Научная статья на тему 'Образование стратегический экономический ресурс'

Образование стратегический экономический ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование стратегический экономический ресурс»

В.В. ПЧЁЛКИНА, С.Н. МИХАЙЛОВА

ОБРАЗОВАНИЕ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС

Как известно, осенью 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил приступить к осуществлению приоритетных национальных проектов: «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Эффективное сельское хозяйство».

Всем известно, что деятельность по выполнению положений национальных проектов не ограничится двумя-тремя годами. Она должна носить постоянный характер, в ее работу будет вовлечена большая армия высококвалифицированных работников. А подготовка таких работников возложена на систему образования. Поэтому перед всей системой образования стоит очень важная задача по улучшению качества образования. Необходимость повышения качества образования диктуется еще и тем, что образование является фактором экономического развития и основой благосостояния народа. Об этом ректор Чувашского государственного университета академик РАО Л.П. Кураков говорил еще в 1997 г. [2].

Устойчивый экономический рост невозможен без использования достижений науки и техники, высоких технологий и активизации инновационной деятельности, опирающейся на прочный фундамент знаний.

Реалии XXI в. - глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет - не только кардинально изменяют мир и условия жизнедеятельности человека, но и ставят перед ним глобальные задачи, которые еще более обостряют проблему повышения уровня знаний (образования). Современные технологии, в частности прогрессивные образовательные технологии, создают новые профессии, которые выдвигают принципиально иные требования к работнику. Это должен быть интеллектуал, обладающий высоким уровнем знаний и творческим потенциалом. Интеллект все больше становится конкурентным преимуществом и стратегическим ресурсом. Вот почему наше государство должно уделить первостепенное внимание инвестициям в людей, которые производят материальные блага и оказывают услуги. По этому поводу ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации В. Мау справедливо отмечает: «Чему наше государство должно уделить первостепенное внимание? Инвестициям в человеческий капитал и особенно развитию здравоохранения и образования. В современном мире эти отрасли играют роль, схожую со строительством железных дорог в индустриальном мире - примерно 100 лет назад. Это сектора, генерирующие огромный спрос на развитие других отраслей и услуг. Сегодня инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство ... Статус «державы» достигается не обилием ресурсов, а определенной политикой власти. Здесь нет предопределенности. Только эффективное управление природными богатствами обеспечивает развитие экономики страны» [3]. Ясно, что В. Мау говорит о необходимости подготовки квалифицированных кадров управленцев-менеджеров.

Таким образом, возникает качественно новая реальность - экономика, в которой главным производственным ресурсом становятся знания. А знания -это результат специального обучения, образования и воспитания. Именно знания и образование являются таким экономическим ресурсом, которые делают труд человека творческим, высокопроизводительным, способствующим повышению эффективности производства. Только имея в достаточном количестве специалистов своего дела, обладающих конкурентоспособностью, можно

наладить в стране выпуск конкурентоспособных товаров и оказывать услуги, выдерживающие конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому максимальное использование интеллектуального потенциала страны и повышение его творческой отдачи является важной задачей государства.

С учетом экономической ценности знаний (образования) на заседании государственного Совета Российской Федерации 24 марта 2006 г. был обсужден и одобрен «Доклад о развитии образования в Российской Федерации». В докладе говорится, что от конкурентоспособного образования мы должны перейти к конкурентоспособной России.

В целях реализации поставленных задач в области образования и воспитания в стране, безусловно, делается немало: реализуются мероприятия по модернизации образования; повышается ответственность государства в развитии отечественного образования; обеспечиваются условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; создана система адресной социальной поддержки в получении качественного образования для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот; учебный процесс оснащается современными техническими средствами и т.д.

В Чувашской Республике, например, для реализации национального проекта в сфере образования созданы необходимые организационно-правовые условия, современная учебно-материальная база школ, аккумулирован опыт инновационной деятельности образовательных учреждений. Как отметил Президент Н.В. Федоров в своем Послании «Думать по-новому, работать творчески», работу над национальным проектом «Образование» мы начали с разработки и реализации республиканской программы «Новая школа» в 1996 г., потому что очень хорошо осознавали: только создание школы XXI в. может стать главным катализатором долгосрочных системных преобразований и в экономике, и в обществе. Нам нужно не вообще образование, а доступность для всех качественного образования. За прошедшие годы в республике реструктурировано 207 школ, 178 базовых школ оснащены самым современным учебным оборудованием, они комплектуются высококвалифицированными кадрами. Более 9 тыс. детей подвозятся в школы специально закупленными 198 школьными автобусами. В настоящее время один современный компьютер приходится на 28 учащихся. А Россия по этому показателю отстает сегодня от Чувашии в 2 раза. В Чувашской Республике 85% школ имеют доступ к сети Интернет, в 54% средних школ есть свой сайт» [4].

Однако надо отметить, что мощное средство повышения конкурентоспособности - оснащение учебного процесса современными техническими средствами (компьютеризация и интернетизация образования) - пока работают в нашей стране недостаточно. В настоящее время к Интернету подключены более 95% американских школ, а в России - всего 3%. У нас новые технологии мало применяются из-за их крайней дороговизны. И здесь мы очень отстаем от Запада. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США, Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США, в 250 раз меньше, чем в Швеции. Если на массовое обучение населения пользованию Интернетом в 2000-2005 гг. Япония выделила более 90 млрд долл., то в России на интернетизацию образования за эти годы выделено всего 1 млрд долл. правительством и 1 млрд - бизнесом.

Специалисты подсчитали, что если двигаться такими темпами, то доступ в Интернет будут иметь в ближайшие годы не более 20% нашего населения, в то время как в западных странах - практически каждый. В связи с этим задачу превращения Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы может решить только государство.

