Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТОВАРНЫХ БИРЖ В 1921–1922 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ БИРЖИ)'

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТОВАРНЫХ БИРЖ В 1921–1922 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ БИРЖИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарная биржа / нэп / коммерческая деятельность / торговля / Новониколаевск / commodity exchange / NEP / commercial activity / trade / Novonikolayevsk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Владимировна Ильиных

В статье рассматривается процесс формирования и трансформации правового статуса товарных бирж в 1921–1922 гг. на примере Новониколаевской биржи. Установлено, что первые советские биржи создавались летом-осенью 1921 г. местными государственными и кооперативными учреждениями для восстановления экономических связей и оздоровления товарооборота. Новониколаевская биржа была учреждена в феврале 1922 г. как государственная организация при Сибирском областном бюро ВСНХ. Ее главные задачи региональные органы власти видели в организации местной торговли и содействии их собственным коммерческим интересам. Центральные органы управления признали необходимость регулирования деятельности бирж лишь после IX съезда Советов. Принятие Советом труда и обороны Постановления «О товарных биржах» от 23 августа 1922 г. запустило процесс их унификации. Они были преобразованы в формально вневедомственные общественные организации. Приоритетом для центральных органов в ходе унификации бирж являлось использование их в качестве площадки преимущественно для государственной оптовой торговли. Биржи должны были контролировать коммерческую деятельность государственных предприятий с помощью функций учета и сбора сведений об их торговых операциях. В декабре 1922 г. Новониколаевская товарная биржа перешла на новый устав, разработанный Комиссией по внутренней торговле. Автором выявлена структура биржи в соответствии с типовым уставом. Она включала высший орган (общее собрание ее членов), исполнительный орган (биржевой комитет), ревизионную и арбитражную комиссии, маклеров. Несмотря на процесс унификации, Новониколаевская биржа сохранила ряд особенностей, прежде всего относительно невысокий ценз для вступления в члены организации. Это давало возможность кооперативным и частным предприятиям, специализировавшимся на крупной розничной торговле, участвовать в управлении биржей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND TRANSFORMATION OF THE LEGAL STATUS OF COMMODITY EXCHANGES IN 1921–1922 (ON THE EXAMPLE OF THE NOVONIKOLAYEVSK COMMODITY EXCHANGE)

The article describes formation and transformation of the legal status of commodity exchanges in 1921–1922 on the example of the Novonikolayevsk Commodity Exchange. It was found that the first Soviet commodity exchanges were created by local government agencies and cooperative institutions in the summer and autumn of 1921 in order to restore economic ties and improve commodity circulation. The Novonikolayevsk Commodity Exchange was established in February 1922 as a state organization under the Siberian Regional Bureau VSNKh. The regional authorities considered organization of the local trade and promoting their commercial interests to be the main tasks of the commodity exchange. The central authorities recognized the need to regulate the activities of exchanges only after The Ninth Congress of Soviets. The adoption of the decree “About Commodity Exchanges” by the Council of Labor and Defense on August 23, 1922 started the process of their unification. They were transformed into formally non-departmental public organizations. The priority for the central authorities in the course of exchange’s unification was to use them as a platform mainly for state wholesale trade. Commodity exchanges were supposed to control the commercial activities of state-owned enterprises with the help of accounting and collection of information about their trading operations. In December 1922, the Novonikolayevsk Commodity Exchange switched to a new charter developed by the Commission on Internal Trade. The author identifies the structure of the exchange in accordance with the standard charter. It included the supreme body (the general meeting of its members), the executive body (the exchange committee), the audit and arbitration commissions, brokers. Despite the process of unification, Novonikolayevsk Commodity Exchange retained a number of features, first of all, a relatively low qualification for membership in the organization. This made it possible for cooperative and private enterprises specializing in large retail trade to participate in the exchange’s management.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТОВАРНЫХ БИРЖ В 1921–1922 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ БИРЖИ)»

О.В. Ильиных* ОБРАЗОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО

СТАТУСА ТОВАРНЫХ БИРЖ В 1921-1922 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ БИРЖИ)

Выходные данные для цитирования:

Ильиных О.В. Образование и трансформация правового статуса товарных бирж в 1921-1922 годах (на примере Новониколаевской биржи) // Исторический курьер. 2023. № 4 (30). С. 11-21. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-4-01.pdf

O.V. Il'inykh* FORMATION AND TRANSFORMATION OF THE LEGAL

STATUS OF COMMODITY EXCHANGES IN 1921-1922 (ON THE EXAMPLE OF THE NOVONIKOLAYEVSK COMMODITY EXCHANGE)

doi:10.31518/2618-9100-2023-4-1 How to cite:

Il'inykh O.V. Formation and Transformation of the Legal Status of Commodity Exchanges in 1921-1922 (On the Example of the Novonikolayevsk Commodity Exchange) // Historical Courier, 2023, No. 4 (30), pp. 11-21. [Available online: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-4-01.pdf]

