Научная статья на тему 'Образование для пожилых людей в Китае: история, современное состояние и тенденции развития'

Образование для пожилых людей в Китае: история, современное состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATION FOR ELDERLY / CONDITIONS / HISTORY / MODERN STATE / DEVOLEPMENT TREND / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ / УСЛОВИЯ / ИСТОРИЯ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Баоши

Статья посвящена актуальной для современного Китая проблеме старению населения. Одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования, повышение качества жизни пожилых граждан, особенно пенсионеров. Рассматриваются условия и мероприятия, способствующие созданию новых, перспективных возможностей для образования пожилых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR THE ELDERLY IN CHINA: HISTORY,PRESENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

The article is devoted to an urgent problem of modern China aging of the population. One of the most important tasks the education system facing is to improve the quality of life of senior citizens, especially pensioners. Conditions and activities that contribute to the creation of new, promising opportunities for the education of the elderly are considered

Текст научной работы на тему «Образование для пожилых людей в Китае: история, современное состояние и тенденции развития»

Зарубежный опыт

Ван Баоши

(Китайская Народная Республика, гШанхай)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

EDUCATION FOR THE ELDERLY IN CHINA: HISTORY, PRESENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

Статья посвящена актуальной для современного Китая проблеме - старению населения. Одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования, - повышение качества жизни пожилых граждан, особенно пенсионеров. Рассматриваются условия и мероприятия, способствующие созданию новых, перспективных возможностей для образования пожилых. Ключевые слова: образование для пожилых, условия, история, современное состояние, тенденция развития.

The article is devoted to an urgent problem of modern China - aging of the population. One of the most important tasks the education system facing is to improve the quality of life of senior citizens, especially pensioners. Conditions and activities that contribute to the creation of new, promising opportunities for the education of the elderly are considered.

Key words: education for elderly, conditions, history, modern state, devolepment trend.

Проблемы старения населения в современном Китае обостряются с каждым днём: 31 провинция (включая города непосредственного подчинения) отмечает старение своего населения. К 2018 году число пожилых людей, которым исполнилось 60 лет и больше, достигло 249 млн., что составляет 17,9% от общей численности населения Китая. К этому числу с каждым годом прибавляется 8 млн. Ожидается, что в 2050 году численность пожилых людей достигнет 489 млн. и составит 34,9%. Старение населения означает резкое сокращение трудовых ресурсов, из-за чего растет себестоимость социального обеспечения, что в конечном итоге влияет на рост экономики Китая.

Резкое старение предъявило обществу требование повысить качество духовной жизни пожилых людей, особенно старых супругов, «пустогнёздых» из-за политики планового деторождения, и пожилых родителей, «дома оставшихся» из-за того, что их

взрослые дети уехали на работу в города. При условии удовлетворения их материальных потребностей именно образование служит для пожилых людей основным путем повышения качества духовной жизни.

1. Базисные условия образования для пожилых людей в Китае - это система социального обеспечения.

Удовлетворяя материальную потребность у пожилых людей, Китай создал по стране в 31 провинции систему субсидий, в свою очередь, 30 провинций создали также свою систему пособий по обслуживанию людей преклонного возраста. 29 провинций (включая города непосредственного подчинения) создали и свою систему по уходу за престарелыми. Все эти субсидии охватывают более 30 млн. престарелых людей.

К концу 2018 года число различных учреждений для обслуживания престарелых во всём Китае насчитывает более 150,5 тысяч на 7,46 млн. мест и более, среди которых

3,92 млн. мест находится в домах-интернатах и приютах для пожилых, а более 3,53 млн. мест - в учреждениях по уходу за пожилыми в микрорайонах.

Цель развития системы обслуживания для пожилых в Китае - создать к 2020 году систему, охватывающую города и села, с усовершенствованными функциями, опирающуюся на обслуживание со стороны учреждений на базе микрорайонов [12].

Система социального пенсионного обеспечения в Китае состоит из трех уровней и включает в себя: базовую пенсионную защиту, дополнительное пенсионное страхование со стороны предприятий и личное (индивидуальное) сберегательное страхование. Так же существует система социальной помощи: система социального благосостояния для оказания помощи семьям погибших, семьям военнослужащих и инвалидам войны, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, система социального страхования для деторождения, медицинского страхования, система страхования для пенсионной защиты и страховых выплат по безработице.

