Научная статья на тему 'Образование как социальный лифт и его влияние на социальную стратификацию государства (на примере Китая, Индии, Европы)'

Образование как социальный лифт и его влияние на социальную стратификацию государства (на примере Китая, Индии, Европы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / социальный институт образования / образование Китая / образование Европы / образование Индии / социальный лифт / education / social institution of education / education of China / education of Europe / education of India / social elevator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинина Зинаида Николаевна

В статье исследуется роль социального института образования как социального лифта и его влияние на общественную стратификацию в странах, таких как Китай, Индия и Европа. В основу исследования легли факты, выявленные П. А. Сорокиным в прошлом столетии. Автор рассматривает образовательные системы Индии, Китая и Западной Европы двадцатых годов прошлого столетия и настоящего времени, проводится сопоставление натуральных показателей, коэффициентов уровня жизни, сопоставляются результаты, достигнутые странами с запросами реформаторов. Китай, Индия и Западная Европа являются древнейшими цивилизациями в которых зародилось образование как система, а позднее, социальный институт. За годы развития каждая из стран прошла свой путь развития и их образовательные системы и рынки стали ведущими в мире. В статье нашли отражения особенности состояния современного состояния и новые риски в развитии образовательных систем Китая, Индии и Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A SOCIAL ELEVATOR AND ITS IMPACT ON SOCIAL STRATIFICATION OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF CHINA, INDIA, EUROPE)

This article explores the role of the social institution of education as a social elevator and its impact on social stratification in countries such as China, India and Europe. The study is based on the facts revealed by P.A. Sorokin in the last century. The author examines the educational systems of India, China and Western Europe of the twenties of the last century and the present, comparing natural indicators, coefficients of living standards, comparing the results achieved by the countries with the demands of reformers. China, India and Western Europe are the most ancient civilizations in which education as a system and later as a social institution originated. During the years of development each of the countries has passed its own way of development and their educational systems and markets have become leading in the world. The article reflects the peculiarities of the current state and new risks in the development of educational systems of China, India and Western Europe.

Текст научной работы на тему «Образование как социальный лифт и его влияние на социальную стратификацию государства (на примере Китая, Индии, Европы)»

Образование как социальный лифт и его влияние на социальную стратификацию государства (на примере Китая, Индии, Европы)

Щербинина Зинаида Николаевна,

аспирант кафедры философии и социологии, Академия труда и социальных отношений E-mail: optionjet@gmail.com

В статье исследуется роль социального института образования как социального лифта и его влияние на общественную стратификацию в странах, таких как Китай, Индия и Европа. В основу исследования легли факты, выявленные П.А. Сорокиным в прошлом столетии. Автор рассматривает образовательные системы Индии, Китая и Западной Европы двадцатых годов прошлого столетия и настоящего времени,проводится сопоставление натуральных показателей, коэффициентов уровня жизни, сопоставляются результаты, достигнутые странами с запросами реформаторов. Китай, Индия и Западная Европа являются древнейшими цивилизациями в которых зародилось образование как система, а позднее, социальный институт. За годы развития каждая из стран прошла свой путь развития и их образовательные системы и рынки стали ведущими в мире. В статье нашли отражения особенности состояния современного состояния и новые риски в развитии образовательных систем Китая, Индии и Западной Европы.

Ключевые слова: образование, социальный институт образования, образование Китая, образование Европы, образование Индии, социальный лифт.

Со времен основоположника теории социальной мобильности П.А. Сорокина (1889-1968), было принято рассматривать доступность образования, как критерий социальной справедливости в плоскости взаимосвязи с проблематикой социальной стратификации общества. Но данная теория увидела свет в первой трети XX столетия, с тех пор прошло сто лет и мир кардинально изменился. В своем труде 1927 года «Социальная мобильность» Сорокин на фактических примерах доказал, что в обществах с доступным образованием социальная мобильность охватывает все его слои. В противовес этому Сорокин ссылается на декрет времен английского короля Ричарда II: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться в жизни» [7].

