Научная статья на тему 'Образование как фактор социализации молодежи (опыт регионального исследования)'

Образование как фактор социализации молодежи (опыт регионального исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
889
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIAL AND ECONOMIC VALUES / SOCIALIZATION / HUMANIZATION / SOCIAL ATTITUDES / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Екатерина Николаевна

В статье обсуждаются проблемы социализации молодежи в условиях личностно-ориентированной системы образования. Показано, что грамотно построенная воспитательная работа в школе целенаправленно и систематически влияет на формирование ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS FACTOR OF SOCIALIZATION OF YOUTH (EXPERIENCE OF REGIONAL RESEARCH)

The article reviews the problems of youths socialization under the circumstance of personoriented teaching system. The research problem is to answer the question: whether competently constructed educational work at school can purposefully influence the formation of the value system of youth.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор социализации молодежи (опыт регионального исследования)»

© Васильева Е.Н., 2011

УДК 316.343 ББК 60.55

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ (ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)1

Е.Н. Васильева

В статье обсуждаются проблемы социализации молодежи в условиях личностно-ориентированной системы образования. Показано, что грамотно построенная воспитательная работа в школе целенаправленно и систематически влияет на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: социально-экономические ценности, социализация, гуманизация, социальные установки, ценностные ориентации.

Понятие социализации было впервые использовано Ф. Гиддингсом [2, с. 303] и сегодня предельно широко трактуется, поэтому целесообразно конкретизировать, что в данной работе мы опираемся на определение, данное А.В. Мудриком [4, с. 9], который вопросы социализации ставит в рамках вопросов воспитания, а образование рассматривает как институт социально контролируемой социализации членов общества и трансляции культуры и социальных норм.Такая трактовка понятия стала актуальной с развалом СССР, когда возникла необходимость реформирования образования и особенно важной стала деидеологизация гуманитарных наук. Данный процесс проходил нелегко, так как привязка любого предмета к идее революционного процесса, а также связь всех последующих событий только с ним сформировали мировоззренческие установки многих поколений современных россиян. Такое положение тормозило демократизацию общества и сегодня оказывает существенное влияние на социализацию подрастающих поколений.

К факторам, препятствующим формированию новых социальных установок, можно отнести то, что учителями являются люди старшего и среднего возраста, первичная социализация которых проходила в советское время, а

социальные установки не претерпели больших изменений. Во-вторых, проведенное нами исследование показывает, что из-за резкой смены экономического курса нарастает своеобразная ностальгия по СССР, и институт семьи также препятствует усвоению новых социальноэкономических ценностей.

Если обратиться к документальным источникам, то в 1976 г. в средней образовательной школе № 2 г. Суровикино Волгоградской области было четыре выпускных класса -120 человек, в вузы поступило 15 человек; в прошедшем 2010 г. из стен этой же школы вышли 24 выпускника, один класс. В высшие учебные заведения поступили те же 15 человек, причем 2/3 - на бюджетные места по результатам ЕГЭ.

Контент-анализ традиционных школьных сочинений на тему «Как я провел лето» показывает: в 1986 г. из 27 человек только двое написали, что были на море, а к 2010 г. об отдыхе на морском побережье пишет 70 % учеников, при этом мы зафиксировали, что учащиеся посетили и зарубежные страны, такие как Турция, Швеция, Англия. Год от года растет количество бесплатных путевок санаторно-курортного оздоровления, когда родители оплачивают только дорогу. А между тем анализ показывает, что суждения о богатых и бедных слоях общества в сочинениях современных школьников старших классов даются в выражениях, взятых из советских учебников.

Контент-анализ стенограмм родительских собраний показывает высокую корреляционную связь выражений «поступление в вуз» и «сейчас все решают деньги». Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в общественном мнении традиционного малого города нарастает уныние, дети воспитываются в духе того, что ничто хорошее их не ждет, устроиться будет трудно. Задачей гуманизации является формированиетакой системы, где человек чувствует себя равноправным членом общества, но вместо этого мы сталкиваемся с процессами, ведущими к разрушению социальных связей, описанными В.Н. Гуляи-хиным и Н.В. Серовой [3, с. 181].

Именно поэтому актуален вопрос - может ли грамотно построенная воспитательная работа в школе целенаправленно, систематически давать отпор таким настроениям, влиять на социализацию ребенка независимо от мнений родителей и методологических установок учителей?

Понимание, какой должна быть воспитательная работа, дается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где роль образования определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Документ предусматривает развитие основных принципов образовательной политики в России, опираясь на Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальную доктрину образования в РФ до 2025 г., а также Федеральную программу развития образования на 2000-2005 годы.

