/У ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 37 ББК 74.04
ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В.В.Шапкин*
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал, с одной стороны, превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов, с другой -
обеспечивают условия для инновационного развития экономики.
Не случайно в «Карте европейского инновационного пространства» одной из четырех групп индикаторов становятся показатели кадрового потенциала для нововведений: доля выпускников научно-технических вузов среди лиц в возрасте 20-29 лет; процент населения с образованием выше среднего в возрасте 25-64 года; доля лиц, продолжающих послевузовское образование в возрасте 25-64 года; процент занятых в производственных отраслях средней и высокой наукоемкости; процент занятых в
высокотехнологичном сервисе [1: 37].
Проводимое Институтом Мирового банка сопоставление уровней развития экономики знаний в России и зарубежных странах в
нормированных показателях по 10-балльной шкале приведено в табл.1.
* Шапкин Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор. Тел.: 8 921 422 37 23; e-mail: [email protected]
Таблица 1
Сопоставление уровней развития экономики знаний в России и зарубежных странах,
2000-2002гг. [1: 45]
Страна Экономические стимулы и институциональная система Образование и человеческие ресурсы Инновационная система Информационная инфраструктура
Россия 2,43 7,51 7,52 5,25
США 7,81 8,43 9,39 9,03
Великобритания 8,25 9,01 8,53 8,68
Германия 7,95 7,87 8,82 8,82
Франция 7,51 8,40 8,41 8,01
Италия 6,99 7,43 6,97 8,11
Канада 8,03 8,62 8,91 8,55
Япония 7,23 8,09 9,26 8,40
Корея 6,10 7,80 8,04 9,03
Австралия 8,14 9,14 8,62 8,67
Китай 2,42 3,04 4,13 4,35
Индия 2,78 2,13 3,20 1,95
Казахстан 1,55 6,30 4,00 2,56
Украина 2,49 7,82 5,94 3,33
Как видим, отставание России в сфере экономики лежит преимущественно в области экономического стимулирования инновационных процессов и состояния информационной инфраструктуры. Если посмотреть на динамику образовательной структуры населения страны, опираясь на данные Всероссийских переписей населения, то она демонстрирует за период с 1989 по 2002 гг. значительный рост доли населения с высшим (включая незаконченное высшее) и средним профессиональным образованием (табл.2).
Таблица 2
Уровень образования населения России в возрасте 15 лет и старше (по данным Всероссийских переписей населения)
Годы На 1000 человек соответствующего возраста имеют образование
высшее профессио- нальное неполное высшее профессио- нальное среднее профессио- нальное начальное профессио- нальное среднее (полное) общее основное общее
1989 113 17 192 130 179 175
2002 160 31 271 127 175 138
Основу современного экономического развития, базирующегося на знаниях, составляет третичное образование (по терминологии Международной стандартной классификации образования - МСКО), которому в рамках российской образовательной системы соответствует среднее профессиональное (на базе 11 классов), высшее профессиональное и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Сопоставительные данные по численности обучающихся (уровень МСКО-5/6) в России и некоторых странах ОЭСР в 2004г. приведены в табл. 3.
Таблица 3
Численность обучающихся в России и странах ОЭСР в третичном секторе
образования. 2004г. [2: 19-20]
Страна Всего в третичном секторе образования В том числе
среднее профессиональное высшее профессиональное послевузовское
Россия 9630,9 2599,6 6884,2 147,1
Великобритания 2247,4 512,8 1645,2 89,4
Германия 2330,5 349,1 1981,4
США 16900,4 3574,0 12950,8 375,6
Франция 2160,3 515,2 1543,8 101,3
Япония 4031,6 983,2 2977,0 71,4
В русле современных мировых тенденций в России с 1992 года спрос на профессиональное образование указанного уровня быстро увеличивается. Сегодня он достиг рекордных отметок и является одним из наиболее высоких в мире [3]. По доле лиц с высшим и послевузовским образованием Россия уступает только США, Норвегии и Нидерландам. Прием в учреждения среднего и высшего профессионального образования начал интенсивно расти с 1992 г. За период 1995-2005 гг. численность приема в учреждения СПО возросла в 1,3 раза, в учреждения ВПО - в 2,4 раза, прием в аспирантуру и докторантуру - в 3,8 раза. Численность обучающихся в учреждениях профессионального образования (МСКО 5/6) в этот период представлена на рис.1. Динамика роста контингента обучающихся показана на рис.2. Видно, что спрос на профессиональное образование увеличивался тем быстрее, чем выше уровень образовательных учреждений.
Наиболее быстро за последние 15 лет развивался сегмент вузов экономического и правового профиля. Если в 1991 г. государственных вузов данного профиля было всего 35, то к 1998 г. их число увеличилось до 56, а к 2004 г. - до 103. Прирост негосударственных вузов также происходил за счет открытия институтов данного профиля. Иная ситуация происходила с
техническими и педагогическими вузами. Их количество увеличилось не так значительно: технических - со 156 вузов в 1991 г. до 170 в 2003 г., педагогических - со 150 вузов в 1991 г. до 176 в 2003 г. [4: 15].
8000 7000 -6000 -5000 4000 3000 2000 1000 0
1995 1997 1999 2001 2003 2005
Рис. 1. Численность обучающихся в третичном секторе образования в России, тыс.чел.
