Научная статья на тему 'Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования'

Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6100
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / EDUCATIONAL TOOLS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисин Андрей Геннадьевич, Багдасарова Диана Георгиевна

В данной статье рассматривается значение и педагогические возможности социальных сетей в современном учебном процессе, а также приводятся достоинства и недостатки использования социальных сетей в качестве образовательного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the value and educational possibilities of social networks in the modern educational process. Also advantages and disadvantages of social networks using as educational tool are given.

Текст научной работы на тему «Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования»

Черемисин Андрей Геннадьевич

кандидат социологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР) Багдасарова Диана Георгиевна

старший лаборант кафедры охраны здоровья ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.14

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

EDUCATION AND SOCIAL NETWORKS: POSITIVE AND NEGATIVE

ASPECTS OF USING

В данной статье рассматривается значение и педагогические возможности социальных сетей в современном учебном процессе, а также приводятся достоинства и недостатки использования социальных сетей в качестве образовательного инструмента.

Ключевые слова: Интернет, социальная сеть, образовательные инструменты, образовательный процесс, коммуникативные навыки.

This article is devoted to the value and educational possibilities of social networks in the modern educational process. Also advantages and disadvantages of social networks using as educational tool are given.

Key words: Internet, social network, educational tools, educational process, communicative skills.

К концу XX - началу XXI века на основе взаимопроникновения различных технологий и систем производства, переработки, передачи, распределения информации формируются условия для качественно нового этапа в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и в целом информационной среды, которая постепенно становится доминирующей в развитии человеческого общества. Развитие информационной деятельности влечет за собой и развитие информационных отношений общества, которое, в свою очередь, воздействуя на общественное сознание, порождает в последнем исторически новую информологическую форму общественного сознания.

Очевидно, что виртуальная реальность хоть и создает собственные законы, но в тоже время базисом является реальность. Интернет достаточно точно копирует институциональное устройство «реальной реальности» -политику, предпринимательство, преступность, культуру и стратификацию, -ему свойственны все проявления межличностного взаимодействия индивидов. Постсоветское пространство по разным причинам открыло виртуальную реальность относительно недавно. Пользователи Рунета (а их

328

становится все больше) имеют особенный взгляд на виртуальную реальность и ожидают от нее решения многих личных и групповых проблем. Для некоторых Интернет - это только инструмент межличностных коммуникаций, для иных - средство обучения или возможность приобщения культуре, а для кого-то - новые возможности бизнеса. Есть и те, для которых виртуальная реальность является средой влияния на информационное пространство. То есть, виртуальная реальность является местом реализации внутриличностных конфликтов, конфликтов индивид-социум и групповых конфликтов.

Таким образом, Интернет настолько проник в жизнь современного человека, что дальнейшее же развитие глобальной Сети влечет за собой видоизменение культуры, появление новых норм и образцов поведения, появление новых субкультур, что подтверждается результатами различных исследований, в том числе и авторских.

Увеличение роли сети Интернет в жизни современного общества оказало влияние, в том числе, и на систему образования по всему миру, изменив в целом образовательную парадигму. Сфера образования использует возможности Интернета не только для донесения информации до студентов, позволяя совершать коммуникации на другом качественном уровне, но и способствует повышению эффективности управления деятельностью образовательного учреждения.

Соответственно, образовательные учреждения Донецкой Народной Республики в рамках входа в мировое информационное пространство должны принять и освоить новую социальную и образовательную реальность. В противном случае вся система обучения в молодой Республике грозит оказаться в состоянии стагнации и отстать от мировых образовательных реалий.

А в условиях боевых действий и сложной социально-экономической ситуации образовательная система Донецкой Народной Республики «обречена» на интеграцию с Интернет-технологиями, поскольку именно они дают возможность создать новый эффективный вектор образования.

Развитие Интернета в Донецком регионе и применение его в образовательной сфере - предмет активного интереса со стороны как практиков системы образования и самих учащихся, так и исследователей социальных процессов глобальной мировой системы, специалистов по IT, социологов, психологов.

И так как получением образования занимаются в основном молодые люди (которые являются самыми активными пользователями Сети), то на сегодняшний день наиболее прогрессивным Интернет-инструментом в образовательном и педагогическом процессе являются социальные сети. Социальная сеть - это онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, вступать в межличностные коммуникации, распространять разнообразную информацию [2, с. 1055].

