DOI 10.25257/^.2021.4.76-81 УДК 378.016
ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
БАБИН Юрий Михайлович
Кандидат философских наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
В статье анализируются различные концепции и подходы к организации учебного процесса в Академии МЧС России, обосновывается необходимость подготовки специалистов широкого профиля в эпоху господства цифровых технологий и углубления междисциплинарных связей.
Ключевые слова: концепция образования, общество, специалист, универсальные компетенции, искусственный интеллект.
Наше время — это время стремительных перемен во всех сферах жизни общества. Цифровые технологии влияют на социальную структуру и привычный образ жизнедеятельности. То, что ещё недавно казалось фантастикой или достаточно отдалённым будущим — искусственный интеллект, — на наших глазах становится не только реальностью, но и ошеломляющими темпами врывается в любую профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Вдруг оказалось, что можно полноценно работать и даже учиться дома, удалённо принимать участие в общенародных голосованиях и т. д.
Быстрые перемены в обществе требуют и фундаментальных перемен во всей системе высшего образования. Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения стала актуальной задачей для вузов.
В статье хотелось бы поддержать концепцию и основные идеи главного редактора журнала «Культура и безопасность», доктора философских наук, профессора Владимира Николаевича Липского, высказанные им в статье «Зачем техническому вузу научный социально-гуманитарный журнал?» и задавшие направление, «стиль и дух» этого журнала. На наш взгляд, некоторые тезисы и идеи, которые были только намечены или обозначены, требуют более подробного разъяснения.
Обратим внимание на сложный и противоречивый процесс демократического обновления всей духовной сферы нашего общества и образовательной в том числе. Стремительно и неизбежно наступает эпоха цифровых технологий и искусственного интеллекта, требующая пересмотра, казалось бы, незыблемых и устоявшихся образовательных концепций, стандартов, подходов и методов обучения.
Поэтому, в целях выработки социально-политических ориентиров и поиска научной целесообразности как базы для формирования новых образовательных концепций общества цифровых технологий, возникает необходимость философского осмысления некоторых аспектов и тенденций в образовательной сфере нашего общества и появившихся в связи с этим новых мировоззренческих, социально-
политических и образовательных проблем. Статья В. Н. Липского в этом смысле является концептуальной в определении таких новых, современных подходов к развитию отечественного образования.
Бросается в глаза чёткая позиция автора, которая не всегда формулировалась так однозначно другими учёными. В этой связи нельзя не приветствовать мнение В. Н. Лип-ского, который, со ссылкой на П. Энгельмейе-ра, говорит о том, что «...роль социально-гуманитарных дисциплин состоит в том, чтобы их содержание способствовало формированию у будущих специалистов МЧС осознанного понимания современных социально-экономических, культурных и политических реальностей» [1].
Расширим и конкретизируем этот ключевой тезис, кратко рассмотрев особенность взаимодействия естествознания, социально-политического и гуманитарного знания, что очень важно для разработки и формирования современной образовательной стратегии.
В фундаменте естествознания заложены философские основания и принципы [2]. На них пытался выйти Ньютон в своём фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии», где он коренным
образом изменил подход к изучению философии природы, — это то, что сейчас мы называем теоретической физикой. Главное здесь — поиск универсальных законов бытия, в результате которого был сформулирован закон всемирного тяготения и три закона движения.
Фарадей создаёт новую теорию структуры вещества, исходя из нового философского осмысления материи: исходным материальным образованием являются не атомы, а поле; атомы — лишь сгустки силовых линий поля. Материя, по Фарадею, занимает всё пространство. Материя активна и немыслима без движения.
Не случайно и то, что создатель первого учения об эволюции органического мира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемике с которым родился дарвинизм, назвал свою книгу «Философия зоологии». За полвека до появления дарвиновского «Происхождения видов», он высказал мысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.
Взаимозависимость философии и естественных наук хорошо выразил И. В. Гёте. «От физика, — писал он, — нельзя требовать,
чтобы он был философом; но <...> он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» [3].
Наконец, весомое мнение о важности взаимодействия естествознания и философии высказывает лауреат Нобелевской премии, один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг, открывший принцип неопределённости, и тем самым поднявший понимание физики на принципиально новый уровень. «Едва ли можно разрабатывать атомную физику, — писал он, — не зная греческой философии. Современное естествознание, — утверждает он в своей фундаментальной книге "Физика и философия. Часть и целое", — во многих отношениях примыкает к древнегреческой натурфилософии, возвращаясь к проблемам, которые пыталась разрешить эта философия в своих первых попытках понять окружающий мир» [4].