□среднее профессиональное
□высшее
профессиональное
□ послевузовское
к*
*
■ всего
среднее
профессиональное
высшее
профессиональное
послевузовское
Рис. 2. Динамика численности обучающихся: среднее профессиональное, высшее и послевузовское образование (1975г. - 100%)
Частично абсолютное увеличение спроса на профессиональное образование указанного уровня связано с демографическими процессами: в России число родившихся быстро росло во второй половине 1970 - начале 1980-х годов, в 1983-1987 гг. оно стабилизировалось, а с 1988 г. начало интенсивно снижаться. В результате к концу 1990-х годов численность населения в типичных возрастах поступления в ссузы и вузы (17-19 лет) увеличилась на 15-20% по сравнению с началом десятилетия. Исходя из тенденции демографического развития и демографических прогнозов, мы наблюдаем в настоящее время определенный уровень насыщения величины спроса на профессиональное образование и ожидаем его снижение в
предстоящие 5-8 лет [3]. Количественные индикаторы профессионального образования определенным образом коррелируют с показателями, характеризующими уровень экономики и жизни населения (табл.4). Вместе с тем сравнение этих показателей с аналогичными в экономически развитых странах мира (например, производительности труда и уровня образования населения, в том числе занятого населения) показывает явно недостаточную эффективность прироста имеющихся показателей развития образования.
Таблица 4
Сопоставление показателей социально-экономического развития и образования
Показатели 1992 2000 2006 2006/2000
ВВП на душу населения, руб. 128000 50192 116000 2,31
Объем промышленной продукции, млрд руб. 18500 4763 11209 2,35
Объем продукции, подвергнувшейся значительным технологическим изменениям, млн руб. 79,0 197,3 2,49
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 215 2290 5162 2,25
Численность студентов вузов на 10000 человек населения, чел. 176 327 480 1,46
Численность студентов ссузов на 10000 человек населения, чел. 134 160 175 1,09
Доля лиц с высшим образованием в численности занятых, % 16,1 21,6 24,9 1,15
Доля лиц со средним профессиональным образованием в численности занятых, % 31,6 28,7 26,1 0,90
Это несоответствие можно объяснить, наряду с другими причинами, или низким качеством образования, или низкой эффективностью рынка труда, не позволяющей полностью реализовать имеющийся образовательный потенциал, или тем и другим одновременно [3: 83-94].
С точки зрения развития экономики, основанной на знаниях, особое значение имеет структура спроса на профессиональное образование по областям специализации. Полезно имеющуюся группировку специальностей
среднего и высшего профессионального образования (в России - 28 групп направлений специализации, по МСКО-97 - восемь широких областей образования и 25 узких) объединить в две крупных области, которые условно называют «обществознание» и «естествознание», что делается при проведении международных сравнений [3]. К первой группе относятся такие области образования, как педагогика, искусство, социальные науки, бизнес и право. Ко второй - естественнонаучные, инженерные, сельскохозяйственные науки, здравоохранение и др.
В табл. 5 приведены темпы роста числа поступивших в учреждения профобразования по двум выделенным областям специализации по отношению к показателям 1995 г.
Таблица 5
Темпы роста числа поступивших в учреждения профессионального образования
по областям специализации, % к 1992 г.
2002 2005
Всего Общество- знание Естество- знание Всего Общество- знание Естество- знание
Государственные ссузы 132 146 122 124 132 119
Государственные вузы 289 448 179 306 321 287
Аспирантура 339 461 269 339 354 176
Как видим, в приросте контингента приема по всем уровням профессионального образования явно превалирует направления обществознания.
Г оворя о стратегическом управлении развитием человеческого потенциала, отметим, что оно направлено на формирование обучающей организации и создание условий для обучения, развития и совершенствования профессиональных навыков в целях повышения уровня организационной, командной и индивидуальной эффективности [5: 275]. С этой точки зрения, интересными представляются сопоставления показателей формального, дополнительного профессионального образования и самообразования в России и зарубежных странах (рис.3).
Рис.3. Участие населения в различных формах обучения, % от числа опрошенных в
возрасте 15-64 лет.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
89,2
□Австрия
□ Финляндия
□ Швеция
□ Франция
□ Италия
□ Германия
□ Великобритания
□ Испания
□ Россия
Особенность современной эпохи заключается в том, что доступ к интеллектуальным ресурсам высшего уровня должно иметь все большее число людей и в качестве производителей, и в качестве пользователей. Это требует нового подхода к подсистемам образования всех уровней, предполагает как изменение содержания образования, так и перестройку всего организационно-экономического механизма образовательной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационные приоритеты государства / Отв. редактор А.А.Дынкин, И.Иванова/ ИМЭиМО РАН. М.: Наука, 2005.
2. Индикаторы образования. 2007: Статист. сборник / Л.М.Гохберг, И.Ю.Забатурина, Н.В.Ковалева, В.И.Кузнецова, О.К.Озерова, О.Р.Шувалова. М.: ГУ - ВШЭ, 2007.
3. Полетаев А. В. Российское образование в контексте международных показателей : сопостав. докл. / [Полетаев А. В., Агранович М. Л., Жарова Л. Н.]. М.: Аспект-пресс, 2003.
4. Павлюткин И.В. Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организационных популяциях. Препринт WR10/2006/04. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами/Пер. с англ. М., 2002. (Менеджмент для лидера).