Общеобразовательная школа определяется во всех вышеперечисленных документах как важнейший фактор гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В итоге именно школа должна формировать (но формирует ли?) целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и

культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Вопросы воспитания также регулируются Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российское Федерации на 2006-2011 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Она была разработана в соответствии с «Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В документе постулируется усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, воспитание гордости за Российское государство, его свершения, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества, и т. д.

Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей, подростков и молодежи на ценности западной культуры, однако основной упор в Концепции делается на военных историко-культурных аспектах патриотизма, что соответствует советской схеме воспитания. Опираясь на исследования современных психологов, можно утверждать, что патриота сегодня не вырастишь только на примерах героев, погибших за Отечество, мы живем в информационном обществе, где также гордятся высоким уровнем социально-экономического развития своей страны и достижениями науки и техники. Однако кроме военной составляющей никакие компоненты патриотического воспитания четко не прописаны, и нельзя выявить их инди-

каторы, несмотря на то, что в Программе четко заявлена необходимость регулярных социологических опросов граждан РФ.

Исходя из данной необходимости, нами на базе МОУ «СОШ № 3» г. Суровикино Волгоградской области был проведен социологический анкетный опрос на тему «Основные ценностные ориентации старшеклассников малого города». Способом формирования выборки было монографическое исследование, объект исследования - молодое поколение, обучающееся в общеобразовательных школах малых городов России, так как именно эта часть подростков реже всего попадает в выборки крупных исследовательских центров. Выборка имела целенаправленный характер, так как в данной школе программа воспитательной работы соответствует поставленным задачам, школа трижды выигрывала губернаторский грант, в ней действуют научно-исследовательское общество «Шанс», общественная организация «ШТОРМ» («Школьная творческая организация ребят и малышей») и другие организации, обеспечивающие социальновоспитательную работу в школе. Объем выборки - 100 человек, это учащиеся девятых, десятых и одиннадцатого классов. Разрабатывая инструментарий исследования, мы опирались на позицию Н.А. Тельновой и Н.А. Калашниковой [5, с. 15]: устойчивые формы поведения, соответствующие принятым ценностям, адекватность самооценки и степень развитости чувства ответственности за совершаемые действия связаны со становлением самосознания человека.

Кроме статистических данных, таких как пол, класс, состав семьи, уровень доходов семьи (от 1 до 3 тыс. руб.; от 3 до 5 тыс. руб.; от 5 до 10 тыс. руб.; от 10 до 15 тыс. руб.; от 15 до 20 тыс. руб.; свыше 20 тыс. руб.), в исследовании выявлялись индикаторы системы ценностей и деятельности подростков. Мы определили, чему старшеклассники посвящают свое свободное время, при этом респондент мог выбрать любое количество вариантов ответа, а каждый из вариантов мог получить до 100 % выборов. В итоге мы получили следующие показатели (см. рис. 1): общению с друзьями -

81.3 %; компьютеру - 42,8 %; просмотру телевизионных программ - 40,6 %; дискотекам -

34.4 %; спорту - 34,4 %; чтению - 18,8 %; хозяйству, даче - 12,5 %; отдыху на природе -

9.4 %; сну - 9,4 % культурному досугу - 6,3 %.

Если смотреть разбивку по полу, то приоритеты меняются следующим образом: девушки в основном сидят за компьютером (33,3 %), смотрят телевизор (33,3 %), ходят на дискотеки (38,1 %); лидирующие позиции остаются за общением с друзьями (81 %). Молодые люди также общаются с друзьями (81,8 %), сидят за компьютером (63,6 %), смотрят ТУ (54,5 %); утешает то, что 63,3 % занимаются спортом. Показатели по таким видам досуга, как чтение и отдых на природе, получены благодаря ответам 10- и 11-классни-ков, что говорит о формировании основ здорового образа жизни и тяги к расширению кругозора по мере взросления и осознания меры ответственности при переходе к новому этапу жизни.

Рис. 1. Итоги опроса старшеклассников о проведении свободного времени ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 3 (15) 51

Интересные результаты получены при ответе на вопрос «Как Вы чаще всего в последние три года проводите свои каникулы?» (см. рис. 2). Дома - 46,9 %; в гостях у родственников - 28,1 %; в летнем лагере - 25 %; на курорте или в санатории на территории России - 6,3 %; на даче -

3,1 %; на зарубежных курортах - 3,1 %; «вообще забыл, когда путешествовал» - 3,1 %. При этом зависимость от уровня доходов родителей не прослеживается, что лишний раз подтверждает факт увеличения числа доступных форм отдыха с полной или частичной компенсацией государством расходов.

Ценности, сформированные у старшеклассников, выявлялись ответами на вопросы «Что для Вас наиболее значимо в жизни?» (см. рис. 3) и

«Какие ценности являются для Вас важными?» (см. рис. 4). Для ребят значимы: семья - 78,1 %; здоровье - 56,3 %; образование - 40,6 %; материальное благополучие - 37,5 %; свобода и независимость - 31,3 %; интересная работа - 28,1 %; уважение окружающих - 25 %; успех, признание -21,9 %; спокойная совесть - 6,3 %.

