Научная статья на тему 'Образование и наука как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития регионов'

Образование и наука как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелихов Н.В., Целикова О.Г., Кушников Е.М., Родионова А.В.

В статье описаны некоторые особенности развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры; представлены ориентиры, не характерные для существующих стратегических построений в развитии образования России и ее регионов, рассматривающие образование и науку как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития округа; отмечена возможность адаптации предложенных решений в других регионах России, заинтересованных в ускорении процессов инновационного развития своих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пелихов Н.В., Целикова О.Г., Кушников Е.М., Родионова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и наука как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития регионов»

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РЕСУРСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Н.в. пелихов,

кандидат физико-математических наук, доцент

о.Г. целикоба, е.и. кушников, а.в. родионова

Югорский государственный университет

Современные тенденции в образовании и региональном развитии создают впечатление, что в России постепенно начинает формироваться осознание реального места образования и науки в обеспечении экономического роста страны и ее регионов, повышении уровня жизни населения. Заметим, что образование, наука и техника в современном мире уже достаточно уверенно обозначили себя в качестве одного из важнейших ресурсов достижения национальных и региональных целей. Хочется верить, что на фоне многолетних реформ, существенно ослабивших и состаривших наш интеллектуальный потенциал, пришла пора его решительного восстановления и развития.

Реальная трансформация роли образования и науки в вопросах регионального развития требует активизации как стратегической функции федеральных и региональных органов власти и управления, так и модернизации их практических форм и механизмов организационной, законодательной и финансовой поддержки. К примеру, действующая сегодня грантовая система поддержки науки и образования носит хаотичный характер и практически лишена целостной стратегической направленности на развитие поддерживаемых субъектов. В этом случае управление вузов, НИИ, да и непосредственно федеральные и региональные власти лишены возможности постановки целевых программ стратегического развития своего интеллектуального потенциала. Как правило, эти два механизма должны работать параллельно: программно-целевой — как стратегический механизм развития потенциала территории, грантовый — как механизм стимулирования перспективных направлений развития [7].

При постановке программ, рассчитанных на перспективу, возникает естественная необходимость,

хотя бы стратегически, «прорисовать» ее очертания, а далее провести исследования по построению системных взаимосвязей науки и образования с промышленностью и социальной сферой, рассчитанных на будущее. Мы уже не раз сталкивались с тем, что формирование инновационных программ развития регионов с ориентиром на стратегическую перспективу, создание новых крупных наукоемких производств могут качественно изменить как структуру кадровой потребности в регионе, так и уровень компетенций, знаний, необходимых экономике и рынку труда в долгосрочной перспективе. Подобные изменения в структуре и содержании высшего образования мы наблюдали во многих странах Юго-восточной Азии в последние 20 лет, где на основе крупных внешних инвестиций шло формирование абсолютно новых отраслей промышленности. Это оказало необыкновенно сильное воздействие на структуру и темпы развития образования и науки в этих странах.

В настоящей статье предложены некоторые модельные решения построения стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) — Югры как возможный пример построения аналогичных решений в других регионах России, заинтересованных в существенном ускорении процессов инновационного развития своих территорий.

Некоторые особенности развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В сложившихся условиях интенсивного социально-экономического развития ХМАО сформировались неплохие и вполне реальные условия для перехода к формированию общества и экономики, основанных на знании. Однако это непростая задача, поскольку она требует серьезных изменений в устоявшейся ментальности как в среде деловых кругов и органов окружной и

муниципальной власти, так и непосредственно в научно-образовательной среде автономного округа. По-видимому, здесь следует ожидать основных трудностей в системе предстоящих преобразований.

Вместе с тем сам факт наличия таких перспективных возможностей повышает социальную роль, значимость и ответственность служителей образования и науки. Администрация ХМАО обозначила высокий уровень заинтересованности в создании и развитии полноценной системы образования. Это мощный вызов к университетскому сообществу в формировании столь же высокого уровня образования и науки в интересах социального и экономического развития округа в рамках его приоритетных направлений и удовлетворения потребностей местного рынка труда [3].