При этом в сельских местностях действует система по обеспечению сельского медстрахования нового типа, включая систему «пяти гарантий»: гарантированного обеспечения питанием, одеждой, жильём и медицинским обслуживанием и систему социальной защиты жизни у крестьян с низким уровнем заработка, что образует общую систему социального обеспечения для пожилых людей.

Было запланировано объединить и ввести вышеуказанную систему нового типа социального страхования и систему социального страхования городского престарелого населения в комплекте с системой базового пенсионного страхования для городских рабочих и служащих, а также, системой социальной помощи, системой социального благосостояния и другими мерами социального обеспечения, чтобы к 2020 году была создана всекитайская объединённая базовая система пенсионного страхования для городского и сельского населения на основе

единого управления, обслуживания и информационного обеспечения.

Вышеупомянутые условия социального обеспечения не только удовлетворяют материальные потребности пожилых, но и предоставляют материальную базу для их образования. При этом в городах ситуация с финансовым обеспечением пожилых людей обстоит лучше, чем в деревнях. Среди городских пожилых одна треть финансово самостоятельна, а в сельской местности на свои пенсионные начисления могут жить лишь 4,6% .

2. Правительственные органы и общественные организации, отвечающие за работу с пожилыми людьми

За работу с пожилыми людьми отвечает Всекитайский комитет по работе с населением зрелого возраста при Госсовете. В его обязанности входят управление и координация ежегодной работы, связанной со старением. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей и Постоянный комитет Народного политического консультативного совета и соответствующие специальные комиссии при них рассматривают, разрабатывают и выдвигают различные предложения и нормативные документы, направленные на регулирование работы с населением зрелого возраста. Подобные местные органы имеются и при провинциях и городах непосредственного подчинения.

В Китае учреждены 14 всекитайских общественных организаций, которые занимаются соответствующей работой с пожилыми лицами: Всекитайское общество пожилых профессоров, Всекитайское общество научно-технических работников, Всекитайское общество пожилых юристов, Китайский фонд исследований возраста, Китайская ассоциация индустрии обслуживания пожилых людей, Китайская ассоциация университетов для пожилых людей и т.д.

Эти организации обеспечивают связь центрального и местных правительств с группой людей зрелого возраста, внедряют культуру уважения к престарелым, защищают их законные права, организуют для них культурно-развлекательные мероприя-

тия и добровольные услуги, изучают гуманитарные и естественные науки о зрелом возрасте.

3. Законодательство, нормы и политика в отношении пожилых и престарелых граждан в Китае отражены в «Законе об обеспечении прав и интересов престарелых», «Общих положениях гражданского права», «Законе о наследовании», «Законе о браке», «Законе о благотворительности», «Положениях об усилении работы по предоставлению льгот престарелым».

О политике, направленной на социальное обеспечение пожилых граждан, говорится в «Положениях об усилении работы по предоставлению льгот престарелым» (2016), в «Предложениях об ускорении социализации дела общественного благосостояния» (2013) и «Предложениях об ускорении развития сферы обслуживания для престарелых» (2013), в «Руководящих предложениях о продвижении и формировании комфортной жилой среды для пожилых людей» (2016), в «Предложении о поддержке перестройки свободных социальных ресурсов для развития обслуживания престарелых людей» (2016) и т. д.

Действуют также правила и положения, которые носят характер политических установок и имеют отношение к образованию для пожилых людей: «Тезисы государственной программы реформы и развития сферы образования Китая (2010-2020)», «Программа Китая по развитию образования людей зрелого возраста на период 12-й пятилетки» (2011), «Ответное согласие на создание Государственного открытого университета на основе Центрального радио и телевизионного университета», «Государственная программа по развитию образования для пожилых людей в КНР на 2016-2020 годы», «Положение о распространении воспитательной работы с пожилыми».

Вышеприведенные законы и нормы политического характера с разных сторон регулируют юридические отношения, политические связи, касающиеся прав и интересов пожилых, содействуют улучшению их бытовых условий и обеспечивают их саморазвитие, повышают внимание к ним со стороны

общества. Таким образом, повышается социальное положение пожилых людей, им предоставляется юридическое и политическое обеспечение. Все это способствует повышению роли и участия пожилых в социальной деятельности.