Современная практика российского образования, особенно вузовского, не может претендовать на приоритетность, так как, по оценкам экспертов, только 5% экономически активного населения России имеют высшую квалификацию. В Германии этот показатель составляет 56%, В США - 43%.

В Чувашской Республике, например, особенно низок уровень образования работников сельского хозяйства: всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов, с высшим профессиональным образованием - 31,4%; со средним профессиональным образованием - 51,3%; среди руководителей среднего звена с высшим профессиональным образованием всего 14%; из 32143 рабочих сельскохозяйственных организаций только 399 человек (или 1,2%) имеют высшее образование. Этим во многом объясняется тот факт, что медленно сокращается убыточность сельскохозяйственных предприятий (данные статуправления Чувашской Республики за 2006 г.).

Россия от «утечки мозгов» ежегодно теряет около 50 млрд долл. Главной причиной здесь является мизерное финансировали (табл. 1).

Поэтому в докладе о развитии образования в Российской Федерации представлена таблица бюджетных расходов по всем уровням и видам образования на перспективу. Федеральный бюджет в основном направляется на содержание высшего образования и некоторых других федеральных образовательных учреждений. Другие уровни и виды образования содержатся на средства консолидированных бюджетов субъектов федерации. Основные параметры бюджета России на образование приведены в табл. 2.

Таким образом, увеличение расходов на образование даст возможность совершенствовать систему образования и повысить его качество, а это, в свою очередь, будет способствовать росту экономики и повышению уровня жизни населения.

Таблица 1

Общий объем расходов на образование (% к ВВП) [5]

Страны Год Расходы на образование

Россия 2003 3,6

Германия 2001 5,3

Франция 2001 6,0

Швеция 2001 6,8

Индия 2000 4,3

Япония 2001 4,2

Канада 2001 5,9

США 2001 7,3

Таблица 2

Расходы на образование из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в 2005-2010 гг. [1]

Расходы, млрд руб. 2005 г. (отчет) 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

ВВП 21665 22260 24915 27470 30050 32600

Федеральный бюджет на образование 117,2 141,6 185,0 228,8 269,8 299,6

Консолидированные бюджеты субъектов федерации на образование 490,7 592,9 774,7 957,8 1129,7 1254,3

Всего бюджетных расходов, % к ВВП 607,9 734,5 959,7 1186,6 1399,5 1559,9

2,8 3,3 3,9 4,3 4,7 4,8

Необходимо отметить, что сегодня страны, не имеющие опережающего развития науки, обречены на отставание. Потому что интеллектуальный потенциал (уровень знаний, образования) становится, как уже отметили, стратегическим ресурсом. Вот почему Запад и США с такой готовностью принимают российских специалистов, многие из которых привозят с собой высокотехнологические разработки. Они достаются зарубежным фирмам за бесценок, а приносят миллиарды прибыли.

Опыт передовых в технологическом отношении стран показывает, что доля государственных ассигнований на науки не может быть ниже 2% ВВП. В Израиле она составляет 3,5%, в Японии и США - по 3%. В России этот показатель составляет 0,34%. Объем финансирования отечественной науки в расчете на одного сотрудника в 50-100 раз ниже, чем в развитых странах.

Исходя из сказанного, можно определить такие основные направления образования на перспективу:

1) обеспечение опережающего характера образования, ориентация его на проблемы будущей информационной цивилизации;

2) осуществление реальной доступности образования для самых различных групп и слоев населения средствами широкого применения компьютерных и дистанционных возможностей получения знаний, использования телекоммуникационных технологий;

3) трансформация всей образовательной системы для перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»;

4) образованность общества и новых поколений должна стать основой и средством для решения в равной мере общественных и государственных задач, сохранения, развития и приумножения достижений науки, культуры национально-этнических ценностей и в конечном счете обеспечения безопасности и процветания государства.

Важным направлением образования остается и укрепление связей образования с производством в целях повышения научно-практического уровня учебного процесса и целенаправленного создания рабочих мест для выпускников учебных заведений. Ведь не секрет, когда многие выпускники высших и средних учебных заведений, а также профессионально-технических училищ, находясь в стенах учебного заведения, даже не представляют себе место своей будущей работы. Поэтому, как показывает практика, они не находят применения знаниям по полученной специальности и попадают в число безработных. Вот почему необходимо готовить кадры специалистов и массовых профессий по заявкам самих предприятий организаций и учреждений.

Именно работая в таких направлениях, учебные заведения России, в том числе и Чувашии, поднимут свой авторитет, авторитет преподавателей, учителей и воспитателей, докажут приоритетную роль образования в жизни человека и общества в целом, что будет способствовать повышению эффективности производства и улучшению уровня жизни населения.

Литература

1. Доклад о развитии образования в Российской Федерации. М.: Госсовет, 2006.

2. Кураков Л.П. Образование - как одна из основ благосостояния нашего народа // Вестник Чувашского университета. 1997. № 1.

3. Мау В. Не нефтью единой приобретается статус сверхдержавы, а мозгами // Аргументы и факты. 2006. № 50.

4. Послание Президента Чувашской Республики Николая Федорова Государственному Совету Чувашской Республики // Советская Чувашия. 2005. 29 декабря.

5. Россия и страны мира. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004.

ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА родилась в 1936 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт и Горьковскую Высшую партийную школу. Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный работник образования Чувашской Республики. Автор 77 научных статей, 2 монографий и 18 учебно-методических пособий по экономической теории.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1958 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Чувашского университета. Область научных интересов - реализация человеческого потенциала и развитие человеческих ресурсов в современных условиях. Автор 46 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.