Научная статья на тему 'Реинкарнация в мировых религиях'

Реинкарнация в мировых религиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
549
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаталова А. Е.

В данной статье будут рассмотрены подходы к идее о переселении душ пяти основных мировых религий, таким образом, можно проследить отношение к рождению и смерти с точки зрения веры в реинкарнацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинкарнация в мировых религиях»

Список литературы:

1. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Философия образования : Сб. науч. ст. / МГУ им. М. В. Ломоносова и др.; Отв. ред. А. Н. Кочергин. - М. : Новое тысячелетие, 1996.

2. Лотман, Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю. М. Лотман // 8ешюйке. - Тарту, 1971. - № 6.

3. Мантатова, Л. В. Устойчивое развитие: экология и человеческий дух. - Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1999.

4. Образование в условиях формирования нового типа культуры : Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года. - СПб. : СПбГУП, 2003.

5. Опарина, Е. О. Концептуальная метафора / Е. О. Опарина // Метафора в языке и тексте. - М. : Наука, 1988.

6. Телия, В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В. Н. Телия // Фразеология в контексте культуры. - М. : «Языки русской культуры», 1999.

7. Чжан Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 2. - С. 116-123.

РЕИНКАРНАЦИЯ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

© Шаталова А.Е/

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В данной статье будут рассмотрены подходы к идее о переселении душ пяти основных мировых религий, таким образом, можно проследить отношение к рождению и смерти с точки зрения веры в реинкарнацию.

Вопрос жизни после смерти волнует человечество на протяжении веков, наряду с вопросами о смысле жизни, о возникновении вселенной, и о первичности материи или разума. Формирование религий и философских течений стало проливать свет на большинство экзистенциальных вопросов, в том числе и на вопрос о загробной жизни. Учение о переселении душ является основополагающей концепцией для одних религий, в то время, как в других оно представлено имплицитно, но так же имеет место быть. Поэтому вера в реинкарнацию - это вовсе не еретичество, а вполне обоснованная с токи зрения любой конфессии религиозная догма.

♦ Факультет современных иностранных языков

Слово «реинкарнация» перешло к нам из английского языка. Учение о переселении душ было и в сфере научных интересов Стивена Роузена, который в своей книге «Реинкарнация в мировых религиях» отмечает, что в английском языке оно появилось в конце XIX столетия. Оно состоит из пяти морфем латинского происхождения: re- = «снова»; in- = «внутрь»; earn = «плоть»; -ate = «причинять, или становиться»; и —tion= «процесс». Таким образом, реинкарнация дословно означает «процесс попадания снова в плоть, или перевоплощение» [1].

Индуизм

В Индии, на древней священной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных аватар (Божественных воплощений), реинкарнация воспринимается как реальность, очевидная и для скромного дворника, метущего улицу, и для эрудированного пандита (ученого), и для праведного садху (святого праведника) [1]. Индуизм можно метафорически назвать колыбелью реинкарнационного мировоззрения.

В традиции Индуизма понятие реинкарнации тесно связано с понятием кармы. Слово карма происходит от глагольного корня кри - «делать» или «действовать» - слова, выражающего причинную связь. Карма включает в себя несколько аспектов. Негативный аспект, известный как викар-ма - «плохая карма», связан с порочной или низменной деятельностью, которая приводит к последующему рождению в более низких видах жизни. Положительная карма подразумевает благотворительную деятельность и милосердие, что вознаграждается в виде материального благополучия, однако, также привязывает душу к миру материальному. Наконец, существует категория действий, получившая название акарма. Только она высвобождает нас из круговорота рождений и смертей, предоставляя душе возможность вернуться к своей истинной первоначальной природе. Акарма выше «плохой» и «хорошей» кармы [1]. Отметим неразрывную связь между земной деятельностью человека и кармическими законами. Характер деятельности человека на земле в одной жизни задаёт программу жизни последующей.