4. Современное состояние и главные проблемы пенсионеров в Китае.

Действующие пенсионные системы в Китае очень сложны, различаются в зависимости от отраслей, профессий в городах и в сельской местности. По Постановлению Госсовета от 1978 года № 104, мужчина уходит на пенсию в 60 лет, женщина (рабочая) - в 50, а женщина - кадровая работница, проработавшая 10 лет и более, - в 55 лет.

В вузах старшие преподаватели уходят на пенсию в 55 лет, а доценты и профессора - в 60 лет. Но разрешают продлить пенсионный возраст профессора на 3 или 5 лет в отдельных вузах с учётом производственной необходимости и здоровья данного профессора. Чиновники провинциальных и министерских органов уходят на пенсию в 65 лет, государственные руководители - в 70 лет.

На образ жизни пожилых влияет целая система факторов: состояние здоровья, бытовые привычки; бывшая профессия, экономические и жилищные условия, интересы и хобби, семейная ситуация, а также особенности системы обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Городские пенсионеры. Это представители рабочих и служащих. Преимущественно это пенсионеры, которые родились в 4050 годах XX века, имеющие относительно низкий уровень образования. По образу жизни их можно разделить на три группы: первая группа - это продолжающие работать, чтобы помочь своей семье получить дополнительный доход, или же волонтёры, включенные в общественную жизнь. Вторая группа - это ухаживающие за внуками, помогая своим детям, или престарелыми родителями. Третья группа - это лица, которые могут позволить себе получать дополнительное образование, путешествовать или заниматься спортом. Экономические условия у этих пенсионеров на низком или среднем уровне.

Интеллигенты среди городских пенсионеров - это пенсионеры, которые раньше работали чиновниками, учителями, врачами или занимались культурной и художественной деятельностью, научным исследованием, также технической работой и управлением на предприятиях. После ухода на пенсию одни из них продолжают работать, используя свою квалификацию и опыт, другие помогают своим женатым детям ухаживать за ребенком или ухаживают за своими престарелыми родителями. Остальные - свободно организуют свою жизнь на пенсии: учатся, развлекаются, путешествуют, занимаются спортом, укрепляя свое здоровье. У них более высокий уровень образования и хорошие экономические условия.

В последнее время в городах появился новый - коллективный - образ жизни на пенсии: пенсионеры живут отдельно у себя в квартире в одном арендованном корпусе, но совместно готовят и обедают на кухне, вместе собираются и организуют коллективные мероприятия.

Сельские пенсионеры-крестьяне по образу жизни также делятся на три группы. Одни продолжают полевую работу, если позволяет здоровье. Часть из них, потерявшая трудоспособность, трудится по мере своих сил. Другие, оставшиеся в своём селе из-за отъезда детей на работу в город, ухаживают за своими внуками. Среди них есть и трудоспособные, которые работают в городах.

Большинство пенсионеров-крестьян живут на иждивении своих детей, а пожилые бездетные или одинокие устраиваются в дома для престарелых в качестве лиц, охваченных системой «пяти гарантий», потому что их дохода недостаточно или он отсутствует. Их экономическое положение довольно сложное, а образованность или грамотность в целом невысока.

В свободное время пенсионеры-крестьяне обычно смотрят телевизор, читают книги, поют песни и танцуют там, где имеется дом культуры или пункт просветительной работы.

Пенсионеры - бывшие военные. Это те, кто воевал и работал во время войны против японских захватчиков и Освободи-

тельной войны, или же ушел в отставку с дивизионной и более высокой должности. Они получают пенсию, равную зарплате, и обеспечены бесплатным лечением. Пенсионеры-кадры или отставные офицеры чаще всего живут в специальных домах или санаториях, пользуются установленными услугами. У них самые хорошие условия содержания, а образ жизни у большинства из них состоит из отдыха (спорт, развлечения и туризм) и учёбы (чтение). Небольшая часть из них помогают взрослым детям в уходе за внуками. Из них немногие продолжают работать.

