Научная статья на тему 'Статусно-ролевые особенности молодых учителей в регионе'

Статусно-ролевые особенности молодых учителей в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТАТУСНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хридина Наталья Александровна

В статье рассмотрены статусно-ролевые особенности молодых учителей, выявленные на основе проведенных социологических исследований в регионе. Разработаны рекомендации для сохранения преемственности в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статусно-ролевые особенности молодых учителей в регионе»

Н.А. Хридина

Статусно-ролевые особенности молодых учителей в регионе

В статье рассмотрены статусно-ролевые особенности молодых учителей, выявленные на

основе проведенных социологических исследований в регионе. Разработаны рекомендации для сохранения преемственности в образовании.

In article statusno-role features of young teachers revealed on the basis of the spent sociological researches in region are considered. Recommendations are developed for continuity preservation

in formation.

Историко-социологический генезис учительской профессии свидетельствует, что во всем многообразии видов человеческой деятельности роль личностей, способных обучить, воспитать и таким образом передать накопленные предшественниками знания, опыт, во все времена была значимой. Однако статусно-ролевые позиции учительства никогда не оценивались обществом в должной мере.

Социально-профессиональный статус учителя имеет свои особенности, которые наследуются от поколения к поколению, создавая личность. От того, как подготовлен молодой педагог к этой миссии, как складываются его первые профессиональные шаги, во многом зависит будущее общества [1]. Ведущая социально-профессиональная роль учителя, связанная с повышением качества обучения и воспитания учащихся, остро ставит вопрос не только о его теоретической и практической подготовке, но и социально-нравственной позиции. Она во многом обусловлена представлением о ценности избранной профессии, а также отношением к себе как социальному актору.

В результате трансформационных процессов российское учительство оказалось в сложной и противоречивой статусно-ролевой позиции. С одной стороны, существенно возросла социальная значимость учительского труда, с другой - вознаграждение за труд, социально-профессиональный статус учителя в глазах общества не соответствуют его реальным затратам. В результате образовалось статусно-ролевое несоответствие между высокой общественной значимостью педагогической деятельности и ее оценкой (материальной, социальной и т. д.). Следствием такой статусной рассогласованности являются: низкое качество подготовки выпускников общеобразовательных школ, увеличение числа учителей пенсионного и предпенсионного возраста, непривлекательность учительской профессии для молодежи и другие негативные последствия.

Выявление статусно-ролевых особенностей социально-профессиональной группы учителей в возрасте до 30 лет имеет научно-практическое значение для разрешения сложившихся противоречий в образовательной сфере. От того, какое социальное положение в обществе занимают молодые учителя, зависит качество выполняемой ими роли по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

По данным мониторингового исследования\ в стране и регионе обостряется проблема обеспечения общеобразовательных школ молодыми специалистами. Данные исследования свидетельствуют, что максимум распределения приходится на возраст от 41 до 50 лет, хотя в нормальной ситуации он должен находиться в районе 23 - 27 лет, то есть приходится на возраст выпускников вузов. Смещение максимума распределения в сторону увеличения возраста, вплоть до пенсионного, приводит к сокращению числа занятых. Ситуация, при которой все более высокой становится доля учителей старших возрастных групп, способна привести к снижению эффективности среднего образования. Высокий культурный и ценностный разрыв между учителями и школьниками, по всей вероятности, может затруднить передачу знаний [2].

Таким образом, значительная часть учителей Дальневосточного региона предпенсионного возраста. Необходимо учитывать, что учителя пенсионного возраста могут в любой момент оставить работу, а молодые специалисты не стремятся идти работать в данную сферу, что затрудняет восполнение рынка труда.

Работоспособность, творческий потенциал учительской группы в значительной степени определяются качеством пополнения. Так, учительская молодежь пополняется специалистами с высшим образованием и составляет абсолютное большинство - 71,5%, со средним профессиональным образованием - 16,2%. Подавляющее большинство имеет педагогическое образование (92,3%). Этот показатель несколько выше, чем в старших педагогических группах. Так, в группах 31-40 лет доля учителей с педагогическим образованием составляет 89%, 41 - 50 лет - 89,1%, 51- 60 лет - 80,5%, 61 год и старше - 93,1%.

