ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ОИСК
Т. А. Скопицкая
(Санкт-Петербург)
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМ ИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена формированию ценностно-мотивационных установок деятельности школьников на идеях устойчивого развития. Рассмотрены проблемы развития личности в системе Человек-Природа-Общество на основе переоценки ценностей, выработки стиля поведения во взаимоотношениях с окружающим миром. Развитие личности рассмотрено как изменение самого человека и его мотивационного выбора
Образование для устойчивого развития личности предполагает формирование человека, способного предвидеть последствия своих действий, нести за них ответственность, осознавать целостность и взаимосвязь картины мира в системе Человек-Природа-Общество.
2005 год ООН объявила годом начала Международного Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (ОУР), утверждая, что чрезвычайно важно в системе непрерывного образования в течение всей жизни человека актуализировать и реализовать эти идеи. По своим основным целям и задачам деятельность в области образования для устойчивого развития совпадает с ведущими направлениями стратегии модернизации содержания и форм образования. В первую очередь, оно направлено на достижение изменений в сознании и поведении человека, что возможно только в процессе его активной деятельности и при принятии им целей этого образования.
Понятие «устойчивое развитие» определяется с помощью двух своих основных признаков - антропоцентрического (выжи-
вание человечества и возможность его дальнейшего устойчивого, непрерывного развития без кризисов и катастроф, с удовлетворением своих потребностей в ресурсах и экологических условиях) и биосфероцентрического (сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле). Рассматривая в исследовании условия формирования установок личности в процессе образования для устойчивого развития, мы руководствовались тем, что этот процесс имеет все основания для разрешения глобальных проблем цивилизации: взаимоотношений между природой и обществом; между экологией и экономикой; между глобальными требованиями и национальными интересами; между богатыми и бедными; между существующими стереотипами потребностей людей и разумными потребностями для саморазвития и самосовершенствования.
Образование, как и все сферы деятельности людей, должно изменяться кардинальным образом, ориентироваться на будущее и быть основополагающей частью устойчивого развития («поддерживаемого»
- общеупотребительный перевод англий-
ского словосочетания sustainable development) как новой социоприродной формы развития. Методы обучения, ориентированные на овладение системой «готового знания», расчета и проектирования, принятые в традиционной системе образования, в условиях угрожающего эколого-социаль-ного кризиса меняют свои акценты.
В качестве новых приоритетов образования для устойчивого развития выделяют: (а) формирование экологоцентриче-
ского мышления; (б) эколого-социальную ответственность; (в) деятельность и способность к её вариативности; (г) воспитание личностных качеств, которые определяют «не столько сугубо профессиональные характеристики человека, сколько образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие» [2, с.24].
Характеризуя российское образование и тенденции устойчивого развития, подчеркнем, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладая развитым чувством ответственности за судьбу страны и мира в целом [5, с.3]. При этом важно учесть, что общественное сознание в своем развитии отстаёт от социальной действительности. Оно с запозданием выявляет истину, которая уже не может стать основанием для принятия своевременных и конструктивных решений. Отстающее сознание не в состоянии решать проблемы экологии и другие глобальные проблемы, требующие принятия опережающих действий, необходимых для сохранения человечества [3, с.120]. Это означает, что современная система образования должна взять на вооружение опережающее ускоренное изменение сознания людей, направленное на формирование таких установок деятельности, которые позволят предотвратить эколого-социальную катастрофу и сформируют такое сознание личности, при котором удовлетворение по-
требностей будет направленно в большей степени на развитие самого человека, его интеллектуально-духовного уровня, а не материальных предпочтений.
Для успешной реализации этих направлений требуются новые подходы в практической педагогике, одним из которых является формирование ценностно-мотивационных установок деятельности учащихся, так как характерными чертами становления личности в подростковом возрасте выступают переоценка ценностей, выработка своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, окружающим миром, социумом.
Вопросы ценностной ориентации, осознанно-мотивационной деятельности приобретают все большее значение в устойчивом развитии, особенно со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляются обществом к выпускнику школы и за решение которых он несет ответственность. Современная школа призвана обучать с опережением, прогнозируя и учитывая потребности общества и индивида завтрашнего дня, опираясь на прочный методологический фундамент педагогической науки, правильно строя систему средств и способов, которые обеспечивают социальное становление индивида в необходимом для общества направлении. Таковым в настоящее время выступает подготовка ученика с довольно высоким уровнем компетентности и личностного развития, показателем которых является природно-социальная направленность личности, наличие у выпускника интереса к познавательной деятельности, соизмеримости желаний и потребностей во всех сферах жизнедеятельности, реальное признание природной среды высшей ценностью развития человечества. Как показывает педагогическая практика, все эти положения реальны при целенаправленном формировании у учащихся ценностно-мотивационных установок деятельности, которые нашли отражение в целях образования для устойчивого развития.