Система образования ХМАО в сложившихся условиях призвана выполнить миссию сети региональных центров:

• креативного инновационного образования, ориентированного на развитие экономики и социальной сферы Югры;

• фундаментальных и прикладных научных исследований, производства новых знаний для создания высоких технологий, определяющих перспективы развития ХМАО;

• формирования инновационной культуры и региональной инновационной среды;

• воспитания гуманистических ценностей, развития созидательных традиций и новаций в духовной и материальной культуре;

• сохранения социокультурных традиций коренных народов Югры.

Образовательная политика ХМАО сориентирована на отражение национальных, социально-экономических, культурных и демографических особенностей Югры и в отличие от большинства субъектов Федерации имеет мощную административно-финансовую поддержку округа. В отсутствие целевых федеральных инициатив в развитии образования и науки в данной территории власти округа взяли на себя основную тяжесть забот о становлении окружной системы образования. Следствием такой поддержки стали:

• развитая современная материально-техническая инфраструктура учреждений образования;

• достаточное финансовое и материальное обеспечение для функционирования и развития образовательных учреждений;

• повышенная социальная значимость предоставляемых учреждениями образования

образовательных, научно-исследовательских и культурно-воспитательных услуг. С другой стороны, особенности формирования системы образования, ее относительная молодость, природно-климатические условия региона (приравненные к крайнему Северу) и расположение учреждений образования в небольших по численности населенных пунктах также сформировали некоторые специфические особенности развития системы образования ХМАО:

• разбалансированная структура образовательной деятельности (наличие подготовки по невостребованным, слабо востребованным экономикой и социальной сферой округа специальностям);

• относительная слабость сформировавшихся научных направлений и школ;

• высокая себестоимость услуг;

• неразвитость многоуровневой системы высшего образования;

• нехватка высококвалифицированных научно-педагогических и управленческих кадров и т. п. Активизация процессов модернизации образования на федеральном и региональных уровнях, имеющая место в последние годы, современные российские и международные тенденции в образовании и науке повлекли за собой пересмотр направленности развития системы образования автономного округа, определения новых перспективных направлений стратегических изменений, отражающих опережающие потребности развития экономики и общества Югры.

Стратегия развития образования автономного округа. Предлагаемый вариант построения стратегии развития ХМАО представляет собой некое модельное решение, адаптированное к потребностям и возможностям автономного округа и отражающее основные тенденции развития образования в России на современном этапе. Описываемое решение учитывает основные закономерности формирования и ускоренного развития интеллектуального потенциала и направлено на динамичное становление интеллектуального ресурса автономного округа как одного из ключевых элементов конкурентоспособной экономики и общества будущего.

Выбор стратегических ориентиров. Нынешние условия перехода к формированию общества, в котором знания становятся новым мощным ресурсом экономического и социального развития, когда факторы времени и уровня компетентности становятся определяющими в обеспечении конкурентоспособности экономики, с неизбежностью

ведут к осмыслению новых форм системных перестроений, отвечающих велению времени. Отражая новые возможности использования мобильности интеллектуального потенциала, система международных сообществ сформировала самостоятельный спектр глобальных вызовов национальным системам образования и их отдельным субъектам. Среди них отметим лишь некоторые:

• набирающие силу процессы глобализации: в образовании, в воздействии социально-экономической и природной сред на общество и человека; растущие противоречия процессов глобализации и культур малых народов;

• экономические и социальные реформы в стране и в регионе: необходимость развития адекватных механизмов защиты экономики и социальной сферы регионов в изменяющихся конкурентных условиях; качественное изменение потребности в формировании региональной инициативы развития инновационных процессов, определяемой государственными ориентирами на формирование национальной инновационной системы;

• интернационализация образования: введение международных образовательных стандартов; развитие высококонкурентного рынка образования; рост дифференциации уровня развития образования, как в международном сообществе, так и в регионах России;

• движение к обществу, основанному на знании: превращение знания в важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности экономики, полноценного развития общества и личности; растущая потребность в новом качестве образования; постоянное изменение структуры спроса на новые знания;

