Научная статья на тему 'Образование и национальная политика в Чувашии (1960-2014 гг. )'

Образование и национальная политика в Чувашии (1960-2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / SYSTEM OF EDUCATION OF THE CHUVASH REPUBLIC / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / NATIONAL POLITICS OF THE CHUVASH REBUBLIC / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / ETHNOREGIONAL COMPONENT IN EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитина Эрбина Витальевна, Трифонов Геннадий Фёдорович

В обзорной статье, написанной в форме ответов на вопросы от экспертной группы ЮНЕСКО во главе с доктором философии Иоанной Кучуради, на основе статистических и социологических данных обрисовываются общие контуры образовательного процесса Чувашской Республики. Авторы Э.В. Никитина и Г.Ф. Трифонов делают вывод, что Чувашия занимает неустойчивое промежуточное положение между двумя оценками: с одной стороны сбалансированной ситуацией в сфере культуры межэтнических отношений и поддержки гуманистического развития личности в системе образования, и с другой стороны социально-экономическим отставанием региона, принижением роли региональных компонентов образования, языка, литературы, культуры, что отрицательно влияет на статус и качество этнонациональной школы. В полном смысле национальной школы в Чувашской Республике нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никитина Эрбина Витальевна, Трифонов Геннадий Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and national politics in Chuvashia (1960-2014)

The outline sketch of educational process of the Chuvash Republic is given in the review paper written in the form of answers to questions from UNESCO expert group headed by dr.ph. Ioanna Kucuradi on the basis of statistic and sociologic data. The authors of the review paper E.V. Nikitina and G.F. Trifonov come to conclusion that Chuvashia holds an unstable intermediate position between two estimations: balanced situation in cultural sphere of interethnic relations and support of humanistic development of personality in the system of education on the one hand, and socioeconomic lag of the region, detraction of the role of regional components of education, language, literature, culture on the other hand. This has a negative influence on the status and quality of ethnonational school. There is no national school in its full sense in the Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Образование и национальная политика в Чувашии (1960-2014 гг. )»

ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛьНАЯ ПОЛИТИКА В чУВАШИИ (1960-2014 ГГ.)

Никитина Э.В., Трифонов Г.Ф.

Чуваши — древний и уникально живучий народ. У него дважды — в VI в. в Азии и в ХШ в. на Волге — «красная корова (война) съела книгу», оставив этнос без истории и государства.

Чувашская Республика также уникальный субъект Российской Федерации, в котором сохранившаяся удивительным образом национальная черта «аптраманлых» (жизнестойкость) определяет специфику всех сфер жизнедеятельности чувашского народа.

На начало 1960/61 учебного года в 1067 общеобразовательных школах (291 начальная, 397 восьмилетних, 168 средних, 204 школы рабочей и сельской молодежи, заочная школа взрослых и 6 школ для детей с дефектами развития) обучалось 199,9 тыс. человек [1]. В 2011-2012 учебном году в 481 дневной общеобразовательной, 11 вечерних, 17 специальных общеобразовательных школах обучался 125921 школьник.

Число городских и сельских профессионально-технических училищ к 1965 г. возросло до 17. В 2012 г. количество учреждений начального профобразования осталось то же — 17. В 20 средних специальных учебных заведениях в середине 1960-х гг. численность учащихся составляла 7766 человек.

В 1965/66 учебном году в 3 вузах Чувашии обучалось 10,4 тыс. студентов. В 1967 г. открыт Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. К 2012 г. высших профессиональных учреждений стало 24 (5 самостоятельных вузов и 17 филиалов).

Дошкольных образовательных учреждений к 2012 г. осталось вдвое меньше прежнего — 435 (399 детсадов и 36 школ-садов). В 20 школах-интернатах и 3 детских домах воспитываются более 3 тыс. детей, из них половина дети-сироты. В семьях граждан на воспитании находятся 2 тыс. усыновленных и 2360 подопечных малышей.

Такова сеть и динамика функционирования школ Чувашской Республики. Об их работе ежегодно печатаются солидные (до 200 страниц) доклады Министерства образования и молодежной политики ЧР.

В своих ответах на вопросы, предложенные нам экспертной группой ЮНЕСКО во главе с доктором философии, профессором, почётным президентом Международной федерации философских обществ Иоанной Кучуради, мы коснемся лишь некоторых

«болевых» точек воспитательной и образовательной системы республики.

* * *

Трагические исторические события, слабое хозяйственное и социально-экономическое развитие края за последнее тысячелетие определили невысокий уровень жизни чувашей. Тем не менее, не имея просторных полей и стратегических полезных ископаемых, в советский период республика успешно развивала крупное производство федерального и мирового значения (хмелеводство, свиноводство, птицеводство, электроаппаратура, машиностроение, хлопчатобумажная мануфактура). Но возврат в 1990-х гг. к дикому капитализму резко изменил социальную и производственную картину, отбросил массу населения на десятилетия назад в нищету.

© Никитина Э.В., Трифонов Г.Ф., 2015

Согласно итогам 2006 г., Чувашии отведено 78-е место по среднедушевым ежемесячным денежным доходам, 79-е место по размеру пенсий, 74-е место по номинальной заработной плате, 63-е место по ВРП (валовому региональному продукту) на душу населения. В 2007 г. Чувашия по безработице занимала 68-е место. Под лозунгом приватизации разорены колхозы, артели, совхозы и крупные предприятия. Под видом оптимизации и модернизации закрыты сотни сельских школ, школы искусств, музыкальные школы, детские сады. Прекратили работу Чувашский национальный лицей им. Г.С. Лебедева, школа-гимназия Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова, Ядринская национальная гимназия, Республиканский лицей-интернат, Дом творчества в Кувшинке, Дома художников и писателей в Чебоксарах.