Состояние здоровья пенсионеров. По результатам исследования условий жизни старшего поколения, проведённого в 2018 году Всекитайским комитетом по работе с людьми пожилого и преклонного возраста в городах и деревнях Китая (такое исследование проводится через каждые пять лет и проводилось до настоящего времени 4 раза, начиная с 2000 года), состояние здоровья у около 30% пожилых людей остаётся хорошим. При этом показатели здоровья выше у пожилых мужчин с высоким уровнем образования , у тех, кто живёт в городах и состоит в браке. Больше половины пожилых не имеют вредных привычек и принимают специальные продукты для поддержания своего здоровья. Вместе с тем приблизительно 50% пожилых никогда не занимались спортом и имеют проблемы со сном.

«Горячие точки» потребления у пожилых людей появились с 2015 года: первая

- удовлетворяет потребность в заботе, в этом нуждаются более 30 млн. престарелых и более 40 млн. лишённых трудоспособности пожилых, среди которых больше всего «пустогнёздых»; вторая - потребность в туризме: в 2015 году больше 14% пожилых совершили туристические поездки; третья

- связана с потреблением товаров, предназначенных для пожилых. Главным образом это продукты для поддержания здоровья (пищевые добавки) и лекарства. По данным Китайской ассоциации здравоохранения, ежегодное потребление пищевых добавок у пожилых составляет 50% от общего потребления в сумме 200 млрд. юаней. Расходы на

покупку лекарств у каждого городского пожилого жителя насчитывает в среднем 2341 юань/год (1395 юаней/год в деревнях), что составляет 15,7% от общего расхода. Четвёртая точка - потребление Интернета. Теперь в Китае 5% пожилых (доля городских пожилых посетителей составляет 9,1%, а доля сельских пожилых посетителей - 0,9%) часто пользуются Интернетом. Большинство пожилых (85%) используют Интернет, для просмотра новостей и телефильмов (65,4%), общаются в чате (21,2%) и совершают операции с акциями (14%).

Занятость у пожилых. Около 30% пожилых продолжают работать, среди них наибольшую долю составляет группа городских и сельских жителей, дети которых живут за счёт своих родителей. 80% и более сельских пенсионеров продолжающих работать, занимаясь физическим трудом . По сравнению с 1990 годом, численность занятых пожилых в 60 лет и старше (2015) выросла на 115% за 25 лет [3].

5. Цель, содержание и формы китайского современного образования для пожилых людей. Развитие образования людей зрелого возраста является одной из важных мер реагирования на старение населения, на осуществление модернизации образования, на создание так называемого «обучающегося общества». Цель его развития - предоставить пожилым шанс и условия повторного обучения. Благодаря этому обучению они обновляют свои знания, расширяют свой кругозор, укрепляют здоровье, повышают качество жизни. Это позволяет обществу увеличить трудовые ресурсы, повысить экономический рост. Одновременно такое обучение позволяет пожилым успешнее адаптироваться к жизни на пенсии, тем самым повышая их причастность к общественной деятельности.

Содержание китайского образования для пожилых включает в себя следующие направления: питание и здравоохранение; музыка; театр и танец; рукоделие и садоводство; знания о литературе и искусствах; другие виды деятельности (каллиграфия, чтение стихов, просмотр и обсуждение фильмов, литературных произведений и т.д.);

профессиональные квалификации (работа с использованием компьютера, интернет-ресурсов, присмотр за больным, кулинария и т.п.)050.

Главные организационные формы обучения для пожилых: циклы лекций, семинары, обучение в академии и университете для пожилых людей, особенно в сети Государственного открытого университета. Срок обучения составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. А также -год или несколько лет в зависимости от формы обучения (очное, заочное, или дистанционное). При таком обучении можно изучать одну из специальностей и с полученными оценками (очками) поступать в вуз, получать учёную степень.

В настоящее время в основном сложилась рамочная система образования для пожилых в Китае, охватывающая всю страну. 8,10 млн. пожилых (2017) обучаются в 6,2 тыс. учебных заведений для пожилых людей, десятки миллионов участвуют в социальном и дистанционном обучении. Например, в Шанхае более 500 тыс. пожилых в возрасте 60 и более лет обучаются в различных университетах (школах). С распространением такого обучения на низовые организации или учебные заведения более 600 тыс. пожилых в Шанхае принимают участие также в других учебных мероприятиях, учебных коллективах и кружках. Ожидается, что к 2020 году одна пятая часть пожилого населения Шанхая получит статус курсантов или студентов пожилого возраста [7].