Социально-профессиональный статус учителя предполагает непрерывный процесс самообразования, повышения квалификации для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом и государством к учителю по обучению и воспитанию подрастающего поколения. При условии, что самообразовательный процесс активно осуществляется, можно говорить о том, что образование учителя носит целостный и непрерывный характер.

Пройдя подготовку в педагогическом вузе, молодой специалист представляет собой то или иное соответствие между приобретенным им профессиональным потенциалом (знания, умения, навыки) и социальной ролью молодого учителя, выполняемой им после окончания вуза. При этом, уровень личного профессионального потенциала может быть выше либо

Социологическое исследование «Реальные и потенциальные последствия реформ для учителей», 2006 (п=517); 2008 г. (п=365). Выборочную совокупность составили учителя общеобразовательных школ Хабаровского края. Опрос проведен в 16 городских и районных муниципальных образованиях края. Тип выборочной совокупности многоступенчатый, квотный (по районам, школам), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Н.М. Байков. Дальневосточная академия государственной службы.

ниже социальных требований к позиции учителя. Поэтому стремление к соответствию общественным ожиданиям является необходимым условием сохранения молодым учителем профессиональной компетенции.

Самообразование как неотъемлемая характеристика социально-профессионального статуса учителя компенсирует недостатки вузовской подготовки, способствует формированию индивидуального социального ролевого набора. Однако ограниченность бюджетных средств на повышение квалификации учителей, в том числе молодых, служит барьером для профессионального развития. В последние годы в Хабаровском крае отмечена положительная динамика направления молодых учителей на курсы повышения квалификации. Так, если в 2006 году не прошли повышение квалификации 63,6% молодых учителей, то к 2008 году их количество уменьшилось до 52,6%. Из тех, кто обучался на данных курсах, прошли их либо год назад (10,5%), либо 2 - 3 года назад (10,5%), на момент опроса повышением своей квалификации занят каждый пятый молодой учитель.

В целом, следует отметить эффективность организуемых курсов повышения квалификации для молодых учителей. По мнению опрошенных, они в большей степени способствуют повышению информированности (24,2%) и в меньшей - углублению знания предмета (6,1%), учат способам решения проблем (6,1%), овладению методиками (12,1%) и новыми технологиями (21,2%). При этом каждый десятый опрошенный отметил, что в процессе повышения квалификации он ничего не приобрел. Подобные оценки отмечаются и у группы респондентов старше тридцати лет.

Мнения о пользе повышения квалификации разнятся среди учителей в зависимости от возраста. Так, молодые специалисты в качестве основных моментов на вопрос «На что влияет повышение квалификации?» отметили: на повышение заработной платы и содержание выполняемой работы (43,6 и 41,0% соответственно). Небольшое число респондентов отмечают, что повышение образовательного уровня делает значимее ценность работника в глазах руководства(7,7%) либо совсем ни на что не влияет (7,7%), об изменении своего статуса в коллективе заявили лишь 5,1% молодежи.

Напротив, учителя старшего возраста отметили, что повышение квалификации, прежде всего, ведет к изменению содержания работы (52,2%), лишь затем - на повышение заработной платы (36,2%). Далее, отмечается влияние на отношение со стороны руководства (14,3%) либо ни на что не влияет (13,7%), либо влияет на статус в коллективе (12,9%), и, наконец -способствует продвижению по службе (5,8%).

Особенностью статусно-ролевого набора молодых учителей, в отличие от старших возрастных групп, является прагматическое отношение к возможности повышения квалификации, преследование, в большей степени, улучшения материального положения, продвижения по службе и повышении разряда, нежели использования самообразования для улучшения качества содержания выполняемой работы.

С введением, в рамках реформы системы образования, компьютеризации школ проявилась положительная динамика в

использовании учителями компьютеров и Интернета. При этом прослеживается общая тенденция в том, что молодые учителя, в большей степени, чем старшие коллеги, реализуют свои способности владения современными информационными средствами обучения.

Так, результаты исследования показали, что 84,8% молодых респондентов умеют пользоваться компьютером, 66,7% - Интернетом. В то время как среди учителей в группах 60 лет и старше соответственно - 56,8% и 14,7%.

Оценивая современное социальное положение учительства, большинство социологов сходятся во мнении, что эта социально-профессиональная группа находится в роли социального аутсайдера. Общественная оценка статуса учителя, является социальным фактором, сказывающимся на эффективности работы учителей, их отношении к детям и самому себе.

