Научная статья на тему 'Образование как ключевой фактор устойчивого развития'

Образование как ключевой фактор устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как ключевой фактор устойчивого развития»

4 Напомню, что в Праге в 2001 г. было приня-

то решение, исключавшее Россию из числа возможных подписантов Болонской декларации и основанное на интересах экономической евроинтеграции, а в Берлине через два года было принято решение, дававшее России и другим странам СНГ- не членам ЕС право присоединиться к Болонскому процессу на основе членства в Совете Европы.

5 «Мы должны, в частности, рассматривать цель

увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которую ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская

система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям» (Болон-ская декларация, 1999 г.).

6 Точнее, в качестве «заданий», финансо-

вое обеспечение которых предусмотрено Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в этом случае стало бы бесплатным обучение всех принятых на бесплатной основе: как безусловно бесплатная на конкурсной основе, так и на основе государственного образовательного кредита.

7 Понятие «вакансий», «свободных мест»

также значительно меняется при отсутствии контрольных цифр.

Ю. МЯЧИН, доцент С.-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Концепция устойчивого развития (УР) в . настоящее время становится программой практических действий во многих сферах жизни, которые мировое сообщество должно реализовать, чтобы в наступившем тысячелетии сохранить цивилизацию. Заметим, что если на начальных стадиях формирования данной концепции внимание в основном концентрировалось вокруг проблем экологии, то начиная с нового столетия на первый план выходят проблемы социальные, в том числе проблемы образования. Оказалось, что и природу, и общество могут спасти лишь образованные люди...

Образование в рамках УР - это динамическая составляющая, которая включает в себя все аспекты информированности о состоянии природы и общества, ориентирует на формирование навыков, видение перспектив и укрепление ценностей, которые дадут возможность людям любого возраста принять на себя обязательства по созданию надежного будущего.

Актуальность подобным образом трак-

Образование как ключевой фактор устойчивого развития

туемых проблем образования все чаще подчеркивается на международных конференциях. Так, 5-6 апреля 2005 г. в Минске прошел Международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» с участием министров образования стран СНГ. На нем проведен серьезный анализ путей реформирования систем образования; в теоретическом аспекте подчеркивалась настоятельность вывода концепции УР за «красные флажки» единственно экологии и новых трактовок коэволюции, предполагающих углубленное понимание взаимодействия природных и социальных процессов. В связи с этим говорилось о необходимости резко повысить планку требований к образованию: не столько путем наполнения его новыми знаниями, сколько научением того, как их применять в профессиональной деятельности, которая ориентируется на приоритеты УР.

Соответствующая проблематика поднималась и на саммите «Группы восьми», проходившем в Санкт-Петербурге 16 июля

52

Высшее образование в России • № 1, 2007

2006 г.; в специальной резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» отмечалось, что надо поощрять политику оптимизации сферы образования и инвестиции в нее, способствуя развитию вузов, обеспечивающих высокое качество получаемых знаний.

Проследим эволюцию понятия «устойчивое развитие».

20 лет назад Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад премьер-министра Норвегии и видного деятеля социал-демократического движения Гру Харланд Брунтланд «Наше общее будущее» (1987). В нем впервые был поставлен вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации и введен термин sustainable development (SD), указывающий на такой тип развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей населения без ущерба для будущего.

Термин начал самостоятельную жизнь, хотя, надо заметить, прилагательное sustainable англоязычные словари не включают до сих пор - может быть, потому, что глагол sustain, от которого оно производ-но, имеет очень много значений: «поддерживать», «испытывать», «укреплять», «подтверждать» и т. д. Что касается русского языка, то и здесь устойчивого определения термина «устойчивого развития» пока нет.

Интересна история этого понятия в отечественной науке и в общественном сознании. «Устойчивое развитие» на устах у всех, а общепринятого или с оговорками приемлемого его истолкования в справочных изданиях по социологии, экономической науке, философии нет [1] . Лишь в изданной в 2003 г. в Минске «Социологической энциклопедии» нам удалось отыскать определение. В соответствии с ним УР - это «наиболее безопасный и перспективный путь трансформации взаимосвязи общества и природы, основанный на изменениях социально-политических, экономических и

духовно-практических ценностей и ориентиров, которые обеспечили бы сохранение как самого человека, так и благоприятной для него среды обитания» [2, с. 337]. Авторы статьи подчеркивают, что сегодня качественное изменение отношения общества к природе возможно только при изменении общественных отношений, и отмечают значимость сферы образования в данном ракурсе.

