Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭРА КИМ ЧЕН ЫН'

ОБРАЗОВАНИЕ В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭРА КИМ ЧЕН ЫН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / КНДР / Северная Корея / развитие образования / научное развитие / education / DPRK / North Korea / education development / scientific development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пархачева Ольга Сергеевна

Данная статья фокусируется на развитии системы образования КНДР, в особенности в период управления страной Ким Чен Ына, а также углубление системы образования в сторону научного развития. При правлении Ким Чен Ына КНДР продлила школьную систему до 12 лет, хоть и реформа 2012 года в сфере образования и была проведена, по сей день она не решила проблем предыдущих лет образования, что навязывает мысль о том, что правительство может быть не в состоянии выполнить свои обещания о процветающем будущем, основанном на технологических достижениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC OF KOREA: THE ERA OF KIM JONG UN

This article focuses on the development of the education system of the DPRK, especially during the reign of Kim Jong-un, as well as the deepening of the education system towards scientific development. Under the rule of Kim Jong-un, the DPRK extended the school system to 12 years, although the 2012 education reform was carried out, to this day it has not solved the problems of previous years of education, which imposes the idea that the government may not be able to implement their promises of a prosperous future based on technological advances.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭРА КИМ ЧЕН ЫН»

Введение

На первый взгляд, переход на 12-летнюю систему во время режима Ким Чен Ына представляет собой разумный первый шаг в улучшении устаревшей системы образования. Когда Ким Чен Ын взял власть, ученые мужи обсуждали, были ли его годы за границей помощью в образовании могло повлиять на его мировоззрение и управление. Хотя предположение о том, что образование, которое Ким получил в Швейцарии представил совершенно иное мировоззрение, чем то, которое он испытал в Северной Корее [1].

Ким Чен Ын провел в Европе всего пять лет (1993-1998 гг.), за 14 лет до того, как он пришел к власти в КНДР. Он, безусловно, получил международное образование по швейцарской учебной программе, но нет возможности установить побудил ли его школьный опыт позже ему провести реформы в Северной Корее. В любом случае, система теперь напоминает западные аналоги, особенно Южную Корею, с обязательным образованием с 5 до 17 лет.

Реформа 2012 г. движется по двум направлениям: во-первых, она перепроектирует образование, чтобы повысить совместимость с международные требования. Северная Корея подписывается ко всем механизмам ООН для развития образования с момента присоединения к первому EFA (Education for all: Образование для всех) в 1990 году. Во-вторых, реформа укрепляет преподавание ИКТ в средних и академических уровней, намереваясь создать «мощную страна, основанная на экономике знаний», как предусмотренные статьей 46 Конституции, изменено в 2019 г. Высшее образование в Северной Корее закон был первоначально предложен 14 декабря 2011 года как постановление № 2036 Постоянного комитета Верховного народного собрания. Новая система полностью вступила в силу с апреля 2014 года. Основная цель, заключающаяся в том, что технологические достижения оживят экономику, главным сдвигом является возвращение к более практичному подходу к образованию, своего рода модернизированная версия акцента Северной Кореи на техническое образование и знание-производительность связь 1960-х годов [2].

Результаты исследования

Сегодня система образования Северной Кореи разделена на четыре категории: дошкольное образование (ученики 3 и 4 лет), образование начальной и средней школа (5-17 лет), высшее образование, включая постдокторские степени (18-25 лет), и взрослое/профессиональное образование. Система образования включает низший и старший детский сад, начальная школа, средняя школа, университеты, аспирантуры и исследования учреждений. Параллельно с очным обучением существует система обучения без отрыва от производства (например, школы, примыкающие к фабрикам, фермам и рыбным промыслам); наконец, профессиональное и обучение взрослых проходит в университетах на вечерних курсах и отделениях связи, в то время как все учреждения расширяются за счет разностороннего обучения. Дело не только в институциональном потенциале, а скорее способность разделять образование от идеологии и перевести ее на полезные практики для экономического развития.

Реформа 2012 г. и последующие дополнительные меры по улучшению образования коррелирует с декларациями и действиями правительства, направленными на возрождение экономики за счет различных драйверов производства: научно обоснованных, а не идеологизированных [3].

В то время как в середине 1970-х годов идеология затмила технические вопросы, при Ким Чен Ыне, правительство явно стремится изменить этот курс, поскольку последний воспитательные меры восстанавливают прямую связь между годами, проведенными поколением в учебных классах, и возможностью приобретать обновленные знания и повышать производительность труда [4]. Взгляд в прошлое показывает что первоначальный экономический успех Северной Кореи не возник на пустом месте; скорее, это было неразрывно связано с политикой в области образования, в которой особое внимание уделялось профессиональной подготовке и техническим навыкам. По собственной оценке Северной Кореи, девятилетнее обязательное техническое образование было «передовой системой образования, в которой все новое поколение трудоспособного возраста могло быть обучено, чтобы стать талантами с широкими общими знаниями, сочетая общее образование с базовым техническим образованием и образование с производством.

