Научная статья на тему 'Многоканальное финансирование послевузовского образования и институт эндаумента в России'

Многоканальное финансирование послевузовского образования и институт эндаумента в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭНДАУМЕНТ / МОНИТОРИНГ ЦЕН / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. В., Ямщикова Т. Н.

В статье рассматривается многоканальное финансирование высшего и профессионального образования, в том числе анализируются эндаумент-фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоканальное финансирование послевузовского образования и институт эндаумента в России»

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНСТИТУТ ЭНДАУМЕНТА В РОССИИ

В.В. СМИРНОВ,

к. с. н., научный сотрудник, ОрелГТУ, e-mail: econte@ostu.ru:

Т.Н. ЯМЩИКОВА,

к. э. н., доцент, ОрелГТУ, e-mail: econte@ostu.ru

В статье рассматривается многоканальное финансирование высшего и профессионального образования, в том числе анализируются эндаумент-фонды.

Ключевые слова: эндаумент; мониторинг цен; эндаумент-фонды; целевой капитал; инвестиции в образование

Коды классификатора ОБЬ: 121,122,128

Финансирование высшего и послевузовского образования осуществляется в единой системе финансов высшей школы и научных организаций. Поиск и мобилизация дополнительных источников инвестиций в подготовку специалистов высшей квалификации должны проводиться в рамках общих программ совершенствования финансирования науки и высшей школы. Проблема их стабильного и достаточного финансирования является на сегодня наиболее острой и трудноразрешимой. Но именно инвестиции в образование и науку выступают основным источником формирования совокупного человеческого капитала науки и инновационной сферы.

Перспективные возможности финансирования высшей школы и послевузовского образования показывает анализ инвестиций в образование развитых странах мира.

Таблица 1

Доля инвестиций в образование к ВВП и государственным расходам в 2003, %

Показатели По шести странам Швеция Бельгия Германия Франция Англия Италия

Доля расходов на образование к ВВП 5,72 7,5 6,1 4,7 5,9 5,4 4,7

Доля расходов на образование к государственным расходам 11,4 12,7 12,1 8,9 11,5 12,7 10,3

Источник: Россия и страны — члены Европейского союза. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. С. 89, с. 192.

Расчеты показывают, что доля инвестиций в образование в развитых странах к ВВП колеблется от 4,7% в Германии и Италии до 7,5% в Швеции. Средние данные по шести развитым странам можно считать нормативом для достижения такого уровня инвестиций в образование в России.

К сожалению, исторически сложилось, что государственное финансирование социальной сферы носит недостаточный характер. Так, за 2002-2007 гг. доля социальных инвестиций увеличилась с 12,52% до 17,3% ВВП, при этом финансирование образования составляет 4,07% ВВП. Что не соответствует требованиям международных стандартов (не менее 6% ВВП), государственному финансированию образования европейских странах.

Данная статистика свидетельствует о необходимости увеличения инвестиций в образование, доведение относительных показателей до уровня развитых стран. По причине

© Смирнов В.В., Ямщикова Т.Н., 2009

ограниченности бюджетных средств необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования высшей школы, т.е. неизбежен переход на многоканальное финансирование высшего и послевузовского образования.

В основе системы финансирования находится собственная активная учебная и научная деятельность высшего учебного заведения, которые определяют качество образовательных услуг, а, значит, рейтинг и привлекательность для соискателей и инвесторов. Авторитет университета, его факультетов и кафедр, известность и результаты деятельности научных школ, авторитет и широта научных связей руководителей и консультантов, персональная творческая активность соискателей-аспирантов и докторантов определяют инвестиционную привлекательность вуза для государства, предприятий, фондов, домохозяйств, физических лиц.

Главным направлением инвестиционной деятельности вуза является анализ возможностей и мобилизация всех потенциальных источников финансовых и материальных средств. Необходима продуманная система взаимодействия с государственными органами, с предприятиями и организациями, с банками, инвестиционными фондами и другими финансовыми институтами по привлечению их интереса к заключению договоров и поддержанию взаимовыгодных отношений по подготовке специалистов высшей квалификации.

