Научная статья на тему 'Образование поднимающейся России: препятствия и перспективы'

Образование поднимающейся России: препятствия и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование поднимающейся России: препятствия и перспективы»

которая (стоимость) изменяется во времени и под воздействием социально-экономических и геополитических факторов.

Тогда и качество выступает как а вставляющая потребительной ценности, показывающая степень удовлетворения конкретной потребности во всех нюансах ее проявления и неповторимости. Исходя из этого, полезный эффект во всех ее формах, таких, как экономическая, юридическая, физиологическая, социально-психологическая, эмоциональная, возникающий у конкретного потребителя при использовании товара (потреблении услуги), показывает адек-

ватность товара (услуги) существующей потребности и степени ее утилизации.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что ценность представляет собой постоянную величину, а потребительная стоимость - переменную величину, меняющуюся в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных внешних условий. Поэтому можно определить дилемму отношения потребительной стоимости и ценности, выражающуюся в динамичности и статичности как самого образовательного процесса, так и оценкой образовательной услуги, характеризующейся качеством образовательной услуги.

Л. Н. Дробышевская

ОБРАЗОВАНИЕ ПОДНИМАЮЩЕЙСЯ РОССИИ: ПРЕПЯТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Образование в нашей стране на протяжении последних пятнадцати лет находится в состоянии непрерывного реформирования, что негативно сказывается на его качестве. В переходный период увеличился разрыв между школьным и вузовским образованием. Как известно, школа должна давать те знания, которые требует вуз. Для выполнения этого тезиса рецепты довольно просты: необходимо нормализовать школьную программу, разработать формализованные требования к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, ввести контроль качества за средним и высшим образованием. Однако вместо обучения познанию, качественным закономерностям и взаимосвязям введен единый государственный экзамен, который заставляет заучивать разрозненные куски информации. В результате происходит разрушение образования, и, в конечном счете, увеличивающийся разрыв дает импульс теневой экономике в этой сфере. По экспертным оценкам, теневой оборот в сфере образования составляет 1,5 млрд дол.

Говоря о влиянии происходящих в российской экономике трансформационных процессов на высшее образование, нельзя не отметить следующую тенденцию. При росте спроса на высшее образование снижается количество студентов в вузах промышленного профиля, транспор-

та, связи и сельского хозяйства. В то же время растет приток на правовые, экономические и гуманитарные специальности. В этих условиях большинство вузов, в том числе инженерного профиля, открыли набор на экономические и юридические факультеты (тем более что доля платных студентов на таких факультетах значительно выше, чем в системе высшего образования в целом), сократив при этом прием на технические специальности. Однако подобная «подстройка» подрывает основу воспроизводства в обрабатывающей промышленности, в том числе в высокотехнологичном производстве. В результате сегодня страна испытывает острый дефицит специалистов в этих сферах. Кроме того, из-за слабости материальной базы резко снизился уровень подготовки специалистов технического направления, что, в конечном счете, не позволяет производству осваивать современные технологии.

Российское правительство к реформе образования демонстрирует сугубо рыночный подход -к сфере, которая по сути своей не является рыночной. Сфера образования - это не сфера оказания услуг. - это объект перспективных и выгодных инвестиций, уровень которого определяет экономический и производственный потенциал государства, его конкурентоспособность в глобализирующемся мире. Поэтому сведение задачи

развития образования только к созданию в этой сфере новых форм предпринимательской деятельности означает не что иное, как уничтожение самого общества. Провозгласив целями модернизации образования, достижение его качества, доступности и эффективности, российское государство де-факто ограничило рамки реформы образования сегодня задачей создания контролируемого государством рынка образовательных услуг. Подобное отношение к образованию является стратегической ошибкой государства.

Денежные средства, безусловно, важны, но сами по себе изменений они не принесут. Нужны системные перемены. В этом контексте значительно возрастает роль высшей школы как ведущего институционального центра научно-инновационной политики страны. Сфера образования и науки должны быть единым многофункциональным комплексом, выполняющим ряд важнейших функций: обеспечение отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т. д.

