Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2003
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / EDUCATION / ECONOMIC THEORY / ECONOMICS OF EDUCATION / HUMAN CAPITAL / MODERNIZATION / INNOVATIVE ECONOMY / COMPETITIVENESS OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амиров Р.А.

Определены роль и значение сферы образования в экономическом развитии современных государств. Анализируются теоретические подходы зарубежных и отечественных ученых-экономистов к определению значения знаний и образования. Предлагается развитие теоретических основ молодого и быстро развивающегося направления в экономической теории - экономики образования. Экономика образования определена как прикладная наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением создаваемых в отрасли благ - образовательных услуг; выявляющая и анализирующая особенности действия экономических законов и категорий в образовании, суть происходящих в ней процессов и явлений; исследующая и раскрывающая их движущие производительные силы, влияющие на экономическое развитие, благосостояние общества и личности. Представлены уровни экономических отношений и процессов, возникающих в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE ECONOMY AND EDUCATION ECONOMICS

The article defines the role and importance of education in the economic development of modern states. The article presents and analyzes the theoretical approaches of prominent foreign and domestic scientists and economists in determining the value of knowledge and education. The aim of the article is to develop the theoretical foundations of one of the youngest and fastest growing areas in economic theory - the economics of education. The author’s interpretation is given, the economics of education is defined as an applied science that studies the relations associated with the production, distribution, exchange and consumption of goods created in the industry - educational services, identifies and analyzes the features of the action of economic laws and categories in education, the essence of the processes occurring in it and phenomena, exploring and revealing their driving productive forces that affect economic development, the welfare of society and the individual. The levels of economic relations and processes arising in the field of education are determined.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

Р. А. Амиров1

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Определены роль и значение сферы образования в экономическом развитии современных государств. Анализируются теоретические подходы зарубежных и отечественных ученых-экономистов к определению значения знаний и образования. Предлагается развитие теоретических основ молодого и быстро развивающегося направления в экономической теории - экономики образования. Экономика образования определена как прикладная наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением создаваемых в отрасли благ - образовательных услуг; выявляющая и анализирующая особенности действия экономических законов и категорий в образовании, суть происходящих в ней процессов и явлений; исследующая и раскрывающая их движущие производительные силы, влияющие на экономическое развитие, благосостояние общества и личности. Представлены уровни экономических отношений и процессов, возникающих в сфере образования.

Ключевые слова: образование, экономическая теория, экономика образования, человеческий капитал, модернизация, инновационная экономика, конкурентоспособность экономики.

DOI: 10.37930/1990-9780-2020-4-66-142-151 УДК 338.012

В современном мире возрастает роль образования в формировании конкурентоспособной экономики и высоконравственной, интеллектуально развитой личности. Образование и наука выступают «главными факторами общественного и экономического прогресса развитых стран, основным капиталом данных стран становится интеллект» [3, с. 81], человеческий капитал.

Результат социально-экономической модернизации современной экономики и общества в значительной степени связан с развитием образования. Проводимые реформы в данной сфере требуют значительных инвестиций.

От количества образованных людей зависят уровень экономического, политического, социально-культурного развития государства, общественная производительность труда, интеллектуальный потенциал страны, место, занимаемое государством в международных рейтингах и аналитических исследованиях. По мнению академика А. Г. Аганбегяна, «именно образование является наиболее революционной отраслью, определяющей будущее страны» [2, с. 16].

1 Расул Аликадиевич Амиров, доцент кафедры менеджмента Дагестанского государственного университета (367000, РФ, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Батырая, 4а), доцент кафедры экономики Дагестанского государственного университета народного хозяйства (367008, РФ, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Джамалутдина Атаева, 5) канд. экон. наук, доцент, e-mail: a.rasul05@yandex.ru.

Еще в конце XIX в. английский экономист, один из основоположников неоклассического направления в экономической науке, А. Маршалл отмечал: «...знание - это наш самый мощный двигатель производства. Оно позволяет подчинить себе природу и заставлять ее силы удовлетворять наши потребности» [28].

