борис белявскии
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и риски
Аннотация. Дается характеристика действующей в настоящее время в Российской Федерации системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются причины сокращения количества специальных (кор-рекционных) образовательных организаций и числа обучающихся в них, указаны возможные риски неподготовленного перевода детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное обучение.
ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивное образование, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст. 5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) во всех общеобразовательных организациях, в том числе тех, где реализуются адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
При этом ст. 79 указанного закона определяет условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие применение специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходи-
мую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекци-онной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посред-
№ 3 (69) 2015 образовательная политика
ством организации их инклюзивного образования.
В Российской Федерации за последние годы сложилась система образования лиц с ОВЗ, в которую входят:
• служба ранней диагностики и сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии;
• дошкольные образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;
• образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ;
• специальные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
• обучение в классах общеобразовательных организаций совместно с нормально развивающимися детьми (инклюзивное образование);
• профессиональное образование лиц с ОВЗ.
По данным директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянова, представленным им на коллегии министерства 10 ноября 2014 г., в 2014/15 учебном году в Российской Федерации в образовательных организациях обучалось свыше 479 тыс. детей с ОВЗ, из них:
• в 1660 специальных (коррекцион-ных) образовательных организациях -около 210 тыс. детей,
• в коррекционных классах при общеобразовательных организациях - почти 110 тыс. детей,
• в общеобразовательных классах -159 тыс. детей.
Если сравнить вышеприведенные сведения о системе специального (коррекци-онного) образования со сведениями пятилетней давности, то можно увидеть сокращение образовательных организаций для детей с ОВЗ. Так, в 2010/11 учебном году в Российской Федерации функционировало 1795 специальных (коррек-ционных) школ (школ-интернатов), в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций обучались 119 767 детей с нарушениями физического и умственного развития,
видеть. предвидеть. действовать
а также задержкой психического развития, причем почти 87 тыс. обучающихся имели статус обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) (в 2014 г. -только 72 тыс.).
Тенденция сокращения количества специальных (коррекционных) образовательных организаций и специальных (коррекционных) классов при образовательных организациях общего типа имеет несколько причин. Среди них:
• своевременное выявление недостатков развития у детей и начало ранней помощи им в дошкольном возрасте;
• перевод детей-инвалидов на дистанционное обучение;
• развитие инклюзивного образования. Некоторые специалисты также считают, что уменьшение общей рождаемости в России ведет и к сокращению числа детей с ОВЗ, а значит, количество образовательных организаций сокращается закономерно. Вместе с тем по данным Минздрава России в последние годы доля здоровых новорожденных снизилась с 48 до 26%, среди недоношенных детей с весом менее 1000 грамм 80% имеют врожденную патологию. Это обозначает, что число детей, имеющих сложную структуру дефекта развития, возрастает.
Ссылка на то, что перевод обучающихся с ОВЗ на дистанционную форму обучения значительно сократил число детей с ОВЗ, обучающихся в специаль-
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации их инклюзивного образования.
образовательная политика № 3 (69) 2015
> *
Ч
А
л т
X А Я
т
Б.В. Белявский, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционно-го образования ФИРО, кандидат педагогических наук
ных (коррекционных) образовательных организациях, не состоятельна. Численность обучающихся индивидуально на дому по программам специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений 1-УШ видов по данным Формы Д-9 в 2012/13 учебном году составляла 38 375 человек, из них только 2324 в обучении использовали дистанционные технологии. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ, дистанционная форма обучения предоставляется исключительно детям-инвалидам, а они далеко не все обучаются в специальных образовательных организациях. Многие дети, имеющие статус инвалида, особенно из числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с соматическими, эндокринными, онкологическими и другими заболеваниями или нервно-психическими расстройствами, обучаются по форме надомного обучения по программе общеобразовательной (массовой) школы. В основном для них и была введена форма дистанционного обучения.
Выходит, что основной причиной сокращения контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях и специальных (коррекционных) классах является внедрение инклюзивного образования. При этом следует отметить, что такая форма обучения детей с ОВЗ не всегда фиксируется, и, соответственно, 159 125 детей, о которых говорил на коллегии Е.А. Си-льянов, далеко не полностью отражают создавшуюся ситуацию с нахождением в массовых образовательных организациях детей, нуждающихся в специализированной помощи и поддержке со стороны педагогов-дефектологов.
