Но какие бы формы не приобретала семья, она все равно имеет твердую систему своего сохранения как общественной, так и индивидуальной основы существования человека.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРАНСЛЯТОР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ © Шаренкова Т.А/
Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита
Глобализация как создание единой социально-экономической и культурно-политической систем жизнедеятельности людей неизбежно ведет к глубоким качественным изменениям различных сфер жизни, в том числе и образования. Однако образование может стать гарантом сохранения универсальных культурных ценностей в быстро меняющемся мире.
В современном мире образование все более ориентируется на формирование у человека понимания своего места в обществе и новой роли людей в изменении природы Земли. Образование как сфера созидания и са-мосозидания глобализирующегося человека представляет собой диалектическое единство и взаимодействие объективных и субъективных факторов. К осмыслению проблемы развития образования в контексте глобализации, на наш взгляд, необходимо подходить с позиции самоопределения человека в рамках диалога культур. Созидание и самосозидание человека как цели образования могут успешно реализовываться при условии гармоничного синтеза традиционализма и модернизма - сущностных характеристик образования. Решение проблем образования состоит в восхождении к общечеловеческим ценностям, заложенных, в том числе, в традиционной китайской философско-антропологической мысли. Универсальность духовных традиций, педагогических постулатов и воспитательных идей конфуцианства позволяет использовать их в условиях глобализации как один из факторов оптимизации образовательного процесса.
С научной точки зрения образование рассматривают как подсистему культуры и универсальную форму деятельности человека. Это «способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» [2, С. 228].
В поисках обоснования вышесказанного, стоит обратиться к осмыслению понятия культуры как базисного по отношению к образованию. Из
♦ Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат филологических наук
обширной литературы можно выделить, по крайней мере, два подхода к интерпретации категории культуры.
С одной стороны, чаще культура рассматривается в сочетании «человек и культура», при этом имеется в виду, что культура - это «сложная семиотическая система, ее функция - память, ее основная черта - накопление» [2, С. 228]. В таком случае человек и культура в какой-то степени дистанцируется, в результате их взаимодействия человек «копит» духовные и материальные богатства. Тогда культура - это продукт духовнонравственного осмысления мироустройства, на фоне которого формируется самосознание личности. Культура как совокупность достижений в производственном, общественном и умственном отношении, как правило, в области просвещения, науки, искусства и духовной жизни понимается как общая культура народа, страны, эпохи [5].
С другой стороны, это понятие рассматривается в сочетании «человек в культуре», тогда их связь неразрывна. Человек стоит в центре культурного пространства. «Он обречен жить в культуре так же, как он живет в биосфере», - писал Ю.М. Лотман. «... Культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных социальной организацией.Культура есть форма общения между людьми» [2, С. 9]. Контекст культуры, по мнению В.Н. Телии, является одной из сфер «среды обитания» человека. В широком смысле феномен культуры относится к человечеству в целом и как таковой обладает закономерностями, особенностями, свойствами, общими для всех, кто принадлежит к Homo Sapiens.
Если в общей форме попытаться выделить самые существенные характеристики культуры, то культура - это та часть картины мира, которая отображает самосознание человека, исторически видоизменяющегося в процессах личностной или групповой рефлексии над ценностнозначимыми условиями природного, социального и духовного бытия человека. Из этого следует, что «культура - это особый тип знания, отражающий сведения о рефлексивном самопознании человека в процессах его жизненных практик» [6, С. 13-25].
Разница в обозначенных подходах заключается в фокусировке внимания в первом случае на изучении связей между культурой и человеком, а во втором случае - на изучении культуры как общечеловеческого феномена. Тем не менее, и в первом, и во втором случаях человек является ключевым звеном.
Такие подходы полностью совпадают с базисными представлениями китайской философской культуры с ее ведущим антропологическим вектором. Известный китайский философ Чжан Шаохуа, подчеркивая это, определяет тип китайской цивилизации, фундаментом которой является отношение «человек - человек» в отличие от материальной культуры За-
пада с господством отношений «люди - вещи» [7]. Он отмечает, что китайская философская культура теснейшим образом связана с самим существованием человека, его жизненными целями и стадией развития цивилизации, и ценностные идеалы в Китае вырабатывались, опираясь на связь той или иной философской идеи с текущей жизнью людей. Изначально ценностный идеал человека должен, по его мнению, основываться на человеческой природе, а ценностный идеал человечества - на всеобщей человеческой природе. Следовательно, парадигмальное обращение к человеку в китайском образовательном пространстве является вполне традиционным.
Сегодняшние реалии свидетельствуют об актуализации проблемы переоценки ценностей. Причем главные задачи все в большей мере перемещаются в область ценностей, понимаемых не в смысле проекций социально-экономического состояния общества, а в качестве системообразующих компонентов культуры. «Наше будущее зависит от того, какие ценности будет исповедовать человек XXI века. Концепция устойчивого развития рассматривает перспективы человека не только в экономических («материалистических») параметрах, но, прежде всего, в ценностных категориях достойной человеческой жизни» [3, С. 89-90]. Таким образом, центральной фигурой является человек, а культурологическая доминанта представляется тем стержнем, вокруг которого формируется социальная компетентность человека.
