Научная статья на тему 'ОБРАЗНЫЙ МИР «ГОРНОЙ ФАНТАЗИИ» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ С ОРКЕСТРОМ СОБИРА КАРИМА-ХОДЖИ (ВОПРОСЫ ТРАКТОВКИ СОЧИНЕНИЯ)'

ОБРАЗНЫЙ МИР «ГОРНОЙ ФАНТАЗИИ» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ С ОРКЕСТРОМ СОБИРА КАРИМА-ХОДЖИ (ВОПРОСЫ ТРАКТОВКИ СОЧИНЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
флейта / фантазия / С. Карим-Ходжи / исполнительство / трактовка. / flute / fantasy / S. Karim-Khodji / performance / interpretation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайфуллаев Алишер

«Горная фантазия» для флейты с оркестром С. Карима-Ходжи интересна для исполнителя, т.к. в этом произведении музыкант может ярко показать себя в качестве виртуоза. В связи с этим, в данной работе предполагается рассмотреть сочинение с точки зрения строения формы, анализа мелодического языка, гармонической структуры и образно-содержательной сферы. Таким образом, объектом исследования становится творчество С. Карим-Ходжи, а предметом «Горная фантазия» для флейты с оркестром, в которой ярко проявились знания композитора в вопросах оркестровки и возможностей солирующего инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGINATIVE WORLD OF "MOUNTAIN FANTASY" FOR FLUTE AND ORCHESTRA SOBIRA KARIMA-KHODJI (QUESTIONS OF INTERPRETATION OF THE ESSAY)

Mountain Fantasy" for flute and orchestra by S. Karim-Khoja is interesting for the performer, because in this work the musician can clearly show himself as a virtuoso. In this regard, in this work, it is supposed to consider the composition from the point of view of the structure of the form, the analysis of the melodic language, the harmonic structure and the figurative-content sphere. Thus, the object of the study is the work of S. Karim-Khoja, and the subject is "Mountain Fantasy" for flute and orchestra, in which the composer's knowledge of orchestration and the possibilities of a solo instrument were clearly manifested.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗНЫЙ МИР «ГОРНОЙ ФАНТАЗИИ» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ С ОРКЕСТРОМ СОБИРА КАРИМА-ХОДЖИ (ВОПРОСЫ ТРАКТОВКИ СОЧИНЕНИЯ)»

ОБРАЗНЫЙ МИР «ГОРНОЙ ФАНТАЗИИ» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ С ОРКЕСТРОМ СОБИРА КАРИМА-ХОДЖИ (ВОПРОСЫ ТРАКТОВКИ СОЧИНЕНИЯ)

Сайфуллаев А.

Сайфуллаев Алишер - преподаватель, кафедра духовых инструментов, факультет инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: «Горная фантазия» для флейты с оркестром С. Карима-Ходжи интересна для исполнителя, т.к. в этом произведении музыкант может ярко показать себя в качестве виртуоза. В связи с этим, в данной работе предполагается рассмотреть сочинение с точки зрения строения формы, анализа мелодического языка, гармонической структуры и образно-содержательной сферы.

Таким образом, объектом исследования становится творчество С. Карим-Ходжи, а предметом - «Горная фантазия» для флейты с оркестром, в которой ярко проявились знания композитора в вопросах оркестровки и возможностей солирующего инструмента.

Ключевые слова: флейта, фантазия, С. Карим-Ходжи, исполнительство, трактовка.

THE IMAGINATIVE WORLD OF "MOUNTAIN FANTASY" FOR FLUTE AND ORCHESTRA SOBIRA KARIMA-KHODJI (QUESTIONS OF INTERPRETATION OF

THE ESSAY) Sayfullaev А.

Sayfullaev Alisher - Lecturer, DEPARTMENT OF WIND INSTRUMENTS, FACULTY OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: "Mountain Fantasy" for flute and orchestra by S. Karim-Khoja is interesting for the performer, because in this work the musician can clearly show himself as a virtuoso. In this regard, in this work, it is supposed to consider the composition from the point of view of the structure of the form, the analysis of the melodic language, the harmonic structure and the figurative-content sphere.

