. Вып. 4

В соответствии с этим основными профильными дисциплинами являются следующие.

Таблица 2

Основные дисциплины первого уровня образования

Г руппа дисциплин Дисциплины

Общие дисциплины направления Количественные методы в управлении; Инновационный менеджмент; Финансовый менеджмент; Стратегический менеджмент; Корпоративный менеджмент; Антикризисное управление; Финансовые рынки и институты

Дисциплины профиля «Управление проектами» Региональная инновационная политика; Маркетинговые исследования в управлении проектами; Бизнес-планирование; Производственная логистика; Деловые коммуникации; Инвестиционный анализ; Оценка рисков проекта; Финансовая стратегия предприятия; Управление разработкой и реализацией проекта; Оценка и экономическое обоснование проекта; Управление интернет-проектами; Интеллектуальный капитал и нематериальные активы; Информационные технологии в управлении проектами; Мультипроектное управление (управление программами, портфелями, мультипроектами, развитие систем проектного управления)

Второй уровень - обучение в магистратуре по направлению «Менеджмент» (профиль «Управление проектами»).

Магистерская подготовка имеет следующие отличительные черты:

- во-первых, она характеризуется «продвинутостью» курсов, их углубленным изучением;

- во-вторых, она базируется на инновационных технологиях и включает активные методы формирования компетенций в области методов исследования в сфере профессиональной деятельности;

- в-третьих, она предполагает изменение методов обучения: удельный вес проводимых в активных и интерактивных формах занятий должен составлять не менее 50% аудиторных занятий;

- в-четвертых, программа предполагает проведение научно-исследовательских работ, которые являются обязательной частью магистратуры. Научно-исследовательская работа направлена на формирование и закрепление профессиональных компетенций. Результаты НИР, выполняемой обучающимися, проходят апробацию, дополняются и уточняются в процессе прохождения научноисследовательской практики, а полученные результаты обобщаются и служат основой для подготовки магистерской диссертации.

Третий уровень - послевузовское образование. Оно реализуется через программы повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительной квалификации. Объемы подготовки по этим программам варьируются от 72 до 1000 часов.

Приведем примеры таких программ.

Во-первых, одной из современных программ такого уровня являются проектноориентированные образовательные программы, которые предусматривают профессиональную переподготовку специалистов с ориентаций на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством и при консультации преподавателя проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации. Речь идет о Федеральной программе подготовки и переподготовки управленческих кадров для нужд народного хозяйства региона. Наш университет реализует эту Программу более 10 лет.

А.М. Макаров, О.Д. Головина

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Во-вторых, на современном этапе развития экономики и управления на предприятиях большое значение в плане переподготовки персонала имеет программа «Менеджмент в сфере инноваций». Ее основными задачами являются формирование у специалистов:

- понимания особенностей инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, важности решения задач повышения конкурентоспособности предприятий в процессе инновационной деятельности;

- понимания организационного механизма функционирования компании в инновационной

сфере;

- умений выбирать финансовую модель функционирования инновационной компании;

- умений анализировать рынок и рыночную конъюнктуру в инновационной сфере;

- знаний и умений использовать методы маркетинговых исследований инноваций;

- умений применять маркетинговые инструменты продвижения инноваций на рынках;

- знаний и умений применять методы и инструменты инновационного менеджмента;

- умений проектировать инновационные процессы;

- умений разрабатывать механизмы управления инновационными процессами;

- умений выявлять источники и способы финансирования инновационной деятельности;

- умений разрабатывать ценообразование в инновационной сфере;

- умений использовать методы управления затратами;

- навыков использования программных продуктов при проектировании и управлении инновационными процессами;

- знаний инфраструктуры рынка инноваций;

- умений эффективно организовывать взаимодействие с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции в процессе создания и последующего распространения инновационного продукта в хозяйственной сфере, используя институты финансово-кредитной инфраструктуры, государственную поддержку и международные связи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умений использовать методы оценки и управления интеллектуальной собственностью, разрабатывать патентную политику инновационного бизнеса;

- умений выявлять риски в инновационной сфере.

В-третьих, повышению инновационного потенциала предприятий региона, на наш взгляд, будут способствовать следующие программы (табл. 3).

Таблица 3

Содержание программ повышения инновационного потенциала предприятий региона

Программа Содержание

Основы инновационного развития Концепция инновационного развития региона; Стратегическое управление инновационным развитием; Управление инновациями как главный фактор экономического роста предприятий и территории; Основы инновационной стратегии промышленности региона; Управление инновационными процессами в региональном промышленном комплексе

Управление инновациями и инвестициями на предприятиях Управление инновационными организациями; Моделирование инновационного процесса как основы обеспечения конкурентоспособности предприятия; Стратегическое управление инновационным развитием коммерческой организации

Экономика инновационного развития региона Повышение эффективности социальных отраслей на основе инновационного развития; Оценка эффективности инновационных и инвестиционных проектов; Экономические основы управления инновациями и инвестициями в регионе; Интегральная оценка инновационного развития региона; Развитие инвестиционных и инновационных процессов в регионе

В процессе подготовки специалистов по программам инновационного менеджмента необходимо использование активных методов обучения, в частности, игровых методов, которые позволяют совершенствовать умения и навыки, приобретать и развивать опыт управленческой работы. К таким методам относятся игровые имитации и ролевые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций, экспертные консультации, мастер-классы.

В-четвертых, особое место в системе послевузовского образования занимает аспирантура и докторантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством - промышленность» для подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций в области инновационного развития предприятий.

* * *

1. Аналитическая записка «Инновационная активность предприятий в Удмуртии». Федеральная служба государственной статистики. Ижевск, 2011.

Поступила в редакцию 26.08.12

O.D. Golovina, A.M. Makarov

Innovative management education for industrial enterprises

The article analyzes innovative activity of regional industrial companies. The authors have devised a new educational system to improve innovative management in industrial enterprises. It is also suggested to implement multi-tier personnel training program.

Keywords: innovative activity of industrial enterprises, innovative management, multi-tier education system, personnel training program.

Г оловина Ольга Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор

Макаров Александр Михайлович, доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Golovina O.D., doctor of economics, professor Makarov A.M., doctor of economics, professor

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, ul. Universitetskaya, 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.