Понятие «школа» в трудах П.А. Сорокина по толкованию коррелирует с современным понятием «институт образования». Это подтверждается смысловым наполнением понятия - совокупность учреждений и организаций, выполняющих функцию воспитания и образования. В свою очередь общество предъявляет различный запрос к критериям воспитания и образования, обусловленный типом самого общества. Меняется общество, меняются требования.

По степени различности в тестировании биологических, умственных и моральных качеств Сорокин выделяет три национальные школы: индийскую брах-маническую школу, китайскую школу и европейскую школу в ее средневековом и современном для времени исследования виде. Действительно, различия этих школ заложены исторически и обусловлены формами общественного устройства: кастами в Индии, феодализмом и аристократией в Европе, императорством Китая. Различный характер селекционирующих подходов повлияли

257

на структуру обществ, на которых сказалась школа и положение этих обществ в мировом сообществе, что отражается в их характеристиках и по сей день.

Индийская брахманическая школа. Посещать школу имели право только мужчины, женщинам изучение вед запрещалось. Доступ к началу образования был открыт для представителей всех каст и являлся «ситом», отсеивающим неталантливых, неумных, физически и духовно неодаренных людей. От учащегося требовались не только безукоризненные знания, но и выдающиеся моральные и социальные качества: «... редкое терпение и самоконтроль, сверхъестественную силу управлять всеми биологическими импульсами, подчинять себе все соблазны, выносить все физические лишения, презирать житейские блага и комфорт, стремиться к истине, не бояться никаких земных авторитетов и тем более физических страданий и т.д. Только люди с чрезвычайной силой воли и духа могли выдержать такой тест.» [7] Результатом стало то, что высшее сословие брахманов состояло из людей, наделенных умственными, моральными и духовными качествами намного выше среднего. Трехсотлетнее колониальное влияние затронуло систему образования, как отрасли передачи знаний подрастающим поколений, при этом влияние Европы так же коснулось моральных устоев и принципов отбора учеников. Британская экспансия проникла во все сферы жизни колонии.

Китайская школа. Путь к образованию так же был открыт только для мальчиков, при этом основной упор делался на постижение классических истин и формированию этики в поведении, оставляя без внимания физическое воспитание и навыки преодоления материальных и физических трудностей. По определению Сорокина, правительство Китая имело «литературный характер», состояло из интеллигентных людей не всегда способных решать практические задачи.

Средневековая европейская школа. Для школы данного периода были присущи аскетизм, пуританство, подчине-

ние собственного мнения догмам христианства. Люди, не наделенные этими качествами, оставались внизу социальной лестницы. Стоит обратить внимание, на образование могли рассчитывать так же только мужчины.

Европейская школа первой трети двадцатого века стала, практически, полностью интеллектуальной. Было предусмотрено развитие физического состояния тела, что носило более эстетический и оздоровительный характер. Тем более моральные качества учащегося не проходили никакого тестирования и пополняя высшие слои общества эти выпускники проявляли моральную слабость, последствиями которой становились коррупция, стяжательство, сребролюбие, нечестность, цинизм. Эти факты подтверждают слабость образовательной системы в целом и доказывают необходимость не только обучающей функции образования, но и селекционирующей. Начальные школы для девочек возникли в Европе в XVI-XVII веках, женские средние учебные заведения появились в Европе в середине XVIII века, во второй половине XIX века для женщин стало доступно высшее образование. Первой страной, где происходили подобные нововведения стала Англия.

Институты образования первой четверти XXI века. Со времени исследований, проведенных П.А. Сорокиным прошло сто лет. За это время человечество прошло сложный путь развития через множество событий и потрясений. В большинстве стран мира образование доступно всем без корректировки на пол, возраст, вероисповедание и прочие различия, бывшие ранее непреодолимыми. Возможности интернета устранили ограничения для людей маломобильных, частично дееспособных. Даже отсутствие возможности посещать образовательное учреждение физически не является помехой для получения образования.

