Научная статья на тему 'Образование аудиторов в условиях новых вызовов'

Образование аудиторов в условиях новых вызовов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / образование / аттестат аудитора / повышение квалификации / новое поколение аудиторов / знания и навыки / audit / education / auditor certificate / advanced training / new generation of auditors / knowledge and skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кнарик Карапетовна Арабян

Представлены проблемы аудиторской деятельности, приведшие к острой нехватке аудиторов. Приток новых специалистов в профессию на протяжении последних лет остается критически низким. При этом сама профессия стремительно «стареет». Требуется комплексное и системное переосмысление подготовки и аттестации нового поколения аудиторов в условиях новых вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кнарик Карапетовна Арабян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of auditors in the face of new challenges

The problems of auditing activities that led to an acute shortage of auditors are presented. The influx of new specialists into the profession has remained critically low in recent years. At the same time, the profession itself is rapidly «aging». A comprehensive and systematic rethinking of the training and certification of a new generation of auditors in the face of new challenges is required.

Текст научной работы на тему «Образование аудиторов в условиях новых вызовов»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 33

https: //doi. org/10.24412/2073-0454-2024-2-217-221 EDN: https://elibrary.ru/shzfiu

NIION: 2003-0059-2/24-026 MOSURED: 77/27-003-2024-02-225

Образование аудиторов в условиях новых вызовов

Кнарик Карапетовна Арабян

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Москва, Россия, akn@bk.ru

Аннотация. Представлены проблемы аудиторской деятельности, приведшие к острой нехватке аудиторов. Приток новых специалистов в профессию на протяжении последних лет остается критически низким. При этом сама профессия стремительно «стареет». Требуется комплексное и системное переосмысление подготовки и аттестации нового поколения аудиторов в условиях новых вызовов.

Ключевые слова: аудит, образование, аттестат аудитора, повышение квалификации, новое поколение аудиторов, знания и навыки

Для цитирования: Арабян К. К. Образование аудиторов в условиях новых вызовов // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 217-221. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-217-221. EDN: SHZFIU.

Original article

Education of auditors in the face of new challenges

Knarik K. Arabyan

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Moscow, Russia, akn@bk.ru

Abstract. The problems of auditing activities that led to an acute shortage of auditors are presented. The influx of new specialists into the profession has remained critically low in recent years. At the same time, the profession itself is rapidly «aging». A comprehensive and systematic rethinking of the training and certification of a new generation of auditors in the face of new challenges is required.

Keywords: audit, education, auditor certificate, advanced training, new generation of auditors, knowledge and skills

For citation: Arabyan K. K. Education of auditors in the face of new challenges. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):217-221. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-217-221. EDN: SHZFIU.

Мир стремительно меняется. Изменения затрагивают все сферы жизни и особенно систему образования. Новую систему образования характеризуют следующие особенности: избыток информации разного качества, лекция трансформируется в диалог между всеми участниками образовательного процесса и в большей степени направлена на способ ориентирования студента в потоке информации, наличие у студента практического опыта, студент часто критически воспринимает информацию (преподаватель эксперт, но его мнение не всегда может быть единственно верным), неявные знания в обучении становятся источником конкурентного преимущества, смещение граней между формами занятий (лекции, семинары и др.), изменение ролей участников образовательного процесса, поиск новых технологий преподавания и контроля.

Эти особенности приводят к изменению ожиданий участников образовательного процесса. Очевидно, что в эпоху непрерывного образования и в условиях новых вызовов, ключевой задачей для образовательного учреждения является предоставление сту-

денту возможности выстроить систему личных знаний, научить использовать полученные знания, а также генерировать новые знания. И в этом важнейшую роль играют информационные технологии.

Важно, чтобы студент в начале своего обучения понимал основы выбранной профессии, чтобы у него постепенно формировались практические навыки, приближенные к реальной жизни. В этом процессе важную роль выполняют преподаватели — наставники и потенциальные работодатели, в связи с чем, подготовка преподавателей нового поколения является стратегически важной задачей для государства.

Если ожидания студента в процессе обучения не оправдываются, то он, как правило, начинает свой профессиональный путь не по специальности. По данным Росстата только 37 % россиян работают по специальности1. Целесообразным представляется выявление основных причин, которые привели к таким последствиям. Не оправдываются ожидания и потенци-

1 Российская газета // URL://https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html.

© Арабян К. К., 2024

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

_Фтт^^_Фшт^^_

ального работодателя. Причем, если обобщить опросы работодателей, среди причин, по которым они часто недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, можно отметить как недостаточную практическую, так и теоретическую подготовку. В сложившейся ситуации некорректно перекладывать всю ответственность на образовательные учреждения, поскольку это проблема комплексная и решаться она должна системно с участием государства в части оценки востребованности тех или иных специальностей на рынке труда, мониторинга изменений в экономике и формирования соответствующей государственной политики.