Университеты, высокотехнологичный сектор отечественной науки и бизнес следует рассматривать как стратегических партнеров, заинтересованных в повышении качества образования и научных исследований. Декларируемая цель может быть достигнута путем добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических, информационных и административных ресурсов на основе объединения университетов, академических институтов, государственных научных центров, технопарков, инновационно-технологических центров и инновационно-активных предприятий. В современных условиях наиболее эффективным механизмом интеграции являются учебно-научно-инновационные комплексы, создаваемые на базе ведущих университетов страны; способные генерировать научные идеи, вести фундаментальные исследования, и на их основе разрабатывать конкурентоспособные образцы новой техники и технологий.

В экономических отношениях комплекса выделяются внутренние, определяющие отношения социально-экономического механизма собственно научно-образовательного комплекса, и внешние, характеризующие взаимодействие комплекса с внешней средой. Использование рыночных механизмов во внешних экономических отношениях многофункционального комплекса должно быть адекватно уровню современных требований.

Внутренние экономические отношения должны характеризоваться оптимальным сочетанием рыночных и нерыночных начал, учитывающим некоммерческий характер образовательной и научной сферы. Внешние экономические отношения с самостоятельными хозяйствующими субъектами (например, поставщиками коммунальных услуг) должны строиться на рыночных основах.

Постановление Правительства РФ об университетских комплексах, объединяющих в себе образовательные учреждения, некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, было принято в 2001 г. Признавая значимость проведенной работы, вместе с тем следует заметить, что она была ориентирована непосредственно на решение интеграционных вопросов цепи «образование - наука» и лишь опосредованно таких направлений, как «наука-производство» и «образование - производство».

Конкурентоспособная стратегия УНИК должна быть направлена на формирование и развитие кластеров, профильно-ориентированных по содержанию деятельности и инновационно ориентированных по сущности и формам взаимодействия участников интеграционных процессов.

Для того чтобы успешно выполнять свои образовательные, исследовательские и информационные функции, вузы должны быть способны эффективно реагировать на изменение потребностей в образовании и профессиональной подготовке, адаптироваться в условиях быстро меняющегося ландшафта высшего образования, а также осваивать более гибкие формы своей организации и способы функционирования. Очевидно, что без серьезной исследовательской работы, направленной на формирование новых моделей содержания образования, добиться прорыва в этой области будет невозможно. Бесспорно, организация такого рода исследований - это задача государства.

В последнее время получила широкое распространение иллюзия, что представители бизнес-сообщества придут и скажут, чему и как надо учить. Так. Министерство образования и науки РФ инициировало разработку совместно с бизнес-сообществом механизмов оценки качества профессионального образования. Речь идет о рейтинговой оценке вузов предпринимательскими структурами, а также о разработке стандартов, которым, с точки зрения бизнеса, должны удовлетворять дипломированные специалисты. С этой целью при Российском союзе промышлен-

ников и предпринимателей создано национальное агентство развития квалификаций. Хочется надеяться, что императивная логика предпринимательских структур по отношению к вузовскому сектору уступит место диалогу.

В этом контексте приведем пример Европы, где с целью объединения экономического, социального и образовательного пространства экспертами. представляющими различные группы интересов внутри государства, разрабатывается так называемая метаструктура человеческих компетенций и квалификаций. Метаструктура представляет собой таблицу восемь на три. в которой по одной оси прописаны профессиональные уровни (от неквалифицированного рабочего до высочайшего профессионала), а по другой - знания, навыки, компетенции. Всего получается двадцать четыре позиции.

Создание российской метаструктуры. или национальной системы квалификаций, возможно при развитии партнерских отношений и кооперации между вузами, академической, отраслевой наукой и бизнесом. В настоящее время сотрудничеству мешает взаимное недоверие предпринимателей и вузов. Представители крупного бизнеса хотят сами управлять вложениями. Вузы же опасаются (и не беспочвенно!) перспективы утраты самостоятельности и превращения в трансляторы и реализаторы проектов «хозяев».

Одной их перспективных форм содействия бизнеса отечественному образованию, на наш взгляд, является организация курсов лекций, выдача именных стипендий, проведение конкурсов и олимпиад, открытие кафедр в профильных институтах. Так. например. МГУ и МВТУ заключили договоры с рядом бизнес-структур, таких как «АФК Система», «Базовый элемент» и «Роснефть» на подготовку специалистов. В расположенных на базе предприятий лабораториях и цехах студенты смогут работать над конкретным заказом и по окончании вуза рассчитывать на трудоустройство.