Thus, the object of the study is the work of S. Karim-Khoja, and the subject is "Mountain Fantasy" for flute and orchestra, in which the composer's knowledge of orchestration and the possibilities of a solo instrument were clearly manifested.

Keywords: flute, fantasy, S. Karim-Khodji, performance, interpretation.

УДК 078

Собир Карим-Ходжи - один из ярких, самобытных представителей узбекской музыкальной культуры. Он являлся незаурядно одаренным композитором, а так же был знатоком теории и истории искусства. Собир Исамиддинович Карим-Ходжи - философ, этически ориентированный мыслитель и даже духовный наставник. Он представляет музыкальную культуру Узбекистана и Таджикистана. В его музыке слились воедино мелодические начала таджикского и узбекского мелоса и приобрели неповторимое звучание в формах, принципах развития, гармонических построениях и оркестровке заимствованных из европейской культуры.

Композиторский талант С. Карим-Ходжи, в наибольшей степени, раскрылся в симфонических произведениях. Ученик профессора Б.И. Зейдмана в качестве дипломной работы представил симфонию «Голос Азии», а до этого им была написана симфоническая поэма «Восстание Восе». Один за другим были созданы Концерт для трубы с оркестром №1 (1967) и Концерт для трубы с оркестром № 2 (1968). Все сочинения для духовых инструментов написаны с глубоким знанием возможностей солирующего инструмента, и прочно вошли в исполнительский репертуар. Однако, специальных работ посвященных изучению названных сочинений нет. Они практически не изучены ни музыковедами, ни исполнителями. Сведения о творческом пути композитор, в краткой форме, изложены в справочнике «Композиторы и музыковеды Узбекистана» (Ташкент, 1999), в программках съездов Союза композиторов Узбекистана, съезда Союза композиторов СССР. В 1984 году, в сборнике Методика преподавания музыкальных дисциплин (Издательство Гафура Гуляма) была издана статья О.Ю. Юсуповой в которой приводится подробный анализ цикла «Вариации для фортепиано на таджикскую тему». Другой литературы по проблеме нет.

Музыкальное искусство Средней Азии и Казахстана, представляющее собой регион национальных композиторских школ, активно включившихся в мировой художественный процесс во второй половине XX века привлекает многих исследователей. Эти страны достигли в довольно короткий исторический период

высот в художественном развитии, выдвинулись в число лидирующих, весьма успешно конкурируя с такими композиторскими школами как французская, итальянская, западногерманская.

Годы обучения в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи (ныне Государственная консерватория Узбекистана) стали периодом напряженной внутренней работы, временем поисков и открытий, обретения собственной индивидуальности. Помимо специализации в классе Б.И. Зейдмана, важнейшим для его дальнейшего развития стало знакомство с молодыми, начинающими композиторами Ф.М. Янов-Яновским, Н. Закировым, С. Джалилом, Т. Курбановым.

Активный участник симпозиумов и конкурсов молодых композиторов С. Карим-Ходжи закончил консерваторию с отличием представив на выпускном экзамене симфонию «Голос Азии» по одноименной поэме Мирзо Турсун-Заде. Годом ранее, на прослушивании в Союзе композиторов Узбекистана, была исполнена симфоническая поэма «Восстание Воссе». Это программное сочинение раскрывает одну из героических страниц истории таджикского народа и посвящено его национальному герою, борцу за независимость и свободу Восе.

В 1967 году композитор пишет концерт для трубы с оркестром № 1, а в 1968 концерт для трубы с оркестром № 2. В 70-е годы композитор создает такие яркие сочинения как: хореографическая поэма «Памяти М. Рафеля», «Горная фантазия» для флейты с оркестром, Прелюдии для арфы. В 80-е годы: Вариации для фортепиано, Сонаты для фортепиано, элегические поэмы для трубы и фортепиано, пьесы для дутар-альта и фортепиано, цикл пьес для фортепиано «Горные легенды». «Концертино на пентатонику» для флейты и фортепиано. В 90-х годах музыкальный стиль композитора, отличавшийся ярким национальным колоритом с преобладанием танцевальных, напевно-повествовательных, созерцательных черт, омрачается появлением драматических, трагических образов. Назовем, к примеру, Драматическую сонату для фортепиано, Сонату для фортепиано, Сонату-фантазию для скрипки и фортепиано.