• необходимость существенной модификации системы российского образования; наличие федеральной стратегии модернизации системы образования, включающей: повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, законодательно установленные нормы обязательности освоения различных уровней образования;

• структурная перестройка системы высшего образования, включающая: переход на уровне-вую систему подготовки; совершенствование законодательной базы образования, в том числе бюджетных отношений: возможность преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения;

• изменяющаяся структура финансирования различных уровней образования: формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

• массовая доступность информационных ресурсов, позволяющая дополнить существующие технологии обучения дистанционными обучающими технологиями; изменение целевой направленности образовательного процесса: постепенный переход от освоения некоторого объема фактических знаний к достижению обучающимися самых общих ключевых ком-петентностей.

«Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания технологий. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Это должны быть современные стандарты. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом» [2].

По состоянию на 01.01.2008 в ХМАО осуществляло образовательную деятельность 971 учреждение отрасли «Образование», из них 396 школ, 390 дошкольных образовательных учреждений, 14 межшкольных учебных комбинатов, 13 учреждений начального профессионального образования, 11 учреждений среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования, 7 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 81 учреждение дополнительного образования детей, 2 учреждения дополнительного образования населения, 53 прочих учреждения [5].

Темпы и условия развития образования в округе вызывают самые положительные оценки у специалистов системы образования различных регионов страны. Но, вместе с тем, общий уровень образования в автономном округе еще достаточно слаб для полноценного кадрового обеспечения сложнейших процессов инновационного развития экономики автономного округа. Откровенно не достает собственного научного потенциала вузов, способного достойно конкурировать с российским и международным секторами исследований; развитого взаимодействия системы ВПО с ведущими научными организациями и основными промышленными предприятиями округа.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

27

В ближайший период потребуется решение ряда непростых задач: качественного усиления сектора исследований в ведущих вузах округа; решительного усиления кадрового состава системы образования; создания условий адекватных мотиваций для привлечения в округ высококвалифицированных специалистов; развития других механизмов активного привлечения в образовательные учреждения округа инновационных знаний и технологий.

В округе пока не развиты механизмы стимулирования опережающей реакции образования на стратегические ориентиры или потребности в переориентации направленности социального и экономического развития округа. Сказывается отсутствие системы мониторинга реальных инновационных инициатив в образовании, способствующих развитию экономики и социальной сферы округа. Система образования (особенно высшего профессионального) находится в стадии становления и выполняет лишь общеобразовательную функцию (удовлетворение первичных потребностей в образовании), но не целенаправленную на решение комплексных задач социального и экономического развития Югры. Системы общего и профессионального образования не сориентированы на своевременное отражение особенностей кадрового обеспечения развития инновационных процессов. Не сформированы механизмы ранней адаптации к развитию инновационных процессов в автономном округе учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования ХМАО, выявления и развития их креативных способностей.

Формируемые механизмы общественно-государственного партнерства в развитии образования пока не стали реальными инструментами заботы общества, бизнеса и власти автономного округа о будущем своей молодежи, ее образованности, культуре, способности по своим навыкам и компетенциям создавать и производить уникальную продукцию, конкурентоспособную на российском и международном рынке.

Основные ориентиры для стратегических построений. В сложившихся реалиях и будущности экономики и общества Югры в качестве основы для выбора стратегической цели развития системы образования может быть предусмотрено превращение образования в один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни и культуры населения,развития гражданского общества, сохранения социокультурных традиций коренных народов ХМАО.