Несмотря на это, Чувашия — республика, где сохраняется позитивная динамика развития человеческого потенциала (33-е место). Как отмечают авторы программы «Социокультурная эволюция России и ее регионов», «Чувашская Республика демонстрирует среднесбалансированный подъем, который достигается преимуществами гуманитарных параметров и занимает среднюю позицию среди регионов России» [2, с. 658].

По объему ввода жилья на человека республика заняла 4-е место, по строительству дорог и газификации она отличилась не только в Приволжском федеральном округе, но и в России.

Официальная пресса умеет оправдывать власть и находит много поводов для восхваления. «Усилия республиканской власти в последние пятнадцать лет направлены на развитие человеческого капитала, следовательно, на развитие образования, здравоохранения и всей социальной инфраструктуры региона (жилье, дороги, энергоснабжение и т.д.). Республиканская власть (имеется в виду правление президента Н.В. Федорова — Э.Н.) является действенным фактором, инициирующим социально-экономические и инновационные процессы. Ею поставлены достаточно амбициозные задачи превратить республику в один из наиболее динамичных регионов и вывести его на европейский уровень развития» [3, с. 183].

К сожалению, амбициозные задачи всё ещё далеки от воплощения в жизнь. На 2014 г. безработица не искоренена, доступность жилья невысокая, в очередях в сад — сотни детей, хотя Глава Республики М.В. Игнатьев в последние годы усиленно занимался этой проблемой, ежегодно открывая (не без помощи федеральной власти) более десятка садов, и по этому показателю вывел Чувашию в число десяти лучших регионов России.

1. Каковы основные факторы, которые привели к росту расизма и других форм дискриминации в вашем регионе в течение последних пятидесяти лет?

В Чувашском крае нет проблемы расизма. Смело можем подчеркнуть, что в регионе нет межэтнических проблем и всплесков национализма. Чувашский менталитет и традиционная этнорелигия тысячелетиями проповедуют «равенство всех народов под луной и солнцем». Среди российских регионов национальные республики Поволжья и Приуралья (Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Башкортостан) относятся к группам «наименьшего риска» в плане этнической и расовой дискриминации.

Однако само наличие десятков коренных народов, входящих в состав Российского государства, своеобразные взаимоотношения разноязычных и многоконфессиональных

его подданных всегда были камнем преткновения для монархии и главенствующего Синода Российской империи, партийной номенклатуры Советского Союза и остаются злободневными для правительства современной Российской Федерации. Проблемы, связанные с межэтническими отношениями, национальными характерами, этническими стереотипами поведения и менталитета российских народов влияли и влияют на государственную, в том числе и образовательную, политику.

На почве ущемления прав «инородцев» временами возникают политические трения и судебные процессы. Выпады российской верхушки против «государственности» национальных субъектов, двуязычия в титульных республиках, давление на этноре-лигии и другие факты, наподобие продвижения лозунгов «Россия для русских» или «единонациональная Россия», непременно вызывают глухое недовольство этносов. Нужно отметить, что Президент РФ В.В. Путин в последних своих статьях и Послании Федеральному собранию (2013) учел фактор влияния этноментальностей на межэтнические отношения и проявил понимание необходимости строительства моногражданственности на основе полиэтничности страны. Поддержка властью позитивных взаимоотношений этноментальностей, гражданственности и законности на огромном асимметрично полиэтническом пространстве России сразу же стала отражаться на решении практических проблем перехода общества к демократическому социально-правовому государству.

Но признаки этнической дискриминации со стороны федеральной власти в регионах наблюдаются повседневно. На рубеже 1980-1990-х гг. этнический патриотизм, не оцененный по справедливости и названный обвинительным прозвищем «национализм», стал одной из причин распада СССР. Распад Советского Союза наглядно продемонстрировал, какой мощью и глубиной обладает этническая идентичность и этническая ментальность. Каждый из российских народов и народов СНГ в XXI в. с удвоенной энергией продолжил поиски самобытной, этнически окрашенной судьбы.

Однако до сих пор в России непринадлежность к русскоязычной нации на практике означает разные стартовые возможности и разные ресурсы для развития этнокультуры, СМИ, школы и осуществления индивидуальной карьеры. Деление российских народов на «великие нации» и «национальные меньшинства», неодинаковое распределение национальных доходов и ресурсов не соответствуют нормам гражданского общества и не способствуют равному развитию этносов.

По замыслам российских государственных деятелей, демократия в России должна устранить этнические особенности. Такая постановка проблемы обостряет вопрос о ценности национальных культур, традиций, языков.

Этноментальные характеристики многих российских народов (например, татар, башкир, чувашей, бурят, калмыков, балкар, чеченцев, ингушей) не соответствуют европейским классическим представлениям о гражданственности. Жесткая корректировка, насильственная деформация менталитетов российских народов через СМИ, образование, воспитание приводят к нигилизму, нивелировке этнических, духовных, культурных особенностей населения, без которых этносы превращаются в безликую толпу. Результаты школьных и вузовских преобразований последних десятилетий де-

монстрируют низкий уровень знаний выпускников и высокий уровень их гражданской незрелости и социальной пассивности.

Жертвовать этнической ментальностью, духовностью, культурой, языком, выстраданными веками и сохраненными в неимоверных страданиях, ради провозглашения новомодных выгод и весьма сомнительного «равенства прав личности» российские народы не могут и не будут. Каждый чуваш с детства знает, что «если чуваш пропадет — мир пропадет» («Чаваш петсен тенче петет»). Поволжские и кавказские народы помнят о своих общинных, гражданских «вечевых» формах управления родиной и умеют защищать сородичей.

