Научная статья на тему 'Образование какмногоотраслевая сфера воспроизводства человеческого капитала'

Образование какмногоотраслевая сфера воспроизводства человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДУХОВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНЦЕПЦИЯ / ЭФФЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMICS OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / SPIRITUAL REPRODUCTION / LABOR FORCE / LABOR MARKET / HUMAN CAPITAL / INVESTMENT COMPLEX / PROFESSIONAL TRAINING / NATIONAL ECONOMY / CONCEPT / EFFECT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошин Владимир Иванович, Колесников Леонид Федорович, Сорвиров Борис Владимирович

Возрастание интереса экономической науки к человеческим созидательным способностям, пути их активизации совпадают со всеобщей закономерностью развития современной науки. С позиции экономической теории это предполагает переход к «человеческому» измерению жизни общества, постановку индивида как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства созидательных качеств человека.Обозначенные проблемы образования становятся сегодня основными экономическими проблемами современности и ближайшего будущего. Цель, определенная авторами данной статьи, исследовать роль сферы образования в обществе на основе анализа сущностных свойств образовательной услуги как конституирующей основы системы образования. Реализация этой цели предопределила следующие задачи: проанализировать процесс производства образовательной услуги с позиции ее места в системе воспроизводства человеческого капитала, выявить роль образовательного потенциала и образовательной услуги; оценить внутреннюю систему эффективности образования и конкретных результатов деятельности институтов рынка образовательных услуг; исследовать опыт развития теоретической и прикладной экономики образования в России и за рубежом по взаимодействию разных экономических укладов и механизмов внутри образовательной сферы и в ее внешних связях.Авторами исследована проблема развития экономики образования как многоотраслевой сферы воспроизводства человеческого капитала; выявлены тенденция и основное фундаментальное изменение, составляющее основу современной экономической парадигмы переориентация хозяйственной деятельности в обществе на наиболее благоприятный режим развития и мотивации творчества и талантливого работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошин Владимир Иванович, Колесников Леонид Федорович, Сорвиров Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as DiversifiedScope Reproduction of Human Capital

Growing interest in economics to human creative abilities, the ways to activate them coincide with the universal law of development of modern science. From the standpoint of economic theory it refers to the transition to the «human» dimension of society life and placing an individual as a producer and a consumer in the center of social and economic system. This, in turn, requires understanding the role of education and other spheres of reproduction of human creative qualities.These problems related to education become now the main economic problems of the present and the near future. The target defined by the authors of this article is to investigate the role of education in the society on the basis of the analysis of the essential characteristics of educational services as a constitutive base of the education system. The objective predetermined the following tasks: to analyze the production process of educational services from the perspective of its place in the reproduction of human capital, to reveal the role of educational potential and educational services; to evaluate the internal system of effectiveness of education and specific results of the institutions of the educational services market; to explore the experience of development of theoretical and applied economics of education in Russia and abroad on the interaction of different economic structures and mechanisms within the educational sphere and in its external relations.The authors investigated the problem of economic development of education as a multi-sphere reproduction of human capital; trends and major fundamental change are identified which form the basis of modern economic paradigm, namely the reorientation of economic activity in the society on the most favorable development of creativity and motivation of a talented employee.

Текст научной работы на тему «Образование какмногоотраслевая сфера воспроизводства человеческого капитала»

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1УДК 378 ББК 74

ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГООТРАСЛЕВАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В. И. Ерошин, Л. Ф. Колесников, Б. В. Сорвиров

Возрастание интереса экономической науки к человеческим созидательным способностям, пути их активизации совпадают со всеобщей закономерностью развития современной науки. С позиции экономической теории это предполагает переход к «человеческому» измерению жизни общества, постановку индивида как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства созидательных качеств человека.

Обозначенные проблемы образования становятся сегодня основными экономическими проблемами современности и ближайшего будущего. Цель, определенная авторами данной статьи, - исследовать роль сферы образования в обществе на основе анализа сущностных свойств образовательной услуги как конституирующей основы системы образования. Реализация этой цели предопределила следующие задачи: проанализировать процесс производства образовательной услуги с позиции ее места в системе воспроизводства человеческого капитала, выявить роль образовательного потенциала и образовательной услуги; оценить внутреннюю систему эффективности образования и конкретных результатов деятельности институтов рынка образовательных услуг; исследовать опыт развития теоретической и прикладной экономики образования в России и за рубежом по взаимодействию разных экономических укладов и механизмов внутри образовательной сферы и в ее внешних связях.

Авторами исследована проблема развития экономики образования как многоотраслевой сферы воспроизводства человеческого капитала; выявлены тенденция и основное фундаментальное изменение, составляющее основу современной экономической парадигмы - переориентация хозяйственной деятельности в обществе на наиболее благоприятный режим развития и мотивации творчества и талантливого работника.

Ключевые слова: экономика образования, рынок образовательных услуг, духовное воспроизводство, рабочая сила, рынок труда, человеческий капитал, инвестиционный комплекс, профессиональная подготовка, национальная экономика, концепция, эффект образования.

EDUCATION AS DIVERSIFIED SCOPE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL

V. I. Eroshin, L. F. Kolesnikov, B. V. Sorvirov

Growing interest in economics to human creative abilities, the ways to activate them coincide with the universal law of development of modern science. From the standpoint of economic theory it refers to the transition to the «human» dimension of society life and placing an individual as a producer and a consumer in the center of social and economic system. This, in turn, requires understanding the role of education and other spheres of reproduction of human creative qualities.