Abstract. The article describes formation and transformation of the legal status of commodity exchanges in 1921-1922 on the example of the Novonikolayevsk Commodity Exchange. It was found that the first Soviet commodity exchanges were created by local government agencies and cooperative institutions in the summer and autumn of 1921 in order to restore economic ties and improve commodity circulation. The Novonikolayevsk Commodity Exchange was established in February 1922 as a state organization under the Siberian Regional Bureau VSNKh. The regional authorities considered organization of the local trade and promoting their commercial interests to be the main tasks of the commodity exchange. The central authorities recognized the need to regulate the activities of exchanges only after The Ninth Congress of Soviets. The adoption of the decree "About Commodity Exchanges" by the Council of Labor and Defense on August 23, 1922 started the process of their unification. They were transformed into formally non-departmental public organizations. The priority for the central authorities in the course of exchange's unification was to use them as a platform mainly for state wholesale trade. Commodity exchanges were supposed to control the commercial activities of state-owned enterprises with the help of accounting and collection of information about their trading operations. In December 1922, the Novonikolayevsk Commodity Exchange switched to a new charter developed by the Commission on Internal Trade. The author identifies the structure of the exchange in accordance with the standard charter. It included the supreme body (the general meeting of its members), the executive body (the exchange committee), the audit and arbitration commissions, brokers. Despite the process of unification, Novonikolayevsk Commodity Exchange retained a number of features, first of all, a relatively low qualification for membership in the organization. This made it possible for cooperative and private enterprises specializing in large retail trade to participate in the exchange's management.

Keywords: commodity exchange, NEP, commercial activity, trade, Novonikolayevsk.

The article has been received by the editor on 30.04.2023. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Ольга Владимировна Ильиных, студент, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, e-mail: o.ilinykh@g.nsu.ru

Olga Vladimirovna Il'inykh, Student, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, e-mail: o.ilinykh@g.nsu.ru

doi:10.31518/2618-9100-2023-4-1 УДК 94:336.7(571.14)"1921-1922"

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования и трансформации правового статуса товарных бирж в 1921-1922 гг. на примере Новониколаевской биржи. Установлено, что первые советские биржи создавались летом-осенью 1921 г. местными государственными и кооперативными учреждениями для восстановления экономических связей и оздоровления товарооборота. Новониколаевская биржа была учреждена в феврале 1922 г. как государственная организация при Сибирском областном бюро ВСНХ. Ее главные задачи региональные органы власти видели в организации местной торговли и содействии их собственным коммерческим интересам. Центральные органы управления признали необходимость регулирования деятельности бирж лишь после IX съезда Советов. Принятие Советом труда и обороны Постановления «О товарных биржах» от 23 августа 1922 г. запустило процесс их унификации. Они были преобразованы в формально вневедомственные общественные организации. Приоритетом для центральных органов в ходе унификации бирж являлось использование их в качестве площадки преимущественно для государственной оптовой торговли. Биржи должны были контролировать коммерческую деятельность государственных предприятий с помощью функций учета и сбора сведений об их торговых операциях. В декабре 1922 г. Новониколаевская товарная биржа перешла на новый устав, разработанный Комиссией по внутренней торговле. Автором выявлена структура биржи в соответствии с типовым уставом. Она включала высший орган (общее собрание ее членов), исполнительный орган (биржевой комитет), ревизионную и арбитражную комиссии, маклеров. Несмотря на процесс унификации, Новониколаевская биржа сохранила ряд особенностей, прежде всего относительно невысокий ценз для вступления в члены организации. Это давало возможность кооперативным и частным предприятиям, специализировавшимся на крупной розничной торговле, участвовать в управлении биржей.

Ключевые слова: товарная биржа, нэп, коммерческая деятельность, торговля, Новониколаевск.

Статья поступила в редакцию 30.04.2023 г.

Введение. 21 марта 1921 г. ВЦИК РСФСР утвердил Декрет о замене продовольственной разверстки натуральным налогом, чем ознаменовался переход к осуществлению новой экономической политики. Ее главными задачами являлись выход из социально-экономического и политического кризисов, порожденных Гражданской войной, а также восстановление народного хозяйства страны. Для осуществления нэпа использовались институты, присущие рыночной экономике, в том числе и товарные биржи. Их функционирование в 1920-е гг. уникально для истории Советского государства.

Сущность биржи заключается в создании условий для формирования совершенной (или близкой к ней) конкуренции путем одномоментной концентрации значительного числа продавцов и покупателей - идеальной ситуации для рыночной экономики. Однако в соответствии с задачами, которые ставились советскими органами власти перед биржами, их функции трансформировались. Более того, отличительные черты советских бирж сформировались уже на этапе их создания.

Представляется, что изучению деятельности бирж в отечественной историографии нэпа уделено недостаточное внимание. Всплеск интереса к их истории произошел в 1990-е гг. в связи с переходом к рыночной экономике. В этот период впервые были опубликованы специальные работы, посвященные истории как дореволюционных, так и советских бирж1. Недостатком данных публикаций являлась узость источниковой базы. Исследователи выби-

1 См.: Тупов Б.С. История российской биржи (биржи периода нэпа и 90-х годов XX в.). М., 1994; Галкин В.В. История биржи в России. Воронеж, 1998; и др.

