Р. И. Зинурова, А. А. Гилязова
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: механизм, организационно - экономический механизм, инновационная деятельность, государственная поддержка, меры по активизации деятельности малых инновационных предприятий.
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования условий повышения эффективности управления малыми инновационными предприятиями, рассмотрена роль государства в России и за рубежом.. Рассмотрены такие понятия как механизм, организационно - экономический механизм. Отмечается необходимость создания информационной базы, которая будет содержать информацию о вузах, занимающихся подготовкой соответствующих кадров, активизирует взаимодействие между вузами и малыми инновационными предприятиями, что в свою очередь позволит повысить качество управления, результаты их деятельности на всех уровнях.
Key words: the mechanism, organizationally - the economic mechanism, innovative activity, the state support, measures for
activization of activity of the small innovative enterprises.
In article topical issues of formation of conditions of increase of management efficiency are considered by the small innovative enterprises, the state role in Russia and abroad is considered. Such concepts as the mechanism, organizationally - the economic mechanism are considered. Need of creation of information base which will contain information on the HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS which are engaged in preparation of the corresponding shots is noted, intensifies interaction between Higher education institutions and the small innovative enterprises that in turn will allow to increase quality of management, results of their activity at all levels.
Исследование особенностей функционирования малых инновационных предприятий представляется начать с изучения современных условий осуществления инновационной деятельности, что в первую очередь диктует необходимость уточнения соответствующей теоретической базы, где одним из самых спорных вопросов является проблема формирования организационно - экономического механизма, так как именно менеджмент является одной из ключевых задач в условиях инновационного развития.
Понятие «организационно-экономический механизм» применяется в экономических исследованиях довольно часто, но четкой единой точки зрения на трактовку этого термина нет [1].
Бочаров С.Н. и Бушмин И. А. отмечают, что «широкое использование термина механизм в публичных дискуссиях и в научных публикациях стало уже своего рода «правилом хорошего тона». И зачастую его применение не сопровождается должной аргументацией, подразумевая очевидность его трактовки. Вместе с тем, анализ высказываний и работ, посвященных данной тематике, показывает, что относительно смысла и содержания механизмов у различных авторов нет единого мнения» [2].
Понятие «механизм» было заимствовано из техники и стало применяться в экономических исследованиях, посвященных анализу экономики социализма, во второй половине 60-х годов [3].
Абалкин Л.И. выделяет следующие структурные элементы экономических механизмов:
• формы организации общественного производства (разделение труда, специализация производства и т.п.);
• формы хозяйственных связей, благодаря которым осуществляется своеобразный обмен в экономике, в том числе оборот средств производст-
ва, финансово-кредитные отношения и др.;
• структуру, формы и методы управления
экономическими системами, в т.ч. не только экономические, но и правовые, и социально-
психологические;
• совокупность экономических рычагов и стимулов влияния на экономические системы и их субъектов, с помощью которых обеспечивается согласование и стимулирование хозяйственной деятельности в соответствии с поставленными целями
[4].
Анализ терминологического аппарата инновационной деятельности [5] позволил сделать следующие выводы: инновационная деятельность -процесс функционирования четко структурированной системы, где осуществляются мероприятия по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения результата, выражающегося в виде качественного изменения товара или услуги, что позволяет достичь максимального удовлетворения существующих потребностей и получить определенный эффект в различных сферах жизнедеятельности. В то же время инновационный процесс - это процесс трансформации идеи в инновацию. Процесс, в отличие от деятельности, не обладает свойством системности, это лишь изменение свойств одного и того же объекта. Для осуществления инновационной деятельности необходим определенный механизм реализации ее целей и задач.
При формировании эффективного организационного - экономического механизма управления малыми предприятиями в инновационной сфере важная роль отводится государственной поддержке, которая в разных странах имеет разные формы.
Государственная поддержка в Америке проявляется в двух независимых друг от друга фор-
мах: помощь государства путем прямого финансирования через Администрацию Малого Бизнеса, реализующая программы развития малого бизнеса по разным направлениям, в том числе информационная поддержка и обучение предпринимателей.
В Германии помощь государства происходит путем предоставления финансовых ресурсов коммерческим кредитным организациям. С этой целью создана финансовая группа Kfw Group (80 % принадлежит Правительству), выполняющая функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. МИП предоставляются льготные условия при кредитования в виде низкой процентной ставки по кредитам; долгосрочных кредитов (до 10 лет); освобождение от выплат по кредиту в первые два года; возможности долевого финансирования: за счет государственных финансируется только определенная часть бизнес-проекта, а оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств, а также активная информационная поддержка в виде организации всесторонних консультаций для предприятий всех стадий развития бизнеса.