В нашем исследовании мы рассматривали комплекс педагогических условий, связанных с обучением опережающей от-
ветственной личности на основе теории установки (Д. Н. Узнадзе), теории деятельности (А. Н. Леонтьев), теории отношений (В. Н. Мясищев).
В исследовании мы исходили из гипотезы, что формирование ценностно-мотивационных установок деятельности учащихся как основы формирования целостной позиции личности в процессе образования для устойчивого развития будет успешным при реализации следующего комплекса педагогических и организационных условий:
- субъекты образовательного процесса принимают целевое направление по формированию ценностно-мотивационной установки деятельности: «от качества образования к качеству жизни»;
- формирование ценностно-мотивационной установки в контексте образовательного процесса рассматривается как активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности на основе теоретических и практических составляющих образования;
- содержание и технологии учебно-воспитательного процесса в школе предусматривают реализацию педагогических принципов вариативности, открытости, доступности, а процесс обучения основывается на активно-деятельностных и личностно ориентированных подходах к обучению и воспитанию;
- развитие профессионализма педагогических кадров рассматривается как основа успешности учебно-воспитательного процесса.
Методологической основой исследования стала интеграция аксиологического, акмеологического, мотивационного, лично-стно - ориентированного и деятельностного подхода в обучении.
В психологических исследованиях установка рассматривается как фактор готовности действовать тем или иным образом (Д. Н. Узнадзе, Ш. Надирашвили), как фактор влияния на скорость реакции людей при ответной реакции на определенный раздражитель, а при выборе действия на устойчивость ценностно-мотивационного предпочтения личности (Г. Оллпорт,
Л. Ланге, В. Г. Леонтьев, М. Рокич, В. И. Чирков). Д. Н. Узнадзе определил установку как «ступень развития, предшествующую сознанию» и выступающую как на уровне автоматического поведения, так и на уровне объективации (осмысленной установки) [10, с.140]. Это позволяет утверждать что, для эффективности учебно-воспитательного процесса учет и использование индивидуальной установки личности - условие положительного результата педагогического воздействия.
Проанализировав существующие подходы к сущности понятия «формирование ценностно-мотивационных установок деятельности» с точки зрения организации педагогического процесса, мы остановились на определении: формирование ценностномотивационных установок деятельности учащихся - это целенаправленный многосторонний процесс воздействия на психоэмоциональную (сознание и подсознание) сторону развития личности с целью активизации мотивационной значимости деятельности на основе оценки и переосмысления человеком окружающей действительности и собственного опыта как ценности бытия и будущего.
Используя понятие установки, можно объяснить множество особенностей поведения человека как на практическом, так и на мыслительном уровнях. Именно на этом положении основывается наше экспериментальное исследование, в котором изучаются педагогические условия формирования установок деятельности (поведения) человека на основе ценностно-мотивационных составляющих.
Во многих философско-педагогических работах последних лет описываются подходы к современному образованию в рамках разных модельных представлений. Имеются в виду теоцентрическая, натурцентриче-ская, социоцентрическая и антропоцентрическая модели педагогического процесса. Уже в названиях моделей явно обозначен центр - та точка отсчета, которая лежит в основе их построения: в основе социоцен-трической модели - «социо» (общество); натурцентрической - «натура» (природа); теоцентрической - «тео» (божественное на-
чало); антропоцентрической - «антропос» (человек) [6, 8, 9]. При создании модели педагогического процесса в нашем исследовании мы попытались объединить основополагающие понятия обозначенных компонентов модели, так как только познание в единстве и равнозначности человека, природы и общества дает реальную целостную картину мира настоящего и будущего, формирует позицию самоопределения личности, его миропонимания и направленности деятельности. Эти положения лежат в основе образования для устойчивого развития и проходят апробацию в образовательных учреждениях России.
