НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2014, №1
ПЕДАГОГИКА
УДК 316.4 и 37.061
Образование как фактор преодоления трансакционных издержек институциональной динамики
(на примере РС(Я))
М.А. Абрамова, И.Л. Назарова, А.Н. Неустроева
На основе анализа феномена институциональной динамики и факторов ее интенсификации рассматривается роль образования как фактора преодоления трансакционных издержек. На материале конкретного социологического исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), выявляются факторы, обуславливающие адаптацию молодежи в условиях трансформации современного российского общества.
Ключевые слова: социальные институты, образование, институциональная динамика, трансакцион-ные издержки, молодежь Республики Саха (Якутия).
In article on the basis of analysis of institutional dynamics and factors of its intensification, examines the role of education as a factor of overcoming transaction costs. On the material of specific sociological research conducted in the Republic of Sakha (Yakutia) identifies i factors causing the adaptation of the youth in the conditions of transformation of the modern Russian society.
Key words: social institutions, education, institutional dynamics, transaction costs, youth of the Republic of Sakha (Yakutia).
Использование институционального подхода в рамках изучения динамики общественного развития позволяет исследовать влияние на данный процесс «институций» - норм, обычаев поведения в обществе, и «институтов» - закреплении норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Специфика институционального подхода состоит в признании значения влияния внеэкономических факторов на функционирование различных социальных институтов.
Поскольку трансформация каждого из социальных института невозможна без взаимообусловленного влияния, то и развитие общества в целом можно рассматривать как непрерывное развитие социальных институтов, что и подразумевает понятие институциональной динамики. Эволюционность в рамках исследования социальных институтов, отмеченная Д. Нортом [1],
АБРАМОВА Мария Алексеевна - д.п.н., в.н.с. ИФПР СО РАН, проф. ЯФ РАНХиГС, [email protected]; НАЗАРОВА Ирина Леонтьевна - директор ЯФ РАНиГС, [email protected]; НЕУСТРОЕВА Анна Николаевна - к.п.н., зам. дир. ЯФ РАНХиГС, annette2001@yandex. т.
позволяет выделить два фактора, обуславливающие направление институциональных изменений - возрастающий масштаб отдачи и тран-сакционные издержки. Под трансакционными издержками В.М. Полтерович понимает формирование в условиях реформ новых норм, что в конечном итоге может затрагивать самые широкие круги от формирования государственного бюджета до изменения в установках и поведении граждан. Как отмечают О. Бланхард и М. Кремер [2], всякая трансформация, особенно широкомасштабная, приводит в той или иной мере к дезорганизации системы, что обуславливает ухудшение условий для адаптации населения.
Одними из первых, кто попытался подвести теоретическую базу под анализ динамики трансформационных процессов в российском обществе постсоветского периода, были сотрудники группы Н.И. Лапина, созданной на базе Центра изучения социокультурных изменений при Институте философии РАН в 1989 г. Они охарактеризовали процессы, происходящие в конце ХХ века в России, как социокультурную трансформацию - преобразование типа антро-посоциетального соответствия, или конкретно-
исторической его формы. «Этот комплексный процесс, который охватывает все основные структуры общества, не сводится к реформам «сверху», а зависит от действий массовых социальных групп, что обуславливает незаданность его исхода. Он совершается многими поколениями и длится десятилетиями» [3].
В результате институциональной динамики, являющейся следствием трансформации российского общества, происходящей в последние двадцать лет, изменились социокультурные условия жизни людей и в первую очередь преобразовались институциональная и социально-групповая структуры. Значительно дифференцировались ценностные ориентации людей, их представления о нормах [4]. Данная ситуация обусловила усиление влияния теории стратификаций в анализе российского общества. Одними из первых отечественных ученых, использовавших стратификационный подход для анализа условий трансформации современного российского общества, стали Ю.В. Арутюнян, З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, ВВ. Радаев, Р.В. Рывкина, Ф.Р. Филиппов, О.И. Шкаратан и др.