рали в качестве основных источников биржевые отчеты, справочники и аналитические работы 1920-х гг., игнорируя потенциал архивных документов.

Важной тенденцией современного этапа историографии стала публикация статей о функционировании региональных советских бирж. Выявленные работы посвящены деятельности нескольких организаций (например, Ижевской, Гомельской, Могилевской)2. Однако подавляющее число советских бирж до настоящего времени не изучено: в 1925 г. - период «расцвета» биржевой торговли - в СССР функционировали 112 организаций3. Вне исследовательского внимания также остается Новониколаевская товарная биржа, которая функционировала в административном и экономическом центре Сибири и являлась крупнейшим организатором торговли в регионе в период нэпа. Следует отметить, что с 1921 г. Новонико-лаевск стал столицей «Сибревкомовской Сибири».

Задача статьи - охарактеризовать процесс формирования и трансформации правового статуса товарных бирж в 1921-1922 гг. на примере Новониколаевской биржи. Основными источниками исследования стали законодательные акты, регулировавшие биржевую торговлю, делопроизводственные документы Новониколаевской товарной биржи, хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области, а также материалы периодической печати (газета «Советская Сибирь», «Бюллетень Новониколаевской товарной биржи»).

Поставленная задача требует дефиниции основного понятия исследования. Представляется, что определение, наиболее соответствующее сущности советских бирж, предложил омский исследователь А.В. Дроздков. Биржа - организация, для которой характерны регулярные, приуроченные к определенному месту и времени деловые собрания, где осуществляется оптовый торг путем заключения подчиняющихся специальным правилам соглашений и устанавливаются цены, удовлетворительные для участников рынка4. Подобное определение приемлемо как для описания дореволюционных бирж, так и организаций периода нэпа. Отметим, что в 1920-е гг. советских фондовых бирж не существовало. При товарных биржах функционировали фондовые отделы, которые занимались организацией и регулированием операций с ценными бумагами.

Становление первых советских бирж. Переход к новой экономической политике начался весной 1921 г. Однако первоначально руководство РКП(б) делало ставку на развитие товарообмена. Свободная торговля частных лиц ограничивалась местным рынком, а межрайонные операции осуществляли государственные и кооперативные организации исключительно посредством обмена произведенной крестьянами продукции на промышленные товары. Но процесс товарообмена был громоздким и сложным в связи с тем, что государственные органы и кооперация не располагали достаточным количеством промтоваров. Крестьяне предпочитали не обменивать сельскохозяйственные продукты, а продавать их на рынке. По этой причине с лета 1921 г. торговля начала активно вытеснять товарообмен5.

Под воздействием этих процессов для восстановления региональных торговых связей и налаживания товарооборота местные государственные и кооперативные органы создавали новые для советской практики формы оптового рынка - биржи. Важно отметить, что в начале нэпа товарные биржи учреждались на местах, а центральные органы до определенного момента относились к ним индифферентно.

Первая советская биржа открылась в июле 1921 г. в Саратове. Она осуществляла свою деятельность как кооперативная организация. В качестве учредителя биржи выступил

2 См.: Бехтерева Л.Н. Ижевская областная товарная биржа: этапы создания и деятельность (1920-е годы) // Наука Удмуртии. 2005. № 2. С. 129-138; Полетаева Н.И. Могилевская товарная биржа в годы нэпа // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск, 2010. С. 558-564; Полетаева Н.И. Гомельская товарная биржа в 1922-1927 гг. // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2020. № 20-2. С. 155-163; и др.

3 Дихтяр Г.А. Советская торговля в период построения социализма. М., 1961. С. 213.

4 Дроздков А.В. Создание рыночной инфраструктуры в Сибири в условиях нэпа (1921-1923 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2012. № 4-1. С. 85.

5 Грик Н.А., Ильиных В.А. Новая экономическая политика // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 486.

Губернский союз потребительской кооперации, имевший достаточно организованный торговый аппарат. Членами биржи также являлись исключительно кооперативные организации. Осенью того же года товарные биржи открылись в Перми и Вятке, а в декабре -в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Москве. Всего в 1921 г. начали свою работу 7 бирж6.

Развитие товарно-денежных отношений вынуждало советское руководство идти на дальнейшую либерализацию экономики. Легализация рыночных отношений была закреплена резолюциями IX Всероссийского съезда Советов, проходившего с 23 по 28 декабря 1921 г. В постановлении по вопросам новой экономической политики и промышленности определялись следующие задачи: развитие денежного обмена и образование внутреннего рынка, перевод государственных предприятий на хозяйственный расчет, обеспечение свободы частной торговли, создание иностранных концессий и т.д.7 В частности, съезд провозглашал следующее: «Советская власть должна обеспечить себе в учреждениях, облегчающих развитие товарообмена (кредитные учреждения, биржи [Выделено мной. - О. И.], торговые товарищества, общества для экспорта и импорта, кооперативные объединения разных видов и т.п.), влияние, соответствующее представляемым им интересам трудящихся масс, путем экономического участия государства в подобных учреждениях»8. Таким образом, государство изменило отношение к биржам от невмешательства к признанию необходимости собственного участия в их деятельности. Тем же постановлением допускалось открытие товарных бирж Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) и его местными органами самостоятельно или по соглашению со Всероссийским центральным союзом потребительских обществ (Центросоюзом) и его органами9.