6. История, современное состояние, основные проблемы образования лиц пожилого возраста в Китае.

История развития образования для пожилых граждан в новом Китае состоит из трёх этапов: первоначальный - с 17-го сентября 1983 года, когда был создан первый университет для пожилых людей в г. Цзи-нань провинция Шаньдун «Университет для пожилых людей при обществе Красного креста пров. Шаньдун», до 1988 года, когда была учреждена Китайская ассоциация университетов для пожилых людей, что обозначило объединение университетов для

пожилых по всей стране в единую систему. В течение этого этапа число университетов для пожилых достигло 916, а число студентов - 130 тыс.

Второй - этап поиска и расширения - с 1988 до 2000 года. В течение этого этапа осуществлялись принципы «Жить лёгкой и счастливой жизнью в старости» и «Быть предприимчивым и перспективным». Китайская ассоциация университетов выдвинула цель учебной работы - «Умножить знания, воспитать моральные устои, обогатить жизнь, стимулировать здоровье, служить обществу».

Третий этап - этап научного развития. После 2000 г. дело просвещения пожилых стремительно развивается, особенно начиная с 2002 года, когда на XVI съезде КПК была поставлена задача, создать общество, ориентированное на всенародную учёбу и учёбу на протяжении жизни, обеспеченное системой непрерывного образования. С 2005 г. Министерство образования КНР ежегодно устраивает по всей стране Неделю обучения на протяжении всей жизни. После XVI съезда КПК Центральный комитет КПК выдвинул концепции «Человек превыше всего» и «Построить гармоничное общество», а также «Концепцию о научном развитии», благодаря чему активизировалась работа по изучению проблем образования для пожилых, работа по созданию университетов для пожилых проживающих в сельской местности и городских микрорайонах.

Отличительные черты китайского образования для лиц пожилого возраста. Главные инициаторы создания учебных заведений по образованию для пожилых в Китае - это руководящие партийные и правительственные организации. Все формы обучения, включая очное и заочное, дистанционное и социальное, идут под руководством партии и правительства. Среди университетов для пожилых государственные составляют 86,43%, частные - 2,7%. Государственные при спонсировании со стороны частных предпринимателей и частные при государственном финансировании составляют соответственно 2,7% и 5,43%. Среди более 4000 университетов для пожи-

лых при уездных и городских учреждениях 94,7% относятся к организациям ветеранов и старых кадров.

Система этого образования стала самостоятельной и сетевой, состоящей из пяти ступеней - провинциальных, городских, уездных, волостных, сельских и микрорайонных университетов для пожилых. Образована относительно независимая сеть образования для пожилых. Создается сеть дистанционного обучения, и сеть социального воспитания.

Целью образования для лиц пожилого возраста стала модель неформального образования с ориентацией на повышение ряда качеств - моральных, умственных, физических .

Сложились первоначальные независимые концепции о просвещении для пожилых: «Основное образование», «Совершенное образование», «Инклюзивное образование», «Независимое образование», «Образовательные программы свободного посещения», «Счастливое образование», «Гармоничное культурное образование» и т. п.

В настоящее время китайские учебные заведения для пожилых существуют в следующих формах: в формах центров старых кадров, центров отдыха для пожилых, сельских центров культурных массовых мероприятий. При этом расширяются формы сетевого обучения, онлайн- консультация и онлайн- чтение, поощряется и использование микроблога, микрочата, мобильного клиента и других медиа - средств массовой информации. Одновременно уделяется большое внимание подготовке управленческих работников, с целью повышения деловых качеств и специальных умений.

Одна из основных задач деятельности по обучению пожилых состоит в использовании тех условий и возможностей, которыми располагают микрорайоны. Принимаются меры для необходимой реконструкции помещений и переделки оборудования, для унифицирования стандартов аппаратного обеспечения и создания на базе микрорайонах пунктов, работающих в качестве филиала или в форме дистанционного сетевого обучения.

Содержание обучения пожилых посред-

ством Интернета планируется дополнить обучением основам финансовой грамотности, юридической грамотности, права, научно-техническим знаниям.

