Научная статья на тему 'Образование и наука в глобализированном мире: проблемы и задачи'

Образование и наука в глобализированном мире: проблемы и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и наука в глобализированном мире: проблемы и задачи»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

В. Гонда

ГОНДА Владимир -

кандидат

экономических наук, доцент

Экономического университета (г. Братислава, Словацкая Республика)

роблема образования в поле зрения саммита Э8 в Санкт-Петербурге. Образование является одним из важных условий успешного развития стран и регионов мира. Конкурентоспособность любой страны в настоящее время зависит от высококвалифицированных специалистов, открытости и соответствия институтов образования требованиям отраслей, связанных с передовыми технологиями. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и улучшения качества жизни людей.

Решение проблем образования признается одним из важнейших направлений деятельности стран - членов

дате— да

Группы восьми (вв). Группа восьми - неофициальный форум представителей ведущих промышленно развитых стран мира. Ее участниками являются США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия, а также Европейский Союз, который имеет ограниченный статус. В рамках вв согласовываются подходы к решению наиболее важных проблем мирового развития. Саммиты проводятся ежегодно поочередно в отдельных странах - членах Группы. Страна, которая организует встречу на высшем уровне, выступает в течение всего календарного года как председатель вв, она же, как правило, определяет и программу саммита.

С 1 января 2006 г. председателем Г руппы стала Россия. Нынешний саммит государств вв прошел 15-17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге. Россия, как председатель, вынесла на дискуссию три основные темы, согласованные с партнерами: энергетическая безопасность, развитие в сфере образования и борьба с инфекционными заболеваниями. В качестве основных мер, направленных на создание глобального образовательного пространства, был выдвинут комплекс задач, способствующих: развитию системы непрерывного обучения;

достижению доступности начального образования во всех развивающихся странах;

улучшению качества образования;

расширению международных сетей академической мобильности студентов, учителей и научных работников;

развитию дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий в системе начального, среднего и специального образования.

В качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности, вв определила расширение образования в развивающихся странах в рамках принятой в 2000 г. в Дакаре программы «Образование для всех». Программа предусматривает одинаковый подход к образованию всех людей, независимо от их местожительства, религиозной, этнической или социальной принадлежности. Программой уделяется пристальное внимание беднейшим странам (особенно странам Африки), где более 40 миллионов детей не имеют доступа к школьному образованию и качественным образовательным услугам.

Проблема образования особенно актуальна для развивающихся стран, которым присущи такие черты, как неграмотность населения и низкое качество образования, что нередко становится благоприятной средой для раздувания национальной и религиозной вражды, распространения экстремистских настроений и терроризма. Для многих стран характер-

ны слабая связь системы образования и рынка труда, несоответствие уровня знаний и навыков выпускников школ требованиям современной экономики. Все это в итоге приводит к снижению инвестиционной привлекательности сектора образования.

Саммит в Петербурге подтвердил необходимость выделения достаточных средств на развитие образования всех категорий населения, рекомендовал государствам всемерно поддерживать фундаментальную науку и исследовательскую деятельность, способствовать развитию экономики, базирующейся на знаниях. Аналогичные задачи были поставлены и перед частным сектором экономики. Ему, в частности, было рекомендовано уделять больше внимания научно-прикладным исследованиям [1, с. 21].

Серьезное значение саммит придал развитию международных программ академического обмена на всех уровнях, включая студентов, преподавателей, ученых-исследователей, углублению сотрудничества между вузами, созданию единого общеевропейского университетского образовательного пространства в свете Болонской декларации.

Представители вв выразили согласие поддержать формирование глобального инновационного общества путем развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» - образования, исследований и внедрения передовых технологий. На саммите «державы подтвердили свое намерение поддерживать образование и исследовательскую деятельность в своих странах, на базе научных знаний развивать экономику, углублять сотрудничество между вузами и предприятиями промышленной сферы, повышать академическую мобильность, разрабатывать программы в целях расширения сотрудничества между вузами» [2].

Болонский процесс - один из путей реализации Лиссабонской стратегии. В Европе в настоящее время происходит процесс международной интеграции университетского образования, ведущей к формированию общего образовательного и исследовательского пространства. В Берлинском коммюнике Конференции министров образования, проходившей в 2003 г., констатируется, что европейское пространство университетского образования и европейское исследовательское пространство представляют два основных аспекта экономики, базирующейся на знаниях.

