© П. Очирбат, Б. Чинзориг,
2008
П. Очирбат, Б. Чинзориг
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ
І.Основание и предпосылки проведения данного исследования
Век, в котором мы живем, появляется очевидная пот-ребность всех народов как развитого, так и развиваю-щегося мира в осмыслении шаткого баланса взаимоотношений человечества с окружающей средой.
Для лучшего понимания этой проблемы, а также для принятия необходимых мер нужно соответствующим образом инновацировать систему образования во всех его формах на всех уровнях.
Сегодня образование для устойчивого развития по су-ществу является образованием для жизнеобеспечения. Если оглянуться на пройденный путь развития человеческой циви-лизации, можно выделить две концептуальные системы.
Одна из них - концепция брать из природы все, что можно брать, не ждать, что природа даст. В данной концепции материальные факторы становятся определяющим элементом становления и развития индустрильного общества западного типа, основой формирования экономического человека.
Для такого типа развития характерны «приобретательские инстинкты» и доминирование «хозяйственных законов». На этой концепции и базировались техногенная модель развития общества и производственная функция Кейнса, где основными элементами являются капитал и труд.
Другая концепция - это жить в согласии с природой, подчиняясь законам природы. Брать то, что природа может дать. Этой концепции придерживается восточная кочевная цивилизация.
Недостатком такого типа цивилизации является «условное» отставание в экономическом развитии. Условное потому, что при моделе устойчивого развития это отставание становится преимуществом.
Производственная функция при моделе устойчивого раз-вития определяется не только затратами капитала и труда, но и затратами на ресурсы и экологическими затратами. Именно такая модель
устойчивого развития способствует формирова-нию экологического человека.
В процессе общего развития человеческая цивилизация во второй половине XX века идеологически разделилась на со-циоприродные системы, ориентирующиеся на капиталисти-ческие и коммунистические принципы развития.
Благодаря теории конвергенции о постепенном сглажи-вании экономических, политических и идеологических разли-чий между капиталистической и социалистической общест-венными системами противоречия между этими системами цивилизации и различие между оседлой и кочевной цивили-зацией имеют тенденцию к преодолению.
В рамках этой теории доказывалось, что эти цивилизо-ванные системы в равной мере несут ответственность за ухудшение мировой экологической ситуации. Именно эта теория способствовала достижению согласия провести меж-дународную конференцию ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году и принять Программу по окружающей среде и раз-витию.
В 2002 году Йоханнесбурге была принята декларация по устойчивому развитию и концепция, которая была признана всеми государствами мира.
Многие страны, в том числе Монголия, разработали программу устойчивого раз-вития на XXI век. На этих концепциях основывается новая парадигма образования.
II. Новая парадигма образования для устойчивого развития
Решение саммита мира в Рио-де-Жанейро и декларация Иоханнесбурга стало новой стратегией мирового развития.
В разработанных национальных программах, основанных на этой новой стратегии, ведущее место занимает вопрос образования для устойчивого развития.
Этому способствует принятие международными организациями решения относительно образования. Например, ре-шением 57-й сессии Генеральной ассамблеи ООН объявлены с 2005-2015 гг. 10-летием образования устойчивого раз-вития. В Париже состоялась совместное заседание ЮНЕСКО и представителей неправительственных организаций, на кото-ром были обсуждены вопросы высшего образования. Работало три секции:
• всеобщее образование;
• устойчивое развитие;
• глобализация.
Цель настоящей Байкальской международной конферен-ции ЮНЕСКО на тему «Экологическая этика и образование для устойчивого развития» заключается в реализации стратегии ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития.
Это свидетельство того, что вопрос высшего образования выдвигается как очень важное звено в системе образования Устойчивого развития в целом. В этой связи хочу высказать некоторые критические замечания в адрес современной образовательной модели. Многие исследователи отмечают, что современное школьное образование эффективно противостоит мо-делям устойчивого развития.
Практически все аспекты учебного плана и образова-тельного процесса работают в традиционном контексте, т.е. переходят в XXI век в большей части в неизменном варианте. При такой моделе превалирующей задачей образования являе-тся подготовка квалифицированных кадров и профессио-нальная подготовка, продолжающая поддерживать миро-вую техногенную модель экономики, которая заключается в мате-риальном экономическом росте.