Согласно раннему пураническому мировоззрению («Пураны» -«древние истории»), вселенная полна райскими и адскими планетами, где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими поступков. Начиная с момента рождения, душа, заключённая в теле, ложно отожествляет себя с этим телом. Мировоззрение Самсары - наиболее совершенное объяснение феномена смерти в индуизме. Самсара учит, что душа сразу после смерти рождается в материальном мире заново и вращается в круговороте рождений и смертей («Колесе Самсары»), пока полностью не очистит свое сознание от материалистических желаний. Очистившаяся душа возвращается в духовное царство, где приобретает

изначально присущую ей жизнь рядом с Богом [2]. Самсара как симбиоз пуранической и ведической концепций полностью раскрывает смысл реинкарнации, и говорит о непрерывности цикла рождений и смертей для большинства душ. Лишь только очистившаяся в результате духовных практик и добродеятельной жизни душа может выйти из порочного круга «Колеса Самсары».

Реинкарнация является одной из самых весомых доктрин индуизма. В отличие от других мировых религий, индуизм не приемлет никаких споров о существовании реинкарнации.

Буддизм

Путь Будды (от санскритского будх - «просветленный, пробужденный») рассматривался как иноверческий, хотя и имел много общего с индуизмом, включая трактовку явления реинкарнации. Мысль о повторных рождениях является основополагающей для большинства школ буддизма, ведь, просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это может потребоваться несколько тысяч лет. К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелось множество споров и дискуссий. Например, согласно школе Теравады (южноиндийская философская школа), живое существо не обладает вечной душой, следовательно, не существует и возможности нового рождения [1]. Как и в индуизме, реинкарнация является одним из центральных элементов учения. Однако многие буддийские школы отрицают идею перевоплощения, причины отрицания просты: чтобы сформировать автономную религию, необходимо было создать в корне отличающееся от индуизма учение.

Буддийские священные писания сами раскрывают свои тайны, если, изучая их, руководствоваться не политическими мотивациями, а стремлением проникнуть в целостность учения Будды.

Дзен-буддизм учит, что материальное существование, с его иллюзией бесконечного телесного наслаждения, является главным препятствием для человека, стремящегося к просветлению, и что человек должен без страха принимать реальность смерти [1]. Именно поэтому последователи дзена проповедовали совершенно непривычное отношение к смерти, что проявлялось в медитационных практиках на омерзительность трупов, а также в том, что учителя дзен-буддизма умирали в положении вверх ногами, тем самым заставляя своих учеников не скорбеть по душе умершего, а искренне радоваться за него.

Иудаизм

Далеко не все иудеи приемлют идею реинкарнации, но многие мистические иудейские традиции поддерживают её безоговорочно. В иудейской Библии нет прямых указаний на идею о переселении душ, тем не менее, в

Каббале, тайном, мистическом учении Торы, реинкарнации всегда уделялось особое внимание. Ещё в Средние Века каббалисты выделяли три вида воплощения: гилгул, иббур и дыббук. Гилгул отражает то, что обычно и понимается под реинкарнацией, например, в мировоззрении индуизма: душа вселяется в утробный плод во время беременности. Иббур имеет место, когда «чужая» душа входит в чьё-либо тело при жизни и остаётся там некоторое время для осуществления определённой цели. Когда душа вселяется в тело человека со злым умыслом, вторгшаяся душа называется дыббук [3]. Таким образом, Каббала не просто поддерживает идею реинкарнации, но и даёт ей четкую классификацию, допуская переселения душ как при рождении так и в процессе жизни, при этом возможно нахождение в одном теле одновременно нескольких душ.

Считается, что Судный День разделит все живые существа на три группы: праведников (тзадиким), нечестивцев (рашим), а также на тех, у которых есть и плохие и хорошие качества (беноним). Первая группа обретёт жизнь вечную на небесах, второй суждены мучения в аду, а члены третьей группы вновь родятся в человеческом теле и получат возможность самосовершенствования на Земле [1].

Очевидно, что третья группа, бенони, составляет подавляющее большинство душ в мире. Иными словами, большая часть людей подвергнется реинкарнации (гилгул).

Христианство

Современные христиане отвергают доктрину реинкарнации. Учение о перевоплощении воспринимали лишь малоизвестные, склонные к мистицизму христианские секты (альбигорийцы, павликане, богомилы) [2]. Интерес христианского сообщества к идее переселения душ резко возрос в эпоху Возрождения; в то время как иудеи создавали каббалистические учения, христиане переосмысливали собственные мистические традиции. Однако церковь воспринимала любое отклонение от общепринятой доктрины как ересь, а всякая ересь, как известно из мировой практики, строго порицалась [1]. Отметим сходство в подходе к концепции реинкарнации в иудейской и христианской традициях, что обусловлено родственностью этих религий.