Важной вехой на этом пути стала Болонская декларация (1999 г.), которая выдвинула задачи реформировать систему образования, создать до 2010 г. общее европейское пространство университетского образования. В числе факторов, побудивших Европейский Союз двигаться в этом направлении, можно назвать процесс глобализации, эко-

дате— да

номическую интеграцию европейских стран и создание единого европейского рынка рабочей силы, необходимость повышения конкурентоспособности европейского образования по сравнению с американской системой образования, потребность модернизации и повышения качества образования в европейских странах.

Болонская декларация стала ключевым документом, определившим правовые рамки для гармонизации национальных систем образования и объединения усилий в решении таких задач, как:

принятие единой формы дипломов и приложений к ним; переход к двухступенчатой системе университетского образования; введение кредитной системы;

развитие академической мобильности студентов, преподавателей, ученых-исследователей;

выработка единых критериев контроля качества образования; повышение роли европейских ценностей в университетском образовании.

Болонский процесс рассматривается как одно из направлений реализации Лиссабонской стратегии, основной целью которой является превращение к 2010 г. экономики ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамично развивающуюся в мире на основе инновационных технологий, способную обеспечить экономический рост, высокую занятость и социальное единство европейского пространства.

Некоторые актуальные проблемы и задачи, стоящие перед ЕС и Словацкой Республикой в области фундаментальной науки и прикладных исследований в контексте Лиссабонской стратегии. Поводом для старта Лиссабонского процесса стал тот факт, что Европейский Союз осознал свое отставание от США (прежде всего в развитии передовых технологий), снижение конкурентоспособности. Политический мотив проведения Лиссабонской стратегии - обеспечить выравнивание ЕС с Соединенными Штатами Америки, стать их полноправным партнером. Средствами достижения этой цели видятся инвестиции в науку и исследовательскую деятельность, сокращение численности административного аппарата, поддержка предпринимательства и достижение высокого уровня занятости.

Наука и исследовательская деятельность оказывают существенное влияние на показатели эффективности экономики. Инвестиции в сферу научных исследований в 2000 г. составляли в ЕС 1,9% ВВП, в США -2,7%, в Японии - 3%. Весной 2002 г. в Барселоне Европейский Союз принял постановление о повышении общих инвестиций в науку и научные исследования до 2010 г. на 3% ВВП, при этом одну треть этих

вложений должны составлять средства из государственного бюджета и две трети - из частного сектора. Наука, техника, инновационные технологии и образование впервые в истории ЕС были названы ключевыми факторами развития экономики. Акцент делается на том, что научные исследования способствуют экономическому росту и занятости населения. Это предопределило проведение в странах ЕС реформ, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности сферы образования, которые в конечном итоге должны способствовать переходу к экономике, базирующейся на знаниях.

Вместе с тем, хотя объем инвестиций в науку и научные исследования в ЕС в начале этого века увеличился, темпы роста были замедлены. В 2002 г. доля инвестиций в эту сферу в ЕС составляла 1,93% ВВП, в США - 2,64%, в Японии - 3,12% [3, с. в]; в 2003 г. эта доля составляла в ЕС - 1,93%, в США - 2,59% и в Японии - 3,15% [4]. Уровень инвестиций в науку, научные исследования и передовые технологии остается неудовлетворительным, конкурентоспособность стран ЕС по этому показателю в сравнении с США и Японией находится на низком уровне: сегодня ЕС инвеститует на 40% меньше, чем его главный экономический конкурент - США. Заметная разница отмечается и в частных инвестициях. Она составляет 100 млрд евро.

Чтобы укрепить научную базу, наука и исследовательская деятельность должны стать в высшей степени приоритетными. Добиться этого можно лишь при условии устранения препятствий для мобильности ученых в Европе, привлечения в нее высококвалифицированных ученых со всего мира. Это, в свою очередь, предполагает снижение административных барьеров для миграции и передвижения ученых мирового класса и членов их семей внутри ЕС, введение процедуры срочного оформления соответствующих трудовых разрешений для ученых-исследователей. Для вновь созданных малых и средних предприятий, которые инвестируют в исследования, следует предлагать налоговые льготы.

В Лиссабонской стратегии особая роль принадлежит университетам. Именно в них исследования становятся наиболее эффективной формой познания. Процесс реализации Лиссабонской стратегии во многом зависит от профессионализма и количества занятых исследованиями лиц. Анализ Европейской комиссии дает основание полагать, что увеличение инвестиций в область исследований только на 3% от ВВП позволят создать 1,2 млн новых рабочих мест в сфере исследовательской деятельности, в том числе - 700 тыс. мест для ученых-исследователей. Следует учитывать, что в будущем десятилетии примерно 360 тыс. исследователей уйдет на пенсию. Для возмещения убытка и обеспече-

дате— да

ния необходимого прироста в ЕС в течение ближайших десяти лет потребуется 700-в00 тыс. исследователей сверх сегодняшнего уровня [5, с. 1в].