Научное решение ряда проблем в сфере образования обладает повышенной актуальностью как для экономической теории, так и для народнохозяйственной практики. Отметим, что проблемы в сфере образования изучаются экономической наукой сравнительно недавно, тем не менее ею внесен существенный вклад в их решение. Экономика образования - одно из самых молодых и быстро развивающихся направлений в экономической теории. Ее зарождение как науки относят ко второй половине XX в.

В 1950-е гг. П. Самуэльсон вводит понятие «общественного блага», под которым он понимает «благо, которое все потребляют сообща, вместе с тем, потребление такого блага каждым отдельным индивидом не приводит к сокращению такого потребления любым другим индивидом» [30, р. 387]. Развитие предложенной теории общественного блага продолжил Р. Масгрейв, который сформулировал концепцию «социально значимых (мериторных, заслуженных) благ» [29, р. 333]. Данные американские ученые-экономисты теоретически обосновали необходимость повышенного внимания государства к вопросам развития образования как одного из ключевых общественных благ.

В 1960-1970-е гг. исследователи все активнее начинают рассматривать влияние образования на темпы экономического роста страны. Так, видный экономист-теоретик XX в. Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений». Он же отметил, что «в наше время людей разделяет образование» [25].

Позднее образование предстает как инвестиционная сфера, отдачу от которой человек может получать на протяжении всей жизни; все активнее отмечается ее влияние на формирование общества знаний. Г. Беккер рассматривал сущность человеческого капитала на микроуровне [20], а лауреат Нобелевской премии, один из наиболее видных авторов теории «человеческого капитала», Т. Шульц считал, что «образование делает людей более производительными» [32, р. 43], а человеческий капитал - основа индустриальной и постиндустриальной экономик [31].

По мнению лауреата Нобелевской премии С. Кузнеца, «ключевым фактором, определяющим успешное применение накопленного опыта передовых стран, является достаточность стартового человеческого капитала» [26].

Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в. П. Друкер говорил: «... мы сейчас живем в обществе знаний» [22], ключевую роль в его развитии «будет играть университет, который станет основой научного производства» [23]. Автор теории постиндустриального общества Д. Белл уверен, что от количества исследований и внедренных инноваций зависит развитие постиндустриальных государств, а университет и научные кадры - движущие силы общества знаний [21]. По мнению японского экономиста Т. Сакайя, «. мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [13]. Российские экономисты В. Л. Квинт и В. В. Окрепилов полагают, что в современном мире вложения в человека становятся самыми эффективными инвестициями, а образование и наука - ключевые факторы, определяющие темпы и качество экономического роста [10, с. 11].

А. Мэддисон вывел следующую зависимость: «увеличение ассигнований на образование на 1 % ведет к увеличению ВВП страны на 0,35 %» [27]. В 2004 г. ОЭСР

отметила, что увеличение срока обучения населения страны на один год приводит к повышению ВВП на 3...6 %.

Вопросы воздействия образования на экономический рост и производительность труда исследовались также и отечественными учеными. Большой вклад в изучение экономики образования в стране внес советский экономист и статистик, один из авторов планов индустриализации СССР, академик С. Г. Струмилин. Он был одним из первых исследователей экономической эффективности образования в СССР. С. Г. Струми-линым впервые в стране «была произведена денежная оценка эффекта каждой из ступеней образования, осуществлен расчет рентабельности образования. Согласно его выводам, каждая последующая ступень обучения (начальное образование за четыре года, школа-семилетка, школа-девятилетка, высшая школа) существенно повышала производительность рабочего и его заработки. Например, высшая школа способствовала повышению уровня выработки и заработка рабочего на 320 % по сравнению с вовсе не обученным рабочим первого разряда (начальное образование за четыре года -на 79 %)» [14, с. 266; 15, с. 15].