В современной России процветают «верхи» и прозябают «низы», отдаляются по уровню жизни сверхбогатая олигархическая и нищая трудовая части населения. Естественно, простой человек делает выбор не в сторону насильно навязываемых квазигражданских ценностей, а предпочитает этнические традиции, поскольку этническая принадлежность не зависит от его социального положения или материального благополучия и в самые трудные времена спасает от личной деградации и гибели.

В национальных регионах продолжается этноязыковая дискриминация, выражающаяся в невозможности социального функционирования родного языка. В школах часы, отведенные на чувашскую словесность, сокращаются в пользу дисциплин «Физическая культура» и «Основы православия», чувашские учебники не переиздаются десятилетиями.

Языковая политика в Чувашской Республике строилась на основе закона «О языках в Чувашской Республике» (принят 27 октября 1990 г). Появились новые редакции закона, урезывающие права чувашского языка — важнейшего маркера, объединяющего этнос. Таков ответ республиканской власти на внесение чувашского языка экспертами ЮНЕСКО в 2010 г. в группу исчезающих языков.

Реального чувашско-русского двуязычия (билингвизма) в республике нет. На территории Чувашии фактически чувашский язык не имеет статуса государственного и не реализует свои функции. Чувашский язык, будучи родным языком абсолютного большинства населения республики, из-за отсутствия четкой национальной политики правительства и прозелитизма Министерства образования интенсивно теряет авторитет у подрастающего поколения.

Материалы опросов подтверждают обоснованность беспокойства исследователей, деятелей культуры, учителей и родителей, радеющих за сохранение родного народа, по поводу практического применения чувашского языка. Проблема сохранения языка в других регионах проживания чувашей является одной из обсуждаемых тем в среде творческой интеллигенции, активистов Чувашского национального конгресса, Совета чувашских старейшин, Чувашской народной академии наук и искусств. В Чувашии проживает около половины этноса, а другая часть — во многих областях и республиках страны, компактно — в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской, Самарской, Тюменской областях, в Сибири. Проблема критически остра. Так, только в Самарской области за перестроечное время чувашские школы с 140 насильно сократили до 60.

Следует чётко отметить, что сохранение и развитие языка напрямую зависят от преподавания его в школах и вузах, от политики государственных органов. Закрытие

единственного лицея для одаренных чувашских детей, закрытие факультетов чувашской филологии в университетах, неоправданные изменения в правилах орфографии чувашского языка, бесконечная критика преподавателей чувашской словесности и культуры, проведение показательных судов над журналистами-защитниками родного языка сами по себе говорят о ситуации в республике и покрывают дегтем многие другие позитивные усилия власти.

2. Каковы основные факторы, которые привели к росту догматизма в его различных формах в течение последних пятидесяти лет?

Чиновники всегда и везде противостояли свободомыслию и по природе своей привержены догматизму. Тоталитарно-большевистская страна, забывая Ленинские заветы, защищающие трудового человека, долгие послевоенные годы жила по строгим инструкциям и Госплану. Воспитанники вождей-«ленинцев», руководившие страной в конце ХХ века, «Философских тетрадей» Ленина и в руках не держали. Они учились у заграницы ненавидеть трудовую Россию. Алчным правителям на руку была девальвация общечеловеческих ценностей — долга, ответственности, добросовестности, трудолюбия, служения на благо Родины. Правящая партия большевиков потерпела позорный крах от рук своих внуков и по заслугам попала в «чёрный список» истории.

Говорить о каких-то других формах догматизма в российской действительности нет никаких оснований. Страна бурлила, бурлит и будет стремиться к восстановлению народной справедливости. Чуваши обладают обострённым чувством равенства и справедливости, и оно является главным сдерживающим фактором распространения догматизма в республике. Бурный протест вызвало решение министерств образования Москвы и Чебоксар в 2013-2014 гг. сократить число уроков чувашского языка и литературы до 2 часов в неделю.

Консервативно-догматичной можно считать сохраняющуюся в чувашах и в XXI в. психологию инородцев, т.е. нерусских народов, имеющих второстепенное значение по сравнению с русскими, сформировавшуюся у малых народов во времена Российской империи. Не лучше было положение «младшего брата» при «старшем брате» в СССР. Хотя дружба народов декларировалась на образовательно-культурном и информационном уровне, национальная самобытность регионов, различия в традициях и обычаях перекрывались волюнтаристской партийной идеологией. Этническая ментальность жестко подавлялась как проявление признаков национализма. Русификацию инородцев при царях, «социалистический интернационализм» при Советах и современный лозунг «За единую российскую нацию» без сомнения нужно рассматривать как примеры негативной типизации российских народов.

Среди тюрков и финно-угров России для чувашей до сих пор характерна самая низкая самооценка. Тому есть причины. Сравните: предки чувашей в XIII в. под огнем и мечом потеряли руническую письменность и государство Волжскую Болгарию, под знаменами Пугачева в XVIII в. не смогли отстоять религиозную самобытность и национальные имена, делегация от чувашского отдела при Наркомате национальностей (Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.А. Алексеев и др.) в 1920 г. по недоразумению отказались от Ленинского проекта «Большой Чувашии» (Чувашстана), так и теперь руководители республики в растерянности остановились на развилке истории. В рес-

публиках же исламского направления (Татарстан и Башкортостан) и финно-угорской группы (Мари Эл, Мордовия, Коми, Удмуртия) в годы перестройки сложился иной — смелый, позитивно устремленный настрой.