По итогам проведенной в 2014 г. итоговой государственной аттестации, обязательной для всех выпускников IX классов, только в г. Москве более 8 тыс. человек не смогли справиться с контрольными заданиями. А сколько таких по всей стране? Зачем мы обманываем самих себя, объявляя инклюзию обязательным элементом развития толерантного общества и не предполагая, что данный процесс сильно ударит по качеству общего образования?
К сожалению, в ряде субъектов Российской Федерации пошли по пути экономии средств (по мнению руководителей их законодательных и исполнительных органов, инклюзивное образование дешевле). Да, стоимость пребывания в специальной (коррек-ционной) образовательной организации одного обучающегося с ОВЗ (даже и умственно отсталого, на него тратится меньше всего средств) в 2-4 раза дороже, чем обучение его нормально развивающегося сверстника в обычной школе. На первый взгляд, при закрытии специальной (коррекционной) образовательной организации (особенно интерната) на 150-180 детей, успешно решается ряд задач:
1) появляется возможность использования освободившихся помещений под другие нужды (не всегда, правда, связанные с потребностями образования);
2) освобождается большое количество педагогического и обслуживающего персонала (как правило, на 180-200 обучающихся, воспитанников в интернате приходится до 150 взрослых);
3) отпадает необходимость содержания автотранспорта, положенного интернатному учреждению;
4) прекращается финансирование положенного в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) бесплатного содержания детей с ОВЗ в интернате (расходы на питание, обмундирование, учебники и учебные пособия и т.д.).
Неспециалисту кажется, что любая из перечисленных мер может дать большой экономический эффект в сохранении муниципального или регионального бюджета. Но так ли это?
В соответствии с законодательством все дети вне зависимости от особенностей их развития должны получать полноценное образование. Сможет ли глухой ребенок взять на уроке необходимую информацию из уст педагога, не имея качественного звукоусиливающего оборудования? Способен ли незрячий обучающийся сохранить в памяти в полном объеме материал урока, не подкрепив его содержанием учебника, написанного шрифтом Брайля? Уютно ли будет чувствовать себя ученик, имеющий нарушение опорно-двигательного
№ 3 (69) 2015 образовательная политика
видеть. предвидеть. действовать
аппарата, если его посадить за обычный стол?
Для получения полноценных знаний обучающимся с ОВЗ необходимо создать доступную среду в пространстве образовательной организации. И это далеко не только пандус или расширенные дверные проемы, как в настоящее время считают некоторые чиновники. Каждого обучающегося с ОВЗ, в зависимости от особенностей его нарушения, необходимо обеспечить современными реабилитационными техническими средствами обучения, создать ему возможности беспрепятственного передвижения в пространстве образовательной организации. К сожалению, практика показывает, что даже 159 125 учеников, обучающихся инклюзивно, в редких случаях получают полноценную коррекци-онную поддержку.
Несмотря на декларацию в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) инклюзивной формы обучения, пока еще не запущены экономические рычаги ее внедрения:
• до сих пор нет положения о тьюторе (ассистенте, помощнике учителя), который должен осуществлять патронирование ребенка с ОВЗ в образовательном процессе;
• не определена квота детей с ОВЗ в инклюзивном классе (да и вообще - какой должна быть общая наполняемость этого класса?);
• немаловажное значение имеет и уровень заработной платы педагога, работающего в условиях инклюзии. Почему учитель, обучающий ребенка-инвалида на дому, работающий с ним индивидуально, может получать надбавку «за вредность» в размере 20%, а работающий в инклюзивном классе, в составе которого кроме 20-22 обучающихся с нормальным психофизическим развитием находятся два ребенка с ОВЗ, не имеет на это право?
С какими знаниями выйдут после обучения в инклюзивных классах общеобразовательных организаций выпускники, имеющие ОВЗ? И будет ли больше знаний у остальных обучающихся этого класса?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министра образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19 декабря 2014 г., предусматривает как одну из форм инклюзивное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития. Вместе с тем в стандарте четко оговариваются необходимость сохранного интеллекта при всех вышеназванных нарушениях и возможность осваивать учебный материал детьми с ОВЗ, не отставая по времени от своих нормально развивающихся одноклассников. Сомневаюсь, что такое обучение доступно большинству детей с нарушениями сенсорного и двигательного развития. Тем не менее такая форма обучения уже имеет определенную практику.
