Научная статья на тему 'Образование как фактор национальной безопасности России'

Образование как фактор национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
785
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION IN RUSSIA / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ISSUES OF HIGHER EDUCATION / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хорина Галина Петровна

В статье отмечаются актуальные проблемы современного образования в России, которое напрямую влияет на национальную безопасность страны. Подготовлено на основе доклада на XII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (3-5 декабря 2015 г.) в Московском гуманитарном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a factor of Russia’s national security

The article discusses the urgent issues of contemporary education in Russia, which has a direct impact on Russia’s national security. The article is based on the paper given at the 12th International research conference “Higher education for the 21st century” (December 3-5, 2015) at Moscow University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор национальной безопасности России»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

DOI: 10.17805/trudy.2016.1.1

образование как фактор национальной безопасности россии

Г. П. Хорина (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье отмечаются актуальные проблемы современного образования в России, которое напрямую влияет на национальную безопасность страны. Подготовлено на основе доклада на XIIМеждународной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (3-5 декабря 2015 г.) в Московском гуманитарном университете.

Ключевые слова: российское образование; национальная безопасность; проблемы высшего образования; духовная культура

education as a factor of Russia's national

security

G. P. Khorina (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article discusses the urgent issues of contemporary education in Russia, which has a direct impact on Russia's national security.

The article is based on the paper given at the 12th International research conference "Higher education for the 21st century" (December 3-5, 2015) at Moscow University for the Humanities.

Keywords: education in Russia; national security; issues of higher education; moral

culture

Обеспечение национальной безопасности в России становится приоритетной задачей государства и общества в связи с внутренней и международной ситуацией. Национальная безопасность — это сложное системное явление, которое включает в себя экономическую, интеллектуальную, природогенную, техногенную, духовную и т. д. Национальная безопасность тесно связана с духовно-нравственным состоянием общества, его образовательным потенциалом (Костина, 2015). Среди задач в Концепции национальной безопасности России решение, которых связано с

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 № 1

улучшением духовно-нравственного климата в обществе — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, бережное отношение кисторическому и культурному наследию народов России, воспитание патриотизма нашло отражение в Национальной доктрине образования. Заметим, что образованию в российском государстве всегда уделялось большое внимание, особенно начиная с Петра Первого, когда оно стало государственным делом, и продолжала таким оставаться на протяжении столетий. Большевики, пришедшие к власти, первым делом занялись ликвидацией неграмотности и созданием новой системы образования, с учетом сложившихся традиций в этой сфере.

Как известно, образование включает в себя обучение и воспитание. Духовно-нравственное воспитание происходит в различных формахв учебное и внеучебное время (Ильинский, 2014).

В процессе обучения формируются не только общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и осуществляется духовно-нравственное становление и развитие личности. В Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения обязательными дисциплинами для изучения являются «История», «Русский язык», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», которые являются важными, но не единственными, направленными на личностное развитие. Выбор остальных дисциплин формируется по усмотрению учебного заведения. Отсутствие среди обязательных такой интегративной дисциплины как «Культурология» обедняет формирование духовно-нравственной личности.

Укрепление духовной безопасности зависит от знания русского языка, литературы и отношения к ним. Введение ЕГЭ значительно снизило его уровень и привело к появлению неграмотных людей. Не способствует знанию русского языка и его засорение иностранными словами, замена имеющихся слов иностранными (Колин, 2008).

Воспитание ведется не только через учебный процесс, но и вне аудитории. В последние двадцать лет ему в нашей стране государством и обществом уделялось недостаточное внимание. В официальных документах, связанных с образованием, в 1990-е годы практически не упоминалось это понятие. Такое отношение к воспитанию привело к ослаблению социально-экономических, духовных, нравственных устоев общества. Среди молодых людей быстро стали распространяться наркомания, алкоголизм, проституция, национализм, бандитизм, терроризм, разрушалась личность, что привело к ослаблению духовной безопасности.

Сложившаяся ситуация требовала менять подходы к воспитанию. Государственными органами было издано ряд документов, направленных

6

на ее изменение. В мае 2015 г. утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Стратегия развития ... , 2015: Электр. ресурс).Целью ее является определение приоритетов в государственной политике воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания, учитывающих интересы подрастающего поколения, актуальные потребности общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Стратегия направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите своей Родины. Она опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как гуманизм, справедливость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро семья, патриотизм.

Ценностный мир русского человека, в том числемолодежи, богат и разнообразен. Он складывался веками под влиянием многих факторов: природно-климатических, этносоциальных, религиозных, экономических, политических, духовных. Влияние этих факторов, а также языческой,

о о «_» и 1 ^

византийской, западной, восточной культур сформировали своеобразную ценностную систему, непохожую ни на западную, ни на восточную. Воспитание молодого поколения на таких ценностях как патриотизм, трудолюбие, терпимость к другим народам, их культурам, религиям, милосердие и сострадание, гуманизм, коллективизм, семья и т. д. способствовали укреплению государства. Российский патриотизм, сформировавшийся в лоне русской культуры, история которой тесно переплетается с трагическими периодами в ее развитии: постоянная борьба за выживание и самосохранениево время татаро-монгольского нашествия, в годы польской, шведской, немецкой интервенции. Русскому народу удалось не только выстоять, но и выйти победителем благодаря любви, преданности, героической защите Родины. Вся отечественная история говорит о том, что большую часть нашему государству приходилось защищать свою землю. Поэтому идеал смелого, мужественного, преданного Родине воина, верного, надежного товарища, готового в трудную минуту прийти на помощь пронизывает всю русскую культуру.