Достижению указанной цели могут способствовать следующие стратегические направления изменений, предполагающие программно-целевые формы дальнейшей реализации:

• становление структуры, содержания и технологий образования, адекватно отвечающих потребностям экономического развития и населения ХМАО (включая создание самосогласованной системы непрерывной адаптации направленности и уровня подготовки кадров к будущим потребностям и перспективам развития автономного округа и его субъектов; модификацию содержания образования в соответствии с перспективными потребностями общества и экономики округа; методологическое обеспечение образования; доступность, качество, открытость, непрерывность образования; развитие библиотечных фондов и информатизацию образования);

• создание условий кардинального кадрового укрепления системы образования;

• ускоренное наращивание научного потенциала образовательных учреждений в приоритетных направлениях развития округа и процессов интеграции науки и образования;

• существенное усиление воспитательной составляющей образовательного процесса;

• совершенствование управления образовательным комплексом: формирование единого образовательного пространства, реструктуризация системы образования и образовательных учреждений ХМАО; развитие материально-технической базы системы образования; нормативно-правовое обеспечение системы и совершенствование системы финансирования образования.

Под приоритетными направлениями образовательной системы ХМАО в обеспечении экономического развития округа следует понимать приведенный далее перечень направлений, согласованный с приоритетами стратегии развития России до 2020 г., стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2020 г. и реестра приоритетных инвестиционных проектов ХМАО на 2007 г. и среднесрочную перспективу:

• инновационное развитие страны, опирающееся на активную реализацию человеческого потенциала;

• нефтегазохимия, добыча и переработка нефтепродуктов;

• геология, добыча и переработка твердых полезных ископаемых на восточном склоне Приполярного Урала;

• тепло- и электроэнергетика;

• лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

• образование и наука;

• здравоохранение;

• сохранение социокультурных традиций малых народов Севера;

• формирование базы стройиндустрии;

• переход на наукоемкие производственные технологии;

• жилищно-коммунальное хозяйство и связь;

• рыбная промышленность;

• развитие транспортной инфраструктуры;

• торговля, туризм и экология;

• развитие информационно-коммуникационного комплекса.

Предполагается, что уточнение приоритетных направлений настоящей стратегии должно обеспечиваться координационным межведомственным советом по ее реализации и Департаментом образования и науки ХМАО с обновлением данного перечня не реже одного раза в 2 года.

Описываемый вариант стратегии ориентирован по времени до 2020 г. и далее. Ее основные ориентиры определялись исходя из специфических потребностей будущего Югры и сложившихся особенностей развития округа.

Системы образования и всех ее структурных элементов должны быть максимально ориентированы на удовлетворение будущих потребностей экономики, общества и населения Югры, отнесенных на период фактического применения знаний.

Устоявшиеся традиции системы образования России, естественно отразившиеся и на развиваемых моделях и подходах становления системы образования ХМАО, с неизбежностью перенесли в округ имеющиеся существенные системные проблемы образования в России. К ним следует отнести значительное несоответствие структуры и уровня образования перспективным потребностям экономики, общества и населения Югры. «Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей к «уходящей» экономике» [1]. В полной мере это может быть отнесено и к другим уровням образования.

Ориентир на ускоренный выход из отмеченного глобального кризиса системы образования требует, прежде всего, переориентации ее стратегических ориентиров. Стратегическая ориентация

системы образования и всех ее структурных элементов на удовлетворение будущих потребностей экономики, общества и населения Югры, отнесенных на период фактического применения знаний, потребует формирования принципиально новой методологической основы и системы управления образованием, как на региональном уровне, так и на уровне образовательных учреждений всех типов и этапов обучения.

Развитие многоканальных системных связей учреждений образования с субъектами промышленности, бизнеса, управления, социальной сферы автономного округа — этот ориентир гармонично вытекает из предыдущего. Однако в силу его особой значимости для реализации данной стратегии он умышленно акцентированно выносится в сферу стратегических ориентиров на ближайший период. Нельзя сказать, что у учреждений образования полностью отсутствуют связи с внешними предприятиями, организациями, учреждениями. Такого не бывает. Ключевым моментом является то, что эти связи не имеют развитого системного характера. А это как раз и ведет к отмеченным ранее кризисным элементам в развитии системы образования, поскольку «растворяется» ее целевая направленность на удовлетворение потребностей внешней среды. Развитие этого стратегического направления изменений потребует как серьезных системных исследований и моделирования, так и искусства конструирования новых системных стратегических взаимосвязей и управления ими.