Одно название этого фундаментального труда говорит о многом, ставит всё на свои места и по существу обозначает предельно общий гносеологический подход к изучению физической реальности. Великий учёный, за-
Рисунок 3. Вернер Гейзенберг (1901-1976)
путавшийся в многочисленных эмпирических данных и противоречивых гипотезах в квантовой физике, внезапно прозрел и понял главное — без философских оснований физики, дающих понятие целостности мира, ничего нельзя понять в хаосе микрочастиц ядерной физики. Этот вклад В. Гейзенберга в развитие теории познания, по нашему мнению, значит не меньше, а может быть и больше, чем разработанный им принцип неопределённости.
Оставив на время эмпирические исследования, выдающийся физик начинает изучать философию в поисках опоры, предельных оснований для построения квантовой теории. Он создаёт и утверждает новую когнитивную парадигму в физических исследованиях — нельзя понять отдельные элементы системы, не зная и, следовательно, не опираясь на свойство целостности этой системы, элементами которой они являются.
Свойство целостности и является тем предельным основанием для естествознания. Целостность системы означает несводимость свойств системы к сумме свойств её элементов. Машина — это механизм, свойство целостности которого заключается в возможности что-то перевозить, и неважно — людей или различные грузы. Не зная и, следовательно, не опираясь на это свойство, как на предельное основание для практической деятельности, даже лучший механик в мире не сможет её отремонтировать, ведь нельзя понять, какую роль и функции выполняют отдельные элементы системы под названием машина (цилиндр, коробка передач, камера сгорания, система охлаждения и т. д.). Целостность всего мира — это та опора, которую пытался найти В. Гейзен-берг для объяснения его элементов и такого сложного явления как квантовая механика [5].
Фундаментальные знания конкретных наук философия объединяет в общую целостную систему, картину мира и мироздания. Это и есть предельные основания для естествознания. От общего к частному — вот путь познания, который заново открыл и утвердил для себя и всего мира В. Гейзенберг [6].
Почему более общее знание является более фундаментальным, поясним на простом
примере: добыча угля напрямую зависит от знания особенностей залегания угольных пластов, которое, в свою очередь, основывается на более общей теории — теории формирования геологических пластов. Эта теория, в свою очередь, базируется на знании общих закономерностей развития и происхождения Земли, а далее — нашей Галактики и Вселенной в целом.
С философской точки зрения методологически правильно будет выявить исходное противоречие при анализе проблем современного образования: готовить узкого специалиста или специалиста широкого профиля?
Гегель открыл миру и фундаментально разработал замечательные категории «видимость» и «кажимость» [7], которые подвели под методологию познания научную основу, но первые подходы к изучению этих категорий мы находим уже в античной философии у Платона и Аристотеля.
Многие тысячелетия люди считали, что Земля плоская, потому что так «виделось» и так «казалось». В подобной гносеологической и психологической парадигме находится и проблема подготовки кадров — на первый взгляд, очевидна необходимость подготовки узкого специалиста, хорошо знающего и применяющего свои знания в конкретной специальности, деле или операции, владеющего узко ограниченным набором техники, но это и есть только «видимость» и «кажимость». Это тупиковое направление в образовании, ведь все сферы жизни, в том числе техника и технологии, развиваются очень быстро и узкопрофильный специалист оказывается не у дел.
В настоящее время деятельность пожарной охраны сдвигается в сторону всё большего универсализма. Это происходит вследствие общемировой тенденции к усложнению основных сфер жизни общества, что требует всесторонних знаний, умений и практических навыков. При более широком рассмотрении такие изменения только подтверждают концепцию глобального эволюционизма [8].
Жизнь и деятельность великих учёных и прогрессивных деятелей демонстрируют тот
факт, что подготовка специалиста широкого профиля более эффективна для науки и всего общества, так как позволяет человеку раскрыть свои творческие возможности в большей степени и, следовательно, реализоваться как личности, состояться как узкому специалисту в конкретной работе. Большинство научных открытий и достижений были совершены всесторонне образованными и эрудированными людьми, широко использующими в своей работе знания из различных наук, межпредметные или междисциплинарные связи, и обладающими «критическим мышлением» [9].
Стремительное ускорение и усложнение общественной жизни, выражающееся в бурном развитии плюрализма в экономике, политике, социальной и духовной сферах, требуют новых подходов к организации собственной деятельности и от сотрудников пожарной охраны. Сегодня пожарный участвует не только в тушении пожара, спасении людей и материальных ценностей, но и должен уметь квалифицированно оказать первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшим от огня или от разрушения зданий.