На следующий день после окончания IX съезда, 29 декабря 1921 г., в Москве открылась Центральная товарная биржа Президиума ВСНХ РСФСР10. Вероятно, механизм ее создания лег в основу упомянутого выше постановления. Устав и особенности работы Центральной биржи необходимо рассмотреть подробно. Представляется, что столичная биржа воспринималась руководителями центральных государственных органов как образец организации биржевого института. Ее основные задачи по уставу: выявление спроса и предложения государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций, регулирование торговых операций; предоставление своим членам и посетителям необходимых для торговли технических удобств; публикация сведений о состоянии рынка; улаживание споров по сделкам. Членами биржи могли быть исключительно государственные и кооперативные организации11. Частные предприниматели допускались на биржевые торги, но членство (значит, и возможность участвовать в руководстве биржей) им не предоставлялось. Предполагалось, что функционально биржи будут, с одной стороны, оказывать помощь государственным предприятиям и кооперации в проведении торговых операций, а с другой - вести учетную работу, собирая сведения об их деятельности.

Открытие Новониколаевской товарной биржи. В соответствии с постановлением IX съезда была создана товарная биржа в Новониколаевске. 28 января 1922 г. в газете «Советская Сибирь» появилось объявление о проведении 29 числа учредительного собрания для организации в городе товарной биржи по инициативе Сибирского областного бюро ВСНХ (Сибпромбюро) и Сибирского отделения Центросоюза. На собрание приглашались представители местных органов власти и кооперативных учреждений12. Однако по решению его участников состоявшееся собрание не стало учредительным. Согласно протоколу заседания, собравшиеся единодушно признали целесообразность создания биржи и избрали комиссию в составе 9 человек. Комиссии было поручено разработать Наказ о деятельности

6 Тупов Б.С. История российской биржи... С. 3-4.

7 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. М., 1967. Т. 1: 1917-1928 гг. С. 276-285.

8 Там же. С. 277.

9 Там же. С. 284.

10 Тупов Б.С. История российской биржи. С. 4.

11 Торгово-промышленный справочник гор. Москвы. Петроград, 1923. С. 35.

12 Советская Сибирь. 1922. 28 янв.

биржи, положения для арбитражной, котировальной комиссий, биржевого комитета и рассмотреть проект устава биржи, разработанный Сибпромбюро. В ходе собрания были определены задачи будущей биржи - организация товарообмена и торговых операций, а также информирование участников рынка о его состоянии13.

В рамках работы подготовительной комиссии состоялось четыре заседания. Основным предметом дискуссии стал вопрос о составе биржевого комитета. Предполагалось, что он будет выборным. Однако уполномоченные Сибирского отделения Центросоюза предлагали предоставить по два (затем по три) места в комитете их организации и Сибпромбюро. Представитель уполномоченного народного комиссариата внешней торговли по Сибири (Сиб-внешторга) также требовал квоту14. Государственные и кооперативные организации рассматривали биржу как инструмент, который рассчитывали использовать в своих коммерческих интересах. Кроме того, комиссия приняла решение повысить предварительно установленный годовой членский взнос с 75 до 120 руб. золотом15. Такой шаг позволял ограничить круг предприятий, которые могли бы претендовать на членство в организации.

В результате своей деятельности комиссия подготовила необходимые уставные документы и назначила учредительное собрание на 12 февраля16. На нем присутствовало 23 представителя от местных государственных и кооперативных организаций. Собрание приняло разработанные документы, но предполагавшиеся выборы в биржевой комитет не состоялись. По решению учредителей все должности в нем назначались по квотам государственными и кооперативными органами. По три места получили Сибпромбюро и Сибцент-росоюз, по два - Сибвнешторг и продовольственные органы, одно - Земельный отдел Сибревкома. Более того, выборного характера лишались посты кандидатов в члены биржевого комитета и ревизионной комиссии17. Таким образом, исполнительный и контролирующий органы биржи ставились в прямую зависимость от региональных учреждений.

Далее проект Положения о бирже передали в Сибревком, где на заседании 4 марта оно было утверждено. Положение устанавливало правила допуска лиц и учреждений к членству на бирже, размер вступительных и членских взносов, регламент проведения собраний, ставки маклерского куртажа, взносы в пользу биржи и т.д.18 После утверждения уставных документов биржевой комитет провел ряд подготовительных заседаний, и только 28 марта Новониколаевская товарная биржа открыла операции. 30 марта зафиксирована первая сделка - между Сибирской торговой конторой «Сибторг» и Сибирским областным управлением по топливу на 3 тысячи пар «гражданских сапог»19. Таким образом, Новониколаевская биржа начала функционировать как государственное учреждение, подведомственное Сибирскому областному бюро ВСНХ. Ее статус был отражен в официальном названии -«Центральная товарная биржа Сибпромбюро ВСНХ».