Что представляют из себя современные школы, изученные П.А. Сорокиным.

Статистика описывает индийскую школу современности в следующих показателях: насчитывала в 2021 году

258

в Индии насчитывалось 1043 университетов, 42 343 колледжа, 11 779 институтов. В 2019-2020 годах образованием в Индии были охвачены 38,5 млн.чело-век внутри страны и еще 703 500 студентов проходили обучение за рубежом. При численности 500 млн человек населения в возрасте от 5 до 24 лет, охват образованием составляет менее 10 процентов детей и молодежи самого продуктивного и определяющего будущее возраста.

Высшее образование построено по Болонской системе и состоит из программ бакалавриата и магистратуры. В зависимости от направления, действует 3-5 летняя программа аспирантуры. Образование, полученное в Индийских учебных заведениях «конвертируется» в большинстве стран мира.

Страна является вторым после США рынок потребления онлайн образовательных услуг и емкость рынка еще велика. По объемам образовательной системы вообще Индия занимает третье место в мире, уступая Китаю и США[2].

Выше перечислены статистические достижения образования Индии на сегодняшний день. Вопрос: в каком виде в современной индийской школе воплощены уникальные традиции брахманист-ского образования?

Индийский философ и педагог Мо-хатма Джотиба Фул (1827-1890) исследовал взаимосвязь и взаимное влияние кастового общества и брахманистской образовательной системы. В его трудах брахманизм был определен, как идеология, позволяющая монополизировать знание ограниченным кругом избранных. Он выступил за демократизацию образования, доступность образования для женщин. При его поддержке в Индии была основана первая женская школа в 1948 году. Центральной задачей образования последователи Фула выделяли гуманизацию в основе которой лежало шесть задач: отрицание «банковской педагогики», недопустимость притеснения учеников учителями, единая система образования для всех каст, применения подходов, когда люди будут «хотеть, знать и действовать», понимание того, что освобождение «не может быть пода-

рено со стороны», создание положения, способствующего истинному диалогу через веру и доверие.

От многоступенчатого селекционирования по трем факторам (постижение знаний, физическое развитие, моральные качества) индийская школа утратила два последних и главной причиной этого безусловно, является трехсотлетний колониальный гнет. При этом одной из главных задач всех реформаторов образования декларировался посыл устранения кастовых различий, так и не достигнутый по сей день. Более того, ответственность за колониальное влияние является трендом юридического дискурса нашего времени, где главной виной колонизаторам вменяется навязывание реформ последствием которых стала частичная или полная потеря идентичности народа страны-колонии.

Вопрос: достигнута ли цель, заявленная реформаторами, как то сокращение социального неравенства? В 2023 году численность жителей Индии составила 1 425 миллионов человек. Индия занимает второе место по численности населения, уступая Китаю, при этом сохраняется тенденция к росту этого показателя. Индия по прежнему представляет из себя устойчивую кастовую организацию. Кастовая сегрегация обеспечивает национальную безопасность через всеобщую занятость, гарантированный сбыт продукции и услуг, обеспеченность средствами для жизни. На момент публикации исследования П.А. Сорокина в Индии проживало 214 967 тысяч человек. Между 1927 и 2023 годами численность населения увеличилась в 6,628 раз.

В 1947 году, году обретения независимости, в Конституцию Индии была внесена поправка и начальное образование стало всеобщим и обязательным. На тот момент только 14% населения были грамотны. С тех пор главная задача государства - сделать начальное образование поголовным, а все остальные ступени образования доступными для каждого. Первые образовательные ступени бесплатны для всех. В 2022 году грамотными были 76,3% населения

259

старше 15 лет и 71,2% общей численности населения[4].

