Научная статья на тему 'Образование и Наука как инструменты развития современной экономики'

Образование и Наука как инструменты развития современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / SCIENCE / EDUCATION / POST-INDUSTRIAL TYPE OF DEVELOPMENT / STATE / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Юлия Александровна

В статье рассматриваются важнейшие направления развития науки и образования в экономической системе постиндустриального типа. В центре внимания автора находится выработка такого механизма регулирования, который бы соответствовал задачам, стоящим перед российской экономикой. Подчеркивается важность государственных регулирующих начал и указывается на необходимость комплексного развития науки и образования в целях их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and science as a tools for development of modern economy

The article describes the main directions of development of science and education in the economic system of the post-industrial type. The author pays attention to the development of mechanism of regulation corresponding to the tasks facing the Russian economy. Marked the importance of state regulation and the necessity of complex development and improvement of science and education.

Текст научной работы на тему «Образование и Наука как инструменты развития современной экономики»

Ю.А. ОСИПОВА

Юлия Александровна ОСППОВА — соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2007 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — развитие науки и образования, экономика сферы услуг.

Ъ Ъ Ъ

ОБРАЗОВАНИЕ Н НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ*

Успехи государства во многом зависят от уровня развития науки и образования. И, несмотря на то, что эта формула является универсальной, ее действие особенно заметно на этапе постиндустриального развития. Это объясняется тем, что в постиндустриальной системе хозяйства, базирующейся на информации и научно-техническом труде, условия включения работников в производство становятся все более значимым фактором исследований [см.: 2; 3; 5; 7 и др.]. Реализация трудового потенциала высококвалифицированных работников во многом определяется возможностями их включения в производство в соответствии со способностями и приобретенной квалификацией.

В производственной сфере постиндустриальной системы хозяйства различные виды интеллектуального труда можно объединить в понятие «научно-технический груд» на основе выделения следующих основных критериев:

а) преобладание интеллектуальных функций труда;

б) осуществление интеллектуальных функций на научной основе, осознанное использование научного метода и творческое его развитие;

в) наличие специального образования, позволяющего творчески использовать и развивать научный метод;

г) доминирующее положение в современной системе общественного разделения труда, что связано не только с количественным преобладанием соответствующих категорий работников в структуре совокупного работника, но и с выполнением функций целеполагания, принятия решений, с решающей ролью в получении экономических результатов.

Ядро научно-технического труда составляет труд ученых, инженеров (в том числе в рамках социальной инженерии), различного рода высококвалифицированных специалистов в области управления и бизнеса, научно-педагогических работников. В условиях формирования постиндустриального общества черты научно-технического труда во все большей степени проявляются в деятельности и многих других категорий работников.

Основными экономически значимыми качественными характеристиками научно-технических работников, на наш взгляд, являются следующие: 1) уникальные творческие способности, неотделимые от личности человека; 2) высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки; 3) способность использовать и развивать научные методы работы; 4) способность к самообучению; 5) спо-

ГРНТИ 06.54.41 ©Ю.А. Осипова, 2013 Печатается по рекомендации д-ра экон. наук, проф. A.B. Харламова.

собность к самоконтролю и саморегулированию; 6) сложный мотивационный комплекс, отражающий, помимо внешней детерминации экономического и социального характера, также и самодетерминацию; 7) высокий уровень профессиональной и социальной мобильности; 8) инновационность; 9) ценностные ориентации, связанные с творческой самореализацией. Этот комплекс характеристик базируется на личностных качествах работников, соответствующим образом преобразованных в процессе обучения (формального образования и самообучения) и в трудовой деятельности.

В постиндустриальной системе хозяйства особое значение приобретают креативные способности человека. Они являются базой формирования высокого уровня квалификации, получения уникальных научно-технических результатов, достижения значимых экономических результатов и позволяют работнику претендовать на определенную часть дохода от использования объектов интеллектуальной собственности. На первый план выходит проблема включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями, в значительной степени уникальными, и создания комплекса условий для их реализации. Это означает достижение соответствия структуры трудовых функций структуре личностных качеств совокупного работника, дополняемых сформированной научно-технической квалификацией. Успешное решение данной задачи является одним из условий экономической эффективности рассматриваемой системы хозяйства, поскольку обеспечивает: во-первых, наиболее полную реализацию потенциала природных и сформированных качеств научно-технических работников; во-вторых, высокий уровень трудовой мотивации; в-третьих, формирование творческой атмосферы в трудовом процессе и благоприятного инновационного климата. Эти условия в значительной степени формируются в процессе включения научно-технических работников в производство [6, с. 25].

Особенности рынка труда научно-технических работников определяются преимущественно особенностями научно-технического труда и его носителей, выделенными ранее. В научно-техническом труде сочетаются шаблонные и творческие функции, в рабочей силе научно-технических работников— стандартные и индивидуализированные характеристики [1]. От наличия и использования последних в решающей степени зависит получение ценных экономических результатов.

Цена рабочей силы научно-технического работника, помимо оплаты труда, должна включать также интеллектуальную ренту, основанную на использовании уникального ресурса (уникальных творческих способностей работников и их творческих достижений). Между продавцом и покупателем формируются отношения не только по поводу определения размеров заработной платы, но и в отношении собственности на объекты интеллектуального творческого труда. Еще одной характеристикой данного рынка является наличие самодетерминации, связанной с возможностью самореализации в труде. Этот фактор обусловливает определенную специфику предложения научно-технического труда, увеличивает его масштабы.