Если углубиться в историю, то самая популярная социальная сеть БасеЬоок была создана именно в академических целях, и первоначально была доступна исключительно студентам Гарвардского университета. Уже потом появилась возможность регистрации для студентов Бостонского университета, а позднее - и для всех остальных студентов, имеющих почтовый аккаунт в аккредитованном для высших учебных заведений США домене.еёи. Этот пример дал зарубежным специалистам в сфере образования основания полагать, что стало целесообразным оказание методической поддержки обучения в популярных социальных сетях.

Если же говорить о рунете, то большей популярностью в русскоязычном секторе пользуется социальная сеть «Вконтакте». Результаты исследований информагентства «РИА Новости» утверждают, что только в России 78% молодых людей в возрасте от 9 до 21 года имеют личный аккаунт в этой соцсети. По данным на январь 2017, среднесуточная аудитория составляет 87 714 854 посетителей, зарегистрировано более 410 миллионов пользователей. По данным SimilarWeb, «ВКонтакте» является 4 самым популярным сайтом в мире [3], поэтому преподавателям следует обратить внимание именно на нее как на площадку для организации учебной работы.

Дидактические возможности использования современных социальных сетей, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед вузом, с другой стороны, уже не позволяют ориентироваться только на лекционно-семинарские занятия, которые составляют основу традиционного процесса обучения студентов и недооценка этого обстоятельства может лишить отечественное образование стратегического преимущества [1, с. 158].

Соцсети можно использовать и как средство непосредственного управления процессом обучения. Основная задача преподавателя - найти и разместить теоретические материалы в наиболее занимательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи), а также выкладывать упражнения на закрепление и (или) повторение темы и осуществлять мониторинг усвоения знаний (проверка данных для решения заданий, тесты и онлайн-опросы). Более того, социальные сети позволяют обмениваться опубликованной информацией и хранить ее. Очевидно, используя это свойство, можно приступить к созданию своеобразной «копилки» знаний, причем предложения дополнительных интересных материалов преимущественно должно исходить от обучающихся. Данная творческая деятельность способствует развитию внутренней мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательной деятельности и нестандартного мышления.

Также любую социальную сеть возможно использовать в качестве виртуальной «доски объявлений». В идеале размещение организационной информации о мероприятиях в рамках учебной и внеурочной деятельности должно осуществляться как куратором студенческой группы, так и обучающимися [2, с. 1056].

Можно выделить следующие положительные аспекты применения социальных сетей в образовательном процессе:

1. Ориентация на обучающихся. Практически каждый студент в повседневной жизни так или иначе пользуется социальной сетью в развлекательных или коммуникационных целях, а теперь ее можно сориентировать и для получения образования.

2. Быстрый и удобный функционал. Социальные сети обладают полным и надежным набором инструментов, позволяющим студентам и преподавателям оперативно обмениваться сообщениями и документами в любом формате.

3. Дешевизна. Многие учебные заведения не могут позволить себе приобретать дорогостоящее программное обеспечение для организации коммуникации, а также сбора, обработки и хранения информации. Социальные сети же предоставляют все возможности для этого на абсолютно бесплатной основе, что особенно актуально в условиях острой нехватки финансов. Также использование социальных сетей в процессе обучения позволяет экономить расходные материалы (бумагу, краску и др.), поскольку материал в большинстве случаев можно не передавать на бумажных носителях.

4. Вовлеченность в коммуникационный процесс. Используя социальную сеть в образовательных целях, молодые люди овладевают коммуникационными навыками, а также учатся оперативно искать, обрабатывать и анализировать информацию. Можно также отметить, что стеснительные студенты, которые из-за страха публичных выступлений слабо проявляют себя на занятиях, в общении через социальные сети чувствуют себя комфортнее и становятся более активными участниками образовательного процесса.

5. Непрерывная вовлеченность в образовательный процесс. Использование социальной сети в образовании дает возможность студентам, которые по тем или иным причинам не посетили аудиторное задание, не выпадать из процесса обучения, а удаленно общаться с сокурсниками и преподавателями, чтобы получать и выполнять задания в режиме реального времени.

6. Повышение уровня созидательной активности обучающихся. Используя социальные сети в процессе обучения, студенты выступают уже не только потребителями информации, но и ее создателями.

7. Непрерывность учебного процесса. Социальные сети позволяют осуществлять постоянное взаимодействие преподавателей и обучающихся онлайн в удобное для всех время. Если в учебном заведении преподаватели и студенты пересекаются в основном только по расписанию во время занятия или в часы консультаций, то в социальной сети это можно делать ежедневно.