Рост валового национального продукта и валового внут-ренного продукта продолжает считаться жизненно необходи-мым для общественного прогресса, несмотря на растущий уро-вень истощения природных ресурсов и загрязнения окру-жающей среды.
В качестве ценности, которую всецело и детально учат в школах и продолжают укреплять, преподносят «культуру отрицания» или современную культуру, которая не осознает того, что её собственные издержки и структуры произ-водства являются причинами сегодняшнего кризиса окру-жающей среды.
Официальное образование в большинстве стран мира укрепляет ценности промышленной революции, взгляды которой в значительной степени разнятся с принципами устойчивого развития и жизнеобеспечения.
Образование для жизнеобеспечения, устойчивое развитие и стабильное будущее должны стать единой точкой зрения, ко-торая может позволить нам мирно преодолеть дестабилизи-рующие ценности современного мира. Нам необходимо посто-янно
работать в этом направлении, чтобы преодолеть преобла-дающий нынче образ мыслей, поддерживающий такие взгляды, как [3]:
• отношение к природным ресурсам как к чему-то свобод-ному и неистощимому и предназначенному, в первую очередь, для потребления их человеком;
• решение всех проблем только техническими средст-вами;
• представление о том, что Земля бесконечно может поглощать наши чрезмерные токсические отходы;
• взгляд на накопление материальных богатств, как на суть человеческой самореализации на земле.
В таких ситуациях «Образование для устойчивого раз-вития» должно играть значительную роль в изменении челове-ческого сознания и образа мышления. В этом заключается суть новой парадигмы образования для устойчивого развития и жизнеобеспечения.
Согласно этой новой парадигме сторонники «Образования для жизнеобеспечения» видят современный период в истории образования как переход к эпохе, в которой понятия жизнеобеспечения и устойчивости интегрируются в каждый аспект преподавания и учебного плана.
Все уровни образования ставят своей целью более глубо-кую подготовку всех граждан к встрече с возможными пробле-мами и вопросами устойчивого развития в XXI веке.
Установленные дисциплины начинают формировать пути развития такого образования, которое будет приемлемым и более подходящим для таких понятий, как жизнеобеспечение и устойчивое развитие, которые являются предметом обсужде-ния настоящей конференций.
Концепция и содержание устойчивого развития рассматриваются различными исследователями по-разному и дают неоднородные определения.
Впервые в 1972 году на конференции ООН были рас-смотрены понятия “экология” и “развитие” в единстве как еди-ное целое. Потом с 80-ых годах устойчивое развитие стали рассматривать не только в аспектах экосистемы, но и социаль-но-политических аспектах. С 1990-х годов это положение крепко заняло свое место в стратегии Устойчивого развития и его программах. Некоторые исследователи конференции считают, что сущестует более 30 определений об устойчивом развитии.
В прошлогодней конференции, которая состоялась в Улан-Баторе южно-корейский ученый в своем докладе отмечал что существует более 40 определений.
Нами насчитано около 60 определений. Монгольские студенты каждый по-своему дали характеристику и определение устойчивому развитию.
Программой ООН по окружающей среде в публикации под названием «Забота о планете: стратегия достижения устой-чивого будущего» (1991) устойчивое развитие определялось как «Улучшение качества жизни человека в рамках потенциаль-ной ёмкости поддерживающих экосистем» [3].
В отчете Генерального секретаря ЮНЕСКО по устойчи-вому развитию (1998) говорится, что: «Образование является наиболее эффективным средством подготовки к проблемам будущего и формирования мира завтрашнего дня... Обра-зование также является средством культивации навыков и способом изменения поведения людей, их системы ценнос-тей и образа жизни, обеспечения общественной поддержки отказа человечества от гибельного образа жизни и перехода к устойчивому развитию. Одним словом, образование яв-ляется самой большой надеждой человечества и наиболее эффективным средством достижения устойчивого разви-тия».
Есть мудрое высказывание великого мыслителя Индии Махатма Ганди: «Мир достаточен ресурсами, чтобы обеспечить потребности, а не жадность». Есть естественная наука изучаю-щая примущественно общественную потребность, пути её обеспечения.
В рамках концепции устойчивого развития эти вопросы рассматрываются в синтезе этих наук на стыке многих научных знаний. Когда мы рассматриваем концепцию устойчивого развития на общественно-политическом уровне, обычно при-меняем модель треугольника устойчивого развития. Основная мысль этой модели
- не ущемлять неравнозначность экономи-ческого, общественного и экологического факторов.
