Научная статья на тему '«Образование в духе мира» в США и Германии: концептуальные основы и основные направления развития'

«Образование в духе мира» в США и Германии: концептуальные основы и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХЕ МИРА / ПЕДАГОГИКА МИРА / ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МИРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ / EDUCATION IN THE SPIRIT OF THE WORLD / PEDAGOGY OF THE WORLD / WORLD PROBLEMS RESEARCH / INTERNATIONAL EDUCATION / EDUCATION IN THE SPIRIT OF HUMAN RIGHTS OBSERVATION / DEVELOPING EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / EDUCATION ON CONFLICTS SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Д. В.

Автор данной статьи рассматривает понятие «образование в духе мира», сложившееся в настоящее время в США и Германии, его основные направления: международное образование, образование в духе соблюдения прав человека, развивающее образование, экологическое образование, образование по урегулированию конфликтов, исследует их теоретические и практические составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in the spirit of the world in the USA and Germany: conceptual bases and basic direction s of development

The author of this article considers the notion education in the spirit of the world formed at present in the USA and Germany, its basic directions: international education, education in the spirit of human rights observation, developing education, ecological education, education on conflicts settlement, researches into the theoretical and practical constituents.

Текст научной работы на тему ««Образование в духе мира» в США и Германии: концептуальные основы и основные направления развития»

Поступила в редакцию 20.02.2008 г.

Bessarabova I.S. Multicultural teacher training in the USA. The article shows different approaches of the modem American scientists to the decision of the problem of the multicultural teacher training in the USA. The author of the

article has systematized the leading conceptions of the American scientists on this issue. Characteristics of the notion «multicultural teacher training» are defined.

Key words: multicultural and mono-cultural teacher training, ethnic-cultural knowledge and skills, culturally competent teacher.

«ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХЕ МИРА» В США И ГЕРМАНИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Д.В. Суворова

Автор данной статьи рассматривает понятие «образование в духе мира», сложившееся в настоящее время в США и Германии, его основные направления: международное образование, образование в духе соблюдения прав человека, развивающее образование, экологическое образование, образование по урегулированию конфликтов, исследует их теоретические и практические составляющие.

Ключевые слова: образование в духе мира, педагогика мира, исследование проблем мира, международное образование, образование в духе соблюдения прав человека, развивающее образование, экологическое образование, образование по урегулированию конфликтов.

В настоящее время в США и Германии достаточно быстро развивается образование в духе мира. Оно представлено как широкой практикой, так и многочисленными теоретическими исследованиями. Изучением проблем мира и «мирного воспитания» занимаются многочисленные научно-исследовательские институты и фонды.

В связи с этим большой проблемой становится само понимание категории «образование в духе мира», т. к. оно встречается во многих дисциплинах, в разных предметных областях, в разных средах обучения. Оно также вбирает в себя широкий спектр социально-политических проблем, что объясняется различием профессиональной специализации деятелей образования в духе мира, наличием смежных областей в гуманитарных науках, исследующих эти проблемы, различием в подходах к его пониманию в работе институциональных структур, профессиональных ассоциаций и учреждений образования, которые занимаются вопросами образования в духе мира.

Разнообразие значений понятия образования в духе мира объясняется в значительной степени противоречиями в трактовке самого слова «мир». Например, оно не очень понятно для тех общественных активистов, которые полагают, что концепция мира нацелена на создание спокойного, мирного

пространства, а не выступает как протест против социального неравенства. Оно также имеет разные значения в разных социальных сферах. Так, в международной области - это мирные соглашения, перемирия или баланс сил. Межкультурный мир - совместное существование различных вероисповеданий, поликультурная коммуникация и т. д. Поскольку слово «мир» часто рассматривается в религиозных учениях и у него есть много духовных коннотаций, то это делает его противоречивым для некоторых ученых.

Еще больше противоречий вызывает то, что современные мирные движения чрезвычайно разнообразны: от феминисток, борющихся с сексуальными домогательствами, и защитников окружающей среды, обеспокоенных глобальным потеплением, до антипассатов, протестующих против нового мирового порядка.

Мир внутри гражданского общества зависит от многих факторов: полной занятости населения, жилищных условий, возможности получения своевременной квалифицированной медицинской помощи, от доступности и качества образования, от законности юридических процедур, отсутствия коррупции - и это тоже отражается в трактовке содержания данного понятия.