Как для инновационных процессов создания наукоемких технологий, так и в постановке и полноценной реализации инновационных образовательных программ необходимо изначально сконцентрировать усилия на создании региональной инновационной среды динамичного инновационного взаимодействия учреждений образования со своим окружением. Это предполагает конструирование принципиально новой совокупности институциональных взаимосвязей учреждений образования.

Учреждения образования должны естественным образом «встраиваться» в местные программы социального, экономического, отраслевого развития. Образование и наука должны стать неотъемлемым атрибутом формирования новой экономики. Отсюда проистекает естественная потребность развития многоканальных системных связей учреждений образования с субъектами промышленности, бизнеса, управления, социальной сферы ХМАО.

Это принципиально новая стратегическая установка развития российской системы образова-

ния или ее территориальных подсистем. Отдельные разрозненные элементы таких партнерств имеют достаточно большую историю, но никогда не входили в систему стратегических ориентиров развития российского образования. Вместе с тем следует отметить, что наметившиеся в последнее время тенденции в образовании России все больше и больше акцентируются на данном направлении развития.

Качественное усиление роли вузовской науки в решении задач социального и экономического развития автономного округа и постоянном обновлении содержания образования всех его уровней основано на том, что целевые установки настоящей стратегии требуют существенного ускорения темпов роста научно-образовательного потенциала автономного округа. Сформировавшийся ресурс пока недостаточен для обеспечения его потребностей эволюционным путем, однако он представляет собой неплохую основу для развития системного взаимодействия научно-образовательного сектора ХМАО с ведущими научными и образовательными центрами различных регионов России и зарубежных стран. Основная направленность развития такого взаимодействия должна быть ориентирована на привлечение в регион новых знаний, навыков и технологий с последующим их закреплением в местных образовательных и научных центрах.

С целью активизации этих процессов необходимо обеспечить реализацию комплекса программно-целевых мероприятий, обеспечивающих привлечение в округ дополнительного интеллектуального ресурса, динамичное развитие уже сложившегося в округе интеллектуального потенциала, опережающую подготовку молодежи Югры для последующей высокопрофессиональной работы в секторе науки, образования, инновационной деятельности.

Потенциальная возможность формирования новых отраслей экономики и создания новых промышленных зон, обеспечивающих повышение устойчивости развития региона в будущем, потребует от развивающихся в округе секторов науки и образования динамичного поиска новых направлений их модернизации, адекватных требованиям регионального развития.

Всемерная активизация процессов формирования инновационных образовательных траекторий, призванных обеспечить компетенциями, знаниями и навыками, необходимыми для усиления конкурентоспособности промышленности и бизнеса автономного округа.

На первый взгляд, представляется, что это достаточно частная задача, не требующая выделения

ее в самостоятельное стратегическое направление, которая может быть с успехом включена в одно из ранее изложенных направлений.

И все же на данном этапе стратегического планирования развития образования представляется целесообразным выделить освоение технологий массового формирования инновационных образовательных траекторий как самостоятельное значимое стратегическое направление развития системы образования округа. Это один из тех основных инструментов, которые призваны обеспечить выход из отмеченного ранее глобального кризиса, когда сегодняшняя система образования не способна удовлетворить завтрашние потребности экономики и общества.

Дело в том, что сегодня у нас практически полностью отсутствуют методология формирования инновационных образовательных траекторий. Мы относим к инновационным программам все, что имеет элемент новизны, независимо от того, нужна ли она завтрашним потребителям новых знаний. Отсутствует независимая система оценки степени инновационности создаваемого образовательного продукта с позиции последующей практической полезности непосредственному потребителю новых знаний, навыков и технологий. Как правило, программы и решения, имеющие хоть какой-то элемент новизны, инновационными называют сами разработчики, несмотря на практическую непригодность для удовлетворения только формирующихся запросов экономики и общества завтрашнего дня большинства из них. Это существенно засоряет понятийное восприятие инноваций как таковых, осложняет поиск и постановку действительно перспективных инновационных решений. Степень инновационности формируемых образовательных программ сегодня оценивается, как правило, по факту нововведений, а не по реальной полезности в момент фактического применения получаемых знаний.