Тем не менее местные биржи, подведомственные органам ВСНХ, имели некоторые особенности. Важным отличием деятельности Новониколаевской биржи в сравнении с Московской стало допущение в качестве ее членов частных предприятий и лиц. Условием для вступления являлось наличие патента 3-го разряда торговых предприятий и выше и 5-12-го разрядов промышленных предприятий20. По закону патент 3-го разряда торговых предприятий получали владельцы розничных торговых лавок, столовых, бань, аптек, издательств и т.д. 5-й разряд получали предприятия с составом рабочих в 30-60 чел.21 Естественно, что установленный ценз и сумма взносов ограничивали доступ частных предпринимателей к членству на бирже. Но у относительно крупных торговых и промышленных предприятий

13 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-253. Оп. 1. Д. 2. Л. 33.

14 Там же. Л. 34 об.

15 Там же. Л. 35-35 об.

16 Там же.

17 Советская Сибирь. 1922. 16 февр.

18 Там же. 11 марта, 28 марта, 29 марта.

19 Там же. 29 марта, 2 апр.

20 Там же. 11 марта.

21 СУ РСФСР. 1922. № 17. Ст. 180.

появлялась возможность участвовать в руководящем органе биржи - общем собрании ее членов и влиять на принимаемые решения. Важно отметить, что многие биржи, созданные в 1921 г., также допускали в качестве членов биржи частных предпринимателей. Например, доступ частников разрешался уставами Петроградской и Саратовской бирж22. Этот факт свидетельствует о том, что для местных хозяйственных органов при создании бирж были важны не только учетные функции и контроль, но и налаживание новых торговых связей между участниками рынка, в том числе и частным капиталом.

Кроме того, зафиксированный в уставе Новониколаевской биржи ценз показывает, что в биржевую практику предполагалось включить не только предпринимателей, занимающихся оптовой торговлей, но и крупную розницу. Н.А. Грик в качестве одной из предпосылок возрождения товарных бирж назвал необходимость в децентрализации оптового рынка товаров и сырья для обеспечения ресурсами частных и арендных предприятий23. Несомненно, крупные государственные, кооперативные и частные предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, активно вовлекались в биржевую деятельность. Но многое зависело от уровня развития крупной промышленности и торговли в каждом отдельном регионе. Дискуссия об участии розничной торговли в операциях на бирже имела место между центральными и местными органами власти, что будет показано ниже.

Для восстановления региональных торговых связей уже через несколько месяцев после открытия Новониколаевской биржи на ее базе с 1 по 10 июля был проведен Сибирский областной контрактный съезд-ярмарка. Для участия приглашались государственные и кооперативные торгово-промышленные предприятия региона. Также получали право участвовать в торгах и частные предприниматели. Помимо проведения биржевых операций, в рамках съезда-ярмарки обсуждались вопросы организации торговли и кредита, налоговой и тарифной политики и т.д. Ключевой задачей съезда провозглашалось «обновление областного товарооборота»24.

Унификация товарных бирж. В связи с развитием нэпа советское руководство предприняло меры по созданию руководящего органа в сфере торговли. 9 мая 1922 г. Совет народных комиссаров принял Положение о Комиссии по внутренней торговле при Совете труда и обороны (Комвнуторг при СТО)25. Ее основные задачи заключались в разработке торгового законодательства, изучении и учете частных предприятий и их деятельности, содействии государственному и кооперативному сектору. Для их реализации Комвнуторг координировал и корректировал деятельность государственных учреждений, связанных с товарооборотом.

Вместе с тем упорядочивалось законодательство в сфере экономического регулирования. Важным этапом унификации деятельности бирж стало принятие Постановления СТО от 23 августа 1922 г. «О товарных биржах». Согласно ему биржи передавались в ведение Комвнуторга и местных экономических совещаний (экосо). При этом биржи получали права юридического лица, действовали на основании собственных уставов, а биржевой комитет становился выборным26. Комментируя целесообразность избрания членов биржи, секретарь биржевого комитета Новониколаевской биржи П.Ф. Дубровский в своей статье, опубликованной в «Советской Сибири», так писал о «назначенцах»: «Комитеты из чиновных представителей госучреждений, переобремененных другими обязанностями, почти нигде не уделяют должного внимания биржам и направлению их политики»27. Несомненно, высказывание Дубровского носит субъективный и несколько негативный характер. Тем не менее можно предположить, что такая проблема управления биржей действительно была актуальной. Для ее решения СТО закрепил выборность членов биржевого комитета, благодаря

22 Тупов Б.С. История российской биржи. С. 6.

23 Грик Н.А. Советская экономическая политика в 1921-1933 (Критический анализ). Томск, 2002. С. 241.

24 Советская Сибирь. 1922. 27 июня, 4 июля.

25 СУ РСФСР. 1922. № 34. Ст. 400.

26 Там же. № 54. Ст. 684.

27 Советская Сибирь. 1922. 25 авг.

чему на должности (не без влияния государственных учреждений) могли избираться более эффективные кандидаты.

