Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития и формирование ценностно-мотивационных установок личности'

Образование для устойчивого развития и формирование ценностно-мотивационных установок личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТАНОВКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ УСТАНОВКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GUIDELINES FOR HUMAN ACTIVITIES / MOTIVATION / SYSTEM OF VALUES / VALUES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скопицкая Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются положения «образования для устойчивого развития» и формирование ценностно-мотивационных установок деятельности школьников на основе идей устойчивого развития. Рассмотрены проблемы развития личности в системе Человек-Природа-Общество на основе переоценки ценностей, выработке стиля поведения во взаимоотношении с окружающим миром как изменение самого человека и его мотивационного выбора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скопицкая Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for sustainable development and personal values formation

The paper is focused on the problem of education for sustainable development and schollers' personal values formation on the basis of sustainable development principles. The author considers the problem of personal development in the Person-Nature-Society system on the basis of values reappraisal and development of an own style of interaction with the outside world as the process of changing the person and the motivation

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития и формирование ценностно-мотивационных установок личности»

ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ОИСК

Т. А. Скопицкая

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМ ИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена формированию ценностно-мотивационных установок деятельности школьников на идеях устойчивого развития. Рассмотрены проблемы развития личности в системе Человек-Природа-Общество на основе переоценки ценностей, выработки стиля поведения во взаимоотношениях с окружающим миром. Развитие личности рассмотрено как изменение самого человека и его мотивационного выбора

Образование для устойчивого развития личности предполагает формирование человека, способного предвидеть последствия своих действий, нести за них ответственность, осознавать целостность и взаимосвязь картины мира в системе Человек-Природа-Общество.

2005 год ООН объявила годом начала Международного Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (ОУР), утверждая, что чрезвычайно важно в системе непрерывного образования в течение всей жизни человека актуализировать и реализовать эти идеи. По своим основным целям и задачам деятельность в области образования для устойчивого развития совпадает с ведущими направлениями стратегии модернизации содержания и форм образования. В первую очередь, оно направлено на достижение изменений в сознании и поведении человека, что возможно только в процессе его активной деятельности и при принятии им целей этого образования.

Понятие «устойчивое развитие» определяется с помощью двух своих основных признаков - антропоцентрического (выжи-

вание человечества и возможность его дальнейшего устойчивого, непрерывного развития без кризисов и катастроф, с удовлетворением своих потребностей в ресурсах и экологических условиях) и биосфероцентрического (сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле). Рассматривая в исследовании условия формирования установок личности в процессе образования для устойчивого развития, мы руководствовались тем, что этот процесс имеет все основания для разрешения глобальных проблем цивилизации: взаимоотношений между природой и обществом; между экологией и экономикой; между глобальными требованиями и национальными интересами; между богатыми и бедными; между существующими стереотипами потребностей людей и разумными потребностями для саморазвития и самосовершенствования.

Образование, как и все сферы деятельности людей, должно изменяться кардинальным образом, ориентироваться на будущее и быть основополагающей частью устойчивого развития («поддерживаемого»

- общеупотребительный перевод англий-

ского словосочетания sustainable development) как новой социоприродной формы развития. Методы обучения, ориентированные на овладение системой «готового знания», расчета и проектирования, принятые в традиционной системе образования, в условиях угрожающего эколого-социаль-ного кризиса меняют свои акценты.

В качестве новых приоритетов образования для устойчивого развития выделяют: (а) формирование экологоцентриче-

ского мышления; (б) эколого-социальную ответственность; (в) деятельность и способность к её вариативности; (г) воспитание личностных качеств, которые определяют «не столько сугубо профессиональные характеристики человека, сколько образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие» [2, с.24].

Характеризуя российское образование и тенденции устойчивого развития, подчеркнем, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладая развитым чувством ответственности за судьбу страны и мира в целом [5, с.3]. При этом важно учесть, что общественное сознание в своем развитии отстаёт от социальной действительности. Оно с запозданием выявляет истину, которая уже не может стать основанием для принятия своевременных и конструктивных решений. Отстающее сознание не в состоянии решать проблемы экологии и другие глобальные проблемы, требующие принятия опережающих действий, необходимых для сохранения человечества [3, с.120]. Это означает, что современная система образования должна взять на вооружение опережающее ускоренное изменение сознания людей, направленное на формирование таких установок деятельности, которые позволят предотвратить эколого-социальную катастрофу и сформируют такое сознание личности, при котором удовлетворение по-

требностей будет направленно в большей степени на развитие самого человека, его интеллектуально-духовного уровня, а не материальных предпочтений.

Для успешной реализации этих направлений требуются новые подходы в практической педагогике, одним из которых является формирование ценностно-мотивационных установок деятельности учащихся, так как характерными чертами становления личности в подростковом возрасте выступают переоценка ценностей, выработка своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, окружающим миром, социумом.