Особым направлением, сочетающим феноменологические и интеракционистские аспекты, является предложенная Л.Г. Иониным [5] культурологическая концепция анализа постсоветского общества, базирующаяся на культурно-аналитическом подходе. При понимании социокультурной трансформации он возвращается к известной теореме У. Томаса: «...если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». О.В. Дудник отмечает, что наиболее важным концептуальным положением культурной социологии является репрезентативная культура, интегрирующая в себя все социальные факты, жизненные стили, стереотипы поведения и символы, актуальные для индивидов, и подчеркивает «высокоэвристичность анализа социальной трансформации как культурной реорганизации моностилистичной советской культуры в полистилистичную постсоветскую» [6]. С этим выводом совпадает и подход в рассмотрении причин трансформации общества, делающий акцент на кризис субъектности, переживаемый российским обществом. Причины данного кризиса различны. Это и процесс «запаздывающей» или «догоняющей» модернизации 1990-х годов. В результате неорганичности процессов модернизации внутренний социально-культурный конфликт между группами, ориентированными на идеологию догоняющей модернизации, и группами, предпочитающими традиционалистские ценности, на каком-то этапе стал доминировать над осознанием исторической общности [7]. Это привело к разрушению
старых, советских, и возникновению новых, постсоветских, типов солидарностей и идентификаций.
Ряд социологов и психологов видят в сложившейся ситуации не столько позитивные возможности для развития личности, сколько скорее угрозу для формирования навыков по преодолению трансакционных издержек в условиях интенсификации институциональной динамики, поскольку люди могут вести себя адаптивно в ситуациях, допускающих только ограниченное число вариантов поведения [8]. При неограниченном выборе вариантов поведения выбор оптимального становится невозможным, в результате чего наступает состояние дезадаптирован-ности [9].
В рамках проведенного по гранту РАНХиГС исследования (№ РК 01201375096) одной из задач являлось исследование роли образования, как социального института и инструмента государственного управления, в процессе преодоления трансакционных издержек институциональной динамики Республики Саха (Якутия).
В качестве объекта исследования выступила институциональная динамика Республики Саха (Якутия). Предметом исследования послужило образование как фактор преодоления её тран-сакционных издержек.
Научная новизна поставленной задачи состояла в междисциплинарном (социологическом, социально-психологическом, педагогическом) исследовании влияния образования на институциональную динамику Республики Саха (Якутия).
В изучении системы образования и ее влиянии на институциональную динамику применен институциональный подход, который позволяет в социологии образования рассмотреть образование как социальный институт, представляющий собой элемент системы, выявить его социальную и культурную функции (В.А. Дмитриен-ко, Г.Е. Зборовский, Д.Л. Константиновский, Н.А. Лурья, А.М. Осипов, Ф.Р. Филиппов и др.). Это в первую очередь социализация и инкульту-рация членов общества, трансляция устойчивых социокультурных стандартов поведения и в итоге интеграция индивидов в социальную систему общества.
Проблема социокультурной адаптации молодежи в РС(Я) подробна проанализирована в монографии Абрамовой М.А., Гончаровой Г.С., Костюка В.Г. «Социокультурная адаптация молодежи Севера в условиях современных трансформаций» [10]. В работе представлен детальный анализ влияния на процесс социокультурной адаптации таких институтов, как политика, экономика, образование, семья, рынок труда, и
даже учтены намерения молодежи во внутренней и внешней миграции, сделаны попытки объяснения факторов миграционной подвижности населения как в региональном, так и межпоко-ленческих аспектах.
Тенденции институциональной динамики, имеющие место на Дальнем Востоке, способствуют оттоку экономически активного населения. Оценка структуры занятости в Республике Саха (Якутия) в 2012 г. показывает, что существенная доля в экономике по численности занятых принадлежит так называемой бюджетной сфере (образование - 14,9 %, здравоохранение и оказание социальных услуг - 7,8 %).
В настоящее время система образования в Якутии - это динамично развивающийся социальный институт, который имеет приоритетное значение во многих официальных программах и в том числе и в вопросах распределения республиканского бюджета. Достаточно отметить, что с 2006 г. большая часть целевых программ финансируется из республиканского бюджета. Увеличение финансирования в системе образования повлияло в первую очередь на улучшение материально-технической базы, а также на ввод в эксплуатацию новых образовательных учреждений. Но также программа финансирования затронула и вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации работающих учителей. Так с момента реализации программы дистанционного образования Министерством образования РС(Я) доля имеющих высшее профессиональное образование увеличилась с 67,8% в 1995 г. до 84,2%.