Основным источником финансирования высшего и послевузовского образования в России был и остается государственный бюджет. До начала рыночных преобразований он был фактически единственным внешним источником финансирования и подготовки специалистов высшей квалификации, поскольку конституционно и политически была принята концепция бесплатности образования.

За годы экономических реформ в России бюджетное финансирование образования сократилось в 3-4 раза. Ряд лет неполностью финансировались статьи по оплате труда и стипендиальному фонду, что приводило к задолженности по оплате труда и к социальным конфликтам. Противоречивость реформ в образовании проявлялась и в системе финансирования, вплоть до проявления коррупции расхищения ограниченных бюджетных средств, выделяемых высшей школе. С 2000 г. вместе с экономическим оживлением возрастают возможности бюджетного финансирования.

В сравнении с 2000 г. доля инвестиций в образование по отношению к ВВП возросла с 2,65% до 4,07% в 2007 г. Относительно всех направлений финансирования государственных бюджетных средств на образование приходится 12%. Относительные расходы консолидированного бюджета на образование возросли за эти годы в 1,5 раза, но с учетом реальных темпов инфляции — не изменились и даже несколько снизились.

Таблица 2

Динамика государственных инвестиций России в образование в 2000-2007 годах

Год 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007

образование, млрд. руб. 214,7 409,4 475,6 593,4 801,8 1036,4 1342,3

доля в ВВП 2,65 3,78 3,58 3,54 3,70 3,86 4,07

доля в общих расходах 10,95 11,96 12,00 12,71 11,75 12,37 11,94

доля в социальных инвестициях 40,0 30,2 40,5 40,5 22,0 22,8 23,6

Рассчитано авторами по: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. С. 636, 638.; Россия в цифрах. 2008: Стат.сб./Росстат. М., 2008. С. 365, 366.

Согласно национальной доктрине развития образования предстоит изменить порядок бюджетного финансирования учебных заведений путем замены прямого финансирования на целевое субсидирование государством обучающихся как потребителей образовательных услуг. При таком подходе платность услуг вуза сочетается с бесплатностью для пользователя.

Во-первых, появляется возможность выбора вуза с учетом его рейтинга и качества подготовки, что рождает конкурентное соревнование за привлечение абитуриентов и аспирантов.

Во-вторых, более реальным становится спрос на образовательные услуги негосударственных вузов, которые зачастую привлекают абитуриентов отсутствием вступительных экзаменов и конкурса, а значит, облегченным прохождением обучения по курсам.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

В-третьих посредственное обучение и даже задержка на «второй год» уменьшает возможности пользования бесплатными услугами и потребует от нерадивого студента или аспиранта оплачивать дополнительные услуги из собственных средств, что будет материально стимулировать улучшение учебной дисциплины.

Сегодня необходимо отработать многие частные вопросы перехода на бюджетное финансирование через граждан страны — потребителей образовательных услуг, что будет способствовать развитию демократических начал в расходовании государственного бюджета на нужды образования.

По прогнозу НИИ высшей школы на долю внебюджетных источников финансирования высшей школы приходилось 18% к бюджетным расходам в 1998 г., 12% в 1999 г., и в 2010 будет 8,25 %. Фактически данный прогноз завысил возможности бюджета и занизил реальные возможности других инвесторов. Опыт отдельных вузов показывает значительные ресурсы негосударственных инвесторов при программной организации взаимодействия с ними.

Численность и доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, растут быстрее числа студентов, обучающихся за счет бюджета. Если в 1995 г. доля, обучающихся с полным возмещением затрат к студентам-бюджетникам составляла 10%, в 1998 г. она составила 26,6%, в 2004 г. — 41,5%, в 2007 г. — 56%. Всего за 12 лет доля студентов, самостоятельно или за счет организаций полностью оплачивающих образовательные услуги, выросла в 56 раз. Поскольку цены за обучение в платных вузах, как правило, в 1,5 — 2 раза выше бюджетных расходов на одного студента, то можно предположить, что внебюджетные доходы вузов значительно превысили поступления из бюджета.

Анализ данных показывает, что с появлением достаточных доходов населения для оплаты образовательных услуг вузов после 2000 г. произошло взрывное увеличение числа студентов, обучающихся на коммерческих условиях. С 1999 г. число таких студентов в 2004 г. выросло в 10 раз, в 2007 г. — в 14,4 раза. Всеобщее высшее образование, конечно же, сказывается на качестве подготовки специалистов, приводит в острое противоречие с потребностями экономики. Так, доля студентов вузов к численности экономически активного населения России составила 4% в 1995 г. и 10% в 2007 г.