Китайская школа. Полный курс образования в Китае длится 21 год. Начинается с посещения детского сада в 3-6 лет и заканчивается в 25-28 лет соответственно докторантурой. Предельный возраст получения образования в Китае 45 лет. Образование может получить каждый, посещение детского сада является обязательным, но при переходе из неполой средней школы в полную (12-15 лет) учащиеся отсеиваются при прохождении экзаменов; при выбытии на этом этапе учащийся на продолжение обучения в профессиональной средней школы по окончании полного цикла которой (18-22 лет) он пополнит ряды рабочих и служащих среднего звена. Образование в высшей средней школы Китая становится платным, но даже оплата не освобождает учащегося от прохождения экзаменов. В общей сложности обучение в китайской школе длится двенадцать лет в течение которых учащиеся несколько раз проходят строгий экзаменационный контроль. Образование охватывает естественные, гуманитарные науки, физическую подготовку, учащиеся дисциплинированы, особое внимание уделяется посещаемости. Причиной отсеивания может стать неуспеваемость (умственные способности), непосещение занятий по любым причинам (слабое здоровье), плохая дисциплина и поведение (моральные каче-ства)[1]. Таким образом, современная система образования в Китае за сто лет, прошедших со времени ее анализа П.А. Сорокиным стала более строгим ситом, распределяющим население в социальной структуре. Образовательный процесс в Китае начинается в детском саду и девятилетний курс образования доступен каждому бесплатно. Далее обучение становится платным, что частично является фактором отсечения, однако на государственном уровне существуют способы поддержки одаренных учеников из бедных семей (субсидии, степендии, госконтракты с условиями о работе).

Китай не стал исключением в применении болонской системы образования,

дипломы китайских учебных заведений признаются в большинстве стран мира.

На конец 2020 года по официальным данным в Китае проживало 1, 411 миллионов человек, в двадцатых годах прошлого века численность составляла 470 миллионов человек. В настоящее время 64% населения проживают в городах, усиленная урбанизация началась в 60 годах, когда еще 82% китайцев проживали в сельской местности. Начиная с 1990 годав Китае проводится перепись населения и по данным 2020 года численность обучающихся высшему образованию составила 15 467 человек на 100 тыс.человек, что при пересчете на общую численность населения Китая в 2020 году составит 1,1%, общая неграмотность сокращена до 2,63%[5].

Доктрина европейской современной школы - обучение на протяжении всей жизни, непрерывное образование. Она носит концептуальный характер и имеет программную стратегию развития, реализуемую на всем европейском пространстве. Граждане многих европейских стран вовлечены в образовательный процесс с рождения и всю последующую жизнь. Основные задачи, решаемые системой образования Европы: обеспечение экономик стран участниц необходимым количеством специалистов, раскрытие потенциалов и удовлетворение социальных потребностей граждан, актуализация профессиональных навыков через образовательные институты.

Большинство европейских университетов имеют историю, любое новое учебное заведение проходит строгий контроль и должно выдержать серьезную конкуренцию. Наибольшее количество университетов в Великобритании (84), на втором и третьем месте Германия (46) и Италия (34), далее следует Франция (31). Дипломы, получаемые выпускниками европейских университетов, ценятся во всем мире и гарантируют трудоустройство и карьеру.

Неравенство возможностей и субъективные преграды для получения образования в Европе полностью отсутствуют.

260

Имея описания изменений, произошедших в индийской, китайской и европейской школах, необходимо определить, как они, эти изменения сказа-

лись на социальном состоянии обществ, каково их влияние на стратификацию (табл. 1).

Таблица 1. Показатели развития, образования и уровня жизни Китая, Индии, Финляндии, Германии [8]

Показатель / страна Китай Индия Финляндия Германия

Численность населения, млн.чел. 1 412 1 417 5,556 84,080

Валовый показатель охвата населения дошкольным образованием,% 89,1 62,8 85,3 108,5

Валовый показатель охвата населения начальным образованием,% 101,9 96,8 100,2 103,9

Валовый показатель охвата населения средним образованием,% 94,3 73,8 154,8 97,6

Валовый показатель охвата населения высшим образованием,% 53,8 28,6 90,3 70,3

ВВП, billion USD 17 774,64 3 176,3 297,58 4 262,77

Финансирование образование% от ВВП 3,3 4,6 5,69 4,4

ВВП на душу населения, USD 12 562 2 280 53 774 51 238

Коэффициент Джини 51,0 47,9 25,6 29,0

Индекс развития человеческого потенциала 0,76 0,64 0,94 0,94

Для сравнения выбраны показатели, характеризующие экономическое состояние, охват образованием разного уровня, показатели социального состояния общества. Выбраны рассмотренные выше страны Китай, Индия. Для анализа европейского общества выбраны Германия - самая экономически развитая страна Евросоюза и Финляндия, занимающая первые места в рей-

тингах социального и экономического развития.