Но несмотря на огромные финансовые вливания республиканским правительством в программы по обеспечению населения доступными качественными образовательными услугами в современной социокультурной ситуации в Республике Саха (Якутия) желание лучшего будущего своему ребенку заставляет многих родителей существенно пересматривать финансовые вклады в процесс образования, заблаговременно определять будущее учебное заведение, в котором они хотели бы обучать своих детей, и решать не только материальные проблемы, но и проблемы потенциального проживания и, как следствие, миграции из села в город, из маленьких городов в большие. «Факторами притяжения», заставляющими многих людей принимать решение о переезде в город, становятся более широкие социальные возможности, а также более благоприятные перспективы получения в будущем работы.
Как показали результаты исследований, усиливается личностная ответственность родителей за будущее образование детей. Эта часть роди-
тельских функций расценивается уже не как помощь в становлении и формировании личности, а как личностная реализация посредством организации процесса развития, включая образование своего потомства, как вложение средств не только в будущее своих детей, но и в свое будущее. Можно сделать вывод, что в процесс адаптации включается вся семья. И это косвенно расширяет интегративные возможности образования как социального института.
Необходимо также отметить, что динамика изменения отношения к уровню желаемого образования заметно сместилась в сторону высшего образования, что характерно не только для РС(Я), но и всей России в целом. В то же время мы наблюдаем, что уже при выборе типа образовательного учреждения начинает осуществляться социокультурная селекция. Поскольку выбор типа школы, решение проблемы - отдать ли ребенка в ПТУ или подготовить к поступлению в вуз уже свидетельствуют о том вкладе родителей, который был осуществлен для социализации и адаптации ребенка.
Как показали результаты нашего исследования [10], степень адаптированности личности напрямую зависит от того, к какому типу учебное заведение относится, является ли оно головным или его филиалом. Критерием адаптиро-ванности было выбрано социальное самочувствие личности, фиксируемое по ответам на взаимосвязанные вопросы об удовлетворенности своей жизнью в настоящее время и об оптимистичном (пессимистическом) представлении о своем будущем. В итоге все респонденты были распределены по трем степеням адаптированно-сти: хорошо адаптированные (ХА), средне адаптированные (СА), плохо адаптированные (ПА). Помимо социологической анкеты, в процессе исследования применялось тестирование по методике Ш. Шварца и по индивидуально-типологическому опроснику Л. Собчик.
Учащиеся школ и вузов оказались более адаптированными по сравнению с учащимися СПТУ, ССУЗов и колледжей. По всей вероятности, это связано с тем, что окончание данных учебных заведений не гарантирует трудоустройство будущему выпускнику. По данным нашего исследования, степень адаптированности выше у молодежи, постоянно проживающей в том же населенном пункте, где они и обучаются, по сравнению с временно проживающей в этом пункте. Так доля лиц хорошо адаптированных среди постоянно проживающих у школьников составляет 47%, у учащихся ССУЗов и колледжей - 42% и у студентов - 45% против 38% у школьников, 39% у учащихся ССУЗов и колледжей и 39% у студентов среди временно про-
Т а б л и ц а 1
Влияние статуса прописки на степень адаптированности учащихся, %
Тип учебного заведения Адаптированность учащихся
постоянно проживают временно проживают
ХА СА ПА Всего ХА СА ПА Всего
Школа 47 36 17 100 38 39 23 100
Колледж, училище 42 31 27 100 39 32 29 100
Вуз 45 33 22 100 39 37 24 100
живающих в этом населенном пункте. Количество плохо адаптированных учащихся также значительно выше среди тех, кто временно проживает в населенном пункте, где учится (табл. 1).
Необходимо отметить, что развивавшаяся сеть филиалов вузов в малых городах позволяла не только приблизить вуз к месту проживания студентов, но и также обеспечивала сохранение возможности взаимодействия семьи и студента, обуславливая тем самым и снижение расходов на образование детей, а также реально способствовала закреплению образованной молодежи на районном уровне [11] и позитивно влияла на степень адаптированности учащихся (табл. 2).