Важную роль на рынке научно-технического труда играет государство, которое определяет правовые аспекты включения работников в производство (например, необходимость получения формального образования и соответствующего диплома), порядок функционирования образовательных учреждений, структуру системы образования, условия присвоения и использования объектов интеллектуальной собственности.

Модификация отношений спроса и предложения на рынке научно-технического труда выражается также в формировании договорных отношений между фирмами и будущими специалистами по поводу финансирования их подготовки, отличающейся продолжительным и дорогостоящим характером. В ряде случаев фирмы, образовательные учреждения и учащиеся реализуют программно-целевой подход, позволяющий обеспечить подготовку кадров для решения крупных научно-технических и экономических проблем.

Данные особенности рынка труда научно-технических работников обусловливают: во-первых, целесообразность использования модели монополистической конкуренции; во-вторых, невысокую эластичность спроса и предложения, что объясняется уникальностью характеристик научно-технических работников и результатов их труда, а также продолжительностью и дороговизной их переподготовки; в-третьих, необходимость формирования сложной институциональной среды.

Наряду с отмеченной модификацией рынка труда (использование договорных отношений, про-граммно-целевого подхода), в постиндустриальной системе хозяйства получают развитие и формы включения работников в производство и регулирование их профессиональной карьеры, которые, в определенной степени, можно рассматривать как нерыночные. Прежде всего нужно отметить фор-

мирование так называемых внутренних рынков труда, представляющих собой комплекс процедур, которые защищают трудящихся внутри организации, от конкуренции трудящихся, находящихся за ее пределами. В этом смысле внутренние рынки — антирыночные организации. Таким образом, с рыночными формами включения взаимодействуют нерыночные формы. В данном случае оплата труда и распределение трудовых ресурсов регулируются комплексом административных правил и социальных норм. С понятием внутреннего рынка связаны горизонтальная и вертикальная мобильность работников, планирование их профессиональной карьеры (в первую очередь это касается, разумеется, высококвалифицированных специалистов), экономическая целесообразность широкомасштабных затрат предпринимателей на образование, профессиональную подготовку и переподготовку персонала, формирование научно-технической квалификации.

В обобщенном виде расширение возможностей включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями в настоящее время базируется на системе нерыночных отношений, модифицирующейся в направлении развития отношений социального партнерства и гибкого государственного регулирования рынка научно-технического труда. Все это свидетельствует об усилении плановых методов регулирования и роли государства.

В отношении науки складывается аналогичная ситуация. Дело в том, что современная наука, а точнее, производство научных знаний (особенно фундаментальных), далеко не всегда является делом, выгодным для частных компаний. Причина этого известна и относится к так называемым «провалам рынка». В условиях постиндустриальной системы хозяйства возникло еще одно обстоятельство, о котором стоит сказать особо. Новые знания и технологии в этой системе выступают в виде информации (информационного продукта). Поэтому, благодаря современным инструментам коммуникации, этим благом в скором времени могут пользоваться не только те, кто его создавал и нес сопряженные с этим издержки, но и другие хозяйствующие субъекты, как в данной стране, так и за рубежом. Негативной стороной этого процесса стало появление и широкое распространение пиратства и выпуска контрафактной продукции. Кстати, одним из центральных вопросов в процессе переговоров России с США о вступлении нашей страны в ВТО как раз и являлся вопрос пиратства в области интеллектуальной собственности на различные продукты и технологии [4]. Описанная ситуация снижает привлекательность НИОКР для частных компаний, так как нововведения часто не покрывают затраты на их проведение.

Другая причина, по которой научные исследования становятся менее привлекательными для частного инвестора, — их большая ресурсоемкость. Зачастую ресурсов частных инвесторов просто недостаточно для проведения полного цикла работ, от теоретического моделирования до реального воплощения в серийную продукцию. Ситуация усугубляется тем, что фирмы заинтересованы в краткосрочных вложениях, имеющих высокую скорость окупаемости.

Таким образом, рыночные методы на этапе постиндустриального хозяйства часто оказываются неспособными к эффективному регулированию всех социально-экономических процессов, что приводит к необходимости усиления роли плановых инструментов. В свою очередь плановые инструменты должны находиться в общей системе государственных регуляторов и содействовать развитию науки и образования в целях решения задач национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попазое П.В. Институционализация отношений между бизнесом и образованием // Известия СПбУЭФ. 2012. №5. С. 98-101.

2. Попов А.И. Создание новой модели развития: модернизация и условия перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 4. С. 18-26.

3. Попов А.И., Плотников ВА. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 197-209.

4. Строчева Е. Проблема РФ при вступлении в ВТО — контрафактная продукция // Закония. URL: http://www.zakonia.ra /analytics/36/544

5. Сулейманкадиева А.Э. Оценка эффективности использования знаний в реальной экономике // Известия СПбУЭФ. 2012. № 4. С. 49-57.

6. Харламов A.B. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора // Вестник

Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2010. № 2. Сер. 3. С. 22-30. 7. Харламова Т.Л. Управление процессом перехода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития // Известия СПбУЭФ. 2012. № 1. С. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.