Поскольку процесс создания новых знаний, разработки новых образовательных программ и подготовки по ним специалистов занимает длительный период, существенно возрастает роль опережающих исследований, определяющих потребность в кадрах на долгосрочную перспективу. Сегодня же хорошо обоснованные прогнозные исследования являются скорее исключением, чем правилом. В условиях стремительного изменения потребностей социально-экономической среды это может привести к тому, что подготавливаемые кадры завтра будут лишь предельно ограниченно востребованы рынком.

Важнейшим элементом при разработке инновационных образовательных программ является эффективное взаимодействие образовательного и научного потенциала учреждений профессионального образования и непосредственных потребителей кадров, нуждающихся в новых квалификациях. Помимо этого необходимо системное изучение будущего спроса на образовательные услуги, отработка перечня квалификаций, которые потребуются в перспективе на 10—15 лет вперед для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы территории.

Создание единого целостного взаимосогласованного образовательного пространства, органично объединяющего все формы обучения — от детского сада до пенсионного возраста, в котором каждый уровень образования по-своему является ключевым и ответственным в достижении основного целевого ориентира стратегии.

Сложившаяся система стратифицированного подхода к восприятию системы образования, когда каждый ее этап (дошкольное, начальное, общее, среднее и т. п.) рассматривается как достаточно завершенный при подготовке к каждому последующему этапу обучения в ориентирах, в лучшем случае, сегодняшнего дня, имеет серьезные ограничения и трудности в развитии. Стратегическая цель в развитии каждого отдельного элемента просматривается слабо, основной ориентир в развитии ограничен только интересами подготовки к следующему ближайшему, этапу образования или трудовой деятельности, нивелируется возрастающая ответственность педагогов более ранних стадий обучения за судьбы детей и степень полноценности их подготовки к жизни и деятельности в будущем обществе. Наблюдаются проблемы возникновения тупиковых образовательных траекторий, слабой стыковки уровней образования на стадии перехода от одного этапа к другому.

Восприятие определенной в стратегии стратегической цели как сквозной для всех уровней образования требует качественного пересмотра технологий и методологии организации образования, развития способности всех ступеней образовательного процесса к своевременной реакции на стратегические ориентиры или потребности в переориентации направленности социального и экономического развития округа, построения системных взаимосвязей учреждений образования с промышленностью и социальной сферой, рассчитанных на будущее, развития активных внутрисистемных взаимосвязей учреждений образования разного уровня обучения. И чем дальше от момента

фактической реализации накапливаемых знаний мы начинаем наш образовательный процесс, тем выше становится ответственность педагогов за выбор правильных образовательных алгоритмов. Это требует и соответствующего пересмотра органами управления образованием ресурсной, организационной и методологической базы ранних стадий образовательного процесса.

Если для ранних стадий образования важнейшим элементом является определение своего места и роли в подготовке детей к полноценной жизни и деятельности в обществе будущего, то для системы высшего образования основная задача сводится к повышению актуализации передаваемых знаний для нужд граждан, будущей экономики и общества ХМАО, становлению механизмов непрерывного и своевременного их обогащения новыми знаниями, навыками и технологиями посредством постоянного обновления знаний персонала промышленных предприятий, учреждений и организаций социальной сферы. Речь идет о становлении целостной целенаправленной системы образования длиною в жизнь, способной адекватно отражать потребности граждан будущего, развивающегося общества и обеспечения конкурентоспособности экономики.

Активное наращивание интеллектуального потенциала автономного округа и формирование системы адекватных мотиваций для высококвалифицированных специалистов всех уровней образования — объективно одно из наиболее значимых стратегических направлений развития образования для всех образовательных систем, тем более для молодых, как в ХМАО. Степень, направленность и скорость наращивания интеллектуального потенциала ХМАО должны опираться на стратегические ориентиры социального и экономического развития округа.