Наиболее важными ценностями для учеников являются: возможность чего-то достичь - 75 %; хороший заработок - 50 %; интересная работа - 46,9 %; надежное место работы, гарантия занятости - 28,1 %; возможность общения с людьми - 25 %; полезность для общества - 15,6 %; работа, уважаемая широким кругом людей - 15,6 %; возможность проявлять самостоятельность, инициа-

Рис. 2. Итоги опроса старшеклассников о форме проведения каникул

Рис. 3. Приоритеты опрошенных старшеклассников

тиву - 15,6 %; соответствие работы способностям - 12,5 %; осознание ответственности за результаты своего труда - 3,1 %. Большая разница в процентном соотношении между выбором пункта «Соответствие работы способностям» и пункта «Интересная работа» говорит о том, что старшеклассники плохо знают, какие способности у них развиты, и не определились с выбором дальнейшей профессии. Все пункты, выявляющие степень ответственности, имеют небольшие показатели, при этом пункт «Ответственность за результаты своего труда» выбирался только мужской частью респондентов.

Вопрос «Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в России, в Волгоградской области, Вашем районе?» определил, что ситуация в России, по мнению старшеклассников, существенно улучшилась, в Волгоградской области немного улучшилась, в Суровикинском районе - улучшилась несущественно.

Гражданская позиция ребят определялась вопросами «Что, по вашему мнению, изменит Россию к лучшему?» (см. рис. 5) и «Чем, по вашему мнению, должно в первую очередь заниматься руководство страны для обеспечения высокого уровня жизни в России?» (см. рис. 6). К изменению России к лучшему,

по мнению опрашиваемых, могут привести: наведение порядка в стране - 56,3 %; справедливый лидер - 37,5 %; рыночные реформы -

12,5 % ответивших; возврат к коммунизму -

6,3 %; демократия - 0 %; гражданское общество - 0 %; «затрудняются ответить» - 21,9 %. Руководство же страны, с точки зрения респондентов, должно: обеспечить бесперебойную работу заводов - 31,3 %; содействовать модернизации и развитию науки - 31,3 %; создавать возможности для предпринимательства -

28,1 %; улучшить идеологическую атмосферу в стране - 25 %; поднять сельское хозяйство -18,8%; предоставлять большую свободу гражданам РФ - 15,6 %; предоставлять большую свободу деятельности партиям - 3,1 %; вернуться к советской системе государственного устройства - 0 %; свой вариант ответа предложили 12,5 % учащихся.

Таким образом, логично предположить, что «возврат к коммунизму» ассоциируется у учащихся с сильным лидером и крепкой идеологической системой, но никак не с социалистическим хозяйством. В общем, экономика в большей степени интересует молодое поколение, чем политика, подорвана и вера демократию, не получившую ни одного выбора у респондентов.

Рис. 4. Наиболее важные для опрошенных ценности ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 3 (15) 53

%60,0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

Что, по Вашему мнению, изменит Россию к лучшему?

Рыночные Демократия Возврат к Гражданское Наведение Справедливый Затрудняюсь реформы коммунизму общество порядка в лидер ответить

стра не

Рис. 5. Предположения старшеклассников о путях реформирования в РФ

Рис. 6. Предположения старшеклассников о приоритетных направлениях работы правительства РФ

Понятие «высокий социальный статус» складывается в малых городах из следующих компонентов: материального благополучия -50 %; профессионализма, высокой квалификации - 46,9 %; образования - 37,5 %; связей с влиятельными людьми - 28,1 %; места проживания - 12,5 % (см. рис. 7).

Социально-политическая активность определялась ответом на вопрос «Как Вы думаете, что предпримет глава Вашей семьи в случае ухудшения условий жизни?» (см. рис. 8).

Варианты ответов распределились следующим образом: будет искать дополнительные возможности заработка - 62,5 %; значительно урежет траты - 28,1 %; будет обращаться в государственные и общественные организации -

9,4 %; если потребуется, возьмется за оружие -

6,3 %; задумается о переезде из России -

3,1 %; примет участие в забастовках, голодовках, митингах и т. д. - 3,1 %; задумается о переезде в другой регион страны - 0 %; ничего не будет делать - 0 % ;не знают - 15,6 %).