Важным аспектом теории образования в духе мира является изучение роли конфлик-

тов в нашей жизни. Они существуют на личностных и социальных уровнях. Некоторые ученые отмечают, что конфликт - необходимый атрибут социальных перемен. Они полагают, что конфликты свойственны природе и структуре общественного устройства. Исследователи мира выделяют достоинства и недостатки конфликта. Конфликт, разрешенный ненасильственным путем (марш М. Ганди в Индии 1948 г.), может стать источником успешного социального развития и позитивных перемен, и наоборот, недостаток внимания к конфликту (1994 г., Руанда) может привести к ужасным последствиям.

Популярное психологическое движение «Новый век», в основу которого были положены работы К. Роджерса, подтолкнуло людей исследовать укоренившиеся психические явления, вызывающие грубое поведение. Это движение оказало влияние на педагогов, действия которых нацелены на излечение людей, на искоренение в их психике очагов ярости и агрессии. Учителя, применяя методы образования в духе мира при работе с агрессивно настроенными детьми, помогают вывести их из стрессовой ситуации, причиной которой является пережитое ими насилие. А это позволяет детям сосредоточиться непосредственно на учебном процессе.

Понимание сущности образования в духе мира может принимать разные формы в зависимости от взглядов исследователей на типы насилия в различных социальных контекстах.

Отдельным ученым не нравится сам термин «образование в духе мира», т. к. они соотносят данное определение с уменьшением угрозы войны и не рассматривают его в аспекте межличностных и международных конфликтов.

Педагогика мира нередко ориентируется на трактовку мира, предложенную Йоханом Галтунгом, согласно которой мир - не состояние, а процесс, направленный на уничтожение насилия и на установление правовых отношений.

Большой интерес для науки представляет классификация типов образования в духе мира, разработанная ведущим американским исследователем мира И. Харрисом. Харрис отмечает, что цель и суть образования в духе мира заложена в стремлении донести до сознания людей мысль о том, что разрешение

конфликтов при помощи насилия ведет к социальной нестабильности и повышает угрозу возникновения войны. Он подчеркивает важную миссию образования в духе мира: распространение знаний о других культурах и этносах, экологических и глобальных перспективах цивилизации; исследование причин неравенства и несправедливости в современном обществе, открытое обсуждение предрассудков, существующих в обществе; критическая оценка исторического и современного развития отдельных народов; разностороннее рассмотрение привычных процессов и явлений; активное внедрение этики ненасилия, идеалов равенства и справедливости и т. д. [1].

В работе «Теории образования в духе мира» И. Харрис прослеживает эволюцию образования в духе мира: от зарождения международных концепций, рассматривающих проблему военной угрозы, до современных теорий по предотвращению угрозы насилия, направленного против личности или окружающей среды [2].

Таким образом, «образование в духе мира» - это широкое понятие, вбирающее различные концепции теоретического поиска и практического педагогическое действия, в основе которых лежит главная и основная ценность - сохранение мира. В числе их главных аспектов принято считать: преподавание основ мира (его природы, способов установления, причин разрушения); философию мира (ненасилия); изучение окружающей среды с точки зрения экологической безопасности; рассмотрение важных международных проблем. Образование в духе мира занимается вопросами, касающимися прав человека. Оно также рассматривает вопросы личной безопасности, разоружения, обучения урегулированию (предотвращению) конфликтов, критического понимания воздействия СМИ; межэтнического образования, направленного на решение межэтнических конфликтов мирным путем; включает в себя изучение общества и истории, отношений и форм мирного поведения, уважение к жизни, к людям и их достоинству; отклонение насилия во всех его формах; учит людей руководствоваться принципам свободы, правосудия, солидарности, терпимости и понимания среди народов и между группами и индивидуумами. Оно нацелено на изучение и пони-

мание компетенций мирного существования, отношений и ценностей социальной стабильности или таких личностных качеств, как социальный оптимизм, саморегуляция, умение приносить пользу обществу.