Согласно данным всероссийского опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в октябре 2005 года, две трети россиян (65%) считают профессию учителя непривлекательной, и только пятая часть (22%) - привлекательной. Причем, каждый третий (33%) полагает, что и большинству сегодняшних учителей их профессия не нравится. Уверенных в обратном - 42% [3].

Региональные исследования, проведенные с двухлетним интервалом (2006 - 2008 гг.), отражают отрицательную динамику в оценках учителей своего положения. Если в 2006 году только половина молодых педагогов (51,8%) были сходны во мнении, что общество оценивает профессию учителя низко и каждый четвертый (42,7%) - что средне, высоко лишь 3,4%, то через два года (2008 г.) о низкой оценке заявили 71,8%, средней - 23,1%, высокой -2,6%.

При сравнении данных регионального исследования с общероссийскими данными, можно говорить об адекватном представлении учителями общественной оценки своей профессии. Так, низкий престиж профессии учителя в обществе не связан с тем, что учителя работают плохо, не связан он и с возможным недовольством родителей тем, как сегодня учат их детей. Среди недовольных работой учителей лишь 8% респондентов полагают, что учителя справляются со своими обязанностями плохо (или очень плохо). На «отлично» и «хорошо» качество работы учителей оценили 33% респондентов. По мнению 45% респондентов, учителя справляются со своей работой на «удовлетворительно».

Общественное сознание низкий престиж учительской профессии связывает с низким материальным достатком. С точки зрения важности социокультурной роли и функции в обществе, учительство принадлежит к основным стратам, обеспечивающим жизнедеятельность всего социального организма.

Исследование 2008 года позволило оценить изменения материального благосостояния учителей в регионе в ходе реализации Национального проекта «Образование», в частности, введение новой системы нормативно-

подушевого финансирования. Так, за первые два года реформы основная масса учителей (40,5%) сошлись во мнении, что их материальное положение не изменилось. Соотношение между учителями, которые считают, что их материальное положение в той или иной степени улучшилось, и теми, которые считают, что оно ухудшилось, - в пользу первых. Треть учителей отмечают улучшение своего материального положения (8,5% - определенно улучшилось, 33,3% - пожалуй, улучшилось) и только 13,3% отметили ухудшение материального положения (10,5% - пожалуй, ухудшилось, 2,8% -определенно ухудшилось).

Несмотря на то, что, по оценке учителей, уровень их заработной платы за последние два года несколько вырос, по-прежнему о бедности учителей свидетельствует тот факт, что более половины из них имеют доходы на уровне двух прожиточных минимумов (в 2006 г. он был равен 4500 руб., в 2008 г. - 5500 руб.) (см. рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

50 4

' 49 35,9

/ 315 \

♦"17,9 10 9

2,5 -13-,- --0,3-

До 1 МРОТ 1-2 МРОТ 2-3 МРОТ

02

3-4 МРОТ 4 МРОТ и более

Учителя 2006 год

Учителя 2008 год

Рис. 1. Уровень заработной платы учителей Хабаровского края (в процентах от числа опрошенных)

В 2008 году заработок учителя в Хабаровском крае составляет в среднем 11384 рубля в месяц, у молодых педагогов этот показатель равен 8665 рублей. Несомненно, что такой уровень оплаты совершенно неконкурентоспособен по сравнению с другими сферами деятельности на рынке труда.

Таким образом, вопрос материальной обеспеченности учительства по-прежнему остается доминирующим в этой социально-профессиональной группе. Введение новой системы оплаты труда способствовало незначительному повышению заработной платы учителей, но у большей части учителей уровень оплаты остался недостаточным для удовлетворения своих потребностей.

Меняющаяся социально-экономическая ситуация ведет к изменению социального самочувствия учителей, которое может рассматриваться как некая интегральная характеристика, зависящая от экономического и от

социального статуса, и в конечном итоге, являющаяся результирующей внешние воздействия на индивида и его восприятие внешних условий.

В современных условиях развития общества заслуживает интереса самооценка значения учительской работы молодыми учителями. Ведь вопрос о кадровой структуре - это вопрос, с одной стороны, о преемственности в образовании, с другой стороны, о стабильности и снижении конфликтности внутри рассматриваемой профессиональной группы.