Назрела проблема фильтра для ориентации выпускников школ на обучение в ПТУ, ССУЗах и ВУЗах. Целесообразно устанавливать нормативы для продолжения обучения по результатам ЕГЭ. Например, до 40 баллов — в ПТУ, 40-50 баллов — в колледжи и ССУЗы, более 50 баллов — в вузы. Определение нормативов может устанавливаться законодательно на очередной учебный год.

Следует отметить, что подобный фильтр ориентации фактически действует в вузах при отборе кандидатов в аспирантуру и докторантуру. Рейтинги студентов и преподавателей по показателям творческой активности и научной продуктивности позволяет рекомендовать их на обучение за счет государства или фирм. Сохраняется возможность обучения за счет менее способных студентам.

Таким образом, анализ системы многоканального финансирования высшей школы позволяет выделить следующие основные источники инвестиций:

❖ бюджетные средства, при этом выделение бюджетных средств должно учитывать превышение в 1,5 раза расходов на обучение одного аспиранта очного отделения по сравнению с расходами на обучение одного студента;

❖ доходы от научной, инновационной деятельности, для чего в смете затрат на НИР необходимо закладывать инвестиции на подготовку кадров высшей квалификации;

❖ оплата обучения соискателем ученой степени как в виде прямых платежей, так и в форме простого образовательного векселя или страхового накопительного полиса;

❖ оплаты обучения предприятиями и организациями по долгосрочному договору на оказание образовательных и консалтинговых услуг;

❖ реализация интеллектуальной собственности соискателя в виде продажи лицензий на право использования ноу-хау, получения кредитов под залог ценных бумаг, выпуска ценных бумаг под обеспечение нематериальными активами, получение доходов в виде роялти по внедренным разработкам;

❖ гранты на конкурсах проектов министерств, ведомств, фирм, целевых образовательных фондов как отечественных, так и зарубежных;

❖ спонсорские взносы и стипендии одаренным исследователям из фондов Президента и Правительства России, Минобразования России, региональных органов власти, общественных организаций, выдающихся ученых и общественных деятелей.

11828728

Таблица 3

Доля самофинансирования подготовки аспирантов в Уфимском государственном авиационном техническом университете

Годы Зачислено аспирантов, чел. В том числе Доля самофинансирования

за счет средств федерального бюджета за счет средств юридических, физических лиц

2001 1 1 - 0

2002 2 2 - 0

2003 14 13 1 7,1

2004 90 87 3 3,3

2005 105 88 17 16,2

2006 137 89 48 35,0

2007 146 92 54 37,0

Источник: сайт УфГАТУ

Опыт деятельности УфГАТУ показателен. С открытия аспирантуры в 2001 г. уже через три года появился первый договор на коммерческих основаниях. Затем доля коммерческих аспирантов стала быстро возрастать, достигнув в 2007 г. 37%. Анализ других вузов показывает, что для современных условий каждый вуз может привлекать до трети аспирантов на коммерческих началах. Во всех вузах докторантов готовят за счет бюджетных средств.

Фактически увеличение числа аспирантов, обучающихся за счет фирм или собственных средств, свидетельствует о росте авторитета и престижности послевузовского образования в конкретных вузах. Диверсификацию источников финансирования послевузовского образования необходимо стимулировать по линии Минобрнауки. В этих целях необходим дифференцированный анализ источников финансирования, для чего прелагается следующая форма отчета.

Анализ данных таблицы показывает, что доля внебюджетных источников инвестиций в подготовку аспирантов составила в 2007/2008 учебном году 22,5%, в том числе по естественным наукам 12,1%, по техническим — 7,6 %, по экономическим — 49%, по гуманитарным — 36,9%.