В России в силу ее природных особенностей, масштабов, исторических особенностей развития сформировалась своя структура распределения производства, освоения сырьевых ресурсов, развития науки и образования, формирования и наращивания финансового капитала. При этом в российской экономике сложилась деформированная система взаимодействия интеллектуального и технологического ресурсов страны с другими видами ресурсов, практически парализовавшая развитие и перспективное использование первых. В одних территориях сконцентрировался малоподвижный научный и технологический потенциал с относительно слабым инвестиционным окружением, в других — мощный инвестиционный ресурс, аккумулированный за счет активного использо-

вания сырьевых ресурсов, но при отсутствии или относительной слабости своего интеллектуального потенциала [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти градиенты стимулируют появление целевых технологий организации направленного системного переноса интеллектуального ресурса при наличии соответствующих стратегических интересов различных территорий России. Во многом возникновение таких потоков ноу-хау может быть связано с сильной неоднородностью регионов в развитии своего интеллектуального потенциала, естественно возникающей потребностью в их стратегическом наращивании при наличии соответствующих инвестиционных возможностей. Другая причина таких потоков может быть обусловлена стратегической целесообразностью сильной концентрации знаний на прорывных направлениях инновационного развития [6].

Создание условий для таких переносов потребует, прежде всего, создания специализированных институциональных структур стратегического развития интеллектуального ресурса автономного округа, сориентированного либо на диверсификацию экономики, либо на стратегию формирования зон прорывных технологий и создание принципиально новых конкурентных преимуществ на будущее [4], включая коренную модификацию системы образования. Формирование принципиально новых механизмов и технологий наращивания и закрепления интеллектуального ресурса потребует также и создания целостной системы мотиваций для высококвалифицированных специалистов всех уровней образования, адекватных задачам будущего для экономики и общества ХМАО.

Активное развитие взаимодействия всех уровней образования с российским и международным образовательным сообществом, так как не требует особых доказательств утверждение, что построение полноценной образовательной системы без развитого системного взаимодействия всех уровней образования с российским и международным образовательным сообществом не представляется возможным.

Локальная замкнутость систем образования в регионах чревата тяжелыми последствиями, которые во всех случаях ведут к постепенной деградации образовательной системы. В силу определенных психологических особенностей в условиях замкнутости формируется устойчивая переоценка педагогическими работниками своих знаний, навыков, способностей. Сопоставительный анализ их реальных возможностей ведется не в сравнении с

лучшими образцами российской и международной практики, а с себе подобными представителями еще не развитой системы. Отсюда порой следуют ошибочные выводы о самодостаточности этой системы, которые ведут к последующему усилению ее замкнутости и, по сути, к деградации. Сам же факт отсутствия активного взаимодействия с внешним, более развитым, окружением следует рассматривать как показатель слабости соответствующих научно-образовательных школ и направлений. Это фактически проявление боязни демонстрации своей невысокой компетентности или же отсутствие интереса профессиональных кругов к взаимодействию с соответствующим уровнем знаний.

С другой стороны, отсутствие развитых механизмов мобильности персонала существенно сдерживает приток в регион новых знаний, навыков, технологий. Ориентир на самостоятельное эволюционное развитие научных и инновационных школ в регионах, недавно заложивших основы развития высшего образования и науки, отодвигает реальные инновационные процессы в них на слишком далекую перспективу. Это влечет за собой необходимость построения самостоятельных программных разделов по привлечению в округ опыта, знаний и технологий инновационных центров России и зарубежья с обязательной отработкой механизмов развития в таких проектах соответствующих образовательных и научных механизмов подготовки местных кадров [8].

Требует пересмотра стратегия развития системы высшего образования России и ее регионов в соотнесении с основными закономерностями процессов интернационализации, объективно воздействующих на развитие образования. Замыкание в самой себе и непродуманное отстранение от учета объективного воздействия этого фактора с неизбежностью влечет за собой отставание России и ее регионов в конкуренции с другими системами образования.

Описанные ранее основные ориентиры стратегических построений были положены в основу разработанного проекта стратегии развития образования ХМАО. Основная суть предложенных авторами стратегических изменений в развитии образования ХМАО заключается в создании такой образовательной системы, которая задавала бы векторы инновационного развития, готовя людей к экономике будущего, динамично реагировала на изменения опережающих потребностей рынка труда и одновременно решала задачи, связанные с передачей научных знаний, культурных и социальных ценностей.