Долгие годы число филиалов вузов росло: к 2005 г. на 660 государственных вузов приходилось 1376 филиалов, а на 430 негосударственных - 326 филиалов. Быстрый рост негосударственного сектора ВПО и филиальной сети вузов решал весьма нетривиальную социальную задачу: в условиях резкого снижения территориальной мобильности молодежи высшее образование «пошло» к потребителю, создавая или расширяя сеть высшей школы в регионах [12]. Выбор между вузами, в которых обучение платное, осуществляет семья - в зависимости от престижности вуза, факультета, специальности и материальных возможностей семьи. Немаловажным фактором во многих случаях является минимизация затрат, связанных с проживанием ребенка в другом городе, поэтому нередко выбирается ближайший из возможных вузов или его филиал. В то же время наблюдается резкое увеличение численности студентов в сравнении с численностью профессорско-преподавательского состава, а также рост нагрузки на одного преподавателя, что становится причиной снижения качества образования. К тому же развитие сети филиалов вузов во многом сопряжено с увеличением количества платных мест обучения, а платность образования, в свою очередь, стимулирует процессы расслоения в этой сфере и ве-
Т а б л и ц а 2
Зависимость адаптированности учащихся от типа подчиненности учебного заведения, %
Подчиненность учебных заведений Адаптированность студентов
ХА СА ПА Всего
Головные вузы 39 37 24 100
Филиалы вузов 46 33 21 100
дет к снижению образовательных возможностей даже для талантливых детей из малообеспеченных семей.
В последние годы усиливается обратная тенденция - сокращение числа филиалов вузов. Причин много: низкий уровень преподавания, недостаточное количество рабочих мест для выпускников. Но связь между степенью адаптиро-ванности и возможностью получения образования в населенном пункте, где респондент проживает, очевидная. Даже платная форма обучения не всегда является сдерживающим фактором. Отсутствие высшего образования у родителей становится основой для сильной мотивации, чтобы их ребенок это образование получил, и потому возможности оплачивать обучение определяются лишь уровнем дохода.
Практически более 80 % из опрошенных считают, что иметь хорошее образование очень важно. И такая точка зрения только позитивно отражается на степени адаптированности молодежи, независимо от типа учебного заведения, в котором она учится.
Рассматривая более детально вопрос взаимосвязи учебного заведения, в котором обучается респондент, и его планов на продолжение обучения, мы обнаружили, что для школьников планы на поступление в колледжи или ССУЗы скорее являются свидетельством низкой адапти-рованности, в то время как планы на поступление в вуз говорят об обратном.
Для обучающихся в колледжах и ССУЗах планы на поступление в вуз скорее являются свидетельством их успешности или амбициозности. И реальность восприятия возможностей поступления молодежью определяет степень ее адаптированности.
В вузе критерием адаптированности становятся планы на поступление в аспирантуру. Именно среди планирующих дальнейший профессиональный рост количество хорошо адаптированных становится больше. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отношение к образованию в целом и к его качеству в частности, планы молодежи на продолжение образования, а также выбор будущего типа учебного заведения и места его нахождения - все это являются яркими индикаторами социокультурной адаптиро-ванности личности, позволяющей прогнозиро-
вать уровень трансакционных издержек, а также факторами, находящимися в диалектически обусловленной зависимости с институциональной динамикой региона.
Механизм сопряжения, обуславливающий влияние образования на институциональную динамику региона, реализуется посредством формирования трудового рынка и удовлетворения, как его запросов, так и запросов индивидов в имеющихся вакансиях. В этой связи мы рассмотрели вопрос трудовой занятости, а также проблему отношения к труду как одному из важнейших факторов миграционной мобильности личности и показателю ее устойчивости перед трансакционными издержками.
Для получения более полного представления о существующих условиях на рынке труда в Якутии необходимо отметить, что это регион с отличающейся от других регионов России демографической ситуацией. Среди главных особенностей демографического развития данного субъекта - это положительный естественный прирост населения, который является стабильным источником восполнения демографических потерь, вызванных миграционным оттоком, что в свою очередь обуславливает относительную сохранность наполнения групп трудоспособного возраста. Причем увеличение числа жителей старше трудоспособного возраста происходит в основном за счет увеличения количества женщин [13, табл. 1.2]. Особое внимание привлекает специфика наполнения групп. Доля людей с высшим образованием растет год от года и это обуславливает тенденцию к изменению картины профессиональной занятости, а точнее к увеличению доли так называемых «белых воротничков» [14, табл. 1.8].
Увеличение числа людей с высшим образованием могло бы быть отнесено к фактору, создающему в будущем проблему переизбытка кадров, но анализ ситуации по безработице в Республике Саха (Якутия) показал, что при достаточно низких показателях уровня безработицы в регионе основную долю безработных представляют как раз не люди с высшим образованием, а со средним профессиональным [13, табл. 1.30].
Таким образом, можно заключить, что наличие диплома о высшем образовании является одним из факторов, позволяющих быть более востребованным на рынке труда в РС (Я).