Перечисленные причины, а также особое стечение исторических обстоятельств привели к появлению различных трактовок категории «мир» и, соответственно, разных интерпретаций категории «образование в духе мира» множества подходов в осмыслении его сути, каждый из которых рассматривает проблемы насилия со своей позиции и предлагает различные мирные стратегии. В начале XXI в. противоречия, связанные с расширением общего пространства конфликтов от социальных до экономических и угроз от военных до экологических, а также различия в интерпретациях понятий «мир» и «образование в духе мира» стали предпосылками возникновения пяти независимых видов образования в духе мира: международного образования, образования по соблюдению прав человека, развивающего образования, экологического образования, образования по урегулированию конфликтов. Рассмотрим их подробнее.

Международное образование. Этот тип образования в духе мира так же известен как способ изучения мирового порядка. Оно призвано способствовать международному взаимопониманию, укреплению мира во всем мире и деятельности по борьбе с колониализмом и неоколониализмом во всех их формах и проявлениях, и борьбе против всех форм и разновидностей расизма, фашизма и апартеида, а также других идеологий, которые порождают национальную и расовую ненависть.

Его возникновение восходит к началу XX в., когда страх перед угрозой войны привел к становлению и развитию образования в духе мира. Именно тогда Школьная лига мира в США, имевшая к 1912 г. отделения практически во всех штатах, поставила задачу: «привлечь при помощи школы... интерес к международной справедливости и братству» [3].

В период между двумя мировыми войнами учителя, преподававшие общественные науки, ввели изучение международных отношений, чтобы у учеников не возникло желание начать войну против другого государ-

ства. В основе этого типа образования в духе мира лежала идея Коменского, который считал, что дорога к миру проходит через универсальные знания. Поэтому необходимо преподавание других культур для развития качеств терпимости, результатом чего станет мирное поведение. Многие педагоги этого периода считали, что именно в школах, выдавая национализм за истину, молодежь подстрекали к началу войны. Педагоги, проповедовавшие идеи мира, подтолкнули государственные власти к проведению прогрессивных реформ в образовании, введению занятий в духе мира в школу. После Второй мировой войны резко возрастает интерес к образованию в духе мира. В течение 60-70-х гг. XX в., под воздействием войны во Вьетнаме, в некоторых колледжах США создаются программы по изучению мира, а в 80-х гг., из-за угрозы ядерной войны ученые предлагают программы, нацеленные на предупреждение надвигающейся опасности. В колледжах и университетах стали вводиться курсы, посвященные исследованиям проблем мира (Peace Research).

В конце второго тысячелетия обострились этнические столкновения в ряде стран, борющихся за контроль над спорными областями, что ведет к значительному числу смертей. В этих конфликтах права человека переплетены с политикой государств, основанной на достижении своих целей силовыми методами. Последние годы поставили целый ряд новых вопросов: должны ли использовать политики вооруженные силы для подавления террористов, защищающих права меньшинств? Как достичь многосторонних мирных соглашений, чтобы избежать вооруженных столкновений, например, гражданских войн в Колумбии, и разрешить требования противоборствующих сторон?

Педагоги, выступающие за глобальный мир, объясняют, как государства обеспечивают защиту своих граждан, помогают понять учащимся позитивные и негативные аспекты глобализации, приводящей к уменьшению власти национальных правительств. Понимая, что глобализация - необратимый процесс, сторонники мира стараются сплотить разные силы для сохранения мира. Некоторые исследователи предлагают и стремятся создать всемирное федеративное государство с общими для всех законами и суда-

ми, которое сможет решать межнациональные конфликты. Ряд исследователей анализирует роль международных организаций в обеспечении мира на планете, оптимальные пути их деятельности. Этот подход к сохранению мира поддерживается ООН, которая, в свою очередь, при помощи правовых актов помогает внедрить образование в духе мира.

Особенно большую роль в этом процессе играет ЮНЕСКО. Например, в 1975 г. целями всемирной образовательной политики, согласно решениям этой организации, являлись: международная направленность всех уровней образования; понимание и уважение людей, их культур, ценностей, образа жизни; возможность межкультурной коммуникации, критического понимания проблем на национальном и международном уровне; недопустимость использования войны в целях экспансии, агрессии и господства, силы и насилия. Учителя, следующие рекомендациям ЮНЕСКО, стараются познакомить с международной политикой, причинами возникновения войн, привить своим ученикам идеи всеобщего равенства и знание проблем окружающего мира. На своих уроках по образованию в духе мира преподаватели дают оценку использованию силовых подходов при решении конфликтов. При этом педагоги мира учат детей разрешать конфликты при помощи международного права и организаций, таких как ООН, которые могут предотвращать международные столкновения.