III. Некоторые опыты по разработке кирри-кюлима высшего образования по предмету «Устой-чивое развитие»
В настоящее время нет единой теории или стандарта программы обучения по устойчивому развитию, но есть различные положения теории.
На какие бы положения ни опиралась программа обуче-ния, сколько различных вариантов она бы ни имела, суть воп-роса всё же упирается в принципы философии и методологии разработки данной программы обучения, в методы выявления её элементов.
При разработке целостной программы по предмету «Устойчивое развитие» нами использована как ориентир одна модель программы обучения, которая была разработана на основе многолетних исследований группы учёных нашей страны и практики обучения.
Данная модель разработана на основе метода систем-ного анализа, который является основным научным методом современной науки, на основе принципа парадокса, кото-рый определяет динамику развития, на основе принципов восточной философии, теории когнитив конструктивизма, являющейся парадигмой образовательной психологии, а так-же на основе практики обучения. Эти философские и мето-дологические принципы совпадают с принципами устой-чивого развития.
Вместе с тем на макросоциальном уровне программу обучения мы рассматриваем как культуру саму по себе. Так как для достижения устойчивого развития необходимо достичь той культуры бытия, когда развитие не предусматривает самопожертвования или жертвования другими людьми, жертвование настоящим или будущим.
Концепция устойчивого развития в рамках этой парадиг-мы -решить проблемы развития глобального мира, требую-щие интегральных знаний многих отраслей науки.
Для выполнения этих требований необходимо разработать соврешенно новый инновационный киррикюлим высшего образования, который мог бы обеспечить запросы общества и будущих специалистов.
При разработке киррикюлима мы старались учесть необходимость изменений в дидактике высшего образования, его содержание, методы. Тем более, что федерация универси-тетов мира рекомендует, чтобы будущие специалисты имели возможность осознать положения устойчивого развития, а студенты принимали участие в процессе устойчивого раз-вития.
Мы разработали киррикюлим и написали учебник для студентов, чтобы дать знания об Устойчивом развитии. Таким образом, киррикюлим разработан как система учебного про-цесса,
включающая такие взаимосвязанные элементы, как пот-ребность, цель, содержание, метод и оценки. Думаем, что нет необходимости подробно останавливаться на каждом из этих элементов.
Содержание киррикюлима было избрана из учебника с учётом цели предмета. Метод киррикюлима предусмат-ривает:
• принципы активного обучения,
• учёбу основанную на самоуправлении и самооргани-зации,
• интегральное знание,
• глобализаци.
Оценка: не только стремление получить хорошую оценку, но и умение.
Апробация киррикюлима: Проведен семинар молодых
преподавателей. Участники семинара разработали киррикю-лим с учётом особенностей своих школ.
На основе разработанного нами целостного киррикюлима в ряде институтов и университетов был разработан и экспери-ментирован киррикюлим по предмету “Устойчивое развитие”. В том числе:
• Универсистет науки и технологии, предмет “Устой-чивое развитие”. Руководитель группы проф. П.Очирбат.
• Институт “Эко-Ази”, предмет “Устойчивое развитие и экология”. Руководитель группы проф. Ц. Адъяасэрэн.
• Институт “Газарчин”, предмет “Устойчивое развитие и туризм”. Советник проф. Шагдар.
Данный эксперимент дает возможность сделать вывод о том, что разработанный нами киррикюлим может быть при-менен для других высших учебных заведений с учетом их специфических особенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Очирбат П. Устойчивое развитие и прикладная экология, Улан-Батор, 2004.
2. Очирбат П., Баясгалан Ш., Чинзориг Б. Образование устойчивого развития: Улан-Батор, 2004.
3. Фарелл Р.В., Джордж Папагианнис. Образование для
жизне-обеспечения. - В книге: Энциклопедия систем
жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. Том I. - М., 2005.
4. Бурмаа Б. Главный план уроков устойчивого развития для вузов и высших учебных заведений. (Отчёт). Улан-Батор, 2004.
— Коротко об авторах ----------------------------
Очирбат П. - горный инженер, доктор наук, профессор, Чинзориг Б. - горный инженер, магистр.