Первые три позиции отражают общественные ценности: «приносит пользу обществу» (среднее значение 4,1 по пятибалльной шкале, где «1» - не имеет никакого значения, «5» - имеет очень большое значение); «работа интересна сама по себе» (среднее значение - 4,08); «позволяет иметь интересные контакты с людьми» (среднее значение - 3,9). Четвертую и пятую позиции занимают занятость и заработная плата: «обеспечивает занятость» (3,5); «дает необходимый уровень дохода» (3,2). Лишь шестую позицию занимает значение «статус и престиж» (3,1).

Отвечая на вопрос: «Когда вы думаете о вашей работе, что в ней кажется наиболее существенным и важным для вас?», молодые педагоги, в большей, степени оценили позицию «возможность реализации своих способностей» (среднее значение - 4,4) на втором месте оказалась позиция «ваши ученики» (среднее значение - 4,3), напротив, у учителей старшей возрастной группы на первое место вышли «ваши ученики» (4,4), это, от части, подтверждает важность для молодых специалистов реализации и утверждения себя в профессии, приобретения статуса учителя. Далее, ими выделяются по значимости следующие аспекты своей деятельности, в порядке убывания: «хорошая атмосфера в образовательном учреждении» (4,3), «необходимость профессионального роста» (4,2), «большой отпуск летом» (4,2), «пребывание в достаточно культурной среде» (4,1), «высокий профессиональный уровень коллег» (4,1), «самостоятельность, свобода деятельности» (4,02), «ваша школа» (4), «содержание труда» (3,9). В данном контексте представляется справедливым судить о достаточно высокой внутренней мотивации молодых педагогов к педагогическому труду.

Аналогичный рейтинг ценностных ориентаций у учителей в возрасте старше 30 лет. Это свидетельствует о том, что, несмотря на кардинальные экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашем обществе, структура ценностей педагогического труда фактически не изменилась, что говорит об устойчивости жизненных приоритетов данной социально-профессиональной группы.

Во многом на статусно-ролевые позиции учителей влияет удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Удовлетворенность профессией отражает субъективную оценку профессиональной позиции индивида с точки зрения ее уважения в обществе, дохода, возможности карьерного роста.

Работа педагогов состоит из многих видов деятельности, которые имеют разное по важности значение в оценках учителей. Ответы учителей об удовлетворенности некоторыми аспектами профессиональной деятельности

оценивались по пятибалльной шкале, где «1» - очень недоволен, «5» - очень доволен. Так, молодые учителя выражают высокую удовлетворенность отношениями с коллегами (4,05), отношениями с учениками (3,9), самой профессией (3,4), работой в целом (3,3) и возможностями профессиональной самореализации (3,3). При этом прослеживается изменение удовлетворенности профессией в зависимости от возраста (рис. 2). Подобная динамика увеличения оценок удовлетворенности профессиональной деятельностью в зависимости от возраста характерна не только для опроса 2008 года, она выявлена в исследовании 2005 года, позволяет говорить об устойчивой тенденции.

5,5 5 4,5 4 3,5 3

5,1

4,8 4,64

4,05 4,2 4,2 4,2 -ж-2- /а* /

3,9 3 4 -- " 35— 4,1 о 3,8 3,7 т с --3"9~ —*з:7

3У 1 3,5 1 __ 3,5___— 3,3 1 3,5 - 3,4 1

до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61 год и

старше

—♦— Вашей работой, в целом -■- Вашей профессией

Возможностью пофессиональной самореализации -х-Перспективами профессионального роста -ж-Отношениями с коллегами -•-Отношениями с учениками

Рис. 2. Насколько вы довольны следующими аспектами вашей профессиональной деятельности? («1» - очень недовольны, «5» - очень

довольны)

Таким образом, молодые учителя менее удовлетворены своей работой, профессией и другими аспектами деятельности. Прослеживается зависимость удовлетворенности учителей от материального положения и престижа профессии. Так, учителя, имеющие наиболее высокую заработную плату, более удовлетворены работой, своей профессией, перспективами профессионального роста, возможностями профессиональной самореализации.

Данные аспекты профессиональной деятельности коррелируют с представлениями учителей о высоком престиже профессии в обществе. Исследование показало, что желание сменить профессию возникает, в основном, у учителей в возрасте до 30 лет (51,3%), так как именно этот период характеризуется ослаблением профессиональной мотивации. Данные рисунка 3 показывают, что с возрастом желание сменить профессию у учителей идет на спад.