These problems related to education become now the main economic problems of the present and the near future. The target defined by the authors of this article is to investigate the role of education in the society on the basis of the analysis of the essential characteristics of educational services as a constitutive base of the education system. The objective predetermined the following tasks: to analyze the production process of educational services from the perspective of its place in the reproduction of human capital, to reveal the role of educational potential and educational services; to evaluate the internal system of effectiveness of education and specific results of the institutions of the educational services market; to explore the experience of development of theoretical

and applied economics of education in Russia and abroad on the interaction of different economic structures and mechanisms within the educational sphere and in its external relations.

The authors investigated the problem of economic development of education as a multi-sphere reproduction of human capital; trends and major fundamental change are identified which form the basis of modern economic paradigm, namely the reorientation of economic activity in the society on the most favorable development of creativity and motivation of a talented employee.

Keywords: economics of education, educational services market, spiritual reproduction, labor force, labor market, human capital, investment complex, professional training, national economy, concept, effect of education.

Важная экономическая роль образования в развитии общества неизменно отмечалась в научных трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с XVIII в. Однако реальная основа для возникновения многоотраслевой сферы воспроизводства человека, экономики образования и рынка образовательных услуг сложилась в середине ХХ столетия, когда произошел беспрецедентный скачок в развитии системы образования в большинстве стран мира, в результате чего система образования окончательно превратилась в крупную народнохозяйственную сферу, где создается огромная по величине и уникальная по своей значимости часть национального богатства страны.

В настоящее время внутренние процессы образования, включая и их экономический аспект, можно правильно оценить только в самом широком масштабе общенароднохозяйственных связей, глубоких качественных и структурных сдвигов в производстве, в потребностях, в интересах и мотивациях - и в целом в образе жизни общества.

К сожалению, говоря о необходимости экономического подхода к развитию образования в России (и это неотделимо от постановки вопроса о его месте в системе народнохозяйственных приоритетов), пока еще приходится доказывать, что эта сфера является равноправной частью народного хозяйства, а не остаточной периферией. Однако пока наше общество медленно осознает этот минимум, жизнь уходит далеко вперед. Условия современного этапа жизни общества поставили сферу образования на острие цивилизационного развития во всех лидирующих странах мира. Главной переменой в их социально-экономической жизни стало то, что уже почти пять десятилетий назад была не только теоретически доказана, но и в национальных

масштабах практически использована объективная потребность в изменении подхода к роли и месту человеческого потенциала. Иначе говоря, общество восприняло необходимость глубокой социальной переориентации экономических приоритетов. Именно это и составляет основную линию и мощную движущую силу современного этапа мирового развития.

Образование стало в передовых странах важнейшей отраслью консолидировавшихся в народнохозяйственной структуре принципиально по-новому трактуемых инвестиционных видов деятельности в сфере нематериального производства.

Нематериальное накопление, то есть прежде всего вложения в «человеческий капитал», включая сферу научных исследований и разработок, возрастая опережающими темпами, преодолело барьер, после которого его преобладание над материальным стало очевидным. Считавшийся в России в недалеком прошлом банальным тезис о «решающей роли человека» в действительности выразился в развитых странах мира в радикальной перекройке главных народнохозяйственных пропорций, в замене ряда движущих механизмов и мотивов развития, без чего стало невозможным оставаться в рамках динамичной, конкурентоспособной экономики. Этот сдвиг исторического значения является одновременно и главным результатом, и непосредственной причиной эффективного в экономическом и социальном плане развития всех мировых экономических центров.

Самым показательным для российских условий по масштабам и характеру развития является опыт США. Наиболее важные и значительные по своим последствиям сдвиги в воспроизводственном процессе этой страны происходят в наше время вне его материальной сферы. В течение 1970-х и 1980-х гг. продолжа-

лись серьезные изменения в американской экономике и в обществе, связанные с утверждением их целевой ориентации на развитие человека и социальной инфраструктуры. В итоге этих процессов за послевоенный период произошло коренное изменение экономических приоритетов и самого понятия капиталовложений, их состава, а также содержания инвестиционной политики. Это было вызвано тем, что рядом с материальным накоплением в структуре народного хозяйства полностью оформилась самостоятельная многоотраслевая сфера воспроизводства современного, «дорогого человека», по определению российского экономиста Ю. Васильчука [1-2]. В эту сферу включены все государственные и частные затраты на образование, подготовку кадров, значительную часть науки и ряд других социальных расходов. При определении приоритетов расходования всех экономических ресурсов и фондов основная часть социальных затрат на человека уже в 1960-х гг. была равной инвестициям в материальную сферу, а в настоящее время значительно превосходит их.

Как видим, в этот период произошел исторический перелом в соотношении затрат на социальное обслуживание человека и на его материальное и производственное окружение. Громадное накопление средств производства в ведущих странах мира обходится обществу ежегодно всего в 12-15% валового национального продукта. Норма накопления, превышающая этот рубеж, является, как показывает опыт, временным явлением и оправдывается исключительно высокими темпами экономического развития, характерными, например, для германской, японской или китайской экономики. В экономике США уже давно приобрели устойчивые формы соотношения, согласно которым на развитие сферы образования расходуется приблизительно в 2,5 раза больше, чем на сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а на здравоохранение -в 1,7-2,0 раза больше, чем на образование.