В Финляндии государственная поддержка оказывается через ОАО «Финнвера» (100% акций находится в собственности государства), которая также является региональным финансовым посредникам по программам Европейского союза и Европейского Инвестиционного Банка.
Государственная поддержка в Китае осуществляется в рамках различных программ и инструментов, разработанных и применяемых центральными и местными финансовыми учреждениями, при которых созданы различные фонды поддержки, развиваются финансовые схемы поддержки инновационного предпринимательства, что выражается в виде оказания поддержки высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования; размещения списков высокотехнологичных компаний на специальных досках на биржах высоких технологий.
Малое предпринимательство присутствует во всех сферах жизни не только страны, но и города. В мировых столицах поддержка малого предпринимательства происходит следующим образом (табл. 1).
За рубежом оказывают всестороннюю поддержку, начиная со стартапа и продолжая помогать в дальнейшем развитии. В нашей стране центры поддержки работают, но их финансирование осуществляется не на должном уровне, из - за необходимости сбора большого количества документов они не пользуются достаточной популярностью и о них мало кто знает.
С начала 2000-х гг. многие регионы России активизировали свои действия в области создания региональных инновационных систем, стимулирования инновационной деятельности организаций, что привело к усилению организационной, нормотворческой деятельности в области использования достижений науки, были приняты региональные программы инновационного развития, основное содержание которых включало следующее.
Таблица 1 - Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом
№ Город Учреждения, оказывающие поддержку Вид деятельности
1 Москва Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство экономики РФ, Министерство науки и технологий РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство финансов РФ и ряд других. В Москве в число основных ведомств входят: Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Московская лизинговая компанию, Московское агентство по развитию предпринимательства, ряд технопарков, фондов, деловых партнерств, учетных центров и др. спектр специализированных услуг, направленных на оказание всесторонней поддержки начинающему предпринимателю
2 Лондон Министерство Торговли и Промышленности (UK Department of Trade and Industry — DTI) осуществляется работа по нескольким направлениям: финансовая помощь, преодоление административных барьеров, налогообложение, консультирование и разносторонняя поддержка предпринимателей.
З Нью- Йорк Администрация Малого Бизнеса (Small Business Administration — SBA), куда входят Региональные и местные Центры развития бизнеса, консультационные центры, центры информационной и технической поддержки, инвестиционные компании, функционирует Консультативный совет малого предпринимательства (Small Business Advisory Board) ежегодно разрабатываются и внедряются в практику меры по вопросам развития МСП, основное внимание уделяется сокращению издержек на производство, налоговые преобразования, привлекаются научные учреждения, помогающие инновационным предприятиям, и банковские структуры, занимающиеся выдачей ссуд и оказанием финансовой поддержки.
4 Токио Министерство международной торговли и промышленности всесторонняя финансовая поддержка, преобразования и усовершенствования структуры СМП, упрощение системы налогообложения. Особое внимание уделяется развитию СМП в сфере высоких технологий, выделяя достойные субсидии для расширения производств, обучения персонала и др.
Во-первых - это государственная комплекс-
24З
ная программа РТ «Развитие инновационной деятельности в РТ» на 2004-2010 годы [6].
Во - вторых это программа «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.» [7]
В третьих это областная целевая программа «Инновации - Производство - Рынок» на 2003-2006 годы [8]
В четвертых - это республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в УР на 2005-2009 годы» [9].
В целях содействия повышению активности малого инновационного предпринимательства по мнению некоторых исследователей целесообразно рекомендовать [10]:
На макроуровне:
1. Разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила входа инвесторов в малые инновационные предприятия, учитывающие особенности венчурного бизнеса.
2. Разработать критерии отнесения к малому инновационному предпринимательству, закрепить его правовой статус.
3. Принять решения, предусматривающие
для бюджетных организаций науки и образовательных учреждений право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам, бизнес-
инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях.
4. Предоставить бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям право вносить в уставный капитал создаваемых ими хозяйствующих субъектов не только права интеллектуальной собственности, но и материальные активы, находящиеся в их собственности.
5. Разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, включая введение налоговых каникул (освобождение от налога на имущество в части нематериальных активов на срок до достижения безубыточности).
6. Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий крупными промышленными предприятиями, государственными и муниципальными заказчиками.
7. Создать нормативно-правовую базу для расширения практики паритетного (50% центр / 50% регион) финансирования региональных научных и инновационных проектов.