В современных условиях обращение государства и общества кпа-триотизму, принятие ряда документов по патриотическому воспитанию, проведение различных мероприятий и акций диктуется многими обстоятельствами, связанными с изменением отношение с США и Европой, из-за кризиса в Украине и присоединения Крыма, событиями на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии, приближением НАТО к границам России, внутренними проблемами. Но, несмотря на принимаемые меры, можно

7

констатировать, что четкой системы в работе по воспитанию патриотизма пока нет. Имеющиеся программы размыты, в основном они сконцентрированы на призывах и формах. Воспитанию патриотизма мешают непоследовательность реформ в социально-экономической сфере, здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении, где практически ничего не меняется, а если и меняется, то не в лучшую сторону.

В русской культурной традиции высоко ценилось трудолюбие, поэтому трудовое воспитание являлось составной частью семейной и хозяйственной деятельности. Дети постоянно являлись свидетелями труда старших и охотно подражали им. Резкому осуждению подвергались ленивые и те, кто неумело или недобросовестно относился к труду. В коллективных работах был виден труд каждого, поэтому многие проявляли сообразительность и ловкость, силу и виртуозность в деле. Общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим. Духовной основой трудолюбия было христианское представление о благословении труда Богом (Громыко, 1997: 107-110). Добросовестное отношение к труду являлось социальной потребностью и передавалось из поколения в поколение. Так было до 90-х годов XX века.

Изменение общественного строя и ценностных ориентаций россиян привело к падению престижа труда. Труд многими молодыми людьми стал рассматриваться как нежелательная обязанность. Упал интерес к рабочим профессиям. Многие производства стали испытывать недостаток в квалифицированных кадрах. Практически исчезли трудовые династии, которыми так гордились в советское время. Новые времена выдвинули на первый план совсем другие ценности, среди них деньги, богатство, недобросовестная конкуренция, которые пропагандируются через средства массовой информации, художественные фильмы иразвлекательные шоу (Ильинский, 2011).

Либерализация нашего общества лишила многих молодых людей возможности реализовать свое право на труд. Они в большей степени страдают от безработицы, особенно в небольших городах, где закрывались градообразующие производства. В 2015 г. по данным Росстата безработица среди молодежи до 25 лет составила 23%. Среди безработных, не имеющих опыта молодежь в возрасте от 15 до 19 лет составляет 11,9%, возрасте от 20 до 24 лет — 48,4%, возрасте от 25 до 29 лет — 22,3%. Численность безработных среди молодежи в России сравнялась с аналогичными показателями в западноевропейских странах.

В русской культуре особое место занимала семья, отношения между родителями, между родителями и детьми. В устном народном творчестве, пословицах и поговорках отражена вся палитра сильных и тонких супружеских и родительских чувств. Духовно-нравственные качества детей и молодежи формируются под влиянием различных обстоятельств,

8

окружающей среды, и конечно многое зависит от воспитания в семье. В культурном контексте русской семьи воспитанию в детях доброты, милосердия, любви к людям уделяется особое место. В своем «Поучении» Владимир Мономах призывает детей следовать этим высоким нравственным принципам. Это неслучайно: именно в семье ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт, здесь закладываются основы его миропонимания, специфические черты характера. От семейного уклада, от поведения родителей, их отношения к обществу во многом будет зависеть, какими вырастут их дети. Безнравственность, лживость, лицемерие, невежество родителей отрицательно влияют на подрастающее поколение, на формирование их духовного облика.

Современная российская реальность показывает, что идет процесс разрушения института семьи. Велико число разводов, увеличивается количество гражданских браков, появляются нетрадиционные «браки» (см. напр.: Луков, Тихомиров, 2012). Все больше становится неполноценных семей, что естественно сказывается на воспитании и передаче семейных традиций. Из-за семейных неурядиц молодые люди пытаются уйти в виртуальный мир. Многие родители в силу своей занятости,отсутствия времени или каких-то других причин материально обеспечивают своих детей, устраняясь от их воспитания. Эта одна из причин появления наркомании, алкоголизма, противоправных действий, участия в террористических организациях.

Духовная безопасность России напрямую зависит от внутреннего состояния общества и прежде всегопроводимой властью политики.Про-должающееся расслоение общества, бедность, национализм, коррупция, ложь и лицемерие в политике, отсутствие справедливости, хаос в образовании сказывается на нравственном здоровье общества.

Обществу и государству предстоит многое сделать в плане духовной безопасности, возрождения нравственных, семейных ценностей. Избавление от негативных явлений, существующих сегодня и сдерживающих духовно-нравственное развитие, будет способствовать укреплению государства. В плане укрепления духовной безопасности существенную роль могли бы сыграть средства массовой информации, особенно Интернет, кинематограф, телевидение. Но анализ телевизионных программ и современных кинофильмов говорит практически об отсутствии их патриотической направленности. Сегодня на экранах мы видим совсем других героев. Для того чтобы патриотизм стал основой нации, важным фактором модернизации России, потребуется пересмотреть многое из того, что мы имеем, обратиться к нашему историческому опыту. Образование как один из важных элементов духовной безопасности может многое сделать для воспитания, но оно находится в глубоком кризисе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Громыко, М. М. (1991). Мир русской деревни. М. : Молодая гвардия. 269 с.

Ильинский, И. М. (2011) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3-8.

Ильинский, И. М. (2014) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5-9.

Колин, К. К. (2008) Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 38-48.

Костина, А. В. (2015) Обеспечение национальной безопасности как основная функция культуры // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 109119.

Луков, В., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи : дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Мо-сков. гум. ун-та. 188 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015) [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

Дата поступления: 12.11.2015 г.

Хорина Галина Петровна — доктор философских наук, профессор, декан факультета международных отношений и туризма Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-96. Эл. почта: galhorina@mail.ru

Khorina Galina Petrovna, Doctor of Philosophy, Professor and Dean, Faculty of International Relations and Tourism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-96. E-mail: galhorina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.