Самые высокие показатели устойчивости к трансакционным издержкам в условиях институциональной динамики среди будущих специалистов по управлению, особенно намеренных работать в банковских структурах (61% ХА) и в промышленности (56% ХА). Успешно адапти-
рованы и экономисты, особенно ориентированные на работу в промышленности (56% ХА) и в сфере информатики (54% ХА), в органах власти (48% ХА). Наименьшая доля (35% ХА) в группе экономистов, собирающихся трудиться в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что планируемый юношами и девушками выбор отрасли (сферы) труда далеко не всегда является свободным, а обусловлен зачастую многими причинами, в том числе и вынужденной необходимостью, что не может не сказываться на социальном самочувствии и адаптированности. Проблема анализа формирования навыков по преодолению тран-сакционных издержек в условиях интенсификации институциональной динамики молодежи становится особенно актуальной в контексте комплексного изучения социального самочувствия, жизненных стратегий, социальных установок, целей и ценностей, выступающих характеристиками социальных и духовно-культурных изменений.
Данные факты заставляют задуматься не только о решении экономических вопросов формирования устойчивости перед трансакци-онными издержками молодежи на Севере. На фоне сохранения некоторой позитивности демографической ситуации на Севере уже давно не только разрушены механизмы привлечения молодежи на Север, но и не разработаны механизмы по сохранению еще проживающей там. Анализ институциональной динамики показал, что у экономически активной части населения Республики Саха (Якутия) формируется отношение к социокультурному пространству региона, как недостаточно обеспечивающему реализацию их амбиций. В результате экономически и социально активная часть населения намерена реализо-вывать свои планы за пределами Якутии, в том числе в центральной России. Налицо, вероятно, действие тенденции роста потребностей. В этой связи М.Е. Николаев, зам. председателя Совета Федерации и экс-президент Республики Саха (Якутия), отмечает, что «нужен принципиально новый социально-экономический механизм привлечения молодежи во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики и закрепления ее там. Следует найти точки соприкосновения для согласования интересов государства, общества, семьи и личности. Для привлечения населения, в первую очередь молодежи, в районы Севера и Арктики и закрепления ее необходимо предложить комплекс экономических стимулов и социальных гарантий, позволяющих сделать Север России привлекательным и конкурентоспособным» [14]. Вместе с тем он также отмечает, что в северных регионах страны существует серьез-
ная база для формирования экономики знаний, как Якутский научный центр Сибирского отделения РАН и Северо-Восточный федеральный университет.
В то же время эта мера не решает в целом проблемы подготовки кадров, поскольку нужно не только повышать эффективность системы образования, но и обеспечить условия для закрепления кадрового потенциала в северных регионах. А это невозможно без решения социальных вопросов: предоставления жилья, повышения доступности услуг образования и здравоохранения, развития и удешевления услуг транспорта, обеспечения доступности поездок в южные и центральные регионы страны.
Подводя итоги проведенному анализу образования как фактора преодоления трансакционных издержек институциональной динамики Республики Саха (Якутия), мы можем выделить следующие моменты:
1. Институциональная динамика Республики Саха (Якутия) находится под влиянием глобальных тенденций, имеющих место по всей России в целом.
2. Трансакционные издержки вследствие интенсификации институциональной динамики республики влияют на адаптацию не только молодежи, но и старшего поколения, которое в силу традиционной модели русской культуры и культуры северных народов, строившихся как постфигуративные, оказалось неспособным обеспечивать принцип преемственности в передаче социокультурного опыта. В этой ситуации усиливается нагрузка на образование как социальный институт, позволяющий выстроить коммуникационное пространство для взаимодействия разных поколений, объединяя усилия родителей и детей в процессе социокультурной адаптации как молодого поколения, так косвенно и самих родителей.
3. Личностная заинтересованность и потребность родителей в реализации потенциала детей, а также готовность к финансовой поддержке в процессах обучения и подготовке к нему, возможно, даже к осуществлению миграции из «села в город» становятся одними из важнейших факторов выбора типа учебного заведения. Это в свою очередь обусловливает реализацию образованием функции воспроизводства и изменения социальной структуры в целом и ее конкретных элементов в особенности.
4. Степень устойчивости молодежи перед трансакционными издержками институциональной динамики в регионе зависит от типа выбранного образовательного учреждения, от их ценностных установок в отношении труда и финансовых ожиданий респондентов.
5. Уровень адаптированности индивида обуславливает выбор направления, а также уровень получения профессиональной подготовки (сред-неспециальный - высший).