Формирование ценностно-мотивационных установок личности в образовании для устойчивого развития - это управляемый процесс, основанный на взаимодействии управляющей и управляемой подсистем. Направленность управления педагогическим процессом включает формирование мировоззрения, развитие мотивационно-потребностной сферы личности, совершенствование умений взаимодействия в социуме, становление жизненных принципов учащихся в совместной и индивидуальной деятельности на основе формирования ценностно-мотивационных установок. Наша модель основана на рассмотрении положения и поведения человека в социо-при-родных и эколого-экономических системах разных уровней, интегрирует знания о мире и человеке, дает учащимся системное представление о социальных, естественноприродных, экологических, экономических аспектах развития человечества сегодня и в долгосрочной перспективе; о индивидуальных характеристиках и возможностях самосовершенствования личности в обозначенных аспектах; при этом основывается на активных, интерактивных, личностно-деятельных технологиях и целостности учебно-воспитательного процесса [1].
В исследовании ценностно-мотивационная установка деятельности представлена как комплекс, включающий критерии для оценки сформированности: рефлексия, мотивация деятельности, готовность и активность в саморазвитии, мотивация потребностей (на уровне достаточности и ра-
зумности); стадии формирования ценностно-мотивационных установок: выявление, понимание, принятие, деятельность (поведение), корректировка, сохранение, контроль, привычка; уровни сформированности: репродуктивный, продуктивный и рефлексивно-системный.
В процессе исследования были выявлены и востребованы следующие педагогические условия формирования ценностно-мотивационных установок деятельности:
- гуманизация педагогического процесса: развитие представлений личности об опыте поколений, который должен приобрести каждый человек, чтобы состоялась его личностная адаптация к окружающему социоприродному миру, к настоящим и будущим взаимоотношениям человека с человеком, для чего необходимо создание доверительных субъект-субъектных отношений, в которых учащиеся становятся равноправными участниками диалога с учителями, с общественностью, а учебный процесс строится на демократических принципах;
- аксиологическая ориентация педагогического процесса: когда процесс направлен на выявление (опыт) и развитие у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности, где акцент ставится на ценности самой личности, ее жизни и развития, на ценности самого образования, как возможности самосовершенствоваться и адаптироваться в окружающем мире, на ценности эколого-экономических знаний как взаимозависящих составляющих нашего бытия;
- акмеологическая направленность педагогического процесса: когда процесс ориентируется на устойчивое развитие человека, что сопряжено с ориентацией на непрерывное образование и самообразование, с развитием силы воли и силы духа; «когда позиция человека обеспечивает его выживание и самоутверждение в нестабильном обществе и создает предпосылки («человеческий фактор») устойчивого развития общества в целом» [6];
- морально-нравственная и моральноправовая направленность педагогического процесса: мотивация достижения высоких результатов, успеха в обучении и в жизни
на основе творчества и активной деятельности в рамках морально-правовых норм; воспитание чувства личной ответственности за свою судьбу и выбор жизненной стратегии на основе морально-нравственных норм (в противовес материально-потребительским отношениям).
Результаты исследования показали, что социально-значимая деятельность личности может быть эффективна при условии организации целенаправленного, систем-
ного педагогического процесса, объединенного общей целью формирования ценностно-мотивационной установки деятельности для устойчивого развития, что позволяет содействовать синтезу естественнонаучных, социальных, экономических знаний и на этой основе - целостному восприятию индивидом картины мира, осознанию проблем, стоящих перед обществом, и их комплексного характера для самосовершенствования и самореализации личности.
Литература
1. 2-я Международная конференция «Образование и устойчивое развитие», 16-18 ноября 2004 г., Москва : тез. докл. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. - 213 с.
2. Бусыгин А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - 2-е изд. - Ульяновск: Изд-во «Сибирская книга», 2003. - 216 с.
3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
4. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2-х тт. Изд. 3-е, стереотипное. Т.1 / пер. с фр. - М.: «Мир», 2004. - 496 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Academia; АПКиПРО, 2004. - С.3.
6. Максимова В. Н. Национальный ресурс обновления страны // Классный журнал. - 2001. - №1. - С.10-12.
7. Пономаренко Т. И. Установка как фактор формирования стратегии поведения : автореф. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 1998. - 24 с.
8. Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации : материалы V Московской международной конф. «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». -М.: Компания Спутник +, 2005. -181с.
9. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. - М., 1977.
10. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966 .. - С.140. . с х г ес е сс а . - .: а а,
11. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.
12. Хусаинов З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся // Инновации в образовании. - 2005. - №2. -С.66-72.