Образование в духе соблюдения прав человека. Педагоги за мир, реализующие идеологию образования в духе мира в данном аспекте, руководствуются Всеобщей декларацией прав человека, которая провозглашает ряд ценностей, способствующих достижению экономической, общественной и политической справедливости. Цель - примирение противников, воззвание к врожденной гуманности, свойственной всем людям, уважение к людям, принадлежащим к другой социальной группе. Это направление в исследованиях образования в духе мира в некоторой степени опирается также на идеи И. Канта, сформулированные в труде «К вечному миру», где он с правовых позиций рассматривает способы сдерживания насилия: конструктивное законодательство, регулируемое судами, процессами и тюрьмами.

Этот подход к поддержанию мира известен как «мир посредством справедливости» и основывается на представлении о разумности людей, способных принимать справедливые законы. Люди, преследуемые их правительствами за политические взгляды, могут рассчитывать на поддержку международных судов. В XX в. был основан ряд международных организаций, например, Международный уголовный суд, который рассматривает общественные, домашние, культурные, этнические формы насилия. Организации по правам человека защищают от дискриминации по половому признаку, недееспособности и т. д.

Образование в духе прав человека, в широком смысле, рассматривает способы соблюдения человеческого достоинства всех людей. Оно направлено на уменьшение негативного влияния социальных стереотипов и враждебности внутри групп. Данный подход к образованию в духе мира стремится преодолеть тенденцию вешать на людей «ярлыки врагов», противостоять им или игнорировать их только из-за того, что они относятся к другой группе. В этой ситуации педагоги стараются заменить образ врага пониманием нецелесообразности сохранения преемственной ненависти, указать на наносимый противоборствующими сторонами ущерб, предложить способы вывода из кризиса. Они стараются уменьшить взаимную ненависть, устраивая встречи конфликтующих сторон, в надежде, что за столом переговоров они придут к общему пониманию. Педагоги, знакомящие учеников с борьбой за соблюдение прав человека в отдаленных уголках Земли, обращают внимание учащихся и на соблюдение прав национальных меньшинств в их же собственной школе.

Экологическое образование (охрана окружающей среды). Исследователи проблем мира, обеспокоенные угрозой войны, прежде уделяли мало внимания экологической проблематике. Глобальное потепление, исчезновение редких видов животных и птиц, неблагоприятные эффекты загрязнения окружающей среды - все эти явления заставляют ученых задуматься о том, что недостаточно только говорить о безопасности страны, о военной угрозе, необходимо поддерживать идеи мира, основанного на экологической безопасности.

Многие вопросы требуют экологически рациональных решений. С. Эбим рассматривает современные социальные изменения государств как процесс, где политика и практика государств должны быть ориентированы на обеспечение условий для выживания человеческой цивилизации в условиях нарастания глобальных угроз. В этом контексте социальные изменения не должны происходить за счет сокращения необходимых обществу природных ресурсов [4]. К.А. Бауэрс критикует западные понятия прогресса, основанные на представлениях о неисчерпаемости природных ресурсов, которыми люди могут пользоваться, не задумываясь о последствиях [5].

Педагоги, обеспокоенные разрушением естественных экологических систем, призывают людей вместо антропоцентрической культуры, с автономным индивидуум в центре Вселенной перейти к жизни в гармонии с природой. Сторонники этого направления образования делают акцент на экологически-безопасную деятельность людей, а не на неограниченное потребление природных ресурсов, они настаивают на необходимости соглашений, защищающих сохранность природных ресурсов, таких как Киотское соглашение, Морской нормоустановительный договор. Они говорят о взаимосвязи человека и природных систем, вносят вклад в понимание перспектив мировой экологии, в разработку практики сохранения природных ресурсов, убеждают людей защищать природные ресурсы.

Цель данного направления образования -сделать людей экологически грамотными, научить их понимать окружающую среду, ее социальные и экологические проблемы, привить интерес к их решению. Детям прививается экологическая грамотность, преподаются знания об окружающей среде и технологиях ее охраны. Педагоги на примерах родного города или села показывают ученикам, как важно и как нужно сохранять окружающую среду.