Номинальные показатели экономики (ВВП, ВВП на душу населения) в полной мере характеризуют и обуславливают состояние общества. Показатели ВВП на душу населения в европейских странах в среднем в три раза превышают показатель китайской экономики и в 20 раз больше индийского (табл. 2).

Таблица 2. Динамика показателей численности населения и бедности в Индии [8]

Показатель / год 1951 1961 1971 1981 1991 2005 2012 2019 2021

Численность населе- 361 442 444 717 849 1140 1213 1339 1385 ния, млн.чел.

Уровень бедности,% 45 45 52 43 35 26 28 22 24

Абсолютное количество 162 199 231 308 297 296 340 295 332

беднейшего населения,

млн.чел.

Демографический скачек приходится на период между 1970 и 1980 годами. За десятилетие численность населения выросла с 444 млн.чел. до 717 млн. чел. или на 62%. Это время правления

премьер-министра Индиры Ганди, проводившей политику по ликвидации бедности, одним из направлений которой была насильственная стерилизация беднейшего населения. В это же деся-

тилетие на спад идет уровень бедности, сокращение составляет в среднем 10% каждое последующее десятилетие, а с 2000 года показатель в среднем держится на отметке 25%, что в абсолютном значении составляет 325 млн.человек. Охват населения образованием в Индии самый низкий из всех рассматриваемых стран. Дошкольное образование получают около половины населения подходящего возраста. Начальным образованием охвачены 96,8%. Достижение такого показателя стало возможным после масштабных мер поддержки правительства

(бесплатное питание школьников, предоставление возможности получения дистанционного образования). Среднее образование получают 73,8% населения соответствующего возраста, чему так же способствует государство. Индия является страной с растущей экономикой, насыщенной прогрессивными технологиями и для обслуживания современной промышленности и сельского хозяйства требуются развитые образованные специалисты. Этим обусловлена государственная поддержка интереса к среднему образованию страны (табл. 3).

Таблица 3. Динамика показателей численности населения и бедности в Китае [8]

Показатель / год 1951 1961 1971 1981 1991 2005 2012 2019 2021

Численность населения, млн.чел. 558 660 841 994 1151 1304 1354 1408 1412

Прирост,% - 15,5 21,5 15,4 13,6 11,7 3,7 3,8 0,3

Большая площадь государства существенное преимущество Китая перед Индией с которой в настоящее время идет соперничество за первенство в численности населения. Протяженность на Азиатском материке и разнообразие климата дает возможность более свободного расселения, большего разнообразия климата и содержания недр.

В 2002 году на XVI съезде Коммунистической партии Китая (КПК) была принята программа борьбы с бедностью до 2020 года и поставлена задача о «построении общества средней зажиточности». В настоящее время китайское правительство существенных успехов и по данным статистики одержана победа над абсолютной бедностью при которой у людей нет средств даже для поддержания нормальной жизнедеятельности. Однако, специфика неравенства в Китае носит региональный характер и наиболее остро стоит в западных регионах при том, что восточные регионы дают больший прирост в доходах населения. Природно-климатические условия западных районов Китая более суровы, географические рельефы не всегда позволяют вести прибыльное хозяйство. В результате местное население бед-

ных районов покидает их, создавая дефицит рабочей силы, что влечет за собой отставание в развитии производств. Удержать население на местах возможно только за счет государственных программ по корректировке распределения доходов.