В этом случае необходимо создать условия активного и масштабного применения интерактивных схем формирования инновационных образовательных программ, в которых на всех стадиях их разработки и реализации закладывается необходимость постоянного взаимодействия с потенциальными потребителями образовательных услуг и непрерывно обновляемыми научными знаниями. Формирование столь сложных и достаточно дорогостоящих технологий и методик получения новых, предельно актуализированных, знаний потребует специального профессионального институционального сопровождения, позволяющего как ускорить и оптимизировать процесс их получения, так и сократить время на поиск наиболее подходящей образовательной траектории и последующего трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией.

Полноценная адаптация системы образования к потребностям экономики и общества в современных условиях быстрых перемен возможна только в том случае, если в системе институциональных сообществ ХМАО сформируются устойчивые механизмы эффективного воздействия общества и бизнеса автономного округа на развитие образования и науки, способные преодолеть естественный консерватизм системы образования.

Особое место в развитии межсистемных взаимосвязей регионального уровня занимает формирование полиморфной инновационной системы автономного округа, которую необходимо строить на основе новых субъектных взаимоотношений различных систем экономики и социальной сферы. В этом случае реформирование российской системы образования призвано качественно изменить структуру и природу системных взаимосвязей образования с секторами производства, потребления и использования знаний, включая и саморазвитие непосредственно системы образования. Это ведет к появлению принципиально новой функции учреждений профессионального образования, которая предполагает развитие качественно новых типов системных взаимодействий с ключевыми субъектами региональной инновационной среды (органами власти и управления, промышленностью, инвестиционными институтами автономного округа), призванных обеспечить научно-техническое и кадровое обеспечение технопарков, техноцентров, бизнес-инкубаторов, особых технико-внедренческих зон и других элементов инновационной инфраструктуры округа.

При развитии описанных взаимоотношений образования, науки, бизнеса с органами испол-

нительной и законодательной власти территории у учреждений образования может проявиться возможность сыграть важную роль в достижении более сбалансированного развития округа. Это, прежде всего, предполагает смещение традиционного акцента Правительства округа с повышения образовательного уровня и роста научных исследований территории в сторону активного использования результатов образования и исследований для достижения специфических экономических и социальных целей развития округа [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008—2016 Режим доступа: http://www. expert. ru/prmtissues/expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/.

2. Выступление Президента РФ В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» от 8 февраля 2008 г. //Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www. kremlin. ru/appears/2008/02/08/1542_type6 3374type63378type82634_159528.shtml.

3. Грошев А. Р., Пелихов Н. В., Реутов Ю. И. Позиционирование университета как научно-образовательного центра инновационного развития региона //Национальные проекты в сфере образования и проблемы регионального развития. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 10-18.

4. Институциональное сопровождение задач комплексного перемещения интеллектуального ресурса // [Бунин М. А. и др.]. Материалы IV Всероссийской конференции и XIV Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство». — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 70-74.

5. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2007 год. // Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Режим доступа: http://www. admhmao. ru/economic/ econom/12_2007/main. htm.

6. Кушников Е. И., Пелихов Н. В. Возможные пути инновационного развития регионов России с традиционно ресурсоориентированной экономикой//Материалы 5-й международной конференции «ГЛОБЕЛИКС—РОС-СИЯ—2007: развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни — партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы)». — Саратов: СГТУ, 2007. С. 171—178.

7. Пелихов Н. В. Трансформация места и роли университетов в процессе регионального развития//Научная мысль Кавказа. № 4. — Ростов н/Д: изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. С. 26—33.

8. Реутов Ю.И., ПелиховН. В. Базовые ориентиры инновационного развития Ханты-Мансийского автономного округа // Регион 86. Инновационное развитие Югры. — Ханты-Мансийск.: Изд-во Гос. учр. ХМАО-Югры «Учебно-консультационный центр», 2007. С. 32—37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.