Социально-экономические изменения привели к необходимости изменения системы подготовки специалистов в разных отраслях и сферах деятельности. Одна из ключевых проблем подготовки специалистов в области аудиторской деятельности заключается в отсутствии системного подхода к образованию аудиторов.

В законодательстве определены только общие требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а в отсутствие стандарта «Образование аудитора» на практике в большей мере обсуждаются вопросы, связанные с аттестацией аудиторов и дальнейшей системой повышения их квалификации. Новая модель квалификационного экзамена для аудиторов меняет подход к структуре экзамена, необоснованно усложнив процесс получения аттестата в условиях сокращающегося рынка аудиторских услуг, при этом вопрос качества подготовки аудиторов нового поколения, отвечающим потребностям общества, остается открытым.

В некоторой степени эта проблема решена с принятием профессионального стандарта «Аудитор», однако действующий механизм аттестации аудиторов вызывает массу нареканий со стороны профессионального сообщества и не обеспечивает притока новых специалистов в отрасль. Реформа аудиторской деятельности, направленная на повышение качества и престижа профессии, не может быть реализована в отсутствие сформированной концепции в области образования аудиторов.

До перехода на единый квалификационный аттестат в России существовало четыре типа квалификационных аттестатов и всего несколько человек обладали всеми типами квалификационных аттестатов, что вполне объяснимо, так как не было потребности в большом количестве аудиторов в специальных отраслях. Аудитор сдавал экзамен только на ту область знаний, которая ему реально была необходима в практической деятельности.

По мнению С. И. Поляковой, в результате внедрения новой системы сдачи экзамена сложилась двойственная ситуация: де-юре установлен единый аттестат аудитора, который дает право осуществлять аудиторскую деятельность во всех отраслях, но де-факто аудитор специализируется, как правило, в одной отрасли. Необходимость в единовременной сдаче экзамена не соответствует сложившейся деловой практике. Внутри аудиторской организации существует специализация аудиторов даже в рамках одной сферы деятельности, и эта практика доказала свою состоятельность.

Нами предлагается пересмотреть как систему подготовки и аттестации, так и повышения квалификации аудиторов. Действующая система подготовки аудиторов представляется очень разрозненной.

Во-первых, отсутствует взаимосвязь между требованиями профессионального стандарта «Аудитор», учебными планами вузов, которые осуществляют подготовку аудиторов и бизнес-сообществом.

Во-вторых, отсутствует связь между системой подготовки аудиторов, аттестацией и повышением квалификации. Система профессиональной переподготовки аудиторов и повышения квалификации в специальных отраслях является недостаточно проработанной.

В-третьих, представляется недостаточно эффективным взаимодействие между единой аттестационной комиссией, саморегулируемыми организациями аудиторов, высшими учебными заведениями, которые осуществляют подготовку будущих аудиторов, и пользователями результатов аудита.

Важно разработать и внедрить ценностно-компе-тентностный подход непрерывного образования аудиторов. Мы считаем, что система подготовки аудиторов должна быть основана на следующих ценностях: честность; профессионализм; объективность; должная тщательность; профессиональный скептицизм; конфиденциальность; профессиональное поведение; командная работа; ответственность; непрерывное обучение; взаимовыручка; любовь профессии.

Саморегулируемая организация аудиторов (далее — СРОА) уделяет основное внимание контролю качества повышения квалификации аудиторов, в то время как требования к подготовке аудиторов должным образом не определены. Мы считаем важным и необходимым участие СРОА в образовательном процессе на всех этапах обучения аудиторов. Подготовка нового поколения аудиторов является стратегически важной задачей. Образование аудиторов начинается с обучения студентов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

ECONOMIC SCIENCE

Среди особенностей современной системы образования можно выделить развитие двух противоположных процессов: интеграции и индивидуализации. Процессы интеграции и глобализации очевидны, охватывают все мировое образовательное сообщество, включают в себя копирование, тиражирование ресурсов и знаний, что может привести к синергети-ческому эффекту в краткосрочной перспективе, а далее единственным конкурентным преимуществом будет являться качество, достижение которого возможно только при условии индивидуализации процесса обучения.

Полагаем, что именно те образовательные учреждения, которые в процессе интеграции мирового образования создадут уникальные образовательные программы, ориентированные на потребности экономического развития с учетом интересов всех участников образовательного процесса и общества, будут востребованы в долгосрочной перспективе.