В сопроводительных документах указывалось, что в связи с принятием Постановления от 23 августа менялась природа бирж - они стали общественными организациями28. На это в том числе указывает выборность исполнительного органа биржи. Однако в советской практике под термином «общественные организации» прежде всего понимались негосударственные учреждения, занимавшиеся некоммерческой деятельностью. Подобные организации должны были преследовать «общественные цели» и не ставить перед собой задачи по извлечению прибыли для своих членов29. В действительности биржа получала прибыль в виде установленных сборов и взносов. Но в доходах были заинтересованы скорее не члены биржи, а ее работники, поскольку от прибыли зависел размер их заработной платы. Превращение товарных бирж в общественные организации, с одной стороны, подчеркивало их посредническую роль, поскольку сами биржи не могли участвовать в торговых операциях. С другой стороны, преследование «общественных целей» предоставляло бирже основания для осуществления функции регулирования и контроля за коммерческой деятельностью участников рынка. Любое вмешательство биржевых органов в процесс заключения сделок могло быть оправдано «интересами общественности».

Постановление от 23 августа определяло основные задачи биржи: выявление спроса и предложения, упорядочивание товарообмена и торговых операций (вероятно, использовались формулировки из устава Центральной товарной биржи в Москве). Кроме того, регламентировался доступ к членству на бирже. Помимо государственных учреждений, допускались кооперативные и частные предприятия, платившие промысловый налог не ниже 5-го разряда торговых и 10-го разряда промышленных предприятий30. Торговый патент высшего, 5-го разряда получали предприниматели, занимавшиеся оптовой продажей товаров и владевшие крупными розничными магазинами с составом служащих от 20 чел. На промышленных предприятиях, имевших 10-й разряд и выше, работало более 300 чел.31 Ограничение доступа кооперации и частных предприятий позволяло сохранить влияние государственных учреждений на деятельность биржи в рамках ее новой общественной сущности. Помимо этого, ценз и провозглашаемые функции биржи, по нашему мнению, свидетельствуют о желании центральных органов управления превратить биржевой институт в площадку преимущественно для государственной оптовой торговли. С конца 1921 г. многие национализированные предприятия и госучреждения переводились на хозрасчет, что могло побудить их руководителей перевести часть торговых операций в «серый» сектор экономики. Биржи должны были контролировать их коммерческую деятельность и вести учетно-статистическую работу.

Подтверждением данному предположению может являться Постановление СТО от 1 сентября 1922 г. «О регистрации внебиржевых сделок». Государственные предприятия обязывались регистрировать все заключаемые торговые сделки на бирже32. Выявляя причины появления этого постановления, некоторые исследователи ссылаются на работу экономиста К.А. Шмидта «Организация и практика биржевой торговли в СССР». По его мнению, в первый год своего существования биржи имели «ничтожное экономическое значение» и игнорировались государственными предприятиями. Предписание регистрировать торговые сделки способствовало искусственному увеличению биржевых оборотов, поскольку за регистрацию внебиржевых сделок устанавливался более высокий сбор в сравнении с биржевыми33. С одной стороны, необходимо учитывать год издания работы Шмидта - 1927 г., когда советское руководство проводило политику по ликвидации большей части бирж. Резко негативная оценка автора, вероятно, связана с общей тенденцией

28 ГАНО. Ф. Р-253. Оп. 1. Д. 1. Л. 27.

29 Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М., 2001. С. 36, 38.

30 СУ РСФСР. 1922. № 54. Ст. 684.

31 Там же. № 17. Ст. 180.

32 Там же. № 57. Ст. 719.

33 Цит. по: Тупов Б.С. История российской биржи... С. 7-9.

преуменьшать значение и роль биржи в советской экономике. С другой стороны, в первые годы работы на биржах действительно заключалось относительно мало сделок. Это было вызвано многими факторами: индифферентным отношением государственных учреждений, недостатком денежных знаков, промышленных товаров и т.д. Еще до публикации Постановления о регистрации внебиржевых сделок Сибревком предписал местным государственным органам проводить свои торговые операции через биржу34.

Однако нельзя не согласиться с тезисом В.В. Галкина о том, что Постановление СТО от 1 сентября 1922 г. усиливало роль биржи как статистического органа35. Через обязательную фиксацию факта заключения сделки на биржах регулирующие органы могли получать необходимую информацию об операциях государственной торговли. Эта функция бирж имела большое значение для центральных советских органов.

Стоит отметить, что ни предписание Сибревкома, ни меры, принимаемые СТО, не предполагали санкций за их несоблюдение. В связи с этим государственные предприятия обходили биржи при проведении торговых операций. Бездействие органов контроля констатировалось биржевыми аппаратами36. Принятая мера оказалась недостаточно эффективной.

В связи с преобразованием бирж в общественные организации Комвнуторг разработал новый типовой устав37. В нем повторялись основные положения из Постановления от 23 августа 1922 г.: задачи товарных бирж, руководство со стороны Комвнуторга и местных экосо, ценз для вступления в члены биржи. Также устав подробно регламентировал структуру органов и подразделений биржи.