Для оценки влияния института образования на социальное развитие в европейских странах современности необходимо дать общую социальную характеристику общества. Социальная стратификация в Европе является одной из ключевых тем для анализа и понимания современного общества на континенте, основанных на таких факторах, как доход, образование, занятость, положение владения и другие. Эта система имеет корни, уходящие в глубокое прошлое и ее традиции неизменно повлияли на формирование общественной структуры в каждом из стран Европы. Современная Европа традиционно характеризуется высокой социальной мобильностью, что означает возможность двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Тем не менее, существуют явные различия в уровнях социального неравенства между странами и внутри них.

262

В основу социальной стратификации в Европе заложено экономическое неравенство. Издержки глобализации и экономического кризиса в начале столетия 3. привели к усилению разрыва между богатыми и бедными, росту безработицы и социального неравенства. В некоторых странах, таких как Швейцария, Люксембург и Норвегия, наблюдается относительно меньшее социальное неравенство, в то время как в других, таких как 4. Румыния, Болгария и Греция, оно значительно выше.

Важным фактором социальной стратификации в Европе является образование. Доступность качественного образования играет важную роль в возможности социальной подъемности. Страны с высокими уровнями социального равенства, такие как Финляндия и Норве- 5. гия, обладают высоким уровнем образования и широким доступом к образовательным ресурсам.

Политика также оказывает влияние на социальный статус в Европе. Формирование и реализация социальных политик и систем государственной поддержки обеспечивает социальную защиту и помогает снизить социальное неравенство. Швеция и Дания славятся своими системами социального обеспечения, что способствует высокому уровню социального равенства в этих странах.

Более недавние вызовы социальной стратификации в Европе включают такие аспекты, как миграция и пол. Форми- 6. рование громады мигрантов и неравноправное отношение к мужчинам и женщинам создают дополнительные слои социальной стратификации, усложняя оценку положения людей в обществе.

Литература

1. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2017. -№ 5. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.12.2023).

2. Всероссийская Академия внешней торговли. Анализ рынка образовательных услуг Индии URL: https://

263

myexport. exportcenter.ru/ marketing-research/ 0brazovatelnye_lndiya_0511. pdf (дата обращения: 04.12.2023). Галищева Н.В. Проблема бедности и пути ее решения в современной Индии в условиях либеральных реформ, Экономика зарубежных стран № 2(55), 2021 USD: https://mirec. mgimo.ru/2021/2021-02/india-poverty-problem (дата обращения 06.12.2023) Радченко Л.Р. РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ В XX ВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=23576 (дата обращения: 28.11.2023).

Синьхуа Новости URL: https://russian. news.cn/2021-05/11/c_139938741. htm#:~: text=%D0%9E%D0%BD%20 %D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1 %D1%89%D0%B8%D0%BB%2C%20 %D1%87%D1%82%D0%BE%20 % D0% BA %D 0% BE %D0% B-B%D0%B8% D1%87%D0%B5%D1% 81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20 %D1%87%D0%B5%D0%BB% D0 % BE%D0%B2% D0%B5%D0% BA,%D1%87%D0% B5%D0%B-B%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%-BA%20%D0%B2%202020%20 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83 (дата обращения: 03.12.2023). Индия - Индекс грамотности взрослого населения URL: https://ru. knoema.com/atlas/%d0%98%d0%b-d%d0%b4%d0%b8%d1%8f/top-ics/%d0%9e%d0%b1% d1%80% d0%b0%d0% b7%d0%be % d0%b 2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0 %b5/ % d0%93%d1 % 80%d0%b0 %d0%bc%d0%be%d1%82%d0%b-d % d 0 % b e % d 1 % 8 1 % d 1%82%d 1%8c/%d0%98%d0%bd% d0%b4%d0%b5%d0%ba%d1%81-%d0%b3%d 1%80%d0%b0%d0%b-c%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be% d1%81%d1%82%d0%b8-%d0%b2%d 0%b7%d 1 %8 0%d 0%be%d 1 %81%d0% bb% d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b-d%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%b-

b%d0%b5% d0% bd%d0%b8%d1%8f (дата обращения: 03.12.2023).