Основная часть накопления нематериального богатства приходится на сферы образования и НИОКР, которые и составляют ядро народнохозяйственного инвестиционного комплекса этой сферы. В экономике США невещная сфера развивается опережающими темпами, а ее мате-

риальная база постоянно укрепляется. В составе оформившегося в рамках современной экономики особого «материально-духовного комплекса» отраслей и видов деятельности, конечным результатом работы которого является широкий доступ населения ко всем нужным ему видам информации, производство различного электронного оборудования и вся материально-вещная информационная инфраструктура играют, по существу, обслуживающую роль относительно производства знаний и духовных ценностей. При этом статистические данные в США четко отражают многообразие качественных изменений в производстве и в условиях жизни населения страны. За этими изменениями, в частности, стоит огромный скачок в развитии образования, пик которого пришелся на 1960-е гг. За четыре с небольшим десятилетия расходы на образование возросли в неизменных ценах более чем в три раза, а их доля поднялась с 5,9% национального дохода в 1960 г. до более 9% в настоящее время. (Эти данные относятся только к системе образования в школах и вузах и составляют часть общенациональных образовательных мероприятий.)

В течение полувека в США резко увеличилось количество учащихся вузов, произошли коренные изменения в материальном оснащении учебного процесса, на базе американских университетов сформировался мощный и тонко структурированный научно-образовательный комплекс, в котором сосредоточилась главная часть фундаментальных исследований страны. Произошел скачок в образовательном уровне населения, в насыщенности рынка рабочей силы лицами с законченным и незаконченным высшим образованием. При этом рынок определил такую структуру массовой подготовки квалифицированных кадров, которая оказалась совершенно неожиданной с точки зрения специалистов плановой экономики, а именно - предельно низкая доля инженеров и техников и высокая насыщенность рынка труда выпускниками вузов с широкой общеобразовательной общекультурной гуманитарно-социальной и естественнонаучной подготовкой. Такого рода кадры заполняют рабочие места в административном аппарате, торговле, финансовых учреждениях в сфере услуг и т. д. Они легко поддаются профессиональной подготов-

ке на рабочих местах, на различных курсах переквалификации; их массовый приток способствует общему повышению культуры труда во всех сферах народнохозяйственной деятельности, росту общей культуры, качеству семейного воспитания и общения между людьми.

Среди особенностей, характерных для современного рынка труда, можно назвать практическое превращение общеобразовательной школьной и вузовской подготовки, в том числе ее гуманитарно-социального компонента, в составную часть профессиональной квалификации кадров, превращение полного среднего образования из уровня, дающего начальное преимущество для будущей карьеры, в минимальное требование рынка труда. Другим примером такого рода является начало сокращения в середине 1980-х гг. доли так называемых полуквалифицированных рабочих, к числу которых принадлежат, например, сборщики и станочники массовых специальностей. На первый план вышли новые дифференцированные показатели использования и мотивации работников - такие, как недоиспользование квалификации и способностей человека, степень удовлетворенности трудом.

Все эти и многие другие «нестандартные», с позиции экономики, ориентированной на материальное производство и научно-технический прогресс, процессы требуют особого внимания, так как, с одной стороны, они все еще рассматриваются в России как третьестепенные, с другой - пока еще не сложился рыночный, некоммерческий и административный инструментарий для использования глубинных возможностей развития человеческого фактора.

Из всех тенденций вырисовывается главное фундаментальное изменение, составляющее основу современной экономической парадигмы, -переориентация народнохозяйственной деятельности на максимально благоприятный режим для развития и мотивации творческих видов труда. Поощрение творчества, которое является сегодня самой перспективной социально-экономической тенденцией, начиная от семейного воспитания и «культа» различных форм образования взрослых (включая пенсионеров), от мероприятий типа «кружков качества» для рабочих (эта форма первоначально возникла именно в США) и кончая поощрением венчурного предпринима-

тельства как в коммерческой сфере, так и в неприбыльных организациях.

Принимая во внимание опыт развития образования в системе экономики лидирующих стран мира, вчерашний и сегодняшний день развития которых представляет для нас своеобразный прогностический сигнал, следует учитывать не только огромные поступательные сдвиги, но и наличие постоянных глубинных очагов слабости, связанных с не поддающимися одномоментному устранению дефектами человеческого фактора. К их числу относится сохранение в США необразованного малопродуктивного или полностью иждивенческого социального слоя, пораженного так называемой «функциональной неграмотностью». Этот непроизводительный и социально опасный слой постоянно воспроизводится за счет стабильного отсева из общеобразовательных средних школ (20-25% всех учащихся в США). Значительная его часть состоит из представителей еще не полностью ассимилировавшихся национальных меньшинств, что приводит к образованию социально-национальной «взрывчатой смеси». Она становится особенно опасной в периоды ухудшения экономической ситуации в стране, как это было в стране в условиях мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., в условиях природных катаклизмов, например, в Лос-Анджелесе во время урагана Катрина.

Следует отметить и заметный спад трудовой активности среди значительной части работников, особенно в массовом стандартизированном производстве продукции и услуг, ослабление удовлетворенности такого рода трудом у молодежи. Это является негативной составляющей в ряде причин происходящего повышения оценки свободного времени по отношению к рабочему, а также в определенном ослаблении трудовой морали, что отражается на качестве производственных результатов и служит, в частности, одной из причин снижения конкурентоспособности американских товаров массового потребления даже на внутреннем рынке страны. Именно такого рода сложные по своему происхождению дефекты человеческого фактора объясняют беспокоящую американскую общественность минимальную отдачу огромных правительственных средств, истраченных не только на программы вспомоще-

ствования, но и на переподготовку безработных, информацию о рынке труда, на жилье для бедных, на социальную реабилитацию, оздоровление бедствующих районов и т. д. Значительная часть содержательной стороны этих программ попросту не усваивается пассивным и малообразованным «адресатом» и пропадает из-за этого напрасно.