М. Портер писал, что образование и обучение представляют собой, пожалуй, крупнейший из отдельных рычагов долгосрочного действия, которым располагает правительство на всех уровнях для развития промышленности. Улучшение обшей системы образования является по сути своей приоритетным делом правительства и вопросом экономической политики. В то же время одной лишь системы образования недостаточно

для того, чтобы обеспечить национальное преимущество. Столь же важное значение имеет осуществление такой политики, которая связывает систему образования с промышленностью и поощряет собственные усилия промышленности в деле обучения» [ 1, 679].

В настоящее время все большее значение приобретают программы повышения квалификации и научных исследований на послевузовском уровне. Традиционная модель подготовки «профессионального человека», которая хорошо показала себя в период индустриального развития, в условиях постиндустриального общества, когда основной сферой занятости становится сфера услуг или альтернативная занятость, исчерпала себя. В новых условиях связи вузов и предприятий должны иметь новую, адекватную требованиям времени форму. Бизнес-образование - это синтез экономики, управленческой социологии и права. Сегодня более 20 млн специалистов всей уровней нуждаются в повышении квалификации.

В международной экономической лексике появился новый термин - «организационный капитал», под которым понимается способность организации мобилизоваться и поддерживать процесс изменений, необходимых для реализации долгосрочных планов. Организационный капитал предоставляет возможность объединить материальные (физический и финансовый капитал) и нематериальные активы (человеческий и информационный капитал) таким образом, чтобы они слаженно работали на достижение стратегических целей предприятия. Достижение высокого уровня организационного капитала рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок успешной реализации стратегии компании, и, несомненно, требует обучения.

В развитых странах, как правило, мотивация непрерывного обучения для компаний, только начинающих свой бизнес, или не желающих содержать собственные образовательные учреждения, решается при помощи специализированных фирм-посредников. Применительно к России, считаем нецелесообразным введением еще одного, дополнительного звена в образовательной цепочке. В качестве основных направлений сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями могут быть названы: подготовка специалистов с учеными степенями по темам, представляющим интерес для предприятия; повышение квалификации в учебных заведениях; по-

вышение квалификации и переподготовка специалистов на внутрифирменных курсах.

В этом контексте считаем рациональным формирование на базе университетских УНИК сети региональных центров бизнес-образования, в которых должны реализовываться специальные программы профессионального обучения и повышения квалификации. Подчеркнем, что в учебном процессе должны участвовать все подразделения университетского учебно-научно-инновационного комплекса. Полагаем, что подобная организация процесса позволит повысить качество подготовки специалистов, т.е. подготовить менеджеров, которые, во-первых, хорошо владеют предметной областью и знакомы с основными тенденциями развития рынка высоких технологий, во-вторых, ориентированы не столько на получение новых научных знаний, сколько на коммерциализацию наукоемких технологий в этой области.

Рынок услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров является привлекательным и для транснационального бизнеса, стремительно осваивается крупными ТНК. Процесс подготовки кадров полностью интегрирован в систему управления. Ежегодные затраты на профессиональное образование и повышение квалификации персонала составляют не менее 80100 млрд дол.

Сегодняшние образовательные ТНК - это в основном неправительственные организации с негосударственным финансированием, но с мощной государственной поддержкой. Представляя национальные интересы на мировом рынке образовательных услуг, они создали свои представительства по всему миру. Сеть British Council, например, раскинулась на 117 стран, в том числе и на Россию, где открыто 15 представительств.

Планы образовательных ТНК глобальны. Учитывая предстоящее вступление России в ВТО, можно с высокой долей уверенности утверждать, что российский рынок образовательных услуг просто перестанет существовать. Сегодня Россия представлена набором разрозненных вузов. Столь мелкие действия не заметны в глобальном масштабе. Для продвижения российского образования на мировой рынок, на наш взгляд, целесообразно создание общенациональной образовательной корпорации.