Один из основоположников советской экономики образования В. А. Жамин в 1969 г. писал, что «народное образование непосредственно влияет на создание и использование национального дохода, причем доля прироста национального дохода, связанная с повышением квалификации, обеспечиваемым общим и специальным образованием, составляет 30,3 %» [9, с. 313]. По мнению В. П. Щетинина: «...в странах с наиболее развитой экономикой в среднем 60 % прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества» [18].

Опыт показывает, что наибольшего экономического благополучия достигают страны с эффективными стратегиями развития образования, которому принадлежит ключевая роль в воспроизводстве и развитии человеческого капитала, в решении стратегических задач социально-экономической модернизации страны. Стратегической целью политики государства в сфере образования является повышение доступности качественного образования всех видов и уровней [16, с. 120], отвечающего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества в целом и каждого гражданина [4, с. 106]. В условиях глобализации и становлении «экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования» [17, с. 114].

В последние годы в России «предпринимаются попытки перехода к инновационной экономике, формированию экономики знаний, экономики основанной на создании и генерировании инноваций, новейших достижений науки и техники, развитии наукоемких производств. Экономика, являясь инновационной, является и интеллектуальной, поскольку инновация - это конечный результат умственной деятельности человека, его творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации» [3, с. 81]. Еще в первой половине ХХ в. И. Шумпетер заявлял, что инновация представляет собой «шторм творческого разрушения» [33], приводящий к кардинальной перестройке сформировавшихся социальных отношений между работниками, компаниями и капиталом.

В четвертом издании Руководства Осло (2018 г.) инновации определены как «новые или улучшенные продукты, или процессы (или их комбинации), имеющие существенное отличие от ранее производимых единицей продуктов или используемых ею бизнес-процессов, предлагаемые потенциальным пользователям (продукты) или применяемые самой единицей (процессы)»2. В Руководстве Фраскати инновация закрепле-

2 OECD, Eurostat. Oslo Manual 2018, Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation. Paris: OECD. 2018.

на как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам»3.

В учебнике [19] подчеркивается, что важным свойством знаний является «невозможность их отчуждения от человеческой личности, а также существование в специфической форме накопления в самом человеке. По своей природе знания интернациональны, трансграничны. Они также обладают такими свойствами, как неисключаемость и неконкурентность в их потреблении, перспективность и вариативность их применения, многоаспектность эффекта их воздействия. Вышеперечисленные признаки придают образованию свойства общественного блага» [19].

Академик В. Л. Макаров отмечает, что «затраты на производство знаний складываются из следующих компонентов:

- физические единицы: количество страниц, статей, патентов, открытий, опытных образцов, новых изделий, инновационных фирм;

- доля инновационных фирм в общем количестве фирм или в объеме производства;

- затраты на НИОКР, высшее образование, программное обеспечение;

- затраты на публичные блага» [11, с. 8].

Авторы статьи [15, с. 6] относят образование и науку к обязательным элементам «государственного устройства. Неудовлетворительная работа этих звеньев ставит под сомнение функционирование государства, его экономику, национальную безопасность».

Выделяя ключевую роль человеческого капитала в современной экономике, академик Л. И. Абалкин писал: «Если взять сегодняшнюю мировую практику ранжирования стран по уровням развития, то они выстраиваются по порядку от уровня состояния человеческого капитала. В это понятие обычно входят: объем ВВП в целом и на душу населения, продолжительность жизни населения, уровень образования, массовость этого процесса. Эти индексы в совокупности и образуют то, что в практике называют человеческим капиталом ... Поэтому в программах, которые разрабатываются в США, Японии, Германии, Китае, эти параметры становятся определяющими» [1, с. 5].