С другой стороны, разработка пожарной техники и пожарных технологий тоже требует разносторонних знаний. Нельзя создать эффективные, надёжные и недорогие средства пожаротушения, не опираясь на теоретические знания и практические достижения, полученные в других науках. Вот почему сегодня, в век господства цифровых технологий и комплексного подхода к решению теоретических и практических проблем, совершенствование концепции высшего образования является актуальной. Поэтому и задача нашей академии заключается в подготовке специалистов широкого профиля.
Специалист широкого профиля в своей деятельности опирается на глубокие знания многих учебных дисциплин, а главное на их логику и методологию в решении практических и теоретических задач. Это специалист с высоким чувством долга и личной ответственности за порученное дело, который умеет быстро и правильно сориентироваться в экстремальной ситуации на месте пожара
и принять оптимальные решения, опираясь на совокупность знаний, полученных во время учёбы.
В обществе востребован всесторонне подготовленный специалист с высокой общей культурой. Для качественного выполнения служебных задач современный специалист должен уметь применять знания из смежных наук, постоянно самосовершенствоваться, непрерывно повышать свою квалификацию с опосредованной опорой на базовые ценности в политике, экономике и социальной сфере жизни общества. Курс на узкую специализацию в подготовке выпускников вузов навсегда ушёл в прошлое.
Учебная дисциплина концепции современного естествознания, которая преподаётся в Академии ГПС МЧС России, — мировоззренческая дисциплина, она знакомит слушателей с последними фундаментальными достижениями естествознания, формируя тем самым стройное, законченное, систематизированное и целостное научное мировоззрение. Она даёт адекватное понимание картины мира и на этой основе вырабатывает у обучающихся умение широко и разносторонне рассматривать профессиональные проблемы, что и требуется для специалиста широкого профиля.
Широкий взгляд на проблему — главное отличие человека с высшим образованием от выпускника колледжа или иного среднего
специального образовательного учреждения. Задача специалиста со средним специальным образованием заключается в том, чтобы обеспечить правильную работу уже существующего производства, технологических процессов и форм организации служебной деятельности. Задача специалиста с высшим образованием заключается в том, чтобы работать над развитием и совершенствованием техники, технологий и форм организации пожарного дела.
Бесспорной является истина, что выпускники с высокой общей культурой, высокообразованные, многосторонне подготовленные могут творчески, а значит, более эффективно решать служебные задачи.
При таком подходе результатом подготовки будущих руководителей пожарной охраны страны будет их способность видеть и адекватно понимать реальные перспективы и тенденции её дальнейшего развития. Они будут уметь предвидеть и теоретически грамотно обосновывать направления совершенствования пожарной техники и автоматики, стратегии и тактики тушения пожаров, форм и методов организации пожарной службы и деятельности пожарной охраны в структуре МЧС России.
Только высокообразованные, разносторонне эрудированные специалисты широкого профиля сумеют обеспечить национальную и пожарную безопасность общества [10] в соответствии с требованиями законов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липский В. Н. Зачем техническому вузу научный социально-гуманитарный журнал? // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 5—7.
2. Карпенко А. С. Философский принцип полноты (Часть I) // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 58—70.
2. Карпенко А. С. Философский принцип полноты (Часть II) // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 95—108.
3. Гёте И. В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. С. 520.
4. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. Пер. с нем. М.: Наука, Физматлит. 1989. 400 с.
5. Бабин Ю. М. О гносеологических основаниях естествознания // Духовная культура: традиции и современность: сб. научных трудов и воспоминаний преподавателей кафедры философии.
М.: Академия ГПС МЧС России. 2015. С. 33-50.
6. Петренко В. Ф, Супрун Л. П. Классическая и квантовая физика
на языке сознания и бессознательного — постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2014. № 9. С. 76—90.
7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.
8. Ходикова Н. Л., Киричек Л. В. Структура и динамика современного научного знания: альтернативные научно-исследовательские программы
и эмпирически эквивалентные теории // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 14-19. DOI: 10.25257/КВ.2021.1.14-19
9. Фурс В. Л., Федосеев Л. Л. Проблема критичности современного политического образования // Культура и безопасность.
2021. № 2. С. 12-20. DOI: 10.25257/КВ.2021.2.12-20
10. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Григорьева М. П. Вопросы безопасности и культуры в современном мире // Культура и безопасность.
2021. № 1. С. 8-13. DOI:10.25257/KB.2021.1.8-13
EDUCATION: NEW CHALLENGES IN THE DIGITAL ERA
BABIN Yuri
PhD in Philosophy, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article analyzes various concepts and approaches towards organizing the educational process at the Academy of EMERCOM of Russia, substantiates the necessity to train multi-skilled specialists in the era of digital technologies dominance and interdisciplinary ties deepening.
Key words: concept of education, specialist, universal competencies, artificial intelligence.