А вот как быть с включением в общеобразовательную среду детей с нарушением интеллекта? Даже с легкой умственной отсталостью? Если рассмотренные в предыдущем абзаце дети, пусть часто с пролонгацией во времени, с использованием специализированного технического сопровождения, могут освоить общий для всех учебный материал (так как получают одинаковый с нормально развивающимися обучающимися итоговый документ об образовании - аттестат) и учатся по одинаковым учебникам, то программа обучения умственно отсталых детей сильно отличается от общей. В соответствии с этим и учебники у них другие. Как сможет учитель начальных классов обучать математике одновременно и разных по уровню интеллекта детей, если к концу I класса дети с нормальным развитием решают примеры и задачи в пределах 20, а умственно отсталые - осваивают счет в рамках первого десятка? Если одни в конце года уже бегло читают простые тексты, а другие только в апреле изучили буквы алфавита? А что делать учителям-предметникам (физикам, химикам и др.), если у умственно отсталых детей нарушены ориентировки в пространстве и времени, отсутствует логическое мышление (это особенности их развития)?
К чему это может привести? По итогам проведенной в 2014 г. итоговой государственной аттестации, обязательной
75
образовательная политика № 3 (69) 2015
для всех выпускников IX классов, только в г. Москве более 8 тыс. человек не смогли справиться с контрольными заданиями. А сколько таких по всей стране?
Зачем мы обманываем самих себя, объявляя инклюзию обязательным элементом развития толерантного общества и не предполагая, что данный процесс сильно ударит по качеству общего образования? Давно замечено, что совместное (инклюзивное) обучение хорошо внедряется в организациях дошкольного и дополнительного образования детей.
И последнее, что касается инклюзивного образования умственно отсталых детей. Понятно, что, обучаясь совместно с другими детьми, они сдерживают их развитие и не дают развиваться их способностям. Но может быть, как считают некоторые апологеты инклюзии, сами умственно отсталые дети будут развиваться быстрее, сидя за одной партой с интеллектуально сохранными детьми? Вряд ли. Наоборот: определив умственно отсталого ребенка на совместное обучение с нормально развивающимися школьниками, мы априори лишаем его возможностей дальнейшей успешной социализации в обществе. Программой специальной (коррекци-онной) общеобразовательной организации VIII вида до трети учебного времени предусмотрено на трудовое обучение и допрофессиональную подготовку. Начиная с IV класса, дети, обучающиеся в такой образовательной организации, овладевают трудовыми умениями и навыками различных рабочих специальностей (в нашей стране известно до 30 профилей трудового обучения). В IV классе по учебному плану в сетке часов стоит четыре урока труда, а в классах с повышенной профессиональной подготовкой - до 20-26 недельных часов. Ученики X-XII классов во многих случаях осваивают специальность в приближенных к производству условиях. Это дает им возможность по окончании обучения сдавать экзамен по труду на уровне II-III квалификационного разряда. Есть ли такая возможность в организации общего об-
разования с ее «размытым» учебным предметом «Технология»?
Пускай не все выпускники специальной (коррекционной) общеобразовательной организации VIII вида будут трудоустроены по полученной в школе специальности. Однако практически все они имеют представление о значимости труда. У них, как правило, воспитано чувство уважения к людям труда, и они готовы приносить пользу государству на предприятиях сферы обслуживания населения и промышленных, на полях и стройках. Они не будут обузой для общества, как те «неумехи», которые окончили массовую (как мы говорим) школу.
Почему же уже сейчас, не дожидаясь официального срока введения в действие ФГОС (с 1 сентября 2016 г.), началось совместное обучение детей с ОВЗ с их нормально развивающимися сверстниками? (Это наглядно видно на примерах Забайкальского края, Калининградской области и других субъектов России.) Почему мы всегда торопимся?
веблиография
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1%8B/5132/%D1%84%D0%B0%D0%B9% D0%BB/4068/Prikaz_%E2%84%96_1598_ ot_19.12.2014.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70760670/#ixzz3nhDXKaig
76
№ 3 (69) 2015 образовательная политика