Двухгодичная система профтехучилищ позволяла получить среднее общее образование и дать современные базовые технические знания по отдельным отраслям в относительно короткие сроки. Правительство видело преимущество ПТУ, подтвержденное фактами: в 1960-е годы за счет роста послевоенного управленческого класса, который двигал экономический рост; сегодня в когортах студентов, которые производят, стремятся запустить собственную версию биотехнологии, программного обеспечения, наноиндустрии, видеоигр и платформ онлайн-обучения в Северной Корее [5].

Благодаря многочисленным реформам в сфере образования Северная Корея не изменила свою систему социального обеспечения. Реформа 2012 года не изменяет образовательную лестницу, которая призвана напоминать и увековечивать социальную структуру Сонбун, где представители разного социального происхождения направляются в школу определенного типа (техническую, художественную и т. д.) с учетом их будущей профессии [6].

На протяжении десятилетий и различных изменений в этой системе Северная Корея поддерживала крошечную группу элитных школ и академий в зените системы. У них есть доступ к лучшим материалам, помещениям и учителям; однако их ученики набираются исключительно из высших слоев элиты, чтобы гарантировать политическую стабильность среди молодого поколения; этот аспект не изменился после реформы 2012 года [7]. Конечно, подъем Донджу и экономики Чанмадана создали новый класс богатых граждан; однако эти нувориши в основном происходят из классов Сонбун, которые уже имели возможность заниматься торговлей благодаря политической принадлежности, воинскому званию или личным связям; их способность создавать богатство кажется не связанной с восхождением по образовательной лестнице.

Последним вызовом для образования в КНДР стала чрезвычайная ситуация, связанная с Covid-19. Школы закрывались на длительное время и задерживались, хотя масштабы ущерба, нанесенного пандемией, трудно оценить, поскольку Северная Корея по-прежнему не заявляет о смертельных случаях среди местного населения и почти об отсутствии инфекций среди местного населения, не допуская никаких мер контроля или каких-либо иностранных визитов в стране. В первые месяцы пандемии казалось, что режим решил ужесточить контроль над обществом и идеологической обработкой в школах. К концу сентября 2020 года ЮНИСЕФ сообщил, что КНДР входит в число трех стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где постепенно вновь открывали школы [8].

Помимо воздействия Covid-19, остаются нерешенными некоторые проблемы, первой из которых является длительная изоляция северокорейских ученых-исследователей и школьной системы в целом. На протяжении десятилетий Северная Корея не участвовала практически ни в каких международных тестах, конкурсах и других мероприятиях, связанных с развитием образования; за исключением некоторых результатов в математических олимпиадах в последние годы, общая успеваемость северокорейских учащихся по сравнению с международными эталонами неизвестна, и страна не оказала никакого влияния на мировые публикации. Однако в последнее время на этом фронте появились признаки перемен. Стремление к научному образованию, инициированное Ким Чен Иром и осуществленное при Ким Чен Ыне, кажется, приносит свои первые плоды, поскольку Северная Корея сегодня насчитывает почти 85 000 проиндексированных статей в научных, технологических и медицинских (STM) журналах, хотя большинство из них доступны только через веб-сайты Северной Кореи [9]. Ожидается, что производительность северокорейских исследователей с точки зрения публикаций в международных журналах резко возрастет, хотя базовый уровень публикаций очень низок.

На первый взгляд, преимущества модернизированной Северной Кореи, наконец, способной присоединиться к региональной экономике Восточной Азии, трудно игнорировать, особенно для Сеула. Образование и научное развитие являются ключевыми элементы с этой целью, и в прошлом они предлагали международным организациям и региональным партнерам неполитизированные основания для расширения их сотрудничества с КНДР [10]. Однако многосторонние организации по оказанию помощи (в большей степени, чем академические) все более неохотно предоставляют Пхеньяну «чистую» помощь в целях развития, учитывая его послужной список экономической ненадежности и воинственной риторики во внешней политике. Повторяющиеся моральные вопросы («можем ли мы помочь Северной Корее модернизироваться, должны ли мы, и если да, то на каких условиях?») и характер северокорейской системы ставят под сомнение жизнеспособность образовательной и научной помощи [11].

Заключение

Чего не хватает ‒ несмотря на заявления правительства о «возобновлении усилий по расширению научного прогресса», так это существенных усилий приведению северокорейских образовательных учреждений и практик в соответствие со стандартами крупнейших систем образования (ЕС, Великобритания, и США), и измерение образовательного предложения и успеваемости учащихся по международным эталонам, таким как тест PISA.

Здесь мешают два ключевых фактора. Во-первых, в северокорейских учебных планах одновременно отсутствуют некоторые культурные компоненты, которые сейчас являются обязательными на Западе (гендерное образование, религиозный плюрализм, критическое мышление, осведомленность в социальных сетях), и они содержат элементы, которые либо несовместимы, либо отброшены – международная система, а именно чрезмерный акцент на этнической гордости, национализме, традиционных гендерных ролях и стереотипах, а также воинственный тон в образовательном содержании.

