Научная статья на тему 'Образование мегарегионов как вектор регионального развития в условиях глобализации'

Образование мегарегионов как вектор регионального развития в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
198
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МЕГАРЕГИОН / МЕГАГОРОД / ИНФРАСТРУКТУРА / ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волошина А. Ю.

В настоящее время происходят значительные изменения мирового экономического пространства. Одной из выраженных тенденций является формирование мегарегионов, которые идентифицируются в различных частях мира. Перспективы регионального развития связанны с агломерацией регионов в макрои мегарегионы. Мегарегионы и мегагорода характеризуются рядом качественных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование мегарегионов как вектор регионального развития в условиях глобализации»

образование мегарегионов

как вектор регионального развития в условиях глобализации

А. Ю. ВОЛОШИНА,

кандидат экономических наук, доцент,

заместитель заведующего отделом международных связей E-mail: [email protected] Международный университет Москвы

В настоящее время происходят значительные изменения мирового экономического пространства. Одной из выраженных тенденций является формирование мегаре-гионов, которые идентифицируются в различных частях мира. Перспективы регионального развития связаны с агломерацией регионов в макро- и мегарегионы. Мегареги-оны и мегагорода характеризуются рядом качественных признаков.

Ключевые слова: экономика, мегарегион, мегагород, инфраструктура, динамика экономического развития.

Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике, делают актуальными исследования процессов и перспектив формирования мегарегионов, а также оценки их роли в экономическом и социальном развитии регионов.

Формирование таких мегарегионов отражает трансформацию экономических функций отдельных регионов в глобальной экономике, когда мегастатус приобретает регион или макрорегион страны вследствие выполнения им глобальных функций. С этих позиций мегарегионы можно выделить в границах отдельных стран и характеризовать их как макрорегионы с глобальным значением. В ЕС, например, это немецкий мегарегион: Штутгарт, Франкфурт и Мангейм с населением 23 млн чел.

Мегарегионы также образуются в рамках пространства приграничных макрорегионов сопредельных стран, вовлеченных в интенсивное хозяйственное взаимодействие и совместно выполняющих в процессе его осуществления глобальные функции. Такие мегарегионы можно идентифицировать в Северной Америке: например от Торонто (Канада), через Буффало (штат Нью-Йорк, США)

и до Честера (штат Пенсильвания, США) с населением свыше 22 млн чел.

Важно отметить, что в условиях глобализации при характеристике мегарегионов важно учитывать не только их географический, но и экономический масштаб. Как справедливо считают О. Иншаков и Е. Иншакова, мегастатус может иметь и совсем небольшая территория, сосредоточившая в себе деятельность по обеспечению производства или движению глобальных потоков товаров и услуг.

В этом случае функции мегарегиона выполняют так называемые мегагорода (megacities). При этом следует подчеркнуть, что крупные города целесообразно идентифицировать как мегагорода по ключевому признаку наличия (или отсутствия) их значимого влияния на развитие мировой экономики в условиях глобализации. Понятие «мегагород» относится к крупным городам, экономические, финансовые, научные, образовательные, инновационные, культурные и другие результаты функционирования которых во многом определяют процессы глобального социально-экономического развития.

Это означает, что в современной глобальной экономической системе выделить мегагорода с глобальным значением только лишь на основе количественного подхода крайне сложно. Традиционно крупные города определялись на основе строго количественных критериев (прежде всего демографических): численность населения от 10 млн чел. и выше; плотность населения не менее 2 тыс. чел. / км2; огромные пространственные масштабы как у наиболее крупной формы расселения, образующейся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций, связанных единой транспортной сетью.

Приоритеты России

12 (69) - 2010

Однако при таком подходе в число сверхкрупных попадают города, которые имеют помимо различной, но свыше 10 млн чел. численности населения, выраженные качественные отличия экономического, технико-технологического, научно-инновационного, образовательного, культурного потенциала, учет которых серьезно изменит итоги их ранжирования. Кроме того, при использовании указанного подхода происходит фактическое отождествление мегагородов с мегалополисами в беднейших странах, которые страдают от перенаселенности, высокого уровня безработицы, развития теневой экономики, социального регресса, бедности, крайних проявлений социального расслоения.

В связи с этим специалисты Pricewaterhouse-Соореге обоснованно считают, что данные о численности населения города не дают исчерпывающего представления о масштабах его экономической деятельности, и предлагают поэтому ранжировать крупнейшие города мира по объему ВВП с учетом ППС. Так, расчетный ВВП Токио и Нью-Йорка составил в 2008 г. почти 1,5 трлн долл. по ППС, что примерно соответствует объему экономики всей Испании. В 2008 г. кроме Лондона и Парижа в первую тридцатку вошли только два европейских города — Москва (321 млрд долл., 15-е место) и Мадрид (230 млрд долл., 26-е место). Это отражает тот факт, что в таких странах, как Германия и Италия, есть не один доминирующий столичный город, как в Великобритании или Франции, а несколько главных городов, которые по размеру экономики относятся к числу средних городов мира.

Качественными характеристиками мегагоро-дов следует считать:

• включенность в максимальное количество сетей глобального, внутринационального и регионального характера;

• активность в областях финансового контроля, менеджмента, стратегического позиционирования и координации глобальной экономики; постоянное наращивание присутствия в глобальных сетях производства и финансовой деятельности;

• наличие развитой инфраструктуры (производственной, научно-технической, финансовой, инновационной и др.);

• статус финансового, научного, инновационного, культурного центра;

• наличие многообразной рабочей силы, обладающей необходимыми технологическими и организационными знаниями, восприимчивостью к новым знаниям, способной принимать решения в динамичной среде;

40 -

• полицентричность внутренней организации

города, наличие многочисленных национальных общин;

• выраженную пространственную и социальную

сегментацию.