В эпоху непрерывного образования ключевой задачей для образовательного учреждения является предоставление возможности студенту выстроить систему личных знаний, научить использовать полученные знания, а также генерировать новые знания. И в этом важнейшую роль играют информационные технологии. В такой ситуации необходимо перестраиваться именно образовательным учреждениям от системы «передача и ретрансляция информации» к системе «создание и генерирование знаний». Мы предлагаем сформировать новые требования к профессиональным компетенциям преподавательского состава, обучающего специалистов в области аудита. Преподаватель должен быть профессионалом в преподаваемой области, любить свое дело, иметь практический опыт работы в области бухгалтерского учета, финансов, аудиторской деятельности, хорошую деловую репутацию, быть ориентированным на индивидуальное обучение и формирование целей и результатов для студентов, использовать широкий спектр форм и методов преподавания: кейсы, деловые игры, тренинги, мастер-классы, бизнес-игры, лекции, семинары. На наш взгляд, целесообразно ввести элемент наставничества для формирования необходимых навыков и компетенций у будущих аудиторов. Важно привить студенту понимание и значимость выбранной профессии с начала обучения, чтобы у него постепенно формировались практические навыки и любовь к профессии. Если ожидания студента не оправдываются, то он, как правило, испытывает разочарование и меняет сферу профессиональной деятельности. Надо

вести работу по профориентации школьников, чтобы выбор профессии у будущих аудиторов был осознанным. На наш взгляд, требование наличия специального профессионального образования является одним из важнейших условий формирования нового поколения аудиторов. Учитывая тот факт, что аттестат является единым, а требования к аудиторам в специальных областях, таких как банковский аудит, аудит инвестиционных институтов и страховых компаний, имеет свою собственную существенную специфику, система подготовки аудиторов должна быть прак-тико-ориентированной.

Мы обобщили общие профессиональные компетенции специалистов в области аудиторской деятельности:

♦ способность понимания бизнес-процессов организации, структуры управления;

♦ способность организации и планирования аудиторской проверки;

♦ способность управлять и руководить проектом;

♦ умение работать с сотрудниками аудируемого лица, применять основные приемы консультирования;

♦ способность развить в процессе прохождения программы навыки работы с информацией, аналитических исследований и подготовки документов, принятия решений по результатам аудиторской проверки;

♦ владение бизнес-коммуникациями;

♦ управление мотивацией и управлением конфликтами;

♦ навыки командообразования и работы в команде;

♦ владение методологическим обеспечением аудиторских проверок.

К специальным профессиональным компетенциям, которыми должен обладать специалист в области аудиторской деятельности, относятся:

♦ владение бухгалтерским учетом как в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, так и международными;

♦ владение знаниями в области управленческого учета;

♦ владение знаниями в области налогов и налогообложения;

♦ владение знаниями в области права;

♦ умение работать с арбитражной практикой;

♦ умение оценивать специфику бизнес-процессов аудируемого лица;

♦ умение оценивать эффективность системы внутреннего контроля аудируемого, проводить оценку рисков;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ умение проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности;

♦ знание международных стандартов аудита;

♦ умение пользоваться программными продуктами по автоматизации учета и ERP системами и современными технологиями, основанными на применении искусственного интеллекта;

♦ владение методам принятия управленческих решений при проведении аудиторской проверки.

Мир динамично меняется, что влечет за собой изменения в названиях программ обучения, профилей подготовки. Очевидно, что потребность в качественной информации в условиях роста информационных технологий будет возрастать.

Мы считаем, что необходимо оставить три типа квалификационных аттестатов аудитора:

1) аттестат в области общего аудита, который дает право проводить аудиторские проверки в отношении коммерческих (кроме организаций банковской сферы) и некоммерческих организаций, работающих на основе коммерческого плана счетов;

2) аттестат в области аудита некоммерческих организаций, ведущих учет на основе бюджетного плана счетов;

3) аттестат в области банковского аудита.

Такая классификация аттестатов основана на

том, что бухгалтерский учет в России ведется в соответствии с тремя видами плана счетов: коммерческий, банковский и бюджетный.

Области знаний, подлежащие проверке при сдаче экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора:

♦ бухгалтерский учет, финансовая и прочая отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (с учетом специфики аттестата);

♦ международные стандарты учета и аудита;

♦ правовые основы экономической деятельности;

♦ налоги и налоговое планирование;

♦ риск-менеджмент и СВК;

♦ этика;

♦ основы психологии и логики;

♦ теория управления и анализ бизнеса (с учетом специфики аттестата);

♦ государственный контроль;

♦ теория аудиторской деятельности;

♦ аудит: практический кейс (с учетом специфики аттестата).

Требования к претендентам на получение каждого типа аттестата следует прописать в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» от

30 декабря 2008 г. № 307-Ф3. Нами сформулированы правила получения квалификационного аттестата аудитора.

