Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО / СПЕЦИАЛИСТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабин Юрий Михайлович

В статье анализируются различные концепции и подходы к организации учебного процесса в Академии МЧС России, обосновывается необходимость подготовки специалистов широкого профиля в эпоху господства цифровых технологий и углубления междисциплинарных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION: NEW CHALLENGES IN THE DIGITAL ERA

The article analyzes various concepts and approaches towards organizing the educational process at the Academy of EMERCOM of Russia, substantiates the necessity to train multi-skilled specialists in the era of digital technologies dominance and interdisciplinary ties deepening.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.25257/^.2021.4.76-81 УДК 378.016

ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

БАБИН Юрий Михайлович

Кандидат философских наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

В статье анализируются различные концепции и подходы к организации учебного процесса в Академии МЧС России, обосновывается необходимость подготовки специалистов широкого профиля в эпоху господства цифровых технологий и углубления междисциплинарных связей.

Ключевые слова: концепция образования, общество, специалист, универсальные компетенции, искусственный интеллект.

Наше время — это время стремительных перемен во всех сферах жизни общества. Цифровые технологии влияют на социальную структуру и привычный образ жизнедеятельности. То, что ещё недавно казалось фантастикой или достаточно отдалённым будущим — искусственный интеллект, — на наших глазах становится не только реальностью, но и ошеломляющими темпами врывается в любую профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Вдруг оказалось, что можно полноценно работать и даже учиться дома, удалённо принимать участие в общенародных голосованиях и т. д.

Быстрые перемены в обществе требуют и фундаментальных перемен во всей системе высшего образования. Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения стала актуальной задачей для вузов.

В статье хотелось бы поддержать концепцию и основные идеи главного редактора журнала «Культура и безопасность», доктора философских наук, профессора Владимира Николаевича Липского, высказанные им в статье «Зачем техническому вузу научный социально-гуманитарный журнал?» и задавшие направление, «стиль и дух» этого журнала. На наш взгляд, некоторые тезисы и идеи, которые были только намечены или обозначены, требуют более подробного разъяснения.

Обратим внимание на сложный и противоречивый процесс демократического обновления всей духовной сферы нашего общества и образовательной в том числе. Стремительно и неизбежно наступает эпоха цифровых технологий и искусственного интеллекта, требующая пересмотра, казалось бы, незыблемых и устоявшихся образовательных концепций, стандартов, подходов и методов обучения.

Поэтому, в целях выработки социально-политических ориентиров и поиска научной целесообразности как базы для формирования новых образовательных концепций общества цифровых технологий, возникает необходимость философского осмысления некоторых аспектов и тенденций в образовательной сфере нашего общества и появившихся в связи с этим новых мировоззренческих, социально-

политических и образовательных проблем. Статья В. Н. Липского в этом смысле является концептуальной в определении таких новых, современных подходов к развитию отечественного образования.

Бросается в глаза чёткая позиция автора, которая не всегда формулировалась так однозначно другими учёными. В этой связи нельзя не приветствовать мнение В. Н. Лип-ского, который, со ссылкой на П. Энгельмейе-ра, говорит о том, что «...роль социально-гуманитарных дисциплин состоит в том, чтобы их содержание способствовало формированию у будущих специалистов МЧС осознанного понимания современных социально-экономических, культурных и политических реальностей» [1].

Расширим и конкретизируем этот ключевой тезис, кратко рассмотрев особенность взаимодействия естествознания, социально-политического и гуманитарного знания, что очень важно для разработки и формирования современной образовательной стратегии.

В фундаменте естествознания заложены философские основания и принципы [2]. На них пытался выйти Ньютон в своём фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии», где он коренным

образом изменил подход к изучению философии природы, — это то, что сейчас мы называем теоретической физикой. Главное здесь — поиск универсальных законов бытия, в результате которого был сформулирован закон всемирного тяготения и три закона движения.

Фарадей создаёт новую теорию структуры вещества, исходя из нового философского осмысления материи: исходным материальным образованием являются не атомы, а поле; атомы — лишь сгустки силовых линий поля. Материя, по Фарадею, занимает всё пространство. Материя активна и немыслима без движения.

Не случайно и то, что создатель первого учения об эволюции органического мира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемике с которым родился дарвинизм, назвал свою книгу «Философия зоологии». За полвека до появления дарвиновского «Происхождения видов», он высказал мысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.

Взаимозависимость философии и естественных наук хорошо выразил И. В. Гёте. «От физика, — писал он, — нельзя требовать,

чтобы он был философом; но <...> он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» [3].