В борьбе за повышение качества обучения активно используются новейшие технологии и системы обучения, ускоренные курсы и другие

новшества. Так, средства, выделяемые корпорацией «American Telephone and Telegraph» на подготовку кадров, значительно превышают бюджет Массачусетс кого технологического института. Крупнейшие ТНК, как правило, располагают собственными системами подготовки кадров - корпоративными университетами. Во всем мире сейчас насчитывается более 1600 корпоративных университетов, а 10 лет назад их было всего лишь 400. В корпоративных университетах широко распространено так называемое «кооперированное образование», предполагающее чередование работы и учебы. 10% студентов в США обучаются по этим программам.

Образовательные процессы требуют значительных финансовых средств. Поэтому в развитии по инновационному сценарию немалая роль отводится частным инвесторам. Сегодня активно обсуждается законопроект «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций (НКО)». предусматривающий введение института эндаументов (от англ. «endowment» - дар, пожертвование) - фондов ресурсного капитала. Механизм эндаументов во всем мире решает задачи долгосрочного финансирования некоммерческих организаций.

Эндаумент - это фундамент для стабильного, полномасштабного финансирования практически для любого социального проекта. Вначале благотворитель выделяет деньги, которые поступают в собственность некоммерческих организаций, в нашем случае вуз, на формирование целевого капитала. Далее вуз направляет денежные средства в ведение и управление специализированной управляющей компании, которая размещает их в российские и иностранные ценные бумаги; акции предприятий; ипотечные ценные бумаги, паи инвестиционных фондов (но не российские ПИФы); недвижимость; рублевые и валютные депозиты.

Прибыль от инвестирования средств не облагается налогами и направляется на развитие инфраструктуры НКО (в нашем случае вуза), выплату заработной платы профессорско-преподавательскому составу, оплату призовых и социальных стипендий вуза, финансирование научных программ, исследовательских работ и т. д.

Согласно законопроекту, вуз до передачи ресурсного капитала управляющей компании, не имеет права распоряжаться им. Для управления ресурсным капиталом эндаументов из пред-

ставителей крупного капитала, вуза и общественных деятелей будут создаваться наблюдательные советы.

Фонды ресурсного капитала эффективно функционируют во многих странах. Так, например, в США, совокупный объем фонда Гарвардского университета составляет 25,9 млрд дол. Получаемые доходы распределяются в бюджете вуза на выплату зарплат преподавателям, стипендий одаренным студентам, финансирование библиотек и музеев университета, а также проведение научных исследований. В фонде Йельского университета аккумулировано почти 13 млрд дол. Эндау-менты Принстонского и Стэндфордского университетов составляют около 10 млрд дол. [2].

Благотворительные капиталы, основанные предпринимателями, в фондах, управлялись на основе полученных практических навыков, в областях предпринимательских рисков, стратегических решений, управленческих способностей крупными корпорациями, открывая инновационные по тем временам области предпринимательской деятельности. Менеджеры таких корпораций вкладывали капиталы в сферы политики и науки, конкретизируя свои идеи в политических, социальных исследованиях, верили в научно-исследовательские работы медицины и естественных наук. Практически вес крупные университеты, музеи, благотворительные фонды, многие медицинские и культурные организации на Западе имеют эндау-менты, приносящие 10-50% годового дохода.

В российской истории имеется также немало примеров благотворительной деятельности предпринимателей. Так,

золотопромышленник А. Шанявский организовал народный университет в Москве. Частная благотворительная помощь помогла В. Бехтереву в Санкт-Петербурге создать психоневрологический институт.

Еще при жизни X. Леденцов начал разрабатывать модель специального общества содействия успехам практических наук и практических применений, для того, чтобы это общество смогло грамотно распоряжаться завещанным капиталом в 2 млн р. Впоследствии, уже после смерти предпринимателя в 1907 году, московские ученые образовали совет, который назначал экспертные комиссии, распределявшие деньги, получаемые обществом по процентам с капитала: 90% доходов от капитала шли по уставу на цели общества и 10% - на организационные расходы.

Одним из самых наглядных исторических примеров функционирования принципа эндаумента в России является посещение золотопромышленником Сибиряковым лекции П. Лесгафа. Сибиряков был поражен профессионализмом П. Лесга-фа и предложил профинансировать дальнейшие научные исследования и работу его лаборатории.

В настоящее время разработан проект формирования фонда в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербурга, в котором в течение трех лет будет аккумулировано 50 млн дол.

