Научная статья на тему 'Образование и педагогическая мысль в древнетюркском каганате'

Образование и педагогическая мысль в древнетюркском каганате Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
929
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МУДРОСТЬ / АЛФАВИТ / БИЛИГ / ЗНАНИЕ / ТОНЙУКУК / ПРЕДКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетшин Г. М.

В статье на основе разнородных источников рассматривается проблема системы образования и существование своеобразной педагогической мысли в древнетюркском обществе. Мудрость, образованность в обществе были в большом почете. Они считались важнейшими качествами правителей и представителей элиты. Мудрые педагогические мысли древних тюрков актуальны и в наше время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND EDUCATIONAL THOUGHT IN THE OLD TURKIC KAGANAT

In the article on the basis of heterogeneous sources addresses the problem of the education system and the existence of a kind of pedagogical thought in ancient society. Wisdom, education in society were at a premium. They were considered the most important qualities of rulers and elites. Wise teaching thoughts of the ancient Turks are relevant in our time

Текст научной работы на тему «Образование и педагогическая мысль в древнетюркском каганате»

УДК 94(574)

Г.М.Давлетшин

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕТЮРКСКОМ КАГАНАТЕ.

В статье на основе разнородных источников рассматривается проблема системы образования и существование своеобразной педагогической мысли в древнетюркском обществе. Мудрость, образованность в обществе были в большом почете. Они считались важнейшими качествами правителей и представителей элиты. Мудрые педагогические мысли древних тюрков актуальны и в наше время.

Ключевые слова: образование, мудрость, алфавит, билиг, знание, Тонйукук, предков

G.M.Davletshin education and educational thought in the old Turkic kaganat.

In the article on the basis of heterogeneous sources addresses the problem of the education system and the existence of a kind of pedagogical thought in ancient society. Wisdom, education in society were at a premium. They were considered the most important qualities of rulers and elites. Wise teaching thoughts of the ancient Turks are relevant in our time.

Keywords: education, wise, alphabet, bilig, knowledge, Tonjukuk, ancestors

Функционирование определенной системы образования наблюдается еще в Тюркском каганате. В VI в. древние тюрки создали собственный тюркский алфавит, условно называемый «руническим» или «орхоно-енисейским». Принято считать, что рунический алфавит был составлен в период правления кагана Истеми, приказавшего своим чиновникам выучить этот алфавит. Руническое письмо не было принято для использования в религиозных целях. Вскоре алфавит распространился и среди простого населения. Все это говорит о том, что грамотность, умение читать и писать на основе рунического письма, было для тюркского населения широко распространенным обычным явлением. Все это было невозможным без определенной системы образования среди простого населения.

Следующей ступенью образования считались школы при ханском дворе. Например, в такой школе получил образование известный идеолог, первый нам известный профессиональный тюркский историк Йоллыг тегин сын Билге кагана.

Своего рода высшей ступенью образования считалось получение знаний в соседнем Китае. Учились в Китае Йоллыг тегин и командующий войском, советник ханов мудрый Тонйукук. Последний там изучил китайский язык, их законы, историю, географию, картографию. Такое обучение представителей кочевников (для китайцев - «варваров») сильно озаботило китайских идеологов, так как кочевники при военных столкновениях смогли использовать эти знания в своих целях. Со своей стороны и древнетюркское общество сближение с Китаем восприняло неоднозначно: в древнетюркских рунических надписях осуждается то, что тюрки восприняли и некоторые плохие, дурные привычки китайцев, например, употребление алкоголя. Общество древних тюрков с кочевым укладом жизни требовало всегда смелости, смекалки, героизма. Слава мужчин определялась тем, сколько врагов он убил. Но все же в древнетюркских рунических надписях на первое место ставится ум, и только потом, сила. Тенгре дарит каганам разум, только после этого их ставит править над тюркским народом. Мудрость считалась неотъемлемой чертой каганов. Эпитет «мудрый» даже становится одним из имен, возможно даже одним из титулов каганов и их советников. Среди них Билге (Мудрый) каган и его советник Тонйукук. Они всегда подчеркивали свою мудрость (например, в древних надписях часто видим выражение «Я мудрый Тонйукук»). Похоже, свое славное имя Тонйукук заслужил после получения образования в Китае и занимая высокую должность в государстве тюрков. Это имя, на наш взгляд, состоит из двух частей -тон/тен и йуккук. Последнее слово в древнетюркском языке означает сову. Т.е. получается «ночная сова». Сова, как в древнегреческой мифологии у тюрков, позже и у волжских болгар и татар (см. хикметы Мавля Кулуй) была символом мудрости [1, с. 404]. Понятие мудрости в древнетюркском обществе было шире, чем по нашим представлениям. Оно имело и самое реальное практическое значение в жизни тюркского общества. Например, Тонйукук был не просто «мудрым», но и талантливым полководцем.

Мудрость исходит из самого Тенгре, она божий дар. Правитель преклонного возраста, когда он уже ослаб телом, душой и разумом был крайне нежелателен для общества. Ослабление ума правителя могло привести к различным бедствиям для народа и государства. Не зря в ритуале восшествия кагана на престол обязательным было обычай «душить» его шелковой веревкой и спрашивать, сколько лет бы собирается править.

Для высшего слоя общества, которое свое происхождение связывало с определенным

животным, характерно, почитание легендарных предков. Древние тюрки свое прошлое, историю предков возводили в культ [см. более подробно 1, с. 402-418]. Стремились остаться верными идеалам предков. Так, идеализируется прошлое народа в орхоно-енисейских рунических письменах. Упоминание о прадедах - каганах Бумыне и Истеми начинается сразу же после сотворения мира, т.е. в мифологическом времени. По их мнению, чем древнее описываемые события и участвующие в них предки, тем они ценнее, более уважаемы. Над погребениями таких предков сооружались величественные храмы.