Академик А. Г. Аганбегян утверждает, что «как только удастся удвоить долю «экономики знаний» в нашем ВВП, можно будет говорить о переходе нашей страны от индустриального к постиндустриальному обществу, где сфера интеллектуальных услуг превзойдет удельный вес промышленности в создании ВВП. К 2025 г. мы вплотную подойдем к этому рубежу, а перейдем к постиндустриальному развитию, видимо, в 2030 году» [2, с. 16]. Президент Вольного экономического общества России, основоположник теории ноономики [6, 7, 8] С. Д. Бодрунов отмечает, что «в США, например, в 2015 г. доля производительных сил пятого технологического уклада составляла 60 %, четвертого - 20 %, третьего - менее 15 %, второго - 1 %. Около 5 % приходится на шестой технологический уклад. Экономика России в технологическом отношении весьма многоукладна; при этом, по данным РАН, более 50 % технологий относятся к четвертому укладу, а 33 % - к третьему. Доля технологий пятого уклада составляет около 10 %, технологии шестого уклада находятся пока в зачаточном состоянии» [6, с. 85].

Неоиндустриальное развитие экономики, охватившее в XXI в. развивающиеся и развитые страны [34], предъявляет новые требования к системе образования. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что «только диверсифицированная струк-

3 Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) - Electronic text data. Mode of access: http://www.oecd.org/home/0,2987,en_ 2649_201185_1 _1_1_1_1,00.html. Title from screen.

турная, институциональная и содержательная модернизация системы образования и науки может дать системный эффект инновационного развития страны. Огромное значение необходимо уделять качественному образованию, подготовке высококвалифицированных кадров, перспективным научным исследованиям, производству и внедрению наукоемкой продукции и высоких технологий» [3, с. 82].

Долгое время проблемы образования в России являлись предметом изучения только педагогической науки. В 1990-е гг. в нашей стране образование признается отраслью народного хозяйства. Формируется новая область отраслевой экономики -«экономика образования», в рамках которой все активнее начинают исследоваться вопросы ресурсного обеспечения системы образования, особенности развития отрасли в рыночных условиях, возможность привлечения частных средств в развитие отрасли, взаимосвязь с рынком труда и т. д.

Экономика образования сформировалась гораздо позже других отраслевых экономик (экономики промышленности, АПК, транспорта и др.). В отличие от других наук, «изучающих вопросы образования (педагогика, психология, философия, социология и др.), экономика образования рассматривает ее как отрасль хозяйства, имеющую надо-траслевое значение. В силу уникальной специфики экономика образования отнесена к специальным прикладным наукам, таким как статистика, бухгалтерский учет, экономика труда и другим, изучающим межотраслевые экономические проблемы» [12, с. 164].

Экономику образования можно определить как прикладную науку, изучающую отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в отрасли - образовательных услуг; выявляющую и анализирующую особенности действия экономических законов и категорий в образовании, суть происходящих в ней процессов и явлений; исследующую и раскрывающую их движущие производительные силы, влияющие на экономическое развитие, благосостояние

Уровни экономических отношений и процессов, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования

общества и личности. На рисунке представлены уровни экономических отношений и процессов, возникающих в сфере образования.

В последние годы все активнее осуществляется научное и методологическое осмысление экономики образования, отражение ее роли и значимости в системе научного знания.

Основной экономической функцией сферы образования является воспроизводство человеческого капитала, высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики.

Образовательная деятельность направлена не только на передачу, распространение и усвоение сформировавшихся знаний, но и на генерирование новых знаний.

Образование как таковое «приобретается как услуга, но прежде в него нужно вложить капитал, и капитал значительный. Государство и общество, игнорирующие данную экономическую детерминанту, рискуют остаться на обочине прогресса, на периферии процесса глобализации. Образование становится стратегическим ресурсом развития и конкурентоспособности нации» [5, с. 201].

Таким образом, образование и наука выступают «системообразующими факторами стратегии развития государства, основой национальной безопасности страны, определяют конкурентоспособность национальной экономики. Способность генерировать новые знания и трансформировать их в инновационный продукт превращается в основную детерминанту экономического роста» [3, с. 82], так как в поступательном конкурентоспособном развитии страны ключевая роль отводится научно-техническому и технологическому прогрессу и интеллектуализации основных факторов производства.

Список литературы

1. Абалкин, Л. И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России / Л. И. Абалкин // Экономист. - 1999. - № 8. - С. 5-6.