При существующем налоговом режиме эффективность функционирования эндаументов. на наш взгляд, будет невысока, так как предполагает двойное налогообложение, Вначале благотворитель жертвует средства из чистой прибыли и платит с них налоги, а затем уже НКО плати налог на доход от инвестиций. Чтобы произошел реальный переворот в финансировании образования, целесообразно внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающие, в том числе, исключение средств, перечисляемых в эндаумен-ты, из налогооблагаемой базы. Кроме того, государству следует расширить перечень сфер возможного приложения ресурсного капитала для увеличения возможностей и повышения активности управляющих компаний,

Законопроект об эндаументах инициирован крупным бизнесом. Интерес к формированию ресурсного капитала вызван двумя моментами. Первый - это реализация предпринимателями своих рекламных целей и PR-кампаний, второй -это интерес к науке, образованию, качественным кадровым работникам, которые выходят именно из вузов. А вузы, в свою очередь, нуждаются в развитии инфраструктуры, повышении оплаты труда профессорско-преподавательского состава, развитии научных исследований.

Полагаем, что вузы также должны активно участвовать в обсуждении идеи создания эндаумен-тов. Фонды ресурсного капитала вносят существенные коррективы в способы финансирования образования, науки и других областей. Поэтому вузам нужно научиться преподносить свои проблемы предпринимателям так. чтобы те, в свою очередь, увидели заинтересованность в разрешении проблем своего бизнеса. Следует найти такую формулу сотрудничества, когда ресурсный капитал возвращался бы качественными результатами в той сфере, в которую они были инвестированы. Ключевое слово в этом формуле - консенсус.

Реализация образовательных функций (социальной, культурной, профессиональной) должна коррелироваться с долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны. В развитых странах в качестве системного инструмента формирования будущего, позволяющего учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: образовании, науке, технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре, используется форсайт. В Швеции, например, ряд частных компаний сделал заказ на. разработку предложений по стратегии развития шведской экономики, опираясь на заделы, имеющиеся в области телекоммуникаций, энергетики, биотехнологии и автомобилестроения. На основании этого правительство Швеции выработало политику уже для всей страны

на продолжительный период. При этом большое значение придается популяризации результатов этого процесса. Была издана брошюра «Форсайт для школьников», прочитав которую школьники смогли узнать, какую профессию выбирать, какая будет потребность в кадрах через ближайшие десять лет.

В нашей стране на сегодняшний стратегия просматривается до 2010 г. В этих условиях довольно трудно выстроить долгосрочную траекторию развития образовательного процесса.

Библиографический список

1. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. N.Y., 1990.

2. Шириков А. Инструмент системной филантропии // Эксперт Северо-Запад. 2006. №41.

ВЫШЛИ В СВЕТ:

Данилова Т. Н., Смирнов Л. Е. Образование как объект перспективных инвестиций // Финансы и кредит. 2006, № 35. С. 77-90.

Сегодня в мире резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников народнохозяйственного комплекса. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет, в 2000 г. она достигла 10 млн человек. Образование - объект перспективных и выгодных инвестиций, состояние и эффективность работы которого в ближайшее десятилетие определит облик государства- его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус. Реализация национального проекта в сфере образования требует поиска не только дополнительных финансовых ресурсов, но и уточнения основных направлений реформы образовательной системы. На традиционной встрече Президента РФ в мае 2006 г. с бизнесменами в Кремле обсуждались вопросы участия бизнеса в образовании. Президент предложил предпринимателям вкладывать деньги в создание бизнес-школ, В данной статье остановимся из некоторых аспектах организации финансирования бизнес-образования.

Крылова А. Н. Управленческий учет в высших учебных заведениях. Иркутск : БГУЭП. 2006. 174 с.

Рассматриваются вопросы методического обеспечения управленческого учета в высших учебных заведениях. Предложена система счетов и корреспонденции счетов управленческого учета в негосударственных и государственных высших учебных заведениях, которая является информационной основой для разработанной методики оценки результатов деятельности кафедр, калькулирования себестоимости образовательных услуг в разрезе специальностей и форм обучений. Разработана методика и модель калькулирования себестоимости образовательных услуг, методика анализа безубыточности образовательной деятельности вуза. Представленная в монографии апробация предложенных методик подтвердила их практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.