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

8. KNOEMA. Мировой атлас данных URL: https://ru.knoema.com/atlas (дата обращения 06.12.2023).

EDUCATION AS A SOCIAL ELEVATOR AND ITS IMPACT ON SOCIAL STRATIFICATION OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF CHINA, INDIA, EUROPE)

Shcherbinina Z.N.

Academy of Labor and Social Relations

This article explores the role of the social institution of education as a social elevator and its impact on social stratification in countries such as China, India and Europe. The study is based on the facts revealed by P.A. Sorokin in the last century. The author examines the educational systems of India, China and Western Europe of the twenties of the last century and the present, comparing natural indicators, coefficients of living standards, comparing the results achieved by the countries with the demands of reformers. China, India and Western Europe are the most ancient civilizations in which education as a system and later as a social institution originated. During the years of development each of the countries has passed its own way of development and their educational systems and markets have become leading in the world. The article reflects the peculiarities of the current state and new risks in the development of educational systems of China, India and Western Europe.

Keywords: education, social institution of education, education of China, education of Europe, education of India, social elevator.

References

1. Azitova G. Sh., Krasnova M.N. FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM IN CHINA // Modern problems of science and education. - 2017. - No. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (access date: 12/02/2023).

2. All-Russian Academy of Foreign Trade. Analysis of the Indian educational services market URL: https://myexport. exportcenter.

ru/marketing-research/ Obrazovatelnye_In-diya_0511.pdf (date of access: 12/04/2023).

3. Galishcheva N.V. The problem of poverty and ways to solve it in modern India in the context of liberal reforms, Economics of Foreign Countries No. 2(55), 2021 USD: https://mirec.mgimo.ru/2021/2021-02/india-poverty-problem (access date 06.12.2023)

4. Radchenko L.R. DEVELOPMENT OF NATIONAL CONCEPTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN INDIA IN THE XX CENTURY // Modern problems of science and education. - 2015. - No. 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=23576 (access date: November 28, 2023).

5. Xinhua News URL: https://russian. news.cn/2021-05/1 1/c_139938741. htm#:~: text=%D0%9E%D0%BD%20 % D1 %81 %D0% B E%D0% B E%D0% B1 %D1%89%D0%B8%D0%BB%2C%20% D 1 % 8 7 % D 1 % 8 2 % D 0 % B E % 2 0 % D 0 % B A % D 0 % B E % D 0 % B -B % D 0 % B 8 % D 1 % 87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2% D0%BE%20%D1%87%D0%B5%D0%B-B % D 0 % B E % D 0 % B 2 % D 0 % B 5 % D 0 % B A, % D 1 % 8 7 % D 0 % B 5 % D 0 % B -B%D0 %BE%D0%B2 %D0%B5%D0 % -B A % 2 0 % D 0 % B 2 % 2 0 2 0 2 0 % 2 0 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83 (date of access: 12/03/2023).

6. 6.India - Adult Literacy Index URL: https:// ru.knoema.com/atlas/%d0%98%d0%b-d % d 0 % b 4 % d 0 % b 8 % d 1 % 8 f/t o p -ics/%d0%9e% d0%b1%d1%80%d0%b0% d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%b-d%d0%b8%d0%b5/%d0%93%d1%80%d0 %b0%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%bd% d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c/%d0%9 8%d0%bd%d0%b4%d0% b5%d0%ba%d 1%81-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b-c%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be% d1%81%d1% 82%d0%b8-%d0 %b2%d 0%b7%d1%80%d0%be%d1%81%d0% bb% d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b-d%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%b -b%d0%b5% d0% bd%d0%b8%d1%8f (date of access: 12/03/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sorokin P.A. Human. Civilization. Society. M.: Politizdat, 1992.

8. KNOEMA. World Data Atlas URL: https:// ru.knoema.com/atlas (access date 12/06/2023).

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.