Развивающее образование. Это направление образования во многом руководствуется идеями норвежского ученого Йохана Гал-тунга, который расширил область мирных исследований за рамки изучения межгосударственных отношений, приводящих к войне, перешел к изучению структурного наси-

лия, включающего нарушение прав человека и условий его развития внутри общества и государства. Он классифицировал мир как негативный - предотвращение войны или прекращение насилия, отсутствие прямого насилия, насилия над личностью - и позитивный мир, создающий условия, при которых ненасилие, экологическая стабильность и социальная справедливость устраняют возможность насилия [6].

Й. Галтунг подчеркивал, что структурное насилие, несправедливое распределение ресурсов могут стать причиной конфликтов. Для достижения позитивного мира необходимы два условия: разделение людьми общих взглядов на мир и существование социальных учреждений, занимающихся справедливым распределением денежных средств, мирным разрешением конфликтных ситуаций.

Важной стороной этого вида образования является включение как можно большего числа людей в практику преодоления насилия. Полагая односторонними и не всегда успешными продвижения стратегии развития общества сверху, элитой, считающей простых людей невежественными, педагоги образования в духе мира предлагают вовлекать людей с низким достатком в планирование схем развития, наблюдение и контроль за работой этих программ. Педагоги хотят, чтобы распределяемые средства не были монополизированы элитой.

Педагоги за мир, основываясь на концепции социальной справедливости, ставят под сомнение главенство западных моделей и образцов развития. Они осуждают современную капиталистическую экономику, в которой капитал распределяется преимущественно между элитой, и считают, что достижение мира возможно лишь при условии вовлечения людей в движения, ведущие борьбу за права человека и защищающие окружающую среду.

В рамках этого образования педагоги знакомят учащихся с различными аспектами структурного насилия и с деятельностью социальных учреждений, призванных к преодолению насилия. На уроках по образованию в духе мира учащиеся изучают положение бедных слоев населения, разрабатывают стратегии, нацеленные на решение проблем структурного насилия. Целью такого образо-

вания является строительство мирного общества при помощи заинтересованности всех граждан в равном распределении мировых ресурсов.

Образование по урегулированию конфликтов. В США и Германии в начале нового тысячелетия внедряется все больше школьных программ, направленных на урегулирование конфликтов, что позволяет развивать в учениках навыки, необходимые для выживания в современном обществе. Образование по урегулированию конфликтов помогает людям понять динамику развития конфликта и при помощи коммуникативных умений сохранять мирные отношения. В рамках этого направления изучается широкий спектр конфликтов, от международных до внутришкольных, которые удается разрешить спорящим сторонам при помощи третьей стороны.

Образование по урегулированию конфликта, прежде всего, направлено на преодоление насилия в школах. Программы по урегулированию конфликтов появились в школах США во время войны во Вьетнаме. Цель этого типа образования заключается в создании безопасной школы. Для того чтобы научить детей миротворчеству, надо создать такую обстановку, в которой участники спора не старались бы одержать верх над противником, а искали бы взаимоприемлемый компромисс. В школе нужно учить детей умению слушать, активно общаться, управлять гневом, принимать решения, вести переговоры, регулировать конфликты, решать социальные проблемы, ценить непохожесть, противостоять общественному давлению. Образование по урегулированию конфликтов направлено на развитие миротворческих навыков у учеников, которые они могут использовать при решении межличностных конфликтов, при этом необязательно, чтобы эти навыки были направлены на урегулирование общественных, культурных, экологических и насильственных конфликтов, происходящих вне школы.

Отчасти в основе данного направления к образованию в духе мира лежит работа Марии Монтессори «Образование для мира». М. Монтессори, видевшая взаимосвязь между образованием и сохранением мира, была уверена, что образование должно перестать постоянно ограничивать ребенка, должно освободить его дух, пробудить любовь к дру-

гим людям. Она подчеркивала, что школа для ребенка должна стать заботливой семьей, она настаивала на том, что педагогика может внести существенный вклад в создание и укрепление мира на всей Земле. Для этого следовало отойти от авторитарной педагогики, а существующий школьный учебный план заменить структурным учебным планом, из которого дети сами могли бы выбирать интересующие их предметы, т. к. дети, не выполнявшие автоматически указания авторитарного учителя, не будут следовать за деспотичным правителем, призывающим к войне.