Таблица 4

Источники финансирования подготовки аспирантов в Орловском государственном техническом университете в 2007/2008 учебном году

Источники финансирования Всего В том числе представителей наук

чел. % естественных технических экономических гуманитарных

чел. % чел. % чел. % чел. %

1. Федеральный бюджет 231 77,5 29 27,9 121 92,4 54 51,0 24 63,1

2. Региональный бюджет - - - - -

3. Заказы госкорпораций 8 2,7 4 72,1 4 3,1 - - - -

4. Заказы фирм 10 3,3 - - - - 8 7,5 2 5,3

5. Личные средства соискателей 45 15,1 - - 5 3,8 30 28,3 10 26,3

6. Смешанные формы (со-финансирование) - - - - - - - - -

7. Другие источники 18 6,0 - - 1 0,7 14 13,2 2 5,3

8. Итого 298 100 33 100 131 100 106 100 38 100

Рассчитано авторами по отчетам ОрелГТУ

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕ131}А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Небольшая доля подготовки аспирантов по заказам фирм (3,3 %) выявляет слабость научно-технических и инновационных связей университета с реальным сектором экономики, что противоречит сути проводимых реформ профессионального образования, направленных на укрепление деловых связей вузов и бизнесом, на работу по заказам предприятий.

Целесообразным является стимулирование деятельности государственных вузов по привлечению внебюджетных источников финансирования послевузовского образования. В этих целях часть бюджетных следует мест выделять вузу дополнительно за каждого аспиранта, привлеченного за счет средств фирм или домохозяйств. Например, плановое число бюджетных мест выделяется в соответствии с заявками госсектора. Дополнительные места выделяются пропорционально — 0,5 места за каждый фирменный заказ и 0,2 места за каждый договор с физическими лицами. Данная мера может ускорить переход к системе финансирования по заказам государства, фирм и домохозяйств.

Целесообразно скорректировать форму отчетности об источниках финансирования подготовки аспирантов и докторантов в вузах и научных организациях в соответствии с таблицей.

Послевузовское образование включено в нематериальное производство и представляет комплекс сложных социальных услуг. Одновременно ее результат есть и интеллектуальный товар особого рода. Превращение образовательной услуги в товарную форму требует соответственной оценки ее рыночной полезности и стоимости. В свою очередь, реальность работы в рыночных условиях требует от вузов перестройки маркетинговых усилий, в том числе введение мониторинга рыночных цен на образовательные услуги в регионе. В следующей таблице представлены данные об уровне цен на услуги по подготовке кадров высшей квалификации в Орловской области, обеспечивающих возмещение части затрат.

Таблица 5

Мониторинг цен подготовки кадров высшей квалификации в Орловской области на ноябрь 2008 г.

Направления подготовки кадров высшей квалификации Наименование высшего учебного заведения и стоимость подготовки кадров высшей квалификации, тыс. руб.

ОрелГТУ ОГУ ОГИЭиТ ОГАУ ОРАГС

Аспирантура

1-й год обучения (очно/заочно) 45/45 44/33 23,5/20,5 21/21 27/20

2-й год обучения 35,2/35,2 С учетом 15,5/12 21/21 24/20

3-й год обучения 35,2/35,2 индексации 10,5/10,5 21/21 24/15

4-й год обучения - / - / - - /10,5 - /15

Соискатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й год обучения 24 27,5 11,4 11,5 Ин.яз.=6 Фил-я=5,5

2-й год обучения 17,6 14,5 8,1 14

3-й год обучения 17,6 14,5 5,5 14

4-й год обучения 14,5

5-й год обучения 14,5

Ограниченность бюджетных ресурсов на финансирование высшего профессионального образования вынуждает университеты, академии и институты изыскивать другие источники финансирования. Для негосударственных образовательных организаций основным источником возмещения затрат исходно становится оплата образовательных услуг населением. Дополнительные образовательные услуги государственным вузам разрешено оказывать по коммерческим тарифам. В 2004-2008 гг. значительно выросли заказы на выполнение научно-исследовательских работ от государства и крупных корпораций. Фактически высшая школа переходит на многоканальное финансирование своей деятельности.

Сложности перехода на рыночные механизмы привлечения заказов, особенно со стороны коммерческого сектора в регионах, порождали трудности с финансированием образовательных учреждений. Компенсировать недостаток финансовых ресурсов многие вузы

11828728

пытались посредством создания благотворительных фондов. Но дарения и пожертвования выпускников вузов или родителей были явно недостаточными и фактически «проедались». Более того, благотворительность по своему социальному назначению представляет помощь слабым и уязвимым группам населения, что явно противоречит статусу вузов как центров высочайшей квалификации, интеллекта и культуры.