8. Повышение коммуникационного опыта преподавателей. Используя в работе социальные сети, не только обучающиеся, но и преподаватели повышают свои коммуникативные навыки и учатся общаться со студентами

не только в рамках аудиторного занятия. К тому же, общение через социальные сети позволяет преподавателям лучше изучить и запомнить студентов не только в лицо и по именам, но и понимать характер, индивидуальные особенности и интересы каждого, что также благотворно сказывается результатах их взаимодействия. Также процесс общения в социальных сетях позволяет преподавателям стать более открытыми и социально доступными для студентов без особого нарушения субординации.

9. Широкий доступ. Вся накопленная в сети учебная информация открыта для студентов и преподавателей в любое время и в любом месте, где есть доступ в Интернет.

10. Расширение технических возможностей. Материальное обеспечение учебных заведений часто не дает возможность проводить в аудитории демонстрацию наглядных материалов. Функционал социальных сетей позволяет преподавателям заранее или после занятия ознакомить студентов с данными материалами в электронном виде.

11. Увеличение времени обучения. Использование социальных сетей позволяет выводить занятие за рамки привычного формата, продолжая его обсуждение во внеаудиторное время, увеличивая тем самым и время активного обучения студента.

12. Можно отметить, что благодаря использованию социальных сетей в образовательных целях меняется представление о них как об исключительно развлекательных и неформальных инструментах.

Однако использование социальных сетей не лишено определенных недостатков, среди которых можно выделить:

1) трудоемкость организации и поддержания на должном уровне учебного процесса;

2) Присутствие в социальных сетях огромного количества постороннего содержимого развлекательного характера и интенсивный информационный и коммуникационный поток;

3) интернет-аддикция и привязка к компьютерам и гаджетам;

4) сложность для преподавателей в оценке работы обучающихся в рамках привычных критериев оценки знаний, умений и компетенций студентов;

5) отсутствие непосредственного контакта между студентами и преподавателями;

6) пренебрежение нормами и правилами сетевого этикета;

7) низкий уровень самоорганизации и слабые навыки рационального распределения рабочего и свободного времени.

Тем не менее, данные неудобства возможно преодолеть совместными усилиями специалистов в области педагогики, образования и ^-технологий путем более детального изучения образовательных возможностей соцсетей и разработки специализированных образовательных приложений, направленных на оптимизацию учебного процесса.

Разумеется, социальные сети не могут быть единственным средством обучения через Интернет, но их образовательные возможности среди отечественных специалистов, в отличие от западных, весьма недооценены. Ценность социальных сетей как инструмента образовательного процесса незаслуженно принижается. Многие педагоги относятся к ним в лучшем случае с пренебрежением и скепсисом, рассматривая социальные сети как исключительно развлекательный ресурс и «убийцу времени». Более того, соцсети рассматриваются как антагонист образования, который только отвлекает студентов от процесса обучения и потому использование их недопустимо.

Однако зарубежный дидактический опыт показывает, что социальные сети могут быть успешно использованы в целях организации работы учебного коллектива и непрерывного образования и самообразования, проведения индивидуальных и коллективных консультаций, что идет только увеличивает интеллектуальный и креативный потенциал студентов, а также улучшает эмоциональный климат группы.

На практике образовательная сфера использует возможности Интернета не только для донесения информации до студентов, а позволяет совершать коммуникации на другом качественном уровне. Вызванный стремительным развитием Интернета «культурный шок», или «футурошок», если воспользоваться выражением Э. Тоффлера, повсеместно сравнивается с потрясениями основ культуры, сопровождавшими изобретение и развитие сначала письменности, а впоследствии книгопечатания и, наконец, телевидения. Не следует также закрывать глаза на то, что опосредствованную Интернетом активность проявляют десятки и сотни миллионов людей, т.е. «сеть» - на самом деле всемирная.

Вполне возможно, что проблема информатизации образовательного пространства и общества в целом обратит на себя взгляды многих ученых-общественников и педагогов, как теоретиков, так и практиков и будет отмечена в трансформационных моделях постиндустриального общества как базовая тенденция. Но современные ученые чаще всего пытаются встроить новые тенденции традиционные и привычные модели, подгоняя факты под уже давно знакомые шаблоны. Пожалуй, самым распространенным является заявление, гласящее, что внедрение ЭВМ и Интернета - это переход на путь информационного общества. Однако называть современное общество информационным для всего населения планеты, на наш взгляд, слишком рано. Интернет развивается слишком не равномерно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова О.М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности / О.М. Абрамова // Высшее образование в России. - 2015. - №7. - С. 155-159.

2. Абрамова О.М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О.М. Абрамова, О.А. Соловьева // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1055-1057.

3. О компании Вконтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/about -Заголовок с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.