Высшим органом, осуществлявшим управление биржей, являлось общее собрание ее членов. Учреждение, желавшее стать членом биржи, должно было подать заявление в биржевой комитет. Последний принимал решение о зачислении просителя либо отклонении заявления. Отказ мог быть обжалован общим собранием.

Руководящий орган биржи обладал широким кругом полномочий. Собрание рассматривало и утверждало основные уставные документы (правила биржевых собраний, инструкции и положения), устанавливало размер всех взносов, сборов с биржевых сделок. Кроме того, оно осуществляло контроль за биржевым комитетом через институт выборов его членов, а также рассматривало жалобы на постановления этого органа. Общим собранием принимались решения по вопросам об исключении членов биржи, привлечении выборных должностных лиц к судебной ответственности, изменении устава, ликвидации организации. Устав обязывал созывать общие собрания два раза в год. В остальное время они организовывались лишь по мере необходимости38. Поскольку в функции общих собраний входили наиболее важные вопросы управления, их частое проведение не представлялось целесообразным.

Исполнительным органом общих собраний являлся биржевой комитет. Комитет выступал в качестве представителя биржи и осуществлял переписку с организациями и частными лицами от ее имени. Примечательно, что первой из списка обязанностей биржевого комитета в уставе указывалось «доставление по требованию правительственных мест сведений и заключений по делам, касающимся торговли и промышленности, а равно выдача касающихся торговли справок и удостоверений как членам биржи, так и посторонним ей лицам и учреждениям»39. Тем самым подчеркивалась роль биржи как органа учета и контроля.

Помимо предоставления сведений о состоянии торговли, биржевому комитету предписывались разработка проектов нормативных документов, распоряжение имуществом и финансами организации. Также комитет принимал новых членов биржи, осуществлял

34 Советская Сибирь. 1922. 25 авг.

35 Галкин В.В. История биржи. С. 109-110.

36 Бюллетень Новониколаевской товарной биржи. 1923. 16 янв.

37 ГАНО. Ф. Р-253. Оп. 1. Д. 1. Л. 83-88 об.

38 Там же. Л. 83, 84-84 об.

39 Там же. Л. 85 об.

наблюдение за котировкой цен, приводил в исполнение постановления общих собраний членов биржи40.

Устав регламентировал деятельность не только основных органов биржи, но и ее подразделений: ревизионной комиссии (основная функция - проверка состояния финансов и имущества биржи), арбитражной комиссии (рассматривала споры, возникающие при заключении сделок) и маклеров (осуществляли посредничество в торговых операциях). Кроме указанных подразделений, на бирже допускалась организация вспомогательных комиссий

и бюро41.

Согласно инструкции по проведению в жизнь Постановления СТО от 23 августа, все действующие биржи обязывались привести свои уставы в соответствие с типовым и передать их на утверждение местным экосо, а затем Комвнуторгу. В случае внесения поправок в предложенный образец биржи должны были предоставить объяснительную записку о причинах этих изменений42.

Ходатайствовать об исправлении некоторых положений решило и общее собрание Новониколаевской биржи. Наиболее значительной поправкой стало понижение ценза для членов биржи. Кооперативные организации и частные предприниматели допускались к членству при наличии у них патента 3-го (а не 5-го) разряда торговых и 5-го (а не 10-го) разряда промышленных предприятий43. Комвнуторг предполагал распространение подобной практики. Отдельно в инструкции указывалось, что при понижении ценза биржа должна сообщить в объяснительной записке данные о состоянии местной торговли в дореволюционное и настоящее время, а также сведения о количестве всех государственных, коопера-

44

тивных и частных предприятий44.

В связи с этим Новониколаевский биржевой комитет обратился в торговый отдел Сибирской плановой комиссии с просьбой поддержать ходатайство. В письме содержались причины понижения ценза. Прежде всего, биржевой комитет обращал внимание на установленный высокий взнос, который препятствовал вступлению в члены биржи мелких кооперативных и частных предприятий. Но главным доводом было отсутствие в Новониколаевске крупной частной оптовой торговли: «Таким образом, биржа останется совсем без представительства частной торговли, если пожелает неукоснительно последовать нормальному уставу биржи. А это не в интересах восстановления общего товарооборота»45. Вовлечение как можно большего количества участников рынка в организованную торговлю имело огромное значение для биржи, поскольку от объема сделок зависели ее доходы. Кроме того, такая позиция отвечала интересам местных хозяйственных органов, заинтересованных в восстановлении региональных экономических связей и вовлечении в них частного капитала.

Аргументы биржевого комитета оказались убедительными для Комвнуторга. В декабре 1922 г. Новониколаевская товарная биржа перешла на новый устав с внесенными ею измене-ниями46, что явилось одним из показателей завершения процесса унификации советских бирж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Анализ выявленных источников позволил выделить основные этапы первичного становления советских бирж. В 1921 г. их создавали государственные и кооперативные учреждения на местах с целью восстановления торговых связей, в то время как центральные органы власти не вмешивались в их организацию и функционирование. Ситуация изменилась после IX съезда Советов в конце декабря 1921 г. Советское государство признало необходимость своего участия в деятельности бирж. Однако большую роль в их создании продолжали играть региональные учреждения. На этом этапе была создана Новониколаевская товарная биржа, которая функционировала как государственная органи-

40 ГАНО. Ф. Р-253. Оп. 1. Д. 1. Л. 86.