2. Аганбегян, А. Г. Какой комплексный план до 2025 года нужен России? / А. Г. Аганбегян // Экономическая политика. - 2017. - № 4. - С. 8-29.

3. Амиров, Р. А. Роль образования и науки в современном мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2015. - № 3. - С. 81-83.

4. Амиров, Р. А. Стратегия развития высшего образования в России / Р. А. Амиров // Вестник НГИЭИ. - 2019. - № 8 (99). - С. 105-117.

5. Балакина, А. П. Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных научно-образовательных систем / А. П. Балакина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2012. - № 1 (20). - С. 200-204.

6. Бодрунов, С. Д. Ноономика / С. Д. Бодрунов. - М.: Культурная революция, 2018. - 432 с.

7. Бодрунов, С. Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития / С. Д. Бодрунов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. -Т. 20, № 1. - С. 5-12.

8. Бодрунов, С. Д. Общая теория ноономики: учебник / С. Д. Бодрунов. - М.: Культурная революция, 2019. - 504 с.

9. Жамин, В. А. Экономика образования (вопросы теории и практики) / В. А. Жамин. -М.: Просвещение, 1969. - 335 с.

10. Квинт, В. Л. Роль качества в зарождении и развитии глобального формирующегося рынка / В. Л. Квинт, В. В. Окрепилов // Экономика и управление. - 2011. - № 5. - С. 3-21.

11. Макаров, В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Россия и современный мир. -2004. - № 1. - С. 5-24.

12. Поздняк, С. Н. Экономика образования: основные понятия и опыт системного анализа / С. Н. Поздняк, В. И. Столяров // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 4. - С. 160-167.

13. Сакайя, Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего / Т. Сакайя // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 640 с.

14. Струмилин, С. Г. Избранные произведения. - Т. 5 / С. Г. Струмилин. - М.: Изд-во АН СССР; Наука, 1964.

15. Тюпаева, А. И. Роль высшего образования в национальной экономике / А. И. Тюпаева, В. А. Бескровная // Экономика образования. - 2012. - № 5. - С. 5-22.

16. Шамин, А. Е. Особенности предоставления образования в региональных вузах / А. Е. Шамин, Ж. В. Касимова // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 10 (89). - С. 119-134.

17. Шамин, А. Е. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики / А. Е. Шамин, А. Н. Смирнов, Ж. В. Касимова, М. Н. Кирилов // Вестник НГИЭИ. -2018. - № 8 (87). - С. 114-129.

18. Щетинин, В. П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В. П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 12. - С. 42-49.

19. Экономика и управление социальной сферой: учебник / под ред. Е. Н. Жильцова, Е. В. Егорова. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 496 с.

20. Becker, G. S. Human capital / G. S. Becker. - 3rd ed. - Chicago: University of Chicago press, 1993.

21. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society / D. Bell // A Venture in Social Forecasting. -N.Y.: Basic Books, 1973.

22. Drucker, P. Post-Capitalist Society / P. Drucker. - Butteworth Heinemann. - Oxford, 1993.

23. Drucker, P. F. The age of discontinuity: guidelines to our changing society / P. F. Drucker. - L.: Heinemann, 1969.

24. Galbraith, J. K. Economics and the Public Purpose / J. K. Galbraith. - Boston: Houghton Mifflin, 1973.

25. Galbraith, J. K. The New Industrial State / J. K. Galbraith. - Boston: Houghton Mifflin, 1967.

26. Kuznets, S. Economic Growth of Nations: Total Output and Production Structure / S. Kuznets. - Harvard University Press, Cambridge, 1971.

27. Maddison, A. Dynamic forces of capitalist development: A long-run comparative view / A. Maddison. - Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 1991. - XVI. - 333 p.

28. Marshall, A. Principles of Economics / A. Marshall. - London: Macmillan, 1890.

29. Musgrave, R. A. A Multiple Theory of Budget Determination / R. A. Musgrave // Finanz Archiv. - 1957. - Vol. 17, № 3. - P. 333-343.