Наконец, весомое мнение о важности взаимодействия естествознания и философии высказывает лауреат Нобелевской премии, один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг, открывший принцип неопределённости, и тем самым поднявший понимание физики на принципиально новый уровень. «Едва ли можно разрабатывать атомную физику, — писал он, — не зная греческой философии. Современное естествознание, — утверждает он в своей фундаментальной книге "Физика и философия. Часть и целое", — во многих отношениях примыкает к древнегреческой натурфилософии, возвращаясь к проблемам, которые пыталась разрешить эта философия в своих первых попытках понять окружающий мир» [4].

Одно название этого фундаментального труда говорит о многом, ставит всё на свои места и по существу обозначает предельно общий гносеологический подход к изучению физической реальности. Великий учёный, за-

Рисунок 3. Вернер Гейзенберг (1901-1976)

путавшийся в многочисленных эмпирических данных и противоречивых гипотезах в квантовой физике, внезапно прозрел и понял главное — без философских оснований физики, дающих понятие целостности мира, ничего нельзя понять в хаосе микрочастиц ядерной физики. Этот вклад В. Гейзенберга в развитие теории познания, по нашему мнению, значит не меньше, а может быть и больше, чем разработанный им принцип неопределённости.

Оставив на время эмпирические исследования, выдающийся физик начинает изучать философию в поисках опоры, предельных оснований для построения квантовой теории. Он создаёт и утверждает новую когнитивную парадигму в физических исследованиях — нельзя понять отдельные элементы системы, не зная и, следовательно, не опираясь на свойство целостности этой системы, элементами которой они являются.

Свойство целостности и является тем предельным основанием для естествознания. Целостность системы означает несводимость свойств системы к сумме свойств её элементов. Машина — это механизм, свойство целостности которого заключается в возможности что-то перевозить, и неважно — людей или различные грузы. Не зная и, следовательно, не опираясь на это свойство, как на предельное основание для практической деятельности, даже лучший механик в мире не сможет её отремонтировать, ведь нельзя понять, какую роль и функции выполняют отдельные элементы системы под названием машина (цилиндр, коробка передач, камера сгорания, система охлаждения и т. д.). Целостность всего мира — это та опора, которую пытался найти В. Гейзен-берг для объяснения его элементов и такого сложного явления как квантовая механика [5].

Фундаментальные знания конкретных наук философия объединяет в общую целостную систему, картину мира и мироздания. Это и есть предельные основания для естествознания. От общего к частному — вот путь познания, который заново открыл и утвердил для себя и всего мира В. Гейзенберг [6].

Почему более общее знание является более фундаментальным, поясним на простом

примере: добыча угля напрямую зависит от знания особенностей залегания угольных пластов, которое, в свою очередь, основывается на более общей теории — теории формирования геологических пластов. Эта теория, в свою очередь, базируется на знании общих закономерностей развития и происхождения Земли, а далее — нашей Галактики и Вселенной в целом.

С философской точки зрения методологически правильно будет выявить исходное противоречие при анализе проблем современного образования: готовить узкого специалиста или специалиста широкого профиля?

Гегель открыл миру и фундаментально разработал замечательные категории «видимость» и «кажимость» [7], которые подвели под методологию познания научную основу, но первые подходы к изучению этих категорий мы находим уже в античной философии у Платона и Аристотеля.

Многие тысячелетия люди считали, что Земля плоская, потому что так «виделось» и так «казалось». В подобной гносеологической и психологической парадигме находится и проблема подготовки кадров — на первый взгляд, очевидна необходимость подготовки узкого специалиста, хорошо знающего и применяющего свои знания в конкретной специальности, деле или операции, владеющего узко ограниченным набором техники, но это и есть только «видимость» и «кажимость». Это тупиковое направление в образовании, ведь все сферы жизни, в том числе техника и технологии, развиваются очень быстро и узкопрофильный специалист оказывается не у дел.

В настоящее время деятельность пожарной охраны сдвигается в сторону всё большего универсализма. Это происходит вследствие общемировой тенденции к усложнению основных сфер жизни общества, что требует всесторонних знаний, умений и практических навыков. При более широком рассмотрении такие изменения только подтверждают концепцию глобального эволюционизма [8].

Жизнь и деятельность великих учёных и прогрессивных деятелей демонстрируют тот

факт, что подготовка специалиста широкого профиля более эффективна для науки и всего общества, так как позволяет человеку раскрыть свои творческие возможности в большей степени и, следовательно, реализоваться как личности, состояться как узкому специалисту в конкретной работе. Большинство научных открытий и достижений были совершены всесторонне образованными и эрудированными людьми, широко использующими в своей работе знания из различных наук, межпредметные или междисциплинарные связи, и обладающими «критическим мышлением» [9].

Стремительное ускорение и усложнение общественной жизни, выражающееся в бурном развитии плюрализма в экономике, политике, социальной и духовной сферах, требуют новых подходов к организации собственной деятельности и от сотрудников пожарной охраны. Сегодня пожарный участвует не только в тушении пожара, спасении людей и материальных ценностей, но и должен уметь квалифицированно оказать первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшим от огня или от разрушения зданий.