Грамотность и знания были в большом почете в тюркской элите. Она считала образованность своим высоким достоинством. В этом отношении из турфанских (древнеуйгурских) песен привлекает внимание следующая надпись: «Билиг билиц, йа бэгим! Билиг сэнга эш булур, билиг билгэн ол эркэ бир KYH тавлат туш болур. (Узнай знание, о бек мой! Знание тебе к лицу; тому мужчине со знанием однажды наступит счастье.).

Во времена М.Кашгари, вообще, знание считалось символом счастья ("Кут белгуси билиг») [3, с.

403].

В турфанских надписях встречаются очень выразительные афоризмы педагогического, воспитательного характера. Вот некоторые из них: Буйанлыг киши бурканнар бирлэ TYЗ ирер, Буйансыз киши бош бакыр бирлэ TYЗ ирер

(Благодарный человек кеше равен бурханам (буддистким святым), Неблагодарный человек равен копеечке с дыркой. Эрдэмлиг киши эрдини бирлэ TYЗ ол, Эрдэмсиз киши этYK ичинтэки улйак бирлэ TYЗ ол. (Благовоспитанный, умелый человек равен драгоценному камню Невоспитанный, неумелый человек равен стельке внутри обуви) [2, с. 121, 602]. После падения Уйгурского каганата часть племен оседают в Восточном Туркестане. Там город Дуньхуан стал центром культуры тюркских племен. Недалеко от них располагались буддийские монастыри, в одном из них было обнаружено более 20 тысячи рукописей. Среди них были обнаружены и тюркские рукописи, относящиеся к Х веку. Среди них самая важная рукопись: «Ырк битиг» - Книга гадания. Здесь гадания построены путем определения: хорошее или плохое то или иное явление. Таким образом, книга учила читателей отделять хорошее от плохого. И по назначению книга «Ырк битиг» была учебником [5].

И в других рукописях, найденных в пещере Дуньхуан, есть великолепные педагогические мысли. Например, одна из них так звучит: «Туймаг билиг тутунучсуз йарук йула тег (знание, постижения и познание - как неугасаемый, светлый факел) [2, с. 593].

Неисчерпаемый заряд народной педагогической мысли содержит произведения устного народного творчества. К афористическим жанрам фольклора относятся пословицы и поговорки, служившие для сохранения и передачи новым поколениям трудового и житейского опыта. Они возникли в глубокой древности в связи с расширением коллективной деятельности первобытных людей. Неслучайно их еще называли «борынгылардан калган CYЗ» (слово, оставшееся от древних»), «ата-бабалар CYзе» («слово отцов и дедов или предков»). Пословицы служили своего рода моральным кодексом, были неписаным законом, отражали нормы взаимоотношения людей, эстетические идеалы народа. При несовершенстве официальных законов, слабом проникновении их в сознание широких народных масс (такое мы видим в болгарском обществе еще в начале Х в. по записям Ибн Фадлана) они играли огромную роль в обществе и были в большом почете. Не зря народная пословица гласила: «Картлар CYзен ишеткэндэ, бYркецне куеныца куй» («Когда слушаешь слово дедов, возьми шапку под мышку»). Эта пословица, очевидно, бытовала еще у болгар, ибо в ней отражается болгарский обычай держать шапку под мышкой при встрече с почитаемыми людьми (Ибн Фадлан пишет о таком почитании болгар своего царя).

Много образцов тюркского фольклора включены в «Дивани лугатит ат-турк» М.Кашгари, составленной в 1072-1074 гг. Среди них немало пословиц и поговорок воспитательного,

педагогического характера. В «Диване" немало пословиц по проблемам семьи, родителей и детей. Мальчик должен быть похож на отца, последовать его путь, быть его опорой, преемником его («Ата оглы атач тогар") [4, с.84]. В пословицах, включенных в «Диван», много морально- нравственных рассуждений. В них восхваляются честные, усердные, смелые, благодарные, гостеприимные люди; осуждаются безнравственные, ленивые, хвастливые, трусливые, жадные личности.

В древнетюркских надписях много назидательного, воспитательного. Они содержат педагогические мысли. Их можно назвать вечными, поэтому что эти мысли актуальны и сейчас. Но в то же время в них ощущается и дух того времени. Ол едкэ кулыг болмыс эрти ^н куцлиг болмыс эрти Иниси эчисин билмэз эрти Оглы кацын билмэз эрти (В те времена раб стал рабовладельцем, Рабыни стали владеть рабынями, Младший брат не узнал старшего, Сын отца не узнал [6, с.182].

Это показывает кризис нравственных устоев общества. А исчезновение их грозит катастрофой в целом самого общества.

Таким образом, даже вышеприведенные источники позволяют утверждать, что древнетюркское общество имело хорошо налаженную систему образования и педагогические мысли, служившие эффективными средствами в воспитании подрастающего поколения.

Литература

1. ДэYЛЭTшин Г.М. Терки-татар рухи мэдэнияте тарихы. Казан: Таткитнэшер., 1999. 512 б.

2. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 676 с.

3. Кошгари Махмуд. Туркий сузлар девони (Девону лугатит турк). Тошкент: Узбекистон ССР Фанлар академияси нашриети, 1960. 1 т. 499 с.

4. Кошгари Махмуд. Туркий сузлар девони (Девону лугатит турк). Тошкент: Узбекистон ССР Фанлар академияси нашриёти, 1961. 2 т. 427 с.

5. Стеблева И.В. Древнетюркская «Книга гаданий» как произведение поэзии / / История, культура, языки народов Востока. М., 1970. С. 150-177.

6. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформации в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.