Этнонигилизм (пренебрежение родной историей и культурой, традициями и обрядами, ощущение этнической неполноценности, ущемлённости, стыда за представителей родного этноса) продолжает наблюдаться в среде чувашской молодежи, особенно ярко — в районных центрах и городах. На фоне этноиндифферентности (равнодушия) основной массы населения, включая и интеллигенцию, этнонигилизм молодёжи не снижает, а усиливает антиэтническую деятельность органов управления.

3. Каковы основные факторы, которые привели к росту бедности и социальной несправедливости в вашем регионе в течение последних десятилетий?

Бедность России и Чувашии во второй половине ХХ века, бесспорно, есть результат послевоенной тотальной разрухи. В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. уроженцев Чувашской Республики воевали на фронтах с фашистскими оккупантами. Из них больше половины не вернулись домой. Все силы республики — до последнего хлебного мешка и последнего рубля — были отданы фронту.

Во время Великой Отечественной войны из западных и центральных районов страны в Чувашию было перебазировано более 20 промышленных предприятий. На многих станках под снегом и дождем безропотно, героически работали подростки и девушки. Таков менталитет чувашского народа.

В 1950-80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. Чувашия из аграрной стала индустриально-аграрной республикой. К 1970 г. было построено и введено в действие 26 крупных промышленных предприятий, в т.ч. чебоксарские хлопчатобумажный комбинат, заводы электрических исполнительных механизмов, электроизмерительных приборов, тракторных запасных частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий. В 1970 г. началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 — Чебоксарского завода промышленных тракторов. Вошел в строй Новочебоксарский химический комбинат.

Интенсивный рост промышленности и ликвидация «бесперспективных» деревень привели к значительной миграции населения в города, что резко сузило круг носителей чувашского языка и культуры. С начала 1960-х гг. с подачи генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва школы республики перешли к обучению учащихся на русском языке. Из школ райцентров и городов чувашский язык изгнали полностью. Резкое изъятие родного языка из образовательного процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности и народных традиций. Особенно в трудном положении оказались школы и учителя чувашской диаспоры.

С 1991 г. начался спад производства. Неудачные попытки реформирования экономики, переход к дикому рынку привели страну в кризисное состояние. В особенно трудной ситуации оказалась Чувашия, не обладающая природными ресурсами и крупными добывающими предприятиями. Республику ограбили столичные олигархи и оставили народ у разбитого корыта. Это была вторая после Отечественной войны волна полного обнищания трудового класса.

В сложные годы рыночных реформ республиканские власти (в отличие от Татарстана и Башкортостана) не сумели сохранить достигнутого уровня жизни и человеческого потенциала. Бурное реформирование аппарата административного управления, систем образования, здравоохранения, хозяйствования, которое ведётся в последние 15 лет республиканскими силами при федеральной поддержке, значительного облегчения населению не дало. Тем не менее, В.В. Путиным Чувашия наряду с Белгородской областью была названа лидером среди регионов России по реализации национальных проектов. Значит, плохо было не только у нас.

Уровень доходов населения, оплата труда в Чувашии как были, так и остаются намного ниже российских средних показателей.

4. Каковы основные факторы, которые привели к росту насилия и терроризма в вашем регионе за последние пятьдесят лет?

Чувашская Республика относится к наиболее безопасному региону России. Она достойно, без больших потерь выдержала постсоветское бремя произвола и бандитизма. Рост терроризма в Чувашии не зафиксирован. Чуваши толерантны и терпеливы как никто в мире. В их ментальность заложена аксиома, что «бессмысленно плевать против ветра». Но это не значит, что народ удовлетворен своим положением. Несправедливости были, есть и ожидают исправления.

Например, в Чувашии полностью запрещена этнорелигия. Результаты исследования чувашских благословений и молитв после цензуры опубликованы в искажённом виде. Под видом перерегистрации была закрыта чувашская религиозная община. Ликвидировали старейший журнал «Ялав» (Знамя). В официальной прессе нет места диалогу. Чувашское национальное радио не транслируется в Чебоксарах. Малейшие замечания в адрес власть предержащих или конструктивно-критические выступления в оппозиционной печати непременно приписываются к экстремизму и подвергаются преследованию.

От своеволия судов, чиновников, новоявленных нуворишей, преступности и бедности в России пока не защищён никто. В России коррупция, криминал и мафия продолжают править вакханальный бал. «То, что в Москве сегодня хлопнуло, завтра в Чебоксарах повторится грохотом», — говорят чувашиПоказательно, что в республике по мере стабилизации экономики и общественно-политической жизни наблюдается существенное снижение негативных явлений. Правительство нового главы республики М.В. Игнатьева более внимательно прислушивается к голосу народа. Ему, например, в 2013 г. удалось мирно развести предмайданный конфликт, возникший вокруг президиума и исполкома Чувашского национального конгресса.

Наблюдения показывают, что этнический аспект существования многонационального населения Чувашии не является почвой для насилия и терроризма. В основе чувашского мировоззрения лежит принцип гуманности, традиционные учения проповедует мир и труд, честь и равенство. Показательной характеристикой этнических установок и ценностных ориентаций чувашей по отношению к другим народам является, к примеру, доброжелательное отношение к смешанным бракам.

О чувашском терроризме говорить не приходится. Для чувашей не характерно агрессивное решение проблем, нападение на противника или уничтожение обидчика.