Надо сказать, что и в мировом сообществе подходы к трактовке данного понятия оформлялись довольно долго. В Декларации I Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) была акцентирована связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание важный вклад внесли доклады Римского клуба, особенно «Пределы роста» (1972), в которых выдвигалась идея перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию глобального динамического равновесия, от количественного роста - к органическому (качественному) росту и новому мировому экономическому порядку.

C середины 1970-х гг. широко использовалось понятие development without destruction - развитие без разрушения, в дальнейшем - понятие ecodevelopment (эко-развитие); они означали экологически приемлемое развитие, стремящееся нанести наименьшее негативное воздействие на окружающую среду.

В докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось: чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические факторы. В 80-е гг. ХХ в. проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых исследовательского института Worldwatch (США) и его директора Л. Р. Брауна.

Так, в книге «Наше общее будущее»

(1989) отмечалось, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и природой» [3, с. 68], что ее выработка предполагает решение комплекса серьезных теоретических проблем, среди которых наибольший интерес представляют исторический, философский, естественно-научный, методологический, информационный, образовательный и другие аспекты. Практическая часть задачи включает разработку конкретных программ УР различных уровней, мобилизацию мирового сообщества на их выполнение, создание институтов и организацию их работы, подбор кадров и др.

Важным этапом в формировании приемлемой теории стала конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая прошла 15 лет назад, в июне 1992 г., в Рио-де-Жанейро. Конференция приняла ряд важных документов, которые, надо сказать, не в должной мере освоены в качестве предметов изучения в вузах всех стран мира, включая Российскую Федерацию. А ведь Декларация начинается следующими словами: «Люди являются главной заботой концепции устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой». Образование в ней трактуется как фундамент устойчивого развития. Об этом же говорится и в главе 36 программного документа конференции «Повестка дня на XXI век». На первое место в нем поставлены социальные и экологические аспекты, затем - международное сотрудничество в борьбе с бедностью, изменение структур потребления. Все это требует постоянного повышения уровня образования на всей планете, включая модернизацию высшего образования.

Новое столетие знаменует необходимость более глубоких разработок данной концепции. На наш взгляд, стратегию УР невозможно создать исходя из традиционных представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современ-

ным реалиям, но и предполагаемым перспективам общечеловеческого развития вШ тысячелетии.

Концепция устойчивого развития должна превратиться в антропологически обоснованную теорию, а в практическом плане - в программу «человекосообразных действий», чтобы в наступившем тысячелетии сохранить мировую цивилизацию.

Контуры этого подхода определились на состоявшемся пять лет назад в Йоханнесбурге Всемирном саммите по устойчивому развитию [4]. Средствами массовой информации он был назван саммитом тысячелетия. В 2002 г. были подведены итоги десятилетней работы мирового сообщества по выполнению программы «Повестка дня на XXI век» и намечены приоритеты для обеспечения УР. В докладе отечественной делегации было отмечено, что Россия уверенно становится на путь УР, модернизируя в связи с этим и образовательную систему. С указанной целью в России на государственном уровне разрабатываются программы и национальные проекты устойчивого развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов; созданы государственные органы, отвечающие за их реализацию; осуществляется активное международное сотрудничество в этой области.

Декларация, принятая в Йоханнесбурге, отразила обязательства лидеров мировых держав «создать гуманное, равноправное и внимательное к проблемам человека общество, признающее, что каждый член этого общества имеет свое человеческое достоинство». Без расширения доступности сферы образования и ускоренного развития высшего образования с опорой на новые технологии данная цель недостижима.

На Всемирном саммите рекомендовалось рассмотреть вопрос о провозглашении Десятилетия образования для УР. Во исполнение этой рекомендации была единогласно принята резолюция «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития начиная с 1 января 2005 г.».

Ведущей организацией по пропаганде и

54

Высшее образование в России • № 1, 2007

продвижению Десятилетия и по выработке проекта Международного плана реализации была назначена ЮНЕСКО. Являясь организацией ООН по вопросам образования, она призвана сыграть ключевую роль в осуществлении образовательных программ по изучению феномена УР и выполнении основных решений в данном направлении. С этой целью она должна переориентировать некоторые свои функции, внеся в них необходимые изменения, с тем чтобы оказать содействие модернизации образовательных процессов во всех странах и на всех уровнях.