Обратимся к музыке этого композитора, его образному миру. При первых же звуках произведений этого композитора в вашей душе рождается целый поток разнообразных чувств, которые подхватывают и словно уносят из неупорядоченного, суматошного мира, в котором мы находимся и плавно погружают в иной мир, полный чарующего спокойствия и тишины, где вы можете отдохнуть душой и сердцем, насладиться волшебными видениями. В инструментальных сочинениях на фоне струящихся звуков, ласкающих слух, западающих в душу, мы словно вслушиваемся в себя, в биение собственного сердца, невольно на губах появляется улыбка, а на глазах - слёзы; легко осуществимыми кажутся наши радужные планы, крылья мечты уносят ввысь. В сочинениях С. Карим-Ходжи нашел выражение богатый и многоплановый внутренний мир композитора. Программные названия, которые предпосланы многим произведениям облегчают восприятие авторского замысла. В целом они показательны для стилевой установки композитора, апеллирующего к самой широкой слушательской аудитории. Главным стало стремление выразить себя в наиболее простых и понятных формах, а также возможность использовать их в преподавательской практике.

Исполнительская культура, в основе которой лежит особая сфера художественно-творческой деятельности, тесно связана с понятием «культура мышления». Именно это качество в наибольшей степени оказывает влияние на самостоятельность и специфику деятельности музыканта-исполнителя. «Культуру мышления можно определить как осознанное следование определённым принципам интеллектуальной работы» [9] считал С. Карим-Ходжи.

Некоторые произведения композитора сочинялись для конкретного исполнителя, с учетом его технических возможностей, эмоциональностью, манеры интонирования, творческой индивидуальности. Все это отражалось в партитуре и выражалось в образном содержании произведения, его драматургии. Таковы например, цикл пьес для фортепиано «Горные легенды» и «Вариации на таджикскую тему» для фортепиано. Оба произведения написаны для Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, Заслуженной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Офелии Юсуповой.

«Горная фантазия» для флейты с оркестром - одночастное произведение, написанное в сонатной форме. В произведении ярко раскрываются виртуозные возможности инструмента, его концертные качества. Здесь перед нами предстают живые образы народного празднества на фоне ликования природы. Темы главной и побочной партий не противопоставляются, а скорее являются двумя гранями одного позитивно-созидательного образа. Образа торжества созидательного труда человека и картины горного таджикско-памирского пейзажа. Художественный замысел фантазии воплощается композитором в убедительно гармонических пропорциях разделов одночастной композиции сочинения, при этом рельефно выявляются элементы интонационного единства, образные арки, логично проводится трансформация эмоционально-психологических состояний, связанных с образной сферой побочной партии.

Лирический эпизод, заменяющий традиционное Скерцо, - вторая часть фантазии. Мелодия флейты звучит на фоне характерного синкопированного ритма, усиливая тем самым эмоционально-образный мир концерта.

Центром концерта является каденция солиста - сложная и виртуозная она раскрывает звуко-выразительные возможности инструмента.

Заключительный раздел, своеобразная постлюдия, возвращает нас к образам главной партии и утверждает основную идею произведения - торжество и энергия созидания, радость жизни и упоение ее красотой.

Список литературы /References

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Ленинград, 1971. С. 376.

2. Асафьев Б. Композитор - имя ему народ. Избранные труды. Ленинград, 1955.

3. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.

4. Головянц Т., Мейке Е. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Справочник. Ташкент, 1999.

5. Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2004. С. 204.

6. Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекских народных песен и их гармонизации. Л.: Музыка, 1962.

7. Кудряшов Ю. Музыкальное содержание. М., 2001.

8. Материалы съездов СК СССР. 1, 8 съезд СК Узбекистана, 1982.

9. Мазель Л. Эстетика и анализ // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982.

10.Мазель Л. Метод анализа и современное творчество // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982.

11. Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.

12.Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.

13. Теория культуры. СПб.: Питер, 2010. С. 264.

14. Юсупова О.Ю. «Вариации на таджикскую тему» С. Карим-Ходжи (опыт исполнительского анализа) // Методика преподавания музыкально теоретических дисциплин. Т., 1985.

15. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. Т., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.