В чувашском правосудии действует реликтовое явление «типшар» — суицид как форма наказания обидчика, преступника. Слово «тип» объясняют от арабского «теббь» — «погибель, пропадь»; следовательно, «типшар» — «неодолимая беда».

Чувашский «типшар» совершается, когда невинно пострадавший или оскорбленный желает доказать свою невиновность и видит, что общество не реагирует на его доводы, а виновник правдой и неправдой избегает наказания. «Типшар» нельзя рассматривать как признак бессилия и смирения, согласия с несправедливостью. Скорее всего, это доказательство своей правоты или молчаливо «кричащий» протест, личный приговор над отступником или преступником, не желающим нести ответственность за проступки или пренебрегающим чужой судьбой в виду своей недосягаемости со стороны закона или невозможности доказательства его вины. Согласно чувашской религии сардаш, морально-психологическое давление вследствие «типшара» более значимо, чем гнет тюремного заключения или палочного наказания.

«Типшар» в чистом виде в XXI в. среди чувашей встречается редко, но среди подростков и мужчин зрелого возраста проявления «типшара» с социально-политическими мотивациями встречались не раз. В 2000-х гг. совершили публичные акты самосжигания на центральных площадях в Чебоксарах и Москве предприниматель, правоохранник, лидер чернобыльцев.

В отличие от многих регионов, в республике не отмечено наличие каких-либо национал-шовинистических, антисемитских явлений. Чувашское национальное движение имеет тенденцию решения конкретных национально-культурных и просветительских проблем, а не удовлетворение политических или национальных амбиций.

Терроризм в Чувашию может быть привнесён только извне. События 1990-х гг., связанные с проведением первого съезда Чувашского национального конгресса, организации Союза краеведов, принятия Закона «О языках в Чувашской Республике» и выборами первого президента республики, показали, что в Чувашии имеются некоторые заинтересованные силы, искусственно разжигающие групповые и межэтнические конфликты.

Постоянный рост инфляции, нестабильное финансирование бюджетных учреждений и организаций, криминализация и коррупция, приватизация мигрантами с Кавказа базаров и рынков, резкое усиление разрыва в жизненном уровне разных социальных групп населения, ощутимое экономическое отставание Чувашии от ряда соседних республик и областей сказываются на умонастроении людей, и именно это может стать причиной народного протеста.

Полиэтничность общества многими ошибочно воспринимается как главный источник трений и конфликтов. Наоборот, этнические общности, объединенные территорией, жизненным укладом и исторической судьбой, обладают необходимыми объективными и субъективными предпосылками для всестороннего сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания.

Социальное поведение человека типизировано, оно подчиняется нормам, выработанным обществом. Поведенческие стандарты трансформируются, унифицируясь под влиянием информации по истории и культуре соседних народов. В полиэтничном Поволжском регионе этнополитическая ситуация спокойная, потому что исторически

обусловленное совместное проживание этносов с разными менталитетами и культурными традициями воспринимается как естественная норма.

Гораздо сильнее на стабильность и толерантность поведения народов действует фактор социально-политический. Например, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и другие инородцы неприхотливы, исполнительны, послушны, толерантны потому, что за восемь веков колониального рабства и официального чернословия у нерусских народов в русском государстве сформировался новый образ мышления, новый инстинкт самосохранения — без максимализма, экстремизма, на основе постоянного, кропотливого, фанатичного созидания вместо разрушения. Угнетенное настроение и подневольное положение народов слилось с национальным характером и одинаковыми формами самозащиты.

В настоящее время положение осложняется наступлением центральной власти на статус этнических регионов. Национальные республики в соответствии с Федеральной Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, свою территорию. Иными словами, национальная республика — это государство в Федерации. В Конституции Чувашской Республики [4, с. 5] , принятой Государственным Советом ЧР 30 ноября 2000 г., в пункте 1 статьи 1 главы 1 «Основы конституционного строя Чувашской Республики» сказано: «Чувашская Республика — Чувашия есть республика (государство) в составе Российской Федерации». В пункте 1 статьи 6 отмечено, что «Чувашская Республика несет ответственность за сохранение и развитие культуры чувашского народа и содействует развитию культуры всех народов, проживающих в республике». Таким образом, чувашский народ, получивший свою государственность, объявлялся нацией, т.е. исторически высшим типом этнической общности, для которой характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Наличие государственности, общего языка и культуры, собственной территории — непременный признак нации. Коренные народы национальных республик обоснованно именуются титульными нациями. Однако Законом Чувашской Республики от 24 мая 2012 г. № 37 пункт 1 статьи 1 Конституции Чувашской Республики слово «государство» изъято. Теперь Чувашия — просто республика. Какие последствия будет иметь для чувашского народа это политическое решение, догадаться нетрудно. Общественность и часть депутатского корпуса возмущены «беспределом в Госсовете» и выражают протест [5, с. 2]. Чувашский национальный конгресс в 1990-х гг. не согласился с изъятием из паспортов графы «Национальность», в 2013 г. вынес специальное решение с требованием восстановить определение государственности в Конституции ЧР. Наступление федеральной власти на малочисленные этносы, на их условную суверенность выглядит взбалмошной проделкой старшего брата по отношению к младшим.

Таким образом, «в современной России угрозу социально-политической стабильности представляют не межнациональные конфликты, а нарастающая социально-политическая напряженность как прямое следствие распространения ксенофобий и усиливающейся дискриминации меньшинств», — констатирует О.А. Лиценбергер [6, с. 233].

5. Какова роль образования (начального, среднего и высшего образования) в увеличении явлений, упомянутых выше?