Процессы, связанные со сферой духовного воспроизводства человека, с одной стороны, весьма специфичны по своей конкретной «технологии», с другой - имеют и «привычный» экономический аспект, то есть отвечают определенной потребности на рынке услуг и труда, участвуют в ранжировании хозяйственных приоритетов наряду с другими альтернативными товарами и услугами, требуют соответствующих затрат ресурсов и таким образом на равных включены в народнохозяйственный оборот. Вместе с тем именно конкретные особенности формирования рабочей силы США и составляют один из тех важных аспектов «американской национальной специфики», из которого состоят особенности модели конкурентоспособности ее экономики, очертания внутренней и внешней политики страны. Это относится, безусловно, к любой стране.

В настоящее время объективным ходом социально-экономического развития создано огромное поле для исследований экономических закономерностей развития духовного производства. Можно констатировать, что первой на нем обосновалась экономика образования - одна из самых молодых экономических дисциплин, развивающаяся весьма высокими темпами. В первой международной библиографии исследовательских работ по экономике образования, изданной в 1966 г., насчитывалось 800 крупных работ, в 1990 г. - уже более 2000, а к настоящему времени это число, видимо, удвоилось.

В результате интенсивных исследований за пять десятилетий сложилась система отправных понятий, составляющих категориальную базу современной экономики образования. Согласно этим представлениям рынок образовательных услуг является крупной многоотраслевой народнохозяйственной сферой, где создается важнейший элемент национального богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы, получивший в отечественной лите-

ратуре название «фонд образования». Этот невещный фонд выступает в настоящее время в качестве самого долговременного из всех активных производственных факторов. В этом качестве образование представляет инвестиционную отрасль духовного производства (подобно, например, машиностроению в системе отраслей материального производства). Внутри сферы образования в качестве основного ресурса выступает труд учащихся, а затраты на материальную базу, педагогический и административный персонал рассматриваются в экономическом плане как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.

В результате эмпирических исследований материалов многих развитых стран установлены и получили объяснение вековые тенденции «удорожания» материальных и педагогических компонентов затрат на обучение в расчете на одного учащегося, а также была установлена прямая зависимость между уровнем доли затрат и качеством получаемого образования.

При комплексном изучении образовательных структур рынков труда и социальных потребностей выявлено, что наиболее распространенные типы и формы образования, профильные структуры его средней и высшей ступени находятся в динамическом соответствии со структурой способностей населения (по их уровню и направленности), а также с потребностями производства и жизни.

Была признана равная необходимость общего и профессионального компонентов образования с позиции квалификационных требований экономики и для развития личности (хотя на рынке труда оценки общего и специального образования неодинаковы из-за различий в источниках финансирования). В качестве обобщенного конечного экономического выражения «продукции» образования наиболее часто используется прирост в заработках, связанный с получением образования.

Центральным разделом экономической теории образования является проблема эффективности. Различают внешнюю или социальную эффективность, отражающую воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутреннюю - относящуюся к учебным заведениям, отдельным мероприятиям и лицам, получающим образование. Система образования оказа-

лась исторически не только первой из областей духовного производства, к институтам которой было предъявлено требование экономической эффективности, но также и первой крупной областью национальной экономики в целом, для которой возник вопрос о ее внешней эффективности, то есть о размере вклада ее «продукции» в прирост национального дохода страны.

Практический и научный интерес к системе образования как области экономики вначале возник в России в 1920-х гг. в преддверии индустриализации. Именно тогда в условиях острого недостатка специалистов и низкого уровня грамотности населения и была четко сформулирована идея двух типов инвестиций - материальных и инвестиций на образование и подготовку кадров. Затем с большим запозданием, уже в 1950-1960-х гг., аналогичный интерес возник и на Западе, где его непосредственной причиной послужила настоятельная необходимость в резком увеличении государственных и частных ассигнований на финансирование роста контингента лиц со средним и особенно с высшим образованием. Данная потребность, в свою очередь, была вызвана новой стадией индустриального развития и подготовкой перехода стран на рельсы инновационной экономики. В связи с этим необходима была решительная ломка общественных стереотипов, преодоление взглядов на образование как на периферийную культурно-просветительную область, которой было достаточно традиционных общинных и благотворительных источников для покрытия своих скромных расходов.

Поскольку экономисты - родоначальники аналитических работ в этой области - относили всю огромную статистическую величину разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с разным уровнем образования на долю «вклада образования» в уровень и темпы экономического роста той или иной страны, то полученные результаты оказались сенсационными. Исчисленный таким образом «эффект образования» на порядок превысил все учитываемые затраты на обучение. Образовательный фактор был тогда объявлен источником большей доли прироста общественного продукта в той части, которая не была связана с количественным расширением материальных факторов и с увеличением численности занятых.

В последующих исследованиях эти расчеты были подвергнуты критике и достаточно произвольным пересмотрам, вклад образования был уменьшен ввиду влияния на уровень оплаты труда таких факторов, как способности, социальный статус, семейная среда и т. д. Как и следовало ожидать, большинство западных экономистов пришли к согласию между собой относительно того, что «вложения в образование» дают отдачу, близкую к норме прибыли инвестиций в материальные фонды.