Особое значение в Китае придаётся Интернет-обучению для пожилых людей. В последние годы число пожилых пользователей Интернета быстро растёт. Институт социологии Академии общественных наук КНР вместе с Научно-исследовательским центром компании Тепсе^ разработали Отчёт об Интернет-жизни у жителей средне-пожилого возраста в Китае («China'sMiddle-agedandElderlyInternetlifeResearchReport»). В этом Отчёте отметили, что с 2000 г. до июля 2017 г. доля интернет-пользователей в возрасте 50 лет и старше составляет 10,6% от общего количества пользователей. По данным, опубликованным Китайским центром информационной сети Интернета ^NN1^, всё больше и больше жителей среднего и пожилого возраста пользуются системой Интернет. Хотя они отстают в своих навыках от молодых пользователей Интернета, при мобильном включении их отставание от молодых становится меньше. Опрос, проведённый от августа до ноября 2017 г. в 8 городах среди жителей среднего и пожилого возраста про использование Ви-чата, показал, что 75,8% жителей среднего и пожилого возраста посещают Интернет с мобильным телефоном, из них 56,6% умеют искать в Вичате информацию, а 98,5% могут вести чат (chatonWebChat), около 40% научились платить с мобильного телефона за его использование и использовать мобильную навигацию (mobilenavigation) и т. п. [8].

Главные проблемы обучения пожилых и подход к их решению.

Дефицит бюджетных финансовых ресурсов. На сегодняшний день в Китае вложение в образование для лиц пожилого возраста включено в общее вложение в систему образования всей провинции ( города непосредственного подчинения) лишь при Шанхайском муниципалитете. При других местных правительствах пока не создано определённого механизма выделения специальных средств на образование для пожилых, и вложение в их образование в правительствен-

ный бюджет не предусматривается. При этом существует необходимость включения средств на образование пожилых в бюджет при местных правительствах разных ступеней, привлечения и расширения частных инвестиций.

Недостаток мероприятий и учительского состава. В Китае университеты для пожилых прежде всего создаются на базе вузов. Самые разные виды университетов для пожилых есть только на Востоке Китая. Недостаточно развита электронная информационная инфраструктура при учебных заведениях для пожилых. В них пока ещё отсутствует подготовка специальных преподавателей, а преподают в этих университетах главным образом пенсионеры из вузов. При этом отмечается большая текучесть кадров, из-за чего преподавательский состав нестабилен. Встают задачи подготовки специалистов, квалифицированных преподавателей, дополнения и стабилизации преподавательского состава.

Обучение для пожилых в городских микрорайонах и сельских местностях Китая базируется в основном в домах престарелых и культстанциях на площадях и в парках и т.д., даже в арендованных помещениях. В связи с этим нужно вложить средства на увеличение и реконструкцию учебных помещений, можно также путём интегрирования эффективнее использовать существующие ресурсы помещений для ухода на дому за престарелыми. Необходимо более активно искать возможности для обучения пожилых в домах ухода за престарелыми, в городских домах социальной защиты для престарелых и в сельских домах престарелых. Создавать стационарные помещения для обучения пожилых жителей, оснастить их оборудованием, сопроводить просветительными мероприятиями.

Содержание дисциплин для обучения пожилых в Китае остаётся однообразным, и формы обучения лишены многообразия. Обычно у пожилых людей видна большая разница в уровне грамотности, в личных предпочтениях и состоянии здоровья, что требует разнообразия в подходах к обучению. Нынешнее содержание образования

для пожилых не может полностью обеспечить необходимое многоуровневое обучение, единые учебные пособия также отсутствуют.

В отдельных городских микрорайонах обучение идёт по-прежнему в форме чтения газет и журналов, игры в карты и шахматы, занятий спортом. Следует расширять сферу обучения, развивать и открывать новые формы, создавая тем самым многообразную систему обучения для пожилых жителей [9].

7. Тенденции развития образования для пожилых в Китае.

Популяризация. С развитием экономики и резким ростом пожилого населения сфера образования для пожилых постепенно широко распространяется в сельские местности и городские микрорайоны и обучение пожилых в низовых местностях охватывает большие группы людей старшего возраста.

Распространение по микрорайонам. В современном Китае растёт число городских и сельских микрорайонов с низовыми учебными заведениями, где на расстоянии доступности ведётся обучение пожилых, что помогает созданию систематизированной образовательной сети для них.