Русская и советская, в том числе и чувашская педагогика никогда и никаким образом не служили целям дискриминации, расизма, насилия, терроризма. В Чувашии эта проблема старшему поколению вовсе непонятна. Наверное, её лучше воспринимают подростки и молодёжь, напичканные через СМИ жестокими сюжетами новостей и телесериалов.

Образовательная сфера в республике обеспечивает доступность бесплатного образования для всех слоёв населения. Много внимания уделяется борьбе с детской преступностью. Проводится продуманная государственная политика в сфере образования, утверждён программный документ «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года».

Актуальными остаются в республике, впрочем, как и в ряде других регионов, невостребованность специалистов с высшим образованием на рынке труда, низкий уровень заработной платы специалистов, высокий уровень безработицы среди молодежи, несоответствие образовательной структуры выпускников структуре имеющихся вакансий, необходимость усиления связи профессионального образования и рынка труда.

Растет число учащихся, желающих продолжать учебу в 10-11 классах средней школы, увеличилось число школ с возможностями дифференцированного обучения и подготовкой к будущей профессии, число школ с изучением новых предметов гуманитарного цикла (право, экология, потребительское образование, экономика и др.). Увеличивается число студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования — на 10 тыс. населения к 1998 г. оно достигло 237 студентов, что превысило общероссийский показатель (197). Открыты образовательные учреждения принципиально нового типа — гимназии, лицеи. Повысился интерес к чувашской культуре, истории, языку. Открываются новые востребованные специальности в вузах.

Однако многие пункты республиканской программы «Новая школа» (1997) остаются нереализованными из-за отсутствия материально-финансового обеспечения.

Как показывают результаты ЕГЭ, качественное развитие сельских школ все ещё отстает от городских. Основная причина — малокомплектность, отсутствие методик обучения, недостаточность учебных пособий и отсутствие контроля знаний по региональным дисциплинам. А ведь было прописано, что «одним из способов повышения качества и эффективности образовательного процесса в сельской школе, её научно-методического обеспечения является углубление национальных традиций в содержании образования, более активное включение обучающихся в родную этнокультурную среду, обеспечение свободного владения родным языком» [7, с. 35].

Сложилась ситуация постепенного отчуждения населения от родного языка. С 1 сентября 1995 г. на чувашском языке велись занятия для 31 626 учащихся (14,4 % общей численности), на татарском — для 1832 чел. (0,8 %). Спустя 6 лет на чувашском языке обучались 22 446 школьников (11,2 %), на татарском — 1682 чел. (0,8 %). Обучение в школах на чувашском языке велось с 1 по 5 классы по всем предметам; на татарском — с 1 по 9 классы. Теперь картина изменилась. Как утверждал этнопедагог Г.Н. Волков, «национальная школа так и осталась на советско-коммунистической модели... мы

имеем начальную чувашскую школу, а дальше наша школа — не национальная и неполноценная» [8, с. 8]. Ныне обучение и воспитание на родном языке не остались ни в детских садах, ни в начальной школе.

Кроме того, необходимо учитывать, что современные дети и подростки — это поколение активных интернет-пользователей. Большую часть образовательной и социальной информации школьники и студенты получают из интернета. Народы, не имеющие во «всемирной паутине» своего этнического сектора на национальном языке, автоматически приобретают в глазах интернет-сообщества (что почти равнозначно мировому сообществу) статус бесперспективных в экономическом, политическом, управленческом плане этнических групп, изолированных от культурных влияний и результатов научного поиска более развитых соседей.

Если затронуть проблему создания национальных доменов народов России, то «чувашизация» компьютерных сетей идет очень медленными темпами. Конституция Чувашской Республики на чувашском языке с официального сайта Чувашии набрана «самопальными» шрифтами и потому не читается. До сих пор не принято официальное соглашение о раскладке компьютерной клавиатуры для чувашского языка. Чувашское отделение Википедии, открытое в 2004 г., имеет всего 46 активных участников и около 15 000 статей. При таком положении дел перспективы влияния информационной революции на развитие этнических компонентов чувашской культуры и образования невелики...

Отрадно то, что каждому гражданину в республике гарантировано общедоступное и бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, а также на конкурсной основе — бесплатное среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.

В среднем и старшем звеньях системы общего среднего образования 98 % учителей имеют высшее образование, около 67% педагогов — квалификационные категории. В настоящее время их периодически радуют прибавками к зарплате. В школах и вузах сотни нововведений, идут беспрерывные преобразования, совершенствования, обновления, но качество знаний учащихся и студентов катастрофически падает вниз. Школа — часть общества, и она не может быть иной, чем само общество.

Молодые и талантливые специалисты с высшим образованием из-за невозможности применения своих знаний на предприятиях и в организациях республики и низкой зарплаты в сфере интеллектуальной деятельности уезжают в столичные города (Москва, Санкт-Петербург), а в последнее время (благодаря усиленному изучению английского языка в школах республики) — и за рубеж (в частности, США). Многие из них не возвращаются на родину. Министерство образования и молодёжной политики ЧР с ними связи не поддерживает — к сожалению, их вообще не берут в расчёт при работе с национальными кадрами.

6. Какие идеи лежат в основе этого образования?

Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современной мире» (утверждена Кабинетом Министров Чувашской Республики в 1998 г.) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего по-

коления и является основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению стратегических задач образования.

Цель образовательной политики — создание системы, развивающей свободную, образованную, культурную Личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества.

Стратегическими задачами концепции определяются: социализация образовательных учреждений всех уровней; построение личностно-ориентированного содержания образования; оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений; создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции; создание нового финансово-экономического механизма деятельности системы; всемирное развитие национальной школы; обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда.