При определении внутренней эффективности образования, относящейся к функционированию отдельных учебных заведений, разного рода мероприятий и программ, педагогических новшеств и т. п., основную трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности этих учебных заведений, действенности программ и мероприятий. В расчетах эффективности обычно используется метод анализа типа «издержки - выгоды». В нем берутся во внимание денежные потоки затрат и результатов с обязательным учетом фактора сроков обучения (образовательного лага). Там, где это невозможно, используется метод «издержки - результаты», первоначально заимствованный из практики экономической оценки систем вооружений и планирования военных операций. В методе используются в качестве выражения «эффекта» всевозможные конкретные результаты тестирования успеваемости, показатели численности вовлеченных учащихся, процент отсева, социометрические данные о развитии учащихся, полученные ими выгоды потребительского характера, побочные воздействия обучения на качество жизни (так называемые «экстерналии») и пр.

При сравнении альтернативных методов, программ эти результаты сопоставляются с приведенными издержками, для стандартизации которых также разработаны специальные аналитические методы. Они опираются на возрожденную, начиная с 1960-х гг. в учебных заведениях США, а затем Англии и многих других стран, развернутую систему педагогической отчетности (так называемую "ассои^аЫ^у"), в которой содержатся образовательные стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с четко сформулированными уставными задачами каждого учебного заведения, оценкой потребности в его услугах фиксированной процедурой

проверки. Большие возможности для анализа эффективности дает систематически проводимая с начала 1960-х гг. в США национальная оценка успеваемости учащихся, репрезентативная для всех школьных округов страны.

Значительная часть западных исследований по экономике образования касается теории «человеческого капитала», а также ряда альтернативных ей научных направлений, при этом в противовес инвестиционной концепции выдвигаются на первый план разные аспекты образования, в частности, его роль в выявлении способностей людей и в соответствующем профессиональном и социальном их ранжировании, закрепляемом выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств, дипломов, необходимых для эффективной работы рынка труда («теории фильтра»). Проблематика всех отмеченных разделов теории приблизительно на 9/10 построена на материалах сферы образования. К числу основополагающих работ этого направления можно отнести труды лауреатов Нобелевской премии Т. Шульца и Г. Беккера [3-4].

С теориями «человеческого капитала» граничит блок исследований по связям образования с потребностями «мира труда», по обоснованию профессиональной ориентации и выработке наилучших форм «образования для карьеры». Здесь сформировались два главных направления. Первое основано на прогнозе конкретных потребностей отраслей народного хозяйства в кадрах разных профессий и специальностей, необходимого их уровня общей и специальной подготовки. В основе второго направления - неопределенность тенденции будущего и очевидная ненадежность планирования в условиях динамичных структурных и качественных изменений. Здесь сделан упор на выгоды широкого образовательного уровня подготовки, позволяющей обеспечить профессиональную мобильность и закладывающей базу для продолжения образования в течение всей жизни человека.

В рамках второго направления проводится детальный анализ различий в заработной плате в зависимости от уровня, типа и места полученного образования, причем степень разветвлен-ности подхода позволяет получать весьма индивидуализированную информацию как для населения и учебных учреждений, так и для государственных учреждений, отвечающих в центре и

на местах за вопросы регионального развития, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи. В частности, в ходе этой работы во многих странах был проведен анализ спроса, предложения и оплаты труда преподавательских кадров, в результате была обнаружена тесная связь между относительным (по сравнению с другими сферами труда) уровнем заработков и качеством обучения. С этим выводом хорошо корреспондируется характерная для многих стран современная тенденция относительного улучшения социального статуса корпуса преподавателей в целом и сглаживание внутренних дисбалансов, например, подтягивание уровня оплаты труда занятых на низших ступенях образовательной системы к высшим.

Наиболее стабильным разделом экономики образования, который к тому же неизменно находится в центре внимания общественности, является финансирование образования. Проблема состоит в том, чтобы найти для каждого типа образования и даже для отдельных учебных заведений такую комбинацию источников финансирования, которая бы точнее всего соответствовала потребности в его услугах и реальному адресу получателей их экономической отдачи.

Большой общественный резонанс получило исследование американских экономистов Л. Хансена и Б. Вейсброда, показавших, что из-за особенностей системы налогообложения в Калифорнии низкооплачиваемое население фактически оплачивало значительную часть издержек вузовского обучения выходцев из состоятельных слоев [5]. Сейчас признано, что экономическая теория не позволяет определить точной структуры возможных частных и государственных инвесторов, но она дает возможность оценить эффект разных альтернативных методов финансирования. Это относится, в частности, к выбору наиболее эффективных схем сочетания платы за обучение и различных форм помощи студентам в виде стипендий, займов, оплачиваемой работы и т. п.

Отмечается, что в последние годы на первый план, заметно оттесняя доминировавшие ранее исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния образования на эволюцию социальной структуры общества, поиски возможностей разорвать порочный круг взаимосвязи имущественного неравенства и различий в об-

разовательных возможностях. Для решения этой проблемы в США проводятся при государственной поддержке крупномасштабные программы статистического наблюдения за учебой и карьерой репрезентативных групп молодежи в течение нескольких десятилетий их жизни.