Вопросы ценностной ориентации, осознанно-мотивационной деятельности приобретают все большее значение в устойчивом развитии, особенно со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляются обществом к выпускнику школы и за решение которых он несет ответственность. Современная школа призвана обучать с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества и индивида завтрашнего дня, опираясь на прочный методологический фундамент педагогической науки, правильно строя систему средств и способов, которые обеспечивают социальное становление индивида в необходимом для общества направлении. Таковым в настоящее время выступает подготовка ученика с довольно высоким уровнем компетентности и личностного развития, показателем которых является природно-социальная направленность личности, наличие у выпускника интереса к познавательной деятельности, соизмеримости желаний и потребностей во всех сферах жизнедеятельности, реальное признание природной среды высшей ценностью развития человечества. Как показывает педагогическая практика, все эти положения реальны при целенаправленном формировании у учащихся ценностно-мотивационных установок деятельности, которые нашли отражение в целях образования для устойчивого развития.

В нашем исследовании мы рассматривали комплекс педагогических условий, связанных с обучением опережающей от-

ветственной личности на основе теории установки (Д. Н. Узнадзе), теории деятельности (А. Н. Леонтьев), теории отношений (В. Н. Мясищев).

В исследовании мы исходили из гипотезы, что формирование ценностно-мотивационных установок деятельности учащихся как основы формирования целостной позиции личности в процессе образования для устойчивого развития будет успешным при реализации следующего комплекса педагогических и организационных условий:

- субъекты образовательного процесса принимают целевое направление по формированию ценностно-мотивационной установки деятельности: «от качества образования к качеству жизни»;

- формирование ценностно-мотивационной установки в контексте образовательного процесса рассматривается как активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности на основе теоретических и практических составляющих образования;

- содержание и технологии учебно-воспитательного процесса в школе предусматривают реализацию педагогических принципов вариативности, открытости, доступности, а процесс обучения основывается на активно-деятельностных и личностно ориентированных подходах к обучению и воспитанию;

- развитие профессионализма педагогических кадров рассматривается как основа успешности учебно-воспитательного процесса.

Методологической основой исследования стала интеграция аксиологического, акмеологического, мотивационного, лично-стно - ориентированного и деятельностного подхода в обучении.

В психологических исследованиях установка рассматривается как фактор готовности действовать тем или иным образом (Д. Н. Узнадзе, Ш. Надирашвили), как фактор влияния на скорость реакции людей при ответной реакции на определенный раздражитель, а при выборе действия на устойчивость ценностно-мотивационного предпочтения личности (Г. Оллпорт,

Л. Ланге, В. Г. Леонтьев, М. Рокич, В. И. Чирков). Д. Н. Узнадзе определил установку как «ступень развития, предшествующую сознанию» и выступающую как на уровне автоматического поведения, так и на уровне объективации (осмысленной установки) [10, с.140]. Это позволяет утверждать что, для эффективности учебно-воспитательного процесса учет и использование индивидуальной установки личности - условие положительного результата педагогического воздействия.

Проанализировав существующие подходы к сущности понятия «формирование ценностно-мотивационных установок деятельности» с точки зрения организации педагогического процесса, мы остановились на определении: формирование ценностномотивационных установок деятельности учащихся - это целенаправленный многосторонний процесс воздействия на психоэмоциональную (сознание и подсознание) сторону развития личности с целью активизации мотивационной значимости деятельности на основе оценки и переосмысления человеком окружающей действительности и собственного опыта как ценности бытия и будущего.

Используя понятие установки, можно объяснить множество особенностей поведения человека как на практическом, так и на мыслительном уровнях. Именно на этом положении основывается наше экспериментальное исследование, в котором изучаются педагогические условия формирования установок деятельности (поведения) человека на основе ценностно-мотивационных составляющих.

Во многих философско-педагогических работах последних лет описываются подходы к современному образованию в рамках разных модельных представлений. Имеются в виду теоцентрическая, натурцентриче-ская, социоцентрическая и антропоцентрическая модели педагогического процесса. Уже в названиях моделей явно обозначен центр - та точка отсчета, которая лежит в основе их построения: в основе социоцен-трической модели - «социо» (общество); натурцентрической - «натура» (природа); теоцентрической - «тео» (божественное на-

чало); антропоцентрической - «антропос» (человек) [6, 8, 9]. При создании модели педагогического процесса в нашем исследовании мы попытались объединить основополагающие понятия обозначенных компонентов модели, так как только познание в единстве и равнозначности человека, природы и общества дает реальную целостную картину мира настоящего и будущего, формирует позицию самоопределения личности, его миропонимания и направленности деятельности. Эти положения лежат в основе образования для устойчивого развития и проходят апробацию в образовательных учреждениях России.