Фундаментальные ценности системы образования: права и достоинство личности; общечеловеческие ценности; исторические и культурные ценности России и Чувашии; национальное самосознание; физическое и нравственное здоровье.

Принципы функционирования системы образования: демократизация; гуманизация и гуманитаризация; вариативность и дифференцированность; научность и преемственность; непрерывность и системность; учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики; развивающий инновационный характер.

Управление образовательным пространством республики проводится через целевые государственные программы «Сельская школа», «Образование и здоровье детей», «Профессиональное образование», «Дети Чувашии».

Кардинальные изменения в обществе за последние годы резко отразились и на школе. В процессе бесконечных реформ в образовании создано много положительного, но и негативного набралось немало. Не без причины 23 августа 2011 г. в докладе на традиционной августовской конференции учителей министр образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванов вспомнил о традициях: «Наш главный принцип — укрепляя традиции и развивая инновации».

7. Какое место гуманитарных наук, философии, этики и прав человека в существующей образовательной системе региона?

В целях гуманизации школьного образования в конце ХХ в. принимались серьезные решения. Целенаправленно аттестуются вузы, обновляются программы и государственные образовательные стандарты средней школы, вводятся дисциплины этики, эстетики, культурологии, политологии, социологии, правоведения, религиоведения. Перекос получился с урезанием объёма классики художественной литературы и сокращением часов чувашской литературы в школах региона.

Ученые обратили внимание на философские воззрения своих народов. В тематическом плане курса философии на гуманитарных факультетах Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова раздел «История отечественной философии» дополнена темой «Развитие философской мысли народов Поволжья и Приуралья». Усиление этнорегионального компонента обусловлено ростом национального самосознания малых народов, этнополитическими преобразованиями и поддержкой федеральным центром исследований по этнопроблематике. При Чувашском университете

успешно функционирует школа этнической философии, основанная видным ученым, доктором философских наук, профессором Э.З. Феизовым (1928-2011). В 2010 г. в Чебоксарах была проведена крупная Международная научно-практическая конференция «Методологические проблемы этнофилософии», которая объединила ученых-специалистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Самары, Казани, Йошкар-Олы, Саранска, Саратова и других городов.

На фоне ускоряющегося процесса глобализации не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры и образования, в условиях усиливающейся «вес-тернизации» российского образа жизни, интерес к проблеме этнического менталитета, традиционным национальным ценностям, многовековому духовно-нравственному опыту этносов, народной философии неуклонно усиливается.

Стремление любого народа познать свою историю, сохранить культуру и привычный, жизнеобеспечивающий психологический склад — естественное желание. Если в жизни человека осознание своей принадлежности к определенному этносу (иными словами, национальное самосознание или этническая идентичность), поиски специфических ценностей нации продолжают играть важную роль и оказывать серьезное влияние на отношения между людьми (от межличностных до межгосударственных), то развитие наук, анализирующих национальные проблемы с разных сторон (этнопсихологии, этнопедагогики, этносоциологии, этнополитологии, этнофилософии), а также знакомство с ними в высшей и средней школе безусловно необходимы.

Творчеству видных мыслителей чувашского народа XVIII-XX вв. (Е.И. Рожанский, Н.Я. Бичурин, С.М. Михайлов, М.Ф. Федоров, И.Я. Яковлев, Н.В. Никольский, Д.П. Юман, Г.И. Комиссаров и др.) отведено место в школьных учебниках. Философские взгляды видных литераторов (К.В. Иванов, М.К. Сеспель, П.П. Хузангай, Я.Г. Ухсай, Г.Н. Айги; С.В. Эль-гер, Н.Ф. Ильбек, Ф.Е. Уяр, А.С. Артемьев, Ю.И. Скворцов), художников (А.А. Кокель, Ю.А. Зайцев, Праски Витти, В.И. Агеев, Ф.И. Мадуров) и ученых (Моис.Ф. Федоров, А.И. Петрухин, Г.Н. Волков, Э.З. Феизов, Н.А. Исмуков, А.А. Трофимов, А.К. Салмин, М.Р.Федотов, Н.И.Егоров) отражены в вузовских учебниках по чувашской литературе и национальной культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список тем рефератов для старшеклассников и студентов воспринят учащимися благосклонно. Многие их доклады по этнической культуре и этнической философии чувашей занимали призовые места на международных и региональных молодежных конференциях. Вот примерный перечень тем:

1. Проблема национального самосознания в отечественной философской мысли.

2. Этнорелигии народов Поволжья и Приуралья.

3. Общее и особенное в менталитете русского и чувашского (татарского, марийского и др.) народов.

4. Просветитель народов Поволжья И.Я. Яковлев о «чувашской натуре».

5. Проблема духовного и государственного возрождения и развития народов Поволжья в творческом наследии чувашских мыслителей Г.И. Комиссарова (Вандера) и Н.В. Никольского.

6. Философия «аптранмалах» (стойкости чувашского народа) в творчестве П.П. Хузангая и трудах А.П. Хузангая.

7. «Философия земли» в эпической поэзии народного поэта Чувашии Я.Г. Ухсая.

8. Философские и эстетические взгляды чувашского поэта Г.Н. Айг9. Роль языка в формировании национального сознания (по трудам Н.Н. Поппе, М.Р. Федотова и др.).

10. Проблема смерти и бессмертия человека. Японское харакири, чувашский «<тип-шар» и др.

8. Есть ли позитивные изменения, которые дают Вам надежду на будущее?