Процессы формирования мегагородов идут экстенсивным либо интенсивным путем. В первом случае мегарегион возникает на основе мощных городских агломераций, разрастающихся и объединяющихся друг с другом благодаря интегрированным рынкам факторов производства, транспортной и коммуникационной инфраструктуре, системам землепользования. Во втором случае крупный город наращивает выполнение функций мегаре-гиона, максимально используя экономические возможности глобализации, и интегрируется в глобальное пространство посредством установления и кардинального расширения торговых, финансовых, транспортных, информационных и инновационных связей с другими регионами мирового хозяйства.

Следует подчеркнуть, что для мегарегионов и мегагородов характерны высокий уровень и в целом позитивная динамика экономического развития, а также значимая роль в обеспечении функционирования глобальной экономической системы.

В контексте этих выводов пристального внимания заслуживает исследование процессов трансформации хозяйственного пространства регионов и макрорегионов Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга России (в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах). Здесь находятся основные трансграничные «переходы» отечественной хозяйственной системы, через которые страна осуществляет сотрудничество с сопредельными государствами, выход на рынки ближнего и дальнего зарубежье, получает из внешней среды товары и услуги, необходимые для ее жизнеобеспечения. Именно для этих макрорегионов, в первую очередь, необходимо определение перспектив их включения в формирование мегарегионов глобального значения как активных участников глобальных взаимодействий по поводу организации и осуществления бесперебойных трансграничных потоков ресурсов, факторов и результатов производства.

Действительно, в российском хозяйственном пространстве уже возникли необходимые объективные материально-технические и социально-экономические предпосылки для развития исследуемого процесса как на межстрановом, так и на межрегиональном уровнях. Для всех перечисленных уровней следует на основе эволюционного подхода определить содержание и структуру меха-

низмов возникновения и функционирования регионов (макрорегионов) с глобальным значением. Это особенно важно для создания оптимальных каналов хозяйственного взаимодействия российских макрорегионов с глобальной экономической системой, использования его преимуществ и своевременной диагностики возникающих экзогенных вызовов и угроз региональному развитию.

Объективные условия, ресурсы и факторы образования мегарегионов на основе приграничного сотрудничества можно выявить в хозяйственном пространстве южных регионов Дальнего Востока, с одной стороны, и Северо-Восточного Китая, с другой (например Приморский край, Россия — провинция Хэйлуцзян, провинция Цзилинь, Китай).

Мегарегионы на базе крупных городов с пригородами формируются в границах Москвы и Московской области — в Центральном федеральном округе (ФО), Санкт-Петербурга и Ленинградской области — в Северо-Западном ФО; на базе протяженной сети крупных городов с пригородами в Свердловской, Челябинской и Курганской областях — в Уральском ФО.

Неоднозначной является оценка перспектив образования мегарегионов на Юге России. Для Южного ФО можно прогнозировать формирование мегарегиона приграничного типа, охватывающего промышленные районы Ростовской области (население — 4,23 млн чел., плотность населения — 42,0 чел. /км2) и сопредельной Донецкой области на юго-востоке Украины (население — 4,5 млн чел., плотность населения — 170 чел. /км2). В то же время создание мегарегиона в приграничье Волгоградской, Астраханской областей и Казахстана представляется значительно менее вероятным вследствие того, что рассматриваемое хозяйственное пространство по количеству и плотности населения, уровню развитости производственной и социальной инфраструктур, инфраструктуры транспортных коридоров, таможенной инфраструктуры и т. д. в современных условиях не соответствует рассмотренным выше характеристикам мегарегионов [1].

Северо-Кавказский ФО (СКФО) нуждается в разработке комплексной стратегии развития его регионов в глобальном контексте, создании особых экономических зон для привлечения инвестиций в развитие производственной и социальной инфраструктуры, в устранении преступности на экономической почве, клановости, сокращении масштабов теневой экономики, создании новых рабочих мест для решения острейших проблем на рынке труда, в значительном улучшении качества жизни граждан [2].

В этих условиях для хозяйственного пространства округа можно прогнозировать скорее ориентацию и постепенное «притяжение» к уже функционирующим мегарегионам (не исключается вариант образования Азово-Черноморского мегарегиона). Это обусловлено необходимостью наращивания хозяйственных связей для обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности развития региона.

Развитию интеграционных процессов способствуют имеющиеся предпосылки: взаимодействующие рынки факторов производства, транспортная и коммуникационная инфраструктуры, интегрированные системы землепользования, совместная история. Особую значимость для укрепления таких связей имеет использование потенциала транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», проходящих через территорию СКФО. Импульс наращиванию таких связей может дать Ставропольский край (население — 2,7 млн чел., плотность населения — 40,9 чел/км2), лидирующий в округе по уровню социально-экономического развития.

Список литературы

1. Колосов В. А., О'Локлин Дж. Социально-территориальная динамика и этнические отношения на Северном Кавказе // Полис. 2008. № 4. С. 39.

2. Рощина И. В., РощинаГ. С. Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективной региональной политики // Экономика. 2009. № 6. С. 159.

л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.