Формирование ценностно-мотивационных установок личности в образовании для устойчивого развития - это управляемый процесс, основанный на взаимодействии управляющей и управляемой подсистем. Направленность управления педагогическим процессом включает формирование мировоззрения, развитие мотивационно-потребностной сферы личности, совершенствование умений взаимодействия в социуме, становление жизненных принципов учащихся в совместной и индивидуальной деятельности на основе формирования ценностно-мотивационных установок. Наша модель основана на рассмотрении положения и поведения человека в социо-при-родных и эколого-экономических системах разных уровней, интегрирует знания о мире и человеке, дает учащимся системное представление о социальных, естественноприродных, экологических, экономических аспектах развития человечества сегодня и в долгосрочной перспективе; о индивидуальных характеристиках и возможностях самосовершенствования личности в обозначенных аспектах; при этом основывается на активных, интерактивных, личностно-деятельных технологиях и целостности учебно-воспитательного процесса [1].

В исследовании ценностно-мотивационная установка деятельности представлена как комплекс, включающий критерии для оценки сформированности: рефлексия, мотивация деятельности, готовность и активность в саморазвитии, мотивация потребностей (на уровне достаточности и ра-

зумности); стадии формирования ценностно-мотивационных установок: выявление, понимание, принятие, деятельность (поведение), корректировка, сохранение, контроль, привычка; уровни сформированности: репродуктивный, продуктивный и рефлексивно-системный.

В процессе исследования были выявлены и востребованы следующие педагогические условия формирования ценностно-мотивационных установок деятельности:

- гуманизация педагогического процесса: развитие представлений личности об опыте поколений, который должен приобрести каждый человек, чтобы состоялась его личностная адаптация к окружающему социоприродному миру, к настоящим и будущим взаимоотношениям человека с человеком, для чего необходимо создание доверительных субъект-субъектных отношений, в которых учащиеся становятся равноправными участниками диалога с учителями, с общественностью, а учебный процесс строится на демократических принципах;

- аксиологическая ориентация педагогического процесса: когда процесс направлен на выявление (опыт) и развитие у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности, где акцент ставится на ценности самой личности, ее жизни и развития, на ценности самого образования, как возможности самосовершенствоваться и адаптироваться в окружающем мире, на ценности эколого-экономических знаний как взаимозависящих составляющих нашего бытия;

- акмеологическая направленность педагогического процесса: когда процесс ориентируется на устойчивое развитие человека, что сопряжено с ориентацией на непрерывное образование и самообразование, с развитием силы воли и силы духа; «когда позиция человека обеспечивает его выживание и самоутверждение в нестабильном обществе и создает предпосылки («человеческий фактор») устойчивого развития общества в целом» [6];

- морально-нравственная и моральноправовая направленность педагогического процесса: мотивация достижения высоких результатов, успеха в обучении и в жизни

на основе творчества и активной деятельности в рамках морально-правовых норм; воспитание чувства личной ответственности за свою судьбу и выбор жизненной стратегии на основе морально-нравственных норм (в противовес материально-потребительским отношениям).

Результаты исследования показали, что социально-значимая деятельность личности может быть эффективна при условии организации целенаправленного, систем-

ного педагогического процесса, объединенного общей целью формирования ценностно-мотивационной установки деятельности для устойчивого развития, что позволяет содействовать синтезу естественнонаучных, социальных, экономических знаний и на этой основе - целостному восприятию индивидом картины мира, осознанию проблем, стоящих перед обществом, и их комплексного характера для самосовершенствования и самореализации личности.

Литература

1. 2-я Международная конференция «Образование и устойчивое развитие», 16-18 ноября 2004 г., Москва : тез. докл. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. - 213 с.

2. Бусыгин А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - 2-е изд. - Ульяновск: Изд-во «Сибирская книга», 2003. - 216 с.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.

4. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2-х тт. Изд. 3-е, стереотипное. Т.1 / пер. с фр. - М.: «Мир», 2004. - 496 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Academia; АПКиПРО, 2004. - С.3.

6. Максимова В. Н. Национальный ресурс обновления страны // Классный журнал. - 2001. - №1. - С.10-12.

7. Пономаренко Т. И. Установка как фактор формирования стратегии поведения : автореф. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 1998. - 24 с.

8. Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации : материалы V Московской международной конф. «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». -М.: Компания Спутник +, 2005. -181с.

9. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. - М., 1977.

10. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966 .. - С.140. . с х г ес е сс а . - .: а а,

11. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.

12. Хусаинов З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. - 2005. - №2. -С.66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.