Во-вторых, Северная Корея не способствовала реальному двустороннему процессу обмена студентов, преподавателей, учебных программ, каждый из которых поглощает из принимающей страны), а скорее предпочли одностороннюю передачу знаний, то есть выборочное включение частей иностранных учебных программ, научных методов и материалов в неизменную во всем остальном систему образования; не было никакой реальной проверки и оценки северокорейских учебных заведений международными аккредитационными агентствами.

Последний вопрос – это доступ к современным образовательным материалам и технологиям. Эта проблема коренится не только в затяжном экономическом спаде Северной Кореи (недавно усугубленном международными санкциями); это переплетается с (неправильным) использованием Северной Кореей международной помощи в целях развития — когда она была доступна до 2000-х годов — поскольку международное сообщество считает IT-образование и технологические разработки потенциально вредными. В последние годы северокорейские студенты попали в заголовки газет, обойдя американских сверстников из «Лиги плюща» (Стэнфорд) в соревнованиях по программированию, вызывая любопытство к реальным IT-возможностям северокорейских элитных школ и к тому, как они соотносятся с кибервоенным комплексом. Импорт практически любого ИТ-устройства, технологических компонентов или любого оборудования или материалов, которые потенциально может использоваться в военных целях, был полностью запрещен после последнего раунда международных санкций в 2017 году.

Список литературы

1. Powell, B. Is Kim Jong Un Preparing to Become North Korea’s Economic Reformer? //The TIME: sajt. – URL: https://bit.ly/3sj2o7n (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

2. Cha, V. Kim Jong Un Is No Reformer. // Foreign Policy: сайт. – URL: https://bit.ly/39uLdXQ (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

3. Pak, J. The Education of Kim Jong Un. // Washington DC: Brookings Institution: сайт. – URL: https://brook.gs/3qhxnPi (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

4. Fifield, A. Kim Jong Un’s undercover adolescent years in Switzerland. // Politico: сайт. – URL: https://politi.co/3bAfrLV (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

5. 조선 중앙통신: сайт. – URL: www.kcna.kp (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

6. 내나라: сайт. // Government of the DPRK, Socialist Constitution, Articles 43 – 46: сайт. – URL: http://www.naenara.com.kp/ (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

7. UNESCO: сайт. DPRK National Education Commission, Final report on “Education for All”, Pyongyang: UNESCO: с. 18-19. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232205 (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

8. Spezza, G. Google Goes To North Korea: Why Not? // NK News: сайт. – URL: https://bit.ly/3iaNATC (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

9. Spezza, G. Juche 2.0. “How North Korea Uses The Web To Promote Its Ideology” // NK News: сайт. – URL: https://bit.ly/35Ceyyi (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

10. North Korea’s education news KCNA: сайт. – URL: https://kcnawatch.org/?s=distance+education&sort=recent (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

11. Kasulis, K. North Korean college coders beat Stanford University in a 2016 competition. Here’s why that matters. // MIC.com: сайт. – URL: https://bit.ly/3imkbpI (дата обращения: 09.09.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

References

1. Powell, B. Is Kim Jong Un Preparing to Become North Korea’s Economic Reformer? //The TIME: sajt. – URL: https://bit.ly/3sj2o7n (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

2. Cha, V. Kim Jong Un Is No Reformer. // Foreign Policy: sajt. – URL: https://bit.ly/39uLdXQ (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

3. Pak, J. The Education of Kim Jong Un. // Washington DC: Brookings Institution: sajt. – URL: https://brook.gs/3qhxnPi (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

4. Fifield, A. Kim Jong Un’s undercover adolescent years in Switzerland. // Politico: sajt. – URL: https://politi.co/3bAfrLV (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

5. 조선 중앙통신: sajt. – URL: www.kcna.kp (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

6. 내나라: sajt. // Government of the DPRK, Socialist Constitution, Articles 43 – 46: [sajt]. – URL: http://www.naenara.com.kp/ (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

7. UNESCO: sajt. DPRK National Education Commission, Final report on “Education for All”, Pyongyang: UNESCO: p. 18-19. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232205 data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

8. Spezza, G. Google Goes To North Korea: Why Not? // NK News: sajt. – URL: https://bit.ly/3iaNATC (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

9. Spezza, G. Juche 2.0. “How North Korea Uses The Web To Promote Its Ideology” // NK News: sajt. – URL: https://bit.ly/35Ceyyi (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

10. North Korea’s education news KCNA: sajt. – URL: https://kcnawatch.org/?s=distance+education&sort=recent (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

11. Kasulis, K. North Korean college coders beat Stanford University in a 2016 competition. Here’s why that matters. // MIC.com: sajt. – URL: https://bit.ly/3imkbpI (data obrashcheniya: 09.09.2022). – Rezhim dostupa: svobodnyy. – Tekst: elektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.