Нерешённость и обострение социально-экономических, национальных, культурно-бытовых проблем в условиях ослабления идеологического и государственного диктата в конце 1980-х гг. способствовали зарождению общественных движений, выступавших за расширение прав республик и народов. В 1988 г. в новом формате начал работать Центральный Совет чувашских старейшин, в конце 1989 г. был создан Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), в 1991 г. — партия Чувашского национального возрождения (ЧАП), в 1992 г. — Чувашский национальный конгресс (ЧНК), делегаты которого представляли чувашское население республики и чувашскую диаспору. Положительно стабилизирующие результаты этих организаций налицо. Но налицо также желание власти нивелировать их действие. Странными являются попытки ЧНК (президент Н.Ф. Угаслов) ликвидировать Совет старейшин.

По-прежнему сохраняется направленность чувашской молодёжи на здоровую семейную жизнь, причем ответственность за благополучие дома и семьи, как и раньше, берут на себя женщины. Не исчезла, несмотря на дикие законы рынка, природная толерантность чувашей, стремление к аккуратности и добронравию. До сих пор срабатывает противоречащая капиталистическим критериям общенациональная установка «вперёд других не забегай, от народа не отставай».

Развитое чувство патриотизма, доверие к своим сородичам, признание равенства всех перед законом, приверженность к традициям, неконфликтность и миролюбие — эти стержневые ментальные качества чувашского народа практически не изменились, и это должно послужить исполнению позитивных стремлений нации.

Несмотря на сильное негативное влияние антиэтнического и безнравственного телевидения и интернета, на процессы урбанизации и усилившиеся за последнее время миграционные потоки, чуваши в зарубежье и в других регионах России сохраняют родственные и деловые связи с Чувашским краем, не теряют духовных основ, верны истокам и корням своего народа, узам родной земли.

Интернет даёт возможность диаспорам прильнуть к родной культуре и родному языку через сайты, открытые на национальных языках энтузиастами этнокультуры, интернет-версии национальных печатных СМИ и он-лайн-вещание национальных теле-и радиокомпаний. К примеру, в чувашском мире пользуются высокой популярностью сайт Николая Плотникова «Чаваш халах сайче» (Чувашский народный сайт), чувашская интернет-газета «Ирекле самах» (Свободное слово) и Национальное радио Чувашии в режиме он-лайн. Под воздействием информационной революции традиционные элементы культуры модернизируются, постепенно проникая во «всемирную паутину» и демонстрируя немалый адаптационный потенциал к технологическим новшествам.

Радостная новость, открывающая интернет-перспективы для чувашского народа, — социальную сеть «Вконтакте» наконец перевели на чувашский язык. От рождения

этой идеи до её воплощения прошло несколько лет. Включить интерфейс на чувашском можно, перейдя во вкладку «Настройки», затем выбрав пункт «Чавашла» в разделе «Региональные настройки».

Подобные факты дают надежду верить, что чуваши «были при Адаме, есть и будут до конца мира».

9. Что вы хотели бы отметить в дополнение к вашим ответам на поставленные выше вопросы?

В силу многих трагических событий история и культура чувашского народа «запылены» во мгле тысячелетий. Целые пласты неизученного древнего богатства хранятся в устном и письменном творчестве народа. Но бедной Республике не до духовных ценностей, а для Российской власти чуваши были и остаются лишь тихими инородцами, «сорной травой на русском поле», как твердил автор «Истории русского народа» писатель, издатель и историк Н.А. Полевой...

10. Выводы

Даже беглое исследование региона на основе статистических и социологических данных позволяет создать некоторый образовательный портрет Чувашской Республики. Чувашия занимает неустойчивое промежуточное положение между двумя оценками. С одной стороны — жизнедеятельность республики сбалансирована законом, по многим направлениям поддерживается гуманистическое развитие человека. В этом плане совершено немало достойных дел.

С другой стороны — регион функционально притеснён, в нем лишь декларируется социально-политическое равенство рядового труженика и представителей высшего класса, равенство этносов и их языков в условиях федерализма. Роль региональных компонентов образования, национального языка, литературы и культуры заметно снижена, что отрицательно влияет на статус и качество этнонациональной школы. В полном смысле национальной школы в Чувашской Республике нет.

При социальном дисбалансе любое нарушение прав человека вызывает у граждан республики недовольство. Это уже является показателем нормальной реакции народа, его жизнеспособности, активности, желании творить и развиваться. Очевидно, что для благоденствия Чувашии властям предстоит прислушаться к мнению масс и удовлетворить некоторые мизерные для государства, но насущные для этноса требования.

Литература

1. История развития образования в Чувашии // Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики: официальный сайт. URL: http://gov.cap. ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=84137 (дата обращения: 15.08.2014).

2. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и общ. ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М: Academia, 2009.

3. Чувашская Республика. Социокультурный портрет / под ред. И.И. Бойко, В.Г. Харитоновой, Д.М. Шабунина. Чебоксары: ЧГИГН, 2011.

4. Конституция Чувашской Республики. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011.

5. Максимов Н. Оппозиция воюет с беспределом в Госсовете // Справедливая Россия-Чувашия. 2013. 6 апреля. С. 1-2.

6. Лиценбергер О.А. Восприятие властью этнокультурного и религиозного самовыражения // Вестник Российской нации. 2011. № 4-5. С. 232-241.

7. Президентская программа «Новая школа» — в развитии // Народная школа 1998. № 2. С. 33-39.

8. Моисеев П.В., Никитина Э.В. Нация сохранит себя своей национальной школой (интервью с Г.Н. Волковым) // Народная школа. 2002. № 5. С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.