30. Samuelson, P. A. The Pure Theory of Public Expenditure / P. A. Samuelson // Review of Economics and Statistics. - 1954. - V. 36, № 4. - Р. 387-389.

31. Schultz, T. Investment in human capital: the role of education and of research / T. Schultz. -New York: Free Press, 1971.

32. Schultz, T. W. Investing in People / T. W. Schultz. - London: University of California Press,

1981.

33. Schumpeter, J. A. Capitalism, Socialism, and Democracy / J. A. Schumpeter. - New York: Harper Perennial, 1942.

34. Szirmai, A. Pathways to Industrialization in the Twenty-First Century: New Challenges and Emerging Paradigms / A. Szirmai, W. Naude, L. Alcorta. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - 443 p.

References

1. Abalkin L. I. Ispol'zovat' intellektual'nyj i jekonomicheskij potencial dlja budushhego Ros-sii [Use the intellectual and economic potential for the future of Russia]. Ekonomist [Economist], 1999, no. 8, pp. 3-9.

2. Aganbegian A. G. (2017). Kakoi kompleksnyi plan do 2025 goda nuzhen Rossii? [What kind of comprehensive plan up until 2025 does Russia need?]. Ekonomicheskaiapolitika [Economic Policy], 2017, no. 4, pp. 8-9.

3. Amirov R. A. Rol' obrazovanija i nauki v sovremennom mire [The role of education and science in the modern world]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investments], 2015, no. 3, pp. 81-83.

4. Amirov R. A. Strategija razvitija vysshego obrazovanija v Rossii [Development strategy for higher education in Russia]. VestnikNGIEI [Bulletin of NGIEI], 2019, no. 8 (99), pp. 105-117.

5. Balakina A. P. Povyshenie kachestva obrazovatel'nyh uslug i rost konkurentosposobnosti otechestvennyh nauchno-obrazovatel'nyh system [Increasing the quality of educational services and the growth of the competiteveness of national educationaland scientific systems]. Vestnik Volgo-gradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 1 (20), pp. 200-204.

6. Bodrunov S. D. Noonomika [Noomics]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya Publ, 2018. 432 p.

7. Bodrunov S. D. Noonomika: kontseptual'nye osnovy novoy paradigmy razvitiya [Noonomics: The conceptual basis of the new development paradigm]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomi-cheskogo universiteta [Journal of the Ural State University of Economics], 2019, vol. 20, no. 1, pp. 5-12.

8. Bodrunov S. D. Obshchaya teoriya noonomiki [General theory of noomics]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya Publ, 2019. 504 p.

9. Zhamin V. A. Ekonomika obrazovaniya (voprosy teorii i praktiki) [Economics of education (the issues of theory and practice)]. Moscow, Prosveshenie Publ, 1969. 335 p.

10. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Rol' kachestva v zarozhdenii i razvitii global'nogo formiru-jushhegosja rynka [The role of quality in the birth and development of global emerging market]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2011, no. 5, pp. 3-21.

11. Makarov V. L. Ekonomika znanij: uroki dlja Rossii [Economics of knowledge: lessons for Russia]. Rossija i sovremennyj mir [Russia and the modern world], 2004, no. 1, pp. 5-24.

12. Pozdnyak S. N., Stolyarov V. I. Ekonomika obrazovanija: osnovnye ponjatija i opyt sistem-nogo analiza [Economics of education: basic concepts and experience of sistem analysis]. Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2016, no. 4, pp. 160-167.

13. Sakaiya T. Stoimost', sozdavaemaja znanijami, ili Istorija budushhego [The Knowledge-Value Revolution, Or, a History of the Future]. In: Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya [A new post-industrial wave in the West. Anthology] / Pod redakciej V. L. Inozemceva [Edited by V. L. Inozemtsev]. Moscow, Academia Publ, 1999. 640 p.

14. Strumilin S. G. Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. Moscow: Nauka Publ., 1964. Vol. 3.

15. Tyupaeva A. I., Beskrovnaya V. A. Rol' vysshego obrazovanija v nacional'noj ekonomike [A role of higher education in national economy]. Ekonomika obrazovanija [Economics of education], 2012, no. 5, pp. 5-22.