С другой стороны, разработка пожарной техники и пожарных технологий тоже требует разносторонних знаний. Нельзя создать эффективные, надёжные и недорогие средства пожаротушения, не опираясь на теоретические знания и практические достижения, полученные в других науках. Вот почему сегодня, в век господства цифровых технологий и комплексного подхода к решению теоретических и практических проблем, совершенствование концепции высшего образования является актуальной. Поэтому и задача нашей академии заключается в подготовке специалистов широкого профиля.

Специалист широкого профиля в своей деятельности опирается на глубокие знания многих учебных дисциплин, а главное на их логику и методологию в решении практических и теоретических задач. Это специалист с высоким чувством долга и личной ответственности за порученное дело, который умеет быстро и правильно сориентироваться в экстремальной ситуации на месте пожара

и принять оптимальные решения, опираясь на совокупность знаний, полученных во время учёбы.

В обществе востребован всесторонне подготовленный специалист с высокой общей культурой. Для качественного выполнения служебных задач современный специалист должен уметь применять знания из смежных наук, постоянно самосовершенствоваться, непрерывно повышать свою квалификацию с опосредованной опорой на базовые ценности в политике, экономике и социальной сфере жизни общества. Курс на узкую специализацию в подготовке выпускников вузов навсегда ушёл в прошлое.

Учебная дисциплина концепции современного естествознания, которая преподаётся в Академии ГПС МЧС России, — мировоззренческая дисциплина, она знакомит слушателей с последними фундаментальными достижениями естествознания, формируя тем самым стройное, законченное, систематизированное и целостное научное мировоззрение. Она даёт адекватное понимание картины мира и на этой основе вырабатывает у обучающихся умение широко и разносторонне рассматривать профессиональные проблемы, что и требуется для специалиста широкого профиля.

Широкий взгляд на проблему — главное отличие человека с высшим образованием от выпускника колледжа или иного среднего

специального образовательного учреждения. Задача специалиста со средним специальным образованием заключается в том, чтобы обеспечить правильную работу уже существующего производства, технологических процессов и форм организации служебной деятельности. Задача специалиста с высшим образованием заключается в том, чтобы работать над развитием и совершенствованием техники, технологий и форм организации пожарного дела.

Бесспорной является истина, что выпускники с высокой общей культурой, высокообразованные, многосторонне подготовленные могут творчески, а значит, более эффективно решать служебные задачи.

При таком подходе результатом подготовки будущих руководителей пожарной охраны страны будет их способность видеть и адекватно понимать реальные перспективы и тенденции её дальнейшего развития. Они будут уметь предвидеть и теоретически грамотно обосновывать направления совершенствования пожарной техники и автоматики, стратегии и тактики тушения пожаров, форм и методов организации пожарной службы и деятельности пожарной охраны в структуре МЧС России.

Только высокообразованные, разносторонне эрудированные специалисты широкого профиля сумеют обеспечить национальную и пожарную безопасность общества [10] в соответствии с требованиями законов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Липский В. Н. Зачем техническому вузу научный социально-гуманитарный журнал? // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 5—7.

2. Карпенко А. С. Философский принцип полноты (Часть I) // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 58—70.

2. Карпенко А. С. Философский принцип полноты (Часть II) // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 95—108.

3. Гёте И. В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. С. 520.

4. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. Пер. с нем. М.: Наука, Физматлит. 1989. 400 с.

5. Бабин Ю. М. О гносеологических основаниях естествознания // Духовная культура: традиции и современность: сб. научных трудов и воспоминаний преподавателей кафедры философии.

М.: Академия ГПС МЧС России. 2015. С. 33-50.

6. Петренко В. Ф, Супрун Л. П. Классическая и квантовая физика

на языке сознания и бессознательного — постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2014. № 9. С. 76—90.

7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.

8. Ходикова Н. Л., Киричек Л. В. Структура и динамика современного научного знания: альтернативные научно-исследовательские программы

и эмпирически эквивалентные теории // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 14-19. DOI: 10.25257/КВ.2021.1.14-19

9. Фурс В. Л., Федосеев Л. Л. Проблема критичности современного политического образования // Культура и безопасность.

2021. № 2. С. 12-20. DOI: 10.25257/КВ.2021.2.12-20

10. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Григорьева М. П. Вопросы безопасности и культуры в современном мире // Культура и безопасность.

2021. № 1. С. 8-13. DOI:10.25257/KB.2021.1.8-13

EDUCATION: NEW CHALLENGES IN THE DIGITAL ERA

BABIN Yuri

PhD in Philosophy, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The article analyzes various concepts and approaches towards organizing the educational process at the Academy of EMERCOM of Russia, substantiates the necessity to train multi-skilled specialists in the era of digital technologies dominance and interdisciplinary ties deepening.

Key words: concept of education, specialist, universal competencies, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.