Рис. 7. Представления старшеклассников о социальном статусе

Рис. 8. Предположительная реакция главы семьи на ухудшение экономического положения семьи

Примечательно, что в зависимости от уровня доходов в семье ситуация меняется, дети из семей с доходами от 3 до 10 тыс. руб. предполагают, что родители будут искать дополнительный заработок (75 %), урежут траты (37,5 %) и обратятся в общественные организации (12,5 %). С доходами от 10 до 15 тыс. руб. -будут искать дополнительный заработок (66,7 %), урежут траты (33,3 %), обратятся в

общественные организации (8,3 %) и захотят переехать в другую страну (8,3 %). С доходами от 15 тыс. руб. уже не хотят перебираться в другое государство, но готовы с оружием защищать свои интересы (16,7 %), участвовать в акциях протеста (8,3 %), обращаться в общественные организации (8,3 %), сокращать расходы (16,7 %) и искать дополнительные источники заработка (50 %).

Также измерение социально-политической активности проводилось посредством вопроса «Как Вы думаете, что мешает людям повысить свое материальное положение?» (см. рис. 9). Мы получили следующее распределение ответов: просто не везет в жизни -

25,0 %; уровень образования, низкая квалификация - 50,0 %; болезнь - 20,8 %; отсутствие поддержки со стороны родственников - 16,7 %; лень - 29,2 %; нежелание менять привычный образ жизни - 20,8 %; невозможность жить в

другом государстве - 0 %. Интересно, что дети из семей с доходом выше 15 тыс. руб. выбирают позицию «Уровень образования».

Вопрос «Как изменилось общее положение Вашей семьи по сравнению с положением, в котором жили Ваши бабушки и дедушки?» (см. рис. 10) выявил следующие мнения: существенно улучшилось - 53,1 %; немного улучшилось - 18,8 %; немного ухудшилось -

15,6 %; существенно ухудшилось - 3,1 %; осталось без изменений - 0 %; «затрудняюсь

% 60,0

Что мешает улучшить материальное положение?

Рис. 9. Предположения старшеклассников о причинах экономической пассивности населения

% 60,0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

Как изменилось положение Вашей семьи?

и

и

Существенно Немного Осталось без Немного Существенно Затрудняюсь

улучшилось улучшилось изменения ухудшилось ухудшилось ответить

Рис. 10. Оценка старшеклассниками социально-экономического положения семьи 5 6 Е.Н. Васильева. Образование как фактор социализации молодежи

ответить» - 9,4 %. Это показывает, что 71,8 % все-таки считают свое положение достаточно хорошим.

А свои перспективы в будущей жизни ребята оценивают как приемлемые: «я смотрю в будущее с оптимизмом» - 40,6 %; как отличные: «у меня отличные перспективы» -

28,1 %; как неопределенные: «я смогу вполне приемлемо устроить свою жизнь» - 28,1 %; как неудовлетворительные: «мои перспективы самые неудовлетворительные» - 3,1 %; «у меня нет перспектив для реализации своих способностей» - 0 % (см. рис. 11).

Таким образом, воспитательная работа в школе целенаправленно, систематически влияет на социализацию молодежи независимо от мнений родителей и методологических установок учителей. В школах должен быть постоянный мониторинг текущих настроений учащихся, чтобы вовремя скорректировать работу с учениками. Инструментом анализа должны стать анкетные опросы учащихся. В соответствии с результатами полученных данных предстоит выстроить оптимальную систему общего среднего образования, в частности реальную многоуровневую структуру мотивации, соответствующую современным ценностным ориентациям молодежи и потребностям государственной системы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Материалы подготовлены при поддержке гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 11-13-34003 а/В «Социально-правовые аспекты деятельности детских и молодежных общественных объединений Волгоградской области».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аспекты модернизации российской школы : науч.-метод. рекомендации к широкомасштаб. эксперименту по обновлению содерж. и структуры общего среднего образования / Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М. : ГУ - ВШЭ, 2001. - 162 с.

2. Гиддингс, Ф. Основания социологии : пер. с англ. / Ф. Гиддингс // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренько-ва. - М. : МГУ, 1994. - 495 с.

3. Гуляихин, В. Н. Агональные паттерны в системе политико-правовых ценностей российского общества / В. Н. Гуляихин, Н. В. Серова // Вестник ВолГУ Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - N° 2. - С. 180-183.

4. Мудрик, А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А. В. Мудрик // Вестник ПСГТУ Сер. IV, Педагогика. Психология. -

2008. - Вып. 3 (10). - С. 7-24.

5. Тельнова, Н. А. Становление самосознания человека как формы его субъективности / Н. А. Тель-нова, Н. А. Калашникова // Вестник ВолГУ Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -

2009. - № 1 (9). - С. 11-15.

Рис. 11. Оценка старшеклассниками своих перспектив

EDUCATION AS FACTOR OF SOCIALIZATION OF YOUTH (EXPERIENCE OF REGIONAL RESEARCH)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.N. Vasilyeva

The article reviews the problems of youth’s socialization under the circumstance of person-oriented teaching system. The research problem is to answer the question: whether competently constructed educational work at school can purposefully influence the formation of the value system of youth.

Key words: social and economic values, socialization, humanization, social attitudes, value system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.