Идея реинкарнации неявно присутствует в Священом Писании. В последних строках Ветхого Завета, например, пророк Малахия предрекал то, что должно было случиться перед пришествием Христа: «Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.» Произнося эти слова в пятом столетии до нашей эры, Малахия предсказал новое пришествие Илии спустя четыреста лет после жизни Илии. В первой книге Нового Завета Матфей несколько раз ссылается именно на это предсказание. Авторы и первые толкователи Евангелия верили, что про-

рок Илия вернётся в образе Иоанна Крестителя, и другие древнееврейские пророки также придут в иных обличиях [4].

Ещё один намёк на существование реинкарнации можно найти в Послании святого Павла к галатянам: «Сеющий плоть свою от плоти и пожнёт», - то есть последствия наших деяний настигнут нас в не некоем эфемерном чистилище, а в следующей жизни на Земле [4].

Наиболее откровенно о реинкарнации высказывался Ориген (185254 гг.), названный «Британской энциклопедией» одним из наиболее значительных отцов христианской церкви. Ориген говорил: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путём, они возвышаются и вновь обретают Царство Небесное» [5].

О реинкарнации в христианстве можно узнать, лишь читая Библию «между строк», так как учение о перевоплощении считается еретичеством. О реинкарнации христианство упоминает лишь косвенно, отдавая предпочтение иному виду перевоплощения - воскресению, где душа имеет возможность вернуться в прежнюю телесную оболочку.

Ислам

В Коране нет последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души, и это заставило многих исследователей и правоверных мусульман усомниться в том, что пророк Магомет знал что-либо по этому поводу. Коран лишь вскользь касается основных вопросов, связанных с природой посмертного существования. Один из стихов Писания гласит: «Он - тот, кто дал вам жизнь, и Он пошлёт вам смерть, а затем снова дарует вам жизнь. Та же мысль снова повторяется в другом стихе Корана, и на сей раз в качестве предостережения от идолопоклонничества: «Господь создал вас, заботился о вас, затем вы умрёте по Его воле, затем Он вновь даст вам жизнь. Могут ли идолы сделать всё это? Слава Господу!» [6]. Эти строки могут быть расценены и как обещание воскресения и как намёк на реинкарнацию.

Друзы, известные как сирийские суфии, считали реинкарнацию основополагающим принципам своего учения. Это синкретическое и еретическое ответвление Ислама сложилось в XI веке и распространилось главным образом среди жителей Ливана, Иордании и Сирии [1]. Следует отметить, что приверженцы традиционных направлений Ислама всё же боятся прослыть еретиками, поэтому доктрина реинкарнации открыто обсуждается и толкуется только лишь в русле суфийской традиции.

Идея о переселении душ представлена в пяти основных мировых религиях, однако, в некоторых священных писаниях она представлена им-

плицитно, а в других эксплиицирована. По отношению к реинкарнации религии можно разделить на две группы. С одной стороны, индуизм и буддизм, где законы кармы и земная деятельность человека определяют его положение на реинкарнационой лестнице. А с другой стороны, иудаизм, христианство и ислам, в которых учение о переселении душ присутствует неявно и противоречит основной религиозной доктрине, а наибольшее предпочтение отдается идее воскресения (христианство и ислам).

Список литературы:

1. Розен С. Реинкарнация в мировых религиях. - М.: Философская книга, 2002. - 149 с.

2. Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, перевод, «Шримад Бхагаватам», Песнь Третья. - Лос-Анжелес: Бхактиве-данта Бук Траст, 1994.

3. Sonsino R., Syme D.B. What Happens After I Die?: Jewish Views of Life After Death. - N.Y.: UAHC Press, 349 p.

4. См. Послание к Римлянам, 9:10, Книга Малахии, 1:2-3.

5. Британская энциклопедия, 11-е изд., статья немецкого теолога Адольфа Харнака об Оригене (Encyclopedia Britannica, 11th edition. Adolf Harnack, Origen).

6. Элфолд Т. Уэлч. Смерть и умирание в Коране. Alford T. Welch. Death and Dying in the Quran. University Park in London: The Pennsylvania State University Press, 1977, 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.