Подготовка данной категории ученых осуществляется прежде всего в университетах. При этом они готовят специалистов не только для своих нужд, но и для государственных и частных исследовательских центров, малых и средних предприятий различных отраслей промышленности. Университетам принадлежит особая роль в пропаганде и генерировании новых знаний, их использовании в практической деятельности. В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы укрепления отношений университетов с предпринимательским сектором, развития междисциплинарных исследований, привлечения внебюджетных источников финансирования университетских исследований [6, с. 635].

Европейское университетское образование пока что уступает американской системе. Одна из причин - недостаток финансовых средств. США инвестируют в науку и образование больше, чем какая-либо из европейских стран (исключение составляют Скандинавские страны). Университеты США привлекают иностранных студентов хорошей стипендией, а профессоров - высокой заработной платой и отличными условиями труда, возможностями карьерного роста, свободным доступом к передовым технологиям. В результате происходит «утечка мозгов» из европейских стран, особенно из тех, где подобные условия не созданы и общественное признание работы ученого-исследователя низкое (европейские корни имеют, например, многие американские лауреаты Нобелевской премии в области экономики - М. Фридмен, С. Кузнец, В. Леонтьев, Р. Солоу, Ф. Модильяни, а также другие выдающиеся экономисты - Ф.С. Мишкин, А.П. Лернер, А. Лейонхуфвуд, М. Новак).

Это в полной мере относится и к Словацкой Республике, где уровень инвестиций в науку, исследовательскую и инновационную деятельность чрезвычайно низкий даже по сравнению со средним уровнем в ЕС. В 2004 г. он составлял 0,53% ВВП.

Можно отметить неудовлетворительное положение дел в аспирантуре словацких вузов. Налицо низкая эффективность обучения, низкий процент аспирантов, успешно окончивших аспирантуру и защитивших диссертацию. Многие аспиранты нередко направляют свои усилия не на научные исследования, а на второстепенные работы, приносящие им доходы, и в конце концов бросают учебу. Итог - бесцельно затраченные средства, которые не окупаются ни новыми знаниями, ни прибылью. Сегодня становится все более очевидным, что добиться высокого качества научных исследований, их реализации на практике невозмож-

но без развития человеческих ресурсов. Создание эффективной системы работы с аспирантами, докторантами остается насущной задачей Словацкой Республики.

Таким образом, образование, наука и исследовательская деятельность играют ключевую роль в развитии и модернизации общества. Они - источник и социального, и культурного, и экономического развития, тем более если речь идет о финансово емких отраслях, которые нуждаются в высококвалифицированной рабочей силе. К сожалению, в настоящий момент для развития этих отраслей в Словакии существует немало препятствий, таких, как низкая мобильность студентов, университетских преподавателей и научных работников, слабая связь научной и исследовательской деятельности с предпринимательской сферой, медленное внедрение новых идей и инноваций в практику, «утечка» крупнейших специалистов за границу (прежде всего в США). Для того чтобы наука и исследовательская деятельность, согласно Лиссабонской стратегии, могли выполнять роль локомотива экономики, базирующейся на знаниях, необходимо создать соответствующие условия.

Первостепенной задачей для Словацкой Республики является повышение эффективности прямой и косвенной поддержки науки и исследовательской деятельности. Только такой подход позволит приблизиться к уровню развитых стран ЕС, превратить науку и технику в инструмент национальной интеграции в европейское исследовательское пространство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Pressburg A.P. Summit G8: scenar а rezia - Vladimir Putin // Trend. 2006. С. 29.

2. www. hnonline.sk/index.php?p=k00000_print&article[id]=1889898

3. Sujanova J., Pavlendova G. Znalostna ekonomika а jе] vyzvy рге spolocnosf // Forum manazera, гос. II. 2006. С. 1.

4. Oveгviews of the Еигореап Union activities: Research and Inovation // www. europa.eu/pol/rd/overview-en.htm

5. Jezek K. Hledame statisice doktorandfl // Ekonom. 2006. С. 26.

6. Kollar M., Meseznikov G. (ed.) Slovensko 2003: Suhrnna sprava о stave spolocnosti. Bratislava: Institut pre verejne otazky, 2003.

Перевод B.M. Полякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.