В поле проблем экономической теории постоянно находятся текущие актуальные проблемы: образование взрослых и, в частности, переподготовка кадров, как безработных, так и специалистов, обучение различных групп населения, оставивших школу, иммигрантов, фермеров, вопросы «утечки умов» и т. д. Потребности этой аналитической работы вызвали невиданную ранее диверсификацию и настоящий «переворот» в развитии образовательной и трудовой статистики зарубежных стран в послевоенный период. В этот период было осуществлено несколько крупных международных программ межпредметного характера, в рамках которых экономические оценки и рекомендации теснейшим образом переплетаются с использованием результатов педагогических исследований и практического опыта. Так, в рамках Программы проектирования учебных зданий (под эгидой ЮНЕСКО и ОЭСР) была обобщена специальная методика и процедуры, превращающие потребности «учебной технологии» в так называемые индивидуализированные «образовательные спецификации», которыми руководствуются проектировщики и разработчики учебных зданий и оборудования. В процессе этих исследований была выработана новая концепция материального оснащения, согласно которой в образовании основу обычного «технологического процесса» составляет не имеющийся у поставщика набор материальных средств, а научно-педагогическая концепция данного учебного заведения, то есть стадийность, потребности творческого труда учащихся и соответственно направляющего и обслуживающего их работу педагогического персонала.

Наряду с теорией в зарубежных странах развиваются прикладные дисциплины экономики образования. К их числу прежде всего относится аналитическая дисциплина «институциональные исследования», в рамках которой ведется отработка методов сбора и использования конкретной информации для всего цикла хозяйственных затрат и оценка их соответствия «технологии» и задачам учебного про-

цесса для наиболее эффективного использования его ресурсов. В зарубежных экономических исследованиях находят отражение такие специальные направления, как анализ образовательных издержек, анализ эффективности использования технических средств в образовании и т. д.

Другую разновидность прикладной экономики образования составляют управленческие дисциплины, которые являются основой подготовки специализированных менеджеров и администраторов для учебных заведений (так называемый «институциональный менеджмент», «образовательное планирование»). В них систематизируется установившаяся практика оперативно-хозяйственной деятельности учреждений и административных органов образования, структуры учета и отчетности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок деятельности, процессов финансирования и т.п. Описание организационно-экономических структур, принципов, состояния систем образования учебных заведений и инфраструктуры образовательной деятельности в разных странах относится к дисциплине «сравнительный анализ образовательных систем».

В область научных исследований по экономике образования включены крупные проблемы системы образования, большинство из которых имеют ярко выраженный экономический аспект, определение стратегических народнохозяйственных целей, выбор приоритетов, рационализацию методов достижений и поиск источников финансирования. Классическим примером в этом плане является использование неблагоприятных для той или иной страны результатов международных сопоставлений в целях обоснования необходимости расширения его государственного финансирования. Этот научно-политический прием широко использовался в послевоенный период в странах Запада.

В бывших странах Советского Союза исследования по теоретической и прикладной экономике образования возобновились с началом 1960-х гг., то есть почти одновременно с исследованиями в зарубежных странах, и происходили параллельно, но гораздо менее интенсивно. Так, основными направлениями этих изысканий были обоснование превращения систем образования в инвестиционную отрасль в структуре народного хозяйства, концептуаль-

ное обоснование процессов нематериального накопления, подсчеты величины, структуры и динамики «фонда образования», сопоставление характера воздействия уровня образования и производственного опыта на квалификацию, сложность и оплату труда [6-8].

В Академии наук с начала 1970-х гг. в условиях определенной независимости от союзных образовательных ведомств в процессе многолетних комплексных исследований была сформулирована и подкреплена соответствующими обоснованиями и расчетами значительная часть современного пакета мероприятий по перестройке образования (раздел «Образование и подготовка кадров» Комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий). Уже тогда была обоснована необходимость преодоления отставания материально-финансового оснащения системы образования и перехода на многоканальные источники его финансирования, поворота к децентрализации управления, к дифференциации общеобразовательной подготовки в средней школе, к ликвидации ряда крупных структурных перекосов в профильной структуре по-слесреднего образования, перехода к многоступенчатому высшему образованию, к аккредитации учебных заведений и ко многим другим сегодня признанным проблемным вопросам. Были также проведены детальные экономические сопоставления развития отечественного образования и в зарубежных странах. Это, к сожалению, не привело к позитивным практическим результатам в борьбе против четко определенного уже тогда «достаточного принципа» финансирования образования. Определенную роль в развитии экономических концепций образования в России в начале 1990-х гг. сыграли разработки временного научно-исследовательского коллектива при Академии педагогических наук. Этот коллектив, в частности, разрабатывал идею решительного перевода системы образования страны на последовательно рыночную систему конкуренции между учебными заведениями за привлечение учащихся, располагающих государственными финансовыми обязательствами для оплаты образования - так называемыми ваучерами. Однако такой проект, который уже в течение десятилетий обсуждается с переменным успехом за рубежом, не осуществлен еще

ни в одной из стран даже с самой развитой рыночной экономикой.

В 1965 г. была организована Лаборатория по исследованию проблем экономики народного образования при Московском государственном педагогическом институте. Основным стержнем ряда конкретных исследований было изучение характера и величины воздействия образовательного уровня рабочих на производительность и качество их труда, способность к повышению квалификации, рациональность использования материалов и оборудования, участие в рационализации производства, удовлетворенность трудом и уровень дисциплины. Деятельность лаборатории способствовала оживлению исследований по экономике образования в высших учебных заведениях страны; был организован ряд межвузовских конференций и опубликовано значительное число монографий и научных статей по данной тематике.

В настоящее время в структуре Института управления образованием РАО функционирует Лаборатория экономики образования, организован Российский центр экономики образования при Московском государственном педагогическом университете, в задачи которого входит исследование проблем, возникших в связи с принятием Закона об образовании Российской Федерации, в частности, нового хозяйственного механизма учреждений образования, разграничения компетенции федеральных, региональных и местных органов управления образованием, разработка системы социальной защиты преподавателей.