1. Если претендент участвовал в качестве помощника аудитора, стажера, специалиста в аудиторских проверках не менее одного года, практический кейс подлежит перезачету.

2. Претендент, не сдавший отдельные области знаний на экзамене, сохраняет возможность досдачи этих областей знаний в течение одного года.

3. Если претендент имеет один тип квалификационного аттестата, то для получения другого типа аттестата должен будет дополнительно сдать экзамен на определенные области знаний.

Важным в системе непрерывного обучения аудиторов является формирование актуальных программ повышения квалификации аудиторов, отвечающих потребностям бизнеса и экономики.

Нами выделены следующие задачи в части разработки, актуализации и согласования программ повышения квалификации аудиторов.

1. Структурирование программ повышения квалификации с учетом вызовов современной экономики.

2. Составление перечня единых по содержанию, структуре и продолжительности обучения программ повышения квалификации, который является основным источником информации для СРОА и аккредитованных образовательных учреждений при организации обучения аудиторов по программам повышения квалификации.

3. Ежегодное определение приоритетов обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

4. Актуализация и разработка новых программ повышения квалификации по актуальным направлениям, в том числе:

♦ программы по обзору новых законодательных и иных нормативных правовых актов;

♦ программы по актуальным вопросам бухгалтерского учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, права, налогообложению, управлению, кризис-менеджменту, финансовому анализу, аудиту, имеющие практическую направленность;

♦ специальные программы, содержащие дополнительные знания, в том числе по смежным областям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование аудиторов является одной из ключевых проблем, влияющих на дальнейшее развитие аудиторской деятельности. В настоящее время приток молодых и новых специалистов в отрасль остается критически низким. Это влечет угрозу для аудита как стратегически значимого вида деятельности и инстру-

мента финансовой безопасности государства. Необходимо разработать дорожную карту подготовки аудиторов в условиях новых вызовов. Мы считаем, что подготовка аудиторов должна осуществляться системно, непрерывно, с участием всех заинтересованных институтов и лиц, базироваться на цен-ностно-компетентностном подходе. Это позволит подготовить аудиторов нового поколения, отвечающих всем требованиям социально-экономического развития государства и общества.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ Минтруда России от 19 октября 2015 г. № 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 2015 г. № 39802).

4. Арабян К. К. Новая образовательная парадигма // Высшее образование сегодня. 2013. № 12. С. 46-51.

5. Арабян К. К. Организация и проведение аудиторской проверки. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

6. Суглобов А. Е., Пименов Д. М. Совершенствование профессиональных требований к аудиту на международном уровне // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 10. С. 27-38.

7. Шеремет А. Д., Полякова С. И. Концепция новой программы экзаменов на квалификационный аттестат аудитора // Аудитор. 2014. № 5.

8. Эриашвили Н. Д. Современные требования к квалификации кандидата на должность нотариуса // Закон и право. 2019. № 7. С. 132-136.

9. Clinchamps N. Le controle financier et la LOLF du 1-er aout 2001: vers un desengagement progressif // Revue Française de Finances Publiques. № 82, Juin 2003.

10. Christensen Clayton M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. New York City : HarperBusiness, 2011.

Bibliographic list

1. Federal Law № 307-FZ of December 30, 2008 «On Auditing activities» // LRS ConsultantPlus.

2. Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» // LRS Con-sultantPlus.

3. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated October 19, 2015 № 728n «On approval of the professional standard «Auditor» (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 23.11.2015 № 39802).

4. Arabyan K. K. A new educational paradigm // Higher education today. 2013. № 12. P. 46-51.

5. Arabyan K. K. Organization and conduct of an audit. M. : UNITY-DANA, 2010.

6. Suglobov A. E., Pimenov D. M. Improvement of professional audit requirements at the international level // International accounting. 2013. № 10. P. 27-38.

7. Sheremet A. D., Polyakova S. I. The concept of a new exam program for the auditor's qualification certificate // Auditor. 2014. № 5.

8. Eriashvili N. D. Modern requirements for the qualification of a candidate for the position of notary // Law and law. 2019. № 7. P. 132-136.

9. Clinchamps N. Le controle financier et la LOLF du 1-er aout 2001: vers un desengagement progressif // Revue Francaise de Finances Publiques. № 82, Juin 2003.

10. Christensen Clayton M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. New York City : HarperBusiness, 2011.

ECONOMIC SCIENCE

Информация об авторе

К. К. Арабян — профессор кафедры государственного управления и публичной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, аудитор.

Information about the author

K. K. Arabyan — Professor of the Department of Public Administration and Public Policy of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Auditor.

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.

The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.