41 Там же. Л. 88-88 об.

42 Там же. Л. 80.

43 Там же. Д. 2. Л. 49.

44 Там же. Д. 1. Л. 80.

45 Там же. Л. 111-111 об.

46 Советская Сибирь. 1922. 14 дек.

зация при Сибпромбюро ВСНХ. Несмотря на желание региональных органов управления использовать биржу в собственных коммерческих интересах, они признавали в качестве главных задач нового учреждения организацию местной торговли и оздоровление товарооборота. С принятием СТО Постановления «О товарных биржах» от 23 августа 1922 г. биржи стали позиционироваться как формально вневедомственные общественные организации. Но для центральных органов власти приоритетным являлось превращение бирж в инструмент контроля за деятельностью преимущественно государственных предприятий с помощью функций учета и сбора сведений об их торговых операциях. К концу 1922 г. Новониколаевская биржа была унифицирована, однако сохранила ряд особенностей. Ее новый устав стал компромиссом между центральными, местными органами власти и самой биржей.

Литература

Бехтерева Л.Н. Ижевская областная товарная биржа: этапы создания и деятельность (1920-е годы) // Наука Удмуртии. 2005. № 2. С. 129-138.

Галкин В.В. История биржи в России. Воронеж: ВГТА, 1998. 234 с.

Грик Н.А.. Советская экономическая политика в 1921-1933 (Критический анализ). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 334 с.

Грик Н.А., Ильиных В.А Новая экономическая политика // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. Т. II. С. 485-489.

Дихтяр Г.А. Советская торговля в период построения социализма. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 472 с.

Дроздков А.В. Создание рыночной инфраструктуры в Сибири в условиях нэпа (19211923 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2012. № 4-1. С. 81-88.

Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: Ин-т рос. истории РАН, 2001. 215 с.

Полетаева Н.И. Могилевская товарная биржа в годы нэпа // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск: Белорус. гос. экон. ун-т, 2010. С. 558-564.

Полетаева Н.И. Гомельская товарная биржа в 1922-1927 гг. // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2020. № 20-2. С. 155-163.

Тупов Б.С. История российской биржи (биржи периода нэпа и 90 годов XX в.). М.: ИНИОН, 1994. 27 с.

References

Bekhtereva, L.N. (2005). Izhevskaya oblastnaya tovarnaya birzha: etapy sozdaniya i deyatel'nost' (1920-e gody) [Izhevsk Regional Commodity Exchange: Stages of Creation and Activity (1920s)]. In Nauka Udmurtii. No. 2, pp. 129-138.

Dikhtyar, G.A. (1961). Sovetskaya torgovlya v period postroeniya sotsializma [Soviet Trade during the Period of Building Socialism]. Moscow, Izd-vo Akad. Nayk SSSR. 472 p.

Drozdkov, A.V. (2012). Sozdanie rynochnoy infrastructury v Sibiri v usloviyakh nepa (19211923 gg.) [Creation of the Market Infrastructure in Siberia in the Conditions of the NEP (19211923)]. In Izvestia Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. Barnaul, Izd-vo Altayskogo gos. un-ta. No. 4-1, pp. 81-88.

Galkin, V.V. (1998). Istoriya birzhi v Rossii [History of Commodity Exchange in Russia]. Voronezh, VGTA. 234 p.

Grik, N.A. (2002). Sovetskaya ekonomicheskaya politika v 1921-1933 (Kriticheskiy analiz) [The Soviet Economic Policy in 1921-1933 (Critical Analysis)]. Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta. 334 p.

Grik, N.A., Il'inykh, V.A. (2009). Novaya ekonomicheskaya politika [The New Economic Policy]. In Istoricheskaya entsiklopedia Sibiri. Novosibirsk, Istoricheskoe nasledie Sibiri. Vol. 2, pp. 485-489.

HcTOpmecKHH Kypbep. 2023. № 4 (30)

http://istkurier.ru 21

Il'ina, I.N. (2001). Obshchestvennye organizatsii Rossii v 1920-e gody [Russian Public Organizations in 1920s]. Moscow, In-t ros. istorii RAN. 215 p.

Poletaeva, N.I. (2010). Mogilevskaya tovarnaya birzha v gody nepa [Mogilev Commodity Exchange during the Period of the NEP]. In Nauchnye trudy Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. Minsk, Belorus. gos. ekonom. un-t, pp. 558-564.

Poletaeva, N.I. (2020). Gomel'skaya tovarnaya birzha v 1922-1927 gg. [Gomel Commodity Exchange in 1922-1927]. In Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vyshey shkoly. Istori-cheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki. No. 20-2, pp. 155-163.

Tupov, B.S. (1994). Istoria rossiyskoy birzhi (birzhi perioda nepa i 90-kh godov XX v.) [History of Russian Commodity Exchange (Commodity Exchanges in the Period of the NEP and 90s of the 20th Century]. Moscow, INION. 27 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.