Предотвращение насшия - еще одна разновидность образования в духе мира в рамках данного направления. Его цель заключается в том, чтобы объяснить молодежи, что гнев -нормальная человеческая реакция, которая может быть направлена в положительное русло. В широком смысле - это противостояние агрессивному, враждебному поведению. Педагоги обучают техникам управления гневом, которые непосредственно помогают ученикам не ввязываться в драки и мирно решать споры. Педагоги при помощи программ по предотвращению насилия учат детей, как нужно управлять яростью и вести себя, чтобы не стать ни жертвой, ни обидчиком.

Насилие, с которым многие дети ежедневно сталкиваются, становится причиной насильственного поведения детей. Образы насилия, присутствующие в средствах массовой информации, одновременно волнуют и интригуют детей, поэтому исследователи однозначно связывают агрессивное и жестокое поведение, рост насилия в школьной среде с насилием, транслируемым по телевидению. Педагоги разрабатывают технологии, помогающие преодолевать детское насилие во всех формах.

Исследования реализации программ данного направления образования в духе мира показали позитивное воздействие на климат внутри школы; повышение учебных достижений учеников; снижение уровня агрессивности, насилия, жестокого поведения, уменьшение пропуска занятий [7].

Вышеперечисленные направления образования в духе мира не являются взаимоисключаемыми. Фактически они дополняют друг друга. Например, учитель, обеспокоенный вырубкой леса на Амазонке, может рассказать своим ученикам о причинах, побуж-

дающих местное население вырубать деревья, о том, что только таким способом они могут заработать себе на жизнь и что для предотвращения бессмысленной вырубки лесов, жителям этой местности надо предложить другую работу. Педагоги всех направлений не только обосновывают различные стратегии, помогающие достижению мира, но и разрабатывают различные практические проекты, направленные на достижение демократии и мира в обществе, в школе, в классе. Они стремятся посредством образования развивать у людей мышление и поведение, нацеленное на мирное поведение, ключевыми аспектами которого являются доброта, критичность и самокритичность и взаимная поддержка.

Таким образом, категория образование в духе мира в США и Германии - это собирательное понятие для различных теорий и практических движений, объединенных главной и основной ценностью: сохранением мира. Это также комплексная программа, состоящая из ключевых направлений, не взаимоисключающих, а взаимодополняющих друг друга: положительного мира среди наций, групп и индивидуумов; ценностей социального правосудия; ненасилия и экономического благосостояния; экологического баланса; мирного урегулирования конфликтов.

1. Harris I.M. The goals of peace education // Peace Review. 1990. № 2 (2). P. 1-4.

2. Harris I. М., Morrison M.L. Peace Education. 2nd ed. Jefferson. NC, 2003. P. 65.

3. Scanlon D. The pioneers of international education: 1817-1914 // Teacher's College Record. 1959. №60 (4). P. 209-219.

4. Abeam S. Educational planning for an ecological future / B. Reardon & E. Nordland (Eds). Learning peace: the promise of ecological and cooperative education. Albany, N. Y., 1994. P. 121-148.

5. Bowers C. A. Education, cultural myths, and the ecological crisis. Albany, N. Y., 1993.

6. Galtung J. Probleme der Friedenserziehung. Zeitschrift fur Padagogik, 1973. P. 189.

7. Johnson D. & Johnson R. Conflict resolution and peer mediation programs in elementary and secondary schools: a review of the research // Review of Educational Research. 1996. № 66. P. 459-507.

Поступила в редакцию 25.08.2008 г.

Suvorova D.V. “Education in the spirit of the world” in the USA and Germany: conceptual bases and basic direction s of development. The author of this article considers the notion “education in the spirit of the world” formed at present in the USA and Germany, its basic directions: international education, education in the spirit of human rights observation, developing education, ecological education, education on conflicts settlement, researches into the theoretical and practical constituents.

Key words: education in the spirit of the world, pedagogy of the world, world problems research, international education, education in the spirit of human rights observation, developing education, ecological education, education on conflicts settlement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.