6. Устойчивость профессиональных интересов для большинства видов профессий является фактором, обуславливающим устойчивость молодежи трансакционным издержкам. В этой связи наиболее успешно адаптируется к современным условиям республики молодежь, получающая профессии экономистов, юристов, управленцев, медиков. Степень устойчивости перед трансакционными издержками выше в группах молодежи, ориентированных на работу в органах власти, торговле и банковских структурах.
7. Достижение высоких показателей социально-экономического развития неразрывно связано с наличием в регионе качественных ресурсов труда. Благодаря сложившейся в регионе системе подготовки профессиональных кадров, том числе высшей квалификации, а также развитию Северо-Восточного федерального университета, Республика Саха (Якутия) может стать поставщиком высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития ориентированных на инновационную деятельность производств.
Литература
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Изд-во «Начала», 1997.
2. Blanchard O., Kremer M. Disorganization. Preprint. MIT and NBER, October 1996.
3. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. -2000. - Т. III, № 3. - С. 32 - 39.
4. Осмачко Н.В. Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России: Социологический анализ: дис. ... канд. соци-ол. наук. - Владивосток, 2005.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
6. Дудник О.В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2002. - С. 14.
7. Бызов Л.Г.Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. - 2002. - № 1. -С. 117 - 152.
8. Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981. -С. 194.
9. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М., 2010. - С. 53.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
10. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера в условиях современных трансформаций. - Новосибирск: Нонпарель, 2011. - 330 с.
11. Высшее образование в России: Аналитический доклад // Логос. - 2005. - № 6. (51). - С.3-49.
12. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Россий-
ской Федерации // Вопросы образования. - 2007. -№3. - С.48
13. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия) за 2000-2012 гг.: Статистический сборник. СБ-ресурс.
14. Николаев М.Е. Российский Север - регион нового развития //http://www.1sakhapresident.ru/index. рЬр/гц/2008-11-21-09-00-12/667-2010-06-15-23-46-36.
Поступила в редакцию 03.12.2013
УДК 336.611075
Экономический анализ в системе управления физкультурно-спортивной деятельностью
С.Д. Неверкович, А.А. Попова
Дано авторское видение процесса управления физкультурно-спортивной деятельностью (системный подход). Особый акцент сделан на формировании основных показателей, анализе ресурсов и результатов данного вида деятельности. Аналитические задачи представлены во взаимосвязи со стадиями принятия управленческих решений.
Ключевые слова: система, управление, результат, физкультурно-спортивная деятельность, анализ, ресурсы, принятие управленческих решений, аналитическое обеспечение.
Author's vision of management process in sports and sports activity (system approach) is given. The special emphasis is placed on formation of main indicators, analysis of resources and results of this kind of activity. Analytical tasks are presented in interrelations with stages of adoption of administrative decisions.
Key words: system, management, result, sports and sports activity, analysis, resources, adoption of administrative decisions, analytical providing.
Системное представление процесса управления физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД) выглядит следующим образом (рис. 1). Это прежде всего управленческий контроль, который состоит из следующих стадий: подготовка программы действий, составление бюджета, измерение и отчетность, экономический анализ. Подготовка программы включает в себя выбор параметров деловой активности, расчет объема ресурсов. Она подчиняется общей выбранной руководством физкультурно-спортивной организации (ФСО) стратегии.
Составление бюджета - это процесс планирования. Разница с программой заключается в том, что она устремлена в будущее, а бюджет рассчитывается на следующий год.
Измерение и отчетность - это учет фактически потребленных ресурсов, затрат и полученного дохода. Речь идет об учете как бухгалтерской,
НЕВЕРКОВИЧ Сергей Дмитриевич - д.п.н., проф. РГУФКСМиТ, [email protected]; ПОПОВА Анастасия Александровна - к.п.н., доцент, докторант РГУФКСМиТ, [email protected].
так и небухгалтерской информации внутри ФСО и вне ее. Эта информация способствует координации внутри предприятия и формированию отчетности.
По большому счету речь следует вести об УУ. Его суть состоит в подготовке информации для менеджеров внутри организации с целью помощи в принятии правильного решения. Синоним управленческого учета - внутренний учет. Внутренний учет дает администрации соответствую-
|уу
Стратегия физкультурно-спортивной организации
1
_Подготовка программы_
| деловой активности ^
Экономический_ Пересмотр_ Составление
анализ бюджета бюджета
^ Измерение и отчетность ^ ^
|УУ
Рис.1. Системное представление процесса управления ФСД: УУ - управленческий учет