Именно с развитием образовательной системы каждое государство связывает свои надежды на прогрессивное развитие, сохранение и восполнение научного и интеллектуального потенциала. Это обусловлено многими факторами: образование является фундаментальной категорией современности, культурно-детерминированной и культурно-значимой деятельностью, которая направлена на сохранение и ретрансляцию ценностей, идеалов и знаний данного общества с целью их сохранения путем формирования определенного типа личности. Образование выполняет множество функций. На наш взгляд, особо следует отметить культурнорегенеративную функцию образования, причем рассмотреть ее как сложное взаимодействие образования и культуры.
С одной стороны, культура оказывает большое влияние на образование. По мнению Т.И. Голубевой, «культура определяет смысл и ценность образования, его этический идеал и многие параметры образовательных систем. От уровня культуры зависит содержание образования, ибо достижения культуры входят в него. Культура общества дает определенный импульс образованию. Уровень развития культуры обусловливает процесс, его конкретные формы и методы, содержательное наполнение и другие параметры» [4, С. 51].
С другой стороны, образование определенным образом воздействует на культуру. Образование - это особая часть культуры, которая служит средством передачи всей культуры от одного поколения к другому, является главным транслятором культурных ценностей, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения влияния традиционной культуры на образование на современном этапе.
Образовательная функция передачи культурного наследия от одного поколения к другому имеет большое общественное значение. В ходе образовательного процесса транслируются обычаи, правовые нормы, принятые в социуме, общественные ценности и идеалы. Как отмечает Л.П. Буева, «никакое социальное развитие невозможно при отношении к культуре, соответственно и образованию, по «остаточному принципу». Культура в этом контексте есть функция и сфера человеческой жизни, сущностное свойство собственно человеческого бытия, а образование - ее живой «переводчик» и транслятор» [1, С. 79].
Образование выполняет не только функцию передачи культурных традиций, но и функцию сохранения культуры как общественной ценности. Сохранение культуры фактически есть сохранение общества как целого, ибо культура является одной из основных сил развития общества. Эти две функции образования по отношению к культуре - трансляции и сохранения - находятся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности.
Передавая культурные ценности и традиции, образование тем самым служит сохранению культуры, и, что немаловажно, служит более тесной межпоколенческой связи. Более того, образование активно участвует в формировании культуры. Через постижение принятого, закрепленного опыта рождаются новые культурные смыслы, знаки, символы. Знания и ценности, полученные человеком в ходе образовательного процесса, не просто пассивно им усваиваются, они переживаются им субъективно, присваиваются как личностно значимые или же, напротив, отвергаются, наполняются новым значением и нередко являются своеобразным толчком к рождению новых смыслов, ибо человек несет в себе активное творческое начало. В этом смысле образование есть культуротворческий процесс, где непосредственно само образование является основным помощником при вхождении человека в мир культуры.
Таким образом, можно сделать вывод: культура и образование приобретают особую значимость в кризисные, переломные моменты исторического развития. В процессе глобализации они становятся теми доминантами, от которых зависит жизнь и полноценное развитие не только отдельного человека, но и всего общества в целом. Без осознания этого важного факта невозможно дальнейшее позитивное развитие общества, а в конечном итоге, и его существование.
Список литературы:
1. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Философия образования : Сб. науч. ст. / МГУ им. М. В. Ломоносова и др.; Отв. ред. А. Н. Кочергин. - М. : Новое тысячелетие, 1996.
2. Лотман, Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю. М. Лотман // 8ешюйке. - Тарту, 1971. - № 6.
3. Мантатова, Л. В. Устойчивое развитие: экология и человеческий дух. - Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1999.
4. Образование в условиях формирования нового типа культуры : Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года. - СПб. : СПбГУП, 2003.
5. Опарина, Е. О. Концептуальная метафора / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте. - М. : Наука, 1988.
6. Телия, В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В. Н. Телия // Фразеология в контексте культуры. - М. : «Языки русской культуры», 1999.
7. Чжан Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 2. - С. 116-123.
РЕИНКАРНАЦИЯ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ © Шаталова А.Е/
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В данной статье будут рассмотрены подходы к идее о переселении душ пяти основных мировых религий, таким образом, можно проследить отношение к рождению и смерти с точки зрения веры в реинкарнацию.
Вопрос жизни после смерти волнует человечество на протяжении веков, наряду с вопросами о смысле жизни, о возникновении вселенной, и о первичности материи или разума. Формирование религий и философских течений стало проливать свет на большинство экзистенциальных вопросов, в том числе и на вопрос о загробной жизни. Учение о переселении душ является основополагающей концепцией для одних религий, в то время, как в других оно представлено имплицитно, но так же имеет место быть. Поэтому вера в реинкарнацию - это вовсе не еретичество, а вполне обоснованная с токи зрения любой конфессии религиозная догма.
♦ Факультет современных иностранных языков