В качестве главного направления исследований выдвигается задача выбора и оценки новых средств и методов обучения педагогического и социально-экономического характера, позволяющих вывести образование на качественно новый уровень. В Российском центре координируется работа по созданию программ и учебных материалов для современного курса по экономике образования для пединститутов. В некоторых из них, используя эти материалы, приступили к подготовке небольших групп менеджеров для учебных заведений, вводят преподавание образовательного маркетинга и других специализированных курсов экономического характера. И это не только в России. Например, в Белоруссии в Республи-

канском институте высшей школы уже длительное время проводится аналогичная работа.

Вместе с тем в отечественной экономической литературе экономика образования трактуется до сих пор главным образом как учебная дисциплина по отраслевой экономике, которая в силу отсутствия специализированной подготовки управляющих для учебных заведений предназначена для преподавания в педагогических институтах. В ней обобщаются организационно-экономические аспекты в системе образования по ступеням и формам обучения, в том числе хозяйственно-управленческие функции, структуры затрат и процессов нормирования планирования и отчетности, характеристики существующей материальной базы и кадрового состава, организации труда и заработной платы преподавателей, порядка финансирования.

В новых социально-экономических условиях развития России главная часть содержательного наполнения учебников по экономике образования устарела по причине радикальной смены юридических и нормативных форм, административно регулировавших жизнь учебных заведений.

Актуальной проблемой экономического развития образовательной сферы в наши дни является взаимодействие различных экономических укладов и механизмов внутри образовательной сферы и в ее внешних связях. В качестве примера можно привести поиск оптимального баланса между прямыми бюджетно-затратными методами социального оздоровления и косвенными методами (при этом и менее популистскими), которые основываются на действии рыночных факторов.

Крайне необходимы исследования по многим ключевым направлениям развития самой образовательной сферы: содержание функций менеджеров, «встроенность» управленцев в систему образовательных учреждений, специфические критерии оценки их деятельности и стимулирования труда, оплата обучения в учреждениях образования, способы стимулирования качества работы преподавателей, теоретические вопросы функционирования некоммерческих организаций в сфере образования, в частности, налоговый статус таких организаций, особенности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности.

Неизбежно потребуется создание модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, в которой должны быть обоснованы как индивидуальные стимулы, так и народнохозяйственные интересы - насыщение народного хозяйства квалифицированными кадрами. Важно разработать и систему индикаторов развития образования, которая позволяла бы оценить ущерб от «провалов» в системе образования, от его несоответствия потребностям производства, общества и людей.

Сегодня чрезвычайно важно решить другую общенациональную проблему - сохранить и увеличить «человеческий капитал» России. Это фундаментальная проблема, экономический аспект которой неразрывно связан с проблемами народонаселения, генетики, социологии, педагогики и психологии.

Чтобы решить вышеперечисленные проблемы и задачи, стоящие перед экономикой образования, нет необходимости «изобретать велосипед»: в западной литературе достаточно детально разработаны модели и критерии индивидуальных решений по оптимизации затрат времени и финансовых средств в образование по сравнению с другими альтернативами инвестирования, методики исследований сроков окупаемости различных форм и уровней образования, модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора абитуриентами различных учебных заведений, зависимостей между уровнем образования, способностями и опытом, качеством обучения и оплатой труда преподавателей, и пр.

Специфика исследований в области экономики образования в условиях развития рыночных отношений в России и других странах СНГ определяется тем, что экономика и общество в этих государствах по параметрам, относящимся к удовлетворению потребностей населения в целом и к оснащению сферы образования в особенности, находится ниже того уровня насыщения массовой продукцией первой необходимости, который, например, США перешагнули семь десятилетий назад, а другие развитые страны несколько позже. В силу этого ни о каком прогрессе в отраслях нематериальной сферы нельзя говорить без перехода на принципиально новые экономические пути их развития, которые, естественно, выдвигаются в центр исследо-

ваний по экономике образования, в том числе и в области экспорта образовательных услуг [9].

В кардинально изменившейся ситуации проблематика исследований в области экономики образования резко расширяется прежде всего за счет наиболее острых народнохозяйственных проблем, которые в настоящее время обойдены вниманием в теории и реализуются на практике «на ощупь», методом проб и ошибок. В первую очередь, это новые критерии определения места системы образования в целом и ее главных структурных компонентов в иерархии федеральных и местных приоритетов. Требуется, с одной стороны, пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых для развития образования средств, разработав надежные способы оценки величины индивидуального и социального ущерба от отставания сферы образования, а с другой стороны, необходимо всесторонне обосновать многоканальный принцип формирования источников финансовых ресурсов образования, удовлетворяющий критериям экономической рациональности и социальной справедливости.

Из представленного выше далеко не исчерпывающего обзора видно, что в область экономических исследований попадает весьма широкий круг проблем образования. Однако, по нашему мнению, имеется одна принципиально важная область, которая практически выпала из поля зрения исследователей. Речь идет о том, что именно образовательная сфера, а точнее, ее академический сектор, который в странах Запада практически отождествляется с высшим образованием, а если быть еще точнее, то с университетами, является главной и преобладающей отраслью хозяйства, где сосредоточено «производство» решающей части исследовательских проектов в области социальных и гуманитарных наук. Поскольку управление развитием фирм, сфер хозяйства и стран в целом становится в наше время актуальным, то требуется применение аналитических методов, соответствующих фундаментальных знаний, а кадры становятся жизненно необходимым практическим элементом управления на всех уровнях.