На мезоуровне:
1. Разработать региональные целевые программы, направленные на создание системы инновационного развития, обеспечивающие развитие малого, среднего и крупного бизнеса и насыщение рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукцией.
2. При реализации кластерной политики учитывать приоритетные направления развития инновационной сферы, в том числе энергосберегающие и информационные технологии.
3. Осуществить меры по созданию благоприятных условий для формирования муниципаль-
ных инновационных кластеров, создания новых и развития существующих малых инновационных предприятий.
4. Сформировать реестр малых инновационных предприятий региона и предусмотреть перечень возможных льгот, государственных гарантий для данной категории хозяйствующих субъектов.
5. Создать профильные тематические информационные ресурсы:
• региональный портал, объединяющий инновационные проекты и разработки, информационные ресурсы региональной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства и иные ресурсы по данной тематике;
• тематические сайты по различным аспектам инновационного предпринимательства, в том числе направленные на развитие территориальных инновационных кластеров, продвижение продукции инновационных предприятий.
На муниципальном уровне:
1. Сформировать механизмы, которые могут эффективно использовать 20% квоту малых предприятий в государственных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемую Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.
2. Разработать и согласовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение.
3. Осуществить дополнительные меры по поддержке и развитию субъектов инновационной инфраструктуры:
• выделение помещений, средств на софи-нансирование расходов бизнес-инкубатора на ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием и техникой;
• оказание содействия созданию сети бизнес-инкубаторов на муниципальном уровне через подготовку кадров, организационно-методическое обеспечение.
Таким образом, анализ содержания региональных инновационных программ, позволил выделить: основные направления развития инновационных процессов в данных регионах: создание региональной инновационной системы (инфраструктуры); формирование нормативно-правовой основы осуществления инновационной деятельности; реализация при участии государства (или при его поддержке) отдельных инновационных проектов; инструментарий, с помощью которого предполагается развивать инновационную сферу: региональная инновационная система (инфраструктура); разнообразные формы государственной поддержки участников инновационных процессов; интеграция (при активной роли государства) усилий всех участников инновационных процессов, ресурсов регионального хозяйства; сделать выводы, что малое инновационное предпринимательство в планах региональных государственных органов власти ПФО пока играет значительно меньшую роль, чем зарубежом.
На наш взгляд необходимо создать инфор-
мационную базу, которая будет содержать информацию о ВУЗах, занимающихся подготовкой соответствующих кадров, активизировать взаимодействие между ВУЗами и малыми инновационными предприятиями, что в свою очередь позволит повысить качество управления, результаты их деятельности на всех уровнях.
Публикация подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (темы 6.3131.2011 и 6.3172.2011).
Литература
1. Гилязова, А. А. Совершенствование организационно -экономического механизма инвестирования инновационной деятельности в РФ. Вестник Казанского технологического университета. / А. А. Гилязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15 - № 3, С. 187 - 190
2. Бочаров С.Н., Бушмин И.А. Особенности проектирования управленческих механизмов // Ползуновский вестник. - 2005. - №2. - С.35.
3. Чаленко А.Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях //
http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176697/
4. Абалкин Л.И. Избранные труды. В 4-х тт. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика. 2000.
5. Гилязова, А.А., Исследование терминологического аппарата инновационной деятельности / А.А. Гилязова, // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 14, - № 24. -155 с.
6. Государственная комплексная программа Республики Татарстан «Развитие инновационной деятельности в РТ» на 2004-2010 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 12.03.2004 г. № 121 [Электронный ресурс] : Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». - ООО «Закамский центр консультант». - Режим доступа : свободный.
7. Программа «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 20032005 гг.», утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2003 г. №238
8. Областная целевая программа «Инновации - Производство - Рынок» на 2003-2006 годы, утв. законом Самарской области «Об утверждении областной целевой программы «Инновации - Производство - Рынок» на 2003 - 2006 годы»
9. Андреева Е.С., Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Зинурова Р.И. Государственно-частное партнерство как механизм трансфера инновационных технологий в регионе// Вестник Казанского технологического университета. 2013, № 5. - С.294-296., Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», утв. государственным Советом Удмуртской Республики от 22.06.2004 г. № 250-Ш
10. Анненкова, А.А., Поздняков, А.В. Государственная политика содейчтвия развитию инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства / А.А. Анненкова, А.В. Поздняков // Креативная экономика. - 2011. - № 7 (55). - С. 58 - 62
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук. проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. А. Гилязова - зав. метод. кабинетом той же кафедры, [email protected].