16. Shamin A. E., Kasimova Zh. V. Osobennosti predostavlenija obrazovanija v regional'nyh vuzah [Features of providing education in regional universities]. VestnikNGIEI [Bulletin of NGIEI], 2018, no. 10 (89), рр. 119-134.

17. Shamin A. E., Smirnov A. N., Kasimova Zh. V., Kirilov M. N. Rol' vuza, subjekta Rossijskoj Federacii, v razvitii regional'noj jekonomiki [The role of the university, the subject of the Russian Federation, in development of regional economy]. Vestnik NGIEI [Bulletin of NGIEI], 2018, no. 8 (87), рр. 114-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Schetinin V. P. (2001). Chelovecheskiy kapital i neodnoznachnost ego traktovki [Human capital and ambiguity of its interpretation]. Mirovaja ekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [World Economy and International Relations], 2001, no. 12, pp. 42-49.

19. Ekonomika i upravlenie social'noj sferoj [Economics and Social Management] / Pod red. E. N. Zhiltsova, E. V. Egorova. Moscow, Dashkov i Ko, 2015. 496 p.

20. Becker G. S. Human capital. 3rd ed. Chicago: University of Chicago press, 1993.

21. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, 1973.

22. Drucker P. Post-Capitalist Society. Butteworth Heinemann. Oxford. 1993.

23. Drucker P. F. The age of discontinuity: guidelines to our changing society. L.: Heinemann. 1969.

24. Galbraith J. K. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin, 1973.

25. Galbraith J. K. The New Industrial State. Boston: Houghton Mifflin, 1967.

26. Kuznets S. Economic Growth of Nations: Total Output and Production Structure, Harvard University Press, Cambridge, 1971.

27. Maddison A. Dynamic forces of capitalist development: A long-run comparative view. -Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 1991. - XVI. - 333 p.

28. Marshall A. Principles of Economics. London: Macmillan. 1890.

29. Musgrave R. A. A Multiple Theory of Budget Determination // Finanz Archiv. 1957. - vol. 17. - № 3. - P. 333-343.

30. Samuelson P. A. The Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics, 1954. - vol. 36. - № 4. - р. 387-389.

31. Schultz T. Investment in human capital: the role of education and of research, New York: Free Press, 1971.

32. Schultz T. W. Investing in People. London: University of California Press, 1981.

33. Schumpeter J. A. Capitalism, Socialism, and Democracy. New York: Harper Perennial.

1942.

34. Szirmai A., Naude W., Alcorta L. Pathways to Industrialization in the Twenty-First Century: New Challenges and Emerging Paradigms. Oxford, Oxford University Press. 2013. - 443 p.

R. A. Amirov4.- Education in the economy and education economics. The article defines the role and importance of education in the economic development of modern states. The article presents and

4 RasulA. Amirov, Associate Professor, Department of Management of Dagestan State University (4a Batyraya St., Makhachkala, Republic of Dagestan 367000, Russia), Associate Professor, Department of Economics of Dagestan State Institute of National Economy (5 Dzhamalutdina Ataeva St., Makhachkala, Republic of Dagestan 367008, Russia), Ph.D. in Economics, Associate Professor, e-mail: a.rasul05@ yandex.ru.

analyzes the theoretical approaches of prominent foreign and domestic scientists and economists in determining the value of knowledge and education. The aim of the article is to develop the theoretical foundations of one of the youngest and fastest growing areas in economic theory - the economics of education. The author's interpretation is given, the economics of education is defined as an applied science that studies the relations associated with the production, distribution, exchange and consumption of goods created in the industry - educational services, identifies and analyzes the features of the action of economic laws and categories in education, the essence of the processes occurring in it and phenomena, exploring and revealing their driving productive forces that affect economic development, the welfare of society and the individual. The levels of economic relations and processes arising in the field of education are determined.

Keywords: education, economic theory, economics of education, human capital, modernization, innovative economy, competitiveness of the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.