Более адекватной формой дополнительного финансирования высшей школы являются фонды целевого капитала — эндаумент-фонды, которые являются успешным институтом софинансирования социальной и образовательной сфер.

Эндаумент — это передача денег или любого другого имущества в дар организации, с условиями, что дар будет инвестирован и что основная (исходная) сумма дара останется нетронутой. Общая схема фонда целевого капитала такова. Жертвователи передают в собственность некоммерческой организации на формирование фонда целевого капитала денежные средства. Некоммерческая организация размещает эти средства (используя услуги управляющих компаний) в ценные бумаги, акции, депозиты. Прибыль от инвестирования средств не облагается налогами и идет на социальные цели. Другими словами, фонд целевого капитала, или endowment — это разновидность гранта, который предоставляется на четко определенных условиях.

Исторически эндаумент-фонды создавались, прежде всего, для финансирования целевых проектов высших учебных заведений. Именно в этой сфере накоплены самый большой опыт их деятельности и самые большие средства.

Таблица 6

Примеры зарубежных эндаумент-фондов

Наименование высшего учебного заведения Сумма основного капитала Ежегодная прибыль

Гарвардский университет 29 млрд. долл. от 260 до 550 млн долл.

Йельский университет 15 млрд. долл.

Принстонский и Стэнфордский университеты более 10 млрд. долл.

Уже первый опыт создания эндаумент-фондов в России показывает значительный потенциал привлечения финансовых ресурсов на цели развития высшего и полевузовского образования.

Таблица 7

Эндаумент-фонды в России (по состоянию на 01.07.2008)

Наименование высшего учебного заведения Объем целевого капитала План накопления Ожидаемый г одовой доход (8-10 %%)

Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО 484,7 млн руб. 1 млрд. руб. 10 млн руб.

Фонд целевого капитала Московской школы управления «Сколково» 100 млн руб. 2,5-3 млрд. руб. 250 млн руб.

Фонд целевого капитала Финансовой академии при Правительстве РФ 200 млн руб. 300-400 млн руб. 30-40 млн руб.

Фонд целевого капитала Московского физикотехнического института (МФТИ) 100 млн руб. 200-300 млн руб. 20-30 млн руб.

Фонд Высшей школы менеджмента СПбГУ 150 млн руб. 3,5 млрд. руб. 15-20 млн руб.

Фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге 25 млн руб. 300-400 млн руб. 30-40 млн руб.

Фонд целевого капитала развития Сибирского Федерального университета 100 млн руб. 300-400 млн руб. 30-40 млн руб.

Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО». 35 млн руб. 400-500 млн руб. 40-50 млн руб.

Фонд развития Южного Федерального университета 6 млн руб. 200-300 млн руб. 20-30 млн руб.

Источник: Интернет-ресурсы вузов

ТЕІЗІЗА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Опыт деятельности эндаумент-фондов за рубежом подтверждает возможность привлечения до 20-30% бюджетных доходов вуза. Причем данные доходы являются устойчивыми, могут использоваться свободно на приоритетные цели развития. Реальная готовность выпускников вуза вкладывать средства в эндаумент-фонды своей «альма-матер», решения фирм и домохозяйств накапливать средства на обучение в эндаумен-фондах свидетельствует о действительном рейтинге вуза, его реальном социальном капитале в образовательном пространстве страны и мира.

Эндаумент является юридически самостоятельным лицом. Эндаумент управляется университетом, специальным советом, в котором доминируют независимые доктора. Они нанимают управляющую компанию — профессиональных инвестиционных банкиров, которые управляют этим имуществом.

Обычно, американские эндаумент-фонды показывают доходность в среднем 10-11% ежегодно 17,5% из которых, как правило, направляется на те цели, ради которых фонд и создавался. Около 3% реинвестируемых сумм используется для того, чтобы защитить средства эндаументов от обесценения, вызванного инфляцией. Оставшиеся 2% являются ежегодным приростом средств фонда [4]. Например, в 2006 финансовом году эндаумент-фонд Гарвардского университета под управлением Harvard Management Company принес доход в 16,7%. По данным Trust Universe Comparison Service, это на 5,9 процентного пункта выше индекса доходности университетских фондов с активами более $1млрд [1].