61 год и старше

51-60 лет

41-50 лет

31-40 лет

до 30 лет

1111

6,9 79,3 10,3

-

9,2 47,4 42,1 1,:

-

1 16,3 | 34,8 43,5 3,3

-

23,8 43,7 11,1 19,8

-

1 51,3 2 0,5 5,1 23,1

1

0%

20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 3. Хотите ли вы сменить профессию? (в процентах от числа опрошенных)

Среди основных причин смены профессии молодые специалисты указывают низкую заработную плату (53,1%), низкий престиж профессии в обществе (28,1%). Они отмечают также такие социально-профессиональные особенности статусно-ролевого набора, как чрезмерно высокий груз ответственности (21,9%) и утомление работой (18,8%). Аналогичный рейтинг ответов и у учителей старших возрастных групп.

Эти причины подтвердились в оценке того, что больше всего учителям не нравится в своей профессиональной деятельности. На первых позициях оказались низкая заработная плата (61,5% - молодые респонденты, 62,4% -учителя старше тридцати лет) и низкий престиж профессии в обществе (53,8% и 70,4% соответственно). По другим вопросам учителя (в порядке убывания значимости) отметили: отношение родителей к учителям и школе, в целом (43,6% и 59,5%), отсутствие свободного времени для отдыха и личного развития (30,8 и 36,0%), качество учебно-методического обеспечения (25,6 и 24,5%), большую рабочую нагрузку (17,9 и 26,4%), загруженность посторонней, не относящейся к учительской, работой (15,4 и 28,8%), невозможность дополнительных заработков (10,3 и 9,1%), отношение

к учителю администрации школы (10,3 и 8,2%). Примечательно, что учителей практически не волнует отсутствие возможности для повышения квалификации (2,6 и 1,7%), а также невозможность собственного участия в управлении школой (2,6 и 1,6%).

По данным проведенных исследований, можно выделить статусно-ролевые особенности молодых учителей:

- абсолютное большинство молодых учителей имеют высшее образование, но слабо заинтересованы в дальнейшем повышении своего образовательного уровня;

- молодые учителя удовлетворены многими аспектами своей профессиональной деятельности, но отмечается прагматическое отношение к исполняемой ими профессиональной роли;

- молодая учительская группа оптимистична в прогнозировании изменения своего социального и материального положения, нежели учителя старших возрастных групп;

- они в большей степени восприимчивы к инновациям, оказывают позитивное влияние как на педагогический, так и ученический коллективы, неся в себе активность, увлеченность и творческий потенциал.

Статусно-ролевой набор молодой педагогической группы отражает несогласованность в социальном и профессиональном сознании педагогов, которая является следствием радикальных социально-экономических реформ общества, в целом, и образования, в частности. Тем не менее, структура ценностей педагогического труда практически не изменилась, это позволяет констатировать преемственность в образовании и сохранение баланса между поколениями учителей.

С учетом статусно-ролевых изменений учительства как социальной группы, особенностей его сознания и поведения, представляется, что только через повышение заработной платы трудно рассчитывать на изменение ситуации с положением учителя, прежде всего молодого специалиста. По нашему мнению, государственной политикой должны быть предусмотрены следующие меры:

Во-первых, нужны механизмы создания жизненных перспектив для учителей как для повышения уровня материального обеспечения, так и социального признания педагогического труда. Оплата труда может быть существенно увеличена за счет надбавок за профессиональные успехи, награды, почетные звания, публикации, творческие инновации и т. д. Стимулирование основных достижений в профессиональной деятельности особенно важно для молодых педагогов, ориентированных на высокий результат педагогической деятельности.

Во-вторых, в реформировании системы общего образования, наряду с государством, важную социальную роль призвано выполнять учительское сообщество, особенно его молодая статусная группа. Ассоциативные объединения опытных и молодых учителей могут стать надежной опорой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государства и гражданского сообщества в достижении целей общего образования - повышения его качества и доступности.

В-третьих, особенности молодых педагогов как статусной группы обуславливают необходимость разработки специальных программ, включающих социокультурные, информационные и политические меры их поддержки.

Литература и источники:

1. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982. - С. 3.

2. См.: www.keldysh.ru/papers/2005/prep90/prep2005_90.html

3. См.: Электронный ресурс по адресу www.fom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.