В настоящее время в обязанности ЮНЕСКО входит обеспечение координации деятельности по двум важным международным инициативам в области образования - Образование для всех (ОДВ) и Десятилетие грамотности ООН (ДГООН). Решение о деятельности по координации ОДВ было принято на Всемирном форуме по образованию в 2000 г., ДГООН началось в 2003 г. и в настоящее время переживает начальную стадию реализации. Для эффективного управления и достижения максимальных результатов необходимо, чтобы деятельность по Десятилетию образования для устойчивого развития (ДОУР) была скоординирована с ОДВ и ДГООН. План реализации Всемирной стратегии устойчивого развития (ВСУР) является хорошей основой для этого.

Россия проявляет постоянное стремление к интеграции в мировую политическую и хозяйственную систему. Активно формируются рыночные отношения, реформируются основные направления деятельности государства. Глобализация не только стимулирует интеграционные процессы в сфере образования, но и обнажает остро стоящие перед ней проблемы.

Основные направления модернизации образования в России, хотя и имеют национальные и региональные особенности, вполне сочетаются с программой УР, принятой на саммите тысячелетия в Йоханнесбурге в 2002 г.

3 сентября 2005 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.», в которой заявлено, что «главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе».

Сравнение основных положений и методологического инструментария данной Концепции с таковыми в рамках документов ООН и ЮНЕСКО о роли образования в достижении параметров УР показывает, что ее разработчики ориентированы на высшие мировые стандарты в реализации модерни-зационных процессов в данной сфере.

Всего лишь год спустя были подведены некоторые итоги осуществления данной Концепции со стороны мировой общественности. В резолюции саммита «Группы восьми» «Образование для инновационных обществ в XXI веке» заявлено, что для реализации общего видения инновационного общества и принимая во внимание Московскую декларацию, принятую министрами образования 2 июня 2006 г., нужно «...поощрять политику и инвестиции в сфере образования, которые способствуют развитию разнообразных, эффективных, устойчивых и обеспечивающих высококачественное образование высших учебных заведений...» [5, с. 4].

Что касается проблем высшего профессионального образования, то резолюция провозглашает «образовательную политику, ориентированную на создание системы доступных, разнообразных, устойчивых и оказывающих высококачественные услуги высших учебных заведений (университетов и иных высших учебных заведений), включая научно-исследовательские учреждения, колледжи, техникумы, государственные и частные учреждения профессионально-технической под-

готовки, которые могут удовлетворять новым требованиям».

В решениях саммита можно обнаружить важное концептуальное уточнение: одним из ключевых параметров УР объявляется устойчивый экономический рост социальной сферы. В резолюции прямо указывается: «Мы будем стремиться к использованию межсекторальных подходов, объединяющих инвестиции в сектор образования и другие ключевые области, такие как борьба с бедностью, здравоохранение, санитария, водоснабжение, питание и инфраструктура, для достижения целей программы "Образование для всех"» [Там же].

Как видно из текста решений саммита, проблема «устойчивости» образовательных учреждений весьма актуальна именно для России, где образование включено в один из основных национальных проектов, определяющих УР общества на ближайшую перспективу.

Выступая на VIII съезде Российского союза ректоров 8 июня 2006 г., Президент России В.В. Путин в очередной раз подтвердил роль и значение образования для развития нашего общества. Обращаясь к участникам съезда, он отметил: «Без сомнения, от ваших усилий зависит и уровень развития науки, и экономический, и технологический потенциал России, возможность прорыва во всех этих областях» [6, с. 5].

Задачи, которые ставит перед научно-педагогической общественностью и работниками сферы образования руководство

России, потребуют в ближайшие годы серьезной и напряженной работы. Несмотря на огромное число публикаций, проблема устойчивого развития образовательных систем и образовательных учреждений по-прежнему разработана недостаточно. Для СМИ важно разъяснение жизненной необходимости дальнейшей разработки теории и практики УР, преодоления недоверия к механизмам его реализации в социально-гуманитарной сфере.

Литература

1. См.: Кузнецов О.Л, Большаков Б.Е. Устой-

чивое развитие: научные основы проектирования в системе природа - общество - человек. - Дубна, 2001; Мантатов В.В, Мантатова Л.В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. - Улан-Удэ, 2002.

2. Данилов А.Н. Социологическая энцикло-

педия. - Минск, 2003.

3. Наше общее будущее / Пер. с англ. - М., 1989.

4. Политическая декларация Всемирного сам-

мита по устойчивому развитию. - «Гло-бал-Инфо»; «Эко-Согласие», 2002.

5. Образование для инновационных сооб-

ществ в XXI веке. Резолюция саммита «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.). Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации // Высшее и среднее профессиональное образование. - 2006. - № 9.

6. Путин В. Выступление на VIII съезде Рос-

сийского союза ректоров // Высшее образование в России. - 2006. - №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.