Для проведения исследований в сфере образования требуется по сравнению с аналогичными работами в области естественных и технических наук гораздо меньше средств (по-

видимому, это и является одной из причин ее «экономической незаметности»). Однако исходя из важности развития экономики образования для экономического и социально-гуманитарного развития страны эта отрасль уже сейчас вряд ли уступает всем остальным главным составляющим научного потенциала общества. Кроме того, значимость социально-гуманитарных знаний возрастает в наше время опережающими темпами как вследствие необходимости преодолеть определенное их отставание, так и в силу объективных потребностей современного этапа ци-вилизационного развития. В этом плане необходимы исследования и оценки научного потенциала общественных наук и вопросов внутренней и внешней эффективности их развития.

В заключение отметим, что в предлагаемой читателю статье большое внимание уделено зарубежному материалу. Во всякой реформе, в том числе и в образовательной сфере, решающую роль играет опора на адекватный учет внутренних условий и особенностей каждой страны. Более того, конечным источником движения является накопление массового опыта проб и ошибок, преодоление стереотипов и инерции в менталитете населения. Однако если мы принимаем стратегическую концепцию решительного преодоления отживших форм и встаем на путь перехода в новую социально-экономическую ситуацию, то опыт стран развитого рыночного хозяйства, обеспечивших за многие десятилетия высокую производительность и основанный на ней иной образ жизни, просто незаменим в качестве своего рода «прогностического сигнала» как с позиции конкретной информации, так и для постепенной переориентации массового сознания на новую систему ценностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильчук, Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор семьи [Текст] / Ю. А. Васильчук // Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 52-63.

2. Васильчук, Ю. А. «Дорогой человек» эпохи НТР [Текст] / Ю. А. Васильчук // Мировая экономика и международные отношения -1991. - № 11. - С. 8-24.

3. Schulz, T. W. Investment in human capital: the role of education and of research [Text] / T. W. Schulz. - N. Y., 1975.

4. Becker, G. S. Human Capital a theoretical analysis with a special reference to education [Text] / G. S. Becker. - N. Y., 1975.

5. Hansen, L. Costs and Finance of Public Higher Education [Electronic Resource] / L. Hansen, B. Weisbrod. - San Francisco: Jossey Bass Publishers, 1975. - URL: www.inliberty.ru/... files/books/Friedman_book2.

6. Марцинкевич, В. И. Образование в США: экономическое значение и эффективность [ Текст] / В. И. Марцинкевич. - М.: Наука, 1967.

7. Кольчугина, М. Б. ФРГ: образование и экономика [Текст] / М. Б. Кольчугина. - М., 1973.

8. Марцинкевич, В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики [Текст] / В. И. Марцинкевич. - М., 1991.

9. Ерошин, В. И. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг: зарубежный опыт [Текст] / В. И. Ерошин, Б. В. Со-рвиров // Вестник экономической интеграции. - 2014. - № 5 (74). - С. 63-71.

REFERENCES

1. Vasilchuk Yu. A. Sotsialnoe razvitie cheloveka. Faktor semyi (Human social development. Factor of family). Obshchestvennye nauki i sovre-mennost (Social sciences and modernity), 2008, No. 3, pp. 52-63.

2. Vasilchuk Yu. A. "Dorogoy chelovek" epokhi NTR

("An expensive person" in the times of Scientific and technical revolution). Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations), 1991, No. 11, pp. 8-24.

3. Schulz T. W. Investment in human capital: the role of education and of research. New York, 1975.

4. Becker G. S. Human Capital a theoretical analysis with a special reference to education. New York, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Hansen L. Costs and Finance of Public Higher Education. San Francisco: Jossey Bass Publishers, 1975. Available at: www.inliberty.ru/... files/books/Friedman_book2.

6. Martsinkevich V. I. Obrazovanie v SShA: eko-nomicheskoe znachenie i effektivnost (Education in the USA: economic importance and effectiveness). Moscow: Nauka, 1967.

7. Kolchugina M. B. FRG: obrazovanie i ekonomika (Federal Republic of Germany: education and economy). Moscow, 1973.

8. Martsinkevich V. I. SShA: chelovecheskiy faktor i effektivnost ekonomiki (Human factor and effectiveness of economy). Moscow, 1991.

9. Eroshin V. I., Sorvirov B. V. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta obrazovatelnykh uslug: zaru-bezhnyy opyt (State support of export of educational services: international practices). Vestnik ekonomicheskoy integratsii (Herald of economic integration), 2014, No. 5 (74), pp. 63-71.

Ерошин Владимир Иванович, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Московского психолого-социального университета e-mail: vi.eroshin@yandex.ru

Eroshin Vladimir I., Dr. Habil. in Economics, Dr. Habil. in Education, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Chief Research Worker, Moscow Psychology-Social University e-mail: vi.eroshin@yandex.ru

Колесников Леонид Федорович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Московского психолого-социального университета e-mail: kolesnikovprof@mail.ru

Kolesnikov Leonid F., Dr. Habil. in Education, Professor, Chief Research Worker, Moscow Psychology-Social University e-mail: kolesnikovprof@mail.ru

Сорвиров Борис Владимирович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Московского психолого-социального университета e-mail: sorvirov@yandex.ru

Sorvirov Boris V., Dr. Habil. in Economics, Professor, Chief Research Worker, Moscow Psychology-Social University e-mail: sorvirov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.