Развитие посредством дистанционного обучения. С укреплением экономической

мощи народного хозяйства Китая в условиях научно-технического и информационного прогресса в обучении пожилых применяется всё больше и больше современных учебных средств. Одним из таких средств выступает дистанционное обучение. С помощью телевидения, радио и Интернета можно решить проблемы преодоления трудностей организации обучения, обеспечить пожилым удобные формы обучения.

Стандартизация. Система законодательства, связанная с образованием лиц пожилого возраста, может быть включена в комплексное правительственное планирование по развитию, что позволит ему осуществляться в более упорядоченном и нормативном направлении.

Интернационализация. С учётом различий в экономике, политическом строе, конфессиональных и культурных традиций, каждая страна выстраивает свой путь и модель по развитию образования для своих пожилых граждан. В этой области уже начинается сотрудничество Китая с другими странами, в том числе и с российскими организациями, что способствует интернационализации китайского образования для пожилых жителей [10].

Литература

1. 1.Госсовет КНР. Положение о развития системы обслуживания для пожилых.-URL:http:// www.moe.gov.cn/s78/A24/s7070/201310/E20131029_158920.html (дата обращения: 17.04.2019).

2. Госсовет КНР. Положение об издании Государственной программы по развитию людей зрелого возраста и созданию системы их обслуживания на период 13-й пятилет-ra.-URL:http://www.Law-lib.com/Law-view.asp?id= 555692 (дата обращения: 15.02.2019).

3. China Research Center on Aging / Social Science Akademic Press.Survey Report on the Living Conditions of China's Urban and Rural Older Persons(2018). -URL: http://www.Law-lib.com/ fzdt/newshtml/shjn/20180515143515.htm (дата обращения: 10.03.2019).

4. КонцелярияГоссовета КНР. Информация об издании Государственной программы по развитию образования для пожилых граждан КНР на период 2016-2020 гг.-URL: http: // www.gov.cn/gongbao/content /2016/content-5129496.htm (дата обращения: 17.04.2019).

5. Чжэн Синьли Об образовании для пожилых людей в KHTae.-URL:https://baike.

6. com/v7680211.htm?from Title =фа ШИ

7. Ли Мяо Анализ проблемы образования для пожилых людей в нашей стране-URL: http:// www.baywatch.cn/jiaoyulunwen/ laonianjiaoyulunwen/56995.htm/ (дата обращения: 11.04.2019).

8. Цзян Хунбин. Число организаций образования для пожилых в стране достигает 62 тысяч. -URL: http:// www.xzbu.com/6/ view-13023521-htm (дата обращения: 17.05.2019).

9. Институт социальных наук при Китайской академии общественных наук. Отчёт об использовании интернета жителями среднего и пожилого возраста в Китае. -URL: http:// xw.zgzx.com.cn/2018-03/22/content_ 9746243.htm (дата обращения: 12.04.2019).

10. Ван Пин. Развивать образование для пожилых, создавая гармоничное общество.-URL: http:// www.docin.com/ P-1467265121.htm/ (дата обращения: 20.05.2019).

11. Фань Лихуа. Исследование моделей просвещения для пожилых и тенденции их разви-тия.-URL: http:// www.xzbu.com/ 9/view-7642340.htm (дата обращения: 11.05.2019).

12. Чжу Динчжэнь. Ускорить развитие образования для пожилых, опираясь на образовательные ресурсы вузов.-URL:http://www.xinhuanet.com/city/2019-03/11/c_

13. 1210078324.htm (дата обращения: 17.04.2019).

14. Хань Бинчжи. Образование для пожилых с использованием ресурсов Интернета: преодоление отставания от цифрового общества.Economic Daily-URL: http://www.cac.gov.cn/ 2018-12/26/c_1123904770.htm (дата обращения: 17.05.2019).

15. Ло Чжэнгуан. Во всех провинциях нашей страны создана система субсидии для пожилых жителей.-URL:http://news.china.com.cn/2019-02/21/content_74490424.

16. htm (дата обращения: 17.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Захаров В.Ю. Зрелый возраст в Китае: проблемы и перспективы. -URL: https://www. 50plus.ru/news/1125.xml (дата обращения: 25.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.