Как правило, американский университет имеет несколько эндаументов, каждый из которых предназначен для финансирования различных аспектов его деятельности. Чаще всего доходы от управления активами направляются на выплату стипендий, финансирование библиотек, музеев университета, на зарплаты преподавателям, исследования. Так, например, доходы эндаумент-фонда Гарвардского университета составляют примерно треть операционного бюджета Гарвардского университета ($930 млн.). Эти средства направляются на зарплаты сотрудникам, оплату коммунальных услуг и программы финансовой помощи, «которые дают возможность принимать способных студентов независимо от их платежеспособности».

Использование дохода от управления средствами эндаумента может быть ограничено донором (дарителем) различными способами. Стипендии преподавателям и студентам — наиболее часто встречающееся ограничение на использование доходов от управления активами большого эндаумента университета.

Обычно пожертвование в размере 1-3 млн долл. США достаточно для создания эндау-мента для выплаты стипендий преподавателям.

В России продвижение идеи эндаумент-фондов произошло стремительно: в начале 2006 г. была выдвинута инициатива создания эндаументов или так называемых фондов целевых капиталов, как дополнительного института инвестирования социальной сферы.

Соответствующий закон был принят Федеральным Собранием и подписан президентом РФ в декабре 2006 г. Федеральные законы № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» — создали качественно новую правовую базу для благотворительной деятельности в России, в том числе в сфере образования.

По мнению ряда экспертов [3], целевой фонд даже не слишком известного регионального российского института должен составлять не менее 300 млн рублей. В этом случае ежегодный доход от использования эндаумента составит примерно 20-25 млн рублей. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, это минимально необходимая сумма для того, чтобы такой вуз мог развиваться.

Оптимальный размер эндаумента ведущего университета России должен составлять не менее $1 млрд, что обеспечит текущее финансирование от $50 млн в год. Эндаументы к 2015 году могли бы обеспечить 20-30% финансирования 20 ведущих университетов страны, а к 2020 году — 30-40% финансирования 40 ведущих университетов [2].

Основными источниками формирования средств эндаумент-фондов вузов, могут быть:

1. Взносы, пожертвования со стороны благотворительных и некоммерческих организаций.

11828728

2. Пожертвования и взносы со стороны корпоративного сектора. Крупные российские компании тратят от 11% до 17% чистой прибыли на социальные программы и благотворительность.

3. Деятельность государственных и частных фондов, финансирующих не институты, а отдельные исследования в виде грантов.

4. Ресурсы для формирования эндаументов есть и в самой образовательной сфере. Сейчас $3 млрд в год поступает из консолидированного бюджета.

5. Имущество, находящееся на балансе институтов, и доходы от его использования.

6. Взносы и подарки от выпускников.

С начала 2007 г. началась активная работа по созданию первых фондов целевого капитала. Теперь же в России создано около 20 эндаументов, доходы от которых не облагаются налогами и идут только на развитие опекаемого юридического лица — учреждения, общественной организации.

Таким образом, эндаумент формирует стабилизационный фонд развития университета на долгосрочную перспективу с тем, чтобы сохранить вуз от неизбежных рисков. В свою очередь, механизм управления этим капиталом в структуре вуза и введение Попечительских советов привнесут высокую культуру бизнеса в управление вузов. А это напрямую приведет к повышению эффективности их работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарвард выбирает развивающиеся рынки. Михаил Оверченко, Татьяна Бочкарева //

Ведомости от 21.09.2006, №177 (1704)

2. Что делать с профицитом? Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «ТройкаДиалог",

Ярослав Кузьминов, ректор ГУВШЭ, Александр Шохин, глава РСПП // Газета КоммерсантЪ

№ 58 (№ 3389) от 04.04.2006

3. http://www.rg.ru/2006/10/12/a128008.html

4. So Nicely Endowed! Newsweek: Kaplan College Guide с сайта http://www.msnbc.msn.com/

id/5626570/site/newsweek.

ТЕ131}А ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.